Черный щебень. Фото Грунтовозов
Фракционные материалы находят широкое применение в различных сферах деятельности, в частности, в строительстве. Они выступают в качестве наполнителя при изготовлении бетона, применяются при выполнении облицовочных работ, используются для обустройства подушек под фундаменты, дорожные полотна, дренажа и т.д. Востребованным материалом для реализации проектов в сфере строительства является щебень.
Компаниям и частным клиентам предоставляется несколько видов щебня в соответствии с происхождением, наибольший интерес вызывают гравийный, гранитный, известняковый, доломитовый, мраморный, керамзитовый, базальтовый, кварцевый и сланцевый, вторичный, шлаковый и прочие. Все они являются натуральными материалами, произведенными в результате дробления породы и просеивания полученных фрагментов на отдельные фракции. Черный щебень, о котором пойдет речь в данной статье, в свою очередь является частично искусственным сыпучим материалом.
Изготовление черного щебня своими руками
Для этих целей лучше всего подойдет известняковый камень М-600 с максимальными фракциями 20 мм, так как его способность впитывать эмульсию выше, чем у других видов. Кроме этого потребуется нефтяной битум марки БНД 200/300 в количестве 4,5÷5% от массы щебня. В качестве поверхностно активного вещества следует использовать кубовые остатки синтетических жирных кислот – около 3% от массы битума. Для создания эффективной эмульсии нужен водный раствор NaOH – всего около 0,4% от массы воды.
ТУ 400-24-163-89*Щебень черный горячий
ТУ 400—24—163—89 *
ЩЕБЕНЬ ЧЕРНЫЙ ГОРЯЧИЙ
Москва, 1995
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Научно-исследовательским институтом Московского строительства (НИИМос-строй) департамента строительства.
Разработчики: В. Н. Кононов, д, т. н,, руководитель разработки, М. И. Клейман, с. н. с.
2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ 03.02.1989 г. Регистрация МЦСМ Госстандарта 005/018180 от 02.02.89.
3. ВВЕДЕНЫ взамен ТУ 400-24-103—76.
4. ПЕРЕИЗДАНЫ (16.02.95) с ИЗМЕНЕНИЕМ № 1 Госкомстандарт. Зарегистрирован и внесен в реестр 02.03.95 г. за ГР № 200/018180/01 без ограничения срока действия.
5. В настоящем документе реализованы нормы Закона Российской Федерации «О стандартизации».
Щебень черный горячий
Дата введения 1989—02—03
Настоящие технические условия распространяются на щебень черный горячий, применяемый для устройства шероховатой поверхности асфальтобетонного покрытия способом втапливания при строительстве и проведении ремонтных работ дорожных одежд.
Щебень черный приготавливается смешением в смесительных установках в нагретом состоянии одномерного щебня с вязким нефтяным дорожным битумом, взятых в определенных соотношениях. При недостаточном сцеплении битума с поверхностью щебня вводят добавки поверхностно-активных веществ и активаторы поверхности (известь, минеральный порошок, цемент).
Пример записи обозначения продукции при ее заказе: «Черный щебень, фракции 5—10», ТУ 400—24 — 163—89*
I. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Щебень черный горячий (далее черный щебень) должен соответствовать требованиям настоящих технических условий и изготовляться по техническому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
1.1. Основные параметры и размеры.
1.1.1. Основные параметры и размеры должны соответствовать значениям, указанным в таблице.
Таблица
Коды и основные классификационные особенности материала
3 |
1.1.2. Температура нагрева щебня должна быть не более 160°С, а битума ^ 150°С. При применении добавок поверхностно-активных веществ максимальная температура материалов снижается на 15°С.
1.1.3. Активаторы поверхности щебня вводят в мешалку до подачи битума: извести пушонки — от 1 до 2% (или известковое молоко: 30% сухого вещества и 70% воды) или минерального порошка — от 0,5 до 4%, или цемента — от 3 до 4% от массы щебня.
1.1.4. Дозирование всех компонентов производят по массе. Допустимая погрешность не должна превышать +2%.
4
1.1.5. Продолжительность перемешивания щебня с вязким нефтяным битумом в смесителях с циркуляционной схемой движения материала — 20—40 с. Меньшее время устанавливают для смесей, в которых введение битума в мешалку производится в распыленном виде под давлением. В смесителях с противоточиой схемой движения материалов время перемешивания должно быть увеличено в 1,5—2 раза.
1.1.6. Температура черного щебня при выпуске из смесителя должна быть в пределах 120—140°С.
Минимальных температур следует придерживаться при использовании щебня из изверженных горных пород и производстве работ при температуре наружного воздуха выше 25°С; максимальной — то же при температуре 10—25°С и использовании щебня из искусственных каменных материалов.
1.2. Характеристики (свойства).
1.2.1. Для приготовления черного щебня применяют щебень, получаемый дроблением природного или искусственного камня, отвечающего требованиям ГОСТ 8267-82, ГОСТ 10260-82, ГОСТ 8268-82, ТУ 21—0284461 — 1—85.
Для получения щебня наиболее предпочтительными являются изверженные горные породы (кристаллические, без следов выветривания) — граниты, сиениты, диориты и искусственные — дорсил.
По форме зерен щебень должен быть кубовидной формы с выраженными гранями, однородный по прочности, чистый и однотипный по цвету. Содержание зерен слабых пород не должно превышать 5% по массе.
По прочности щебень должен иметь марку по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре не ниже 1000, по износу в полочном барабане И—Г1, а показатель морозостойкости не ниже F 50.
1.2.2. Для приготовления черного щебня применяют неф тяные вязкие дорожные битумы, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 22245-90.
