Область применения
Железобетонные трубы распространены в гражданском строительстве.
Наиболее часто их применяют при укладке септиков, по которым мигрируют промышленные и бытовые стоки.Ввиду того что такие трубы обладают значительным диаметром, их широко применяют при монтаже магистральных коллекторов. Они незаменимы при обустройстве ливневых канализационных систем. Такие трубы могут иметь разный профиль, что позволяет использовать их при монтаже различных конструкций по типу опор, фундаментов и многого другого.
Эксплуатационные характеристики
Проверку на трещиностойкость считается пройдено, если при давлении на образце проявился скол не более 0,2 мм.
ГОСТ определяет возможность деформаций и прочностных характеристик при укладке труб в канаву. Прочность трубы рассчитывается исходя из глубины ее закладывания. В нормативном официальном документе описано контрольное напряжение по следующим характеристикам:
- Прочность. Этот параметр характеризует качество изделия, которое не может вынести нагрузку и не выполняет свои первоначально определенные функции.
- Трещиностойкость. Показатель считается в норме, если на поверхности трубы при давлении, на исходном образце обнаруживается скол, который не более 0,2 мм. Потери ее эксплуатационных показателей в таком случае отсутствуют.
Разновидности ж/б труб
Железобетонные трубы классифицируются по некоторым признакам.Таким образом, они могут быть безнапорными. Такие изделия применяются для транспортировки жидкостей самотеком.
Их недопустимо применять в условиях, которые предусматривают значительное давление жидкостей.Вместе с тем такие трубы могут воспринимать высокие механические нагрузки, а также имеют превосходные прочностные характеристики.Вторая классификация ж/б труб – напорные изделия, применяемые при монтаже магистралей, которые функционируют при высоких нагрузках в виде внутреннего давления. Эта разновидность изделий производится по особой технологии, которая предусматривает осуществление опрессовки, улучшающей качественные характеристики. Напорные железобетонные трубы обладают большой толщиной стенки, которая иногда достигает 10 % по отношению к внутреннему диаметру.Существуют еще трубы специального назначения, диаметр которых иногда достигает 2 м при длине в 5 м.Такие изделия особо прочны.
Что касается напорных труб, то они могут иметь одну из четырех модификаций по давлению (5-20 атмосфер), их используют для жидкостей, которые не отличаются агрессивной средой. В производстве особенно распространены изделия, диаметр которых находится в пределах 40-160 см.Железобетонные трубы классифицируются еще по максимальной глубине заложения. Можно выделить 3 группы, каждая из которых предполагает расстояние от поверхности земли в пределах 2, 4 и 6 м.
Производство бетонных изделий
Технология производства изделий предполагает использование влагоустойчивого бетона и применение армирования.
Для изготовления элементов используют влагоустойчивые и биостойкие марки бетона, которые производятся методом вибропрессования с армированием (прутком Вр-1 и В1) или без него. В состав цементного теста добавляют примеси для исключения обрастания отложениями и загнивания. Основные правила и нормы продукции определяет ГОСТ 6482–88, напорные изготавливают по ГОСТу 24983—81. Длина таких труб варьируется до 2,5 м, а максимальный диаметр до 1,5 м. Бетонолитная труба изготавливается за 3—12 минут, это зависит от типа оборудования и размера. Лаборатория обязательно должна проверять качество продукции и соответствие маркировкам на выходе.
Посмотреть «ГОСТ 6482–88» или
Посмотреть «ГОСТ 24983—81» или
В начале производственного процесса подготавливают форму, очищают и смазывают. Если трубу предполагают армировать, тогда вставляют железные прутья в форме каркаса, далее устанавливают дно и фиксируют. Перемещают конструкцию в центрифугу, и медленно осуществляют подачу бетонного раствора, который заполняет все пустоты изделия. Далее ее отправляют в камеру пропарки для набора прочности. По окончании форма разбирается по частям, а готовую трубу перевозят в складское помещение. А также существует 2-й метод производства — вибрационное уплотнение, которое также после формировки и наложения вибрации поступает в пропарочную камеру.
Трубу безнапорную изготавливают со специальным раструбом, который находится только с одной ее стороны. Этот элемент нужен для стыковки изделий.
Маркировка железобетонных изделий
Для того чтобы понять, какие перед вами изделия – трубы железобетонные безнапорные раструбные или другие, необходимо разбираться в маркировке.Таким образом, первые цифры, которые можно увидеть на безнапорных изделиях, снабженных раструбом, указывают на величину внутреннего сечения, данные указаны в сантиметрах. Тогда как по второй комбинации можно понять, какова длина трубы, она, кстати, обозначается в дециметрах.
Последняя цифра – это несущая способность, которая указывает на допустимую глубину расположения при монтаже.Если труба водопропускная железобетонная может быть использована при укладке системы напорного типа, то на ней будет буквенная аббревиатура ТН. При наличии на трубе бортика, подошвы или стыковочного узла на ней можно увидеть маркировку ТБ, ТП, ТС соответственно. А вот у фальцевых изделий могут быть следующие маркировки: ТФ, ТФП, ТБФП, ТО, ТЭ и иные.
Подготовительные работы перед началом строительства
Монтажу систем, построенных из железобетонных труб, предшествует выполнение комплекса подготовительных работ, включающих в себя следующие этапы:
- проектирование трубопровода с учетом особенностей подачи среды, расчета экономической эффективности и выбора в пользу напорных или безнапорных труб, метода их соединения;
- разметка территории на местности с установкой знаков крепления осей возводимого трубопровода;
- разбивка полосы отвода и формирование временных дорог;
- подготовка грунта: выкапывание котлованов траншей на необходимую величину, устранение помех конструкции, подразумевающей удаление валунов, выкорчевывание деревьев и пней;
- устройство оснований. Для длительной и безаварийной эксплуатации трубопроводов необходимым условием является наличие плотного опирания железобетонных изделий на дно траншеи. Особое внимание подготовке следует уделять в тех случаях, когда трубопровод пересекает иные виды коммуникаций;
- прокладка трубопровода. Этап, как правило, состоит из приемки железобетонных труб и тщательного их осмотра на предмет механических повреждений; деформаций, сколов и трещин. Дефектные изделия не допускаются к использованию. После чего трубы в соответствии с проектом развозятся по местам монтажа и оставляются на поверхности. Опускание тяжелых изделий большого сечения реализуется при помощи кранового оборудования, не допуская произвольного скатывания. Процесс ручной укладки допустим лишь при малых диаметрах. В траншеи с вертикальными стенками железобетонные трубы опускают и монтируют с последовательным снятием распорок. При монтаже безнапорных труб учитывается заданный наклон коммуникаций;
- испытание пригодности и промывка трубопроводной системы.
