Дорожное покрытие из щебенки строится быстрее и дешевле, чем асфальтированная дорога. Этот вариант часто встречается в сельской местности, новых загородных ЖК, частных кооперативах и когда организовывают временный подъезд к месту проведения строительных работ. Дорогу из щебня не размывает водой, такая засыпка выдерживает нагрузку значительной силы. Даже если по покрытию будут иногда ездить большегрузы – существенного вреда они ей не нанесут. Полотно прослужит долго, если укладывать его без нарушений технологии. Защебененная дорога хорошо вписывается в любую среду, гармонично сочетается с загородным пространством. Многие, кто планирует строить простую дорогу, задаются вопросами: Как сделать дорогу из щебенки? Какой щебень лучше купить для этого гранитный или известняковый? Действительно ли покрытие обойдется дешево и будет справляться со своей функцией? Давайте разбираться в тонкостях!
Особенности
Поверхность из щебенки универсальна. Она также хорошо смотрится на естественном открытом ландшафте, как и в жилом секторе. Покрытие хорошо сочетается с традиционными домами и ультрасовременной архитектурой. Вопреки распространенному мнению, подъездная дорога из щебня весьма долговечна, если сделана правильно, а ее строительство весьма непростой процесс. Просто заказать доставку и засыпать несколько машин щебня недостаточно. Отсыпку выполняют разными материалами, а каждый слой после засыпки утрамбовывается. Выполнение всей процедуры по технологии позволяет с наибольшей эффективностью отводить дождевую и талую воду, а также правильно распределять нагрузку внутри пирога дорожного покрытия, продляя ресурс эксплуатации.
Целесообразность создания гравийных дорожек
К проектированию дорожно-тропиночной сети на участке приступают сразу после определения места под строительство дома и вспомогательных помещений. После изучения рельефных особенностей территории переходят к составлению плана на бумаге, куда наносят основные и вспомогательные пути и проходы. На этом этапе принимают решение о ширине и типе мощения дорожной сети.
Магистральные пути (от калитки к центральному входу, от дома к хозблоку, летней кухне), которые будут подвержены сильной нагрузке, лучше выполнить из плит, замостить натуральным или искусственным камнем. Эти материалы долговечны, устойчивы к нагрузкам, их легче чистить в зимний период, по ним комфортно передвигаться. Гравийная дорожка может примыкать к магистральной, быть основной в зоне отдыха или на огороде, дублировать ее. Если дорожка из свободно насыпанного гравия, по ней сложнее передвигаться из-за вязкости материала, она непрактична в зимнее время.
Что понадобиться?
Для устройства щебеночного покрытия подходит гранитный и известковый щебень с неровными и острыми краями — он хорошо расклинивается и уплотняется, что делает поверхность прочной. Дорога для автомобилей должна выдерживать большие нагрузки, поэтому дорожный пирог состоит из трех-четырех слоев заполнителей разной фракции. После укладки каждого слоя заполнителя поверхность уплотняется катком.
Перечень заполнителей:
♦ крупный песок; ♦ щебень фракции 40—70 мм; ♦ щебень фракции 20—40 мм; ♦ щебень фракции 5—20 мм;
Техника:
♦ грейдер; ♦ каток;
Прочее:
♦ вода; ♦ приспособления для полива;
Можно также использовать гравий, но кроме речного. У речного гравия округлые зерна, поэтому он сильно движется во время работы, а поверхность из него получается не очень устойчивая.
Преимущества и недостатки дорожек из щебня или гравия
К преимуществам каменистых дорожек относят:
- эстетичность, возможность подобрать материал, подходящий к стилю и цвету отделки дома;
- долговечность покрытия;
- относительно невысокая стоимость;
- сад с гравийной дорожкой требует меньше затрат труда на прополки;
- хорошая водоотводящая способность в условиях переизбытка дождей.
Недостатки сыпучего дорожного покрытия с низкими связующими свойствами:
- если попадают камни с острыми гранями, есть возможность получения травмы, не подходят для семей с маленькими детьми;
- если материал несвязный, по нему трудно передвигаться, невозможно перевозить тележки, детские и инвалидные коляски;
- сложно очищать от листвы, прорастающие сорняки удаляются только вручную;
- не подходят для зимней эксплуатации, на них невозможно расчистить снег и сколоть лед;
- галечную дорожку могут повредить кроты;
- трудоемкость подготовки ложа.
