Технология укладки асфальта на щебеночно-песчаную смесь

Работы по укладке асфальта проводятся по определенной технологии, которая может немного изменяться в зависимости от типа территории, которая подвергается асфальтированию. В любом случае необходимо придерживаться технологии укладки асфальта, иначе покрытие не будет отвечать современным требованиям.

«Помимо соблюдения технологического процесса, немаловажную роль играет использование спецтехники. Это позволяет сделать процесс максимально механизированным, что обеспечивает высокую эффективность при минимальных трудовых и временных затратах»

Работы по укладке асфальта всегда начинаются с теоретических расчетов, подготовки и разведки местности, после чего производится устройство основания из нескольких технологических слоев. Только после этого начинается асфальтирование, которое тоже проводится в несколько этапов.

Теоретическая и подготовительная часть

В рамках данного этапа проводятся следующие мероприятия:

  • 1. Разведка местности, геодезические изыскания.
  • 2. Разработка плана, проектной документации с конструкторскими и экономическими расчетами.
  • 3. Разметка местности для проведения работ.
  • 4. Разработка грунта: 4.1. Снятие верхнего слоя;
  • 4.2. Ликвидация препятствий, очистка;
  • 4.3. Устройство дренажной системы;
  • 4.4. Выравнивание и уплотнение грунтового основания.

В рамках теоретического этапа также производится оценка будущей загруженности территории с учетом роста транспортного потока как минимум на несколько лет вперед. Это необходимо, чтобы правильно определить необходимую прочность и другие характеристики асфальтобетонного покрытия.

Технология укладки холодного асфальта

Холодный асфальт укладывается проще и быстрее, чем горячий, но цена асфальтирования этим методом будет выше. Особенно удобно пользоваться технологией холодной укладки при проведении ремонтных работ в Москве и области.

Холодный асфальт представляет собой специфическую субстанцию, основное предназначение которой —асфальтирование небольших площадей, а также проведение ремонтных работ по «пломбированию» дорожных ям.

  • Место под асфальтирование расчищается, освобождается от мусора.
  • Расчищенное место заполняют щебнем.
  • Поверх щебня наливают специальную скрепляющую эмульсию.
  • На эмульсию накладывают слой битума и сухого щебня.
  • Поверхность для асфальтирования разравнивают и утрамбовывают.

При необходимости поднять поверхность досыпают ещё асфальтной смеси и утрамбовывают повторно. Как только асфальт приобретает необходимую плотность и твёрдость, участок дороги готов к эксплуатации.

Мы асфальтируем дороги любого типа, работаем по технологии горячей и холодной асфальтировки. Позвоните, чтобы заказать сооружение московской трассы. Наши дороги гарантированно прослужат без капитального и ямочного ремонта долгое время, радуя пользователей гладкостью и ровностью полотна.

Качественно выполненные дорожные работы, проведённые со строгим соблюдением всех технологических требований, продлевают срок службы полотна, что позволяет экономить на заказе ремонта и реконструкции дорог.

Из каких слоев создается основание для асфальтового покрытия

МатериалОписание
ГеотекстильСинтетический материал из прочных нитей и волокон, имеющий достаточно высокую прочность, совмещенную с эластичностью.
Какие функции выполняет:
  • Армирование (повышение прочности);
  • Фильтрация;
  • Разделение конструктивных слоев;
  • Дренаж;
  • Препятствие прорастанию растений.
Песчаный слойСлой песка должен быть ровным, а также иметь толщину не менее 40 см после уплотнения.
Какие функции выполняет:
  • Стабилизация конструкции;
  • Амортизация при нагрузке.
ГеорешеткаМатериал из полимерных полос, скрепленных между собой в определенных местах, что образовывает сетчатую структуру.
Какие функции выполняет:
  • Армирование (повышение прочности);
  • Преобразование вертикального воздействия в горизонтальное;
  • Распределение нагрузки на большую площадь;
  • Разделение конструктивных слоев (не дает щебню вдавливаться в песок);
  • Сокращение необходимого количества щебня на 40%.
Щебеночный слойВ первую очередь укладывается и уплотняется щебень крупных фракций (40-70 мм), а затем укладывается и уплотняется мелкий щебень (5-20 мм), после чего следует обработка битумной эмульсией.
В некоторых случаях мелкофракционный щебень может быть замене на «черный щебень» таких же фракций. Черный щебень представляет собой граненый горный щебень, обработанный битумом в определенной пропорции.

Какие функции выполняет:

  • Твердое основание для асфальтобетона;
  • Защита внутренних слоев от агрессивного воздействия.