- повторное замоноличивание швов в местах утечек;
- закапывание котлованов траншей;
- устранение временных дорог.
Плюсы ж/б изделий
Трубы железобетонные безнапорные или напорные имеют массу преимуществ, первое из которых предполагает высокую прочность и надежность изделий.
Эти качества обусловлены особой технологией производства. Именно центробежное литьепозволяет получать столь долговечные изделия.В ходе изготовления используется еще и вибропрессование. Дополнительными плюсами ж/б труб выступают незначительная стоимость, что объясняется не столь высокими затратами при производстве; а также способность претерпевать перепады температур.
Кроме того, трубы могут эксплуатироваться при большом диапазоне температур.Их допустимо использовать в суровых внешних условиях. Бетон не поддается воздействию коррозии, а также не гниет, что заставляет потребителей выбирать его гораздо чаще по сравнению со сталью. Среди преимуществ специалисты выделяют диэлектрические качества материала, это помогает исключить блуждающие токи.Прослужат такие изделия более полувека.
Основные плюсы и минусы
Неоспоримое достоинство этого изделия — долгий срок службы, не менее 70 лет. Обусловлена такая долговечность устойчивостью бетона к неблагоприятным влияниям окружающей среды, отсутствием коррозии арматурных прутьев, устойчивостью к химическим и биологическим средам. Экономичность, прочность, невысокая цена, удобство установки, короткие сроки производственного процесса — это главные качества бетонных труб. При необходимости заново перекладывают уже использованные трубы, на качество это не влияет. К недостаткам относят значительный вес и недостаточную прочность по сравнению с продукцией из железобетона, а также их нельзя использовать для транспортирования агрессивных химических веществ. Истончение стенок и наросты приводят трубу в негодность или необходимость ее снятия для санации.
ГОСТ 6482-88
Нормы изготовления регламентирует ГОСТ: железобетонные трубы по нему должны отвечать характеристикам водонепроницаемости, кроме того, они должны претерпевать внутреннее гидростатическое давлениев пределах 0,05 МПа. Бетон должен быть устойчив к морозу. Кроме того, в основе труб должен быть тяжелый бетон, приготовленный согласно ГОСТ 26633, его прочность на сжатие должна быть равна В25.
Упомянутая прочность на сжатие может быть изменена, но при этом недопустимы отклонения, которые выходят за рамки ГОСТ 13015.0. Водонепроницаемость стенок трубы должна соответствовать классу W4. Водопоглощение не должно превышать 6 % по массе. В качестве арматурного каркасаможет быть использована сталь А-I и А-III (ГОСТ 5781).
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
4.1. Транспортирование и храпение труб — по ГОСТ 13015.4.
4.2. Трубы следует хранить на складе готовой продукции в штабелях рассортированными по маркам.
Примечание. Трубы полезной длиной менее 5 м допускается хранить в вертикальном положении при обеспечении их устойчивости.
4.2.1. Число рядов труб по высоте должно быть не более указанного в табл. 5.
Таблица 5
Dу, мм | Число рядов труб по высоте |
От 400 до 1000 включ. | 4 |
1200 | 3 |
От 1400 до 2400 включ. | 2 |
4.2.2. Под нижний ряд труб штабеля должны быть уложены параллельно друг другу две подкладки на расстоянии 0,2 м длины трубы от ее торцов. Конструкция подкладок не должна позволять раскатываться нижнему ряду труб.
Характеристики ж/б труб
Все качественные характеристики ж/б труб регламентирует упомянутый ГОСТ, трубы железобетонные безнапорные не должны иметь трещин на стенках, в противном случае использовать их в работе нельзя. В качестве исключения выступают усадочные трещины, ширина которых не превышает 0,05 мм. Комплектность тоже определяется стандартами.
Так, трубы, которые имеют маркировку ТБ, ТСП, ТБП, а также ТС, должны быть реализованы и поставлены покупателю вместе с уплотняющими кольцами, выполненными на основе резины. Качество определяется еще и правильностью нанесения маркировки, это указывает на то, что производитель четко следовал правилам, прописанным в ГОСТе. Маркировка должна быть нанесена на внешнюю поверхность раструба, обозначение может быть и на одном конце трубы фальцевого типа.
Диаметры железобетонных труб были указаны выше и очень разнообразны.
Для прокладки той или иной системы можно подобрать изделия с определенными параметрами. Не стоит думать, что если при монтаже придется потратиться на тяжелую технику,то система окажется значительно дороже той, что имеет в основе трубы из другого материала. Ведь бетонные трубы способны окупить себя в течение срока эксплуатации, не требуя проведения ремонта длительное время.
Трубы железобетонные раструбные достаточно удобны при укладке, именно поэтому их используют наиболее часто, но перед самостоятельным монтажом системы стоит проконсультироваться со специалистом.
Незаменимыми элементами большинства строительных конструкций являются железобетонные изделия.Железобетонные трубы можно отнести к одним из наиболее значимым и востребованным строительным материалам.Благодаря совмещению стальной арматуры с бетоном, они обеспечивают прочность строительным зданиям, коллекторам и коммуникациям, позволяют им успешно противостоять агрессивному воздействию внешней среды.Трубы железобетонные являются одним из наиболее востребованных видов жби.Область примененияШирокое применение трубы железобетонные нашли в устройстве подземных коммуникаций, предназначенных для транспортировки грунтовых вод атмосферных стоков (ливневая канализация), жидких бытовых отходов (фекальная канализация), нейтральных по химическому составу производственных жидкостей.
