Производство тротуарной плитки стабильно наращивает объёмы. Это связанно с тем, что данный материал широко применяется в обустройстве частных территорий, городских улиц, скверов, парков, спортивных площадок.
Многогранность использования тротуарной плитки обусловлена разнообразием форм и размеров, долговечностью покрытия и простотой монтажа. По сути, это оптимальный вариант, чтобы придать ландшафту благоустроенный и завершённый вид. В глазах многих обывателей, тротуарная плитка представляется квадратным серым камнем, выполненным из бетона. Это далеко не так.
Современное производство предлагает такие решения, что плитка даёт просто безграничный простор фантазии архитекторов и частных застройщиков. Поэтому постараемся рассказать всё, что нужно знать об этом материале.
Как производится плитка для дорожек
Учитывая разнообразный ассортимент продукции не сложно догадаться, что тротуарную плитку производят по различным технологиям. Однако ключевые различия заключаются лишь в собственных рецептах производства.
В зависимости от предназначения, производитель может добавлять в состав смеси красящие пигменты, пластификаторы, резиновую крошку и другие полимеры. Это необходимо для внешнего оформления продукции. Основной технологический процесс остаётся неизменным и состоит из таких этапов:
- Приготавливается основа: обычно это цементно-песчаный раствор или бетон низкой марки.
- Смесь заливается в формы, которые размещаются на вибростолах.
- Происходит уплотнение смеси путём вибрирования. Это позволяет добиться максимальной прочности и выводит пузырьки воздуха.
- Формы убирают на стеллажи, чтобы раствор набрал начальную прочность. Для этого нужно около 24 часов.
- Затем готовая плитка извлекается из форм, раскладывается на паллеты, выдерживается от 7 до 28 суток, в зависимости от погодных условий.
На завершающем этапе продукция упаковывается и отправляется к местам реализации. Разумеется, технологический процесс представлен в несколько упрощённом виде: каждый производитель имеет свои фирменные секреты. Однако суть от этого не меняется, поэтому многие домашние мастера приобретают готовые формы и налаживают собственное небольшое производство.
Технические характеристики тротуарной плитки ГОСТ 17608-2017
№ п/п
Характеристика
Описание технических требований и характеристик в соответствии с ГОСТ 17608-2017
1. |
Прочность бетона на сжатие
Прочность бетона – это наиболее значимый параметр качества бетона.
Обозначение: B25, где В – класс прочности, 25 – плитка выдерживает нагрузку не менее 25Мпа, или 254 кгс/см2.
Для бетонной тротуарной плитки характеризуется классами по прочности – B22,5 – B40.
В лаборатории завода Stellard параметры прочности проверяют после производства каждой партии элементов мощения. Для этого отобранные образцы помещаются под лабораторный пресс и определяют верхнюю границу его выдержки при сжатии.
Для того, чтобы продукцию можно было отгружать, прочность плит должна быть не менее 90% от заявленного производителем класса прочности на сжатие (допускается 70% по согласованию с клиентом).
2.
Марка бетона по морозостойкости
Марка по морозостойкости – очень важный показатель бетонных изделий, показывающий сколько циклов замораживания и оттаивания (один цикл – заморозка и разморозка образца в режиме температур от -20 до +20) образец может выдержать не потеряв своей прочности.
Марка бетона тротуарных плит по морозостойкости согласно ГОСТ 17608-2017 должна быть не ниже F200.
Обозначение: F200, где F- марка морозостойкости, 200 – количество циклов.
3.
Истираемость бетона
Истираемость – один из показателей срока службы тротуарной плитки, который показывает насколько изменяется в объеме и массе изделие при воздействии сил трения. Истираемость бетона проверяют в лабораторных условиях путем проведения тестов на круге для истирания.
Требования ГОСТ по истираемости бетонных плит:
G1 – не > 0,7 г/см2;
G2 – не > 0,8 г/см2;
G3 – не > 0,9 г/см2;
Вся продукция завода Stellard соответствует марке по истираемости G1.
4.
