В конце прошлого столетия большинство многоквартирных домов имело плоские крыши, а для их гидроизоляции использовался битум. О качестве таких покрытий говорить можно много, мы приведем только один факт – стоимость квартир на последнем этаже была намного ниже остальных. Причина очень простая, из-за некачественного покрытия крыши возникали постоянные протечки. Аварийные или плановые работы обеспечивали герметичность всего несколько лет. Этого времени как раз хватало для выполнения очередного ремонта внутренних помещений, затем крыша опять протекала и все повторялось.
В настоящее время строительные технологии пошли настолько далеко, что модифицированная битумная гидроизоляция поверхностей стала одним из наиболее надежных средств среди всех существующих материалов. Жидкий битум для кровли Жидкий битум для крыши среди качественных кровельных материалов занимает достойное место по эксплуатационным характеристикам и техническим параметрам. Но это не все его достоинства, этим материалом легко работать, нет надобности использовать специальные инструменты и оборудование. Некоторые виды жидкого битума можно применять по влажным бетонным поверхностям, что крайне важно при необходимости выполнения срочных аварийных работ.
Что это такое?
Рассматриваемый материал представляет собой асфальтоподобное покрытие с довольно необычными характеристиками. Он применяется в целом ряде сфер, но особенно незаменимым он будет в строительстве. Жидкий битум практически всегда используется при укладке дорог, изготовлении кровельных материалов, а также для гидроизоляции различных объектов. Его используют как при возведении крупных промышленных объектов, так и бытовых.
Существуют две разновидности битума:
- природный;
- искусственный.
Первый представляет собой продукцию естественного окисления различных нефтяных веществ. В чистом виде его практически не бывает. Чаще всего приходится видеть определённые асфальтовые компоненты – известняк и доломит, пропитанные смолистыми составами на битумной основе. Их дробят и после превращения в порошок используют для асфальта. Ну или из пород могут извлекать битум.
Второй тип представляет собой результат переработки промышленного типа. Для такого процесса требуется метод вакуумной перегонки гудрона либо его принудительное окисление с применением продувки воздухом. Первый вариант используется редко из-за того, что добыча довольно затратная, а второй применяется всегда.
Подобное сырьё используется также:
- для фундамента;
- асфальта;
- гидроизоляции;
- бетона;
- дерева;
- стыковочных участков труб.
Оценка материала
Природный или искусственный битум – это органическое связующее, обладающие огромным перечнем преимуществ, которые существенно преобладают над его недостатками. Популяризация его использования в строительстве, ремонте дорог и сфере кровельных работ наладило современное производство, которое на высокотехнологическом уровне получает различные смеси, мастики и битумы.
Если оценивать битум по пятибалльной системе, ему можно поставить твердую 4-ку. Данная оценка обусловлена только сложностями при транспортировке, которая требует специальных условий. Если исключить фактор транспортировки, битум (как строительный материал) однозначно заслуживает 5-ку, которая подтверждена его использованием в строительстве на протяжение многих веков.
И в завершение, предлагаем посмотреть видео о современных разработках в производстве битума, улучшающих его свойства:
Технические характеристики и маркировка
Теперь скажем немного о технических характеристиках и маркировке данного вещества, которое чаще всего реализуется в вёдрах, хотя иногда встречается в баллончиках. Повышение температуры для такого материала становится причиной его размягчения, увеличения пластичности, что даёт возможность применять битумные смеси. Если говорить об основных характеристиках, имеющих важное значение для применения битума, стоит назвать следующие:
- пенетрация определяет вязкость или плотность материала;
- дуктильность – показатель пластичности состава на битумной основе;
- термическая стабильность определяет температуру, при которой происходит размягчение битумных масс и переход вещества в состояние жидкости.
Следует сказать, что характеристики эксплуатационного характера данного материала ещё определяет и температура хрупкости, когда в битумном слое появляется первая трещина.
Если же говорить о такой вещи, как маркировка, то следует обратиться к ГОСТу. Согласно ему, битумные составы делятся на 3 категории в зависимости от класса и вязкости:
- СГ 40/70, 70/130, 130/200;
- МГ 40/70, 70/130, 130/200;
- МГО 40/70, 70/130, 130/200.