Кроме того, жб трубы используются при строительстве мостов, автомагистралей и железных дорог, для сооружения водоотведения и инженерных сетей внутри зданий.По сравнению со стальными и чугунными, жб трубы имеют преимущества:На сегодняшний день, фальцевые трубы представляют собой одну из наиболее востребованных позиций из всей группы железобетонных изделий. значительно меньшим расходом металла;устойчивостью к образованию трещин, механическим нагрузкам и низкой температуре;высокой прочностью, устойчивостью к коррозии и гниению;высокой скоростью монтажных работ;более низкой стоимостью;сохранением гладкой внутренней поверхности в процессе эксплуатации, что обеспечивает постоянно высокую пропускную способность;длительным (более 50 – 70 лет) сроком эксплуатации (срок службы металлических труб- около 30 лет).Кроме того, жби – диэлектрики, а поэтому в значительно меньшей степени, чем металлические, подвергаются разрушению блуждающими токами.Производят жб трубы из “тяжелого” бетона классическим методом центрифугирования, при котором поверхность изделий получается пористой, а также более совершенным методом – вибропрессованием, позволяющим производить крупные партии продукции.В результате применения вибропрессования жби получаются более качественными и значительно большей прочности. Качество внутренней поверхности жб трубы достигается обработкой способом шлифования.
Более высокая прочность и антикоррозионная устойчивость обеспечиваются дополнительным нанесением на внутреннюю и наружную поверхности специальных покрытий.Производятся раструбные, характеризующиеся наличием на одном конце втулочной части, а на другом конце – наличием воронкообразного расширения, и фальцевые жб трубы. Конец, представляющий собой втулочную часть, при монтаже системы вводится в воронкообразно расширенный соседний участок.Сборные железобетонные безнапорные раструбные трубы находят массовое применение при строительстве всех видов трубопроводов.Наружный размер втулочной части меньше внутреннего диаметра раструба на величину толщины уплотнительного кольца, обеспечивающего герметичность стыка сопрягаемых поверхностей. Для того чтобы было удобно надевать резиновое уплотнительное кольцо, втулочный конец жб трубы производят конической формы, а выдавливанию его из расширенной части препятствует бетонный выступ (бортик).
Некоторые раструбные жби в местах стыка герметизируются глиной, битумом, герметиками, мастикой, раствором бетона.Фальцевые трубы характеризуются тем, что их сопрягаемые поверхности располагаются в пределах стенки самого изделия. Места их стыков укрепляются раствором бетона и различными герметиками.В зависимости от предназначения трубы железобетонные делятся на три больших класса:Напорные – предназначены для систем с транспортом жидкости под высоким давлением. Они изготавливаются по более сложной технологии с добавлением процессов опрессовки.
Рабочая длина напорной жб трубы может составлять от 5 до 10 и более метров, а толщина стенок железобетонных изделий – от 1/10 до 1/12 ее внутреннего диаметра.Безнапорные жби – используются в основном для подземных сооружений со свободным (самотеком) транспортированием жидкостей. Они могут быть раструбные и фальцевые.Специальные, используемые для укладки под насыпи при строительстве дорог для автомобильного и железнодорожного транспорта. Внутренний диаметр их составляет от 0,5 до 2 м., а длина – от 2,5 до 5 м.В зависимости от внутреннего давления среды напорные трубы подразделяются на 4 группы: с допустимым давлением до 20, 15, 10 и 5 атм.
Они используются для транспортировки не агрессивной к железобетону жидкости с температурой не выше 40 градусов.Напорные – преимущественно раструбные, имеющие внутренний диаметр 400 – 1600 мм. Такие железобетонные напорные изделия могут использоваться и для строительства водопроводной системы, если окружающие их грунтовые воды не являются по отношению к бетону агрессивными.В зависимости от прочности жби, определяемого как допустимая глубина засыпки, трубы железобетонные подразделяются на три группы несущей способности:первая – с допустимой глубиной закапывания до 2-х метров до верхнего края трубы;вторая – с глубиной размещения до 4-х метров до верхнего края;третья – с глубиной размещения до 6-и метров до верхнего края трубы.В зависимости от геометрической формы сечения изделий различают круглые, квадратные и прямоугольные.Выпуск продукции сопровождается ее обязательной маркировкой. На трубы железобетонные завод жби проставляет буквенные и следующие за ними цифровые обозначения.Первая цифра, выраженная в сантиметрах, соответствует внутреннему размеру окружности жб трубы, вторая, выраженная в дециметрах, означает полезную длину, третьей, заключительной, цифрой обозначается группа несущей способности.Маркировка железобетонных труб.Буквенные обозначения:”ТН” – труба железобетонная напорная;”Т” – цилиндрическая, имеющая конусовидную форму, воронкообразное расширение с одного конца и втулку – с другого, а также стыковые соединения, которые уплотняются специальными герметизирующими материалами;”ТП” – тоже конусовидной цилиндрической формы, раструбные, отличающиеся от предыдущей группы наличием в нижнем рабочем положении подошвы плоского или иного очертания;”ТБ” – такой же формы; изделия снабжены стыковыми соединениями, которые уплотняются резиновыми кольцами; на стыковой поверхности втулочного конца имеется упорный бортик;”ТБП” – такие же, как и предыдущие, но с наличием подошвы;”ТС” – цилиндрические раструбные, снабженные ступенчатой стыковочной поверхностью на втулочном концеи и стыковыми соединениями, которые уплотняются посредством высокопрочных резиновых колец;”ТСП” – такой же раструбный тип, что и “ТС”, но имеющие подошву;”ТФП” – фальцевые цилиндрические с различными стыковыми соединениями, которые уплотняются герметизирующими материалами;”ТБФП” – такая же фальцевая труба но с наличием подошвы;”ТО” – такие же изделия, но с отверстием овальной формы;”ТЭ” – то же самое, но отверстие имеет эллиптическую форму.Жесткие требования к производству железобетонных труб (марка бетона, степень поглощения влаги, прочность, устойчивость к агрессивным средам и соответствие величинам внутреннего и внешнего давления, температурным показателям, эксплуатационные арматурные параметры ) обеспечивают высокую степень износостойкости изделий и длительный период их эксплуатации.Поделитесь полезной статьей:Похожие статьи:
На строительном рынке представлены сотни видов труб, изготовленных из различных материалов. Для производства чаще всего используют бетон, сталь, полимеры, металл. Бетон все еще не утратил своей популярности в строительстве.
