Как сделать плиты бетонные тротуарные и произвести их монтаж, основные разновидности

Обустройство тротуаров, придомовой территории требует использования качественных материалов. Применяются при укладке дорожек плиты тротуарные бетонные, которые отличаются прочностью, длительным сроком эксплуатации. Изделия производятся с соблюдением технологии, отвечают установленным стандартам, имеют маркировку.

Преимущества и недостатки применения

К основным достоинствам применения, которыми обладают дорожные плиты, относят:

  • простую технологию укладки, которая увеличивает скорость монтажа и упрощает выполнение строительных работ при сохранении высокого качества покрытия;
  • относительно невысокую стоимость используемых материалов;
  • снижение затрат на разработку грунта и сопутствующие работы;
  • высокую надежность, прочность и морозостойкость покрытия;
  • возможность вторичного использования материала после демонтажа.

Основным недостатком считают наличие швов, которые не позволяют получить идеально ровную поверхность. Однако использование асфальта в качестве верхнего покровного слоя или заделка швов строительными растворами помогает устранить этот недостаток и улучшить качество поверхности.


Аэродромная плита ПАГ.

О плюсах и минусах технологии

Использование ЖБИ в строительства дорог выгодно по следующим причинам:

  • Относительно небольшой бюджет, необходимый для укладки дорожных плит; приятное соотношение цена/качество.
  • Качество. Плитный материал изготавливается в заводских условиях, имеет строго регламентированные эксплуатационные характеристики.
  • Долговечный результат. Дорога или площадка из дорожных плит, построенная с соблюдением технологии, прослужит 30-40 лет.
  • Простая технология с высокой производительностью. Готовые ЖБИ укладываются с помощью автокрана или другого кранового оборудования. Скорость монтажа не влияет на качество покрытия.
  • Высокие эксплуатационные характеристики. Покрытие дороги получается прочным, износостойким, устойчивым к динамическим нагрузкам и погодным факторам. В российских условиях особенно важна стойкость дорожного полотна к широкому температурному диапазону (от -50 до +55°C).
  • Повторное использование. Временное дорожное полотно можно демонтировать и использовать вторично (если ЖБИ не выработали ресурс прочности).


Укладка плиты в полотно дороги Источник sevparitet.ru
Значимым недостатком считаются стыковочные швы между плитами. Если необходимо, чтобы поверхность была идеально ровной, сверху кладут слой асфальта, но это делает проект более дорогим. На дорогах небольшой протяженности швы заделывают строительным раствором.

Классификация

Дорожные плиты классифицируются по своему назначению, геометрической форме и размерам в соответствии с ГОСТ 21924.0-84. По назначению они изготавливаются для постоянных и временных дорожных покрытий. Как отдельная разновидность изделий рассматриваются аэродромные плиты ПАГ, имеющие повышенную прочность. Тип изделий определяется маркировкой. Если в качестве первой цифры используется «1», то это говорит о применении материала в качестве постоянного покрытия, а цифра 2 означает временное.

По геометрической форме дорожные железобетонные плиты подразделяются на:

  • прямоугольные марки П;
  • с одним или двумя совмещенными бортами – ПБ, ПББ;
  • ПТ – с плоской трапециевидной поверхностью;
  • ПШ, ПШД, ПШП, ДПШ, ППШ – шестиугольные конструкции и их доборные элементы.

Наиболее распространены изделия прямоугольной формы, как наиболее простые в изготовлении, укладке и пользующиеся наилучшим спросом. Их длина может быть в пределах от 1,75 до 6,00 метра, а ширина — от 1,00 до 3,75 метра. Более подробные данные приводятся в таблицах.

Примеры маркировки:

  • ПНД 6×2 – с предварительно напряженной арматурой, длиной 6.0 м и шириной 2.0 метра;
  • ПНД 3×1,5 – с предварительно напряженной арматурой, 3.0×1.5 метра;
  • плита дорожная 2П 30 18 30 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 30 тн;
  • 2П30.18-10 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 10 тн.