Также существует и автодорожный битум, который маркируется аббревиатурой БНД. На сегодняшний день применяется 5 типов такого вещества:
- 40/60;
- 60/90;
- 90/130;
- 130/200;
- 200/300.
Цифры означают степень вязкости сырья. Естественно, что и расход на 1 м2 различных типов такого состава будет разным.
Также буквенное словосочетание обозначает 2 класса маркировки по ГОСТу по мере темпов создания структуры:
- медленно густеющие;
- густеющие со средней скоростью.
Теперь скажем о каждой категории несколько слов.
Густеющие со средней скоростью
Данная категория составов, имеющих обозначение СГ, получается при помощи разжижения битумов вязкого типа для дорог с применением нефтепродуктов в жидком виде. Она используется обычно для возведения дорожных облегчённых и капитальных покрытий, а также для формирования их оснований в любой климатическо-дорожной области страны.
Медленно густеющие
Обозначается аббревиатурой МГО, получается из немного окисленных нефтепродуктов либо нефтепродуктов остаточного типа или же их составов, что необходимо для получения асфальтобетона холодного типа и для создания покрытий дорог облегчённого характера, а также оснований в дорожно-климатических областях 2-5.
Методы испытаний
5.1. Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов — 1,0 кг.
5.2. Испытание на сцепление с мрамором или песком проводят по ГОСТ 11508 для жидких битумов марок МГО методом А, для марок СГ и МГ — методом Б.
Жидкие битумы, к которым добавлены катионоактивные вещества, испытывают на сцепление с песком; жидкие битумы с анионоактивными веществами — с мрамором.
5.3. Условную вязкость определяют по ГОСТ 11503 со следующим дополнением: пробу предварительно охлаждают до комнатной температуры, выдерживают не менее 1 ч, затем нагревают на 2-3°С выше температуры испытаний.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
ГОСТы и разновидности материала
Нужно применять мастику, имеющую сертификат соответствия требованиям нормативных документов
Технические условия для кровельной и гидроизоляционной битумной мастики написаны в ГОСТ 30693-2000. В документе строительные материалы классифицируются основным признакам:
- назначение;
- исходные компоненты;
- вид разбавителя;
- способ применения;
- характер отверждения.
По стандарту гидроизоляционная мастика должна выдерживать воздействие воды в течение 10 минут при давлении в 0,03 МПа. Изделия должны иметь транспортную маркировку по ГОСТу 14192.
Гидроизоляционный материал оценивается при испытаниях по следующим показателям:
- температура размягчения;
- вязкость;
- гибкость;
- прочность сцепления с основанием;
- водопроницаемость;
- содержание сухого вещества.
Битум – материал природного происхождения. Для изменения и улучшения его характеристик в процессе изготовления мастики добавляют различные вещества.
С минеральными наполнителями
Добавками к составу являются: базальтовая вата, доломит, мел, асбест, известняк и другие минералы. Измельченные вещества занимают 20-25% общего объема. Наполнители придают гидроизоляции прочность. Составы с минеральными добавками рекомендуются при обработке заглубленных фундаментов.
Битумно-резиновая
Готовый к применению многокомпонентный материал, в составе которого битум, крошки резины, модифицирующие добавки, минеральные наполнители. Такая мастика не размягчается при повышенной температуре, а при отрицательных показателях она не трескается. Органический растворитель обеспечивает жидкую консистенцию.
Битумно-полимерная
Включение полимерных составляющих увеличивает эластичность мастики. Высохший слой способен растягиваться и восстанавливаться. Он характеризуется отличной адгезией, долгой эксплуатацией, теплостойкостью. Материал используют при устройстве кровли, обработке перекрытий, гидроизоляции фундамента, емкостей, трубопроводов.
Правила приемки
4.1. Жидкие битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве по ГОСТ 1510 с обязательным указанием товарного знака. В документе о качестве указывают также минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517.
4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания пробы от удвоенной выборки.
Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.
Где применяется?
Если говорить о применении битумного состава, то в зависимости от целей, которые нужно достичь, методика подготовки и нанесения состава будет различаться.
