Асфальт, асфальтобетон и асфальтовая крошка – описание, свойства и различия

Прежде чем купить бетон или асфальтобетонную смесь, неплохо разобраться, чем они отличаются друг от друга. Асфальтобетонное покрытие представляет собой плотную спрессованную массу из искусственного материала, в состав которого входят порошки минерального происхождения, различные заполнители и битум. Благодаря своим характеристикам смесь получила широкое применение при обустройстве дорожного полотна.

АБ появился в далеком прошлом. Его применяли еще инки, когда прокладывали дороги. В Европу АБ попал вместе с возвращающимися на родину колонизаторами. Постепенно новый материал начинает вытеснять привычную для жителей городов деревянную и каменную брусчатку. На сегодняшний день асфальтобетон применяется практически во всем мире.

Чем отличается асфальт от асфальтобетона

Многие люди путают понятия асфальт и асфальтобетонная смесь. Несмотря на схожесть названия между ними есть разница.

Что такое асфальт. Он имеет естественное происхождение. Образуется при окислении и загустении нефти. Это происходит при ее контакте с наружным воздухом. Залежи асфальта могут быть представлены пластами, озерами и отдельными жильными отложениями.

Асфальт состав. Слово «асфальт» имеет древнегреческое происхождение. На русский язык его можно перевести как «горная смола». Вещество легко воспламеняется. Состав на 70% состоит из нефтяного битума.

Самыми крупными источниками асфальта естественного происхождения являются Мертвое море, расположенное в Израиле и озеро Пич-Лейк на острове Тринидад. Индейцы добывали асфальт из всплывших на поверхность воды глыб, достигавших веса 1 тонны.

Этот материал применялся для герметизации корпусов кораблей, различных построек, при при производстве лакокрасочных смесей.

Типы асфальта. Он бывает натуральным и искусственным. Запасы природного асфальта не бесконечны. Сейчас этот материал используется для создания красок для живописи, а также специальных лаков. При дорожном строительстве в асфальтобетонном покрытии жидкую часть битума заменяют твердой. Помимо экономии природных ресурсов это позволяет повысить прочность материала.

Изготовление асфальта в домашних условиях

Укладка асфальта – задача, относящаяся не только к капитальному, но и индивидуальному строительству. Каждый домовладелец при желании может самостоятельно подготовить смесь, чтобы сделать на собственном участке тротуар, дорожку или подъездной путь. Как правило, таким асфальтобетонным покрытиям не нужно выдерживать высокие нагрузки, поэтому и требования к изготовлению проще. Готовый асфальт обладает достаточными характеристиками, поэтому без проблем прослужит больше года. Рассмотрим способы самостоятельного приготовления асфальтобетона.

Классический метод

Стандартный рецепт требует следующих «ингредиентов»:

  • карьерный или речной песок;
  • щебень размером в 30 – 40 мм;
  • битум (подойдет битумная смола).

Емкостью будет служить ведро или металлическая бочка. Готовят на открытом огне, например, костре.

Берется щебень и песок (соотношение 2:1), заливаются водой и «варятся» на костре с периодическим перемешиванием. На этом этапе готовят битумную основу: в ведре плавят битум (он должен закипеть), после чего добавляют туда пластификатор. Если последнего в наличии нет, можно воспользоваться обычным моющим средством или шампунем.

Когда вода в бочке с щебнем начнет кипеть, туда добавляют разогретую смолу. Вода, добавленная изначально, нужна для того, чтобы песок и щебень не перегревались выше температуры +100 градусов Цельсия. Перемешивать смесь следует до полного выкипания воды. Используют готовый асфальт горячим.


Рисунок 7. Материалы для асфальтобетонного покрытия

Применение старого асфальтобетонное покрытие

Новую смесь можно сделать и из старого асфальта. Технология изготовления практически аналогична той, что применяется для нового состава, только с некоторыми различиями. Если речь идет о крупных масштабах, то задействуется технология термопрофилирования. Это когда старое асфальтное покрытие демонтируется, измельчается, разрыхляется и переплавляется.

Процесс изготовления сводится к нескольким этапам:

  1. При помощи кувалды или ударного механизма «снимают» старое полотно. Как правило, подушку не разбирают, в ход идет только слой битума.
  2. Старое покрытие нужно переработать. Сперва его дробят на мелкие фракции, размером не более 40 мм. Далее заливают воду и расплавляют. Битум добавляется повторно, но в уменьшенных количествах – 10 кг на 100 кг старого асфальта.
  3. Следующие этапы аналогичны изготовлению нового асфальтобетонного покрытия.