Другие виды маркируются аналогичным образом, включая данные об их назначении, геометрической форме и размерах.

Использование материалов для аэродромного настила при строительстве дорог позволяет получить особо прочное и долговечное покрытие с мягкой рифленой поверхностью, которая обеспечит лучшую устойчивость автомобиля на дороге. Для изготовления применяют арматуру усиленных марок и самый высококачественный бетон.

Особенности и характеристики

Железобетонные плиты являются востребованным материалом на рынке строительных конструкций. Благодаря универсальной конфигурации, оптимальным размерам плита тротуарная бетонная может применяться для обустройства:

  • территории любого типа;
  • остановок общественного транспорта;
  • городских автомагистралей;
  • площадей;
  • парковых дорожек;
  • игровых площадок;
  • клумб;
  • тротуаров;
  • площадей.

Изделия рассчитаны на высокие весовые нагрузки, отличаются устойчивостью к деформации. Полотно, выложенное из плит, остается чистым в сезон дождей, а в холодную пору — безопасным для пешеходов, благодаря шероховатой поверхности.

Преимущества материала следующие:

  • возможность обустройства входных групп, зон отдыха, двориков;
  • длительный срок эксплуатации;
  • устойчивость к нагрузкам;
  • внешние параметры;
  • возможность укладки узоров, рисунков;
  • прочность;
  • простота укладки и ухода;
  • удобство при демонтаже, связанном с повторной прокладкой коммуникаций;
  • возможность имитации гранита, мрамора и других натуральных материалов.

В отличие от облицовочного материала, тротуарные плиты изготавливаются в форме прямоугольника, квадрата.

Изделия не армируются, если позволяет их конструкционная толщина. При превышении толщины 75 мм применяется конструктивное армирование проволокой. Для подъема и перемещения конструкций внедряются монтажные петли, диаметром 6 мм.

Плиты изготавливаются из специальной бетонной смеси в 1 или 2 слоя. Изделия соответствуют заданным стандартам производства, отвечают требованиям ГОСТ. Показатель поглощения воды изделиями не превышает 6%, прочность — 3 Мпа, устойчивость к износу — 0,7 г/см2.

Конструкция железобетонных плит


Арматурная основа плит.
Конструктивно плиты являются плоскими железобетонными изделиями толщиной 140-240 мм с предварительно напряженной или ненапряженной арматурой. Для удобного монтажа они могут иметь металлические петлевые захваты, которые спрятаны в теле монолитной конструкции и не выступают на поверхность дорожного покрытия.

Основным строительным материалом для изготовления является бетон, который закрывает усиливающую арматурную конструкцию от неблагоприятных атмосферных и механических воздействий. Для изготовления дорожных плит применяют бетон с морозостойкостью не менее 150 циклов и плотностью 2,2-2,5 тн/м3.

При изготовлении предварительно напряженных арматурных каркасов используется стальная арматура марок A-5, AT-5 и AT-4. В случае не напряженных конструкций используются марки арматуры A-1, A-3 и A-3C, а так же проволока BP-1 диаметром 6-8 мм.

При складировании готовые изделия укладываются на ровное прочное основание с использованием поперечных деревянных опор. Дальнейшая укладка дорожных плит на складе происходит с использованием деревянных прокладок между всеми рядами.


Формы плит.

Технология заводского изготовления

Технология формирования железобетонной дорожной плиты начинается с подготовки формы. На этой стадии все стенки формы смазываются специальной смазкой для облегчения процесса будущей распалубки. После этого:

  • производится установка двух армирующих сеток, для правильного пространственного положения которых на арматурные пруты устанавливают пластиковые ограничители типа «круг» или «звездочка»;
  • внутрь формы укладывают бетонную смесь и уплотняют ее при помощи вибрационного воздействия;
  • производят термическую обработку бетона горячим паром в прогревочной камере на протяжении 8-12 часов;
  • происходит разопалубка готового изделия, проверка качества изготовления и маркировка в соответствии с типом плиты.

