Ямочный ремонт дорожного покрытия: технология, методы, гост

Рано или поздно, вне зависимости от своего качества, все асфальтовые покрытия дорог и тротуаров разрушаются. В них появляются различные дефекты: ямы, выбоины, трещины.

Повреждения асфальта могут быть вызваны рядом факторов:

  • Нарушением технологии укладки покрытия
  • Высокими транспортными нагрузками
  • Разрушительными действиями воды, льда, химикатов
  • Частыми перепадами температуры
  • Старением органического вяжущего – битума

Если вовремя не устранять дефекты, то срок службы асфальта стремительно сокращается. Ведь через трещины и выбоины в толщу материала попадает вода, которая негативно сказывается на его прочности. А при замерзании она расширяется и распирает покрытие изнутри.

В этой статье мы рассмотрим все основные методы локального ремонта, которые используются на дорогах и частных территориях. Также мы подробно разберем технологию заделки ям своими руками. А в заключительных разделах мы поговорим о том, в какие сроки должны устраняться выбоины на дорогах и как отличить качественную заплату от халтуры.

Если вы ищете информацию о том, как предотвратить разрушение покрытие еще в зачатке, то ознакомьтесь со статьей Мастики и герметики для асфальта – чем заделать трещину в асфальте.

Содержание:

  1. Почему сложно ремонтировать выбоины в холодное время
  2. Разрешен ли ямочный ремонт асфальта зимой
  3. Виды ямочных работ
  4. Холодный асфальт
  5. Горячая смесь
  6. Литой асфальт
  7. Литая асфальтобетонная смесь (АБС) и брикеты-полуфабрикаты
  8. Особенности ямочного ремонта асфальтового покрытия зимой


Зимний период года – не самое подходящее время для дорожных работ. Но если состояние полотна – настоящая проблема для движущегося транспорта, и она создает реальную угрозу для жизни, без ямочного ремонта асфальтового покрытия зимой не обойтись.Проводится он очень часто. При этом обязательно соблюдается целый ряд нюансов и технологических особенностей.

Термопрофилирование


Машина и ремонт дороги термопрофилированием

Одна из самых современных и эффективных технологий ремонта. Используется не только для заделки дефектов, но и для восстановления покрытия, утерявшего свои свойства в силу длительного срока службы, либо других факторов.

Технология основана на разогреве и регенерации асфальтобетона, либо на нанесении сверху дополнительного слоя. Кроме устранения трещин и выбоин, удаляется колейность и просадки покрытия. Для того чтобы выполнить термопрофилирование асфальтобетонных покрытий, нужен комплекс машин, либо комбинированный агрегат.

В состав его входят:

  1. Инфракрасные горелки для разогрева асфальта.
  2. Устройства для взрыхления.
  3. Перемешивающие аппараты.
  4. Вальцы для укладки.
  5. Дозаторы добавляемой смеси или компонентов.

В зависимости от состояния старого покрытия, особенностей его разрушения и других факторов, выбирают один из методов восстановления асфальтобетона.

Термопластификация

Новая смесь не добавляется. Старый асфальт перемешивается перед укладкой с пластификатором, восстанавливающим его свойства.

Ремикс

Старый асфальт смешивается с новой смесью. Также по необходимости добавляются заполнители или вяжущее.

Мы привели причины разрушения, виды ремонта (капитальный, текущий аварийный), и все наиболее применяемые на сегодня технологии ремонта асфальта. Конечно, тема не закрыта полностью, но будем рады, если наша статья помогла вам или просто расширила круг знаний.

Почему сложно ремонтировать выбоины в холодное время

Снег, лед и вода естественным образом скапливаются в рытвинах, что затрудняет их устранение. Временным решением проблемы могут стать заплатки, но они должны плотно прилегать к краям покрытия и укладываться на хорошо высушенную поверхность. В противном случае, оставшаяся влага расширится при замерзании, что приведет к появлению трещин.

Латки эффективны только тогда, когда правильно установлены. Зимой они не успевают остывать, пристают к шинам и вытаскиваются ими наружу, вымываются дождями и паводками, разрушаются из-за растирениия скопившейся воды.

