Beton-House com
Сайт о бетоне: строительство, характеристики, проектирование. Соединяем опыт профессионалов и частных мастеров в одном месте
Такая машина одним своим внешним видом вызывает невольное уважение
Возможность совместить миксер и бетононасос в одном агрегате долгие годы оставалась несбыточной мечтой отечественных мастеров бетонщиков. В то же время на Западе миксер с бетононасосом полным ходом применялся на практически всех мало-мальски значимых стройках. И не просто применялся, а и прогрессировал семимильными шагами.
Благодаря отечественным энтузиастам внедрения технических новинок в строительной индустрии все большее количество таких машин появляется и у нас. Сможет ли такое универсальное оборудование полностью вытеснить миксер и бетононасос, как отдельные технические единицы. Насколько ощутим экономический эффект от применения широкоуниверсального оборудования на строительной площадке?
Может быть, стоит оставаться приверженцем традиционной технологии раздельной доставки и раздельной прокачки бетона к месту укладки с помощью обособленных машин и агрегатов. Вопросы, во многом риторические и во многом не бесспорные, но попробовать разобраться в нюансах применения такого строительного «чудо-оружия» стоит непременно.
Рожденный ползать, летать не может
Не всегда место проведения бетонных работ напоминает поле для гольфа
Строительная площадка своей поверхностью очень часто напоминает если не поле боя, то, как минимум, лунный ландшафт. Заманчивая мысль объединения в одном изделии тяжелой неповоротливой бетономешалки на колесах и мобильного бетононасоса, укладочный оконечник которого может легко парить на высоте не одного десятка метров, не одно десятилетие захватывало лучшие конструкторские умы прогрессивного человечества.
И препятствием, как обычно, становились проблемы сугубо технического характера. На тот момент существовали объективные причины, которые не позволяли создать компактные, производительные и надежные устройства, которые можно было разместить на стандартном автомобильном шасси, без превышения массово-габаритных характеристик.
Очень часто дело не выходило за пределы опытных образцов или совсем малой серии. Лед тронулся на стыке 1970-80-ых годов прошлого века, когда гранды западной технической индустрии стали выводить на рынок достаточно массовые плеяды таких устройств. Конструкторский гений победил и миксер с насосом пошел в широкую серию.
Техническая азбука: основные узлы и агрегаты
- Основным узлом, своеобразным фундаментом всеобщей конструкции является автомобильное шасси. К нему имеется ряд непростых, но вполне законных и обоснованных требований. Шасси должно быть достаточно грузоподъёмным, маневренным, обладать хорошей развесовкой по осям, иметь разумный запас прочности и проходимости при эксплуатации далеко не в тепличных условиях строительной площадки.
- На крепкий хребет автомобиля устанавливается барабан бетоносмесителя, со всей необходимой технологической обвязкой в виде емкости для воды, приводов, контрольных устройств и прочих элементов законченной технологической цепочки.
- На промежуточной площадке, которую не занимает миксер, устанавливается бетононасос с элементами системы транспортировки готового бетона в пространстве, обеспечивая подачу смеси в максимально широком диапазоне, как горизонтального, так и вертикального рабочего горизонта.
- Поскольку вся мудреная система приводов барабана миксера, трубопроводов бетононасоса и прочего хозяйства приводиться в действие посредством гидравлики, то гидравлическая система имеет все основания выделяться в отдельную и очень важную агрегатную часть, в свою очередь, состоящую из множества отдельных и взаимосвязанных между собой элементов. Основные из них это гидронасос, гидравлические магистрали, системы управления и распределения гидравлического потока, рабочие органы, а это могут быть и гидромоторы, гидроцилиндры, гидравлические ротационные головки и иное.
- И как вишенка на весь этот слоенный высокотехнологичный торт укладывается цифровая система объективного контроля и учета. На устаревших моделях такая система выполнялась на аналоговой элементной базе, что подразумевает и значительно меньшие возможности по сравнению с «цифрой».
Так что же это такое, бетононасос с миксером или миксер для бетононасоса?
