Каждый владелец земельного участка рано или поздно сталкивается с вопросом организации удобного подъезда к своей территории и комфортному перемещению по ней. Например, сделать площадку для стоянки автомобиля перед своим домом или вымостить дорожки, чтобы не пачкать обувь грязью в дождливую погоду. На строительном рынке сегодня представлен большой ассортимент покрытий с помощью которых можно решить любую подобную задачу. Одним из таких покрытий является асфальтовое как самое популярное и доступное.
В этой статье мы подготовили рекомендации по укладке асфальта и нанесению разметки.
Виды асфальта
По способу получения выделяется асфальт:
- Природный. Образуется в результате гипергенеза и окисления тяжелых нефтяных фракций.
- Искусственный. Получается в заводских условиях после смешивания минеральных порошков, щебня, песка и битума.
Битум один из компонентов асфальта
Асфальтная продукция пользуется популярностью, поэтому производители улучшают ее состав и методы изготовления. Благодаря этому появляются новые разновидности искусственного сырья.
Состав и применение горячего асфальта
Состоит из гравия, минерального порошка, вязкого битума и песка. При производстве компоненты перемешиваются под воздействием высоких температур, и получается однородная черная масса.
Укладывать его нужно через несколько минут после изготовления, поскольку при остывании уровень сцепления с поверхностью ухудшается и получается некачественное покрытие.
Особенности холодного асфальта
Отличается от остальных видов тем, что в нем используется жидкий битум, а не вязкий. При изготовлении смолистой массы добавляются компоненты, замедляющие отвердение битума.
Технология укладки холодного асфальта
Литой состав дорожного покрытия
В состав входят те же компоненты, что и в горячий асфальт. Однако в литом содержится в два раза больше минерального порошка и битума. Отличительные черты покрытия – небольшая толщина и рельефность. Эксплуатационные характеристики в 2–3 раза превышают показатели остальных видов.
Цветной асфальт
Можно отнести к холодному и горячему асфальту, так как он производится таким же способом. В состав входят цветные красители и щебень, из-за которых смолистая масса и получила свое название.
Асфальтная крошка
Существует два способа ее изготовления: дробление и фрезерование старых слоев асфальта. Качество крошки зависит от фрезы и состава переработанной смеси.
Как положить асфальт
Состав и разновидности асфальтобетона
Асфальтобетоны — искусственные материалы, получаемые рациональным подбором составляющих смеси с уплотнением её после укладки. В зависимости от входящих компонентов, соотношения их массовых частей и физических характеристик существует множество видов асфальта с подразделением на марки и типы.
В состав любого асфальтобетона входят:
- минеральные порошки, получаемые дроблением горных пород с высоким содержанием углеродных соединений (известняк или другие закаменевшие органические отложения). Большое содержание таких порошков придаёт материалу повышенную вязкость в сочетании с прочностью. Свойство таких смесей гасить внутренние колебания конструкций без образования трещин на покрытии, позволяет устройство дорожного проезда на автомобильных мостах. Успешно используются для асфальтирования дорог и площадок
- битум, содержащийся в большинстве видов в небольших количествах (от 4-х до 5-ти %). Исключением являются литые смеси, содержащие ≥ 10-ти % битума. Битум придаёт смеси повышение текучести, облегчающую её распределение по площади покрытия, и упругость после уплотнения и затвердения. Основное применение литых асфальтов — асфальтирование участков со сложным рельефом и ремонт дорожных покрытий. Повышенное содержание битумов используется для асфальтов, укладываемых в суровых климатических зонах, при отрицательных температурах и необходимости открытия движения сразу после сдачи участка дороги или мостового перехода;
- песок используется в большинстве видов асфальтобетона, единственное исключение — смеси с большим содержанием гравия. Природные пески подвергаются тщательной очистке, а искусственные, получаемые дроблением скальных пород, сразу готовы к использованию;
- щебень или гравий, играющий роль защитного компонента, образующего каркас асфальтобетона для восприятия значительных нагрузок.