Лучшие условия асфальтных работ – когда температура достигнет 20-22 C°. Но даже, если вам не нравиться идея начала их в декабре или январе, в ряде случаев не стоит ждать, ведь это может спровоцировать:

  • Дополнительный ущерб, вызванный циклом замораживания / оттаивания
  • Опасность травм пешеходов или повреждений авто.
  • Возможность просачивания воды под асфальт
  • Отказ клиентов пользоваться парковками или автомагистралями.

Причины возникновения и классификация повреждений автомобильных дорог

Любое несоответствие характеристик асфальтобетонного покрытия ожидаемым или требуемым свойствам нарушает целостность и технологически правильное функционирование объекта, приводящее впоследствии к возникновению разрушений дорожного полотна.


Типы повреждений

Виды дефектов асфальтобетонного покрытия связаны с целым комплексом различных факторов:

  1. Конструктивные (проектные) дефекты появляются в результате ошибочных вычислений при проектировании, нарушении технического задания и неверного применения нормативной документации.
  2. Производственные дефекты связаны с несоответствием фактически выполненных технических решений (уклон дороги, ширина земляного полотна и др.) и требованиям разработанной проектной документации.
  3. Технологические — обусловлены нарушениями технологической инструкции, несоблюдением правил и порядка производства работ.
  4. Эксплуатационные — возникают в период эксплуатации дорожного полотна и являются результатом естественного старения покрытия, износа, влияния погодных и климатических условий, воздействия транспортных нагрузок и пр.

Для определения масштабов нарушений применяется коэффициент дефектности — это средневзвешенный объем повреждений, приходящихся на 1 м2 поверхности.

Классификация возможных конструкционных нарушений

Разрушения и пластические деформации автомобильных дорог можно разделить на две категории — это дефекты покрытия, и повреждения с последующим разрушением дорожных одежд в целом.

Наиболее распространенные повреждения конструкции дорожного полотна:

просадка — искажение профиля дороги в форме впадин с пологими краями;


Просадка

колея — деформация поперечного профиля дорожного полотна вдоль линии наката;


Колея

проломы — основательное разрушение конструкционных слоев покрытия с резкой деформацией поперечного профиля;


Пролом полотна

выкрашивание — нарушение покрытия за счет выпадения частей минерального материала;


Крошение асфальтобетонного полотна

разрушения кромок — обрушение наружного среза дорожных покрытий в местах сопряжений с обочинами;


Разрушение кромок

раскрытые трещины — линейные необработанные повреждения с шириной разрыва 3 мм и более.


Раскрытые трещины

К нарушениям поверхности покрытия относятся следующие дефекты:

сдвиги — смещение конструкционных слоев, обычно на крутых спусках или в местах торможения;


Сдвиг

волны — чередование на поверхности возвышений и впадин в продольном направлении относительно центральной оси дороги;


Волны

шелушение — последовательное разрушение поверхности в результате отслаивания тонких чешуек материала;


Шелушение

выбоины — дефекты в форме углублений с резко обозначенными краями (глубина 3 см и более);


Выбоина

трещины (одиночные, сетка) — продольные, пересекающиеся, поперечные разрывы, хаотично расположенные на поверхности без какой-либо закономерности.


Сетка из трещин

Разрешен ли ямочный ремонт асфальта зимой


Вопрос, интересующий многих автомобилистов. Законодательством разрешен ремонт полотна до -10 C° и возможных осадках в виде дождя или снега в умеренном количестве. В некоторых регионах страны снежный покров лежит более полугода, что не отменяет необходимость регулярного технического обслуживания дороги и ямочного ремонта асфальта.

Но при этом в технологический процесс вносят целый ряд корректив. При создании смеси обязательно используются разнообразные виды пластификаторов и отвердителей, они повышают текучесть, не позволяют слишком быстро твердеть при морозе. Не рекомендуется укладка очень толстым слоем, во избежание изменения технических параметров.

Холодный асфальт

В процессе его создания добавляют компонент, который при герметичном хранении асфальта не позволяет ему затвердеть и увеличивает вязкость до необходимых показателей. Укладка проводится при температуре состава не менее 5 C° и температуре окружающей среды не ниже –25 C°. Движение можно начинать сразу после завершения процесса.