1.2.3. Минеральный порошок, используемый для активации щебня, должен удовлетворять требованиям ГОСТ 16557— —78, а известь должна быть 1, 2 или 3 сорта и соответствовать требованиям ГОСТ 9179-77*
В качестве поверхностно-активных веществ используются добавки катионактивного типа в соответствии с техническими требованиями ВСН—59—68.
5
1.2.4. Выпускаемый черный щебень должен быть однородным и одномерным и иметь на поверхности равномерно распределенную пленку битума, обеспечивающую надлежащее сцепление щебеиок при уплотнении.
2. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ (ИСПЫТАНИЙ)
2.1. Контроль качества готового черного щебня производится по внешним признакам с учетом следующих основных факторов: степени однородности и одномерности применяемого щебня и покрытия поверхности щебенок битумом. Битум не должен стекать с обработанных щебенок, но и в то же время должен полностью и равномерно обвалакивать их, образуя прочную пленку.
2.2. Температурный режим приготовления черного щебня контролируют проверкой температур минерального и вяжущего материала и готового черного щебня. Температуру готового черного щебня проверяют в кузове транспортных, средств.
2.3. Методы контроля исходных материалов, применяемых для приготовления черного щебня, при необходимости проверки их качества должны соответствовать:
ГОСТ 11001 —78 — ГОСТ 11512-78* — для битумов;
ГОСТ 8269-87 — для щебня;
ГОСТ У179—77?— для извести;
ГОСТ 12784-78 — для минерального порошка;
ВСН 59-—68 Минтрансстроя — для поверхностно-активных добавок;
ГОСТ 8267-82 — для щебня.
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Готовый черный щебень принимается отделом технического контроля предприятия-изготовителя.
3.2. Приемку черного щебня производят партиями. Размер партии устанавливается в количестве сменной выработки одной смесительной установки, одного состава, изготовляемого из одних и тех же материалов, и по одной и той же технологии.
3.3. Для проверки качества черного щебня и соответствия требованиям настоящих технических условий в момент его
6
выгрузки из смесителя в транспортные средства отбирают пробы. Каждую пробу составляют из отдельных порций черного щебня, отобранных из 3—4 замесов.
3.4. Потребитель имеет право производить контрольную проверку качества черного щебня, применяя для этой цели правила отбора и отбраковки в соответствии с ГОСТ 12801 — —84 и методы оценки материала, предусмотренные настоящими техническими условиями.
3.5. Маркировка.
При отгрузке потребителю предприятие-изготовитель обязано каждую транспортную единицу, доставляющую черный щебень к месту работы, сопровождать накладной (паспортом), в которой должны быть указаны:
наименование предприятия-изготовителя; температура черного щебня; номер, дата и время выдачи накладной; наименование и адрес потребителя; обозначение настоящих технических условий.
4.1. Черный щебень с завода к месту работ доставляется в автомобилях-самосвалах и выгружается в приемный бункер укладывающего или распределяющего механизма. Автомобили-самосвалы, доставляющие готовый щебень, должны иметь нормальное давление в шипах, а кузова — исправными, чистыми и без остатков налипшей на стенки и дно кузова смеси.
4.2. Готовый черный щебень хранению не подлежит и укладывается в покрытие сразу после его доставки на место работ.
Черный щебень должен быть принят техническим контролем предприятия-изготовителя.
5.2. Поставщик (изготовитель) гарантирует соответствие черного щебня требованиям настоящих технических условий при соблюдении потребителем условий применения и транспортирования, установленных техническими условиями.
7
6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ
6.1. Для приготовления черного щебня в качестве вяжущего используют вязкие нефтяные битумы, которые в присутствии открытого пламени могут возгораться при собственной температуре 250 300*С.
Заказ 43
6.2. При производстве работ по приготовлению черного щебня следует соблюдать требования строительных норм и правил по технике безопасности в строительстве, изложенные в СНиП Ш — 4—80, а так же в «Правилах по охране труда в дорожном хозяйстве», М,, Стройиздат, 1989 г.
Тираж 1000
Типография Госснаба РФ
Примечания: *1. По соглашению сторон для смесей, укладываемых по литьевой технологии, допускается применение черного щебня фракции 3—5 или 5 (3) —8 мм. 2. В скобках — примерное количество битума при использовании активаторов поверхности (извести, минерального порошка, цемента). |
Сделать своими руками
Черный щебень возможно изготовить и своими руками. Для этого наилучшим образом подходит известняковый щебень марки не менее М600 и размером фракций 20-40 мм. Данный выбор обусловлен способностью материалов впитывать вяжущие вещества лучше, чем другие разновидности.
Известняковый щебень 20-40 крупным планом. Фото Грунтовозов
Технологии и методы производства, состав
В качестве сырья для изготовления черной смеси используется не только щебень, но и горные минеральные породы, а также отсев их дробления. Для производства предприятия выбирают породы с пределом прочности не менее 80 МПа. Типовой состав смеси включает в себя наполнитель в виде щебня и вяжущее вещество. Соотношение компонентов составляет 96-98 на 4-2%.
В качестве наполнителя используются материалы следующих фракций 5-10, 10-20, 15-20, 20-40 и 40-70 мм., а также комбинация зерен размером 5-20 и 5-40. В качестве вяжущих веществ применяются деготь, нефтяные дорожные битумы, битумные эмульсии.
Общие сведения о черном щебне
Черный щебень (черная щебеночная смесь) — искусственный дорожно-строительный материал, получаемый путем смешения гранитного, гравийного или известнякового щебня с вязкими или жидкими органическими вяжущими компонентами (нефтяным дорожным битумом, битумной эмульсией или дегтем).