Конструкции отечественного и зарубежного производства
Впервые об унифицированных бетоновозах мир услышал в тридцатых годах ушедшего столетия. В Америке эти машины получили название автобетономешалок-развозилок. Они предназначались для транспортировки сухого состава, который перемешивался с водой по пути к месту строительства. Современная техника по своему функционалу ничем не отличается от своих предшественников, усовершенствовался лишь внешний вид и механизмы.
Самыми популярными отечественными производителями, выпускающими автобетоновозы, являются «МАЗ», «Урал», «КамАЗ», «КрАЗ». Зарубежные же модели представлены машинами Mercedes — Benz, Volvo, Ford, MAN, Scania, Iveco.
Бетоновозы с миксером от российских производителей представлены моделями с шасси, которые оснащены индивидуальной силовой установкой, вместительным барабаном, функционирующим в автономном режиме. Такие бетоновозы показывают отличные показатели работоспособности при температуре от -20° до +40 ° С.
Зарубежные автобетоносмесители зачастую представлены машинами с высокой производительностью, которые легко обслуживать из-за эргономичности узлов и блоков. Многофункциональные установки оснащаются разогревающими элементами, позволяющими подогревать готовый раствор на месте укладки до +70оС, что актуально для зимнего строительства.
Выше, дальше, сильнее
Ответить на изложенный выше вопрос однозначно нельзя. Очень многое зависит от тех принципиальных задач, которые решает машина на объекте.
Если заказчиком поставлена задача массовой укладки бетона в простых условиях и с минимальным количеством точек, а необходимость задействования става бетононасоса выражена исключительно в отсутствии возможности подать обыкновенный автомиксер непосредственно к месту укладки (причины могут быть самые разнообразные, слабый осыпающийся грунт, пересекающие траекторию движения коммуникации, ограничения по вертикальному или горизонтальному габариту, стационарные ограждения и иное в этом роде), то мы можем говорить о миксере, где бетононасос выполняет хоть и важную, но все же второстепенную функцию.
Даже при проведении простых работ, как на представленном фото, бетононасос, смонтированный на миксере, значительно расширяет его функциональные возможности
Если же на объекте множество точек укладки, требующих небольшого количества бетона, сопряженных с частым перемещением по периметру, а сама укладка требует точной и дозированной подачи массы, то есть смысл говорить что работу ведет бетононасос с миксером.
Причем, миксер выполняет роль возимого и постоянного готового к работе запаса товарного бетона. Эта возможность избавляет от достаточно хлопотливой функции постоянного совмещения миксера и бетононасоса в одной рабочей точке.
При больших объемах бетонных работ миксер с насосом приходится спаривать с миксером в простом исполнении
Принцип работы
Принцип работы у такой техники достаточно простой. Он заключается в попеременном закрывании и открывании клапанов, через которые проходит смесь. Для выталкивания ее наружу, используется поршень. При его движении, бетон оказывается в специальном отверстии.
Находясь внутри миксера, раствор постоянно перемешивается. Так происходит до тех пор, пока массу не используют по назначению.
Подача бетона с помощью насоса Источник specteh-crimea.speczakaz.info
Что такое хорошо и что такое плохо
В этом разделе постараемся рассмотреть сильные и слабые стороны такого оборудования, а они, безусловно, присутствуют.
К безоговорочно положительным можно отнести:
- Возможность ведения укладки в местах с ограниченными возможностями по маневру. У заборов и ограждений, выше или ниже надземных коммуникаций, через траншеи и котлованы. Очень часто узкое пространство не позволяет одновременно и синхронно работать двум единицам техники, миксеру и бетононасосу.
- Миксер с насосом для бетона позволяет вести укладку бетона на перекрытиях, на высотах не досягаемых для лотковой укладки с миксера.
- При ведении укладки небольшого количества бетона, но которую нужно произвести с применением бетононасоса привлечение такой техники, позволяет порой в два раза снизить стоимость работ.
- Эксплуатация такого рода оборудования в транспортном парке бетонного узла позволяет на 170-220% повысить эффективность использования техники за счет минимизирования холостых пробегов и подач на объект потенциального заказчика. Особенно это актуально для небольших партий товарного бетона, от 2 до 9 куб.м.
