Как производится изготовление арматурных каркасов?

Арматурный каркас для фундамента – металлический каркас, собираемый из арматурных прутьев нужного диаметра. Основной функцией такой основы становится равномерное распределение нагрузки, которое препятствует деформации. Для каждого типа фундамента используется своя форма конструкции. Армокаркас в сочетании с бетоном обеспечивает прочность основания постройки. Он изготавливается промышленно либо собирается на месте. Сделать его самостоятельно поможет подробная инструкция; также важно знать, чем он отличается от других типов, применяется ли сварка при сборке и др.

Какова роль арматурного каркаса

Каркас собирают из гладких или рифленых стальных прутьев различного диаметра. Чаще применяются рифленые – они обеспечивают качественное сцепление с бетоном.

Назначение определяется в зависимости от типа строительства:

  • при проведении монолитных бетонных работ обеспечивает прочность железобетонного основания;
  • при постройке свайного и ленточного фундаментов в ход идут пространственные каркасы;
  • при возведении на небольшой площади, в условиях тесной городской застройки;
  • в целях увеличения прочности конструкции;
  • в целях ускорения процесса монтажа фундамента;
  • для стяжки полов.


Арматурный каркас — очень важная часть при создании прочного и долговечного фундамента
Каркас – несущий «скелет», придающий конструкции жесткость, особенно при создании различных пространственных конструкций. Его прочность зависит от:

  • вида применяемых арматурных прутьев;
  • диаметра прутьев;
  • количества используемых прутьев;
  • метода скрепления.

Решающее значение имеет диаметр арматуры, поскольку от него зависит прочность. Наибольшее распространение имеют стержни диаметром 12 миллиметров, то есть А-12. В малогабаритном строительстве применяют А-13.

Составление проекта каркаса

Выбирайте металлический профиль класса А-400

Перед тем как приступить к работе по монтажу каркаса следует произвести ряд математических вычислений. Прежде всего, следует определиться с диаметром стальных прутков и их количеством.

При создании армокаркаса для ленточного фундамента здания чаще всего используется стальная арматура из периодического профиля класса А-400. Данный прокат имеет особую конструкцию, оснащённую по бокам выступами, спирально опоясывающими металлический прут по всей длине. Такая конструкция была специально разработана для лучшего сцепления армирующего каркаса с бетоном.

Стеклопластиковая арматура

В последнее время в качестве материала для каркаса всё чаще применяется стеклопластиковая арматура. Среди основных плюсов стеклопластика по сравнению со сталью можно назвать:

  • малая масса;
  • устойчивость к коррозии;
  • меньшая стоимость.

Среди минусов следует отметить худшие показатели устойчивости к разрыву, нежели у стандартного стального армирования.

При создании объёмного каркаса ленточного основания схема армирования выглядит следующим образом: горизонтально, вдоль будущих стен, идут нити из рифлёного проката. Они располагаются в несколько рядов: как по горизонтали, так и по вертикали.

Между ними идут поперечные прутки из круглого проката, соединяющие продольные горизонтальные нити между собой.

Выбор каркаса в зависимости от типа фундамента

Каркас выбирают, ориентируясь на тип возводимого фундамента:

  1. Плитный фундамент. Применяется плоская конструкция из 2 сеток. Они монтируются на расстоянии, равном площади будущего фундамента.
  2. Свайный фундамент. При буронабивной разновидности свайного или свайно-ленточного фундамента используется схема из 3-4 арматурных прутьев, скрепляемых хомутами. Часто применяются готовые каркасы промышленного производства.
  3. Каркас из арматуры для ленточного фундамента. В большинстве случаев применяется конструкция в 2 пояса. При минимальных навыках строительства монтаж проводят самостоятельно.


Бетон выполняет функцию противодействия сжатию, а арматурный каркас берет на себя все растягивающие нагрузки и различные деформации
Арматурные каркасы могут быть произведены на заказ промышленным способом либо смонтированы своими силами. При возведении многоэтажного или другого крупномасштабного строительства рационально использовать готовый. Это значительно сэкономит время и силы.

Каркас для ленточного основания

Еще одно важное условие, касающееся изготовления каркаса для ленточного фундамента. Его укладка осуществляется на бетонную подготовку. Используется та, которую можно заменить:

  • полимерными материалами;
  • специализированными насадками.

