Основная сфера применения асфальтобетона – это строительство и ремонт дорожных покрытий. Тем не менее, он востребован и в работах по благоустройству территорий.
Так, асфальтобетон может использоваться для покрытия:
- Тротуаров
- Пешеходных дорожек
- Садовых дорожек
- Велосипедных дорожек
- Беговых дорожек
Последний вариант мы подробнее рассмотрели в статье Асфальт для детских и спортивных площадок. Здесь же мы поговорим о том, какие материалы лучше подойдут для асфальтирования разных видов дорожек и на какие нюансы ну жно обратить внимание при проведении таких работ.
Как выбрать асфальт для дорожки или тротуара
На рынке строительных материалов представлено большое разнообразие асфальтобетонных смесей (АБС). Они отличаются составами, соотношением компонентов и размерами минерального наполнителя: щебня, гравия, песка и отсева. У каждой из них есть своя сфера применения.
Вы можете воспользоваться таблицей ниже, чтобы выбрать подходящий вид материала под конкретную задачу:
Вид работ | Горячий крупнозернистый асфальт | Горячий мелкозернистый асфальт | Горячий песчаный асфальт | Холодный мелкозернистый или песчаный асфальт | Срезка асфальта |
Тротуар, пешеходная дорожка в городе | – | + | +++ | – | + |
Длинная садовая дор ожка | – | + | + | + | +++ |
Небольшая садовая дорожка | – | + | + | +++ | + |
Как читать таблицу:
- «+++» – это оптимальный вариант для данного вида работ
- «+» – материал можно использовать, но есть более выгодные варианты по соотношению цены и качества
- «–» – этот асфальт либо не подходит для такой задачи по своим техническим характеристикам, либо брать его невыгодно
Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:
Конечно, никто не запрещает вам использовать какой угодно асфальт для благоустройства – особенно если речь идет о частной территории. Но если вы закажете неподходящий материал, то рискуете выкинуть деньги на ветер.
Для наглядности давайте разберем эти рекомендации на конкретных примерах:
- Тротуары и пешеходные зоны в городе занимают большие площади. К тому же движение по ним довольно интенсивное, особенно на центральных улицах. Здесь требуются крупные партии материала, и при этом – достаточно качественного. Срезка асфальта (асфальтовая крошка) стоит дешево, но поскольку это вторичный продукт, то она никак не сертифицируется. А холодный асфальт продается мешками, и закупать его в больших объемах невыгодно. Поэтому для таких целей берут универсальные горячие смеси.
- А вот дорожки в частном дворе небольшие , на них не нужно так много материала. Самым выгодным вариантом здесь будет асфальтовая крошка. Но в продаже ее можно найти только в сезон дорожно-ремонтных работ. В ее отсутствие можно воспользоваться холодным асфальтом. Его легко укладывать и трамбовать вручную. А значит, вам не придется тратить деньги на наем рабочих.
- Крупнозернистый асфальт содержит зерна щебня до 40 мм в диаметре. Такую смесь сложно укладывать вручную. А для ее укатки нужна тяжелая дорожная техника. Поэтому в работах по благоустройству этот вид асфальта практически не используется.
Есть еще одна интересная разновидность материала – это литой асфальт. В отличие от горячих и холодных смесей, он представляет собой пластичную массу, которая буквально растекается по подготовленному участку. А еще она уплотняется под собственным весом, не требуя привлечения специальной техники. На первый взгляд, это идеальный вариант для пешеходных дорожек. Но в реальности он практически не используется. Почему? В следующем разделе мы подробнее рассмотрим нормативные требования к асфальту для благоустройства и ответим на этот вопрос.
Где используют такой материал?
Применение асфальтовой крошки можно найти во многих сферах. В большей степени она встречается при:
- Строительстве дорог, шоссе;
- Возведении небольших площадок у загородных домов;
- При обсыпании стадионов и игровых зон в парках и развлекательных центрах на улице.
