Асфальтовое покрытие, используемое для дорожного строительства практически во всех странах мира, может быть классифицировано по нескольким категориям. При этом практически все разновидности асфальтобетона требуют обязательного уплотнения при укладке, от чего напрямую зависит качество дорожного полотна. Однако существует материал, который вообще не требует уплотнения – литой асфальт.
«Литой асфальт – жидкая горячая асфальтобетонная смесь, способная самостоятельно набирать необходимую плотность и твердость, не требующая уплотнения ни дорожными катками, ни ручным оборудованием»
Перед укладкой литой асфальт разогревается до температур от 190 до 250°C, а в процессе охлаждения смесь самостоятельно набирает прочность, превращаясь в твердое и гладкое покрытие. Материал может использоваться как для строительства автомобильных дорог, так и для асфальтирования небольших площадей.
Какими преимуществами отличается литой асфальт
Литой асфальт имеет целый перечень преимуществ, которые выделяют его в сравнении со многими другими разновидностями асфальтобетона. При этом на территории нашей страны материал не является основным для дорожного строительства, так как имеет высокую стоимость. Однако многие считают, что его особенности компенсируют высокую цену материала.
Преимущества литого асфальта:
- Не требует уплотнения;
- Высокая стойкость к коррозии и деформации;
- Внушительная прочность и твердость материала;
- Хорошая износостойкость;
- Повышенная плотность (остаточная пористость всего 2%);
- Высокая влагоустойчивость;
- Длительный срок службы;
- Покрытие получается гладким и ровным;
- Стойкость к высоким и низким температурам;
- Стойкость к перепадам температуры;
При этом все перечисленные эксплуатационные характеристики являются не просто высокими, а превосходящими характеристики других распространенных видов асфальтобетона. Для наглядности ниже таблица со сравнением основных характеристик 3-х материалов.
Характеристики мелкозернистого асфальтобетона
Еще несколько десятилетий назад асфальтобетонная смесь, содержащая мелкие фракции, плохо переносила перепады температур, перемену влажности и воздействие солнечных лучей. Современные производители решили эту проблему путем использования специальных присадок. Поэтому сегодня асфальтобетон этого типа широко используется при строительстве дорог разного предназначения.
Одно из основных преимуществ этого стройматериала – мелкозернистый и другие типы асфальтобетона укладываются без использования дорогостоящих процессов. В отличие от асфальтобетонной смеси для устройства дорожного покрытия из железобетонных плит применяется резка стройматериала алмазными кругами.
Полезный совет! Заказывая мелкозернистый асфальтобетон на производстве, необходимо потребовать от изготовителя сертификат качества. В документе должны быть необходимые характеристики на конкретную партию продукции.
Наиболее прочные, износостойкие и долговечные – щебенистые смеси, используемые для устройства взлетно-посадочных полос аэродромов и твердых покрытий трасс с интенсивным движением. Прочность дорог из гравийных смесей ниже за счет того, что гладкая поверхность гравия имеет свойство уменьшать силы адгезии, которые удерживают его в асфальтобетоне. Менее прочные – смеси из природного песка. Они используются для устройства пешеходных зон и покрытия дорог с неинтенсивным движением.
Относительное сравнение литого, горячего и холодного АБ
Материал | Прочность и твердость | Износостойкость | Срок службы | Сопротивляемость попаданию влаги | Стоимость |
Литой асфальт | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 2 балла |
Горячий АБ | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов | 5 баллов |
Холодный АБ | 3 балла | 3 балла | 3 балла | 3 балла | 3 балла |
Стоит обратить внимание, что холодный асфальт
предназначен не для масштабного строительства дорог, а для быстрого ремонта или укладки асфальта на небольших территориях при холодной погоде.
При этом укладка асфальта чаще всего производится горячим асфальтобетоном
, так как он имеет высокие эксплуатационные характеристики, совмещенные с приемлемой ценой.
Область применения
Асфальтобетон – стройматериал с отличными прочностными характеристиками, поэтому он широко применяется для устройства долговечного твердого покрытия автодорог, пешеходных зон, рулежных дорожек аэродромов и взлетно-посадочных. Каждый из компонентов в составе смеси играет определенную роль и помогает придать асфальтобетону свойства, позволяющие применять его при устройстве твердых дорожных покрытий:
- Битум (модифицированный, натуральный). Он выполняет функцию органического вяжущего и склеивает между собой твердые компоненты асфальтобетонной смеси, предотвращая относительные перемещения. Его получают путем перегонки нефтепродуктов с использованием химического синтеза или добывают из естественных залежей битуминозных пород и асфальта.
