Виды и стандартные размеры бордюра для тротуара. Вес, изготовление и монтаж

Виды и назначение стандартных блоков

Тротуарный бордюр – это одна из разновидностей железобетонных изделий, которые устанавливаются на отмостках тротуаров. Нужно отметить, что в продаже имеется 4 категории продукции:

  • Поребрик. Это наиболее распространённый вид камня, применяемый для разграничения газонов, пешеходных зон и велосипедных дорожек.
  • Вибролитые бордюры. Такие изделия сразу привлекают внимание необычной формой и цветов. Продукция может выпускаться в форме ступенек, волн или дуг. Привычный серый цвет бетонных бордюров изменяется добавлением красителей и пластификаторов. Вибролитиевые камни обычно используются в качестве архитектурных украшений.
  • Газонные блоки. Это разновидность поребрика, которая обычно обрамляет газоны, чтобы предотвратить расползание плодородного слоя почвы.
  • Дорожный камень. Эту разновидность можно считать тротуарным бордюром с большой натяжкой. Их используют для сохранения целостности дорожного полотна, поэтому изделия имеют массивные габариты, при изготовлении обязательно выполняется армирование.

Технология производства тротуарных бордюров подразумевает использование тяжёлого бетона марки М 300 или М 500. Это обязательное условие, чтобы конструкция обладала высоким запасом прочности и устойчивостью к динамическому сжатию.

Производство

Изделия производятся по нескольким методикам с обязательным выдерживанием размеров. Технологии:

  • заливка жидкой смеси в гладкую опалубку;
  • литье с использованием вибрационного воздействия;
  • одновременное применение прессования и вибрации.

Применение двух первых методик целесообразно в домашних условиях или на небольшом предприятии.

Третий способ требует наличия дорогого специального оборудования. Состав смеси подбирается в зависимости от размеров бордюра. Мелкозернистый песок и заполнитель используются при изготовлении длинных элементов (больше 1 м). Для усиления камни снабжаются арматурой.

Подробная статья о создании бордюров тут.

Стандартные размеры согласно ГОСТ

Тротуарные бордюры изготавливаются в соответствии с нормами ГОСТ, поэтому имеют стандартные типоразмеры, вне зависимости от производителя. Согласно государственному стандарту за номером 6665-91, продукция имеет такие габариты:

Поребрик.

  • Длина – 500/1 000 мм.
  • Ширина – 45/50/80 мм.
  • Высота – 200/210 мм.

Газонный блок.

  • Длина – 500 мм.
  • Ширина – 70 мм.
  • Высота – 211 мм.

Дорожный блок.

  • Длина – 1 000 мм.
  • Ширина – 300/450 мм.
  • Высота – 150/180 мм.

Вибролитые бордюры обладают аналогичными размерами, но не имеют чёткой геометрии.

Бордюр маленькийБордюр большойБордюр садовый (вибропресс)Бордюр дорожный (вибропресс)
Размеры, мм500*200*45500*200*701000*200*801000x300x150
Вес, кг81225100
На поддоне, шт1001004018
МорозостойкостьF200F200F200F200
Марка цементаМ500М500М500М500

Это Вам пригодится

Чтобы лучше разбираться в плитке для тротуаров и дорожек, уверенно ориентироваться в её видах, формах и размерах читайте эту статью >>>

Чем покрасить?

Если хочется изменить цвет серых бетонных бордюров, их можно облагородить фасадной краской на водной основе. Такие материалы используют для покраски фасадов и иных поверхностей на улице.

В ассортименте строительных магазинов есть специальная краска для бетонного камня. Окрасить поверхность ограждения можно краской на полиуретановой основе. Такие красящие продукты устойчивы к выгоранию и истиранию. Можно облагородить поверхность бордюра специальной краской для тротуарной плитки, дорожным красителем, переносящим любые температурные перепады.