Как видим, использовать её можно во многих сферах, не редко крошку можно встретить в лесных массивах парков, где обсыпаны вело и пешеходные дорожки. При строительстве новых магистралей асфальтовой крошкой укрепляют съезды и обочины, защищая новое полотно от деформации и колебаний. Интересная особенность последних лет — это то, что многие строительные компании используют крошку для отсыпания верхнего слоя основания перед тем, как укладывать чистовой пол. Это служит дополнительной изоляцией от сырого фундамента.
На сегодня популярной среди дачников крошка стала из-за своей относительно не высокой стоимости. Современные поселковые дороги обустраивают из крошки. Ведь в сравнении с похожими по применению щебневыми, либо бетонными дорогами, имеет весомые отличия:
- Обладает высокой стойкостью к влаге и разнообразным погодным условиям;
- Долговечна;
- Не размывается паводками;
- Значительно ниже по себестоимости, учитывая небольшие затраты на производство.
Тип и марка асфальта для тротуаров
Существующие ГОСТы на асфальтобетон и АБС распространяются в первую очередь на материал для дорожного строительства. Отдельных стандартов на смеси для благоустройства нет. Это объясняется тем, что нагрузка на тротуары в городе незначительная. Сравните сами: средний вес человека – 70 кг, а легкового автомобиля – 1000-1500 кг.
Поэтому выбор асфальта для пешеходных зон продиктован не столько техническими характеристиками (прочностью , износостокойкостью и другими), сколько соображениями экономической выгоды.
Например, в ТР 127-01 в качестве оптимальных приводятся такие характеристики материала:
- Зернистость – мелкозернистый или песчаный
- Тип (содержание щебня) – В (30-40% щебня или гравия) или Д (песчаный)
- Марка – II, III
Эти рекомендации обусловлены тем, что смеси с низким содержанием щебня более пластичны. Для их уплотнения не нужны тяжелые дорожные катки, которым на тротуаре будет не развернуться.
При этом на участках, по которым не планируется движение автотранспорта, выгоднее использовать песчаные смеси. Как правило, они стоят дешевле. Щебеночный же асфальт кладут в покрытие пешеходных зон шире 2-3 м. По ним будет периодически ездить уборочная техника, поэтому в таких случаях нужна дополнительная прочность.
Также нормативные документы предусматривают возможность использования литого асфальта для покрытия тротуаров. Более того – в ТУ 5718-002-04000633-2006, где устанавливаются требования к литым АБС, выделяется отдельный тип смеси для этих целей.
Она имеет такие характеристики:
- Тип – IV (песчаный)
- Максимальный размер зерен – 5 мм
- Массовая доля битума и минерального порошка – 17-23%
Но, как мы отмечали, на практике из литого асфальта дорожки не делают. Ответ на вопрос «почему» становится понятен, если сравнить нормативные требования к нему и к обычным горячим смесям.
Они приведены в ГОСТ 9128-2013 и ТУ 5718-002-04000633-2006:
Вид асфальта / Показатель | Горячий плотный или пористый асфальт типа В | Горячий плотный или пористый асфальт типа Д | Литой асфальт типа IV |
Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С, МПа, не менее | 1, 0-1,3 | 1,0-1,5 | 0,7 |
Водонасыщение, % по объему, не более | 4,0-10,0 | 4,0-10,0 | 7,0 |
Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:
А теперь посудите сами: производство литого асфальта – процесс дорогостоящий. На это уходят большие объемы битума и минерального порошка. А для доставки смеси нужен специальный транспорт, оборудованный герметичным контейнером (кохером) и мешалкой. В итоге стоимость материала подскакивает в 1,5-2 раза по сравнению с обычным горячим асфальтом.
Также из таблицы видно, что по своим характеристикам литые АБС не лучше (а где-то и хуже) обычных. То есть никакого смысла переплачивать нет.