По содержанию наполнителей различаются следующие типы:
- А — от 50-ти до 60-ти % щебня;
- Б — 40…50 % щебня или гравия;
- В — гравий или щебень от 30-ти до 40-ка %;
- Г — песок или отсевы от дробления ≤ 30-ти %;
- Д — содержание природных или искусственных песков до 70-ти %.
В зависимости от наибольших размеров минеральных зёрен в смеси подразделяются на следующие классы:
- крупнозернистый первый класс — ≤ 40-ка мм. Используется для асфальтирования автомобильных магистралей с интенсивным движением автомобилей большой грузоподъёмности и других автомобильных трасс разных классов;
- второй класс — с мелкими зёрнами ≤ 20-ти мм. Укладывается на пешеходных улицах и площадях;
- третий — песчаные смеси с зёрнами ≤ 10-ти мм. Мелкие фракции зёрен плотно соприкасаются, что позволяет устраивать идеально ровные поверхности. Основное назначение — пешеходные тротуары, садовые дорожки, благоустройство дворовых территорий и спортивных площадок.
По процентному содержанию перечисленных компонентов ГОСТ 9128-2009 подразделяет асфальтовые смеси на три марки с подробным описанием требуемых составов, технических характеристик и области использования. Там же приведены рекомендации по добавлению различных дополнительных присадок для повышения гидрофобности, морозостойкости, износоустойчивости и гибкости покрытий.
Самое широкое применение в асфальтировании автодорог, их ремонте и обустройстве частных дворов с устройством транспортных подъездов находит вторая марка.
В зависимости от температуры укладки асфальтовые смеси делятся на 2 типа:
- Горячие, укладываемые с температурой ≥ 110-ти градусов. Горячая смесь перевозится специальным транспортом, получившим название кохер, или в самосвалах с подогретым кузовом. При необходимости подготовка под асфальтирование выполняется с размягчением основания под влиянием высоких температур. После разравнивания смесь укатывается катками. Получаемое прочное покрытие получило наибольшее распространение в дорожных работах и благоустройстве городских и загородных территорий;
- Холодные, которые укладываются с температурами ≥ 5-ти градусов. При приготовлении используются битумы с пониженной вязкостью, что позволяет смеси сохраняться в рыхлом состоянии более длительное время, а после укатывания быстрее застывать. Чаще всего такой асфальтобетон применяется для ямочных ремонтов, укладки на тротуарах и дворовых проездах, которые не подвержены интенсивным нагрузкам.
Любой качественный асфальтобетон может изготавливаться только из сертифицированных материалов, поэтому при заказе обязательно нужно требовать сертификаты качества и оформление паспорта на асфальтобетон.
Преимущества и недостатки асфальта
Материал активно используют для создания дачных дорожек, поскольку он обладает множеством полезных качеств:
- долговечность;
- переносимость резких перепадов температур;
- плотное покрытие;
- стойкость к деформациям;
- водонепроницаемость.
Есть и недостатки, проявляющиеся во время использования асфальта на дачном участке:
- в жаркие летние дни он испаряется, и в организм человека попадают вредные вещества;
- покрытие не подходит для украшения территории, так как оно плохо вписывается в садовые стили;
- если сделать укладку неправильно, то во время сильных морозов она начнет быстро разрушаться.