О том, как правильно установить бетонный садовый бордюр на своем участке, вы сможете узнать из видео ниже.

Сколько весит бортовой камень?

Учитывая широкий размерный ряд, тротуарные бордюры не могут иметь идентичного веса (см. таблицу выше). Здесь также придётся проводить разделение на группы. Выглядит это так:

  • Поребрики и газонные блоки. Вес изделий варьируется в пределах 18-36 килограмм.
  • Дорожные бордюры. Здесь масса продукции может варьироваться в пределах 95-150 килограмм.

Вес вибролитых бордюров рассчитать сложно. Изделия обладают изменяемой геометрией, соответственно масса камня также будет меняться. Если говорить о средних значениях, вес изделия составляет порядка 100-120 килограмм.

История возникновения

Ученые Древнего Рима в 450 г. до н. э. изобрели документ «12 таблиц», в которомм дорога делилась на проезжую и на тротуары, а между ними были сделаны каменные бордюры. Поребрик помогает увеличить долговечность покрытия дороги, не дает зазорам и стыкам расходиться. В Средневековье о бордюрном камне совсем забыли, а вспомнили лишь в 18 веке, как только начал ездить транспорт на колесах.

Любой строительный материал имеет свои свойства, достоинства, область применения. Бордюры выделяются разными цветами, размерами, сырьем, из которого их делают.

Самостоятельная установка бордюра для тротуара

Тротуарный бордюр удобен в установке, что является неоспоримым преимуществом данного вида продукции. Достаточно соблюдать такой порядок выполнения работ:

  • Проводится разметка территории с учётом особенностей ландшафта.
  • Согласно выполненной разметке вбиваются колышки, между которыми натягивается нить. Это будет уровень верхней части бордюра.
  • Затем формируется траншея по всей длине размеченной территории. Глубина составляет 1/3 от верхней точки камня, ширина – на 10 сантиметров больше размера блока.
  • Дно траншеи уплотняется, чтобы исключить проседание грунта.
  • Заливается цементно-песчаный раствор. Рекомендуемое соотношение материалов 1:3 для цемента и песка соответственно. Смесь должна иметь подвижность удобную для заливки, но не быть слишком жидкой.
  • Установить бордюр по уровню шнура. Камни выравнивают по высоте, подкладывая под низ раствор.
  • Стыки также заполняются раствором, установленные бордюры оставляют на 24 часа, чтобы раствор схватился.

Затем свободное пространство траншеи заполняют грунтом, который необходимо тщательно утрамбовать. На завершающем этапе производится монтаж тротуара.

Как определяется длина бордюрного камня по маркировке

Все изделия маркируются специальным обозначением. Буквенная маркировка расшифровывается довольно просто:

  • БР — обозначение рядового бордюра;
  • БУ — изделие прямоугольной формы с уширением;
  • БУП — аналогичен БУ, но уширение является прерывистым;
  • БЛ — аббревиатура продукции с лотком для отвода воды;
  • БВ — выездной вариант со скошенным бортом;
  • БК — криволинейный бордюр со скошенной верхней частью.

[testimonial_view id=»27"]

Длина, а также ширина и высота изделия легко определяются по его маркировке. Рассмотрим обозначение БР100.30.18:

  • цифра 100 – обозначает длину, выраженную в сантиметрах;
  • индекс 30 – соответствует высоте, которая составляет 300 мм;
  • обозначение 18 – характеризует ширину камни, равную 18 см.

По маркировке легко определить тип изделия, а также его габариты. Это позволяет рассчитать потребность в продукции для благоустройства участка с определенными размерами.

Технология изготовления

Обычно, тротуарные бордюры изготавливают в заводских условиях, однако технология производства довольно проста, поэтому блоки можно сделать самостоятельно. Такой вариант идеально подойдёт для владельцев приусадебных участков, которые хотят разнообразить ландшафтный дизайн загородного дома.