Метод работы с холодным асфальтом

Этот метод актуален, если требуется обработка большой площади. В случае с ямочным ремонтом он не подходит. Популярным способ изготовления стал не так давно, не больше 10 лет назад. Принцип схож с холодной сваркой. Основной компонент – тот же битум, работать с которым можно даже при минусовой температуре.

Такое полотно не предполагает больших нагрузок, поэтому используется для облагораживания придомовой территории. Преимущество метода в том, что он применим в тех ситуациях, где нет возможности работать с горячими составами.


Рисунок 8. Демонтаж асфальтобетонного покрытия

Состав асфальтобетонной смеси

Асфальтобетон содержит множество компонентов. Конкретные материалы применяют в зависимости от местных климатических условий.

Состав асфальтобетона. В смесь добавляют 30 – 60% щебня или гравия, которые добывают на месторождениях пород осадочного либо вулканического происхождения, а также из отходов металлургической промышленности. Этот материал оказывает большое влияние на конечные свойства покрытия.

Пустоты между камнями заполняются песком. Компонент также позволяет придать смеси большую однородность и плотность. Количество сыпучего материала строго ограничивают. Его излишки могут негативно сказаться на износостойкости покрытия. Вместо песка иногда используют молотый шлак или дробленый щебень.

До 20% от общей массы состава асфальтобетонной смеси занимает минеральный порошок, который представляет собой измельченные породы осадочного или доломитового происхождения, а также отходы тяжелой промышленности. Они позволяют увеличить плотность смеси, а также ее сопротивляемость воде и механическим повреждениям.

На выбор марки битума оказывает влияние климатическая зона, где будет эксплуатироваться покрытие и планируемая нагрузка на дорожное полотно. На тонну смеси закладывают от 25 до 90 килограмм этого материала. Конкретная цифра зависит от технологии укладки и пористости используемых наполнителей. Чтобы повысить эксплуатационные характеристики к битуму добавляют различные компоненты.

Асфальтобетон характеристики. Физико-механические свойства смеси зависят от ее марки. Можно выделить следующие общие свойства:

  • предел прочности при сжатии — нормируется для 0°С — 9-13 МПа, для 20°С — 2-2,5 МПа, 50°С — 0,9-1,5 МПа;
  • плотность — 2000-2800 кг/м³;
  • водостойкость — 0,6-0,95;
  • коэффициент внутреннего трения (сдвигоустойчивость) — 0,62-0,87;
  • сцепление при сдвиге при t=50°С — 0,22-0,50 МПа;
  • трещиностойкость — 2-7,5 МПа;
  • водонасыщение — 1-4% для плотных, 4-10% для пористых;
  • пористость для холодных асфальтобетонных смесей — 18-21%;
  • морозостойкость F15-50 зависит от дорожно-климатической зоны.

Типы и марки асфальтобетона

Асфальтобетон — строительный материал, полученный искусственным путем. Применяется для строительства автомобильных дорог, аэродромов, небольших площадок и других участков, требующих наличия асфальтобетонного покрытия.

Классификация асфальтобетона. Тип наполнителя и марки

Существует достаточно большое количество методов и технологий по изготовлению асфальтобетонных смесей. На свойства полученного в итоге продукта оказывают влияние, как характеристики материала, так и используемые способы изготовления, отличающиеся в зависимости от производителя.

Характеристики асфальтобетонного покрытия

  • 1. Асфальтобетон обязательно должен содержать в своем составе песок, битум (твердое или смолоподобное вещество) от 2 до 9%, а так же различные минеральные вещества.
  • 2. Возможно содержание каменной фракции, но ее присутствие не является необходимостью. Но, несмотря на это множество асфальтобетонных покрытий, изготавливается на основе щебня.
  • 3. Так же в состав будущего асфальтобетонного покрытия входят различные добавки. Основная функция добавок — обеспечение сцепления колес с асфальтобетоном, увеличение шероховатости.

Пористый крупнозернистый асфальт

Марки асфальтобетона

Понятие «марки» асфальтобетона достаточно обширно. Главное требование ко всем маркам асфальтобетонных покрытий — используемые при изготовлении материалы должны соответствовать ГОСТу 9128 — 2013.