Почему асфальт — самое популярное покрытие
Асфальтное покрытие пользуется большой популярностью среди владельцев частных домов. Во-первых, укладка асфальта дома — это практично и легко. Нет ничего суперсложного в том, чтобы заасфальтировать двор своими руками. Во-вторых, асфальт – это материал, обладающий уникальными свойствами и особенностями. Благодаря им, он:
- Не подвержен деформации и повреждениям. Ремонт – случай редкий. Если и возникает необходимость ремонта, то поврежденный участок можно легко и недорого починить
- Износоустойчив. Длительно служит
- Обладает отличной гидроизоляцией
- Устойчив к перепаду температур, что важно в наших широтах. Не реагирует на мороз, жару, ливни и снегопады
- Стойкий к маслам, кислотам и прочей химии
Таблица сравнения дорожного покрытия
Асфальтобетонное покрытие | Бетонное покрытие | Покрытие из брусчатки | |
Состав материала покрытия | щебень — 10 см; асфальт — 4 см | щебень 10 см; бетон с армированием — 10 см | песок — 10 см; ЦПС — 10 см, плитка |
Срок выполнения работ (пример: площадь 300 кв.м.) | 2 дня | 3-4 дня работы; 2-3 дня бетон сохнет; окончательная прочность через 28 суток | 7-10 дней |
Срок службы | 7-10 лет | 5-7 лет | 20-30 лет |
максимально допустимые нагрузки | легковой транспорт | грузовой транспорт | пешеходные нагрузки, изредка легковой транспорт |
Прочие преимущества | быстро и традиционно | можно провести работы самостоятельно | красиво, индивидуально, экологично: удобство при ремонтных работах |
Прочие недостатки | возможны испарения битумных смол в жаркую погоду, не экологично | плохо переносит перепады температур | дороже асфальта и бетона; не любят женщины на шпильках; требует мытья |
Стоимость* | 200 грн/кв.м. | 250 грн/кв.м. | 300-400 грн/кв.м. |
*цены указана за период 2016-2017 гг.
И неплохой аргумент напоследок – асфальтное покрытие недорогое! По сравнению с плиточкой и брусчаткой.
Подготовка к укладке
Укладка асфальта начинается с подготовки. Она выполняется в несколько этапов.
Планирование
Сначала делается разметка и определяется толщина щебневой подушки с асфальтным покрытием.
Необходимо точно понять какую толщину потребуется укладывать
Обновляя покрытие двора, достаточно насыпать 10–20 см песка и положить слой асфальта в 5–7 см. При асфальтировании подъездной дороги частного дома делается более прочное покрытие. Толщина щебневой подушки не должна быть меньше 40 см. Асфальт нужно уложить в два слоя с общей толщиной 15–20 см.
Земельные работы
Перед выполнением земельных работ территория проверяется на наличие растительности с большими корнями, от которой нужно избавиться.
В месте, где будет положен асфальт, лопатой снимается верхний слой земли. При проведении более масштабных работ вручную справиться не получится и придется воспользоваться спецтехникой. Лишний грунт вывозится, чтобы во время дождей он не намывался на проезд. В завершении процесса подготовленный земельный участок уплотняется катком.
Подготовка основания
После завершения земельных работ на уплотненный участок земли высыпается щебень в несколько слоев. Сначала нужно сыпать более крупные камни, а потом класть мелкие. У каждого слоя щебня имеется свое предназначение:
- мелкий камень помогает равномерно распределить слой асфальта;
- средний способствует равномерному распределению нагрузки;
- крупный выполняет роль дренажа.
Крупный щебень необходим в укладке асфальта
Во время укладки щебня для стока воды делается небольшой уклон в сторону грунта или водосборников.
Уложенное щебнем основание уплотняется катком. Он должен проехаться по поверхности около пяти раз. При асфальтировании большого двора рекомендуется использовать каток с массой около 3–4 тонн и встроенной функцией вибрации. Это позволит качественно уплотнить поверхность. Иногда спецтехника не может добраться до некоторых мест и вместо нее используют виброплиту.
Укладка асфальта. Как заасфальтировать двор своими руками.
Ниже приведен алгоритм требуемых действий.
Этап первый. Вначале проводятся земляные работы, заключающиеся в зачистке и выравнивании основания. Для снятия верхнего слоя почвы можно использовать бульдозер или обычную лопату.
Этап второй. Размечается план – рисуется детальная схема дорожек, проезда для машины. Иными словами, рисуются контуры асфальтирования. К слову, если вас интересует асфальтирование в Москве, то рекомендуем перейти по ссылке для подробного ознакомления. Но вернемся к нашему вопросу.
Этап третий. Смесь из гравия и песка утрамбовывается и укатывается.
Этап четвертый. Устанавливаются различные ограждения и бордюры.
Этап пятый. Заливается асфальт, после чего его трамбуют и закатывают.
Асфальтовую массу следует высыпать на подготовленное основание несколькими большими кучами. Это необходимо для того, чтобы асфальтируемая площадь была максимально распределена по двору. Затем массу раскидывают лопатами и равномерно ее распределяют толщиной от 5 см до 10 см. Все неровности выравниваются при помощи швабры-движка. При наличии поперечных наклонов укатка асфальта выполняется снизу вверх. Много проще будет заручиться поддержкой помощников.