Если проведение такого рода укладки бетона для простого миксера вполне по силам
То провернуть такой фокус по силам только бетононасосу
Что касается негативных моментов при использовании такого весьма специфического оборудования как бетономиксер с насосом:
- Стоимость миксера оснащенного бетононасосом на порядок дороже, аналогичного по объёму миксера без такового.
- Затраты на эксплуатацию такого автомобиля в режиме холостого пробега значительно выше, за счет более высокой массы.
- Ремонт и обслуживание такого оборудования сложны и дороги. Очень часто конструкторские решения выполнены в форме технического компромисса, что влечет достаточно серьезные последствия в случае несоблюдения сервисного регламента.
- Высокая техническая сложность и низкая производственная культура отечественного пользователя очень часто ведут к аварийным поломкам.
- Высокая стоимость запчастей, отсутствие отечественных аналогов и качественного и грамотного сервиса превращают ремонт в очень сложную задачу.
- Оборудование такого класса предъявляет повышенные требования и к водителю автомиксера. Помимо простых навыков по укладке бетона посредством лотков, он должен обладать устойчивыми навыками манипулирования сложной и капризной системой подачи бетононасоса. Иногда, в ряде случаев, в экипаж автомобиля приходиться вводить дополнительную единицу помощника.
- Возможности такого гибрида уступают возможностям и техническим характеристикам, подобным конструкциям в «чистом» исполнении.
Очень часто возможности узкоспециального инструмента оказываются на порядок выше возможностей гибрида
Великолепная семерка
Наиболее востребованными у нас являются агрегаты европейского производства. Их отличает наиболее оптимальное соотношение параметра цена-качество.
Продукция американских фирм так же достойна уважения, однако ряд технических особенностей, в частности дюймовая система резьбовых соединений и сложность в обеспечении запасными частями и расходными материалами заставляет желающих обзавестись такой машиной смотреть в сторону европейцев, даже бывших в употреблении. Шасси для миксеров и бетононасосов для европейского рынка поставляет так называемая «большая семерка» европейского автопрома и на них стоит остановиться несколько подробнее
Непосредственно рабочие механизмы бетононасосов и миксеров так же производят множество фирм. Наиболее известными и авторитетными являются LIEBHERR, Putzmeister, CIFA.
Первый известен помимо насосов и своими уникальными подъемными кранами и карьерной техникой. А последний получил популярность именно в связке оборудования для приготовления и смешивания бетонов и насосов для их прокачки.
Системы дистанционного радиоуправления бетононасосом становятся все более обыденной и привычной вещью в производственной линейке солидного европейского производителя
И роторные и поршневые насосы обладают продуманной конструкцией, основанной на выверенных технических решениях. «Сердце» любого бетононасоса — шибер, отличается долговечностью, износостойкостью и достаточно простым монтажом, что обеспечивает удобную замену расходных элементов.
В настоящее время ведущие производители, постоянно ведут работы по улучшению показателей прочности шибера за счет, как улучшения его конструкции, так и за счет применения, новых революционных материалов для его изготовления.
Шасси автомобиля — фундамент всей сложной системы
Что касается шасси автомобиля, то от его конструкции и потенциальных возможностей по его омолагации к различным гидравлическим, пневматическим, механическим системам напрямую зависит работоспособность, а точнее эффективная работоспособность всей системы в целом.
DAF
Нидерландский производитель давно и успешно поставляет шасси для установки на них различного вида надстроек самого различного назначения. Простые и неприхотливые автомобили предыдущих поколений охотно приобретаются частниками на вторичном рынке. Шасси ремонтопригодно, производитель отработал отличную систему сервисного обслуживания.
Отдельно стоит упомянуть о небольшом голландском производителе специальных шасси GINAF. Эти автомобили по праву считаются самыми прочными автомобилями на европейском континенте. Многоосная конструкция, большая грузоподъемность, гидравлическая подвеска делают его очень серьезным игроком на рынке специальной и строительной техники.