Теперь вы знаете, какой тип и марку асфальта лучше брать для работ по благоустройству территории. В заключительном разделе мы разберем основные тонкости этого процесса. А также поговорим о том, как можно сделать свою дорожку не только функциональной, но и красивой.
Альтернативные варианты
Кроме того, потребителями часто задается вопрос: что лучше, асфальтовая крошка или щебень? Однозначного ответа на него нет, так как эти материалы, включая песок и бой кирпича и бетона, как правило, выполняют одни и те же функции. Но цена у крошки ниже, а щебень обладает менее вредным воздействием за счет отсутствия в составе битума. Так что делать выбор необходимо, основываясь на обстоятельствах и личных предпочтениях.
Подводим итоги
Таким образом, асфальтовая крошка станет для вас идеальным вариантом, если вы цените простоту и удобство в укладке и предпочитаете тратить лишние средства на себя и своих близких, а не на строительные материалы. Для стоянки или подъездной дороги, спортивной площадки или пола в гараже – этот материал удовлетворит любые ваши потребности!
Садовые дорожки — важный атрибут ландшафтного проектирования. Стоит учитывать, что они должны быть не только красивыми, но и функциональными. И в этой статье хотелось бы рассмотреть дорожки, к которым не нужно привлекать внимание. Для таких садовых дорожек идеально подходит асфальтовое покрытие.
Особенности асфальтирования дорожек и тротуаров
Общая схема укладки асфальта достаточно универсальна. Она остается одинаковой для всех случаев его использования. Поэтому мы не будем ее подробно разбирать.
Если вам нужны пошаговые инструкции, советуем ознакомиться с соответствующими статьями на нашем сайте:
- Технология укладки срезки асфальта
- Технология укладки горячего асфальта
- Технология укладки холодного асфальта
Здесь же мы остановимся на основных нюансах, которые нужно учитывать при проведении работ.
Обустройство дорожек и тротуаров имеет такие особенности:
- Толщина асфальтобетонного слоя Если вы обустраиваете дорожку на своем участке или в саду, то укладывать толстый слой материала не нужно – достаточно будет 3-4 см (5-6 см до тр амбовки). На центральных городских улицах толщину увеличивают до 6 см – на случай, если по тротуару будет ездить уборочная техника и другой легкий транспорт. А на участках с особо интенсивным движением асфальт кладут в два слоя, по 4-6 см каждый. Такая схема, например, применяется в Москве.
- ОборудованиеДорожные асфальтоукладчики на тротуаре не развернутся, поэтому их укладывают при помощи малогабаритной техники – небольших самоходных или ручных катков либо виброплит. Если вы делаете дорожку из холодного асфальта или асфальтовой крошки, то ее можно утрамбовать вручную. Но такой вариант работает только в теплую погоду и занимает больше времени. На крайний случай можно укатать покрытие колесами автомобиля. Но так труднее добиться равномерного уплотнения.
- Технологические свойства асфальтобетонных смесейЭтот пункт вытекает из предыдущего. Поскольку тяжелая техника для таких работ не используется, асфальт должен быть пластичным и уплотняемым. Не берите для обустройства дорожек АБС с высоким содержанием щебня (типы А, Б) или крупную (больше 20 мм в диаметре) асфальтовую крошку. С ними будет очень сложно работать.
Еще один момент, который здесь актуален – это внешний вид дорожек. Ведь владельцам частных домов обычно хочется, чтобы их участок выглядел опрятно и радовал глаз. Но асфальт на городских улицах часто кажется серым, тусклым и унылым. Можно ли сделать так, чтобы он «заиграл»? Давайте остановимся на этом подробнее.
Подготовка грунта
Пед тем как приступить к подготовке грунта под асфальт необходимо определится с размерами и границами дорожки. При выборе места под дорожку нужно обратить внимание на то, чтобы рядом не росли деревья, так как в будущем их корни будут разрастаться и разрушать асфальтовое покрытие. В пределах выбранных границ дорожки снимается и утрамбовывается слой грунта на глубину примерно 30,0 см.