Группа эксплуатации
В зависимости от воздействий и нагрузок во время эксплуатации все бетонные тротуарные плиты разделяют на 4 группы:
А- уличные тротуары, дорожки для пешеходов и территории частных домов, на которые не заезжает даже легковой транспорт.
Б – тротуары улиц с большой проходимостью, городские площади, дорожки для велосипедов, остановки общ. транспорта.
В- малоинтенсивные дороги, территории стоянок, АЗС.
Г – территории с особо высокой нагрузкой (контейнерные терминалы, порты, складские площади).
5.
Водопоглощение
Водопоглощение – это способность бетонных плит поглощать воду, характеристика, от которой напрямую зависит срок службы изделий. Бетон, который впитывает малое количество воды, не разрушится от внутреннего давления при оттаивании замерзшей в нем влаге.
Водопоглощение согласно ГОСТ не должно превышать по массе, %:
5 – для плит из тяжелого бетона;
6 – для плит из мелкозернистого бетона.
Вся тротуарная плитка Stellard имеет показатель водопоглощения не более 5%
Этот показатель означает, что при массе брусчатки толщиной 6 см 2,7 кг она не впитает более 135 г воды.
6.
Маркировка тротуарных плит
Плиты обозначаются марками по ГОСТ 23009-78
Для примера рассмотрим маркировки одной из форм камней мощения Stellard:
Новый город В.15.Псм.6, где
- Новый город – наименование изделия,
- В – группа эксплуатации плит;
- 15 – порядковый номер согласно номенклатуре предприятия – изготовителя;
- Псм – тип плиты в зависимости от конфигурации (в данном случае – прямоугольные смешанной коллекции);
- 6 – толщина плиты в сантиметрах, округленная до целого числа.
7.
Материалы и технологии
В зависимости от способа изготовления, применяются и разные виды материалов для производства тротуарной плитки. Несмотря на разнообразие форм и размеров, всю имеющуюся на рынке продукцию этой категории, можно условно разделить на три группы:
- Бетонная вибролитая
Изготавливается из лёгкого бетона, который заливают в формы и уплотняют на вибростолах. Этот процесс мы описывали выше. - Бетонная вибропрессованная
Здесь также используется бетонная смесь, но технологический процесс изготовления несколько отличается. В частности, помимо виброуплотнения, формы придавливают прессом, чтобы добиться повышенной прочности. Кроме этого, вибропрессованную плитку сушат не на открытом воздухе, а в специальных камерах.
- Полимерпесчаная
Здесь используется смесь песка мелкой фракции и полимерных материалов. Компоненты смешивают, добавляют красители и подвергают температурной обработке. После этого, составу придают нужную форму и спрессовывают для получения повышенной прочности.
Зная эти особенности, можно без труда подобрать подходящую тротуарную плитку. Разница между перечисленными группами заключается в стоимости готовой продукции и области применения. Например, полимерпесчаные изделия больше подходят для декоративного оформления, а вибропрессованная плитка будет идеальным решением для мощения дорожек с высокой проходимостью.
Таблица сравнительных характеристик
Cвойства | Полимерпесчаная плитка тротуарная | Бетонная вибролитая плитка тротуарная | Бетонная вибропрессованная плитка тротуарная |
Средняя плотность, кг/м3 | 1650 — 1800 | 2350-2400 | 2200-2400 |
Массовое водопоглощение | 0,15 | 4-4,5 | 5,5-6,5 |
Прочность при сжатии, МПа | 17 — 18 | 40-50 | 40 |
Прочность при изгибе, МПа | 17 — 25 | 6,0-7,0 | 5,0-5,5 |
Морозостойкость, циклы | более 500 | 300-400 | 200-300 |
Истираемость, г/см2 | 0,05 — 0,1 | 0,3-04 | 0,5-0,7 |
Брусчатка
В отличие от тротуарной плитки, этот материал имеет больший внутренний объем, т.е. его высота больше, а размеры в плоскости меньше или такие же. Также отвечая на вопрос, что такое брусчатка, следует отметить, она обладает высокой прочностью и способна выдерживать весьма значительные весовые нагрузки. Поэтому ее можно использовать для мощения дорог и тротуаров с большой пешеходной нагрузкой. Ее изготавливают по технологиям:
- вибропрессования, вибролитья и полусухого прессования из бетонных смесей;
- обработки гранита, мрамора и другого природного камня для получения полноколотых, гладких с одной или пяти сторон изделий;
- клинкерного обжига глины.