Обратите внимание! Все это нужно делать быстро, иначе масса застынет. Поэтому к работе следует привлечь как минимум несколько человек. Также нельзя, чтобы каток останавливался на одном месте, в противном случае увеличится суммарный вес укатки.
На этом все. Для более детального ознакомления с процессом рекомендуем посмотреть приведенный ниже тематический видеоролик. Удачи!
Асфальтирование
После создания щебневого основания можно приступать к укладке. Для этого используется материал разной зернистости. В домашних условиях приготовить качественную смолистую смесь сложно, поэтому лучше приобрести ее. К преимуществам использования заводской смеси относится:
- экономия времени на производстве;
- использование качественного материала.
Чтобы положить асфальт во дворе, необходимо использовать мелкозернистый материал. Он укладывается в один слой толщиной 5–7 см.
При создании подъездной дороги материал кладется в несколько слоев. Снизу кладут мелкий асфальт, а сверху – крупный. Покрытие утрамбовывается катком и заливается битумом для лучшего соединения слоев.
Укладка асфальтной смеси
Асфальтную смесь удобнее всего заказать готовую. Приготовить ее своими руками – сложно и дорого. Дешевле купить на предприятии, которое специализируется на изготовлении асфальтных смесей. Она будет соответствовать всем стандартам. Есть два вида асфальта: крупнозернистый и мелкозернистый. Крупнозернистый бывает марки КЗ-7 (идеально подходит для дорожек), и КЗ-10 ( для подъездов к дому). Сверху на крупный фракции насыпают мелкий асфальт. Так покрытие будет выглядеть идеально. В нем не будет оседать грязь. Доставляют асфальтную смесь горячую. При его укладке температура должна быть не менее 105 градусов по Цельсию. Если асфальт холоднее, то нужно больше времени потратить на его трамбовку или укатывание.
Поэтому, приступайте к укладке асфальта сразу же после его доставки. Если дорожки узкие – бросайте лопатой. И сразу же трамбуйте их виброногой. Если площадь большая, закажите асфальтоукладчик и асфальтный каток. Каток должен двигаться плавно, стабильно по всем полосам укладки. Если поверхность наклонная – то каток едет только снизу вверх!
Не забудьте и такие важные советы:
- Сначала кладут крупный асфальт. Уплотняют. Затем – мелкозернистый. В мелкозернистой асфальтной смеси можно использовать виброрейку. Если асфальта нужно мало – только для дорожек, то берите полностью мелкозернистый. Он будет плотнее.
- И виброногу, и виброплиту, и виброрейку и каток — все рабочие поверхности следует смачивать водой. Иначе асфальт быстро налипнет, и работа застопорится.
- Не оставляйте непрокатанными стыковочные швы. Они возникают при проезде катка и при большой виброплите. Сразу трамбуйте швы на стыке полос, чтобы они не успели застыть.
- 1 тонна асфальта хорошо покроет 10 кв.м. площади. Слой будет толщиной примерно 4 см.
- Укладку асфальта своими руками проводите в хорошую погоду. Не в мороз и не в дождь. Лучше всего – сухая и солнечная погода.
Соблюдая такие несложные технологии, можно поставить отличный асфальт дома. Не нужно нанимать подрядчиков – справитесь сами. Ваш асфальт будет стоять долго, и выглядеть ухоженно и прочно.
Ремонт покрытия
Со временем заасфальтированные дорожки разрушаются. Причины этого могут быть разными:
- замерзшая вода в трещинах;
- деформация поверхности под воздействием высокой температуры;
- сильные нагрузки на асфальт.
Сильная нагрузка может привести к быстрому разрушению
Ремонтировать поверхность рекомендуется холодным асфальтом, так как он дольше хранится и его можно укладывать даже зимой. Во время ремонта старое покрытие удаляется и ложится новое.
Также вместо асфальта можно использовать бетонную стяжку или тротуарную плитку.