Не следует путать с черным щебнем так называемый «терриконовый или угольный щебень» (получаемый при переработке шахтных угольных отвалов), а также окрашенный декоративный щебень или асфальтовую крошку (фрезерованный или дробленый асфальтобетонный гранулят).
Назначение и область применения черного щебня
Основным назначением черных щебеночных смесей является устройство конструктивных элементов дорожной одежды: дорожных оснований и нижних слоев дорожного покрытия. В некоторых случаях черная щебеночная смесь может использоваться для создания верхних слоев дорожного покрытия (временных проездов и технологических дорог), а также в качестве материала для поверхностной обработки асфальтобетонных покрытий.
Применяется черный щебень при строительстве дорог I–V категории, проведении ямочного и капитального ремонта автомобильных дорог, при асфальтировании подземных паркингов и автостоянок, пешеходных переходов и других закрытых от попадания влаги и прямых солнечных лучей объектов. Помимо дорожного строительства, различные виды чернощебеночных смесей могут применяться в гидротехнической отрасли и гражданском строительстве.
Типовой состав и технология производства черных щебеночных смесей
Типовой состав черной щебеночной смеси включает два основных компонента: минеральный наполнитель в виде щебня и органическое вяжущее вещество.
Существует две технологии приготовления черных щебней: «методом смешения» и «методом пропитки».
Принципиальное отличие «метода смешения» от «метода пропитки» заключается в том, что в первом случае щебень принудительно смешивается с вяжущим в смесительной установке, после чего самосвалами доставляется к месту проведения работ и укладывается. Во втором же случае, уже уложенный и уплотненный слой щебня обрабатывается вяжущим компонентом с целью его пропитки на определенную глубину.
Классификация черного щебня
По размеру фракции
Указание размера фракции щебня, как правило, отражается числовым значением в наименовании марки черной щебеночной смеси, например: ЩЧР-10 — фракция 5–10 мм, ЩЧР-20 — фракция 10–20 мм.
По температуре смеси
Особенности применения
В качестве дорожного покрытия чёрный щебень применяется в определённом порядке. К таким работам предъявлены особые требования:
- предварительно расчищается место;
- удаляется верхняя часть почвы с помощью специальной техники;
- далее кладётся выравнивающий слой, производится утрамбовывание земли на нужном участке;
- после этого площадка засыпается песком и гравием, во избежание растрескивания.
Устройство дорожного основания в ряде случаев осуществляется горячим методом и предполагает расклинивание. Здесь важна температура укладки, поскольку необходимо, чтобы сооружение стало монолитным.
Сферы применения
Материал является оптимальным вариантом для выполнения дорожно-строительных работ. С помощью черной щебеночной смеси при выполнении всех рекомендаций возможно получить прочное, долговечное, стойкое к износу покрытие. Щебень используется также для строительства оснований, укладки тротуаров и площадок, изготовления асфальтобетонных смесей, обустройства верхнего слоя отмостки вокруг дома, организации парковочного места.
Технология укладки, строительство покрытий и оснований
Предварительным этапом работ является подготовка и оформление разрешительных документов. Выполнение работ начинается в подготовки площадки под строительство, верхний слой грунта снимается ковшом бульдозера, почка выравнивается и утрамбовывается, стелется слой песка, насыпь уплотняется катком и увлажняется.
Справка. Для увеличения прочности покрытия и предотвращения образования трещин обустраивают подушку из гравия.
Существует два способа обустройства дорожных оснований с помощью черного щебня — с расклинцовкой и без нее.
Справка. Расклинцовка (или метод заклинки) — расклинивание крупных фракций щебня более мелкими. Например, материалы 20-40 расклиниваются зернами 10-20 мм., которые расклиниваются фракциями 5-10 мм. В результате получается многослойное разнофракционное основание.
Наибольшее распространение получил метод заклинки, созданные с его помощью покрытия отличает монолитность. Порядок осуществления работ следующий:
- обработка подстилающей поверхности вяжущим веществом с помощью автогудроната;
- в качестве основной фракции применяется 40-70, если толщина покрытия будет более 80 мм., и 20-40 — если менее;
- распределение и уплотнение последовательно щебня фракций 20-40, 10-20 и в последнюю очередь 5-10; распределение выполняется с помощью щебнераспределителя или обычного асфальтоукладчика.
Справка. Расклинцовка должна выполняться особенно внимательно, на основании проектов и точных расчетов, с учетом климатического пояса и погодных условий на момент проведения работ, местности, уровня грунтовых вод и подвижности почвы.
Применение черного щебня в дорожном строительстве
Для создания дорожных оснований
Существует два способа устройства дорожных оснований с применением черных щебеночных смесей: «с расклинцовкой» и «без расклинцовки».
Расклинцовка («метод заклинки») — последовательное расклинивание крупных фракций щебня более мелкими. Фракция 20–40 мм расклинивается фракцией 10–20 мм, которая в свою очередь расклинивается фракцией 5–10 мм. Таким образом, получается трех- или четырехслойное разнофракционное основание, при этом в качестве основной может выступать фракция 40–70 мм.
Без расклинцовки производится устройство оснований с использованием смешанной фракции 5–20 мм или 5–40 мм.
Порядок осуществления работ по устройству чернощебеночного основания «с расклинцовкой» следующий:
В качестве основной, допускается применение фракции 40–70 мм, если толщина слоя более 8 см. В этом случае, первой расклинивающей фракцией будет 20–40 мм, второй — 15–20 мм или 10–20 мм, третьей — 5(3)–10(15) мм.
Распределение черной щебеночной смеси по поверхности осуществляется с помощью самоходного, прицепного, полуприцепного или навесного щебнераспределителя (или обычного асфальтоукладчика).