Резиновые, полимерпесчаные и полимерные материалы для изготовления брусчатки не применяют. Наиболее распространены штучные изделия, сделанные из бетона, однако использовать их на проезжей части дорог не рекомендуется из-за более быстрого износа.
Виды, размеры, характеристики
Формы и размеры брусчатки.
Брусчатка бывает только с прямоугольной или квадратной формой поверхности. Фигурных изделий этого типа не производят, поскольку укладывать фигурный материал большой толщины труднее, изготовить его сложнее, а устойчивость такого дорожного покрытия будет хуже.
Толщина брусчатки варьируется от 60 до 120 мм с шагом в размере 20 мм. Самая тонкая брусчатка изготавливается по технологии клинкерного обжига. Ее толщина начинается от 50 мм.
Наиболее распространенные прямоугольные размеры поверхности — 100х200 мм, 70х210 мм и 160х240 мм. Изделия квадратной формы имеют размеры 50х50 мм, 100х100 мм, 150х150 мм и 200х200 мм.
Точный вес брусчатки зависит от плотности исходного материала, но в среднем для плиток толщиной 60 мм составляет он 135-145 кг/м2. На поддон укладывается 11-12 м2 или 1600-1700 кг. Квадратный метр плиток толщиной 80 мм равен 180-185 кг и на поддон укладывают 10-11 м2.
Особенности выбора
Во время выбора брусчатки необходимо убедиться в отсутствии видимых дефектов на поверхности материала. В том, что отсутствуют заметные сколы, трещины и отверстия. Даже если они находятся с тыльной или боковой стороны, то при попадании внутрь влаги это может привести к разрушению тротуарного покрытия.
Камни, изготовленные из бетона, должны иметь одинаковый цветовой оттенок без солевых и других пятен. Качество материала можно проверить, постукивая два изделия друг о друга. Звук должен быть звонким. Глухой звук говорит о низком качестве изготовления. У клинкерных изделий должна быть плотная и прочная поверхность любой из граней.
Толщина брусчатки должна соответствовать будущим условиям эксплуатации. Там, где планируется передвижение легкового автомобиля, толщина камня должна быть не менее 80 мм, а для небольших грузовых машин потребуется уже 100 мм.
Виды и формы плитки для укладки тротуаров
Поговорим о разновидностях. На сегодняшний день большой популярностью пользуются такие виды готовой продукции:
- Брусчатка
Долговечный и морозоустойчивый материал, обладающий высоким уровнем экологической безопасности. Такой плиткой часто мостят городские тротуары и скверы. Преимущество брусчатки заключается в том, что она нейтральна к любой агрессивной среде, поэтому может использоваться повторно. - С резиновым наполнителем
Такой вариант идеально подходит для обустройства детских площадок. При изготовлении плитки используется резиновая крошка, которая образует мягкую поверхность. Соответственно при падении на такое покрытие ребёнок сможет избежать травм.
- Полимерпесчаная
Практичное и удобное решение для облагораживания территорий частного сектора. Плитка отличается долговечностью и широкой цветовой гаммой, позволяющей придавать участкам оригинальный вид. Важно понимать, что прочность такой продукции не позволяет её использовать для мощения парковочных мест.
- Армированная
Это разновидность вибролитых плиток, где для повышения прочности используется проволочная сетка.
- С 3D рисунком
Относительно новая разновидность, которая послужит украшением любого загородного дома. Технологией фотопечати на плитку наносятся различные рисунки. Благодаря специальному покрытию, поверхность изделий не стирается даже при длительном механическом воздействии и УФ-излучении.
Если говорить о формах, здесь вообще нет ограничений. В зависимости от опалубки, тротуарной плитке можно придать любую геометрию. Однако и в этом направлении действуют определённые стандарты. Наиболее востребованными считаются такие формы:
- Клевер. Стандартный четырёхлистник, который идеально подходит для любых дизайнерских решений.