Один из недостатков материала – слабый уровень сопротивляемости сдвигам, в связи с чем его применение целесообразно на дорогах с отсутствием пробок. Не стоит задействовать для ремонта перекрестков и остановок транспорта. А вот интенсивное движение только усилит уплотнение и сделает покрытие максимально прочным.


Преимущества такого асфальтирования:

  • длительное время хранения готовых составов, что позволяет создавать необходимый запас;
  • низкотемпературный предел укладки, позволяющий проводить работы в любых регионах страны;
  • передвижение по участку дороги можно начать сразу после завершения ремонта;
  • при укладке не требуется никакая специальная дорожная техника.

Недостатком можно считать дороговизну, невозможность использования в больших углублениях, и достаточно скорое разрушение при неплотной укладке.

Подготовительные операции

Перед проведением работ выполняются подготовительные операции:

  1. Устанавливаются ограждения мест, дорожные знаки и приборы освещения при проведении работ в темное время суток.
  2. Размечаются места (карты) ремонта с помощью мела или натянутого шнура. Карта ремонта очеркивается прямыми линиями, перпендикулярными и параллельными оси дороги, придавая правильную форму контуру и захватывая неповрежденное покрытие.
  3. Вырубаются, разламываются или фрезеруются поврежденные покрытия, убирается снятый материал. Выполняется на толщину разрушенного слоя покрытий, однако не меньше 4 сантиметров по всей длине ремонта. Когда выбоина затрагивает нижний слой, то его разрыхляют и удаляют на всю толщину.
  4. Очищаются выбоины от остатков материала, грязи и пыли.
  5. Стенки и дно просушиваются при выполнении ремонта горячим методом.
  6. Стенки и дно обрабатываются битумом или битумной эмульсией.

Горячая смесь

Если рядом находятся асфальтобетонные заводы, выпускающие горячий асфальт, лучше произвести ямочный ремонт зимой именно им. При этом учитываются природные особенности климата, длительность зимы, глубина промерзания почвы, среднее значение зимних температурных показателей. Количество мерзлого грунта не должно быть больше 70%, его максимальная толщина не более 30 см. Расчетная высота земляного полотна при наличии морозов – не более 2,5 м.

Основное условие – поддержание в стройматериале +80 C° тепла. При подготовке колдобину требуется сначала обрезать, тщательно очистить и прогрунтовать, хорошо прогреть и только потом производить мощение. Соблюдение всех технологий обеспечивает более длительную последующую эксплуатацию дороги. Кроме того, в прохладное время остывание материала проходит быстрее, а значит, движение по этому участку восстановится уже примерно через полчаса.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ трудовых затрат на устройство асфальтобетонного покрытия