Эти насадки и материалы должны справляться с негативным воздействием и не допускать деформацию. Те ленты, которые располагаются перпендикулярно, следует закрепить к выпускам арматуры. Их следует изогнуть посредством специального инструмента, как правило, он есть у профессионалов.

Совет эксперта! Для достижения максимально лучшего результата, выпуск должен иметь в диметре профиля 30. Данная технология обеспечивает высокую жесткость всего сооружения. Как следствие полностью исключается неравномерная деформация.

Разновидности арматурных каркасов

Существует 2 основных типа арматурных каркасов:

  • плоские; собираются из продольных и поперечных стержней, скрепляемых вязальной проволокой;
  • пространственные; имеют три размера: длину, ширину и высоту.

Классификация по методу сборки:

  • собираемые вручную, при помощи проволоки и специального крючка;
  • изготавливаемые с помощью сварки;
  • изготавливаемые автоматизированным методом – с помощью вязального пистолета.

Вид и размер определяется индивидуально в зависимости от технологических условий.

Особенности арматурного каркаса для ленточного фундамента

Этот каркас широко применяется при разных типах строительства. Перед сборкой важно помнить:


Арматура с ребристой поверхностью обеспечивает максимально качественное и прочное сцепление с бетоном

  • высота каркаса больше, чем ширина;
  • применяется исключительно гибкое соединение проволокой или пластиковыми хомутами;
  • важно продольное растяжение.

Арматурный каркас для ленточного фундамента собирают прямо на месте или, если не позволяет площадь траншеи, отдельно.

Каркас для плитного основания

Конструкция плоского каркаса плитного основания подразумевает наличие двух сеток. Они образуют монолитное основание из ребристых стержней диаметром от 12 до 14 миллиметров.

Технологические особенности:

  • площадь арматурной основы равна размерам фундамента;
  • соединение осуществляется перемычками из уголков или пластиковых труб.

При таком армировании каркас обеспечивает равномерное распределение нагрузки.

Армирование свайных оснований

Армирование свайных оснований подразумевает металлическую оплетку свай. Длина прутьев арматуры превышает длину буронабивной сваи, что необходимо для создания выпусков.


Диаметр используемых прутьев — очень важный фактор, влияющий на долговечность всей постройки

Технологические нюансы:

  • количество арматурных прутов зависит от диаметра свайной основы;
  • соединение осуществляется металлическими хомутами треугольной или округлой формы.

Конструкция буронабивных свай стандартная, чаще применяются готовые каркасы.

Несколько правил, о которых нужно помнить при армировании ленточных фундаментов


Схема арматурного каркаса с указанием расстояний между поясами
Несмотря на то, что конструкция ленточного фундамента относительно простая, сделать правильное армирование довольно сложно. Для этого нужно помнить о ряде ключевых правил:

  1. Армированию подлежит вся по площади конструкция фундамента.
  2. Запрещено оголять кромки арматуры, в противном случае внутри основания начнется процесс разрушения металла.
  3. Не рекомендуется сваривать места соединения арматуры.
  4. Для создания каркаса используется несколько видов прутьев, продольные могут иметь диаметр 12 мм и ребристую поверхность, а поперечные и вертикальные могут быть и гладкими с меньшим диаметром.
  5. Перед выбором типа арматуры нужно провести подробный расчет нагрузки на фундамент, а также изучить структуру и особенности почвы.
  6. Каркас всегда делается изначально и затем опускается в опалубку.

Если нет технической возможности рассчитать зоны наибольшей деформации, тогда лучше по всему периметру основания предусмотреть три уровня продольной арматуры. Все соединения следует делать зажимными с помощью проволоки.

Как сделать монтажные кольца своими руками

Арматурную основу при минимальных строительных навыках нетрудно сделать самостоятельно, что целесообразно, если речь идет о строительстве частного дома или хозяйственных построек.

Изготовление арматурных каркасов для ленточного фундамента предусматривает следующую технологию:

  1. Укладка поперечных стержней. Их длина на 10 миллиметров меньше, чем ширина фундамента.
  2. Укладка двух рифленых стержней в продольном направлении. Все соединения скрепляются вязальной проволокой. Получается нижняя часть каркаса.
  3. Установка вертикальных стержней в местах соединения. Их высота на 10 сантиметров меньше основания.

По такой схеме изготавливают верхний пояс арматурной основы.

Каркас из арматуры устанавливается в котловане. Под него укладывают прокладки из отрезков ПВХ-труб.