В случае приготовления черного щебня на месте проведения работ «методом пропитки» (а не доставки готовой смеси в самосвалах), укладывается не готовая чернощебеночная смесь, а обычный щебень. После распределения и уплотнения каждого слоя, следует его обработка вяжущим при помощи самоходного гудронатора. Укладка щебня может осуществляться бульдозером, автогрейдером или щебнераспределителем.
Для устройства нижних слоев дорожного покрытия
Черные щебеночные смеси используются для создания нижнего подстилающего слоя дорожного покрытия при строительстве новой дороги или в качестве нижнего выравнивающего слоя в процессе ремонта дорожного полотна. Для этих целей применяют черный щебень фракции 5–10, 10–20 и 20–40 мм (фракция 40–70 мм не применяется). Типовая толщина чернощебеночного слоя дорожного покрытия составляет от 40 до 80 мм.
Для устройства верхних слоев дорожного покрытия
Одним из основных недостатков присущих черному щебню является его низкая водонепроницаемость. В связи с этим, данный материал практически не используют для устройства верхних слоев дорожного покрытия.
Черный щебень в качестве материала для асфальтирования (как правило, мелкозернистый марки ЩЧР-10) допустимо применять при устройстве покрытий на объектах защищенных от дождя и прямых солнечных лучей. К таким объектам могут относится подземные пешеходные переходы, подземные парковки и автостоянки, закрытые технологические площадки, ангары и др.
Использование черной щебеночной смеси в качестве материала для устройства верхних слоев, допустимо также на дорогах 3-4 технических категорий (например, лесовозных дорог) и для укрепления дорожных обочин.
Для поверхностной обработки асфальтированного покрытия
Мелкозернистый черный щебень фракции 5(3)–10 мм применяется для обработки литых асфальтобетонных покрытий «методом втапливания». Процедура поверхностной обработки является заключительным этапом общего цикла работ по укладке литой асфальтобетонной смеси и осуществляется с целью придания дороге требуемых фрикционных характеристик (шероховатости и заданного коэффициента сцепления).
Технологически процесс поверхностной обработки «методом втапливания» сводится к равномерному распределению по поверхности и запрессовке (втапливанию) черного щебня в уже уложенную литую смесь.
Помимо устройства литых асфальтобетонных покрытий, черный щебень применяется при создании тонких защитных микропокрытий устраиваемых из мелкозернистых смесей с помощью битумощебнераспределителей.
Источник
Виды
Существует несколько критериев, в соответствии с которыми выполняется классификация:.
Во-первых, это фракция:
- мелкая — 5-10 и 5-20 мм., используется для укладки верхнего слоя;
- средняя — 20-40, является наиболее популярной разновидностью;
- крупная — 40-70, требует расклинивания.
В отдельную категорию выделяют также смешанный вид щебня, представляющий собой смесь фракций разных размеров.
Во-вторых, температура смеси:
Гравийный щебень. Фото Грунтовозов
1) Горячий щебень производится при температуре от 120 до 160 градусов, укладывается — 100-120. Технология изготовления включает сушку щебня, нагрев щебня и вяжущего состава, в качестве которого применяются битумы типов БНД, БН и СГ, деготь марки Д-6, дозирование компонентов в смеситель и перемешивание. Укладка горячей смеси выполняется в сухую погоду весной при температуре воздуха не менее +5 градусов Цельсия или осенью при +10 и более.
2) Теплый производится при температуре 80-100 градусов, укладывается при 60-100. Для изготовления применяются битумы БНД (дорожно-нефтяной) и БН (нефтяной), деготь Д-5. Укладку следует осуществлять в сухую погоду, при температуре воздуха от -10 до -5 градусов.
3) Холодный может производиться с нагреванием и без в зависимости от типа вяжущего компонента. При использовании эмульсий нагрев не выполняется, битума СГ (средне-густеющий) или МГ (медленно-густеющий), а также дегтя Д-3 и Д-4 — нагрев осуществляется до 90-120 градусов. Укладка проводится после остывания, при температуре равной температуре окружающей среды. Работы по укладке следует выполнять в сухую погоду весной (температура не менее +5) и осень (+10). Холодный черный щебень в отличие от первых двух типов может храниться несколько месяцев, но уступает им в водонепроницаемости и износоустойчивости.
В зависимости от вида исходного сырья щебень разделяется на материалы из осадочных, изверженных и метаморфических пород. В некоторых случаях черная щебеночная смесь производится из гравия, который уступает в износостойкости и водоустойчивости щебню. В качестве сырья для изготовления черной смеси используются также гравийный, гранитный, известняковый щебень.
Что это за материал
Черный щебень (альтернативное название — черная щебеночная смесь) представляет собой востребованный искусственный дорожно-строительный материал. Продукция производится посредством смешения щебня с вяжущими компонентами.
Справка. Не следует путать черный щебень с другими похожими на него разновидностями:
- терриконовый (или угольный), получаемый посредством переработки шахтных угольных отвалов;
- окрашенный в темный цвет щебень, в качестве сырья применяется гранитный, гравийный, мраморный;
- черный декоративный щебень — долерит, представляющий собой прочный минерал магматического происхождения, который встречается редко, поэтому реализуется по высоким ценам;
- асфальтовая крошка — фрезерованные или дробленные асфальтобетонные фракции размером до 40 (25) мм.
Достоинства и недостатки
Обработка щебня вяжущими веществами повышает показатели износостойкости и адгезии — возможность сцепления материалов с другими строительными составами. Также возможно отметить следующие достоинства применения смеси:
- способность выдерживать значительные внешние нагрузки;
- не создает трещины в слоях покрытия;
- хорошая сопротивляемость скольжению;
- стойкость к продольным сдвигам покрытия;
- способность к уплотнению;
- работы по укладке возможно выполнять в любое время года;
- продолжительный срок хранения.
