Асфальтобетонное покрытие — уплотненный слой искусственного строительного материала, состоящего из минерального порошка, заполнителей и битумного вяжущего. Смесь обладает ценными свойствами, которые нашли применение в прокладке дорог, устройстве взлетных полос, пешеходных коммуникаций, объектов ландшафтной архитектуры.
История асфальтобетонных покрытий уходит корнями в глубокое прошлое. Американские инки строили великолепные дороги из камней, проливая стыки природным битумом. Нововведение попало в Европу гораздо позже. На смену каменной и деревянной брусчатке появился асфальтобетон. Сегодня это наиболее распространенный материал для строительства дорог.
Первые асфальтированные дороги
Впервые асфальтовые покрытия использовали в Вавилоне (примерно в 600 году до нашей эры). Битум для создания твердого покрытия добывали из горных пород. После того как древняя цивилизация была уничтожена, строительство дороги с использованием битумных материалов возобновили только в 19 веке на территории Западной Европы. Затем технологию активно стали использовать в США. При этом асфальтовое покрытие состояло из битумсодержащих горных пород, измельченных до состояния порошка. Такое покрытие называется «трамбованный асфальт».
Какой может быть асфальтобетонная смесь, в зависимости от ее типа
Тип асфальтобетона определяется по его составу и процентному отношению основного заполнителя. Некоторые типы смесей могут быть только горячими, а некоторые горячими и холодными. Чем выше тип асфальтовой смеси, тем выше качество материала.
Тип смеси | Параметры |
А | Горячие смеси, содержащие в составе не менее 50-60% горных пород. |
Б | Горячие и холодные смеси, содержащие в составе не менее 40-50% горных пород. |
В | Горячие и холодные смеси, содержащие в составе не менее 30-40% горных пород. |
Г | Используется песок, полученный при дроблении горных пород. |
Д | Используется песок, полученный при дроблении осадочных пород. |
Появление асфальта в России
В нашей стране асфальт начали изготавливать с 1869 года из сызранских асфальтовых пород. В отличие от иностранного трамбованного асфальта, в Российской империи дорожное покрытие делали из расплавленной смеси, которая содержит в своем составе гравий и песок, битум и асфальтовую породу. Готовый асфальт вываливали на землю и разравнивали, используя ручной инструмент. Далее дорогу придавливали массивным грузом. Такая технология именуется специалистами как «литой асфальт». Начиная с 1906 года в него начали добавлять нефтяной битум.
В начале 20 века ученые придумали специальные асфальтобетонные смеси, которые постепенно начали вытеснять трамбованные и литые покрытия. Основные достоинства новинки заключались в том, что работы по приготовлению покрытия, его нанесению и утрамбовке проводились в полностью механическом режиме без использования ручного труда. В СССР первый участок дороги из асфальтобетонного покрытия появился на Волоколамском шоссе в 1928 году благодаря стараниям профессора П. В. Сахарова.
Где применяется асфальтобетонная смесь
За счет того, что асфальтобетонная смесь может иметь различные физико-механические характеристики, в том числе и очень высокие, область применения материала довольно широкая.
Где используется асфальтобетон:
- Строительство автомобильных дорог;
- Обустройство пешеходных зон;
- Ремонт асфальтовых покрытий;
- Устройство придомовых территория, стоянок, подъездных путей;
- Асфальтирование детских и спортивных площадок;
- Строительство спортивных объектов;
- Строительство взлетно-посадочных полос;
- Формирование покрытия на складах.
Фактически, подходящая асфальтобетонная смесь может использоваться для устройства любого покрытия, которое должно иметь жесткость и твердость.
Достоинства асфальтобетона
В наше время из общего протяжения дорог в России более 60 процентов сделаны из асфальтобетонного покрытия. Такая популярность материала для обустройства дороги объясняется следующими его достоинствами:
- Медленное изнашивание.
- Высокая устойчивость к нагрузкам.
- Устойчивость к перепадам температуры и воде.
- Легкий демонтаж и чистка.
- Возможность использовать материал вторично.
- Пониженная вибрация во время движения транспорта по дороге.
Работа асфальтобетонного покрытия заключается в снижении вибрации, которая создается в результате движения тяжелого автомобильного транспорта. Такое дорожное полотно позволяет снизить шум от колес, а также способствует плавному и спокойному движению потока машин.