Есть отдельные случаи, когда ни один материал не сможет заменить его по функциональности , параметрам, устойчивости к механическим нагрузкам. К примеру, его используют для постройки магистралей. Железобетонные конструкции используются для масштабных и бытовых строительных работ (обустройство частного сектора).
Достоинства железобетонных труб
Коммуникации на основе труб из железобетона пользуются высокой популярностью, благодаря набору высоких эксплуатационных качеств, среди которых:
- высокая долговечность коммуникаций, которые рассчитаны не менее чем на 45 лет;
- прочность изделий и надежность систем;
- высокий ассортимент конструкций и размеров для строительства коммуникаций с необходимой конфигурацией и пропускной способностью;
- наличие труб для напорных и безнапорных систем;
- отработанная технология укладки, гарантирующая высокое качество герметизации швов;
- возможность для использования различных типов соединений;
- глубина заглубления от 3 до 6 метров, позволяющая реализовать пересечение с другими видами коммуникаций;
- простота в обслуживании;
- устойчивость к загрязнению и возможность для самоочистки.
Сфера применения
Актуальность бетона обусловлена двумя основными параметрами:
- прочность;длительная эксплуатация (такая конструкция прослужит вам около 70 лет, а, к примеру, металлическая — всего 30).
Установку данных конструкций лучше доверить профессионалам. Перечень работ, которые необходимо проделать, является довольно сложным и требует некой подготовки и знаний.
Железобетонные трубы особенно востребованы в строительной отрасли, в проектах гражданских сооружений: при возведении септиков (для промышленных/бытовых стоков), монтаже коллекторов на магистралях, для канализационных систем, прокладки сетей коммуникации, в качестве опоры, фундамента, водоотвода и прочее.
Вернуться к оглавлению
Способы производства жб труб
Вот некоторые из них:
- высокочастотное формирование с вибрацией и подпрессовкой бетона;
- центрифугирование с дополнительной вибрацией;
- радиальное прессование.
Преимущества таких способов производства труб заключается в быстром и однородном уплотнении, высокой прочности, в возможности выпуска тонкостенных труб и создании производства, не требующего вмешательства человека. Качественно установленные и изготовленные жб трубы могут эксплуатироваться на протяжении десятков лет.
Расчетная прочность, виды и типы железобетонных труб, их маркировка
Преимущества
Пример применения труб для септика.
Труба железобетонная имеет ряд преимуществ:
- не разрушается под агрессивным действием внешней среды;отсутствует риск коррозии/гниения (бетон не подвергается подобному разрушению);устойчивость к резким перепадам температур (низких/ высоких);долгий период эксплуатации (конструкция прослужит около 70 лет);легкость в использовании/установке;на установку тратится небольшое количество времени;дешевизна (из-за себестоимости материала);внутренняя поверхность остается гладкой (отсюда высокие пропускные показатели);минимальная металлоемкость;в меньшей мере подвергаются воздействию блуждающих токов;устойчивость/долговечность;подойдет для локаций в суровом климате;диэлектрические параметры.
Вернуться к оглавлению
Отрицательные качества жб труб
К отрицательным качествам практически всех жби, можно отнести высокую конкуренцию со стороны более современных полимерных труб (однако далеко ещё не проверенных временем). Тем не менее, трубы железобетонные практически не имеют альтернативы при ликвидации аварий в канализационных системах диаметром 500 мм и более. Используя жб трубы, авария на участке ликвидируется очень быстро и качественно.
Какие бы новейшие полимерные материалы и изделия ни появлялись на строительном рынке, но классические изделия жби прочно удерживают свою позицию. Особую нишу в сегменте жби занимают, конечно же, жб трубы. И благодаря своим положительным свойствам эта продукция еще не один десяток лет будет радовать человечество своим качеством.
Классификация
Безнапорные железобетонные трубы.
Основное распределение железобетонных конструкций (в зависимости от предназначения) таково:
- Напорные (для систем, где жидкость находится под давлением. Технология изготовления считается наиболее трудоемкой, поскольку задействована дополнительная опрессовка).Безнапорные (для систем со свободно перемещающимися жидкостями; в свою очередь, бывают раструбными и фальцевыми).Специальные (для укладки насыпей автодорог/железнодорожного транспорта).
Классификация по форме сечения:
- круглые ( трубы водопропускные круглые железобетонные сборные применяются для создания канализаций (ливневых/водостоков);квадратные (наименее распространены);прямоугольные (подобные сечения применяются для укладки насыпей автомобильных дорог; кроме того, прямоугольные элементы применяют в качестве опоры/элемента фундамента).
Кроме того, круглые и прямоугольные железобетонные трубы применяются в качестве конструктивных элементов при сооружении различных конструкций (опоры для ограждений, элементы фундамента и многое другое).
Обратите внимание на классификацию безнапорных труб (поскольку они наиболее востребованы). Раструбные конструкции отличаются от фальцевых тем, что на одном конце трубы расположена втулочная часть, на другом — расширение в виде воронки.Раструбные конструкции герметизируются в стыках битумом, глиной, мастикой или прочими подобными веществами. Фальцевые сопрягаются с поверхностью стенок изделия.
Стыки заполняются бетоном или особенным герметиком. Под раструбные и фальцевые конструкции разработан специальный ГОСТ, который регулирует значение их параметров и использование. По каждому виду в ГОСТе прописаны основные параметры, значения, функции, способы использования, гарантии и меры предосторожности.