Применение такого мощного и грузоподъемного шасси позволяет применять миксер и бетононасос с очень хорошими эксплуатационными характеристиками
SCANIA
Шведские автомобили этой марки давно и заслуженно завоевали любовь строителей во многих уголках мира. Особенно надежны автомобили серии G, специально созданной для тяжелых условий эксплуатации. Стоит заметить, что именно автомобили этой марки являются самыми экономичными из одноклассников.
Скандинавы предлагают реализовать в одном шасси десятки всевозможных вариантов оснащения
VOLVO
Еще одна шведская марка с прекрасной репутацией. Следует заметить, что эти автомобили одни из самых дорогих, но в то же время они меньше всех теряют в цене на вторичном рынке. Обе скандинавские марки имеют развитую дилерскую и сервисную сеть, особенно в северных регионах нашей страны.
Шасси автомобиля в таком «злобном» исполнении настоящая находка для сурового отечественного строителя
Mersedes
Продукция концерна «Даймлер» известна у нас еще со времен СССР, когда его тягачи составляли существенную часть парка «Совтрансавто». Интересное приобретение на вторичном рынке. Обладает солидным ресурсом и изрядным запасом прочности.
В модельной гамме Даймлер Бенц помимо настоящих гигантов есть и такие малыши, оснащаемые быстросъемным модульным оборудованием самого разнообразного назначения
MAN
Еще одна немецкая марка. Хорошо зарекомендовал себя как массовый продукт в крупных компаниях поставляющих товарный бетон на объекты. Имеет в своей гамме надежные четырехосные шасси, пригодные для монтажа миксеров большого объема и мощных бетононасосов.
За немецкими автомобилями с эмблемой волка на радиаторной решетке давно закрепилась слава скромного труженика
Renault
Французские шасси востребованы у нас в меньшей степени. Некоторую настороженность вызывает конструкция рамы имеющую недостаточный запас избыточной прочности при эксплуатации на сложном рельефе строительных площадок.
Резкий перепад высот, провоцирующий диагональное вывешивание, которое не всегда корректно отрабатывается подвеской и деформирующие нагрузки передаются на раму.
В линейке Рено так же есть модель для сложных условий эксплуатации — Керакс
IVECO
Бетононасос миксер «Iveko» чаще всего комплектуется надстройкой итальянской же фирмы CIFA. Что дает очень хороший и долговременный результат. Кроме этого, такие установки одни из самых доступных на вторичном рынке. Причем большинство из них имеет хороший остаточный эксплуатационный ресурс, и с учетом него, цена на такой комплект выглядит очень привлекательной.
Даже очень старые модели в руках рачительного хозяина выглядят будто только сошедшие с конвейера автозавода
Славная европейская тройка. Или китайская?
Не секрет, что пионером в создании бетононасосов была компания Schwing, выпустившая в 1957 г. свой первый масляно-гидравлический бетонный насос. В следующем году был представлен прицепной бетононасос на колесном шасси, еще через три года он уже комплектовался распределительной мачтой. С 1973 г. компания наладила серийный выпуск автобетононасоса с 45-метровой распределительной мачтой. В начале 1980-х гг. состоялось слияние с фирмой Stetter, и обновленная компания стала крупнейшим производителем автобетоносмесителей. В наши дни контрольный пакет акций компании принадлежит китайскому концерну XCMG, но техника по подаче бетона по-прежнему выпускается под именем Schwing-Stetter и на тех же производственных мощностях.
Среди большого количества моделей есть и оборудование для подачи бетона в условиях ограниченного пространства и даже при наличии препятствий. Именно таким является автобетононасос марки S 38 SX Reptor, который может устанавливаться на шасси нескольких типов. При монтаже на шасси с колесной формулой 6х4 полезная масса сокращается до 26 т, сохраняя высокую подвижность и маневренность. Если требуется сократить расходы, монтаж бетононасоса рекомендуется на шасси 8х4 с длинной колесной базой, на котором смонтирована насосная батарея P2525 с подъемными цилиндрами 2,5 м. Такая конструкция позволяет сократить количество ходов на 20%. Для примера: при производительности 60 м3/ч насосная батарея делает всего 8 ходов в минуту.