Далее продукция отправляется на слад, где она и хранится до момента отгрузки покупателю не менее 92 часов (4-х суток).

Как сделать вручную?

Если вы решили самостоятельно изготовить плитку, сначала следует приготовить обычную бетонную смесь из расчета: песок, цемент и щебень – 1:1:2. Является возможным добавление пластификаторов (около 5% от веса цемента). Вместе с добавками вводится и желаемый красящий пигмент. Вода вводится в количестве, чтобы раствор вышел средней консистенции.

Перемешивать ингредиенты рекомендуется в бетономешалке. Использовать следует весь приготовленный бетонный раствор за один раз. В домашних условиях, естественно, вибростол часто отсутствует. Поэтому рекомендуется для укрепления использовать армирующую сетку. Сначала выливают половину раствора, разравнивают поверхность мастерком, затем кладут армирующую сетку и доливают остаток смеси. После чего опять утрамбовывают мастерком.

Для упрощения задачи, чаще пользуются уже готовыми резиновыми формами для заливки. Но при отсутствии таковых, их делают самостоятельно из деревянного щита, обитого железом, со съемной опалубкой (бортами) и пропитывают горячей олифой. После, при помощи строительного уровня проверяют ровность залитой плитки. Это важно для получения плит одинаковой высоты. Сам процесс сходен с вышеописанным, условия те же. Таким образом, можно значительно сэкономить средства и на свой вкус изготовить плитку разной формы и окраса, добавляя понравившийся красящий пигмент. Процесс относительно длительный и трудоемкий, но результат превзойдет все ожидания.

Вернуться к оглавлению

Технология укладки на дорогах общественного значения

Благодаря своей многофункциональности, железобетонные дорожные плиты применяют не только в масштабном дорожном строительстве, но и для мощения дорожек и проездов для автотранспорта на приусадебных участках частной застройки.

При мощении дорог и проездов общественного значения подготовка основания зависит от назначения дороги в плане предполагаемой длительности испольщования. Под временные дороги, проезды и площадки считается достаточным подготовить песчаную утрамбованную подушку, а сами дорожные плиты укладывать без установки бордюрного камня.

Бетонные дороги постоянного пользования должны укладываться на многослойное основание, состоящее из:

  • дренажного щебеночного слоя;
  • настила из нетканого геотекстиля;
  • плотной песчаной подушки.


Важность использования песчаной подушки.
При этом установка бордюрного ограждающего камня по краям дороги обязательна. Через каждые 10 метров между камнями необходимо оставлять зазоры 5-7 см для нормального схода дождевой воды с дорожного полотна.

Дренажный слой насыпается в «корыто», которое получают в результате снятия верхнего слоя грунта по всей ширине будущей дороги на глубину 25-30 см.

После этого щебень хорошо трамбуется и покрывается слоем геотекстиля, на который насыпается песчаная подушка толщиной 10-15 см. Дорожную плиту укладывают на уплотненный песок с последующей заделкой монтажных пазов с петлями цементным раствором или мелкозернистым бетоном. В качестве крайних элементов дорожного полотна рекомендуется укладывать ПБ или ПББ с совмещенными бортовыми выступами, примыкающими к бордюрному камню.

Для улучшения качества дорожного покрытия поверхность может быть укатана асфальтом или залита сплошным слоем бетонной стяжки.

Основные виды и технологии производства тротуарной плитки

Сегодня наиболее востребованы два основных вида бетонной тротуарной плитки – вибролитая и вибропрессованнная. Что характерно, первая применяется преимущественно в частной сфере, вторую активно используют и в промышленных масштабах, наряду с гранитной брусчаткой. Характеристики изделий напрямую зависят от сырьевой базы и технологии производства.