Технологический процесс начинается с изготовления формы для отливки. Сразу нужно уточнить, что форму можно приобрести в готовом виде — это монолитная конструкция, удобная для заливки и извлекания бетонной смеси. Однако форму можно изготовить самостоятельно, использовав листы фанеры или металла.

Размер блока можно выбирать произвольно, в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Однако длина камня не должна превышать 2-х метров (иначе блок может сломаться).

Отметим, что для удобства монтажа, одна сторона блока должна иметь небольшой скос. Этого можно добиться, изготовив соответствующую форму или срезать излишки шлейф машиной после схватывания смеси.

  1. Для приготовления смеси, необходимо приготовить цементно-песчаную смесь (пропорция 1:3). Компоненты перемешивают до получения однородной массы.
    Затем добавляют щебень в соотношении 3 части камня на 1 долю сухой смеси. В состав добавляют воду, перемешивают, не допуская образования комков.
  2. После этого, смесь заливают в приготовленную форму, предварительно смазав стенки отработанным машинным маслом.

    Если планируется делать армированный бордюр, форма заполняется наполовину, затем устанавливается арматура, доливается остаток бетона. Поверхность разравнивают строительным мастерком.

  3. Чтобы можно было извлечь блок, залитая форма должна отстояться в прохладном месте 3-4 дня. После этого блок извлекают, оставляют сушиться на открытом воздухе ещё неделю. По истечении этого срока можно приступать к монтажу.

СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м . Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .

Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни.

Пластиковый бордюр — доступный аналог камню

Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.

Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке

Преимущества:

  • Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.
  • Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.
  • Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.
  • Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.
  • Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.

Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.

Если говорить о недостатках, нарекания вызывают такие нюансы:

  • Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.
  • Материал хорошо горит.
  • Сомнительная экологическая безопасность.

Типовые размеры и монтаж

Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28 сантиметров, толщина: 0.5-2 мм.

Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.

Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.

5.4. Обязательные организационно-технологические правила

1. Покрытия из цементобетона класса по прочности на сжатие ВЗО и В27,5 устраиваются на магистральных улицах и дорогах, класса ВЗО и В25 на внутриквартальных дорогах и проездах.

2. На объект литая бетонная смесь с ОК = 16 – 18 см доставляется в автобетоносмесителях.

3. Для покрытий дорог различного назначения применяются также литые дисперсно-армированные бетонные смеси и, в том числе, декоративные литые смеси.

4. Строительство дорог с покрытием из литых бетонных смесей включает следующие этапы: подготовительные работы; возведение земляного полотна; устройство дренажа мелкого заложения; устройство песчаного подстилающего слоя; установка бордюрных камней; установка технологического слоя; устройство оснований; устройство покрытий.

5. При возведении земляного полотна производится послойное уплотнение грунта. Количество проходов катка по одному следу зависит от вида грунта, толщины уплотняемого слоя, веса и основных конструктивных особенностей катка, с целью получения заданного коэффициента уплотнения грунта.

6. В отдельных проектах предусматривается строительство дренажей мелкого заложения. Технологический процесс устройства дренажа мелкого заложения состоит в следующем: рытье траншеи, устройстве ровика, его уплотнении, укладке трубофильтров, сопряжении их с водоприемниками, заполнении песком траншеи и его уплотнении.

7. Устройство подстилающего слоя можно выполнять по двум вариантам:

Первый вариант: подвозка песка автотранспортом; разравнивание первого слоя песка грейдером или бульдозером; установка рельс-форм; послойное разравнивание и уплотнение песка профилировщиком с поливкой водой.

Второй вариант: подвозка песка автотранспортом; послойное разравнивание песка грейдером или бульдозером и укатка с поливкой водой.