Как организовать процесс укладки пошагово

Как уже было сказано ранее, асфальт укладывается на специально подготовленное основание, состоящее из нескольких слоев. Оно называется «пирогом».

Вот как выглядит этот пирог:

  1. Нижний слой. Его состав зависит от особенностей исходного грунта. Если на вашем участке под плодородным слоем почвы расположен, например, глинистый грунт, то он и будет выступать в роли нижнего слоя.
  2. Прокладка из геотекстиля. Она удерживает верхние слои, препятствуя их смешению с грунтом. Вообще, для создания надежного покрытия геотекстиль укладывают поверх каждого слоя пирога. Однако для оборудования садовых дорожек и площадок этого не требуется.
  3. Подушка. Она может быть из песка, отсева или ПЩС. Толщина подушки – 15 см
  4. Слой щебня. Он является основанием для укладки асфальта. Щебня нужно чуть больше, чем песка – 20 см.
  5. Битумная пропитка. Она обеспечивает сцепление между слоями щебня и асфальта. Ее концентрация на квадратный метр зависит от высоты слоя асфальта.
  6. Верхний слой асфальта.

Все это в разрезе выглядит примерно так:

Далее мы в подробностях расскажем о том, как правильно подготовить основание и как укладывать каждый из слоев.

Шаг 1 – Подготовка нижнего слоя

Первым делом необходимо пр овести геодезический анализ почвы. Он обойдется вам примерно в 30 000 рублей, если заказывать у специалистов. В частности, нужно знать, каков уровень грунтовых вод (УГВ) на вашем участке. В противном случае, каким бы прочным ни было основание, подземные воды подтопят его, и асфальт деформируется.

Если значение УГВ менее 1, 5 метра, настоятельно рекомендуется устроить глубинный дренаж. О том, как это сделать, вы можете узнать в статье Дренаж своими руками.

Независимо от того, требуется вам дренаж или нет, перед укладкой асфальта необходимо уплотнить грунт. Для этого следует снять его верхний слой. Сделать это можно и вручную, но процесс довольно трудоемок. Поэтому логично арендовать бульдозер, который быстро справится с работой. Глубина снятия – примерно 35-40 сантиметров.

Снимать верхний слой нужно в два этапа:

  • Первым снимается плодородный слой
  • Далее снимается остальной грунт

В соответствии с ГОСТ 17. 4.3.02-85 «Охрана природы (ССОП). Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ», плодородный слой должен либо сразу использоваться для улучшения свойств почвы на участке, либо складироваться в бурты. В последнем случае он может храниться до 20 лет при условии, что поверхность и откосы бурта были засеяны многолетними растениями. Без засеивания почва сохраняет свои плодородные свойства в течение двух лет. Продавать данный материал запрещено, даже если вам он не нужен!

Грунт, не являющийся плодородным, вы можете использовать для засыпки ям и канав, для различных строительных работ.

Дно получившегося котлована нужно хорошо утрамбовать и выровнять. Если вы собираетесь укладывать асфальт на наклонной поверхности, следите, чтобы угол наклона не п ревышал 3 см на каждые 3 м. Для этого воспользуйтесь уровнем для измерения угла наклона.

Шаг 2 – укладка геотекстиля

Если покрытие будет испытывать большие нагрузки (например, по нему будут двигаться автомобили), желательно на уплотненный грунт уложить слой геотекстиля.

Перед началом работ еще раз убедитесь, что на поверхности грунта нет камней и других посторонних предметов. Чем ровнее будет основание, тем лучше.

Затем приступайте непосредственно к укладке. Геотекстиль следует застилать одним слоем, не допуская появления складок и неровностей. Ходить по материалу, а также перемещать его волоком нельзя.

Отдельные куски укладываются друг на друга внахлест на 30 см. Ширину можно увеличить до 50 см. Как правило, скреплять геотекстиль не требуется. Однако если вы опасаетесь того, что в процессе укладки верхних слоев куски полотна сместятся, можете скрепить их с помощью строительного степлера.

Чтобы полотно не сдуло ветром, на него можно уложить легкие доски или кирпичи. Главное – чтобы они не поцарапали и не порвали материал.

Края геотекстиля должны выступать за пределы котлована на 20-30 см. Если предполагается устройство бордюров, то бордюрный камень нужно укладывать в котлован на геотекстиль.

Шаг 3 – оборудование подушки

На этом этапе необходимо сделать так называемую дорожную одежду, или подушку под будущий асфальт.

Поскольку высота слоя будет составлять 15 см, то на каждый квадратный метр будущего покрытия придется по 0,15 м3 песка или отсева.