Этапы работ
В зависимости от расположения дороги и природных факторов, при строительстве сооружают различные канавы, кюветы и дренажные системы для отвода воды. Ведь всем известно, что вода может быстро испортить любую дорогу, если не уменьшить до минимума ее попадание на покрытие.
Слой щебня для проезда должен быть высотой около 40 см. Форма дороги должна иметь выпуклый профиль и образовывать поперечные уклоны – примерно по 4% с каждой стороны от оси. Это обеспечит надлежащий дренаж дорожного покрытия, предотвратит его размягчение и образование колей. Работы выполняются по следующей хронологии:
В первую очередь необходимо убрать верхний почвенный слой на глубину 20—30 см. Для этого понадобится грейдер или бульдозер.
Для укрепления основания дороги под слои выстилается геотекстиль. Без геотекстиля щебень будет утопать в грунте, а с ним он стабилен и прочно лежит на месте не сдвигаясь. Геотекстиль даже можно класть сразу на грунт, не снимая верхний слой, что упрощает и удешевляет работы. Листы ткани кладут внахлест 10—15 см.
Обустраивается песчаная подушка для дренажа поступающей воды. Благодаря этому покрытие не размоется, и не изменит форму. Крупный песок отсыпают слоем около 20 см и хорошенько уплотняют. Если дорога делается на песчаных грунтах, то такую подсыпку можно и не делать. В этом просто отпадает необходимость.
Первый слой состоит из щебенки фракции 40—70 мм. Его высота должна быть 10—20 см. Для этих целей также можно использовать дробленый бетон или битый кирпич. Хотя кирпичный бой не самый лучший вариант на сырых почвах — со временем он насыщается влагой и становится хрупким. Полученный слой сверху поливают водой и уплотняют. По желанию этот слой можно накрыть, чтобы камни держались на месте и не «гуляли». Для покрытия используют геотекстиль или засыпают материал в специальную дорожную сетку. Но для экономии эти материалы не применяются.
Следующим идет слой щебня более мелкой фракции — 20—40 мм. Он, как и слой выше, поливается, уплотняется, закрывается геотекстилем.
После укладки двух слоев щебня по пирогу должен пройтись грейдер и хорошо выровнять поверхность согласно проекту.
В последнюю очередь поверхность укрепляется мелким щебнем 5—20 мм. Этот материал служит для заполнения образованного между крупными частицами пространства. После укатки полотно становится плотным и удобным для передвижения автотранспорта.
Рекомендации дизайнеров
Дорожки с гравийным покрытием идеальны в саду пейзажного стиля. Их выполняют извилистыми с тонкими, едва заметными бордюрами из полимерных материалов. Чтобы подчеркнуть приближенность к природе, ширину прохода можно слегка варьировать.
Магистрали из крупной гальки будут уместны в огороде с регулярным расположением грядок. Если правильно сделать основание, камни способствуют оттоку излишней влаги. Растения будут меньше поражаться болезнями.
Галечник органично смотрится вокруг искусственных водоемов, им можно заполнить пространство вокруг альпийской горки. Эстетичны комбинированные дорожки, их центральная часть выполнена из плит или натурального камня, а пространство вокруг покрыто галечником.
Дизайнеры все чаще используют гальку, окрашенную в разные цвета, для создания клумб. Если в саду планируется сухой ручей, то гравийную дорожку к нему вести не следует. Эти элементы ландшафта сольются и не будут выразительными.
Морскую гальку крупных размеров с ровными краями и гладкой поверхностью можно использовать для мощения тропинок, а промежутки между галькой заполнять мелким гравием или щебнем. Отдельные камни можно покрасить в разные цвета, создав композицию лепестков цветка или любую другую.
Уход за дорожками из гравия и щебня
Наиболее трудоемки в уходе дорожки с галечным и щебенчатым покрытием, где камни имеют наименьшее сцепление друг с другом. Ровные и гладкие камни имеют тенденцию к смещению после каждого прохода по ним. Такие дорожки требуют частого выравнивания деревянной рейкой.