- В случае с использованием для кровли применяется чистый битум без примесей – методика, которая безнадёжно устарела, но всё ещё популярна. Чаще всего им покрывают кровли старых домов и гаражей путём самой простой заливки. Такой материал стоит дёшево, а работа тут крайне проста. Для кровли инструкция применения битума основывается на промазывании поверхности крыши горячим материалом. Чтобы он тёк лучше, в него обычно добавляют печное либо дизельное топливо, моторные масла. Правильно заливать для гидроизоляции битум требуется после проведения тщательной оценки состояния поверхности. В большей части разновидностей гидроизоляционных покрытий крыши битум будет слоем промежуточного характера между стенкой и непроницаемым полотном. Чтобы придать более качественное сцепление с рубероидом, следует использовать чистый битум. Применение чистого вещества имеет минусы, среди которых следует назвать невысокую долговечность и небольшую прочность покрытия. Через время под действием природных факторов битум трескается, и покрытие требуется переделать. Во избежание этого в состав добавляют полимеры. Лучше всего для крыши применять битум в сочетании с рубероидом. При правильном применении специальных мастик подобное покрытие прослужит длительное время.
- Ещё одна сфера применения рассматриваемого материала – гидроизоляция для фундаментной основы. Битум часто используют для обмазывания внешних фундаментных стен, а сверху накладывают полотно резиново-битумного типа – изол либо бризол. Если в местах, где располагается фундамент, серьёзного давления подземных вод нет, и отсутствуют какие-либо движения земли, можно использовать самую обычную битумную обмазку.
Несмотря на то что долговечность тут ниже, нежели у битумных мастик, замазанные дефекты будут на длительный срок закрыты от воздействия воды.
- Формирование покрытий защитного характера на коммуникационных линиях. Покрытия на битумной основе комплексного типа представляют собой универсальное решение защиты труб и иных углублённых в землю конструкций, выполненных из металла. Основным гидроизолятором в данном случае будут различного рода модификации полотен на битумной основе. Они крепятся на мастику либо битум, которые наносятся на металлическую поверхность, предварительно покрытую грунтовкой. Перед нанесением главного слоя, связующего все элементы, требуется покрыть изделие праймером. Так называют разбавленный маловязкий битум, улучшающий сцепление благодаря заполнению пор.
- Создание покрытий асфальтового типа. Тут требуется использование максимально качественных битумных соединений, которые имеют максимальные температурные и прочностные эксплуатационные показатели. Минусом битума будет потеря его прочностных характеристик при высоком давлении. Именно по данной причине по различным типам трасс запрещена езда грузовых машин, особенно в летнее время. Для улучшения качества состава для формирования асфальта применяются пластификаторы, имеющие целый спектр положительных характеристик.
- Для обработки дерева битум в чистом виде не годится, поэтому был разработан ряд специальных составов на его основе, в частности, битумная мастика. Чаще всего она используется как гидроизоляция. В некоторых случаях мастика может выступать как скрепляющая прослойка при монтаже деревянного покрытия.
При наличии низких температур битум становится хрупким, а при высоких – плавится. Подбор того или иного типа материала будет определяться нагрузками и природными условиями применения. При прокладывании магистралей, где ездят тяжёлые машины, применяется соответствующий битум. Кроме того, смесь для асфальта не может обойтись без гравия и песка.
Пропорции данных веществ зависят от требований к покрытию. Чем больше количество песка и меньше гравия, тем большую гладкость будет иметь покрытие.
Главные особенности нанесения битума на поверхности
Перед использованием жидкого битума нужно быть уверенным в том, что конкретная технология нанесения подходит к конкретной ситуации. В первую очередь нужно понимать, что этот материал является слишком привередливым, и любые ошибки могут иметь серьезные последствия.
В самом начале производится нагрев битумной смеси. Зачастую для этого используются специальные установки, предназначенные для плавки отдельных строительных ресурсов. Также растопить битум можно и в обычной металлической бочке, под которой разведен огонь. Стоит отметить, что во время нагрева битум начнет сильно пениться, однако это не должно сбить толку – это нормальный процесс. Чтобы убедиться, что битум уже готов для использования, достаточно посмотреть на поверхность смеси. Если мы там видим гладкий и блестящий слой битума – материал уже можно задействовать в строительстве. Стоит понимать, что перегрев битума – также очень серьезная проблема. Если материал слишком сильно нагреется, его попросту не рекомендуется использовать в строительстве. К примеру, если битум, предназначенный для покрытия крыши, существенно перегрелся, через какое-то время он начнет трескаться, и тогда снова придется приобретать битум.
