Советы по выбору холодного асфальта и способы его укладки


8 октября 2021

Холодный асфальт придумали, чтобы оперативно заделывать ямы, трещины на дороге. Даже если на градуснике –30, а у вас есть всего час. Затем выяснилось, что готовая смесь отлично подходит для асфальтирования частных территорий и второстепенных дорог. И поскольку сама смесь стоит дороже обычного асфальта, но требует меньше затрат на укладку, результат обходится дешевле, чем традиционное горячее асфальтирование.

Дальше мы подробнее поговорим о холодном асфальте: как укладывать, из чего состоит и в чем плюсы.

  • Время проведения укладки
  • Пошаговая укладка асфальта
  • Особенности холодного асфальтирования
  • В завершение
  • Виды холодного асфальта

    Мы привыкли думать, что есть один вид холодного асфальта, но их два:

    • Стандартный, который фасуется по 25–30 кг. Иногда продается валом, не требует разогрева и применения сложной техники.
    • Горячий. В его состав входят пластификаторы, разжижающие битум даже при низких температурах, что позволяет работать в мороз. Укладка производится в разогретом виде — от 80 до 140 градусов.

    Мы будем говорить только о классической смеси, а также о том, в каких случаях и как положить холодный асфальт, если вам предстоит:

    • Ямочный ремонт дорог.
    • Асфальтирование частных территорий.
    • Срочный локальный ремонт на крупных автобанах.
    • Реконструкция полотна после создания водостоков, ремонта в области канализационных люков.

    Содержание:

    1. Что представляет собой жидкий (холодный, литой) асфальт
    2. Технология ямочного ремонта жидким асфальтом
    3. Можно ровнять вручную
    4. Варианты доставки
    5. Нарезка ям
    6. Процесс укладки
    7. Как отремонтировать небольшие выбоины и трещины
    8. Подготовка смеси в рециклере


    Любая автомобильная дорога, как и все инженерные сооружения, имеет свой срок службы. При эксплуатации она испытывает воздействия разного характера и постепенно разрушается: появляются различные дефекты и деформации. Один из лучших способов их устранения — ямочный ремонт литым асфальтом.

    Материалы для укладки

    Прежде чем разбираться, как правильно укладывать холодный асфальт, предлагаем узнать побольше о том, из чего он состоит.

    В зависимости от задачи можно использовать только один холодный асфальтобетон или же добавить к нему щебень с битумом:

    • Нужно провести ямочный ремонт на частной территории или шоссе, при этом глубина повреждения — до 20 см. Потребуется только холодный асфальт.
    • Ситуация аналогичная, но глубина выбоины — больше 20 см. В таком случае потребуется дополнительно приобрести битум и щебенку.

    Щебень

    Если яма глубокая, ее стоит частично засыпать щебнем. Так вы потратите меньше смеси, а качество станет только лучше. Ведь щебень улучшает адгезию слоев дорожного «пирога», придает прочность, не позволит покрытию проседать под движущимся транспортом.

    Щебень бывает разных фракций: 5–10, 5–20, 5–25, 10–20, 20–40 мм. При укладке нужно использовать несколько разных фракций вместе: крупный обеспечит прочность будущему основанию, мелкий заполнит пустоты.

    Подходящие породы — гранит или известняковый щебень. Более дорогие виды для ямочного ремонта приобретать нецелесообразно. Обязательно смотрите на показатели прочности — маркировка «М». Идеальный вариант — М600 (средний показатель) и больше.

    Битум

    Это вяжущий компонент, который повышает адгезию между щебенкой и заплаткой из асфальта.

    Лучше всего показали себя медленногустеющие (МГ), частично окисленные (МГО) и среднегустеющие (СГ) марки. Те цифры, которые указаны в маркировке, определяют диапазоны вязкости. Для теплых регионов такой диапазон должен быть 40/70, для холодных — 130/20. В умеренном климате оптимальными станут 70/130.

    Иногда используется эмульсия. Это все тот же битум, но с добавлением воды и эмульгаторов. Ее удобно распылять. Плюс в том, что вещество не воспламеняется, хорошо себя ведет в мороз, обеспечивает надежное сцепление. Когда нужно сэкономить и заделать небольшие трещины, используют гудрон — продукт нефтепереработки.

    Холодный асфальт

    В отличие от горячих смесей количество битума меньше — всего 4–6%, но это обязательно жидкое вещество с небольшой вязкостью. В состав входят пластификаторы и растворители, которые обеспечивают адгезивные процессы даже в мороз.