Наименование работ Единица измерения Объем работ Норма времени Расценка на един. измер. Общая стоимость
на ед. измер. на объем
1 2 3 4 5 6 7 8
2-1-5л, 6б Срезка растительного слоя бульдозером под основание автодороги 1000 м2 1 1,95 1,95 1-37 1-37
2-1-26, т. 2, 1б Планировка земляного полотна автогрейдером при рабочем ходе в 2 направлениях -«- 1 0,175 0,175 0-138 0-14
20-2-3, т. 2, п. 1б Устройство водоотводной канавы 100 м3 грунта в плотном состоянии 3 2,2 6,6 1-74 5-22
20-2-12, т. 1, п. 2б Устройство корыта в земляном полотне грейдером Д-144 -«- 2 1,25 2,50 0-98,8 1-98
2-1-22, т. 7, п. 1в Уплотнение дна корыта прицепными катками весом до 3 т при четырех проходах по одному следу 1000 м2 1 0,88 0,88 0-618 1-24
Расчет № 1 приложения Подвозка песка автомобилями-самосвалами с распределением его по длине корыта, при дальности возки 15 км 1 т 320 0,32 102,4 0-205 65-60
2-1-20, т. 2, п. 2д Разравнивание песка бульдозером Д-271 100 м3 в плотном измерении 3 1,7 5,1 1-06 3-18
20-2-14, п. 3а Уплотнение песчаного подстилающего слоя в корыте прицепным катком при 4 проходах по одному следу 1000 м2 1 0,88 0,88 0-552 0-552
Расчет № 1 приложения Подвозка щебня автосамосвалами с распределением его по длине плотна и по обочине т 500 0,32 160 0-205 102-50
17-1, п. 7 Разравнивание щебня автогрейдером Д-144 100 м2 10 0,155 1,55 0-12,2 1-22
17-26 Окончательная планировка оснований под укатку -«- 10 1,6 16 0-822 8-22
17-11 Укатка щебеночного основания катком весом до 10 т -«- 10 1,65 16,5 1-16 11-60
Подготовительные работы
20-2-28, п. 1а Очистка гравийного или щебеночного основания от пыли и грязи поливомоечной машиной ПМ-ВОС с механизированной щеткой при скорости 8 км/ч при 8 проходах по ширине участка 100 м2 7,0 0,025 0,175 0-016 0-112
20-2-28, п. 4б Очистка гравийного или щебеночного основания от пыли и грязи с подметанием метлами в местах, не доступных для механизмов (принимаем условно 30 % от общего объема) -«- 3,0 2,1 6,3 0-92 2-76
17-26а, п. 1 Розлив вяжущих материалов ручным распределителем Д-125А с дополнительным подогревом 1 т 0,5 8,6 5,1 4-51 2-26
17-29, п. 2, 5 Обрезка и обрубка вручную щебеночного или гравийного основания 100 м края основания 5 2,8 14 1-38 5-52
Устройство нижнего слоя
Расчет № 1 приложения Подвозка асфальтобетонной смеси автомобилями-самосвалами при средней дальности возки 15 км с выгрузкой за основание (при толщине слоя 5 см на 100 м2 требуется 12,4 т асфальтобетона объемным весом 2,34 т/м3) т 124 0,32 39,7 0-20,5 25-42
17-23 т. 2, 2г Распределение асфальтобетонной смеси вручную 100 м2 10 5,9 59 3-26 32-60
17-12, п. 22 Подкатка асфальтобетонной смеси моторными катками 5 т при 4 проходах по одному следу -«- 10 0,27 2,7 0-19 1-90
17-12, п. 24 Укатка асфальтобетонной смеси моторным катком 10 т при 17 проходах по одному следу -«- 10 0,91 9,1 0-639 6-39
Устройство верхнего слоя
Расчет № 1 приложения Подвозка асфальтобетонной смеси автомобилями-самосвалами при средней дальности возки 15 км с выгрузкой на основание (при толщине слоя 4 см на 100 м2 требуется 9,0 т асфальтобетона объемным весом 2,38 т/м3) т 96,9 0,32 31 0-205 19-86
17-28, т. 2, 2г Распределение асфальтобетонной смеси вручную 100 м2 10 5,9 59 3-26 32-60
17-12, п. 23 Подкатка асфальтобетонной смеси моторными катками весом 5 т при 8 проходах по одному следу -«- 10 0,56 5,6 0-393 3-93
17-12, п. 24 Укатка асфальтобетонной смеси моторным катком весом 10 т при 17 проходах катка по одному следу -«- 10 0,91 9,1 0-639 6-39
17-21 Укрепление обочин щебнем или гравием 100 м2 обочин 5 0,71 3,85 0-490 2-45

Отделка поверхности покрытия

20-2-27 Разогрев пористых мест покрытия и мест, не поддающихся исправлению асфальтовым утюгом (принимается условно 1 % от общего объема) 1 м2 10 0,16 1,6 0-089 0-89
17-28 Добавление асфальтобетонной смеси в местах исправления 100 м2 0,1 4,7 0,47 2-60 0-26
17-12, прим. 1 Дополнительное уплотнение пористых мест после разогрева и добавления смеси моторным катком весом 10 т при 4 проходах по одному следу -«- 0,1 0,22 0,022 0-156 0-0156
17-61 Вырубка образцов из асфальтобетонного покрытия с заделкой мест вырубки размером 250×250 мм из расчета одна вырубка на 100 м2 покрытия 1 место 10 0,52 5,2 0-289 2-89
1-11, п. 3б, Погрузка отходов асфальтобетона на автомашину вручную после обрубки кромок 1 т 2 0,492 0-984 0-216 0-432
к = 1, 2 567,45 349-49

Литой асфальт


Представляет собой горячее вещество, состоящее из битума хорошей вязкости. После заливки оно самостоятельно уплотняется при остывании, для этого не требуется каток. Температура укладываемого материала не должна быть менее +200 градусов, поэтому требуются особые условия доставки.