Вернуться к оглавлению
Напорные жб трубы
Используются в местах, где вода или жидкости подаются под напором и подразделяются на 4 группы. Расчет прочности этих групп измеряется по значению допустимого давления внутри жб трубы, при котором жидкость сможет перемещаться по трубопроводу в безаварийном режиме.
- Группа: допустимое макс. давление 20 атмосфер;
- Группа: максимум 15 атмосфер;
- Группа: до 10-ти атмосфер;
- Группа: до 5-ти атмосфер.
В связи с тем, что напорные жб трубы используются в усиленном режиме, они зачастую оснащаются специальными сердечниками, которые придают дополнительную прочность. Эти сердечники выполнены из стали или полимерных материалов.
Конструктивные особенности
Особенностью подобных изделий является то, что их комплектация может дополнятся некоторыми элементами или полностью обходится без них (зависит от вида и целей использования).
К примеру, водопропускные железобетонные трубы используют такой дополнительный элемент, как уплотнительное резиновое кольцо. Оно обеспечивает высокую герметизацию (таким образом, жидкость не будет выходить из труб). Перечень возможных комплектующих элементов:
- лекальный блок;утяжелитель;геоткань.
То или иное дополнительное средство увеличивает некоторые позитивные параметры труб, ускоряет работу, облегчает ее, делает конструкции прочнее и устойчивее.
Качественные параметры и характеристики изделий регулируются ГОСТом. В нем прописан и раздел о дополнительных комплектующих. В любом случае, перед самостоятельным использованием дополнительных материалов следует проконсультироваться с продавцом и определить:
- совместимость деталей;метод и сферу использования;допустимые параметры;срок эксплуатации.
Вернуться к оглавлению
Особенности монтажа сетей водоснабжения
Этапы монтажа железобетонных водонапорных конструкций:
- Вырывают траншею с дополнительным углублением на 30 см для уклона.
- Засыпают запасной проем песком с гравием для обеспечения высокой несущей способности.
- Трубы краном укладывают в вырытые ямы, соединяя их. Через каждые 50—100 метров трубопровода необходимо оборудовать смотровые камеры.
- Проверяют правильное положение. Если раструбные элементы нарезаны на мерные отрезки планетарной пилой, тогда их соединяют враструб с прокладыванием резиновых уплотнителей. А также можно применять и фальцы — саморасширяющийся уплотнитель для герметизации.
- Все стыки заделываются пеньковой прядью. Раструб конопатится 3-мя витками просмоленной и пропитанной битумом пряди.
- После выполнения стыковки подбивают трубы грунтом на необходимую высоту с послойным трамбованием.
Изделия подвозят на место установки специальной техникой с прицепами. Зачастую вмещается 2 шт. в 1 машину. Краном, с тягами для подъема габаритных грузов, выполняют выгрузку. Специальные пригрузы используют для фиксации элементов в одном положении, которые находятся на заболоченных или любых водных участках. Бетонные утяжелители не загнивают, не обрастают и служат дольше. Стоит отметить, что если трубу прокладывают в месте с постоянным водотоком, тогда строят запруды или русло речки отводят в сторону, а воду откачивают насосом или выполняют сооружение канавы для слива.
Маркировка
Производство железобетонных труб происходит на специализированных заводах.Обязательным для выпуска партии является ее маркирование. Маркировка состоит из буквы и нескольких чисел (в ней отображаются отличия между трубами).Разберем числовой маркер: 1-я цифра — размер окружности в сантиметрах; 2-я — длина сооружения; 3-я — группа несущего параметра.
Основные буквенные обозначения:ТН (стандартная напорная труба);Т (в форме конуса, цилиндрическая);ТП (в форме конуса, цилиндрическая; прямоугольные срезы; наличие подошвы);ТБ (аналогичная предыдущей форма; наличие стыкового соединения и бортика для втулочной части);ТБП (аналогичная форма; наличие подошвы/стыкового соединения/бортика);ТС (цилиндрическая раструбная; ступенчатые прямоугольные поверхности; стыковое соединение из резиновых колец);ТСП (аналогичная форма; наличие подошвы);ТФП (фальцевая цилиндрическая форма; стыковые соединения обязательно герметизируются);ТБФП (аналогичная форма; наличие подошвы);ТО (аналогичная форма; наличие овального отверстия);ТЭ (аналогичная форма; наличие круглого/эллиптического отверстия).Перед тем, как забрать покупку, проверьте маркировку, сверьте ее с той, которая проставлена в документах.Использование неправильного вида трубы может привести к непредвиденным последствиям. Во время покупки, потребуйте у продавца документы на нужные вам конструкции. Проверьте трубу на целостность (если в трубе есть трещины, укажите на это продавцу).Вернуться к оглавлению
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Трубы следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
2.2. Трубы следует изготовлять в формах, удовлетворяющих требованиям государственных стандартов или утвержденных в установленном порядке технических условий на формы для изготовления труб конкретных типов и обеспечивающих соблюдение требований, установленных настоящим стандартом к качеству и точности изготовления труб.
2.3. Трубы по прочности должны выдерживать контрольные нагрузки, указанные в табл. 6 .
Контрольная линейная нагрузка по проверке прочности труб, кН/м (тс/м):
при 1-й группе по несущей способности
при 2-й группе по несущей способности
2.4. Трубы должны выдерживать внутреннее испытательное гидростатическое давление, равное 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ).
2.5. Трубы должны иметь заводскую готовность, соответствующую требованиям настоящего стандарта.
2.6.1. Прочность бетона труб должна соответствовать проектной марке по прочности на осевое растяжение, принятой в соответствии с табл. 1-5 настоящего стандарта и указанной в заказе на изготовление труб.
2.6.2. Коэффициент вариации прочности бетона в партии для труб высшей категории качества должен быть не более 8%.
2.6.3. Бетон должен иметь марку по водонепроницаемости В 4.
