Садовые и дачные тропинки нуждаются в благоустройстве. Сделать это можно по-разному: засыпка гравием или керамзитом, укладка плитки. Есть еще один вариант: заливка бетонной смесью. Получается долговечное, прочное, ровное уличное покрытие. Если есть желание, его можно украсить и получить качественную имитацию мокрого камня, брусчатки, плитки. Разберемся во всех тонкостях изготовления садовых дорожек из бетона своими руками.
№1. Чем хороши бетонные дорожки?
Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:
- простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
- низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
- возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
- обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
- прочность и долговечность;
- противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).
Среди недостатков можно назвать:
- отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
- трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
- возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.
Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?
Преимущества, недостатки
Как и любые другие покрытия, бетонные дороги имеют множество плюсов:
- прочность, надежность, долговечность – поверхность остается целой десятки лет;
- поверхности легко придать практически любую конфигурацию;
- доступная цена – цемент, песок, вода, из которых состоит покрытие, стоят совсем немного;
- простота укладки – легко создать собственноручно, не имея специальных навыков;
- высокая устойчивость к механическим повреждениям, износостойкость, даже при активной эксплуатации;
- материал не теряет своих качеств, даже при воздействии жестких погодных условий – дождя, ветра, мороза, жары, снега;
- возможность вписать тропинку даже в самый сложный рельеф, садовый дизайн.
Но существуют также минусы:
- по причине сезонной подвижности грунта на дорожках часто появляются трещины;
- бетонная поверхность – капитальное сооружение, место его расположения поменять сложно;
- при неправильном исполнении дорожка испортит внешний вид участка.
№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?
Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:
- цемент не ниже марки 300;
- песок;
- щебень;
- гидроизоляционные добавки в бетон;
- куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
- деревянные или стальные колышки;
- кувалда или молоток для забивания колышков;
- емкость для замешивания раствора;
- пара лопат;
- стальная строительная сетка;
- гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
- мастерки и шпатели.
№4. Как спроектировать дорожку?
Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.
Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.
№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?
Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.
Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:
- для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м3. Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
- бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м3. Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.
Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.
№6. Как выполнить разметку?
По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.
Выводы
Садовая дорожка их целлофановых пакетов может стать настоящим украшением любого ландшафтного дизайна. Она отличается универсальностью, сочетается с разными стилями. Сделать такую тропинку своими руками достаточно просто. При изготовлении рекомендуется использовать цемент 500, он обеспечит необходимую прочность покрытия. При необходимости всегда можно заказать готовый бетонный раствор. Оптимизировать процесс укладки дорожки поможет приглашение большого количества помощники, которые быстро расфасуют бетон в целлофановые мешки. Добавление колера в бетонный раствор позволит сделать цветную садовую тропинку.
№7. Как подготовить грунт?
На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.
Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.
Проектирование
От того, насколько тщательно будет продуман проект и проведены необходимые расчеты, напрямую зависит конечный результат. Для этого понадобится проделать следующую работу.
- Выбрать место для дорожки. Лучше прокладывать ее там, где уже сформировалась естественная тропинка: люди всегда интуитивно выбирают оптимальный путь.
- Посмотреть, чтобы дорожка не проходила под кронами больших деревьев и под карнизами крыш. Это позволит избежать повреждения полотна древесными корнями и стекания на бетон влаги с листьев или крыши, которая может повредить материал.
- Определиться с формой и конструкцией.
- Решить, какой будет ширина. Если участок небольшой, достаточно и сорока сантиметров. Однако если свободное место позволяет, лучше делать дорожки шириной 60-80 сантиметров.
- Предусмотреть наличие или отсутствие бордюров. Если вы не планируете устанавливать такие элементы, придется приподнять дорожное полотно над уровнем почвы. Это потребует проведения дополнительных работ, но зато предотвратит осыпание краев бетонной конструкции и защитят ее от проседания.
№8. Как монтировать опалубку?
Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.
Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.
№9. Как обустроить подушку?
Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:
- распределение нагрузки бетона;
- дренаж.
Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.
Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.
Советы, рекомендации по уходу
После долгой зимы, длительного отсутствия хозяев на даче, бетонные тропы часто требует очистки, ремонта, реставрации. На поверхности, по краям образуются трещины, выемки, сколы, ямки, не всегда добавляющие покрытию декоративности, ведь со временем повреждения станут больше, сквозь них прорастет трава.