Вибролитьевая технология – это прерогатива небольших частных предприятий, так как предполагает ручной труд с минимальным вовлечением оборудования. Раствор для изготовления плитки представляет собой смесь цемента, песка и воды, достаточно жидкой консистенции. Также в растворе могут присутствовать пластифицирующие добавки и пигмент, преимущественно органического происхождения, так как он дешевле и дает более яркий оттенок. Раствор заливают в формы, установленные на вибростол, где в течение определенного времени под действием вибрации бетон уплотняется. Через двое суток плитка извлекается из форм и отправляется на стеллажи для естественного созревания и набора прочности.

Вибропрессование – технология крупных заводов, так как требует сложной, дорогостоящей, автоматической производственной линии. Сырьевая смесь включает не только цемент и песок, но и щебень, что обусловлено прямой связью между прочностью бетона и прочностью его самого крупного наполнителя. Как и при вибролитье, при вибропрессовании в раствор вводятся модифицирующие добавки, а вот воды добавляется минимально, только чтобы хватило для гидратации. Смесь в формы не заливается, а засыпается, так как представляет собой однородную полусухую массу. Формы (матрицы) поступают в пресс, где бетон уплотняется при двойном воздействии: и вибрация, и высокое давление. Далее следует распалубка, и поддоны с плиткой отправляют в камеру выдержки, где поддерживается высокая температура и влажность. Этот этап позволяет бетону быстро набрать марочную прочность в оптимальных условиях. Основная масса коллекций вибропрессованной плитки сегодня производится по технологии двойного прессования – основной слой из смеси цемента, песка и щебня; лицевой – цемент, песок и пигмент (неорганический).

Роман ЧижовГлавный технолог

Компоненты бетона: цемент, песок, щебень, вода. Согласно действующему ГОСТ 17608-2017 щебень должен быт обязательно. Специальные добавки намного меньше влияют на прочность и долговечность, чем качественное сырье и точное соблюдение технологии производства.

Для бетона используются два вида пигментов:

  • органические (на кислотной основе) – дешевые и яркие, но быстро выцветают.
  • неорганические (на основе оксидов железа, титана, кобальта и хрома) – дороже, но долговечны и не подвержены влиянию органических растворителей.​

Применение ж/б плит в частном строительстве

Использование дорожных плит при обустройстве приусадебной территории позволяет быстро и за дешево сделать подъезды к зданию, садовые дорожки или тротуар. При этом для подъездных путей и мест проезда автомобиля обычно используют плиты больших размеров длиной 3-6 метров с допустимой нагрузкой до 10 тн. Например, 2П30.18-10, 2П60.1,8-10 или плита дорожная ПНД 6000x2000x140. Более мощные изделия в частном строительстве применять нецелесообразно.


Подготовка основания.

Для обеспечения долговечности дороги, укладка тяжелых дорожных плит должна производиться на подготовленную основу с дренажным щебеночным слоем и промежуточным геотектильным покрытием, которое предотвратит прорастание сорных растений межплиточных швах.

Для пешеходных дорожек удобно и выгодно применять шестигранные, трапециевидные или небольшие прямоугольные изделия относительно небольшой прочности, поскольку нагрузка на такие покрытия будет небольшой.

В качестве основания вполне достаточно уплотненной песчаной подушки, под которую расстилается слой геотекстиля. Этот материал предотвратит возможное прорастание сорняков и, в то же время, позволит дождевой воде беспрепятственно уходить в грунт. Для гарантированного сохранения геометрических размеров дорожки желательно наличие бетонного бордюра.

Разрезать или колоть ж/б плиты под необходимый размер необходимо вдоль имеющейся арматуры или поперек, на расстоянии не менее 250 мм от края. Все петлевые пазы нужно залить мелкозернистым бетоном, а швы заделать жидким цементным раствором.

Достоинства тротуарной плитки

Тротуарная плитка, повсеместно используемая для мощения и в городах, и в частном секторе, привлекает многими характеристиками. Но как человека «встречают по одежке», так и дорожка, прежде всего, привлекает внимание своим видом, а тротуарная плитка ей эту привлекательность обеспечивает.