Строительство дорог из асфальтобетонного покрытия можно осуществить поточно-скоростным способом при помощи комплексного механизированного процесса.
Асфальтобетон укладывают на дорогу с уклоном не более 60 процентов. При уклонах, превышающих 40 процентов, покрытие делают более шероховатым, чтобы обеспечить достаточное сцепление с шинами автомобиля. Поперечный уклон асфальта должен быть в пределах 15-20 процентов.
Использование дегтебетонной смеси
Гораздо реже для строительства асфальтобетонного покрытия дорог используют дегтебетонные смеси, в состав которых для вязкости добавляют каменноугольный деготь. Покрытие такого типа по внешнему виду почти не отличается от классического асфальтобетона. Дегтебетонная смесь более износостойкая, быстрее разрушается от перепада температур и воздействия воды. Кроме того, она быстро стирается под воздействием резиновых шин автотранспорта.
Дегтебетон запрещено применять в городах, поскольку испарения легких фракций дегтя вредны для человека. Кроме того, под воздействием воды из такого асфальта вымачиваются фенолы, которые вредны для человека и окружающей природы.
Битум
Битум является продуктом нефтепереработки, выступает в асфальтобетоне в качестве вяжущего материала. Ни одна асфальтовая смесь не сможет нормально функционировать без битума, так как битум является единственным связывающим компонентом в составе. Помимо склеивания зерен других материалов, добавление битума также позволяет заполнить все пустоты между фракциями.
Уровень вязкости битума зависит от конкретной разновидности асфальтобетона. При повышении температуры вязкость понижается, а при понижении – увеличивается. Поэтому горячие асфальтовые смеси разогреваются перед укладкой, набирая прочность в процессе остывания.
Состав асфальта
Многим интересно устройство покрытия из асфальтобетонной смеси. Главные компоненты верхнего слоя дороги – это битум, песок, разновидности щебня и гравия. В некоторые сорта также добавляют наполнители и минеральные компоненты для придания смеси повышенной прочности.
Песок в составе асфальтобетонного покрытия играет роль наполнителя, который необходим для равномерного давления смеси на грунт во время укладки и застывания. Без песка дорога бы растеклась, а гравий вылез наружу. В некоторые специальные составы добавляют цемент, который совместно с песком придает покрытию дополнительную твердость.
В качестве минерального наполнителя в строительстве асфальтобетонных покрытий используют измельченную до пылеобразования горную породу, например известняк, мел или песчаник. Он предназначен для заполнения небольших пустот во время укладки дороги. Песчаник наиболее универсален, поскольку он инертен к любому химическому веществу. Мел и известь используют, как правило, на дорогах общего пользования. Песчаник добавляют во время строительства дорог возле химических производств.
В асфальт добавляют резиновую крошку размером не более 1,5 мм в диаметре для придания покрытию эластичности и устойчивости к воздействию воды. Асфальтобетонное покрытие с достаточным добавлением резины в его составе редко подвержено появлению трещин. Однако такой материал является чрезмерно дорогим, поэтому его использование часто бывает нерациональным. Обычно резиновый наполнитель добавляют во время строительства высокоскоростных магистралей.
Правила укладки асфальтобетонное покрытие
Даже если использовать качественное асфальтобетонное покрытие, но при укладке не соблюдать технологию, полотно быстро выйдет из строя. Процедура состоит из трех этапов: подготовки, обустройства подушки и непосредственно укладки.
Подготовка
Сперва разрабатывается технический проект, подготавливается финансовая смета. Планируя объект, его «привязывают» к рельефу местности с той целью, чтобы обеспечить удаление сточных вод, сохранить расположение коммуникаций. Прежде чем уложить асфальтовое покрытие, вырубают крупные деревья, удаляют верхний слой почвы. Предполагаемая нагрузка полотна влияет на объем земляных работ. Наиболее просты в обустройстве садовые дорожки и тротуары – в этих случаях необходимо снять верхний слой почвы толщиной от 10 до 20 см. Если речь идет о нагруженной трассе – понадобится удалить до нескольких метров.
Под дорогой обязательно обустраивают дренаж, который не даст задерживаться грунтовой воде. «Удаленный» грунт вывозят за пределы объекта, чтобы тот не стал причиной засорения дренажной системы.