Укладка асфальта своими руками – непростая работа, с которой сложно справиться без подготовки. Во время асфальтирования нужно соблюдать все технологические нюансы, от которых зависит прочность и долговечность покрытия.
Этап второй . готовим основание для укладки асфальтобетона
Базовая основа асфальтного покрытия должна быть надёжной. Поэтому запасаемся песком, щебнем, гравием (не жесткое основание под асфальтирование участка) или бетонными плитами. Рассчитывая сколько стоит асфальтирование 1 м2, учтите и расход потраченных вышеуказанных стройматериалов. К примеру, при использовании щебня фракции 40-70 — на подъездную дорогу понадобится насыпать слой толщиной в 15-20 сантиметров. Для пешеходной дорожки — 5-10 сантиметров. Стройматериал необходимо равномерно распределить и хорошенько утрамбовать. Далее, следует подготовить более мелкий щебень (вполне подойдёт фракция 20-40) и мелкий отсев. Распределить слои толщиной в 10 сантиметров равномерно друг за другом. Высыпать песок (толщина настила 10 сантиметров). Песчаный настил нужно полить водой и утрамбовать вручную или катком.
Сравнить сколько стоит асфальтирование дороги и выбрать компанию для сотрудничества . можно через поисковик, собравший большую базу строительных фирм.
Интересно знать!
Нанесение разметки и знаков
Нанесение линий и знаков термопластиком или краской позволит разметить асфальтовое покрытие и указать необходимые предупреждения. Например, на площадке перед домом нужно разметить парковочные места для машин. Или нанести предупреждающий знак об опасности для водителей. Для этих целей наиболее оптимально подходит термопластик так как он износостоек, имеет хорошую агдезию с асфальтом и у него длительный срок эксплуатации. Наносить термопластик нужно с помощью специального оборудования, так как требуется постоянно поддерживать высокую температуру в котле и тщательно перемешивать пластичную массу.
Это интересно: Укладка поликарбоната на теплицу 2022 год
p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
Если нет возможности использовать специализированное оборудование, то нужно соблюдать следующие рекомендации:
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
- Асфальтовая поверхность должна быть сухой и чистой, тогда пластик будет надежно держаться на покрытии.
- Температура плавления пластика находится в диапазоне от 140 до 180 ºС. После того как пластик расплавился его нужно постоянно перемешивать, чтобы избежать появления сгустков.
- Для нанесения термопластика нужно использовать готовые формы которые позволят пластичной массе застыть на асфальте.
- Время остывания термопластика составляет всего несколько минут.
p, blockquote 22,0,0,0,1 —>
Мы рассмотрели два способа укладки асфальта благодаря которым можно получить качественное и прочное покрытие. Первый способ выгоден при асфальтировании больших площадей. А второй — для обустройства приусадебного хозяйства. В любом случае, правильно уложенное асфальтовое покрытие выдержит большие нагрузки и будет очень долго служить.
Достоинства технологии и материала
Технологии холодного асфальта получила распространение благодаря следующим плюсам:
- Круглогодичное использование. Класть асфальт можно в любой сезон, лишь бы температура воздуха не выходила за диапазон от —15 до +40°C. Для всепогодного материала есть единственный ограничитель – осадки (но они нежелательны для большинства технологий).
- Быстрая готовность к эксплуатации. Смесь затвердевает и приобретает заявленные характеристики через 15-20 минут. Вы сможете практически сразу поставить авто на новенькую площадку.
- Безотходность. Если образовался остаток смеси, который не пошел на укладку, его можно применить где-нибудь еще. Старое покрытие можно снять (фрезеровать) и использовать повторно в дорожно-строительной отрасли.
- Возможность продолжительного хранения. Без тары смесь хранится до 1 года. В полиэтиленовой таре материал сохраняет свои качества до двух лет.
- Безопасность. Технология разрабатывалась как экологически безопасная; горячие процессы отсутствуют. Адгезионные пластификаторы – инертные, не выделяющие вредных летучих соединений, вещества.
Ямочный ремонт дороги Источник inforum.com
- Простая перевозка. Производители фасуют смесь в ведра (по 25 кг) или мешки (по 50 кг). Для транспортировки подойдет небольшой грузовик или багажник легкового автомобиля.
