ГОСТ 33148-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Технические требования


Организация удобной дороги важна в строительстве любого масштаба. Для сооружения подъездных путей проще всего использовать железобетонные дорожные плиты, размеры которых можно выбрать по условиям использования. Разбираемся, как классифицируются ЖБИ, и как их укладывают в тех или иных случаях.

Монтаж дорожных плит Источник demontazhnik.com.ua

Изготовление, конструкция и параметры

Качественные бетонные изделия изготавливают в промышленных условиях с использованием следующей технологии:

  • Подготовка. Заливочную форму очищают от остатков бетона предыдущего цикла. Внутреннюю поверхность металлической формы покрывают смазкой. Слой смазки уменьшает адгезию бетонной смеси и облегчает извлечение готового изделия.
  • Армирование. В форму устанавливают каркас (основная и вспомогательная арматурная сетка). Каракас может быть напряженным (собранным из предварительно натянутых стержней) или ненапряженным (из проволоки или арматуры). Когда каркас сформирован, его фиксируют, чтобы сохранить заданные расстояния.
  • Заливка бетона. На разных предприятиях бетон заливают двумя способами: на стенде (в небольших цехах) или на конвейерной линии.
  • Тепловая обработка. Подготовленные формы помещают в термические камеры. Здесь заготовку обрабатывают горячим паром, до тех пор, пока плиты не наберут прочность 60%. Процесс занимает 8-12 часов.
  • Извлечение. Когда изделия схватятся, убирают крепежные элементы. Плиты извлекают, проверяют качество, наносят маркировку.


Металлоформы для изготовления ЖБИ Источник aerodorstroy.ru
На характеристики плит влияют свойства используемых бетонных смесей. Для повышения износостойкости и прочности применяют смеси с различной водонепроницаемостью и устойчивостью к морозу. Также используется арматура разного диаметра, с различными показателями сопротивления разрыву, разных марок стали. Для формирования ж/б изделий выбирают преимущественно рифленую арматуру.

Связывающим веществом служит бетон. Чем выше марка бетона, тем прочнее конструкции, тем лучше она будет сопротивляться нагрузкам. У некоторых видов плит поверхность имеет рифление, что позволяет держаться сверху асфальту или другому покрытию. Для удобства монтажа на торцевых сторонах некоторых плит предусмотрены петли, погруженные в специальные углубления.

Государственные стандарты предполагают базовую классификацию по параметрам следующим образом:

  • Изделия с габаритами 300х175 см (длина, ширина).
  • Изделия с габаритами 350х275 см
  • Для изделий длиной 600 см ширина бывает разной: 175, 187, 350, 375 см.


Монтажные петли в конструкции ЖБИ Источник ubet39.ru
Возможны и промежуточные габариты. Готовая продукция обладает следующими параметрами:

  • Толщина дорожной плиты колеблется в рамках 140-180 мм.
  • Масса достигает 4-5 тонн, часть ее составляет арматура. Например, в плите марки ПДН-14 весом 4105 кг на бетонную часть приходится 4032 кг, на арматуру – примерно 73 кг. Для марки ПДН-18 весом 5284 кг соответственно, 5184 и примерно 100 кг.

Классификация

Рабочие характеристики плитного строймата описываются в ГОСТ 21924.0-84 (Плиты железобетонные для покрытий городских дорог). Продукцию удобно разделить на следующие категории:

  • ПДП (плита дорожная плоская). Универсальный, и потому востребованный продукт; рассчитанный на морозы до – 50°С. Подходят для сооружения временных и постоянных дорог, может использоваться повторно. Материал выдерживает среднюю нагрузку: 10-30 т (зависит от марки бетонной смеси).
  • ПДН (дорожная напряженная). Продукт обладает расширенными возможностями: не боится морозов до -55°C, благодаря усиленному армированию хорошо ведет себя на мягких почвах, справляется с увеличенными динамическими нагрузками. Подходит для использования в районах с суровыми зимами.


Габариты дорожных ЖБИ Источник amazonaws.com
Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на проектировании и выполнении ландшафтных работ любой сложности

  • ПАГ (аэродромная гладкая). Самые прочные и массивные (от 5 т) изделия. Подразделяются на два вида: с помощью ПАГ-14 обустраивают дороги для тяжелого автотранспорта, номенклатура ПАГ-18 предназначена для взлетно-посадочных полос. Рифленая продукция выдерживает морозы не ниже -35°С и нагрузки до 75 т.