В качестве недостатков возможно отметить водопроницаемость и прододолжительность выполнения работ по формированию покрытия, зависящие от погодных условий.
Устройство щебёночных оснований методом заклинки
- •Федеральное агентство по образованию
- •Воронеж 2010 г федеральное агентство по образованию
- •Категория дороги по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •По дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Проезжая часть по дороге “Дон” Москва- Воронеж -Ростов-на- Дону- Новороссийск
- •Укрепление обочин (справа) по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Продольный уклон по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Радиусы кривых в плане по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Показатель ровности по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Коэффициент сцепления по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Площадки отдыха
- •Тротуары и пешеходные дорожки по дороге Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Разметка по дороге Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Освещение по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Дорожные знаки по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •2. Организация и технология работ по строительному контролю и приемочной
- •2.1. Виды строительного контроля
- •Сооружение земляного полотна
- •Подготовка основания земляного полотна
- •Разработка выемок и возведение насыпей
- •Отделочные и укрепительные работы
- •Земляные работы в зимних условиях
- •Контроль качества работ
- •Контроль качества работ
- •Устройство щебёночных оснований методом заклинки
- •Контроль качества работ
- •Основания из щебёночно-песчанной смеси, обработанной цементом
- •Особенности устройства основания в два слоя
- •Контроль качества материалов конструкций
- •Контроль качества работ
- •Асфальтобетонные основания и покрытия, укладка асфальтобетонных смесей
- •Контроль качества работ
- •0 0С (по гост 11501-78*);
- •0 0С (по гост 11505-75);
- •3.1. Подготовительные работы.
- •3.2. Организация полевых работ.
- •3,75 Для дорог I…II категории;
- •3,5 Для дорог III категории;
- •3,0 Для дорог IV-V категории.
- •3.6. Визуальная оценка состояния дорожной одежды.
- •3.7. Оценка прочности дорожных одежд.
- •3.8. Определение состояния инженерного оборудования и обустройства (в т.Ч. Пересечения и ж/д переезды).
- •3.9. Определение интенсивности и состава транспортных потоков.
- •4.1 Расчет частного коэффициента Крс1.
- •Ведомость результатов определения Крс1
- •Ведомость результатов определения Крс2
- •Ведомость результатов определения Крс3
- •Ведомость результатов определения Крс4
- •Ведомость результатов определения Крс5
- •Ведомость результатов определения Крс6
- •Ведомость результатов определения Крс7
- •Ведомость результатов определения состояния дорожной одежды и Крс8
- •Ведомость результатов определения Крс9
- •Ведомость результатов определения Крс10
- •Ведомсть оценки комплексного показателя на характерных участках автомобильной дороги
- •Определение частного коэффициента Дд
- •Определение частных коэффициентов Дм1 – Дм7
- •Ведомость оценки показателя инженерного оборудования обустройства
- •Расчёт обоснование стоимости работ на 2015г. За 20.059 км обследования
- •Плановая калькуляция затрат на выполнение работ по диагностике федеральных автомобильных дорог в 2015 году
- •6. Экология
- •6.1. Загрязнение почвы придорожной полосы автотранспортными выбросами свинца Общие сведения
- •6.2. Методика оценки уровня загрязнения придорожных земель выбросами свинца автомобилями.
- •1. Эмиссия свинца определяется по формуле:
- •6.3. Средние эксплуатационные нормы расхода топлива на 1 км пути в литрах
- •6.4. Количество отложений свинца на поверхности земли для различных расстояний от кромки проезжей части определяется по формуле:
- •6.5. Определение количества свинца в почве:
- •Исходные данные:
- •Определяем эмиссию свинца для каждого участка
- •7.1. Общие указания по эксплуатации
- •7.2. Указание мер безопасности
- •7.3. Указание мер безопасности
- •Узел пкрс
- •7.4. Расчет экстренного торможения.
- •7.5. Технические данные передвижной дорожной лаборатории:
- •Отсюда расстояние видимости из условия обгона:
- •Функциональные возможности видеосистемы существенно выше возможностей любого существующего в настоящее время инструмента, предназначенного для обследования дорог и улиц
- •Сбор информации
- •Измерение расстояний видимости дороги в плане
Объемный вес по фракциям
Так как щебень обладает шероховатой поверхностью, то для него характерна отличная сцепка раствором, полученным из цемента и песка. В результате этого представленное изделие просто незаменимо при строительстве оснований, железнодорожных насыпей, при строительстве дорог.
Плотность щебня – это один из самых главных параметром, от которого в конечном итоге и зависит прочность. Этот критерий вычисляется, как отношение веса к объему, который занимает материал. Таким образом мы сможем узнать сколько весит куб щебня. Единицы измерения у этого продукта – кг или т на м3.
Показатель объемной массы для щебня различен и зависит от того, какую горную породу используют для получения материал. Например, 1 м3 гранита имеет массу 2600 кг, а плотный известняк – 2700-2900 кг. Такое различие в весе объясняется различным количеством примесей доломита и остальных минеральных составляющих.
Между зернами щебнями присутствует воздух. По этой причине 1 м3 с пустотами может обладать массой, которая будет равна объему неизмельченной горной породы. В результате этого и применяют такой показатель, как насыпная плотность материала. Под этим физическим показателем подразумевают отношение общего веса к объему, который он занимает в природном виде. Именно от фракции зависит плотность, ведь, чем мельче зерна, тем выше объемная масса. можно найти таблицу с фракциями щебня по Госту.