- Мобильность и высокая скорость работ. Технология не нуждается в дополнительных операциях, таких как нагрев ям и обработка кромок в классическом ямочном ремонте; не надо привлекать тяжелую технику. Все, что нужно – очистить ямы от мусора. Благодаря сокращению подготовительных операций работа ведется в 1,5 раза быстрее.
Смотрите также: Каталог строительных компаний, у которых налажено собственное производство материалов и комплектующих для возведения домов
Как положить новый асфальт на старое покрытие?
Обновить старое покрытие легче, чем сделать новое. Если на месте предполагаемых дорожек уже есть асфальт, который пришел в негодность, уложить материал можно на него. Счищать для этого старый слой полностью не нужно. Достаточно очистить его от грязи и пыли. Перед укладкой нового покрытия асфальт нужно хорошенько просушить.
По краям всей территории наносится сплошной слой свежего битума. Потом укладывается асфальт по технологии, описанной выше.
Ремонт асфальтной дороги своими руками можно сделать с помощью резиновой смеси. Ее можно купить в строительном магазине, некоторые предпочитают готовить резиновую крошку самостоятельно. Преимуществами резинового материала являются простота монтажа и широкий выбор цветовой гаммы.
Третий этап . укладка асфальтного покрытия
Выполнение этого этапа требует приготовления асфальтобетонной смеси вручную или закупку её на заводе. Заранее отметим, приготовить качественный асфальт в домашних условиях крайне сложно. Поэтому лучший выход . закупить нужное количество битумной смеси на асфальтном заводе или ближайшем «Автодоре».
Преимущества покупки заводского асфальта очевидны:
- Во-первых, потребитель получает качественный конечный продукт, экономя время на производственном процессе.
- Во-вторых, при оптовом заказе возможна скидка и бесплатная доставка непосредственно на объект.
Если вы приняли решение производить монтаж асфальтного полотна своими силами, стоит помнить . укладка битумной смеси производится при температуре не ниже 5 С в сухую погоду. Иначе, асфальт потеряет своё качество и его невозможно будет хорошо разровнять, уплотнить. Различают горячий асфальт и холодный асфальт. Так, горячую битумную смесь необходимо сразу же укладывать после доставки на территорию. Чем быстрее тем, прочнее будет дорожное полотно. Холодная битумная смесь универсальна, так как укладывается в любой сезон.
Положительные и отрицательные свойства
Плюсы покрытия из асфальта:
- способность к переносимости температурных перемен;
- долговечность;
- водонепроницаемость;
- плотность консистенции слоя;
- достаточная стойкость к деформирующим воздействиям.
Сравнение цементобетонного и асфальтобетонного покрытия
Минусы асфальтирования двора:
- при высокой температуре воздуха выделяются вредные для организма испарения;
- не обладает специальными особенностями, чтобы применять в качестве дизайна территории;
- неправильно положенный слой под воздействием морозов быстро разрушается.
Подготовительные работы
Первоочередная задача, определить, для каких целей будет использоваться дорога, и рассчитать предполагаемую нагрузку на покрытие. Эти показатели важны при выборе марки прочности и типа асфальтобетона, а также влияют на сложность подготовительных работ.
Например, для строительства новой автомагистрали понадобится основание в три раза толще и прочнее, чем для трассы с небольшим транспортным потоком.
Можно ли укладывать асфальт на бетон? Да, обычно асфальтное полотно обычно кладут на подготовленный грунт или старый асфальт, но при возведении автомагистралей с большой нагрузкой применяется технология строительства на бетонное основание.
После того, как была определено целевое использование будущей автодороги, переходят к проектированию. Этим вопросом занимаются специальные службы, в задачу которых входит прокладка маршрута согласно всем существующим нормативам.
На что обращают внимание на этапе проектирования:
- Расположение коммуникаций (подземных и наземных);
- Расположение зданий и других сооружении на будущем пути;
- Прилегание дорожек, тротуаров;
- Расположение въездов и выездов;
- Пересечение с другими автодорогами;
- Канализационные выходы.