- Английский булыжник. Имеет фактурное сходство с природным камнем, поэтому точно имитирует мостовую старинного города.
- Волна. Такая форма выбрана не случайно. Волнообразная плитка имеет лучшую сцепляемость поверхности, что значительно повышает срок эксплуатации тротуара.
- Кирпич. Точно копирует привычный строительный материал в миниатюре.
- Галтованная. Это плитка прямоугольной формы с закруглёнными краями.
Как видите, разнообразие геометрических форм вполне позволяет придать участку шарм и оригинальность. Кроме этого, большинство производителей занимаются изготовлением тротуарной плитки по индивидуальным проектам заказчика. Стоит такая продукция обычно дороже.
Разновидность брусчатки
Тротуарную плитку для дорожек можно классифицировать по нескольким параметрам: толщина и вес, цвети форма, размер.
Толщина брусчатки:
- менее 4см;
- 4 см;
- 6 см;
- 8 см и более.
Как правило, изделие в 3 см – это вибролитая брусчатка экономвариант. Крупные комбинаты зачастую не делают толщину тротуарной плитки менее 4 см.
Тротуарная плитка с толщиной 4 см используется для тротуара с пешеходной зоной, шестисантиметровые ФЭМ используются для покрытия с возможностью заезда легкового автотранспорта, ФЭМ толщиной выше 6 см могут использоваться для дорог с частным проездом автотранспорта, включая грузовой.
От высоты тротуарной плитки варьируется и ее вес. Конечно, у разных производителей информация о том, сколько весит изделие, может отличаться, но в среднем вес брусчатки вибропресованной следующий:
- 4 см – вес тротуарной плитки около 90 кг/м2;
- 6 см – около 140 кг/м2;
- 8 см ~ 190 кг/м2.
Размеры тротуарной плитки также рознятся.
Тротуарная плитка размером 10х20, 30х30 – это привычные варианты для большинства потребителей, но помимо этого размера брусчатки, камень может иметь практически любой размер квадрата и прямоугольника, также на сегодня весьма популярной стали изделия неправильной геометрической формы. Как правило, мелкие производители не могут предоставить широкий ассортимент продукции. Всевозможные виды и размеры бетонной брусчатки выдает масштабнее производство. Это же касается и цветового наполнения плиток. Брусчатка и тротуарная плитка может быть серой, а может быть цветной. Серая всегда идет на порядок дешевле цветной, так как при ее производстве не используются пигменты. Но если правильно подойти к укладке и скомбинировать несколько видов брусчатки, отличающихся, например, по форме, серый камень ничем не будет уступать по эстетической составляющей цветному.
Таблицы стандартных размеров
Вид плитки | Размер (мм) | Вес (кг) | Кол-во на поддоне кв.м | Кол-во штук в кв.м. | Вес поддона (кг) |
Брусчатка | 200*100*60 | 2,5 | 10 | 50 | 1250 |
Волна | 237*103*60 | 3,05 | 10 | 40 | 1220 |
Катушка | 225*136*60 | 3,2 | 10 | 40 | 1280 |
Английский булыжник (кирпичик) | 250*120*60 | 3,8 | 10 | 32 | 1216 |
Чешуя | 245*190*60 | 3,6 | 10 | 33 | 1188 |
Соты | 250*180*60 | 3,5 | 10 | 38 | 1330 |
Вид плитки | Размер (мм) | Вес (кг) | Кол-во на поддоне кв.м | Кол-во штук в кв.м. | Вес поддона (кг) |
Эко | 265*265*60 | 6,4 | 10 | 14 | 896 |
Гжелка | 298*298*45 | 5,8 | 10 | 12 | 1032 |
220*220*45 | 2,8 | ||||
Клевер гладкий | 267*218*45 | 10 | 28 | ||
Клевер рельефный | 267*218*45 | 10 | 28 | ||
Следы великана | 300*530*45 | 10 | |||
Рокко | 290*190*45 | 3,35 | 10 | 24 | 804 |
Вид плитки | Размер (мм) | Вес (кг) | Кол-во на поддоне кв.м | Кол-во штук в кв.м. | Вес поддона (кг) |
Старый город | 178*118 | 2,65 | 10 | 12 | 660 |