Например, для площадки размером 30 м2 вам потребуется 4 ,5 куба.

Чтобы рассчитать необходимый объем под вашу площадь, воспользуйтесь нашим Калькулятором.

Слой песка необходимо уплотнить и выровнять. Для этого можно воспользоваться как ручной трамбовкой, так и виброплитой.

Шаг 4 – оборудование щебеночного слоя

Следующим слоем засыпается щебень. Его нужно больше, чем песка – по 0,2 куба на квадратный метр.

Таким образом, на площадку в 30 м2 потребуется 6 кубов щебня.

Для точного р асчета воспользуйтесь Калькулятором.

Сверху щебень уплотняется и выравнивается. Если есть возможность, лучше пройти по щебню несколько раз катком или виброплитой.

Шаг 5 – битумная пропитка

Как мы уже говорили, этот шаг не является обязательным, но он способен повысить качество и надежность асфальтового покрытия. Конечно, без специального оборудования (битумных распылителей) вам вряд ли удастся сделать равномерную пропитку по всей поверхности.

Пропитку нужно производить за 1-6 часов до укладки асфальта. По строительным нормам, на 1 м2 щебня расход битума должен составлять 0,5-0,9 литра. Однако повторимся: без распылителя равномерно распределить битум не представляется возможным. Пожалуй, единственное, что тут можно сделать, — это разливать битум из самодельных емкостей.

Ниже представлен способ проливки щебня с помощью пластиковой бутылки:

Шаг 6 – укладка асфальтового покрытия

Далее происходит непосредственно укладка. Для этого асфальт небольшими кучами распределяют по поверхности будущего покрытия, а затем разравнивают. Если на объекте есть экскаватор, то он может частично выровнять асфальт своим ковшом. Но полностью выравнивать все равно придется вру чную.

Вот как выглядит этот процесс:

Выравнивание удобнее всего производить специальным приспособлением. Его называют гребок, грабли для асфальта или гладилка. Внешне он похож на швабру, которой моют полы. На конце ее расположена поперечная доска, которой и выравнивают слой асфальта.

Что касается расхода: обычно асфальт продают не в кубах, а в тоннах. Поэтому для расчета расхода нужно будет сначала узнать объем, а затем перевести его в вес.

Вот примеры расчета объема на квадратный метр:

  • Для слоя в 20 мм – 0,02 м3
  • Для слоя в 40 мм – 0,04 м3
  • Для слоя в 6 0 мм – 0,06 м3
  • Для слоя в 80 мм – 0,08 м3

И так далее.

А вот для перевода кубов в тонны потребуется знать насыпную плотность. У горячего асфальта она составляет 2 440 кг/м3.

Далее умножаем кубатуру на насыпную плотность и получаем вес:

  • Для слоя в 20 мм (0,02 м3*2 440 кг/м3) – 48,8 кг.
  • Для слоя в 40 мм (0,04 м3*2 440 кг/м3) – 97,6 кг.
  • Для слоя в 60 мм (0,06 м3*2 440 кг/м3) – 146,4 кг.
  • Для слоя в 80 мм (0,08 м3*2 440 кг/м3) – 195,2 кг.

Мы привели несколько примеров расчета расхода горячего асфальта на 1 м2.

Чтобы узнать конкретный расход, нужно кубатуру умножить на площадь, которую вам нужно заасфальтировать:

Для 10 м2:

  • Слой в 20 мм (10 м2*48,8 кг) – 488 кг.
  • Слой в 40 мм (10 м2*97,6 кг) – 976 кг.
  • Слой в 60 мм (10 м2*146, 4 кг) – 1 464 кг.
  • Слой в 80 мм (10 м2*195,2 кг) – 1 952 кг.

Для 30 м2:

  • Слой в 20 мм (30 м2*48,8 кг) – 1 464 кг.
  • Слой в 40 мм (30 м2*97,6 кг) – 2 928 кг.
  • Слой в 60 мм (30 м2*146,4 кг) – 4 392 кг.
  • Слой в 80 мм (30 м2*195,2 кг) – 5 856 кг.

Для 50 м2:

  • Слой в 20 мм (50 м2*48,8 кг) – 2 440 кг.
  • Слой в 40 мм (50 м2*97,6 кг) – 4 880 кг.
  • Слой в 60 мм (50 м2*146,4 кг) – 7 320 кг.
  • Слой в 80 мм (50 м2*195,2 кг) – 9 760 кг.

Аналогичные расчеты для вашей площади вы можете произвести на странице Калькулятор. Для перевода кубов в тонны используйте насыпную плотность 2 440 кг/м3.