    По величине фракций смесь может быть мелкозернистой (до 20 мм) и песчаной (до 5 мм). Первый вариант считается более прочным и подходит для ямочного ремонта дорог, парковок, тротуаров. Второй обычно используется для выравнивания и засыпки небольших участков.

    Время проведения укладки

    Ключевое преимущество состоит в том, что укладка холодного асфальта не привязывается к погоде:

    • Температурный диапазон — от –30 до +40 градусов. Пластификаторы позволяют разжижать битум даже в большой мороз.
    • Погодные условия — должно быть относительно сухо. Это значит, что работы не могут проводиться в дождь или снегопад. Но сразу после их завершения разрешается начинать укладку. Мокрые поверхности можно просушить с помощью строительного фена.
    • Допускается укладка в яму с небольшим количеством воды. Качество и долговечность покрытия будут хуже, но если ремонт необходимо провести прямо сейчас, такое решение будет целесообразным.

    Нарезка ям

    Подготовка карт для ямочного ремонта жидким асфальтом стандартна и производится с помощью оборудования и инструментов. Основные требования: создание вертикальных краев, полное снятие старого полотна, срезание острых углов.

    Однако существуют несколько нюансов:

    • Нарезаемые карты должны быть площадью не более 3 квадратных метров, поскольку литой состав обеспечивает гладкость, она может значительно удлинить тормозной путь. Если колеса одной оси транспорта во время торможения попадают на участки с разными коэффициентами трения, автомобиль просто пойдет юзом. Выходом из положения может стать покрытие еще незастывшего верхнего слоя мелким щебнем.

    • Субстанция надежно сцепляется с мокрыми поверхностями, поэтому можно не ждать полного досушивания вырезанной части. Достаточно удалить воду, чтобы пузырьки пара не повлияли на структуру затвердевшего состава.

    Стоит отметить, что если материал не доставляется в готовом виде, а подлежит разогреву в рециклере, разумнее будет нарезку и подготовку проводить параллельно с разогревом сырья. Это очень удобно, поскольку, правильно распределив рабочих, можно избежать возможных простоев.

    Пошаговая укладка асфальта

    Чтобы вы представляли, как выглядит процесс асфальтирования, мы подробно рассмотрим технологию укладки холодного асфальта.

    Шаг 1. Убираем мусор и куски асфальта

    Сначала мы убираем крупный мусор. После этого станет понятно, насколько большое повреждение и как проводить обрезку края. Также получится понять, насколько глубока яма, чтобы решить, нужно засыпать щебень или нет.

    Шаг 2. Выравниваем края ямы

    Если повреждение небольшое, выравнивать края необязательно. Если яма большая, без обрезки краев не обойтись. Так вы сможете повысить устойчивость положенной заплатки. Обрезка проводится под углом 90 градусов ручной болгаркой или дорожной пилой. Лучше всего обрезать края, чтобы заплатка получилась относительно правильной формы.

    Шаг 3. Очищаем от пыли и песка

    Когда обрезка завершена, нужно убрать весь мусор и пыль. Чем чище будет поверхность, тем выше будет адгезия между заплаткой и старым дорожным полотном. Поэтому пыль удаляют пылесосами, а в некоторых случаях — водяной струей. Это нормально, если немного жидкости останется на дне. На качестве будущего покрытия и сцепления это не скажется.

    Шаг 4. Засыпаем щебнем

    Если яма в глубину достигает 20 см и выше, ее засыпают щебнем приблизительно наполовину. Каменная подушка гарантирует прочность и устойчивость, а также позволит потратить меньше асфальта.

    Шаг 5. Обрабатываем битумом

    Способ укладки холодного асфальта иногда включает обработку битумом. Если яма была большая и ее пришлось засыпать щебнем, нужно повысить адгезионные свойства заплатки. Для этого края ямы и подушку из щебня обрабатывают битумом, битумной эмульсией или гудроном.

    Чаще всего используется битум. Его расход составляет 300–500 мл на 1 кв. м. Для небольшой ямы — около 100–200 мл.

    Шаг 6. Засыпаем смесь

    Если ремонт ведется зимой, а мешок находился в холодном помещении, лучше его разогреть до 15–25 градусов. Обязательно размять мешок, чтобы сделать асфальт подвижным. После этого можно высыпать смесь на дорогу.

    Ваша задача — равномерно распределить смесь, разровнять ее. Сделать это довольно просто как руками, так и подручными материалами: брусом, лопатой, тяпкой. Обязательно насыпайте смесь с запасом 1 см на каждые 5 см по высоте. Материал дает постепенную усадку, и если не оставить пару сантиметров про запас, латка может просесть.