Рисунок 4. Укладка асфальтобетонного покрытия
Устройство подушки
Задача подушки – принять на себя нагрузки от движения автотранспорта. Толщина каждого асфальтового покрытия определяется в ходе расчетов. Первый слой – крупнофракционный, с размерами частичек до 60 мм. Далее «средний» слой – 20 – 40 мм. Сверху высыпают песок. В обязательном порядке каждый слой утрамбовывают.
Если речь идет о создании частных покрытий, то вместо присыпки в виде щебня и гравия пользуются различным строительным мусором. Края асфальтобетонного покрытия перекрываются бордюрами.
Рисунок 5. Подушка от вибрации под асфальтобетонное покрытие
Укладка
Монтируют полотна в сухую погоду, когда температура выше +5 градусов Цельсия. Как было сказано выше, асфальтобетонные смеси бывают нескольких видов, и к каждому применимы свои технологии укладки:
- холодная смесь. Укладка осуществляется поверх подготовленного основания, куда дополнительно заливают битум толщиной до 5 см. Трамбуют вручную или при помощи виброплиты. Верхний слой засыпается песком или цементом, что снижает липкость нового полотна;
- горячая смесь. Подготовленные компоненты тщательно замешивают, после чего выкладывают на основание. Масса укатывается или трамбуется. Пользоваться дорогой разрешается спустя 6 часов после укладки;
- литой асфальт. Температура его укладки – до 235 градусов Цельсия. Смесь греется и перемешивается в специальном оборудовании – кохере, откуда подается к бункеру асфальтоукладчика. Последний ее равномерно распределяет по асфальтному покрытию. Трамбовать или укатывать эту разновидность асфальта не нужно. После остывания материал твердеет.
Правила укладки установлены следующими стандартами: ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.
Рисунок 6. Оборудование для укладывания асфальтобетонного покрытия
Классификация
Одним из главных параметров в устройстве асфальтобетонного покрытия является крупность применяемого в его составе щебня. Исходя из этого, смесь делится на несколько групп:
- Плотные смеси. Они применяются во время укладки верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Такой асфальт содержит мелкозернистый щебень. Во время строительства магистралей, рассчитанных для передвижения легкого транспорта (велосипеды и коляски), а также для пешеходов, может быть использован щебень диаметром не более 5 мм. Более крупные фракции (до 15 мм) могут укладываться на дороги для движения только легкового транспорта.
- Пористые смеси – это оптимальный вариант для устройства асфальтобетонного покрытия, где будет передвигаться грузовой автомобильный транспорт. Как правило, он используется при начальной укладке на грунт или гравий. Состав асфальта отличается от плотного тем, что в него добавляют малое количество битума.
- Высокопористые смеси являются оптимальным вариантом для укладки и ремонта асфальтобетонного покрытия на трассах с высокой интенсивностью движения, особенно если по дорогам ездит тяжелый крупногабаритный транспорт. Для производства такого сорта асфальта добавляют в состав смеси крупный щебень (до 40 мм). Такие размеры позволяют обеспечить хорошую водопроницаемость. Данное свойство особенно актуально в местах, где необходимо построить дренаж, например в болотистой местности или в низинах.
Категории нагрузок на асфальтовое покрытие
Тип нагрузки | Расшифровка |
Малая | Только пешеходные зоны: тротуары, тропинки, придомовые территории, дворовые площадки и т.д. |
Небольшая | Личные стоянки для легковых автомобилей, подъездные пути, гаражи, паркинги и т.д. |
Средняя | Автомобильные дороги, по которым будет двигаться только легковой транспорт |
Высокая | Автомобильные дороги, по которым будет двигаться легковой и грузовой транспорт |
Очень высокая | Скоростные автомагистрали, федеральные трассы, аэродромы и т.д. |
Для площадей с малой нагрузкой можно обустраивать асфальтовое покрытие с низким расходом материала, а также с составом из бюджетной категории – этого будет вполне достаточно. Для объектов с высокой и очень высокой нагрузкой требуется использовать больше асфальтобетона с наилучшими характеристиками.
Изготовление асфальта
Технология асфальтобетонных покрытий заключается в подготовке исходных материалов, их смешивании и одновременном нагреве до высокой температуры, а также хранении полученного асфальта в специальном бункере с подогревом.