Далее, чтобы очертить границы тротуара устанавливаются с обеих сторон бордюры, цель которых не только определение границ, но так же задержать асфальт от расползания асфальта. Для этого с обеих сторон выкапываются траншеи, натягивается контрольный шнур и на цементный раствор укладываются кирпичи или другой материал для бордюр.
Для того чтобы асфальт служил долго и не проваливался нужно соорудить под него подушку. Сам процесс создания подушки происходит в несколько этапов:
- На утрамбованное дно траншеи на высоту 15 — 20 см засыпается песок. Этот слой тщательно утрамбовывается.
- Поверх него засыпается слой щебня крупной фракции толщиной около 40,0 см.
- Далее прокладывается слой гидроизоляции.
- Поверх этих двух слоев и гидроизоляции сооружается еще один, из гравия мелкой фракции.
- Чтобы все эти три слоя были плотными, заливаем их водой и опять хорошо утрамбовываем. Таким образом можно считать, что подушка готова.
- Единственно, что нужно добавить, так это сооружение по бокам дренажных отверстий для сбора дождевой воды с дорожек.
Создание декоративных дорожек из асфальта
Сам по себе асфальт не отличается эстетичным внешним видом. Покрытия из горячих и холодных смесей после укладки могут похвастаться насыщенным черным цветом, но со временем они истираются и блекнут. А дешевая срезка изначально имеет невзрачно-серый оттенок.
К счастью, есть разные способы придать асфальтовой дорожке оригинальности:
- Бордюрный камень Обустройство бордюра – это обязательный элемент строительства дорожки, если она возвышается над уровнем земли. Он защищает края асфальта от раскрашивания и осыпания. Кроме того , поребрик выполняет и декоративную функцию. Можно использовать как традиционный камень белого или светло-серого цвета, так и различные цветные разновидности.
- Зонирование тротуарной плиткойВы можете создать комбинированную дорожку, сочетая участки из асфальта и облицовочных материалов. Так вы убьете двух зайцев. С одной стороны, декоративная плитка «оживит» участок, придаст ему разнообразия. С другой стороны, такая конструкция обойдется дешевле, чем если бы вы полностью замостили территорию. Только имейте в виду, что класть плитку на уже существующий асфальт не рекомендуется.
- Укладка покрытия из резиновой крошкиАсфальтобетон – это хорошее и надежное основание под всевозможные резиновые материалы: плиточные, рулонные и бесшовные (их еще называют «мягким асфальтом»). Они выпускаются разных цветов, а также выполняют роль амортизирующего покрытия на участках, где играют дети. Главное условие – асфальтобетон должен иметь небольшой уклон, чтобы на нем не застаивалась вода.
- Нанесение битумной эмульсии или мастикиТак можно «освежить» старое покрытие, вернув ему насыщенный цвет свежеуложенного асфальта. Кроме того, битумные составы закупоривают мелкие трещины и поры на поверхности дорожки и защищают ее от разрушения водой, льдом и противогололедными реагентами. Благодаря этому асфальт служит дольше.
- Нанесение резиновой или полимерной краскиС ее помощью можно быстро покрасить покрытие в любой цвет радуги. Правда, смотрится это не очень естественно и часто выбивается из дизайна участка. Кроме того, даже самые качественные краски со временем тускнеют и стираются, не говоря уже о более дешевых составах.
- Цветной асфальтРади полноты картины мы упомянем этот вариант, но на практике к нему почти не прибегают. Дело в том, что для производства такого материала нужен специальный обесцвеченный битум или синтетическое вяжущее. Добавьте к этому стоимость пигментов, и станет понятно, что цветной асфальт – удовольствие совсем не из дешевых. Если вам очень хочется сделать дорожку определенного цвета, который не потускнеет со временем, то дешевле будет заказать декоративную плитку.