Износостойкий шибер в форме юбки, такой же, как на остальных моделях Schwing, создает малое сопротивление трения потоку бетонной смеси, а благодаря простой форме он легче чистится. Шибер открывает доступ к трубе нагнетательного цилиндра и нагнетательному поршню, благодаря чему насосную батарею можно очистить всего за два хода, а значит, быстрее подготовить автобетононасос к работе, причем без лишнего расхода воды. Экономичный режим работы двигателя ниже 1000 об/мин в сочетании с гидравлической системой с открытым центром обеспечивает высокую производительность и значительно сокращает износ оборудования. Устойчивости в сложных рабочих условиях добавляет система опор Easyflex. Для безопасной работы у оператора в наличии интуитивно-понятная панель управления Vector или пульт дистанционного управления с запасом заряда на 8 часов работы, для точного наведения стрелы автобетононасоса.
Из стационарных бетононасосов Schwing мод. SP 1800 – одна из самых популярных у строителей из-за своей высокой надежности и хороших эксплуатационных характеристик. Мощность гидронасоса регулируется, оператор в процессе работы может в ручном режиме указать желаемое число ходов и производительность подачи, что защищает приводной двигатель от перегрузок. Для достижения максимальной производительности в 73 м3/ч бетононасосу требуется всего 24 хода в минуту, что на 15% меньше, чем у техники других производителей. Оборудование легко транспортируется по строительной площадке на одноосном прицепе. Сердце бетононасоса – дизельный двигатель мощностью, в зависимости от модификации, до 152 л. с. Рабочее давление при подаче бетонного раствора достигает значений от 56 до 101 бар. Это дает возможность подавать раствор на высоту до 180 м и по горизонтали до 500 м, что делает Schwing SP 1800 особенно подходящим для многоэтажного строительства.
Компания CIFA в 1958 г. первая в Италии выпустила бетоносмеситель, а первый бетононасос в 1965 г. К 1975 г. был разработан первый в мире автобетононасос со смесителем Magnum, что сразу вывело компанию в мировые лидеры. В 1998 г. компания выпустила самый большой автобетононасос с подъемом стрелы на 52 м. В 2008 г. CIFA была приобретена глобальным китайским концерном Zoomlion. Сегодня компания предлагает технику для транспортировки бетона под маркой ZOOMLION-CIFA. В линейке оборудования стационарные и автомобильные бетононасосы.
К 90-летию компании была выпущена специальная версия бетононасоса на автомобильном шасси – мод. K47H. Машины лимитированной серии отличаются трехцветной раскраской: матовым серым, оранжевым и черным цветом, а также табличкой с заводским номером и логотипом компании, посвященным 90-летию. Смонтированный на шасси 8х4, этот насос относится к серии Carbotech, в котором две последние секции стрелы выполнены из углеродного волокна. Максимальная производительность равна 140 м3/ч, распределяющая стрела пятисекционная длиной 47 м.
Система управления машиной Smartronic GOLD с улучшенным контролем устойчивости для повышения безопасности работ, что особенно важно, когда аутригеры не могут быть полностью выдвинуты. Полностью съемная насосная группа обеспечивает эффективную подачу различных видов бетона с заполнителями любого размера, сокращая количество циклов в минуту при одинаковой полезной нагрузке, обеспечивая незначительный износ и длительный срок службы машины.
Из стационарных моделей PC 307 наименьшая в линейке, но отлично себя зарекомендовавшая на стройках по всему миру. Оборудование смонтировано на одноосном прицепе с дышлом, с четырьмя регулируемыми опорами. Двигатель дизельный от Deutz или Perkins, возможна также установка и электромотора. Главный насос аксиально-поршневого типа переменной производительности и постоянной мощности. Насосная станция создает плавный, непрерывный поток и гарантирует эффективную перекачку различных типов бетона с заполнителями всех размеров, с меньшим количеством циклов в минуту при сохранении той же скорости потока. Такое решение гарантирует меньший износ и продлевает срок службы бетононасоса. Производительность составляет 30 м3/ч, емкость бункера равна 300 л. Подача бетонной смеси возможна на 500 м по горизонтали и до 120 м в высоту. Низкий уровень шума позволяет работать в условиях плотной городской застройки.