Вязка прутьев арматурного каркаса имеет большое значение для прочности и долговечности всего основания здания

Изготовление армокаркасов плитного фундамента включает:

  • отдельную сборку нижнего и верхнего контуров (применяются рифленые прутья, изготовленные горячекатаным методом);
  • соединение верхнего контура с нижним перемычками из прутьев;
  • установку готового каркаса на плиту с помощью металлических подставок-«грибков».

Вертикальные прутья соединяют с горизонтальными при помощи вязальной проволоки. Жесткое соединение при помощи сварки не используется.

Сварка каркасов из арматуры применяется при изготовлении свайного фундамента:

  1. Каркас буронабивного фундамента собирают из 2-4 прутьев нужного размера.
  2. Прутья устанавливаются вертикально, скрепляются хомутами различной формы.

Важные правила вязки арматуры и основные СНиП

Перед тем, как вы начнете расшивать арматурой или проволокой ваш будущий фундамент, нужно примерно расчитать нагрузку на него, чтобы определиться, прут какого сечения понадобится. Точно знать не нужно, так как всегда берут с запасом. К примеру, при постройке временной металлоконструкции с весом стен до 400 кг/1 м2, можно использовать арматуру диаметром 8 миллиметров. При постройке гаража из шлакоблока со стенами до 3 метров в высоту используют прут с сечением 12 миллиметров. Если же вы строите двухэтажный коттедж, то расшивать уже придется более серьезным металлом – диаметр 14-18 миллиметров.

Конечно, можно отдать этот проект для расчетов опытным специалистам, которые позволят сэкономить и подберут минимально допустимое значение, но если несколько тысяч рублей не играют большой роли – возьмите с запасом. Часто возникает желание достроить этаж с мансардой или сделать многоуровневую тяжелую крышу – основание должно быть обязательно готово к такому «повороту событий». Существует несколько СНиП, которые регулируют изготовление данной конструкции. Рассмотрим их подробнее.

  1. СНиП 7.3.4 гласит, что минимальное расстояние между двумя вертикальными стержнями должно быть не меньше, чем сечение самого усиления, а лучше в 2-3 раза больше. Максимальное значение не указывается, так как оно выбирается уже персонально для каждого проекта, зависит от способа кладки, наличия уплотнителя, марки цемента, качества заполнителя и других факторов.
  2. СНиП 7.3.6. Расстояние между двумя параллельными продольными стержнями должно быть не более 40 сантиметров. Чем больше нагрузка на основание, тем меньше будет это расстояние. Минимальное расстояние для ленточного фундамента – 10 сантиметров при диаметре арматуры в 14 мм.
  3. СНиП 7.3.7 регулирует шаг поперечной арматуры. Следует принимать значение не более половины рабочей высоты сечения, но, ни в коем случае, оно не должно превышать 30 сантиметров.

Придерживаясь этих СНиП, армирование у вас получится по «книжным нормам». Но существует несколько правил, которые были разработаны специально строителями для облегчения процесса установления фундамента. Эти рекомендации проверены временем и позволят существенно повысить физико-механические свойства вашего сооружения, а также немного сэкономить на приобретении материалов.

  1. Нельзя сваривать между собой арматуру. Нагревание металла существенно ухудшает его свойства, а вот прочные соединения там вообще ни к чему – они держатся за счет бетона, а не металла, который вы будете наплавлять часами.
  2. Арматура подвергается коррозии, поэтому нужно углубить ее со всех сторон в бетон, чтобы она служила десятки лет. По бокам металл должен «уйти» в бетон на 8 сантиметров как минимум, снизу на 10, сверху на 10.
  3. Нельзя на углах делать перекрестные соединения, пруты не должны пересекаться перпендикулярно, лучше взять и выгнуть металл необходимой формы, чтобы следующий стык был не ближе чем 100 сантиметров от угла. На них всегда попадает самая большая нагрузка, а соединение на коротком отрезке участка не даст нужную прочность.
  4. Углы должны дополнительно усиливаться поперечинами и вертикалями. Очень часто в народе просто делают расшивку «крестиком», полагая, что масса будет опираться, почему то, именно на сам стержень. Но такая вязка арматуры для основания просто недопустима, ведь у вас получатся 2 отдельных блока, которые не будут иметь между собой никакой связи. Толку от этого действия ровно 0.0%. Нужны П-образные и Г-образные усиления на углах и на первых от них поперечинах.