Подведем итог.
Асфальт пользуется популярностью не только в области дорожного строительства, но и при благоустройстве и оформлении территорий – как городских, так и частных. Из него делают покрытия тротуаров, пешеходных, садовых, велосипедных и беговых дорожек. В городах для этого используется горячий материал на основе песка или мелкого щебня. Но для частного дома самой выгодной будет срезка асфальта. Если объем работ небольшой, можно использовать холодные смеси. Они не требуют нагрева и легко укладываются вручную.
Один из минусов материала – это его скромные декоративные свойства. Чтобы привнести разнообразия в оформление участка, асфальтовую дорожку можно украсить бордюром или плиткой, покрыть специальной краской или уложить на нее мягкое резиновое покрытие.
Технология укладки асфальтовой крошки
В строительстве дорог такую технологию стали использовать относительно недавно, однако за непродолжительное время она полностью подтвердила свое преимущество. Как выше говорилось, асфальтовая крошка является вторичным продуктом, точнее следствием многослойного снятия старого дорожного покрытия с последующим дроблением. Несмотря на дешевизну производства, материал выделяется весомой прочностью и поддается обработке.
Одним из главных преимуществ такого материала многие называют возможность плотного заполнения всех пустот и трещин в покрытии. Даже со временем и постепенным утрамбовыванием при помощи автомобилей такое покрытие становится только крепче и прочней. За счет плотной укладки дорога практически не подвержена размыванию.
Работать с таким материалом невероятно просто, главное знать основной цикл и технологию укладки, включающие несколько последовательных этапов:
- Первое, что нужно сделать – это расчистить максимально качественно кладочную зону, после чего уложить, так называемую «подушку». В каждом конкретном случае она может отличаться в зависимости от спецификации будущей дороги. К примеру, можно использовать щебень, бетон или бой кирпича. В каких-то случаях оправдано укладывать по несколько слоев перечисленных материалов.
- После этого поверхность нужно тщательно разровнять, используя для этого специальную дорожную технику.
- Далее высыпать сам материал будущего покрытия и разровнять его по всей плоскости.
- Последний этап включает утрамбовку катками. После всех перечисленных этапов дорога готова к использованию.
Примечание: тут нужно отметить особенность, что для таких покрытий не рекомендуется использовать катки весом более 10 тонн. А если предварительно залить полотно битумом, можно добиться лучшей прочности и не проницаемости покрытия.
Учитывая главное преимущество такого материала, как низкую стоимость, все больше людей отсыпают дороги у себя на участках именно из крошки. Кроме того, постепенно она вытесняет классические материалы, такие как тротуарная плитка и брусчатка, применяемых для обустройства детских площадок и парковых зон.
При самостоятельной укладке ручным способом нужно аналогично сохранять технологию и этапность работы, чтобы достичь положительного результата.
Примечание: особое внимание уделите пролеганию коммуникаций. Учитывайте тот факт, что рано или поздно придется менять трубы и тому подобное, что соответственно приведет к разрушению полотна.
Когда определили размеры участка, заказываем из расчета на 100 квадратов порядка 10-12 тонн асфальтовой крошки. Учитывайте объем работы. Если площадь действительно большая лучше взять в аренду небольшой каток. Как правило, завод продающий материал с радостью даст в пользование свою технику, естественно за дополнительную плату.
Когда материал заказан, можно приступать к подготовке участка, а именно удалению верхнего слоя грунта. Учитывайте, что убрать придется не менее 20 см. В итоге образуется характерная траншея. По желанию на дно можно положить слой геотекстиля, он позволит избежать проседания грунта.
Поверх геотекстиля или земли укладывается насыпь (подушка) из щебня и песка. Каждый слой не менее 3-5 см. В принципе, если на участок не планируется высокое давление, можно обойтись и без этих материалов.
Примечание: объем грунта большой, поэтому заранее позаботьтесь о вывозе земли.