При укладке есть еще два очень важных момента:

  1. Как избежать остывания асфальта
  2. Как сделать покрытие р овным

Разберемся с каждым пунктом по порядку.

Как избежать остывания асфальта

Выше мы уже говорили о том, что асфальт чувствителен к погодным условиям. Поэтому его укладку производят в сухую и (желательно) теплую погоду. Оптимальная температура горячего асфальта на момент укладки – 120-130°С. Она не должна опускаться ниже 100°С.

И тут основной риск заключается в том, чтобы на всем протяжении – от отгрузки на заводе и доставки до укладки – асфальт не остыл. В противном случае вы получите твердые , как камень, куски, которые невозможно будет использовать.

Рекомендации тут такие:

  1. Если асфальта много, и его будут подвозить в несколько рейсов, нужно спланировать работы так, чтобы подвоз новой партии осуществлялся тогда, когда предыдущая партия уже уложена.
  2. Если нет возможности оперативно уложить весь асфальт, его излишки должны быть собраны в кучу. Желательно поместить его в какой-нибудь контейнер. Подойдет деревянный ящик или даже ковш экскаватора. Важно, чтобы было как можно меньше теплопотерь.
  3. При складировании асфальта в куче периодически ее стенки осыпаются. Отдельные зерна, скатившиеся вниз, нужно сгребать лопатой в общую кучу, чтобы они не застыли раньше времени.

Ниже предлагаем вам ознакомиться с таблицей изменения температуры асфальта.

Для примера мы взяли следующие условия:

  • Температура воздуха: +10 градусов
  • Начальная температура асфальта: +160 градусов
  • Конечная температура асфальта: +80 градусов

Продемонстрируем это на 4 слоях асфальта разной высоты (20 мм, 40 мм, 60 мм и 80 мм):

Как видите, есть четкая связь между высотой слоя асфальта и скоростью его остывания. Так, быстрее всего (за 8 минут) остыл слой в 20 мм. А вот слой в 80 мм продержался целых 40 минут. И это с условием, что на улице +10 градусов. Именно по этой причине асфальт можно укладывать при температуре в 0⁰C, но только в том случае, если высота слоя превышает 40 мм. Иначе он остынет еще во время укладки.

Как сделать покрытие ровным

Второй важный момент – это выравнивание при укладке.

Здесь есть разные способы. Мы разберем наиболее распространенные.

  • С помощью веревки
  • С помощью деревянных реек
  • С помощью нивелира

С помощью веревки

Суть способа в том, что периодически по всей ширине укладываемого асфальта пр отягивается шнур – внатяжку, но так, чтобы он касался поверхности. В местах, где он проседает, нужно добавить асфальта. Если наоборот – образуются горки, их нужно разровнять. Способ не очень удобный, так как приходится постоянно протягивать этот шнур.

С помощью деревянных реек

Этот способ сложнее, но эффективнее. Вам потребуется заранее приготовить деревянные рейки. Их длина может быть любой, а высота должна соответствовать высоте асфальта в неукатанном состоянии.

Эти рейки выкладываются на слой щебня, после чего насыпается асфальт и выравнивается так, чтобы он не превышал высоту брусков. Затем рейки удаляются, канавы от них засыпаются асфальтом.

С помощью уровня

Такой способ позволит добиться наиболее ровного покрытия. Правда, обычный строительный уровень здесь не подойдет – он слишком короткий. Вам потребуется специальная дорожная рейка. Принцип ее работы такой же, как у уровня, а вот длина гораздо больше – 3 метра. Эта рейка устанавливается поперек покрытия, после чего делаются замеры.

Шаг 4 – укатывание

После укладки асфальт нужно укатать. Для этого можно использовать виброплиты, ручные катки, а также полноценные катки.

Виброплитой нужно пройти все покрытие несколько раз – сначала вдоль, а затем поперек. Периодически проверяйте внутреннюю часть плиты: к ней могут прилипать куски асфальта, что приведет к образованию колеи.

Вообще, по технологии после укладки асфальта по нему должен п ройтись каток. Притом по каждому участку – не менее 32 раз. Учитывая скорость движения катка и возможную площадь укатывания, редко бывает возможность так основательно выполнить этот процесс. Но, независимо от количества проходок, вальцы катка нужно регулярно поливать водой. Вода вытесняет из асфальта битум, поэтому покрытие хорошо уплотняется.