2.6.4. Морозостойкость бетона должна соответствовать марке, установленной проектом трубопровода в зависимости от режима эксплуатации конструкций и климатических условий района строительства (согласно главе СНиП II-31-74) и указанной в заказе на изготовление труб.
2.6.5. Качество материалов, применяемых для приготовления бетона, должно обеспечивать выполнение технических требований, установленных настоящим стандартом, и удовлетворять требованиям:
заполнители — ГОСТ 10268-80 (наибольшая крупность зерен крупного заполнителя 10 мм);
Таблицы характеристик, размеры, марки, объемы, вес и цены:
ЖБ Трубы | |||||||
Наименование | Размеры, мм. | Марка бетона | Объем бетона, м3 | Масса, тонн | Кол-во в машине (20т), шт | ||
D | L | t | |||||
Трубы железобетонные безнапорные | |||||||
ТС 40.25-2 | 400 | 2500 | 60 | 300 | 0,24 | 0,541 | 32 |
ТС 40.25-3 | 400 | 2500 | 60 | 300 | 0,24 | 0,541 | 32 |
ТС 40.50-2 | 400 | 5000 | 60 | 300 | 0,38 | 0,95 | 12 |
ТБ 50.50 | 500 | 5000 | 60 | 300 | 0,56 | 1,40 | 10 |
ТС 60.25-2 | 600 | 2500 | 65 | 300 | 0,40 | 0,97 | 16 |
ТС 60.25-3 | 600 | 2500 | 65 | 300 | 0,40 | 0,97 | 16 |
Т 60.50-2 | 600 | 5000 | 65 | 300 | 0,66 | 1,65 | 8 |
ТС 80.25-2 | 800 | 2500 | 65 | 300 | 0,76 | 1,767 | 11 |
ТС 80.25-3 | 800 | 2500 | 65 | 300 | 0,76 | 1,767 | 11 |
ТБ 80.50 | 800 | 5000 | 65 | 300 | 1,26 | 3,15 | 6 |
ТБ 100.50 | 1000 | 5000 | 75 | 300 | 1,95 | 4,88 | 4 |
ТБ 120.50 | 1200 | 5000 | 85 | 300 | 2,27 | 5,68 | 4 |
ТС 120.30-2 | 1200 | 3000 | 85 | 300 | 1,70 | 4,158 | 4 |
ТС 120.30-3 | 1200 | 3000 | 85 | 300 | 1,70 | 4,158 | 4 |
Тфи 140.50-2 | 1400 | 5000 | 90 | 400 | 2,61 | 6,53 | 2 |
Тс 240.20-4 | 2400 | 2000 | 100 | 400 | 4,82 | 12,05 | 2 |
ЖБ трубы напорные виброгидропрессованные | |||||||
ТН-60-ІІ | 600 | 5000 | 65 | 500 | 0,66 | 1,65 | 8 |
ТН-60-ІІІ | 600 | 5000 | 65 | 500 | 0,66 | 1,65 | 8 |
ТН-80-ІІ | 800 | 5000 | 65 | 500 | 1,26 | 3,15 | 6 |
ТН-80-ІІІ | 800 | 5000 | 65 | 500 | 1,26 | 3,15 | 6 |
ТН-100-ІІ | 1000 | 5000 | 75 | 500 | 1,95 | 4,88 | 4 |
ТН-100-ІІІ | 1000 | 5000 | 75 | 500 | 1,95 | 4,88 | 4 |
ТН-120-ІІ | 1200 | 5000 | 85 | 500 | 2,27 | 5,68 | 4 |
ТН-120-ІІІ | 1200 | 5000 | 85 | 500 | 2,27 | 5,68 | 4 |
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ
5.1. Испытания труб по прочности
5.1.1. Контроль прочности труб следует проводить нагружением по ГОСТ 8829-77.
5.1.2. Испытания труб по прочности проводят при положительной температуре воздуха и испытываемой трубы после достижения бетоном проектной марки по прочности на осевое растяжение.
5.1.3. Испытанию нагружением подвергают целую трубу или отрезок трубы длиной не менее 1 м. Допускается использовать для испытания нагружением трубы, прошедшие гидростатические испытания на водонепроницаемость.
5.1.4. Схемы опирания и загружения труб при испытании их по прочности приведены на черт. 6 и 7 , а значения контрольных нагрузок в табл. 6 настоящего стандарта.
5.1.5. Испытания труб по прочности проводят в следующем порядке.
Трубу устанавливают горизонтально на два деревянных бруска, уложенных параллельно на неподатливое основание.
Схема испытания раструбной трубы
1
— резиновая прокладка или цементный раствор;
2
— деревянные бруски;
3
— стальная траверса
Схема испытания фальцевой трубы
1
— резиновая прокладка или цементный раствор:
2
— деревянные бруски;
3
— стальная траверса
На трубу вдоль верхней образующей ее цилиндрической части устанавливают деревянный брусок, на него — стальную траверсу.
Деревянные бруски должны иметь размеры, указанные в табл. 9 .
Жесткость стальной траверсы должна быть такой, чтобы прогибы траверсы при максимальном нагружении не превышали 1/720 ее длины.
С целью равномерной передачи нагрузки на трубу под верхний и на нижние бруски укладывают выравнивающий слой цементного раствора или полосу листовой резины толщиной 20-30 мм. Листовая резина должна иметь твердость по Шору в пределах от 45 до 60.
ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Приемку труб следует производить партиями в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.1-81 и настоящего стандарта в зависимости от специфики конкретного производства.
4.2. Испытания бетона труб следует производить не реже: на водонепроницаемость — одного раза в три месяца, на морозостойкость, а также водопоглощение (в случаях, предусмотренных п. 2.6.6 настоящего стандарта) — одного раза в шесть месяцев.
4.3. Испытания труб по водонепроницаемости следует производить не реже одного раза в две недели путем испытания двух труб, (для труб высшей категории качества — четырех труб) от следующего количества изготовленных труб: 1000 шт. — диаметром 100-200 мм; 500 шт. — диаметром 300-600 мм; 200 шт. — диаметром 800, 1000 мм.