1. Высокая декоративность

Производители предлагают огромный выбор форматов и несколько вариантов фактур, вкупе с обширной цветовой гаммой и технологией смешения оттенков «СolorМix». Такое разнообразие позволяет без ограничений реализовывать любые дизайнерские задумки, гармонично сочетая мощение с окружающей архитектурой и ландшафтной стилистикой. Если хочется имитировать старинные мостовые, можно использовать для мощения соответствующие коллекции.

Роман ЧижовГлавный технолог завода Steingot

Классика и мелкие квадратные формы действительно, напоминают каменную брусчатку. Но последние годы в тренде комфорт и безопасность, поэтому куда чаще предпочтение отдается плитке среднего формата с минимальными фасками или вовсе без них.

Исходный оттенок тротуарной плитки со временем практически не меняется (у качественных материалов), благодаря чему дорожки надолго остаются одним из базовых элементов ландшафтного дизайна.

2. Простота укладки и ремонтопригодность

Укладка тротуарной плитки даже крупного формата не требует сложной подготовки основания с привлечением тяжелой строительной техники. Если понадобится, можно без лишних усилий заменить один или несколько треснувших элементов, не демонтируя покрытие полностью. Случается, под уже уложенной дорожкой приходится проводить или ремонтировать коммуникации, для этого также достаточно разобрать плитку и положить обратно по окончанию работ.

3. Безопасность эксплуатации

При соблюдении технологии мощения на поверхности дорожки не образуются лужи, а сама плитка даже при намокании не скользит и остается удобной и безопасной при передвижении.

Роман ЧижовГлавный технолог

Просыпка швов и последующая тщательная утрамбовка песка в швах виброплитой в первую очередь нужна для того, чтобы основная масса воды отводилась по поверхности плитки в систему водоотведения. Поэтому обязателен и уклон поверхности мощения. Подразумевается, что сквозь швы под поверхность плитки должно попадать совсем немного воды – малое количество успеет уйти сквозь плотно утрамбованные слои основания.

4. Комфорт

Дорожки являются функционально-декоративным элементом благоустройства участка и должны не только украшать территорию, но и быть максимально комфортными для ее обитателей. Такого эффекта вполне реально добиться, если применять современные коллекции тротуарной плитки.

Роман ЧижовГлавный технолог

Под комфортом в связке с тротуарной плиткой сегодня принято понимать ровную поверхность с минимальными швами и фасками. Тренд был задан несколько лет назад городскими архитекторами и сейчас мы все знаем программу «Комфортная среда».

5. Экологичность

Климат меняется и знойное лето не редкость уже даже в центральных регионах и севернее, не говоря про области, где за 30 ˚С давно уже считается «прохладно». А некоторые покрытия, к примеру, асфальтовое, уже при 25 ˚С начинают выделять в атмосферу вредные химические вещества. Тогда как бетон даже при сильном нагреве не переходит из одного агрегатного состояния в другое и ничего не выделяет в воздух. Да и состав бетонной тротуарной плитки в принципе не подразумевает наличия каких-либо потенциально вредных добавок.

6. Долговечность

Правильно уложенная плитка вкупе с правильной подготовкой основания – это десятилетия службы без необходимости ремонта. Качественная тротуарная плитка не выцветает, не истирается и не нуждается в сложном уходе и периодическом подновлении. Срок службы бетонной брусчатки составляет от 15 лет, что обусловлено высокой морозостойкостью (F100-200 циклов). Даже с учетом первоначальных вложений в долгосрочной перспективе гораздо выгоднее один раз и на долгие годы потратиться на мощение хорошей бетонной брусчаткой, нежели раз в несколько лет переделывать дорожки.

7. Практичность

Бетонная тротуарная плитка характеризуется минимальной проницаемостью – она практически не впитывает влагу, следовательно, и загрязнения тоже. При необходимости поверхность дорожек достаточно периодически смывать водой из садового шланга с насадкой-распылителем. В крайнем случае, может потребоваться очистка посредством мойки высокого давления, но это редкость в обычных условиях эксплуатации.