Осенние опадающие листья следует своевременно убирать, не допуская их скопления на дорожном покрытии на период зимовки. Гниющая листва оставляет прилипшую грязь и меняет цвет гальки. Появляющиеся сорняки следует аккуратно подрезать секатором как можно ниже и раньше, если у них разовьется глубокая корневая система, это неизбежно приведет к деформации гравийного покрытия.
После снежных зим и быстрого таяния снега дорожка может выглядеть просевшей во многих местах. Такое явление происходит, если произошло перераспределение нагрузки на покрытие. В этом случае выполняют подсыпку материала. Если проблема повторяется из года в год, следует снять верхний основной слой и дополнительно укрепить основание, добавив полимерную сетку.
Таким образом, нельзя сказать, что строительство и содержание гравийных дорожек собственными силами — простое и легкое дело. Здесь требуется опыт и сноровка, физические силы, терпение и выносливость, математический расчет и свободные материальные средства на закупку и доставку материалов, много места для их складирования. Особенно сложно выкопать длинный котлован глубиной свыше 30 см, а также заложить большие площади под георешетками.
Как распределяется прочность слоев
Область дорожной одежды | Краткое описание |
Верхние конструктивные слои | Имеют более высокую прочность и твердость. Рассчитаны для сопротивления механическому износу, деформации и растяжению. |
Нижние конструктивные слои | Имеют более низкую прочность и твердость. Рассчитаны для сопротивления на сжатие и сдвиги. |
Другими словами, чем дальше от поверхности, тем ниже прочность и твердость материалов, так как на разную глубину приходится нагрузка разного характера
. Именно благодаря такому формату укладки дорожная одежда имеет высокие и сбалансированные физико-механические характеристики.
Длина немощеных дорог по странам [ править ]
Страна | Длина грунтовых дорог (км) [11] |
Афганистан | 29 800 |
Албания | 10 980 |
Алжир | 26 050 |
американское Самоа | Нет данных |
Андорра | Нет данных |
Ангола | 46 080 |
Ангилья | 93 |
Антигуа и Барбуда | 784 |
Аргентина | 161 962 |
Армения | Нет данных |
Австралия | 727 645 |
Австрия | Нет данных |
Азербайджан | 26 153 |
Багамы, | 1,080 |
Бахрейн | 730 |
Бангладеш | 19 248 |
Барбадос | Нет данных |
Беларусь | 11 741 |
Бельгия | 33 498 |
Белиз | 2382 |
Бенин | 14 600 |
Бермуды | 447 |
Бутан | 7 603 |
Боливия | 80 776 |
Босния и Герцеговина | 3500 |
Ботсвана | Нет данных |
Бразилия | 1,368,166 |
Британская территория Индийского океана | Нет данных |
Британские Виргинские острова | Нет данных |
Бруней | 417 |
Болгария | 277 |
Буркина-Фасо | Нет данных |
Бирма | Нет данных |
Бурунди | 10 822 |
Кабо-Верде | 418 |
Камбоджа | 41 102 |
Камерун | 47 422 |
Канада | 626 700 |
Каймановы острова | Нет данных |
Центрально-Африканская Республика | 18 893 |
Чад | Нет данных |
Чили | 59 645 |
Китай | 531 000 |
Остров Рождества | 110 |
Кокосовые (Килинг) острова | 12 |
Колумбия | Нет данных |
Коморские острова | 207 |
Конго, Демократическая Республика | 150 703 |
Конго, Республика | 15 788 |
Острова Кука | 287 |
Коста-Рика | 28 885 |
Берег Слоновой Кости | 75 494 |
Хорватия | Нет данных |
Куба | 31 038 |
Кюрасао | Нет данных |
Кипр | 8 564 |
Чехия | Нет данных |
Дания | Нет данных |
Джибути | 1,686 |
Доминика | 750 |
Доминиканская Республика | 9 833 |
Эквадор | 37 198 |
Египет | 10 688 |
Эль Сальвадор | 2,565 |
Экваториальная Гвинея | Нет данных |