После всех подготовительных работ можно смело приступать к отсыпке крошки, делать это нужно последовательно. Для удобства следует обзавестись парой ассистентов, потому что в одиночку будет сложно справиться с таким объемом работы. Крошка высыпается небольшими «партиями», чтобы избежать образования пустот. Если площадь большая, лучше используйте каток. В управлении им ничего сложного нет, но при этом вы сэкономите кучу времени и сил. Чтобы добиться прочности покрытия, следует предварительно нанести битумную эмульсию. Благодаря битуму оно будет только крепче, а также станет стойким к перепадам температуры в холодный период.
Технология укладки на обочинах и съездах идентична и выполняется по той же схеме. Материал считается лучшей альтернативой для щебня и песка, но для сравнения с классическим покрытием у него не хватает прочности, все-таки крошка рыхлая по своей структуре.
Стоимость реконструкции
Вопрос цены является главным для многих. То, сколько придется заплатить заказчику за восстановление асфальтной дорожки, определяется:
- размером (ширина, длина, глубина) дефектов, выбоин;
- количеством повреждений;
- расположением разрушенных участков на поверхности полотна;
- условиями проведения восстановительных работ;
- наличием рядом проходящей ливневой канализации, люков;
- объемом использованного асфальтобетона, его составом;
- видом ремонтируемой поверхности (пешеходная тропа, велосипедная дорожка, примыкающий дорожный элемент, съезд);
- необходимостью предварительного проведения демонтажных и других подготовительных работ;
- необходимостью вывоза и последующей утилизации строительных отходов;
- типом применяемой реконструктивной технологии.
Если восстановление было проведено с соблюдением всех требований и норм, дорожка прослужит еще очень долго.
Почему возникает необходимость в реконструкции асфальтовых дорожек
Среди основных причин, ухудшающих состояние покрытия:
- Естественный износ, временной фактор. Асфальт прочный, но с годами он теряет свою целостность. Чтобы продлить срок его службы, нужно не допускать движения по поверхности габаритной техники. В холодное время года нежелательно обрабатывать его агрессивными реагентами.
- Нарушение условий монтажа. Некачественный дренаж или полное его отсутствие, неутрамбованное грунтовое основание — все это причины проседания поверхности. Зимой большой урон асфальтобетону наносят осадки. Они попадают в небольшие трещины, таят в них, а затем замерзают. Как известно, при замерзании вода расширяется. Из-за этого небольшие дефекты увеличиваются. В результате весной приходится проводить реставрационные мероприятия. Чтобы избежать такого сценария, нужно закрывать все дефекты весной.
- Нарушение правил эксплуатации. По пешеходным дорожкам не должна перемещаться габаритная техника — она разрушает его. Летом бетон нагревается и немного размягчается. Если в это время на нем будут стоять тяжелые предметы, могут образоваться углубления, неровности. В последующем их придется удалять.
Правильное использование и своевременный ремонт дорожек — гарантия их долгой службы. Реконструкцию всегда следует проводить на ранних этапах деформации.
Содержание:
- Устройство асфальтовых дорожек 1.1. Битум 1.2. Песок 1.3. Гравий, щебень
- Особенности асфальтовых дорожек
- Почему возникает необходимость в реконструкции асфальтовых дорожек
- Технологические решения 4.1. Борьба с ямами 4.2. Реконструкция трещин 4.3. Герметизация
- Стоимость реконструкции
При устройстве пешеходных зон, парков, придомовых территорий часто прокладывают асфальтные дорожки. Это быстро возводимый и доступный по цене вид дорожного покрытия, позволяющий сделать движение пешеходов и велосипедистов комфортным и безопасным.
С годами эксплуатационные свойства асфальтовых дорожек ухудшаются. Тогда приходится проводить их ремонт. Важно начать реконструкцию при появлении первых несущественных дефектов. Тогда удастся продлить срок службы поверхности, сэкономить время и денежные средства.