На видео – объемный вес щебня:
Кроме этого, плотность учитывают в следующих случаях:
- При наборе прочности бетонного раствора. Чем выше плотность, тем меньше понадобиться цемента. В результате удастся сэкономить денежные средства.
- В период транспортировки. Чтобы вычислить грузоподъемность и потребность в транспорте с учетом размеров его кузова.
- Во время хранения и складирования. В этом случае плотность позволяет определить габариты хранилища.
Узнайте, при какой температуре можно класть кирпич.
можно прочитать, что лучше: бревно или клееный брус?
Размеры полуторного полнотелого кирпича: https:///kirpich/kladochnyj/polutornyj-razmer.html.
Чтобы подсчитать значение объемной массы, необходимо задействовать в процесс особые емкости, объем которых должен составлять до 50 л. Кроме этого, тара должна обладать определенной формой. Эти емкости отправляют на взвешивание до и после наполнения с высоты 1м, а также выравнивания на ровне с его верхом. Одним из важных показателей при этих замерах будет являться коэффициент уплотнения.
Полученная от этих результатов разница и принимает участие в вычислениях. Здесь нужно будет ее поделить на объем емкости. В конечном итоге вы сможете получить насыпную плотность щебня, выраженную в кг/м3. После проведения такого опыта все данные отравляют в паспорт качества партии. Проводить все эти исследования необходимо в специальной лаборатории, где имеются все условия и необходимое оснащение.
Основные отличия щебня от гравия можно узнать в этой статье.
Показатель объемной массы для щебня различной фракции имеется свой:
- Гранитный –20-40 – 1370-1400 кг/м3, 40-70 – 1380-1400 кг/м3, 70-250 — 1400 кг/м3.
- Габбро-диабаз – 1440-1580 кг/м3;
- известняковый –10-20 – 1250 кг/м3, 20-40 – 1280 кг/м3, 40-70 — 1330 кг/м3;
- Гравийный –0-5 – 1600 кг/м3, 5-20 – 1430 кг/м3, 40-100 – 1650 кг/м3, больше 160 – 1730 кг/м3;
- Шлаковый – 800 кг/м3;
- Керамзитовый – 20-40 – 210-340 кг/м3, 10-20 – 220-440 кг/м3, 5-10 – 270-450 кг/м3;
- Вторичный – 1 200-3 000 кг/м3.
Во время помола щебня для получения необходимых фракций плотность материала примет среднее значение между зернами мелкого и среднего размера. В этом случае объемная масса может составить 1,6 т/м3. здесь нужно в обязательном порядке принимать во внимание сыпучую форму изделия, которая зависит от фракции щебня и называется насыпная плотность.
Во время определения нужного объема материал для выполнения определенных строительных работ применяют объемную массу изделия в сухом виде. Теперь параметр будет носить название насыпной массы. В случае проведения предварительных расчетов принимают среднее значение насыпного веса: объем 1 м3= 1.6 тонны.
Таблица насыпной массы на один куб
Таблица 1 – Насыпная масса щебня по фракциям
Фракция | Насыпной вес 1 м3 |
0-5 мм | 1,50 т |
0-40 мм | 1,53 т |
3-10 мм | 1,45 т |
5-20 мм | 1,37 т |
20-40 мм | 1,41 т |
20-60 мм | 1,45 т |
20-90 мм | 1,48 т |
40-70 мм | 1,47 т |
Удельный вес щебня можно посмотреть по ссылке.
Изготовление и использование
Укладка асфальта с чёрным щебнем
Процесс изготовления материала выполняется на асфальта-бетонных заводах (АБЗ), за исключением процесса производства холодного типа с использованием эмульсий, в смесительных установках различной конструкции (принудительное или свободное перемешивание).
При изготовлении черного щебня, как правило, используются горные породы, с пределом прочности от 80,0 Мпа. Соотношение щебня и вяжущих веществ, составляет 96 – 98/4 -2 %, соответственно.
Использовании данного материала, при строительстве дорог и покрытий иного назначения, широко распространено на практике. Для укрепления укладываемых слоев – применяется способ заклинки.
При устройстве заклинки, используется щебень мелкой и крупной фракции, которые смешиваются перед укладкой на поверхность. При смешивании фракций, мелкие зерна щебня укладываются между крупными, благодаря этому, после выполнения трамбовки, поверхность становится ровной и прочной.
Состав и способ приготовления черного щебня
Для строительства дорог необходимо применение материалов, обеспечивающих сцепление поверхности асфальта с автомобильными шинами. С этой целью применяется черный щебень, представляющий собой раздробленный камень, обработанный дегтевой или битумной эмульсией с соблюдением особой технологии. Получая новые свойства (сцепление, износостойкость), он может применяться также для устройства оснований, укладки аллей и тротуаров, производства асфальтобетонных смесей.
Черный – это рядовой или фракционный щебень, различающийся по способу изготовления и укладке на холодный, теплый и горячий. По размеру зерен выделяют:
Отличие от декоративного камня
Существует также щебень долерит – это горная порода магматического происхождения, темно-серого или черного цвета, отличающаяся высокой механической прочностью, при выпадении осадков на поверхности образуется глянец. Используется как отделочный камень, применяется в ландшафтном дизайне, садовой архитектуре. Купить щебень долерит 12-20 мм черный можно от 85 000 рублей за 20 кг, так как это очень редкий экземпляр.
Каким бывает?
Щебень чёрный, фракционный или рядовой различается не только по виду приготовления (холодный, тёплый и горячий) и монтажа, но и по величине формовключений:
- может содержать большие по размеру зёрна величиной от 40 до 70 мм;
- средние — фракции от 20 до 40 мм;
- мелкие включения, то есть, крошку от 5 до 15 мм.