Литой асфальт удобен для устранения небольших дефектов автодорожного полотна – трещин, маленьких вмятин и др.

Литая асфальтобетонная смесь (АБС) и брикеты-полуфабрикаты

Прекрасно подходят для масштабного ямочного ремонта зимой. Готовятся прямо перед использованием или создаются заранее, а затем хранятся в виде с брикетов-полуфабрикатов. Для производства АБС в котле разогревают определенное количество битума, к нему добавляют порциями песок, щебень и минеральный порошок. В течение нескольких часов содержимое перемешивается и доводится до +230 C° . Доставляется в нужное место в термосбункере.

Брикеты не содержат минерального порошка, они заготавливаются осенью с помощью форм. После полного затвердения упаковываются в полиэтилен и хранятся в прохладном помещении. По мере надобности разогревают в термосбункере небольшими партиями.

Преимущества литых АБС:

  • не требует уплотнения, и все необходимые качества приобретает в процессе остывания;
  • идеальное сцепление с полотном асфальта при самых неблагоприятных условиях;
  • высокий порог пластичности;
  • простота процесса заливки;
  • возможность экстренного восстановления и в жару, и в холод.

Главными недостатками являются использование спецтехники, сохраняющей температурные показатели при доставке. В жаоу эксплуатационные характеристики полотна ухудшаются, оно размягчается и вызывает проседание.

Особенности ямочного ремонта асфальтового покрытия зимой

В холодное время года толщина укладки увеличивается примерно на 1 см и в среднем составляет не менее 5 см. Для создания смесей дается большее количество битума. Доставка осуществляется транспортом, обеспечивающим защиту от остывания.


Уплотнение осуществляется различными видами катков или ручным оборудованием, если ремонтируемая площадь невелика.

Чтобы подготовить карту, не рекомендуется применять отбойный молоток, во избежание появления микротрещин, различных сколов, колдобин. Для подготовки лучше подойдет оборудование для резания. Ямы, имеющие глубину не менее 10 см, заделывают сразу, укладывая материал в один слой. Более мелкие ямы предварительно углубляют.

Ямочный ремонт зимой лучше делать в безветренную погоду. При скорости ветра более 5 м/с и достаточно сильном морозе работу стоит отложить до лучших погодных условий.

Все этапы восстановления асфальта зимой должна быть максимально согласована всеми участвующими в процессе структурами. Важную роль играет четкая организация производства, доставки, распределения и уплотнения стройматериала, проведение тщательной подготовки карты.

Техника безопасности

При производстве строительных работ необходимо руководствоваться следующими документами:

— Правилами техники безопасности в строительстве (СНиП III-А.11-70);

— Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (М.: Металлургия, 1976).

Особое внимание необходимо обратить на следующее:

— все подготовительные и механизированные работы должны производиться под непосредственным руководством инженерно-технических работников, назначенных приказом;

— строительная площадка должна бить обеспечена аптечкой с медикаментами, питьевой водой;

— рабочие, обслуживающие машины, должны иметь установленную спецодежду оранжевого цвета, спецобувь для работы с горячими материалами и рукавицы;

— запрещается рабочим находиться в опрокинутом кузове автосамосвала и раскачивать его при затрудненной выгрузке смеси;

— моторные катки должны быть оборудованы устройством для смазки вальцов и навесом над рабочим местом машиниста, иметь исправный звуковой сигнал;

— при последовательной работе нескольких катков дистанция между ними должна быть не менее 5 м;

— включать двигатель катка должен только машинист. Двигатель следует запускать на позднем зажигании;

— нельзя запускать перегретый двигатель;

— при изменении направления движения катка необходимо подать предупредительный сигнал;

— инструмент, применяемый для отделки асфальтобетонного покрытия на горячей смеси, должен быть подогрет в передвижной жаровне. Запрещается подогревать инструмент на кострах;

— категорически запрещается производить отделку покрытия (затирку пористых смесей) перед движущимся катком.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]