Во время ремонта или строительства дороги важно, чтобы завод располагался как можно ближе к месту укладки, поскольку строительный материал должен быть горячим. Если асфальтобетон остынет, то его трудно будет утрамбовать, а полученная дорога быстро придет в негодность.
Чем отличается асфальт от асфальтобетона
Многие люди путают понятия асфальт и асфальтобетонная смесь. Несмотря на схожесть названия между ними есть разница.
Что такое асфальт. Он имеет естественное происхождение. Образуется при окислении и загустении нефти. Это происходит при ее контакте с наружным воздухом. Залежи асфальта могут быть представлены пластами, озерами и отдельными жильными отложениями.
Асфальт состав. Слово «асфальт» имеет древнегреческое происхождение. На русский язык его можно перевести как «горная смола». Вещество легко воспламеняется. Состав на 70% состоит из нефтяного битума.
Самыми крупными источниками асфальта естественного происхождения являются Мертвое море, расположенное в Израиле и озеро Пич-Лейк на острове Тринидад. Индейцы добывали асфальт из всплывших на поверхность воды глыб, достигавших веса 1 тонны.
Этот материал применялся для герметизации корпусов кораблей, различных построек, при при производстве лакокрасочных смесей.
Типы асфальта. Он бывает натуральным и искусственным. Запасы природного асфальта не бесконечны. Сейчас этот материал используется для создания красок для живописи, а также специальных лаков. При дорожном строительстве в асфальтобетонном покрытии жидкую часть битума заменяют твердой. Помимо экономии природных ресурсов это позволяет повысить прочность материала.
Подготовка компонентов
Перед началом производства асфальта подготовленный материал просушивают и просеивают. Песок, горные породы и щебень поступает на производство чаще всего во влажном состоянии. Наличие воды в составе грозит снижением прочностных характеристик будущего асфальта, а также разбрызгиванием нагретой до высокой температуры битумной смеси при попадании на нее влаги.
Все поступившие на завод материалы просушивают при температуре 150 градусов. Просеивание осуществляется с использованием грохота. Минеральный наполнитель измельчают в дробилке до состояния порошка. В зависимости от технологии, просушка может быть одинарной или двойной. Повторное избавление от влаги может проходить после просеивания и дробления.
Минеральный порошок
Минеральный порошок изготавливается путем помола известняка, доломита и других подобных материалов. Часто это делается из мелких остатков после дробления вышеупомянутых материалов в процессе изготовления щебня. Качественная асфальтобетонная смесь содержит минеральный порошок, минимальное качество которого регламентировано нормами ГОСТ.
В составе асфальтобетона минеральный порошок увеличивает показатели прочности, стойкости, устойчивости и упругости. За счет этого обеспечивается не только рост эксплуатационных характеристик, но и увеличение срока службы покрытия. Важно подобрать правильную пропорцию порошка, так как уменьшение или увеличение оптимального количества может снизить физико-механические характеристики асфальтобетона.
Коэффициент впитывания влаги у минерального порошка не должен быть больше 1.
Смешивание обработанных компонентов
Щебень и песок после предварительной обработки попадают на конвейер, откуда их транспортируют в бункер, а затем смешивают с битумом. После этого температуру в бункере повышают до 160 градусов и оставляют содержимое в нагретом состоянии на хранение до 4-х дней. Если в течение этого срока материал не отгрузят потребителю, он начнет терять свои прочностные характеристики.
Добавки в асфальт и резиновую крошку вносят в готовую и нагретую смесь, что придает материалу дополнительную прочность и стойкость к воздействию внешних факторов.
Проверка качества дороги
Асфальтобетон должен соответствовать установленным ГОСТам и СНиПам, принятым в нашей стране. Сертификат соответствия нормативным документам выдается заводу-изготовителю только после прохождения комплексных испытаний.
В России работает несколько лабораторий, осуществляющих контроль за качеством дорог. Они проводят отбор проб готового асфальтобетонного покрытия и проверяют его на соответствие различных параметров.
При исследованиях отбирается усредненный образец из общей массы асфальтобетона. Анализ уже построенной дороги проводится путем исследования керна (так называемого асфальтового стержня). Его получают методом бурения основания асфальтобетонного покрытия при помощи специального полого бура.