Эритрея | 3136 |
Эстония | 47 985 |
Эсватини | 2,516 |
Эфиопия | 96 060 |
Евросоюз | Нет данных |
Фолклендские острова (Мальвинские острова) | 390 |
Фарерские острова | Нет данных |
Фиджи | 1,754 |
Финляндия | 350 000 |
Франция | Нет данных |
Французская Полинезия | 855 |
Габон | 8 073 |
Гамбия, | 3029 |
сектор Газа | Нет данных |
Грузия | Нет данных |
Германия | Нет данных |
Гана | 95 728 |
Гибралтар | Нет данных |
Греция | 75 603 |
Гренландия | Нет данных |
Гренада | 225 |
Гуам | Нет данных |
Гватемала | 10 132 |
Гвинея | 40 006 |
Гвинея-Бисау | 2,490 |
Гайана | 7,380 |
Гаити | 3 498 |
Гондурас | 11 375 |
Гонконг | Нет данных |
Венгрия | 126 514 |
Исландия | 8,108 |
Индия | Нет данных |
Индонезия | 213 505 |
Иран | 38 500 |
Ирак | Нет данных |
Ирландия | Нет данных |
Остров Мэн | Нет данных |
Израиль | Нет данных |
Италия | Нет данных |
Ямайка | 5 973 |
Япония | 225 937 |
Джерси | Нет данных |
Иордания | Нет данных |
Казахстан | 10 278 |
Кения | 147 032 |
Кирибати | Нет данных |
Корея, Северная | 24 830 |
Корея, Юг | 7 633 |
Косово | 91 |
Кувейт | Нет данных |
Кыргызстан | Нет данных |
Лаос | 34 171 |
Латвия | 55 233 |
Ливан | Нет данных |
Лесото | 4871 |
Либерия | 9 943 |
Ливия | 42 810 |
Лихтенштейн | Нет данных |
Литва | 11 869 |
Люксембург | Нет данных |
Макао | Нет данных |
Македония | 4,549 |
Мадагаскар | 31 373 |
Малави | 11 378 |
Малайзия | 28 234 |
Мальдивы | Нет данных |
Мали | 16 952 |
Мальта | 392 |
Маршалловы острова | Нет данных |
Мавритания | 8 265 |
Маврикий | 49 |
Мексика | 240 116 |
Микронезия, Федеративные Штаты | 204 |
Молдова | 517 |
Монако | Нет данных |
Монголия | 44 449 |
Черногория | 621 |
Монсеррат | Нет данных |
Марокко | 17 279 |
Мозамбик | 23 718 |
Намибия | 37 751 |
Науру | 6 |
Непал | 16 100 |
Нидерланды | Нет данных |
Новая Каледония | Нет данных |
Новая Зеландия | 32 400 |
Никарагуа | 20 551 |
Нигер | 15 037 |
Нигерия | 164 220 |
Ниуэ | Нет данных |
Остров Норфолк | 27 |
Северные Марианские острова | Нет данных |
Норвегия | 18 116 |
Оман | 30 545 |
Пакистан | 78 879 |
Панама | 8 786 |
Папуа — Новая Гвинея | 6 349 |
Парагвай | 27 199 |
Перу | Нет данных |
Филиппины | 155 294 |
Польша | 129 000 |
Португалия | 11 606 |
Пуэрто-Рико | Нет данных |
Катар | Нет данных |
Румыния | 34 312 |
Россия | 355 666 |
Руанда | 3 493 |
Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья | 30 |
Сент-Китс и Невис | 220 |
Сент-Люсия | 363 |
Сен-Пьер и Микелон | 37 |
Святой Винсент и Гренадины | 249 |
Самоа | 95 |
Сан-Марино | Нет данных |
Сан-Томе и Принсипи | 102 |
Саудовская Аравия | 173 843 |
Сенегал | 10 539 |
Сербия | 16 248 |
Сейшельские острова | 12 |
Сьерра-Леоне | 10 396 |
Сингапур | Нет данных |
Синт-Мартен | Нет данных |
Словакия | Нет данных |
Словения | Нет данных |
Соломоновы острова | 1,356 |
Сомали | 19 492 |
Южная Африка | 588 062 |
южный Судан | Нет данных |
Испания | Нет данных |
Шри-Ланка | 97 116 |
Судан | 7 580 |
Суринам | 3 174 |
Швеция | 433 034 |
Швейцария | Нет данных |
Сирия | 6 813 |
Тайвань | 396 |
Таджикистан | Нет данных |
Танзания | 79 380 |
Таиланд | Нет данных |
Тимор-Лешти | 3 440 |
Идти | 9 205 |
Тонга | 496 |
Тринидад и Тобаго | 4 068 |
Тунис | 4,662 |
индюк | 33 486 |
Туркменистан | 11 015 |
Острова Теркс и Кайкос | 97 |
Тувалу | Нет данных |
Уганда | 16 287 |
Украина | 3,599 |
Объединенные Арабские Эмираты | Нет данных |
объединенное Королевство | Нет данных |
Соединенные Штаты | 2,281,895 |