118*118 | 1,65 | ||||
88*118 | 1,2 | ||||
Брусчатка вибропрессованная | 200*100*60 | 2,5 | 10 | 50 | 1250 |
Катушка вибропрессованная | 225*136*60 | 3,2 | 10 | 40 | 1280 |
Классика | 115*115*60 | 1,72 | 10 | 35 | 602 |
Клен | 218*218*45 | 4,2 | 10 | 21 | 882 |
Плитка больших размеров
Вид плитки | Размер (мм) | Вес (кг) | Кол-во на поддоне кв.м | Кол-во штук в кв.м. | Вес поддона (кг) |
Калифорния | 300*300*30 | 6 | 10 | 11 | 660 |
Сетка | 350*350*50 | 13,75 | 10 | 8 | 1100 |
Цветок | 350*350*50 | 13,75 | 10 | 8 | 1100 |
Паутина-35 | 350*350*50 | 13,75 | 10 | 8 | 1100 |
Паутина-40 | 400*400*50 | 18,3 | 10 | 6 | 1098 |
8-кирпичей | 400*400*50 | 18,3 | 10 | 6 | 1098 |
Популярные виды тротуарной плитки
Наименование | толщина, мм | ширина, мм | длина, мм |
Мостовая | 80 | 70 | 140 |
Старый город | 60 | 180 | 120 |
Кирпич | 60 | 100 | 200 |
Клевер | 30 | 295 | 295 |
Флорида | 30 | 300 | 300 |
Квадрат | 700 | 500 | 500 |
Колодец | 30 | 300 | 300 |
Восьмерка | 500 | 400 | 400 |
Шашки | 30 | 300 | 300 |
Черепашка | 30 | 300 | 300 |
Правильное основание – залог долговечности
Вибропрессованная плитка является одним из самых прочных, надежных и долговечных материалов для мощения, но только при условии правильной эксплуатации. То есть, материал должен быть подобран правильной толщины, исходя из эксплуатационного режима и предполагаемых нагрузок, плюс, правильно уложен. Основание же должно соответствовать не только нагрузкам и проходимости, но и типу грунта на участке, и уровню залегания грунтовых вод. Если обратиться к СТО 46505580-002-2020 (мощение с применением вибропрессованных изделий), то в нем предложена укладка плитки только на проницаемое основание. Таковым считается подушка из нескольких слоев песка и щебня разных фракций, включающая геотекстиль в основании и между подстилающим и несущим слоем (песок/щебень).
Однако в некоторых ситуациях, когда сложный грунт или стабильно высокие нагрузки (парковки большегрузов) без армированной бетонной плиты не обойтись. Но в этом случае необходимо обеспечить быстрое отведение влаги – строго выдержать уклон не меньше 0,5 см на каждый погонный метр; дополнительно рекомендуют проделать дренажные отверстия, чтобы вода могла уходить вглубь. Плюс, нельзя забывать про компенсационные швы, а если и пучение сильное, и без бетона не обойтись, в пирог мощения можно включить слой плит ЭППС вместо плотного геотекстиля.
Как и бетонное основание, укладка плитки на смесь песка с цементом и просыпка швов такой же смесью – постепенно уходит в прошлое. Чтобы избежать деформаций в период оттаивания грунта и появления высолов на плитке, и при укладке в качестве подстилающего и выравнивающего слоя, и для заполнения швов используют песок. После укладки покрытия и заполнения швов, завершающим этапом мощения является уплотнение виброплитой (с резиновой насадкой).
Критерии выбора хорошего материала
Покупая тротуарную плитку, естественным желанием заказчика является долговечность покрытия. Сразу уточним, что качественная продукция, изготовленная с полным соблюдением технологического процесса, может прослужить не один десяток лет, не теряя первоначальных свойств. Однако, как выбрать хорошую плитку среди представленного на рынке разнообразия?
Можно воспользоваться такими рекомендациями:
- Цветную плитку лучше приобретать у проверенных поставщиков. Недобросовестные производители часто заменяют дорогостоящий красящий пигмент дешёвыми аналогами. Соответственно уже после первого дождя плитка потеряет цвет.