Еще один важный момент – посыпка песчано-цементной смесью. Дело в том, что после укладки асфальт обладает определенной липкостью и мягкостью. Даже легковой автомобиль может запросто зацепить кусок асфальта своими протекторами и разрушить покрытие. Чтобы этого избежать, поверхность засыпают смесью песка и цемента. Она заполняет поры асфальта и снижает липкость.

После завершения у кладки асфальтового покрытия ему нужно дать 1-2 дня для застывания. После этого по дороге могут ходить люди и ездить транспорт.

Рекомендуем вам также посмотреть видео укладки горячего асфальта по данной технологии.

Вышеописанный метод укладки горячего асфальта подходит для несложных работ. Их можно организовать самостоятельно. Погрузчики, грейдеры и катки с операторами можно нанять на условиях почасовой аренды. В магазинах строительной техники сдаются в прокат виброплиты и другой инструмент.

Однако для более серьезных и ответственных дорожных покрытий такая технология не подойдет.

И в завершении скажем несколько слов об асфальте в нашем регионе.

Работы по укладке асфальта

Укладку асфальтобетона следует производиться в один или несколько слоев, в зависимости от расчетной нагрузки на покрытие:

  • Для пешеходных территорий достаточно одного слоя около 4 см толщиной;
  • Для парковочного места или личного подъездного пути нужно около 6-7 сантиметров асфальта;
  • Для автомобильных дорог требуемая толщина покрытия будет составлять от 10 до 30 и более сантиметров.

Также для разных покрытий используются разные асфальтобетоны. Зоны для пеших прогулок можно асфальтировать асфальтовой смесью на песчаной основе, а для автомобильных дорог нужен асфальтобетон с достаточно высоким содержанием каменистого заполнителя (щебень или гравий).

Когда укладка производится по многослойному принципу (если толщина покрытия от 6 и более сантиметров), каждый из слоев должен быть отдельно уплотнен дорожными катками или виброплитой (для небольших территорий), чтобы максимально снизить остаточную пористость.

Также каждый слой обрабатывается битумной эмульсией, а для повышения армирования между слоями можно разместить дополнительную геосетку.

Устройство многослойного покрытия производится в следующем порядке:

  • 1. Устройство крупнозернистого асфальтобетона (размер зерен 20-40 мм) для стабилизации и препятствованию деформации.
  • 2. Устройство мелкозернистого асфальтобетона (размер зерен 10-20 мм) для обеспечения износостойкости и прочности.

Для участков с повышенной транспортной загрузкой добавляется еще один поверхностный слой из щебеночно-мастичного асфальтобетона.

Когда можно производить укладку

Горячий асфальт чувствителен к погодным условиям, поэтому оптимальным временем для его укладки будет весенне-летний период. Температура воздуха при этом не должна быть ниже 5 градусов. Допускается также укладка осенью, но при температуре выше 10 градусов. В зимнее время горячий асфальт можно укладывать только при температуре до 0 градусов и при толщине слоя не менее 4 см. Кроме того, смесь должна содержать поверхностно-активные вещества (ПАВ) или активированные минеральные порошки.

Поверхность, на которую будет укладываться асфальт, должна быть сухой и чистой. Не допускается у кладка при наличии луж.

Таким образом, чем теплее будет на улице, тем лучше. Во время дождей работать в принципе неудобно – что уж говорить об укладке асфальта.

Специфика процесса асфальтирования

Асфальт никогда не укладывают «просто на грунт»: сначала на месте обязательно снимается и утилизируется верхний почвенный слой. Далее в сформированном «земляном корыте» происходит отсыпка «подушки» под будущее покрытие. Состав и толщина слоёв «подушки» зависят как от несущих свойств подстилающего грунта, так и от требований к несущей способности покрытия: в простейшем случае (например, пешеходный тротуар) будет достаточно «подушки» из нескольких сантиметров утрамбованного песка, в то время как под полотном скоростного шоссе «подушка» будет состоять минимум из песка и пары слоёв утрамбованного гравия разной степени крупности. После укладки на «подушку» асфальт разравнивается и утрамбовывается — вручную или механизированными катками.

Частные клиенты как правило заказывают асфальтирование для загородного дома или дачи — то есть речь идёт преимущественно о слабонагруженных пешеходных дорожках и ручных работах почти без применения спецтехники. Выборка земляного корыта (нулевой цикл) здесь типично обходится от 200 рублей, а отсыпка подстилающего/выравнивающего песчаного слоя толщиной 10 см — от 100 рублей за квадратный метр. Цены же на укладываемое поверх песчаной «подушки» однослойное асфальтовое покрытие толщиной от 4-5 сантиметров начинаются где-то от 400-450 рублей за квадратный метр.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]