Уругвай | 69 989 |
Узбекистан | 10 985 |
Вануату | 814 |
Венесуэла | Нет данных |
Вьетнам | 47 130 |
Виргинские острова | Нет данных |
западное побережье | Нет данных |
Мир | Нет данных |
Йемен | 65 100 |
Замбия | 31 051 |
Зимбабве | 78 786 |
ОБЩИЙ | 11 705 250 |
Покрытие с георешеткой
Использование объемных и одноплоскостных полимерных сеток целесообразно на дорогах с уклонами, где основной грунт легкого механического состава с низким содержанием глины, сползает с основного места, или же дороги планируется эксплуатировать высокими механическими нагрузками. На участках с неровным рельефом бывает необходимость укрепления путей от оползней сверху или осыпания дорожного покрытия вниз. В этом случае можно построить вертикальные подпорные стенки, а если склоны пологие, также укрепить их георешетками, которые засыпать щебнем в смеси со связующим компонентом (эпоксидной смолой и клеем).
Для укладки георешетки достаточно снять дерновый слой, вскопать грунт и уплотнить его. На основание кладут геоткань и расстилают решетку. Для фиксации георешетки к грунту применяют скобы из толстой проволоки. Их вставляют в каждое звено на легком грунте и через 1-2 звена на суглинистом. Ячейки решетки засыпают щебнем или гравием фракцией 5-10 с таким расчетом, чтобы решетка была покрыта каменистым слоем более 5 см, иначе после усадки камней решетка будет ощущаться под ногами, по ней будет некомфортно ходить.
Можно ли заполнять решетки каменной смолой?
Объемные и одноплоскостные полимерные решетки можно заполнять смесью щебенки со склеивающими компонентами. Покрытие в этом случае будет прочным и по нему можно ездить на автомобиле, велосипеде. На даче таким образом можно замостить площадку для летней кухни, парковочное место.
Уплотнение отсыпки
Эта часть оказывает на формирование качественных характеристик покрытия большее влияние, нежели первичное нанесение асфальтовой крошки или щебня. Перед уплотнением каждый слой разравнивается в соответствии с величиной продольного уклона. Далее можно начинать укатку полотна с помощью специальной техники по всей ширине дороги. На некоторых участках в стесненных условиях следует выполнять точечное уплотнение. Чтобы дорожное полотно было цельным по всей горизонтали, проблемные зоны трамбуются вручную при помощи виброударных действий. При этом нельзя использовать трамбующие плиты на участках, где проложены инженерные коммуникации.
В случае применения рыхлых наполнителей для дорожного полотна рекомендуется выполнять уплотнение решетчатыми или кулачковыми катками. Такая техника используется на первом этапе, также можно использовать машины на пневматических шинах, у которых неполная загрузка балласта – на 10-15 т. На финальной же стадии уплотнения отсыпка дорог трамбуется пневматическими шинами, масса которых достигает 25 т.
Содержание
- 1 Характеристики 1.1 Конструкция
- 1.2 Материалы 1.2.1 Латеритные и муррамовые дороги
- 1.3.1 Контроль пыли 1.3.1.1 Хлорид кальция как средство подавления пыли
- 2.1 Лесохозяйственная дорога
Где нужны «грунтовки»?
Строительство грунтовых дорог целесообразно на маршрутах с малой загруженностью, относительно дешево, но для всесезонного функционирования потребует грамотной и постоянной «профилактики». Их необходимо каждое лето поливать хлоридом кальция (для обезпыливания) и не реже одного раза в месяц проходить грейдером. В Финляндии такие «грунтовки», при соблюдении технологии, служат по полвека.