Трубы считают выдержавшими испытание на водонепроницаемость, если после выдержки в них воды под давлением в соответствии с п. 5.2.2 . на наружной поверхности трубы не будет обнаружено просачивание воды в виде отдельных капель или течи.
Появление сырых пятен на наружной поверхности трубы, испытываемой на водонепроницаемость, не может служить основанием для браковки трубы.
В случае неудовлетворительных результатов испытания труб по водонепроницаемости проводят испытания удвоенного количества труб, не подвергавшихся испытаниям.
Если при повторной проверке хотя бы одна труба не будет удовлетворять требованиям настоящего стандарта, то трубы следует принимать поштучно.
4.4. Приемка труб по прочности
4.4.1. Испытания труб по прочности следует производить не реже одного раза в две недели путем нагружения двух труб от следующего количества изготавливаемых труб: 1000 шт. — диаметром 100-200 мм; 500 шт. — диаметром 300-600 мм; 200 шт. — диаметром 800, 1000 мм.
4.4.2. Оценка прочности труб — по ГОСТ 8829-77. При этом контрольную нагрузку следует принимать по табл. 6 настоящего стандарта.
4.4.3. Если трубы 2-й группы по несущей способности по результатам испытаний на прочность не удовлетворяют требованиям, приведенным в табл. 6 , то они подвергаются испытанию по показателям 1-й группы по несущей способности.
Использование труб, не выдержавших по результатам испытаний требований по прочности, установленных для изделий первой группы, — по ГОСТ 8829-77.
Трубы, переведенные по результатам испытаний из одной группы в другую, аттестации по высшей категории качества не подлежат.
Звенья труб как центральный элемент конструкции водопропускных сооружений
В процессе прокладки ж/д путей и автодорог нередко возникает необходимость того, чтобы пропустить под насыпью небольшой водный объект — ручей или даже речку. Для реализации таких целей применяются специально разработанные водопропускные сооружения, которые состоят из звеньев железобетонных труб и конструкций. Процесс сбора таких сооружений осуществляется еще до начала отсыпки фундамента под дорожное полотно.
Назначение:
Во многих районах РФ в процессе отсыпки балластной призмы ж/д путей или автодорог, требуется установить водопропускные сооружения, которые способствовали бы сохранению природных водоемов страны. И в этом случае крайне важно, чтобы образовавшийся направленный водяной поток не оказывал негативного воздействия на насыпь под дорогу.
Конструкция водопропускных сооружений состоит из:
- ж/б звеньев труб;
- оголовков, которые в свою очередь также состоят из ряда элементов. В первую очередь, это фундаментные блоки и плиты, а также стенки, которые и составляют основу П – образного портала, способствующего защите насыпи от размывания и прочего негативного влияния различных факторов.
Диаметр звеньев в первую очередь зависит от того, какова мощность водного потока.
Последовательность сборки конструкции
Процесс сбора водопропускных сооружений осуществляется еще до начала отсыпки фундамента под дорожное полотно, но уже после отведения природного водного потока в сторону от того места, где будут проводиться основные работы. На этом этапе важно соблюдать определенную последовательность действий:
- Образование котлована;
- Устройство подготовки под конструкции;
- Процесс сбора конструкции водопропускного сооружения;
- Проведение гидроизоляционных работ;
- Завершение работ.
При этом, одним из самых важных этапов признан именно 3 этап, а в частности – устройство швов конструкции.
Процесс выполнения этих швов состоит из двух этапов:
- снаружи проводится забивание в них 2-х жгутов пакли
- после, образованные между жгутами и поверхностью трубы пазухи заделываются как снаружи, так и внутри.
Процесс соединения звеньев труб требует тщательного контроля со стороны инженерно-технических работников, поскольку некорректно проведенная работа в дальнейшем может привести к серьезным проблемам.
Прямоугольные звенья труб
Наименование | Размеры, мм. | Кол-во в машине (20т), шт | ||
L | B | H | ||
3П 8.100 | 1000 | 1740 | 2400 | 6 |
3П 11.100 | 1000 | 2260 | 2500 | 4 |
3П 12.100 | 1000 | 2320 | 2680 | 3 |
3П 17.100 | 1000 | 3400 | 3140 | 2 |
3П 18.100 | 1000 | 3460 | 3320 | 2 |
3П 19.100 | 1000 | 4360 | 3060 | 2 |
3П 20.100 | 1000 | 4429 | 3100 | 2 |
3П 21.100 | 1000 | 4600 | 3300 | 1 |
3П 21.75 | 750 | 4600 | 3300 | 1 |
Трубные оголовки
Наименование | Размеры, мм. | Кол-во в машине (20т), шт | ||
L | B | H | ||
ОП-6 (d=900мм) | 6000 | 300 | 2000 | 4 |
ОП-8 (d=1250мм) | 6000 | 300 | 2000 | 5 |
ОП-10 (d=1540мм) | 6000 | 300 | 2000 | 5 |
ОП-8А (d=1000/1250мм) | 6000 | 300 | 2000 | 5 |
ОП-10А (d=1200/1540мм) | 6000 | 300 | 2000 | 5 |
Круглые звенья
Наименование | Размеры, мм. | Кол-во в машине (20т), шт | ||
L | D | t | ||
3К 4.100 | 1000 | 1000 | 120 | 16 |
3К 5.100 | 1000 | 1250 | 120 | 14 |
3К 9.100 | 1000 | 1500 | 160 | 7 |
3К 10.100 | 1000 | 1500 | 220 | 7 |
3К 9.100 л/а | 1000 | 1500 | 160 | 7 |
Круглые звенья с плоской основой для укладки
Наименование | Размеры, мм. | Кол-во в машине (20т), шт | ||
L | D | b | ||
3КП 2.150 | 1500 | 1000 | 120 | 10 |
3КП 6.150 | 1500 | 1500 | 160 | 6 |
3КП 15.150 | 1500 | 1000 | 100 | 10 |
3КП 17.150 | 1500 | 1500 | 140 | 4 |
Без всякого преувеличения можно утверждать, что состояние дорог в России на сегодняшний день находится в кризисном положении. Так, протяженность тех дорожных участков, которые не отвечают установленным нормативам по транспортно — эксплуатационному состоянию, составляет более 76% от совокупной протяженности дорог РФ. Также стоит отметить, что автодороги в 2 раза чаще выводятся из эксплуатации, чем вводятся новые.