Мы разобрали основные правила, как сделать качественное армирование фундамента, схема к которому располагается ниже. Теперь можно переходить к поэтапному возведению этой конструкции и разбирать все нюансы более подробно.

Рекомендации

Армопояс для фундамента – металлическое сооружение, принимающее на себя возникающие нагрузки и деформации. При его изготовлении помогут технологические рекомендации:

  • как сделать армопояс по газобетону;
  • какую сетку использовать для стяжки;
  • какая маркировка арматуры применяется при изготовлении;
  • что такое мраморный бетон;
  • какие бывают муфты для соединения арматуры;
  • что такое пластификатор, и зачем он нужен.

Вязание элементов каркаса в зависимости от условий проводится непосредственно внутри опалубки либо в другом месте строительной площадки.

Особенности продукции

Сварка и вязка арматурных каркасов является достаточно сложной операцией, выполнять которую без необходимого опыта не рекомендуется. Готовое изделие может не выдержать механической нагрузки, что приведет к повреждениям мест сварки и деформации фундамента. При соблюдении требований технологического процесса и использовании качественных материалов, сборка арматурного каркаса происходит без недостатков. Полученные конструкции применяются в следующих целях:

  • при производстве монолитных конструкций из бетона использование арматурной основы обязательно и регламентировано нормативными документами;
  • применение плоских каркасов актуально при производстве отделочных работ, так как подобные системы позволяют избежать образования трещин при перепадах температуры, влажности, различных механических воздействиях;
  • арматурные каркасы перекрытий также пользуются спросом, выдерживают нагрузку на изгиб, кручение и разрыв;
  • при кладке кирпича или блоков рекомендуется применять сетку из арматуры, так как прочность стены существенно возрастает;
  • перед укладкой потолочной плитки, заливкой стяжки также желательно положить металлическую основу из сетки;
  • еще одним способом применения продукции является утепление трубопроводов, на плоский каркас вокруг магистрали можно легко закрепить теплоизолятор;
  • облицовка внешних и внутренних поверхностей зданий выполняется более качественно, если предварительно установить плоскую сетку.

Кроме указанных, существуют и другие сферы применения продукции. При выполнении подобных работ главное правильно рассчитать толщину прутьев, проработать чертеж арматурного каркаса и собрать конструкцию в соответствии с намеченным планом.

Напряженные конструкции

Напряженные конструкции подразумевают натяжение как двух видов стержней (монтажных и рабочих), так и только рабочих. Натяжение обоих видов используется при высоких эксплуатационных нагрузках. Применение рабочих стержней сопровождается сварными сетками, выполняющими распределительную и монтажную функцию. Изготовление напряженных конструкций из стали высоких марок позволяет использовать металл наиболее экономично и требует надежного закрепления. Главным критерием надежности закрепления является величина и площадь сцепления бетона и арматуры.

Номер профиля (номинальный диаметр)Вес, кг/м
60,222
80,395
100,617
120,888
141,210
161,580
182,000
202,470
222,980
253,850
284,830
326,310
367,990
409,870
4512,480
5015,410

Калькулятор расчета веса

Достоинства плоских и объемных арматурных моделей

Приобретая и соединяя элементы арматурного каркаса в единую конструкцию, можно существенно улучшить характеристики железобетонно монолита. Использование стальных прутков актуально в строительстве, производственной отрасли, при ремонтных и отделочных работах. Контактная сварка арматурных каркасов востребована в частных целях, при возведении фундаментов дач и домов, других целях.

Использование подобных конструкций дает следующие преимущества:

  • правильно сваренная и смонтированная арматура существенно увеличивает показатели прочности и надежности любого объекта, вне зависимости от размеров, назначения, максимальной нагрузки;
  • хрупкость бетона и выкрашивание материала исключается, вне зависимости от интенсивности перепада температуры, влажности, механических воздействиях;
  • у владельца строящегося объекта появляется возможность снизить расходы на возведение фундамента за счет уменьшения размеров и объема бетона;
  • уменьшаются сроки монтажа здания, соответственно затраты на оплату труда рабочих, возрастает производительность труда.
  • Готовая конструкция по своим характеристикам соответствует требованиями ГОСТ и СНиП, других нормативных документов.

Допускается соединение арматурных каркасов в одну единую систему непосредственно на месте установки. Подобная технология применяется при производстве сложных и протяженных фундаментов для жилых и промышленных объектов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]