Именно технологии и являются пока нашим «камнем преткновения». Для равномерного разбрасывания отсева щебенки (в той же Финляндии) применяется специальная установка. У нас спецтехника такого класса не выпускается (будем надеяться, что «пока»), привозят и рассыпают самосвалами, грейдером разгребают и утрамбовывают катком. Чтобы провезти через границу и использовать финскую или немецкую технику придется заплатить такие деньги, что грунтовая дорога станет «золотой».
По российскому СНиПу грунтовой дорогой будет являться любая дорога, построенная при помощи только грунта или грунта с добавками (гравий, шлак и т.д.). Она является дорогой 5 (низшего) класса и может быть как с дорожной «одеждой» – покрытием (тоже самого низкого класса), так и без неё. Делятся на 3 класса:
- Улучшенные грунтовые, с дорожным покрытием из песчано-гравийной смеси, щебня и т.д. На картах обозначаются желтым цветом.
- Проселочные грунтовые (не улучшенные). Просто «накатанная» дорога, которую, в лучшем случае, иногда «гладит» грейдер. На картах обозначаются сплошной линией.
- Полевые и лесные грунтовые дороги. Фактически — 2 параллельные «тропинки». На картах обозначаются пунктирной линией.
Полезный совет: при движении по полевым и лесным дорогам старайтесь двигаться так, чтобы колеса располагались по обочине и середине такой дороги. Возможно, «первопроходец» этой трассы автомобиль с высоким клиренсом. Тогда «прихватить» что-нибудь в колесо будет намного безобидней, чем нарваться поддоном на заросший пень посредине.
Геотекстиль
Геотекстиль
внешне напоминает обыкновенную ткань, однако изготавливает он из прочных синтетических материалов. При строительстве автомобильных дорог чаще всего используется геотекстиль из полипропиленовых или полиэфирных синтетических волокон, однако в качестве исходных могут быть и некоторые другие материалы.
Подобное геополотно отличается высокой прочностью, достаточной эластичностью, длительным сроком службы и экологичностью.
Дорожная одежда с геотекстилем обладает более высокими характеристиками, благодаря свойствам данного материала:
- Создание армирующего эффекта (в совокупности с геосеткой прочность конструкции может быть увеличена в 2-2,5 раза);
- Разделение конструктивных слоев;
- Дренажная функция;
- Препятствие прорастанию растений из грунта.
С учетом того, что около 80% грунта в нашей считается глинистым, использование геотекстиля просто необходимо, чтобы обеспечить достаточную прочность и влагоизоляцию.
Для чего дорожная одежда делается многослойной
Оптимально подобранные материалы конструктивных слоев, а также их количество и толщина, позволяет наиболее эффективно поглощать внешнюю нагрузку на дорожное полотно, а также обеспечивать высокую прочность и устойчивость всего сооружения.
Благодаря правильной конструкции дороги, нагрузка, создаваемая транспортным потоком, перераспределяется на большую площадь, а также затухает по мере углубления. Соответственно, дорожная одежда должна обладать характеристиками, подходящими для расчетной нагрузки на дорожное полотно.
Пример
. Для федеральной трассы, по которой постоянно движется не только легковой, но и грузовой транспорт, толщина некоторых технологических слоев будет больше, а используемые материалы качественней. Кроме того, необходимо учитывать рост транспортной нагрузки в будущем. Также для усиления конструкции возможно использование дополнительных материалов и технологий.
Классификация дорожных одежд
Выше была описана дорожная одежда с типовой конструкцией. Однако в некоторых случаях дорожная одежда может иметь меньше конструктивных слоев, параллельно с чем понижается и категория покрытия. Классифицировать дорожные одежды можно по жесткости и уровню эксплуатационных характеристик.
В зависимости от жесткости выделяются:
- Жесткая дорожная одежда – имеет цементобетон в основании или покрытии;
- Нежесткая дорожная одежда – конструкция без использования цементобетона.
В условиях российского климата применение цементобетона в качестве покрытия невозможно, так как данный материал разрушается под воздействием низких температур в совокупности с транспортной нагрузкой.