Маркировка включает буквенную и цифровую часть. Буквенная маркировка дорожных плит сообщает о форме и способе использования; градация выгляди следующим образом:

  • П (или 1П, 2П). Изделия стандартной формы.
  • ПБ или ПББ. Изделия с одним или двумя совмещенными бортами.
  • ПТ. Изделия трапецеидальные с небольшим рифлением.
  • ПШ. Шестиугольные варианты. Могут иметь разные пропорции и способы совмещения, о чем свидетельствуют аббревиатуры ПШП и ПШД.

На способ применения ЖБИ для дорожного покрытия (постоянным оно будет или временным) указывает первая цифра; единица означает постоянное покрытие, двойка – временное. В последнюю очередь указываются размеры дорожных плит ЖБИ. Для каждой продукции указываются свои параметры (в дециметрах, с округлением до целого).


Полотно рассчитано на эксплуатацию в режиме высоких нагрузок Источник folksland.net

О плюсах и минусах технологии

Использование ЖБИ в строительства дорог выгодно по следующим причинам:

  • Относительно небольшой бюджет, необходимый для укладки дорожных плит; приятное соотношение цена/качество.
  • Качество. Плитный материал изготавливается в заводских условиях, имеет строго регламентированные эксплуатационные характеристики.
  • Долговечный результат. Дорога или площадка из дорожных плит, построенная с соблюдением технологии, прослужит 30-40 лет.
  • Простая технология с высокой производительностью. Готовые ЖБИ укладываются с помощью автокрана или другого кранового оборудования. Скорость монтажа не влияет на качество покрытия.
  • Высокие эксплуатационные характеристики. Покрытие дороги получается прочным, износостойким, устойчивым к динамическим нагрузкам и погодным факторам. В российских условиях особенно важна стойкость дорожного полотна к широкому температурному диапазону (от -50 до +55°C).
  • Повторное использование. Временное дорожное полотно можно демонтировать и использовать вторично (если ЖБИ не выработали ресурс прочности).


Укладка плиты в полотно дороги Источник sevparitet.ru
Значимым недостатком считаются стыковочные швы между плитами. Если необходимо, чтобы поверхность была идеально ровной, сверху кладут слой асфальта, но это делает проект более дорогим. На дорогах небольшой протяженности швы заделывают строительным раствором.

№6. Особенности транспортировки дорожных плит

Дорожные плиты – тяжелые изделия, которые требуют соблюдения особых условий транспортировки, чтобы к месту укладки они доехали в целости и сохранности. Всеми проблемами доставки обычно занимаются фирмы-производители, но и покупателю не мешает знать общие правила доставки подобного рода грузов.

ЖБИ плиты перевозятся грузовиками с открытым кузовом и краном-манипулятором. Для доставки тяжелых плит или большого количества изделий используют грузовики длинномеры. Если необходимо перевезти плиты нестандартных крупных размеров, то на помощь приходят планомеры, грузовики с большой грузоподъемностью и удлиненным кузовом.

Важно, чтобы продавец, производитель или перевозчик правильно уложили и закрепили плиты. В противном случае на ходу плиты могут сместиться и получить повреждения. Погрузка и выгрузка осуществляются плавно и аккуратно, при доставке выбирают небольшую скорость.

Технология монтажа постоянной дороги

Строительство дороги из ЖБИ выглядит несложным, однако, и в нем имеются значимые для результата тонкости. В любом проекте работы заканчиваются укладкой дорожных плит, но технология несколько отличается в зависимости от вида сооружаемой дороги.

Особенность монтажа постоянной дороги состоит в том, что процедура подготовки грунтового основания занимает больше времени, чем монтаж самого полотна. Именно нижний слой ответственен за устойчивость дороги и ее будущую прочность. Поэтому, после разметки полотна, основание под дорожные плиты готовится следующим порядком:

  • Выравнивание. Плитам нужна ровная поверхность, поэтому формируют дорожную траншею, срезая по разметке 25-30 см грунта.
  • На дно помещают геотекстиль; он будет разделять слои и армировать всю конструкции. Дополнительно дно траншеи будет защищено от эрозии.


Использование геотекстиля в строительстве дорожного полотна Источник bazagbi.ru

  • Создают дренажный слой: проводят отсыпку из щебня (гравия) и, выше, из песка. Подушку смачивают водой и трамбуют: в готовом виде ее толщина достигает 20-25 см.
  • Проводят финишное выравнивание основы, используя нивелир.