Применение холодного асфальта
В тех местах, где доставка горячего стройматериала для ремонта или строительства трассы невозможна, используется холодная укладка асфальтобетонного покрытия. Технология такого строительства дорог отличается меньшими рабочими температурами нагрева смеси (асфальт нагревают до 100 градусов). Для придания дороге достаточной прочности используют полимерные составы.
Перед укладкой рабочие нагревают не только асфальтобетон, но и место планируемой укладки. В зависимости от сорта, дорогу можно делать даже при заморозках.
Одним из достоинств холодной укладки является длительный срок хранения материала для строительства дорог. В отличие от обычного асфальтобетона, морозоустойчивый асфальт можно укладывать спустя несколько недель. Однако есть у такого материала и существенные минусы, а именно:
- Прочность меньше в 2 раза, по сравнению с классической асфальтобетонной смесью.
- Материал имеет высокую цену в результате добавления в его состав дополнительных защитных компонентов.
- Технология укладки усложняется, что приводит к удорожанию дорожного покрытия.
- Не выдерживает большие нагрузки. Запрещено движение транспорта массой свыше 3,5 тонн.
Для трамбовки холодного асфальта используется виброплита, а окончательная укладка происходит спустя время, когда в процессе эксплуатации автомобили будут передвигаться по готовой трассе, тем самым приминая покрытие.
Состав и технические характеристики
Состав асфальтобетона многокомпонентный. Его подбирают и рассчитывают исходя из условий работы покрытия, а также доступных местных материалов.
Компоненты
На 30-60% асфальтобетонная смесь состоит из щебня или гравия, который получают при разработке месторождений осадочных или вулканических пород, из отходов металлургии. Свойства покрытия во многом зависят от физических характеристик и формы этого крупного заполнителя.
Песок — обязательный компонент асфальтобетона. Он заполняет пустоты между камнями, делая смесь более однородной и плотной. Содержание зерен ограничивают, так как излишек ухудшает износостойкость покрытия. Помимо сыпучего материала природного происхождения используют отсев дробления щебня или осадочных пород, молотый шлак.
Минеральный порошок составляет до 20% массы асфальтобетонной смеси. Это измельченные до состояния пыли осадочные или доломитовые породы, отходы промышленности, зольные шлаки ТЭС. Их применяют в неактивированном или активированном виде. При этом увеличивается водонепроницаемость, прочность и плотность асфальтобетона.
Марку битума подбирают исходя из климатической зоны и нормативной нагрузки на дорожное полотно. Расход продукта переработки нефти составляет 25-90 кг на тонну асфальтобетонной смеси и зависит от пористости заполнителей и режима укладки. Для улучшения эксплуатационных свойств битум модифицируют добавками, содержащими резиновую крошку, вторичный полиэтилен, гашеную известь и адгезионную композицию.
Основные технические характеристики
В зависимости от свойств и применяемого сырья ГОСТ выделяет 3 марки асфальтобетона:
- к I относятся горячие высокоплотные и плотные типов А, Б, Г, пористые высокопористые щебеночные, холодные типов Бх, Вх, Гх;
- ко II — горячие Б, В, Г, Д, пористые, высокопористые песчаные, холодные Бх, Вх, Гх, Дх;
- к III — горячие плотные Б, Г, В, Д.
Основные физико-механические свойства асфальтобетонных смесей определяются маркой, режимом укладки и температурой при проведении испытаний:
- предел прочности при сжатии — нормируется для 0°С — 9-13 МПа, для 20°С — 2-2,5 МПа, 50°С — 0,9-1,5 МПа;
- плотность — 2000-2800 кг/м³;
- водостойкость — 0,6-0,95;
- коэффициент внутреннего трения (сдвигоустойчивость) — 0,62-0,87;
- сцепление при сдвиге при t=50°С — 0,22-0,50 МПа;
- трещиностойкость — 2-7,5 МПа;
- водонасыщение — 1-4% для плотных, 4-10% для пористых;
- пористость для холодных асфальтобетонных смесей — 18-21%;
- морозостойкость F15-50 в зависимости от дорожно-климатической зоны.
Важнейшим показателем является коэффициент уплотнения покрытия из асфальтобетона, характеризующий качество укладки. Его определяют опытным путем. По нормативам величина для холодных составов не должна быть менее 0,96, для горячих — 0,99.