8. Бордюрные камни устанавливаются бордюроукладчиком, чаще всего вручную с применением приспособлений. По уплотненному песчаному слою устраивают бетонное основание толщиной 10 см, на которое устанавливается бордюрный камень по шнуру, натянутому между металлическими штырями на высоте, соответствующей верхней кромке камней. С двух сторон бордюрного камня устраивают бетонную обойму высотой 10 см в опалубке, затем производится расшивка швов между установленными камнями.

9. По песчаному подстилающему слою устраивается технологический слой из известнякового щебня марки не ниже 400. Технологический уплотненный слой толщиной 15 см позволяет пропустить по нему машины и механизмы для устройства основания дороги.

10. Основание дороги устраивается из укатываемой щебеночной смеси заводского изготовления или из укатываемого малоцементного бетона. В отдельных проектах в качестве основания применяются дисперсно-армированные бетонные смеси.

11. Строительство покрытий из литых бетонных смесей, в том числе из дисперсно-армированных смесей, производится при помощи оборудования для распределения смеси, выравнивания поверхности и уплотнения .

12. Смесь должна распределяться и профилироваться против продольного уклона строящейся дороги.

13

Особое внимание должно быть уделено расположению и конструкциям швов в бетонном покрытии

14. Уход за бетоном нужно осуществлять сразу после его укладки при помощи полиэтиленовой пленки, водонепроницаемой бумаги, пергамина, толя, дорнита и других пленкообразующих материалов.

15. Технологическая последовательность работ по строительству покрытий тротуаров из монолитного бетона, в том числе и из декоративного бетона, включает следующие этапы работы: рытье и уплотнение корыта, установку бордюрного камня, устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, нарезка температурных швов в покрытии.

16. К работам по устройству покрытий дорог из монолитного бетона допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обучение по утвержденной программе безопасным методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Проверка знаний проводится ежегодно комиссией, после чего рабочим выдаются удостоверения.

17. За соблюдением правил техники безопасности при строительстве покрытий дорог из монолитного бетона несет ответственность главный инженер строительного управления и производитель работ.

18. При производстве работ в зимний период по строительству покрытий дорог из монолитного бетона несет ответственность главный инженер строительного управления и производитель работ.

Критерии выбора

Выбор бордюра обусловлен задачами и бюджетом в каждом отдельном случае. Если речь идет об обустройстве приусадебной территории элитной недвижимости, лучше рассмотреть применение гранитных и вибропрессованных бордюров. В случае бюджетных решений, например, при экономичном использовании бордюра на даче, подойдут как вибропрессованные, так и вибролитьевые или пластиковые бордюры.

Многое зависит от проекта и области применения, предъявляемых к бордюрному камню требований по прочности, форме и т. д. Не существует универсального ответа

Но безусловен факт, что уделить внимание нужно не только выбору изделия, но и грамотному монтажу, чтобы добиться желаемого результата

Почему важно правильно подобрать длину, ширину, высоту блоков?


От правильного выбора размера бордюра зависит долговечность всего дорожного полотна.
В некоторых случаях застройщики с целью экономии финансовых затрат заказывают низкокачественный бордюр, тонкий и узкий без запаса по длине, прочности и морозоустойчивости.

Дорожное покрытие с таким камнем если даже и будет возведено, то, скорее всего, разрушиться после первого холодного сезона.

Кроме того слабые бордюры очень сложно монтировать, они массово разрушаются и в процессе доставки на объект, и при выполнении монтажных работ по укладке тротуара или дорожки.

В результате неправильно выбранного бордюра, дорожные работы придется переделывать полностью, что станет очень существенной нагрузкой на бюджет любого застройщика.

Что нужно подготовить до начала выполнения работ

Чтобы качественно уложить каменный бордюр из камня своими руками, потребуется набор инструментов и оборудования. Подготовительный этап работ включает в себя выравнивание территории, на которой проводятся монтажные работы.

Для этого снимают дерновый шар грунта и переносят в другое место. Толщина слоя составляет 50-100 мм. Снимать растительный слой нужно аккуратно, чтобы не повредить основной грунт.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]