В 1968 г. под маркой Putzmeister был выпущен первый автобетононасос этой компании, а всего через год их доля рынка автобетононасосов уже составила 45%. Модельный ряд включал в себя насосы с длиной стрелы от 11 до 25 м, а производительность бетононасосной установки достигала 125 м3/ч. В наши дни Putzmeister насчитывает более 3000 сотрудников в 20 подразделениях по всему миру с развитой дилерской сетью в 154 странах. С 2012 г. компания стала частью китайской Sany, но, как и много лет назад, под брендом Putzmeister заказчикам предлагается широкий спектр техники для подачи бетона.
Подтверждением неизменного качества и постоянных инновационных разработок служит новый автобетононасос BSF 42-5.16H. Описать новинку можно всего несколькими словами: легкий, производительный, со стрелой выше 36 м. Современный бетононасос на автомобильном шасси выгодно отличается габаритами, не превышающими действующие нормативы по размерам, массе и нагрузкам на оси для передвижения по дорогам общего пользования. Общая масса насоса Putzmeister BSF 42-5.16H равна 29 260 кг, нагрузка на ось – до 10 т, производительность составляет 160 м3/ч.
Оптимально подобранное соотношение геометрии подающих цилиндров, поршней, производительности и давления на смесь уменьшает потребление топлива и повышает экологичность и безопасность работ. В наличии целая россыпь электронных систем управления, в том числе система контроля прокачки EPS и система контроля переключения шибера SN. Графический дисплей EGD с функцией самодиагностики предупреждает оператора о возможных неисправностях, система PushOver предотвращает возникновение пиков давления, влияющих на интенсивность износа, благодаря чему бетононасос служит дольше при меньшем износе, а значит, дешевле в обслуживании и выгодней в работе.
Стрела изготовлена из высокопрочной стали, ее конструкция в сочетании с опорами и системой OSS для помощи в установке насоса в стесненных условиях позволяет с легкостью располагать насос даже на узких городских улицах. Кабина шасси со спальным местом придется по душе оператору, как и автономный отопитель двигателя и кабины от Webasto. «Вишенкой на торте» станут двухслойный бетоновод, мойка высокого давления и зимний гидроаккумулятор, поставляемые в базовой комплектации.
Среди наиболее продаваемых стационарных бетононасосов от Putzmeister мод. BSA 1409 D. Работа оборудования обеспечивается мощным дизельным двигателем Deutz мощностью 190 л. с. Помощь в прокачке бетонной смеси обеспечивает прямоточная гидравлическая система. Питающий гидронасос, развивающий давление на смесь до 106 бар, позволяет принимать и подавать бетон по горизонтали от 400 до 950 м в зависимости от подвижности смеси. В высоту такой насос способен подать бетон на уровень 30-го этажа. В минуту он может перекачать до 50 л смеси. BSA 1409 D оснащается не менее мощным поршневым насосом с падающими цилиндрами. Между приводными и падающими цилиндрами расположен резервуар для воды. В функции резервуара входит очистка поршней и охлаждение тяг. Встроенная электронная система контроля позволяет следить за качеством работы насосного агрегата, выводя информацию на дисплей, расположенный на корпусе устройства.
Руководство по эксплуатации
Основы эксплуатации миксера с бетононасосом можно посмотреть на видео в этой статье.
Совет! Не стоит забывать, что нет абсолютного рецепта на все случаи работы с таким сложным оборудованием, а самая лучшая инструкция составляется своими руками и умножается на личный практический опыт.
Основой же качественной выгрузки является грамотно подобранная и заложенная в приемник пусковая смесь для бетононасоса именно от ее качества и инертности к основному составу зависит бесперебойная и беспроблемная прокачка во всем диапазоне длины и высот.