Читать по теме: Выбор качественного семейного автомобиля
- Мелкий щебень и песок. Использование этих сравнительно недорогих стройматериалов в дорожном строительстве позволяет заполнить пустоты, образующиеся в теле асфальтобетона. Песок и щебень разного размера эффективно повышает механическую прочность, износостойкость и срок службы дорожного покрытия.
- Минеральный порошок. Он эффективно снижает текучесть и расход битума. Его получают путем разлома известняков, доменных шлаков, битуминозных известняков и доломитов. Тонкость помола порошков – до 0,071 мм. Иногда в качестве минеральных порошков используют различные порошкообразные отходы промышленности, например, пыль уноса цементных заводов.
- Мелкозернистый асфальтобетон часто используют для устройства тротуаров и пешеходных зон, так как он стоит намного дешевле тротуарных плит. Также он применяется для выполнения мелких ремонтных работ на дороге, например, для заделки щелей. В военных учебных заведениях это тип асфальтобетона используют для создания плаца и специальных площадок.
Важная информация! Некоторые виды асфальтобетона укладывают при высокой температуре. В этом случае дорожные работы необходимо проводить, учитывая правила техники безопасности.
Дорожные покрытия из асфальтобетона обладают длительным сроком эксплуатации даже при превышении допустимых механических нагрузок. Аналогичными качествами не обладают другие стройматериалы с тем же назначением.
В современном строительстве встречаются разнообразные виды стройматериалов, которые сложно заменить, так как они имеют строго определенное предназначение. К незаменимым материалам относится мелкозернистый асфальтобетон для дорожных работ, обладающий отличными прочностными характеристиками. Он востребован для создания дорожного покрытия на площадках, пешеходных зонах и территориях, прилегающих к жилым домам и другим зданиям. Широко используется для устройства верхнего слоя автомобильных дорог при укладке двухслойного дорожного покрытия.
Технология укладки литого асфальта
Несмотря на то, что из разновидностей асфальтобетона можно выделить и горячий, и литой асфальт, литые смеси также относятся к классу горячего асфальтобетона, так как требуют разогрева и относительно теплой температуры воздуха при асфальтировании (минимум +5°C).
Технология, по которой укладывается литой асфальт, выглядит следующим образом:
- 1. Для обеспечения жидкой консистенции смесь разогревается, в среднем, до 220°C (190-250°C).
- 2. К месту проведения работ литой асфальт доставляют специальным кохером, который способен поддерживать необходимую температуру, а также перемешивать смесь.
- 3. Полимерным минеральным порошком может быть отрегулирована вязкость, в зависимости от расчетной нагрузки на будущее полотно.
- 4. Для укладки смесь заправляется в асфальтоукладчик, который и будет производить нанесение АБ на основание.
- 5. В зависимости от требуемой толщины слоя, асфальтоукладчик будет двигаться с разной скоростью. Скорость укладки – от 1 до 3 метров в минуту.
- 6. Затем смесь остывает, в процессе чего набирает необходимые эксплуатационные характеристики.
В случае если литой асфальт используется для ямочного ремонта, асфальтоукладчик можно исключить из технологического процесса. В таком случае локальная заливка литого АБ производится непосредственно кохером.
Описание:
У любого человека вызывает постоянные отрицательные эмоции неровная дорога со множеством впадин, в особенности если по ней приходится проходить ежедневно несколько раз за одни сутки. Жители районов, где присутствует подобная проблема, то и дело составляют обращения к местным властям с просьбами проложить асфальт, тем не менее, им далеко не всегда спешат помочь.
Однако выход из такой ситуации все же существует. При желании люди могут и сами проложить в местах своего проживания холодный асфальт. В ролике представлена подробная технология его укладки, при просмотре видео становится ясно, что такие манипуляции вполне в состоянии осуществить и те, кто не обладает никакими специализированными навыками.
Зрители в первую очередь видят молодого парня, занимающегося с помощью соответствующих инструментов копкой в нужном месте. Затем в его руках оказывается лопата, и юноша старается как можно аккуратнее выровнять почву, поверх которой впоследствии будет проложен холодный асфальт. Далее из приготовленного заранее пакета молодой человек высыпает требуемый черный материал, а уже после этого настает время и для небольшой машины, с помощью которой он производит собственно укладку.
Вскоре по месту, ставшему идеально ровным, спокойно проезжают машины и автобусы. Последовательность действий для уложения холодного асфальта абсолютно не является сложной и невыполнимой, надо лишь поставить перед собой цель и тщательно осуществить все предписанные технологией операции. Смотреть видеоролик «Холодный асфальт, технология укладки» в хорошем качестве 720 HD. Все материалы 2022 и 2022 года содержатся на Youtube.com и доступны на нашем сайте без регистрации.