Также увеличивается и процентное соотношение по протяженности дорог федерального значения, которые работают в режиме постоянной перегрузки – сегодня таких дорог насчитывается до 28,8% от общего числа. Такое отклонение от норм по загрузке дорог приводит вдобавок и к увеличению затрат на автоперевозки (минимум на 20-30%). Такая ситуация абсолютно недопустима, особенно принимая во внимание тот факт, что большинство международных перевозок также осуществляется по дорожным сетям федерального значения.
Единственный выход, применимый в такой ситуации – реконструкция и модернизация тех автодорог, что уже практически изношены, с последующим их расширением и увеличением количества полос. Однако проблема заключается в том, что применяемые на сегодняшний день традиционные технологии строительства не предоставляют возможность быстро реконструировать даже самые проблемные дороги, поскольку выполнение работ напрямую зависит от погодных условий.
Именно поэтому строительство дорог в России представляет собой сезонную работу, которую невозможно ускорить. В то же время, и длительность теплых периодов крайне невелика, особенно в некоторых регионах страны, что еще сильнее сокращает возможность быстрой реконструкции проблемных дорог.
Однако сезонность работ – не единственная проблема, присущая современным технологиям строительства и реконструкции (рис. 1). Например, чтобы увеличить ширину проезжей части дороги, необходимо организовать 1 или 2-х стороннее уширение земляных насыпей. При этом высока вероятность возникновения необходимости в последующей реконструкции системы водоотведения, вдобавок может произойти оползание насыпей, возникающее в связи с неправильным технологическим подходом.
Не вызывает никаких сомнений и тот факт, что чтобы проблема повышенной загруженности и износа дорог в России была решена, требуется использовать совершенно иные технологии строительства и модернизации, а также применять новые современные строительные материалы. В связи с этим, авторами данной статьи предлагается изучить альтернативный подход к реконструкции автодорог, которая заключается в применении специально изготовленных сборных ж/б элементов. А суть альтернативного варианта строительства заключается в дополнительной установке полумостов с двух сторон от имеющейся насыпи, которые будут выполнены из ж/б конструкций (рис. 2).
Для строительства этих полумостов требуется использовать следующие «дорожные» конструкции: балки, плиты и стойки. Дорожные плиты следует укладывать на балки, которые уже должны будут находиться в перпендикулярном положении относительно автодорожной оси. При этом для одного конца балки опорой служат монолитные ж/б буронабивные сваи, а для другого конца – дорожные стойки. Также следует учитывать, что балки могут иметь различную длину, в зависимости от того, сколько полос необходимо для конкретной автодороги.
Авторами статьи предлагается проводить реконструкцию дорог, используя поточный метод, при этом все же некоторые виды работ реализовывать, опираясь и на время года и на свойства тех материалов, что используются в конкретном случае. Например, установка буронабивных ж/б свай должна проводиться исключительно в теплый период, потому что бетонная смесь становится прочной только от температуры выше 0 градусов. А проведение монтажа сборных ж/б конструкций, наоборот, абсолютно не привязано к температурным показателям и беспроблемно проводится даже зимой.
Поэтому, при грамотном распределении всех работ в течение года, может быть достигнута необходимая равномерность рабочего процесса, которая в итоге позволит в несколько раз сократить сроки проведения реконструкции автомобильных дорог. Также появится возможность в одно и то же время проводить несколько видов работ, если это позволит техника безопасности.
Проведенные исследования, опирающиеся на применение сборных ж/б конструкций выступают в качестве продолжения исследований, связанных с разработкой методов строительства автодорог эстакадного типа из сборных ж/б конструкций [1, 2]. В случае практического применения результатов этих исследований возможно возникновение нового импульса, необходимого современному строительству автодорог в России, поскольку описанная технология дает возможность в максимальном объеме использовать имеющийся на сегодняшний день промышленный потенциал страны.
Диафрагмы труб
Наименование | Размеры, мм. | Кол-во в машине (20т), шт | ||
L | B | H | ||
ДП-12 (d=1460/1780мм) | 2400 | 250 | 2700 | 7 |
ДП-14 (d=1760/2080мм) | 2400 | 300 | 2900 | 5 |
Окрылки труб
Наименование | Размеры, мм. | Кол-во в машине (20т), шт | ||
L | B | H | ||
ОГ-18 | 3000 | 1100 | 1800 | 7 |
ОГ-33 | 2000 | 1600 | 3300 | 4 |
ОГ-28 | 2000 | 1400 | 2800 | 5 |
Диафрагмы оголовков
Наименование | Размеры, мм. | Кол-во в машине (20т), шт | ||
L | B | H | ||
ДР-8 (d=1000мм) | 1800 | 350 | 2200 | 9 |
ДР-10 (d=1240мм) | 1800 | 350 | 2700 | 8 |
ДР-12 (d=1460мм) | 2400 | 350 | 2700 | 6 |
ДР-14 (d=1760мм) | 2400 | 400 | 3300 | 5 |
Стенки откосные
Наименование | Размеры, мм. | Кол-во в машине (20т), шт | ||
L | B | H | ||
СТ-1 | 3610 | 300 | 1890 | 5 |
СТ-2 | 4150 | 300 | 2770 | 3 |
Наименование | Размеры, мм. | Кол-во в машине (20т), шт | ||
L | B | H | ||
СТ-3 | 2790 | 300 | 1750 | 7 |
СТ-4 | 2270 | 300 | 1850 | 8 |
СТ-5 | 2470 | 300 | 2200 | 6 |
СТ-6 | 2790 | 300 | 2700 | 5 |