Новые виды ж/б плит для мощения

Сегодня производители предлагают частным застройщикам штучные железобетонные изделия для мощения дорожек квадратной, прямоугольной, треугольной, ромбической, многоугольной и других форм. При этом поверхность дорожных плит может быть как цветной, так и обычного серого цвета. Бетонная поверхность делается гладкой или тисненной для уменьшения вероятности скольжения по мокрому покрытию.


Схема уложенной плиты.

Применяя их, можно выполнить весьма оригинальное оформление садового участка вокруг жилого дома. Допускается использовать сочетания укладки дорожных плит с цветным гравием, брусчаткой, тротуарной плиткой и другими материалами. Основанием для них должна быть двухслойная гравийно-песчаная подушка.

Свойства плитки разных видов

К выбору тротуарной плитки стоит подходить комплексно, с учетом и технических, и эксплуатационных, и эстетических свойств материала, укладываемого не на один год, а в идеале и не на одну пятилетку.

Фактура – вибролитая плитка гладкая, с одной стороны, она меньше загрязняется, с другой, на ней, как и на граните, проще поскользнуться после дождя или в гололед. Вибропрессованная плитка с шершавой поверхностью в этом плане выигрывает.

Эстетика – изначально вибропрессованная плитка выпускалась в виде прямоугольной брусчатки в очень ограниченной гамме, насчитывающей несколько оттенков серого. Тогда как вибролитая изобиловала большим количеством сложных форм и ярких, насыщенных цветов и манила глянцем. Однако сегодня производители не только многократно расширили палитру и разнообразили формы, но и научились смешивать оттенки, получая различные визуальные эффекты. Вибропресс может имитировать и разные породы натурального камня, и клинкер, а коллекции изобилуют и пастельными, и яркими тонами. Кроме того, ввиду стойкости неорганических пигментов и минимальной истираемости, исходный цвет плитки с годами практически не меняется, и дорожки не утрачивают презентабельность.

Удобство в работе – что вибролитую, что вибропрессованную плитку сейчас укладывают преимущественно сухим способом без применения раствора. Но за счет идеальной геометрии с вибропрессованной работать проще, ровная плоскость и одинаковые швы получаются без дополнительных усилий.

Доступность – на первый взгляд по этому параметру лидирует вибролитая плитка, так как ее цена значительно меньше, что наиболее актуально при большой площади мощения. Для сравнения, стоимость квадрата вибролитья стартует от 350 рублей за простую форму в сером цвете, а квадрат вибропрессованной – от 800 рублей. Если же рассматривать эксклюзивные коллекции вибропресса, то там стоимость уже в районе полутора-двух тысяч рублей. Вибролитье в принципе не эксклюзив, но формы посложнее в яркой гамме будут стоить уже около 600 рублей за квадрат. Тем не менее, не все так однозначно, учитывая, что экономичность мощения нужно рассматривать в долгосрочной перспективе, большие первоначальные вложения «отобьются» за счет повышенной прочности и долговечности вибропрессованной плитки.

Основные принципы правильной разметки дорожек

Разметка является первым этапом работ по обустройству мощеных покрытийпешеходных дорожек. От ее правильного выполнения в значительной мере зависит внешний вид, долговечность и удобство использования территории.

Ширина дорожки должна быть такой, чтобы на ней могли свободно разойтись 2 человека при встрече, но не менее 0,8 метров.

Пешеходная дорожка, идущая вдоль проезда для автомобиля, должна обеспечить безопасное передвижение человека во время движения машины.

Монтируемое твердое покрытие необходимо укладывать на расстоянии не менее 1,5 метра от садовых деревьев, чтобы растущие корни впоследствии не повредили основания. Необходимо обязательно предусмотреть наличие уклонов поверхности дорожки для отвода дождевых и талых вод. При этом важно исключить вероятность их поступление в сторону жилого дома и хозяйственных построек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]