На подготовленную основу укладывают ЖБИ, маркировка которых начинается с двойки. Для работы характерны следующие особенности:

  • Правильность монтажа дорожных плит (ровность укладки) контролируют натянутым шнуром.
  • Для работы привлекается бригада; для перемещения плит используется подъемный кран. Квалификация крановщика поможет минимизировать повреждения плитного материала в ходе работ.
  • Кроме крановщика работают стропальщики, которые фиксируют плиты за монтажные петли. ЖБИ укладывают последовательно, согласно проекту, на подготовленную основу, и подгоняют вручную.
  • Важно неподвижно зафиксировать ЖБИ, Для этого их жестко сваривают через монтажные петли, используя металлические пруты. Оставшиеся пустоты заполняют бетоном.


Уплотнение основания виброинструментом Источник avkproekt.ru

Технология укладки временного дорожного полотна (на песок)

Технология, предусматривающая создание гравийно-песчаной подушки, встречается и в частном строительстве. С ее помощью на приусадебной территории создают подъездные дорожки и стоянки для автомобиля. При обустройстве не отказываются от геотекстиля: он не дает сорным травам прорасти в межплиточных швах.

Нередко для обустройства садовых дорожек выбирают малогабаритные бетонные плиты, прямоугольного или шестиугольного формата. Вариант допустим для пешеходной дорожки (или площадки) с небольшой ожидаемой нагрузкой.

В этом случае укладка бетонных плит производится по упрощенной схеме, на песчаную подушку, желателен и слой геотекстиля. Чтобы зафиксировать края дорожки, используют бетонный бордюр.

Способ подходит, если дорога – временное решение, или ее загрузка будет невысокой или непериодической. Для временной дороги разрешается использовать материал б/у, делать упрощенную (песчаную) подушку и не соединять плиты друг с другом.

Упрощенный подход снижает стоимость работ в 2-3 раза, без большой разницы в качестве (уменьшается только срок предполагаемой эксплуатации).


Укладка плит для дороги местного значения Источник demontazhnik.com.ua

Панели ПК

Рис. 4. Плиты перекрытия

Бетонные плиты ПК используются в строительстве наиболее часто. Сферы применения: строительство многоэтажных домов, зданий и сооружений, односкатных крыш гаражей и сараев, устройство защитных конструкций для теплотрасс. Также ПК используют в качестве фундамента под беседки и ограждения.

Сквозные пустоты полукруглой, круглой или овальной формы располагаются вдоль, по всей длине. ПК — базовый вариант с опиранием по 2 сторонам, ПКТ опирается по 3 сторонам, ПКК — по 4.

Назначение многопустотных плит — устройство горизонтальных перекрытий в многоэтажных зданиях, включая коммерческие, жилые и административные. В пустоты помещают инженерные коммуникации.

Основные достоинства многопустотных бетонных плит:

  • Уменьшенная масса по сравнению со сплошными ЖБИ. Нагрузка на несущие стены ниже, чем при использовании плит без пустот, поэтому ПК востребованы в многоэтажном строительстве.
  • Шумоизоляционные свойства. Благодаря воздушным карманам плиты снижают уровень шума, проникающего из помещений, расположенных этажом выше или ниже.
  • Теплоизоляционные характеристики. Воздух обладает низкой теплопроводностью, поэтому в помещении с многопустотными перекрытиями лучше удерживается тепло.

Продукция длиной до 4,2 м армируется обычной сеткой, а для укрепления более длинных изделий используют предварительно напряженную арматуру. Для усиления торцов по краям устанавливают вертикальные сетки.

Коротко о главном

Дорожные бетонные плиты – удобный проверенный материал, если надо быстро изготовить качественную дорогу или площадку. Плитные изделия классифицируются согласно нормативным документам по предназначению, а также по габаритам и форме. Для изготовления ЖБИ применяют бетон разных марок, армирующим элементом служит стальная сетка из прутьев с рифленой поверхностью.

Технология строительства постоянной и временной дороги имеет отличия. Дорожки и площадки на загородном или дачном участке строят по упрощенному варианту, что обеспечивает достаточное качество и одновременно уменьшает бюджет.

ПНО

Рис. 6. Плита ПНО

Облегчённые изделия ПНО выпускаются по ГОСТ 9561 и дополнению к серии 1.141-1, вып. 39. Особенность этих бетонных плит — уменьшенная толщина, которая составляет всего 160 мм против стандартных 220 мм. Изделия предназначены дл строительства зданий высотой до 3 этажей включительно. Несущая способность — от 300 до 800 кгс/м2.

Стандартные габариты: длина — 1600-6300 мм, ширина — 1000-1500 мм. В плите есть сквозные продольные пустоты, благодаря которым она обладает повышенными шумо- и теплоизоляционными характеристиками и меньшим весом по сравнению со сплошными изделиями аналогичных габаритов. Возможна резка бетонной плиты поперёк и под углом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]