Специалисты советуют следующее:
- подправить края полотна – очистить поверхность, обработать грунтовкой, выполнить по краям опалубку, замазать дефекты бетонной смесью;
- выровнять всю плоскость полотна – загрунтовать поверхность, установить опалубку, залить полужидким раствором до образования ровной поверхности;
- крупные выбоины перед заливкой армируют сеткой из металла;
- если дорога выполнена из плитки, разбитые фрагменты заменяют целыми, под просевшие места наливают немного цемента, предварительно вынув детали;
- когда вместо плитки в бетон вложены деревянные спилы, которые пришли в негодность, их проще всего заменить новыми, предварительно пропитав гидрофобными составами;
- сорняки, даже самые мелкие, выросшие вблизи дорожки, требуется вовремя удалять – их корневая система постепенно разрушает поверхность;
- важно следить за тем, чтобы тропинки не размывались водой, своевременно чистить их от снега;
- окрашенные дорожки периодически поливают из шланга, чтобы не скапливалась пыль.
Все тропинки необходимо содержать в чистоте – так они прослужат долго, сохраняя красивый внешний вид.
№10. Подготовка бетона и замешивание
Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.
Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.
Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке или растворосмесителе, но при их отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.
По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.
Способы декоративного оформления
Чтобы тропинка стала красивой, используется различный декор. Поверхность делается гладкой либо фактурной, однотонной или цветастой.
Доступных вариантов декорирования существует несколько:
- штампование;
- окрашивание вручную;
- применение трафаретов, форм.
Наиболее легкий способ – имитация плитки. Для этого берется металлический прут, при помощи которого чертятся произвольные линии, шириной пять-семь мм, имитируя плиточки. В других вариантах допустимо использования штампов.
Если хочется добавить ландшафту ярких красок, тропы окрашивают в любой колер. Для этого применяют акриловые краски, наносимые на застывший бетон. Иногда красители добавляются непосредственно в раствор – это позволяет выполнить объемную покраску.
Сама оригинальная форма дорог станет лучшим украшением. При наличии достаточного пространства в саду делают лабиринты из тропинок, множество развилок, ступеньки. Вдоль дорожек часто сажают «живые бордюры», миксбордеры. Обрамлением «пешеходных путей» легко станут ряды цветных стеклянных либо пластиковых бутылок, насыпь из «светящихся» камушков.
Окрашивание
Бетон окрашивают кислотными, акриловыми составами, полиуретановыми лаками. Рекомендуется применять специальные краски, глубоко проникающие в поверхность. В их составе, кроме колера, содержится поливинилхлорид, эпоксидные смолы, латекс. Качественно выполненное покрытие не теряет колер несколько лет. Краска должна быть устойчивой к истиранию, выгоранию на солнце, растрескиванию, но при этом воздухопроницаемая.
Для нанесения красок потребуется:
- железная щетка;
- шпатель;
- кисточка, валик или распылитель;
- емкости для красителя;
- сам краситель;
- грунтовка, шпаклевка по бетону.
Ровная поверхность просто подметается, обезжиривается, состоящая из отдельных плиток – очищается от растущей травы. Окрашивать допустимо по прошествии как минимум месяца после заливки бетона, при температуре выше +10 градусов. Далее, с разницей 12-15 часов, наносятся слои краски. Фактурную поверхность рекомендуется красить кистью, ровную – валиком, краскопультом – любую.
Использование форм, трафаретов
Трафареты, формочки для плитки обычно выполняются из пластика – чем он толще, тем долговечнее изделие. Менее распространены силиконовые варианты, самодельные выполняются из дерева. Формы имеют дно, трафареты его лишены. При использовании данных предметов дополнительно используют смазочные составы, чтобы готовые плитки не прилипали. Если хочется разнообразить оформление покрытия, берут элементы разной конфигурации. Многие производители выпускают формы-трафареты с несколькими разными ячейками.
В состав плиток часто добавляют керамогранит, разноцветную гальку, пластификаторы и др. Круглые трафареты легко сделать из нарезной кусками по 8-12 см металлической трубы, квадратные, многоугольные – из фанеры, брусков, металла. Иногда формы отливают из силикона – для этого берут подходящий образец, помещают его в ведро или опалубку, предварительно смазанную солидолом, а пространство между ними заполняют силиконом из тюбика.
Особым образом изготовленная плитка правдоподобно имитирует камень, кирпич, деревянную поверхность. Из маленьких плиточек выкладывают мозаику.
Штамповка
Интереснейший способ декора – штампованный бетон. Это бетонная плоскость, на которую при помощи штампов (покупных либо самодельных) нанесено тиснение.
Рисунок обычно имитирует:
- плитку;
- шкуру леопарда;
- кирпич;
- круги на воде;
- наскальную живопись;
- следы ладоней, стоп человека;
- отпечатки лап зверей и птиц.
Перед началом выполнения штампов бетон должен приобрести достаточную пластичность.
№11. Армирование и заливка
На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.
Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.