- Обязательно осматривайте заднюю поверхность. Здесь должен наблюдаться однородный цвет, без жёлтых и коричневых пятен. Изменение пигмента вызвано использованием песка с повышенным содержанием глины. Срок эксплуатации такой продукции заметно ниже.
- Лицевая поверхность должна быть гладкой, не иметь даже микроскопических трещин и сколов. В идеале, оттенок лицевой и задней поверхности должен быть идентичным.
Приобретая тротуарную плитку, выбирайте изделия из одной партии. Продукция разных партий может иметь отличия по цвету и несоответствия геометрических форм.
Что выбрать?
Выбирая плитку или брусчатку необходимо понимать, что решение зависит, прежде всего, от условий будущей эксплуатации дорожного покрытия, желаемой долговечности, внешнего вида и финансовых возможностей застройщика.
Разница в условиях эксплуатации
Брусчатка отличается меньшим размером поверхности при большей толщине. Благодаря этому весовые нагрузка на поверхность у брусчатки распределяются одновременно на 2-4 камня, а у тротуарной плитки — на одно изделие большой площади. В результате такого распределения нагрузок брусчатое покрытие допускается использовать в более тяжелых условиях эксплуатации.
Кроме этого, брусчатка отличается более высокой морозостойкостью и износоустойчивостью. Все это определяет брусчатое дорожное покрытие как более прочное и долговечное, однако более дорогое и сложное в укладке.
Сравнительные преимущества брусчатки и плитки
Важное отличие этих двух видов дорожных материалов заключается в их стоимости. При использовании одного и того же вида исходного сырья, брусчатое покрытие, из-за своей толщины, будет всегда стоить дороже тротуарной плитки. Поэтому выбор материала должен быть основан на эксплуатационных требованиях.
Для садовой дорожки, по которой ходят не так часто, вполне достаточно недорогой бетонной вибролитой плитки, а вот подъезд к гаражу лучше вымостить брусчаткой толщиной 60-80 мм.
Во дворе возле дома, может быть, стоит уложить клинкерную плитку или красивые фигурные изделия.
Разница между брусчаткой и плиткой в размерах.
В любом случае, плиточное покрытие менее прочно, но более красиво и дешево. Исходя из этих основных отличий и следует подбирать материал для каждого конкретного случая.
Схема укладки
Монтаж этого строительного материала предельно прост: с работами может справиться даже начинающий строитель. Главное, заранее продумать будущий рисунок дорожки, и точно соблюдать такую последовательность действий:
- Подготовка. Место будущего тротуара освобождают от слоя дёрна, делают песчаную подушку, высотой около 10 сантиметров. Песок рекомендуется пролить водой и тщательно утрамбовать.
- Монтаж. Плитку укладывают в направлении «от себя», подгоняя каждый элемент резиновым молоточком, оставляя зазоры в 1-2 мм. Когда вся поверхность уложена, тротуар выравнивают лёгкими постукиваниями, ориентируясь на строительный уровень.
- Сцепление. Оставшиеся зазоры заполняют цементно-песчаным раствором, проливают тротуар водой.
Покрытие не нуждается в последующем уходе: достаточно просто периодически сметать пыль. Цветную продукцию рекомендуется иногда мыть, чтобы не тускнели краски.
Историческая справка
Натуральным камнем мостили дороги еще с «начала времен» – просто укладывали в необработанном виде, большими кусками. Позднее ему стали придавать форму плоского куба и появилась первая гранитная брусчатка. Веками этому материалу не существовало альтернативы, пока свои условия не начал диктовать промышленный бум прошлого столетия. Подготовка камня, и само мощение мелкоформатом перестало «успевать» за стремительно растущими городами. И в нашей стране на смену граниту повсеместно пришло асфальтирование не только дорого, но и мостовых, и прогулочных аллей. Однако минусов у асфальта тоже хватало и с течением времени стало ясно, что брусчатку рано списали со счетов. Компромиссом между асфальтом и каменной брусчаткой стала бетонная тротуарная плитка, она же – плиты тротуарные бетонные или бетонный тротуарный камень.