Наиболее популярным считается щебень со средними размерами зёрен. Самым дорогостоящим является горячий чёрный щебень, обладающий высокой износостойкостью, прочностью и сцепляемостью. В отличие от него холодный вид стройматериала не отличается такими качествами, зато может храниться до полугода, при этом не слипается.
Существует и декоративный вид щебня — долерит, высокопрочная горная порода, особенность которой — глянцевая поверхность, что позволяет использовать редкий камень для художественного оформления придомовой территории. Это дорогой щебень, который при помощи передовых технологий окрашивается в любой нужный цвет, предназначен для облагораживания садового участка — дорожек, газонов и клумб. На этот материал можно наносить изображения и рисунки, либо обрабатывать другими способами.
Виды и области применения
Согласно ГОСТу, черный щебень классифицируется по размеру фракции:
- От 5 до 20 мм – гравийный отсев (крошка), который представляет собой наиболее мелкозернистый состав.
- От 20 до 40 мм – среднезернистый щебень. Чаще всего используется в строительстве.
- От 40 до 70 мм – крупнозернистый материал, при укладке которого обычно выполняется расклинцовка (перераспределение камня для удаления пустот).
Удельный вес черного щебня составляет 2,9 т/м3, поэтому он транспортируется только большегрузными машинами.
Чаще всего этот материал используется при укладке тротуаров, городских аллей и площадок. Также из него изготавливаются дорожные асфальтобетонные полотна. При строительстве домов с подвальными или цокольными помещениями сырье применяется для гидроизоляции.
Иногда этот необычный материал используют при декоративном украшении загородных участков.
Насыпная плотность черного щебня составляет 2900 кг.
Технология производства холодным методом
Такой черный щебень применяется только для ремонта дорожных покрытий. Технология производства холодным методом выполняется двумя способами: непосредственно на объекте или в специальной установке с последующей транспортировкой до места работ.
Готовится такое сырье с использованием дегтя, битума и их эмульсий при температуре от +100С до +200С. Полученный материал укладывается в холодном виде. При этом необходимым условием является температура воздуха, которая должна быть не ниже +5С.
Холодный щебень отличается низкой вязкостью, благодаря чему его можно хранить в холодных помещениях на протяжении долгого срока.
Нормы времени и расценки на 100 кв. м основания или покрытия
Таблица 2
Состояние укладываемых материалов | Состав звена асфальтобетонщиков (асфальтировщиков) | Толщина слоя в мм | № | ||||
40 | 50 | 60 | 70 | 80 | |||
Горячее | 5 разр. -1 4 » — 2 3 » — 2 2 » — 2 1» — 1 | 5,5 3-08 | 6,5 3-65 | 26.04.76 | 8,7 4-88 | 9,8 5-50 | 1 |
Холодное | 5 разр. — 1 4 » — 1 3 » — 1 2 » — 2 1» — 1 | 04.02.37 | 44,24 | 5,1 2-81 | 5,8 3-20 | 6,4 3-53 | 2 |
1 | а | б | в | г | д | № |
Состав работ:
- Россыпь клинца или каменной мелочи (обработанной или не обработанной битумом) по проезжей части с подноской до 5 м
- Разметание материала метлами
Технологии изготовления и укладки покрытия из черного щебня
Процесс изготовления, требования к составу черного щебня и конечные характеристики продукта устанавливаются ГОСТ 8267 и 3344, испытания проводятся на соответствие характеристикам Межгосударственного стандарта ГОСТ 30491-2012. Разница между свойствами композиции и технологией ее укладки зависит от применения определенных связующих и метода изготовления. В зависимости от этих особенностей принято разделять черный щебень на типы:
- горячей технологии — вяжущее разогрето до 120 – 160 °C, укладка производится при 100 – 120 °C, пропитка выполняется битумами среднегустеющей группы и дегтем;
- теплой технологии — на щебень наносятся нефтяные битумы или деготь марки Д-5 при разогреве до 80 – 120 °C и последующей укладке с минимальным промежутком времени и температурой 60 – 100 °C;
- холодной технологии — пропитка осуществляется без предварительного подогрева с помощью жидких битумов и дегтя Д-3.
Холодный черный щебень приобретает большую ценность в случаях, когда необходимо длительное время хранить материал перед использованием. Композиция не слипается, в отличие от теплого и горячего щебня, она может пролежать в условиях крытого склада до полугода. Однако адгезивные свойства этого состава намного ниже, поэтому он используется с ограничениями, когда есть возможность сэкономить за счет подбора материала с учетом пониженной расчетной нагрузки на полотно.
Что такое черный щебень
Технология приготовления черного щебня позволяет снизить водопоглощение раздробленных горных пород и увеличить их износоустойчивость и адгезию. Этот стройматериал используется для обустройства оснований, укладки дорог и декоративных площадок, создания асфальтобетонных смесей. Он имеет черный цвет из-за обработки битумными или дегтярными эмульсиями, другие свойства (размер фракций, лещадность) остаются практически неизменными. Средний объемный вес такого щебня варьируется от 1,6 до 2,6 т/м3, марка прочности — от М300 до М1200, конкретный выбор зависит от вида строительных работ.
Для изготовления применяются раздробленные горные породы, которые обволакиваются органическими вяжущими при особом температурном режиме. Обработка происходит в асфальтосмесительных установках с принудительным типом действия или во вращающихся барабанах. В зависимости от вида технологии, щебень и вяжущее проходят нагрев и просушку, либо просто перемешиваются в холодном состоянии (при этом применяют эмульсии). Процентная доля жидкой или вязкой органики в обоих случаях редко превышает 4 %. Полученный горячим способом черный щебень чаще всего используется сразу, при необходимости хранения его обязательно охлаждают и обрабатывают специальными составами. Наполнитель, пропитанный эмульсиями, тоже разделяется на складируемый и быстроукладываемый, каждая марка имеет свой срок хранения.