Где используется литой асфальт
Область применения литого асфальта довольно широкая. Данный материал может использоваться для асфальтирования любых территорий, так как обладает повышенными физико-механическими характеристиками. Его повсеместное использование ограничено только экономической стороной вопроса. При этом в Европе литой асфальт используется чаще, чем в России, однако в большинстве случаев это обусловлено протяженностью автомобильных дорог, которые в нашей стране значительно длиннее, чем в любой европейской стране.
Химический состав холодного асфальта
Холодный асфальт — это смесь нефтяных смол, битума, щебня и пластификаторов. Битум выполняет роль базы, застывая, он связывает между собой твердые камни. Щебень же, благодаря острым граням и, как ни странно, темному цвету, сцепляется ощутимо лучше. В случае с битумной основой это особенно важно, но об этом позже. Пластификаторы необходимы, чтобы создать защитную пленку. Именно они не позволяют застыть субстанции раньше окончания процесса сцепления. Когда потребность в этом исчезнет, добавки испаряются и не мешают дальнейшему затвердеванию.
Выводы
Литой асфальт представляет собой жидкую горячую асфальтобетонную смесь, которая не требует уплотнения при укладке, самостоятельно набирая плотность и твердость в процессе остывания. Данная разновидность асфальта обладает повышенными эксплуатационными и другими физико-механическими характеристиками, а также длительным сроком службы.
Литой асфальт может использоваться как в частном строительстве, так и при возведении скоростных автомагистралей и аэродромов. В зависимости от фракций камней в составе данного АБ может быть получено различное качество материала.
Несмотря на высокую стоимость, литой асфальт компенсирует экономические затраты своим сроком службы и редкой потребностью в ремонте.
Особенности изготовления
Мелкозернистые асфальтные смеси изготавливаются на специализированных заводах, а их укладка выполняется при помощи техники, с использованием специальных способов. Этот стройматериал обычно доставляется на объект при помощи спецтранспорта, так как некоторые асфальтобетонные смеси требуют непрерывного подогрева.
Важная информация! Объемный вес готового мелкозернистого асфальтобетона зависит от пропорций составляющих элементов. Стройматериал представлен производителями в нескольких вариантах, которые отличаются комбинацией смеси или наличием дополнительных компонентов.
Главная задача производителя – при изготовлении мелкозернистого асфальтобетона надо определиться с фракцией наполнителя. Обычно для этого используется определенное количество щебенки, диаметр которой не превышает 20 мм. Правильно подобранные пропорции позволяют обеспечить требуемый удельный вес готового мелкозернистого асфальтобетона.
Также в асфальтобетонную смесь добавляют нужное количество сыпучих веществ, например, шлак или песок. От этого компонента зависит густота и тягучесть состава. Инструкция, по которой изготавливают асфальтобетон, содержит этап добавления связывающего вещества. Им является гудрон, получаемый в результате перегонки нефти.
Читать по теме: Асфальт на бетонном основании
Полезный совет! Обычно производители изготавливают на специализированном предприятии 2-3 вида асфальта, которые оптимально подходят для конкретных климатических условий. При крупном заказе они могут внести изменения в состав асфальтобетонной смеси.
Покрытия из асфальтобетона — состав и технология
Асфальтобетонное покрытие — уплотненный слой искусственного строительного материала, состоящего из минерального порошка, заполнителей и битумного вяжущего. Смесь обладает ценными свойствами, которые нашли применение в прокладке дорог, устройстве взлетных полос, пешеходных коммуникаций, объектов ландшафтной архитектуры.
История асфальтобетонных покрытий уходит корнями в глубокое прошлое. Американские инки строили великолепные дороги из камней, проливая стыки природным битумом. Нововведение попало в Европу гораздо позже. На смену каменной и деревянной брусчатке появился асфальтобетон. Сегодня это наиболее распространенный материал для строительства дорог.
Требования к ямочному ремонту асфальта
Ямы и выбоины – это серьезные дефекты покрытия, которые существенно сокращают срок его эксплуатации. А на дорогах они создают опасную для вождения обстановку. Поэтому нелишним будет знать, какие документы нормируют локальный ремонт асфальта.
Эта информация может вам пригодиться, если вы:
- Хотите подать жалобу в местный департамент транспорта или благоустройства на некачественное проведение работ
- Попали в ДТП из-за плохого состояния покрытия и хотите привлечь дорожные службы к ответственности
- Наняли подрядчиков для выполнения ямочного ремонта и хотите оценить качество их работы
- Занимаетесь работами самостоятельно и хотите проверить себя
В этом разделе мы рассмотрим такие вопросы:
- Каковы нормативные сроки ремонта ям на дорогах
- Как можно оценить качество проведенного ремонта
Давайте остановимся на каждом из них подробнее.