Сложность процесса состоит в том, что для определения марки используется большое количество физических и химических факторов. Для различных компонентов асфальтобетонных смесей параметры отличаются.

Например, асфальтобетон с высокой плотностью, изготовленный из горных пород, содержит более высокие и качественные показатели, чем асфальтобетонное покрытие, изготовленное из щебня. Но несмотря на различие в полученном качестве, взятые материалы относятся к марке I, но отличаются лишь плотностью и устойчивостью к разному виду воздействий.

Асфальтобетон с высокой плотностью, изготовленный из горных пород, содержит более высокие и качественные показатели, чем асфальтобетонное покрытие, изготовленное из щебня. Но несмотря на различие в полученном качестве, взятые материалы относятся к марке I, но отличаются лишь плотностью и устойчивостью к разному виду воздействий…

Марка асфальтобетона разделяет используемые материалы на:

  • 1. Имеющие высокие показатели для камня и битума.
  • 2. Материалы, обладающие усредненными параметрами. В основном такие материалы пригодны для строительных работ всех видов.
  • 3. Материалы, использование которых невозможно в условиях с суровым климатом, при повышенной нагрузке.

Виды марок

Литой асфальт

При изготовлении асфальтобетона существуют три основные марки:

  • Номер I.
  • Первая марка включается в себя достаточно большое количество дорожных материалов. К ней относятся высокоплотные и высокопористые материалы. Такое покрытие изготавливается на основе гравия, песка. Данные смеси показывает высокое качество, разработанное для особых условий. В составе присутствует битум, кварцевый песок, горные породы. Асфальтобетонное покрытие данной марки достаточно широко используется при строительных работах. Марка I гарантирует высокое качество покрытия.

  • Номер II.
  • Данная марка содержит высокоплотные, пористые песчаные типы. По сравнению с первой маркой, покрытие второй марки отличается способностью выдерживать различные климатические условия и нагрузки. Данные параметры у второй марки немного ниже. Но несмотря на это, вторая марка распространена чаще, чем асфальт марки I. Покрытие применяется при строительстве городских улиц, большинства дорог.

  • Номер III.
  • В данной марке отсутствует щебень, но содержатся минеральные вещества. Плотность данной марки находится на относительно высоком уровне, но прочность значительно ниже, по сравнению с покрытием на основе камня. Данное покрытие используется для строительства дорог, не предполагающих большой нагрузки. Так же используется для «ямочного ремонта».

Холодный асфальт

Типы используемого асфальтобетона

Основные свойства асфальтобетонного покрытия зависят как от объема наполнителя, так и от его характеристик. В состав первых трех типов входят щебень, а так же гравий. Остальные два типа имеют в составе большое количество песка.

Существует следующее разделение асфальтобетона по типам:

  • Тип А — 55 — 65 % камня в составе покрытия. Смеси типа А используется только в горячем виде. Отличаются только зернистостью.
  • Тип Б — содержится 45 — 55 % камня. Смесь может использоваться как в горячем, так и в холодном виде. В обозначении данного типа используется буква «х», что означает использование смеси в холодном виде.
  • Тип В — процент камня варьируется от 35 до 45. Покрытие производится как на холодной, так и на горячей смеси.
  • Тип Г — в процессе изготовления в состав входит только песок, добывающийся с помощью отсева, в результате дробления горных пород. Материал достаточно износостойкий.
  • Тип Д— смесь для данного покрытия получатся путем дробления пород.

Все асфальтобетонные покрытия отличаются в стоимости и имеют разные сферы применения, в зависимости от типа, марки, и характеристик используемого материала.

Источник: https://nerudnye-spb.ru/blog/tipy-i-marki-asfaltobetona

Требования к асфальтобетонным смесям

Одним из наиболее важных параметров асфальтобетона является показатель коэффициента уплотнения покрытия. Этот параметр характеризует качество укладки. Значение определяется опытным путем. Согласно действующим нормативам для холодных составов величина должна быть менее 0,96, для горячих 0,99.

Чтобы измерить коэффициент уплотнения в дорожном полотне вырубается крен. Его высушивают для определения удельного веса. Затем образец нагревают, измельчают, обрабатывают под давлением. Коэффициент определяется соотношением плотности, полученной при испытаниях к нормам, прописанным в стандартах качества.

Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:

  • мелкозернистые смеси типов А, Б, В — 24,6-25,7 кг;
  • крупнозернистые — 24,2 кг;
  • ЩМА — 25,8 кг;
  • литые плотностью 1500 кг/м³ — 15,4 кг.

Технология производства асфальта

Основные шаги производства любой асфальтобетонной смеси — подготовка компонентов, смешивание и отправка на хранение в бункер. Изготовление выполняется на стационарных и мобильных (располагаемых вблизи участка дорожного строительства) заводах.

Общие технологические этапы:

  • Подготовка компонентов смеси. Минеральные наполнители дробятся и подвергаются разделению на фракции при помощи грохота, просушиваются, нагреваются, дозируются и подаются в смеситель.
  • Приготовление битума. Разогретый битум подается на битумоплавильную установку, выдерживается при постоянном перемешивании, добавлении ПАВ и повышении температуры до выпаривания влаги, отправляется в рабочие котлы и на дозировку смесителя.
  • Перемешивание компонентов. Подготовленный щебень/гравий, песок подаются в асфальтосмеситель принудительного действия для «сухого» перемешивания с добавлением минерального порошка и последующим добавлением нагретого битума и смешиванием до однородной смеси.
  • Перегрузка готовой смеси. Горячую асфальтобетонную смесь отправляют в накопительный бункер или загружают в самосвалы для транспортировки к строительной площадке. Холодную смесь охлаждают и перевозят для хранения на склад.

Нагревание щебня и битума при производстве горячих смесей выполняется до температуры 165…1750С и 140…1550С, при изготовлении холодных смесей — до 65…750С и 110…1200С соответственно.

Классификация асфальтобетонных смесей выполняется по остаточной пористости, типу минеральных материалов, их фракции и процентному содержанию, битумному вяжущему и температуре укладки.

Виды асфальтобетона

Асфальтобетон подразделяется в зависимости от типа используемого минерального наполнителя:

  • гравийные;
  • песчаные;
  • щебеночные;
  • смешанные (к примеру, песчано-гравийная смесь — пгс).

Смесь может быть изготовлена горячим и холодным способом. В первом случае добавляют вязкий либо жидкий битум. Асфальтобетон перед укладкой разогревают выше 1100С. Во втором случае кладка производится при температуре выше 50С, а в состав асфальтобетона добавляют жидкое вяжущее вещество.

Типы асфальтобетонных смесей:

  1. Песчаные. Для изготовления применяют фракции заполнителей до 10 мм. Из-за слабой сопротивляемости износу этот материал применяют только для укладки на тротуарах, велодорожках, игровых площадках.
  2. Мелкозернистые. В состав входят зерна не крупнее 20 мм. Применяют для устройства покрытий на автомобильных магистралях, аэродромах и улицах. Из-за склонности к пластической деформации при изготовлении смечи необходимо добавление различных веществ.
  3. Крупнозернистый. Используется для изготовления нижнего слоя дорожного полотна. Размер входящего в состав асфальтобетона гравия или щебня может достигать 40 мм.

Асфальт – его особенности

По происхождению асфальт бывает природный и созданный искусственно путем смешивания гравия, песка с битумом, минеральным порошком. Природный материал получается из тяжелых нефтяных фракций при испарении из них наиболее легких компонентов. Добыча асфальта осуществляется из пластовых жильных залежей, а также там, где нефть имеет естественный выход нефти на поверхность.

В природном асфальте количество смолисто-асфальтеновых веществ может достигать до 75 процентов, масел – до 40 процентов. Масла придают битуму подвижность и текучесть. Сравнивая между собой асфальт и асфальтобетон в чем разница между ними, следует обратить внимание, что внешне природный асфальт трудно отличить от обычной смолы. Поэтому его называют горной смолой. Асфальтобетонная смесь часто содержит в своем составе крупные фракции щебня, гравий.

Выбирая асфальтобетон или асфальт, сравнивая их характеристики, отмечены положительные качества искусственного материала. Он выдерживает большие нагрузки, обладает лучшей демпфирующей способностью. В зависимости от процентного содержания битума, щебня, минерального порошка, песка производится асфальт следующих марок: 1, 2, 3.

Марки асфальтобетонных смесей

Для упрощения выбора асфальт разделяют на марки и типы. Основные марки асфальтобетонных смесей:

Марка 1. Сюда относят АБ разного состава и плотности, которые объединяет общее качество – высокая прочность. Материал применяется для создания нижнего слоя дороги. Отличается высокой стоимостью по сравнению с другими марками.