    Толщина слоя асфальта делается до 5 см. Если этого недостаточно, укладка проводится в два слоя: каждый по 5 см с тщательной трамбовкой.

    Для справки!

    Рассчитаем количество смеси, которая потребуется для асфальтирования территории величиной 1 куб. м.

    Для слоя 50 мм требуется 0,05 куба. Однако материал продается в пакетах, поэтому кубы нужно перевести в килограммы. Для этого вам потребуется знать насыпную плотность смеси — 2300 кг/куб. м.

    Переводим кубы в килограммы по формуле: Для слоя 50 мм: 0,05 × 2300 = 115 кг холодного асфальта. Чтобы точнее рассчитать объемы, обращайтесь к нашим консультантам.

    Шаг 7. Тщательно трамбуем

    Еще один ключевой пункт схемы, как работать с холодным асфальтом, — трамбовка. Для трамбования не требуется привлекать тяжелую и дорогую технику. Подойдет:

    • ручная трамбовка;
    • виброплита;
    • автомобиль.

    Вручную можно трамбовать небольшие ямы до 0,5 кв. м. Если заплатка больше по размерам, лучше взять виброплиту или использовать автомобиль.

    Уплотнение проводится по спирали — от края к центру ямы. Желательно пройтись инструментом или колесами автомобиля по поверхности заплатки не менее 10 раз. Следите за тем, чтобы после трамбования заплатка выступала над поверхностью асфальта на 0,5 см.

    В завершение покрытие стоит присыпать песком. Делается это для того, чтобы в процессе эксплуатации на покрытии не оставались следы от колес автомобиля, велосипеда, самоката или обуви.

    Подготовка смеси в рециклере

    В холодное время года при минусовых температурах состав готовят на месте работ в рециклере. Он представляет собой прицеп на колесах, создающий необходимую степень нагретости и обеспечивающий тщательное перемешивание материала.

    Процесс разделен на несколько этапов:


    • бочку устройства поворачивают входным люком вверх, загружают в нее асфальт и определенное количество битума;
    • плотно закрывают загрузочный люк и включают форсунку. Движение барабана должно быть равномерным в обе стороны. При смешивании обязателен контроль степени теплоты внутреннего содержимого;
    • при оптимальном нагреве горелку отключают, постоянно следя за исходной температурой;
    • подогнав рециклер к участку, барабан переворачивают. Открыв люк внизу, выгружают готовую массу, затем начинают укладку и разравнивание.

    При передвижении рециклера барабан непрерывно вращается. При снижении температурных показателей внутри снова включается горелка. Она поддерживает рабочую смесь в необходимом техническом состоянии.

    Литой асфальт – наиболее современный способ создания и восстановления дороги, отличающийся прекрасным уровнем прочности и стойкостью к достаточно большим нагрузкам и температурным перепадам, различным видам механических и химических воздействий, высокой влажности. При полном соблюдении технологии и правильной эксплуатации отремонтированная трасса может прослужить долгий срок, не изменяя своего качества и технических характеристик.

    Особенности холодного асфальтирования

    Многие наши клиенты интересуются, как укладывается холодный асфальт, какие у технологии есть нюансы и преимущества :

    1. Укладка в короткий срок. Вам достаточно будет нескольких часов, чтобы подготовить основание, а затем распределить смесь и утрамбовать ручным виброкатком, автомобилем.
    2. Никакой подготовки не нужно. Холодная смесь просто высыпается в яму или на поверхность земли.
    3. Без тяжелой техники. Привлекать спецтехнику — затратное мероприятие. Для трамбовки холодного асфальтобетона достаточно взять в аренду ручную виброплиту или использовать свой автомобиль.
    4. В любую погоду. Смесь можно укладывать в погоду от –30 до +40 градусов. Главное, чтобы на улице не шел дождь или снег.
    5. Легко хранить. Вы можете 10 лет держать асфальт в мешке, 2 года — при любых погодных условиях.
    6. Умений не требуется. Не нужно быть строителем, чтобы провести укладку садовой дорожки методом холодного асфальтирования.

    Приусадебный участок

    Технологический прогресс благотворно воздействует на все сферы деятельности современного человека. Производство строительных материалов не исключение, и разработка совершенно новых видов строительной продукции сегодня имеет постоянно нарастающую динамику.
    Гипсокартон, ламинат, лего кирпич, пластиковые окна, светодиодное освещение – вот далеко не полный перечень инновационных продуктов, без которых сегодня сложно представить строительную область.

    К аналогичным разработкам можно отнести и холодный асфальт – современный строительный материал, предназначенный для покрытия дорожного полотна без применения дорогостоящего подготовительного оборудования.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]