Нормативные сроки ямочного ремонта
Плановый текущий ремонт вместо капитального проводят в тех случаях, когда масштаб повреждений не превышает 12-15% от всей площади дороги. Правда, это требование не закреплено в нормативах, а скорее продиктовано здравым смыслом. Если на асфальте уже образовалось много трещин и выбоин, то латать его бесполезно – он продолжит разрушаться.
Работы проводят в таких условиях:
- Весенний или летний период
- Температура воздуха не ниже 5°C
- Отсутствие осадков при укладке асфальта и в течение нескольких дней после
Но это касается только планового ремонта. А бывает и так, что выбоина на дороге появилась осенью или зимой. Оставлять ее до наступления хорошей погоды – нельзя. Ведь она может привести к авариям.
В этом случае в дело вступает ГОСТ Р 50597-2017. В нем даны указания по устранению потенциально опасных дефектов покрытия.
Срочный ямочный ремонт должен осуществляться в такие сроки:
Вид дефекта | Категория дороги | Группа улиц | Срок устранения, не более | |
Отдельная выбоина, просадка, пролом — длиной более 15 см — глубиной более 5 см — площадью 0,06 м2 или более | IA | А (общегородские улицы непрерывного движения) | 1 | |
IБ, IВ | Б (общегородские улицы регулируемого движения) | 3 | ||
II | В (районные транспортно-пешеходные улицы) | 5 | ||
III | Г (районные пешеходно-транспортные улицы и поселковые дороги) | 7 | ||
IV | Д (основные улицы в жилой застройке) | 10 | ||
V | Е (второстепенные улицы в жилой застройке) | 12 | ||
Отдельная выбоина, просадка, пролом — длиной до 15 см — глубиной до 5 см — площадью более… | 0,1 м2 | IA, IБ, IВ | А, Б | 5 |
0,5 м2 | II | В | 7 | |
0,8 м2 | III | Г | 10 | |
2,1 м2 | IV | Д | 14 | |
5,2 м2 | V | Е | 20 |
Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:
С полной классификацией городских дорог и улиц вы можете ознакомиться в нашей статье Нормативы уборки снега в городе.
Естественно, в условиях срочного ремонта не всегда есть возможность четко соблюдать технологию и предписания ГОСТов.
Возможны такие отступления от правил:
- Засыпка ямы щебнем, битым кирпичом, асфальтовой крошкой и другими материалами
- Укладка асфальта без нарезки карт
- Укладка холодного асфальта на влажную и грязную поверхность
Это все – временные меры. Их цель – быстро устранить выбоину, чтобы по дороге было безопасно ездить. Но с наступлением благоприятных условий такие латки должны быть заменены на полноценные. Как минимум, они должны быть сделаны из холодного асфальта, уложенного по правильной технологии, а лучше – из горячего.
А теперь давайте поговорим о том, как можно отличить правильный и технологичный ремонт от халтуры, даже если у вас нет специального образования.
Щебень и песок
В качестве щебня для производства литого асфальта используют или каменные породы, или доменные шлаки металлургического производства. К обоим материалам предъявляются несколько строгих требований.
- Форма гранул должна быть остроугольная. Содержание плоских зерен не должно превышать 15%.
- Прочность монолитных природных гранул должна составлять 100-120 МПа, пористых шлаков 80-100 МПа. При невысоких прочностных характеристиках доменных шлаков, они обладают хорошей адгезией (сцепляемостью) с вяжущими компонентами композита за счет своей пористой шероховатой поверхности.
Назначение и сфера применения холодной асфальтобетонной смеси
Скорее всего читателю уже ясно, что для масштабных проектов этот продукт не подходит, но в труднодоступных местах или в неблагоприятных условиях это идеальный вариант. Помимо оперативного ремонта небольших участков дорог, его часто применяют в качестве настила на люки, за счет сохранения некой пластичности не образуются трещины. Еще он незаменим на труднодоступных участках путепроводов или для устранения колейности. Зачастую новому способу отдают предпочтение владельцы автостоянок. Открытие парковок предпочитают перенести на дождливые сезоны, чтобы скорее окупить затраты.
Классификация холодных асфальтобетонных смесей
Основной критерий — это массовая доля щебня. То есть половина или более — это «А» класс, в нем нет холодостойкой категории. Меньше половины — это «Б», 30-40% — «В». «Г» — 30%, тут уже появляется вторая буква, она обозначает ту самую, устойчивую к морозам, категорию. Выделяют также особый «Д» класс. Он не содержит крупных фракций как таковых, но имеет 70% песка вперемешку с отсевом дробления. Такой материал уже можно назвать хрупким, и подойдет он только для частного использования, скажем в садах.
Цифровые маркировки, присущие для этого вида покрытия, «1» или «2». Первая с добавлением песка и минерального порошка, вторая с отсевом дробления и тем же минеральным порошком.