Марка 2. Технические характеристики этой марки несколько ниже параметров АБ марки 1. Бюджетная стоимость и широкий спектр применения делают этот материал одним из самых распространенных в дорожном строительстве.

Марка 3. Плотный, но малопрочный материал, в составе которого отсутствует щебень. Такие АБ изготавливаются на базе песка и минеральных порошков. Они востребованы при ремонте и устройстве покрытий, не запланированных для восприятия серьезных нагрузок. Марка 3 – это тип асфальтобетона, предназначенный для устройства пешеходных дорожек, тротуаров, аллей в садах и парках, организации площадок возле частных домов и во дворах лечебных или образовательных учреждений. Также он часто применяется при «ямочном» ремонте дорожного покрытия.

Почему работают с «ТК ТрансИнерт»

Мы 7 лет успешно сотрудничаем со строительными компаниями, предприятиями крупного и мелкого бизнеса, государственными и муниципальными организациями, частными лицами, потому что предлагаем нашим клиентам:

  • качественную продукцию, соответствующую действующим сертификатам и ГОСТ (в комплект документов, передаваемых с доставленными материалами, входят паспорта и копии сертификатов);
  • своевременное исполнение заказов любых объёмов и любой срочности благодаря круглосуточной доставке по СПб и Ленинградской области, наличию штата опытных водителей и большого автопарка европейской грузовой техники;
  • неограниченный объём заказов со скидками на крупные партии.

Как укладывать асфальтобетон

Укладка АБ начинается с подготовительных мероприятий. Разрабатывают технический проект с учетом особенностей климата и рельефа местности.

В месте прохождения трассы удаляют крупные деревья и верхний плодородный слой почвы. Объем земляных работ зависит от расчетной нагрузки дорожного полотна. Он может варьироваться от 10 см до нескольких метров.

Далее организуют дренажную систему, после чего переходят к устройству подушки из гравия и песка, после чего переходят к непосредственной укладке асфальтобетона. Работы должны проводиться в сухую погоду при положительной температуре воздуха.

Холодная смесь укладывается на пролитое битумам основание слоем до 5 см, утрамбовывается и посыпается слоем песка или цемента для уменьшения липкости.

Горячую смесь укладывают непосредственно на основание, после чего масса укатывается или трамбуется. Через 6 часов после укладки дорожное полотно будет готово к эксплуатации.

Асфальтобетон позволяет создавать прочное дорожное полотно с высоким сроком службы. На выбор материала для изготовления оказывает влияние проектная нагрузка и климатические условия региона. При соблюдении технологии, а также температурного режима укладки покрытие прослужит на благо обществу много лет подряд.

Что входит в состав асфальтобетона по ГОСТ

Из чего делают асфальт? Главными компонентами композитного материала являются битумный связующий и минеральный наполнитель. Последний делят на три группы:

  1. Порошок. Его доля в составе достигает 20 % от общей массы. По природе это могут быть измельченные до пылеобразного состояния осадочные породы, доломитовые, промышленные отходы, зольные шлаки. Их применение положительно сказывается на снижении водонепроницаемости, повышает прочность и плотность асфальта.
  2. Песок. Он выступает в роли заполнителя пустот, способствует образованию однородной массы с высокой плотностью. Содержание зерен регламентируется, чтобы не снизить износостойкость.
  3. Гравий и щебень. Камни добавляют в количестве от 30 до 60 % от общей массы. По природе это осадочные или вулканические породы, отходы металлургических предприятий. Форма и свойства заполнителя определяют технические характеристики покрытия.

С целью удешевления асфальтобетона за границей начали добавлять в состав резину. Как правило, это переработанные автомобильные шины. Такое решение на качественных показателях смеси в результате практически не сказывается.

Для повышения прочностных характеристик добавляется целлюлоза. Такой природный стабилизатор дополнительно способствует улучшению связки между компонентами.

Если нужно придать цвет асфальтовому покрытию, то это делают на этапе приготовления смеси. В состав могут добавлять подсвеченный битум, крошку из мрамора или керамики, кварцитовый или гранитный щебень. Обновлять разметку или рисунок в этом случае не нужно, так как природный краситель сохраняет цвет на протяжении всего срока эксплуатации велодорожки, спортивной или детской площадки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]