Исходя из размера фракций, различают:
Первая разновидность требует расклинивания, вторая является наиболее популярной, а последняя представляет собой крошку, входящую в состав смесей или укладываемую в качестве верхнего слоя. В зависимости от вида обрабатываемого сырья и прочности, черный щебень разделяется на: базальтовый (от М800), из осадочных, изверженных и метаморфических минералов (от М300). В некоторых случаях он изготавливается из гравийных пород, но такой наполнитель уступает в износостойкости и водоустойчивости щебню. Более низкое качество черного гравия объясняется плохой сцепляемостью битума и гладкой поверхности. Поэтому он стоит дешевле, а для улучшения сцепления в состав вводят раздробленные породы.
В зависимости от технологии изготовления черный гравий и щебень разделяют на:
Особенности и характеристики
При покупке обращают внимание на прочность черного битумного щебня, размер фракций, объемный вес и состав. В зависимости от способа изготовления, каждая марка укладывается при определенных температурных условиях. Холодный щебень хранится лучше, но уступает в водонепроницаемости и износоустойчивости. Чем глубже проникает в черный наполнитель вяжущее, тем выше его сцепляемость, и тем труднее его беречь (попросту слипается, даже будучи охлажденным).
Материал считается оптимальным для проведения дорожно-строительных работ. В данном случае, вначале засыпается крупнофракционный наполнитель, затем с помощью катков — более мелкий. Пропитанный битумом щебень, уложенный по способу заклинки, создает долговечное, прочное и стойкое к износу покрытие. Такая технология укладки требует контроля толщины каждого слоя и температуры материала. Также распространенной практикой является засыпка этого щебня в качестве подушки при возведении зданий на участках с высоким риском подтапливания грунтовыми водами.
Состав | Марка прочности | Размер фракций, мм | Цена за 1 т, рубля |
Гранит, битум нефтяной дорожный 60/90 | М1200 | 5–10 | 3 350 |
10–20 | 3 100 | ||
20–40 | 2 900 | ||
Гравий, битумная эмульсия | М800 | 1 100 |
Не нужно путать обработанные битумом раздробленные породы с черным декоративным щебнем — долеритом, который представляет собой высокопрочный минерал магматического происхождения, образующий глянец при контакте с водой. Последнее качество очень ценится в ландшафтном дизайне, но из-за редкости долерит дорогой — от 4250 рублей за 1 кг. Цена обычного щебня или гравия зависит от прочности и размера фракций. Материал можно купить в мешках или в тоннах. Если необходимо узнать стоимость м3, то следует разделить сумму за 1 т на переводной коэффициент (объемный вес).
Характеристики и плотность черного щебня
Соотношение пропитки и каменной составляющей черном щебне находится в пределах 2 – 4,5 % связующего. Плотность черного щебня напрямую формирует условия для успешного выполнения задачи — создания долговечного полотна. Для расчета берется отношение массы материала к объему после завершения пропитки. В процессе укладки сначала используются более крупные крупные и средние фракции (40 – 70, 20 – 40), после чего выполняется расклинивание полотна мелким материалом и окончательная укатка. Исходный гранитный щебень должен иметь показатель морозостойкости не менее F15 циклов. Оптимальные показатели прочности подбираются из широкого диапазона от М300 до М1200.
Смотрите также
Самокаты, велосипеды и пляжные зонты: что находят водолазы на дне Москвы-реки 15 июля рядом с причалом в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького рабочие углубили дно. Вместе с илом из воды достали трубы, пляжные зонты, стройматериалы и даже самокаты. За этим процессом внимательно наблюдал корреспондент «Вечерней Москвы». Москвичи Павел и Анна Корчагины любят прогуляться с утра пораньше по городскому парку. Во-первых, народу немного — […] Подводно-технические работы Обладая необходимыми средствами, механизмами и строительной техникой, специалисты производят любые подводно-технические работы. Методы, особенности и характер водолазного обследования во многом зависят от поставленных заказчиком целей. Обладая необходимыми средствами, механизмами и строительной техникой, специалисты производят любые подводно-технические работы. Методы, особенности и характер водолазного обследования во многом зависят от поставленных заказчиком […] SDLG: спецтехника высокого качества Компания SDLG является одним из крупнейших производителей спецтехники в Китае. По объемам производимой продукции она уступает только таким брендам, как XCMA, Liugong, Longgong. В течение последних пяти лет SDLG входит в пятьдесят лучших изготовителей фронтальных погрузчиков. При этом дата основания этой компании – 1972 год. Компания SDLG является одним из крупнейших производителей спецтехники в Китае. […]
Характеристики: плотность, удельный вес и прочие
1) Насыпная плотность (или удельный вес) зависит от размера фракций: для мелких показатель составляет 2600 кг/куб.м. и для крупных — 3200.
2) Прочность, марки по дробимости — от М300 до М1200, выбор зависит от специфики выполнения работ. Например, для оснований рекомендуется применение щебня с маркой не менее М300 для мелкофракционного и М400 для средне— и крупнофракционного материала, а для пропитки покрытия — М300-400 и М400-800 соответственно.
3) Морозостойкость. Минимальный показатель черного щебня должен соответствовать марке F15. Если смесь будет применяться для пропитки, то — F25.
Щебень является одним из компонентов асфальтобетона. Фото Грунтовозов
4) Содержание игольчатых и пластинчатых включений не должно превышать 25% для для щебня, предназначенного для пропитки и 35 — для строительства покрытий.