Для измерения коэффициента уплотнения смеси в покрытии вырубают керны, высушивают и находят фактический удельный вес асфальтобетона. После нагрева образцы измельчают, подвергают обработке под давлением. Искомый параметр определяют как отношение реальной плотности к стандартной, полученной в результате испытаний.
Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:
- мелкозернистые смеси типов А, Б, В — 24,6-25,7 кг;
- крупнозернистые — 24,2 кг;
- ЩМА — 25,8 кг;
- литые плотностью 1500 кг/м³ — 15,4 кг.
Как перерабатывается старый асфальт
Переработка асфальтобетона для получения из него новой смеси для строительства дорог является высокотехнологичным процессом. Чтобы произвести качественное покрытие методом рециклинга, необходимо:
- Срезать старый слой дорожного покрытия, используя ремиксер. Такое оборудование аккуратно удаляет заданный слой дороги специальной фрезой.
- Фрезерованный слой раздробить до размера щебня. Полученный материал называется «гранулятор». Его используют для ремонта дорог и приготовления других строительных смесей.
- Нагреть печь для плавки гранулятора, при этом нельзя использовать открытые источники огня, поскольку может произойти взрыв.
- В печь добавить битум и различные добавки, если это предусмотрено технологией производства нового асфальта.
Такую технологию, как рециклинг, применяют, как правило, для строительства дорог в городе. Переработанный асфальт имеет такие же свойства, что и новый, однако цена на него гораздо ниже.
Какие материалы используются для устройства дорожного покрытия
В качестве материала покрытия автомобильных дорог и зон для пешего движения используется 3 основных разновидности горячего асфальтобетона:
- 1. Щебеночно-мастичный – наиболее качественный, подходит для любых покрытий, включая территории с повышенной загруженностью.
- 2. Гравийный – имеет средние характеристики, может использоваться для дорог со средней загрузкой, а также для пешеходных зон.
- 3. Песчаный – обладает относительно низкими характеристиками, однако вполне подходит для качественного устройства пешеходных территорий.
Преимущества и недостатки асфальта
Асфальтобетонное покрытие для движения транспорта применяют вот уже несколько десятилетий. Замены ему пока нет, и вот почему:
- Асфальтовое покрытие не очень дорогостоящее, особенно если дорога рассчитана на малотоннажный транспорт.
- Асфальт выдерживает заморозки, не боится воздействия влаги и проливных дождей, конечно же, если соблюдены технологии его укладки.
- Если покрытие частично разрушилось, его можно восстановить посредством ямочного ремонта.
- В суровом климате можно применять технологию «холодный асфальт».
Конструкция асфальтобетона
Специалисты стремятся конструировать и строить дороги таким образом, чтобы слоев у дорожного полотна было как можно меньше, вплоть до одного. Желательно, чтобы асфальтобетон укладывался прямо на грунт. Минимальное количество слоев сокращает сроки ремонта полотна, облегчает организацию строительства новых дорог, сокращает разнообразие оборудования, которое требуется для укладки асфальта.
Современная конструкция дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием состоит из следующих частей:
- Верхний слой.
- Нижний пористый слой.
- Щебень, перемешанный с вяжущими веществами.
- Основание из гравия или щебня.
- Песчаный слой.
- Щебенистый асфальтобетон.
Во время строительства дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием необходимо соблюдать ряд условий. Для прочной связи между верхним слоем асфальта и основанием накладывается трещиноустойчивый материал из обработанных битумом материалов высотой не менее 15 см. Толщина асфальтобетонного покрытия, которое укладывается на основание из минеральных материалов, должна быть не менее 5-6 см.
Как асфальтобетонная смесь может классифицироваться по пористости
В данном случае подразумевается остаточная пористость. Показатель отражает плотность асфальтобетона после уплотнения. При этом пористость может зависеть и от качества трамбовки, однако для сравнения предположим, что уплотнение было одинаковым.
Вид смеси по плотности | Пористость после уплотнения |
Высокоплотная | 1 – 2,5% |
Плотная | 2,5 – 5% |
Пористая | 5 – 10% |
Высокопористая | 10 – 18% |
Более пористые смеси используются в нижних слоях асфальтобетона, формируя стабилизирующий слой, а менее пористые укладываются в верхний слоях покрытия, формируя жесткий слой, препятствующий износу.