Однако нежесткая дорожная одежда обладает достаточно высокими физико-механическими характеристиками
, которые вполне подходят для строительства автодорог высоких категорий.
Ссылки [ править ]
- ↑
Kiwi — Слова и фразы, заархивированные 09.02.2010 в Wayback Machine (с частного веб-сайта) - Анон. «Металл» . Интернет-этимологический словарь
. 2001 Дуглас Харпер . Проверено 29 января 2010 года . - Государственная комиссия по охране природы Пенсильвании и Центр исследований грунтовых и гравийных дорог в Университете штата Пенсильвания (2018 ) Справочник по агрегатным данным по вождению поверхности (DSA)
. Университетский парк. Доступно по адресу: https://www.dirtandgravel.psu.edu/sites/default/files/General Resources / DSA / DSA_Handbook_2018_03.pdf (дата обращения: 6 апреля 2022 г.). - Гравийные дороги: Руководство по строительству и обслуживанию
. Вашингтон: Министерство транспорта (DOT), Федеральное управление автомобильных дорог (FHWA). 2015. ISBN. 9780160929915. - Дополнение BC к руководству по геометрическому дизайну TAC.— 2007 изд
. Британская Колумбия: Британская Колумбия. Министерство транспорта. 2007. ISBN 978-0-7726-5800-5. - Скорсет, Кен; Селим, Али А. (ноябрь 2000 г.), «Раздел III: Поверхностный гравий» (PDF) , Гравийные дороги: Руководство по техническому обслуживанию и проектированию (PDF) , FHWA, Федеральное управление шоссейных дорог — Программа помощи местному транспорту Южной Дакоты, стр. 39–49
- Skorseth, Кен (2005). Гравийные дороги: руководство по эксплуатации и проектированию
. Программа помощи в области местного транспорта в Южной Дакоте. ISBN 2005410659. OCLC 62208163 . - Гравийные дороги: Руководство по строительству и обслуживанию
. Вашингтон: Министерство транспорта (DOT), Федеральное управление автомобильных дорог (FHWA). 2015. ISBN. 9780160929915. - ‘РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ГРАВИЙНЫХ ДОРОГ Руководство для землевладельцев на палаточных лагерях и других гравийных дорогах’ (2016). Августа (апрель). Доступно по адресу: https://www.maine.gov/dep/land/watershed/camp/road/gravel_road_manual.pdf (дата обращения: 9 апреля 2022 г.).
- ^ a b Кауэтт, Лео. 2013. СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ХЛОРИД КАЛЬЦИЯ КАК ПОДАВЛЕНИЕ ПЫЛИ. Нунавут: Муниципальная учебная организация Нунавута. https://www.nmto.ca/sites/default/files/application_of_calcium_chloride.pdf.
- «Полевой список :: Дороги — Всемирный справочник — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov
. Проверено 30 марта 2022 .
Таблица: Применение геосинтетики в зависимости от плотности
Область применения | Плотность, гр/кв.м |
Садовые дорожки, дренажные системы, зелёные зоны | Геотекстиль 100 и Геотекстиль 150 |
Искусственные водоёмы, пешеходная зона (тротуары) | Геотекстиль 200 и Геотекстиль 250 |
Дороги для легковых автомобилей, автостоянки | Геотекстиль 400 |
Дороги для большегрузного автотранспорта | Геотекстиль 450 и Геотекстиль 500 |
Автобаны, железные дороги и взлётно-посадочные полосы местных авиалиний | Геотекстиль 550 и Геотекстиль 600 |
Есть вопросы по выбору геотекстиля, расчёту количества или покупке? Звоните прямо сейчас по номеру
+7
Методы укрепления грунтов
Существует множество методов, при помощи которых возможно укрепить грунт:
- гранулометрическими добавками (щебень, песок, суглинки, гравий и пр.);
- органическими вяжущими в-вами(дёгтями, битумами, эмульсиями, смолами);
- минеральными вяжущими (силикатом натрия, известью и цементом);
- растворами солей(хлористые натрий и кальций и др.);
- обработка грунта электрохимией(пропускание постоянного тока при помощи электролитов);
- термообработка(обжиг грунта на местном топливе);
- комплексная обработка грунта.