Для повышения характеристик битума нередко используются различные растворители. Заранее нужно сказать, что модификация состава битума – достаточно рисковый процесс, который может принести немало неприятностей. Несмотря на это, стоит знать, что зачастую в состав битума добавляют дизельное топливо. Для смешивания нужно в 2 раза меньше растворителя, чем битума. Нагревать битум следует отдельно от растворителя, а уже потом проводить смешивание. Что касается положительных результатов от подобных экспериментов, то обновленный состав битума станет менее чувствительным к перепадам температур. А это очень важный аспект, особенно при использовании жидкого битума в качестве гидроизоляции.
Что касается непосредственно нанесения битума на поверхность, то здесь тоже имеются некоторые трудности. Прежде всего, нужно знать, что битум невероятно быстро твердеет, поэтому сразу же после нагревания нужно наносить его на поверхность. В данном случае у нас имеется не более трёх минут. Если площадь поверхности, на которую наносится битум, достаточно большая, можно разровнять материал при помощи швабры. В остальных случаях активно используются кисти и валики.
Если говорить об используемых объемах битума, то они следующие:
- для создания гидроизоляции используется до 2 кг битума на 1 м2;
- при строительстве дорожного полотна необходимо не менее 2-3 кг битума на 1 м2;
- для пропитки асфальта понадобится около 1 кг материала на 1 м2.
Варианты нанесения
Перед нанесением не требуется специальной подготовки поверхности, достаточно очистить нужный участок от всех имеющихся загрязнений. А вот способов нанесения у материала несколько.
Нанесение напылением
Этот метод можно назвать наиболее желательным, так как у него много преимуществ перед другими методами:
- легко наносить состав на примыкания, изгибы, геометрические формы кровли;
- существенно экономит материал, сокращается время нанесения.
Для напыления используют специальное напыляющее устройство (бензиновый двигатель), которое помогает быстро обрабатывать большую площадь кровельной поверхности. А все благодаря мобильности и сравнительно небольшому весу (не более семидесяти килограммов). В промышленном строительстве такой метод можно отнести к основным, так как с ним экономится количество расходуемого состава, можно с большой скоростью обрабатывать существенное количество кровельного пространства: до двух тысяч квадратных метров за день.
Метод окрашивания
В частном строительстве не всегда есть возможность использовать специальное оборудование. А вот метод окрашивания подразумевает использование доступных всем кистей и валиков, которыми очень просто работать.
Если сравнивать с методом напыления, то кровля из резины, нанесенной валиком, получается более толстой. Конечно, это существенно повышает расход материала вплоть до трех раз. Зато более толстое и стойкое покрытие прослужит более длительный срок без нареканий и частых ремонтных работ.
Этот метод нанесения очень популярен среди мастеров, которые привыкли делать все ремонтные работы самостоятельно, не прибегая к услугам профессионалов. Обычно у частных домов крыши небольших масштабов, так что за день обработать всю поверхность самостоятельно не представляет особого труда.
Вручную резину наносят несколькими слоями, толщина каждого составляет в среднем четыре миллиметра. Между нанесением слоев выжидают пятнадцать минут — этого времени вполне достаточно, чтобы предыдущий слой успел подсохнуть. Требуется следить за тем, чтобы покрытие получалось ровным, для этого обычно используют обычный шпатель.
Наливной способ
Этот метод похож на предыдущий, но процесс укладки можно произвести намного быстрее. Жидкую резину наливают в центр крыши и начинают быстро разравнивать шпателями или валиками.
Вот только тут труднее контролировать толщину слоя. Да и работу по укладке придется производить в темпе, ведь раствор достаточно быстро высыхает. А без должной сноровки произвести такие работы очень сложно.
Технология укладки
Нужно четко соблюдать последовательность действий, чтобы в результате получилось идеальное покрытие при помощи этого интересного раствора:
- Сначала высчитывают площадь обрабатываемой кровли. Затем на основании полученных данных рассчитывают нужное количество гидроизола для поверхности. Обычно одного килограмма холодного состава хватает на обработку четырех квадратных метров с учетом двухслойного нанесения. Но к полученному результату обычно добавляют 10% материала на непредвиденные случаи.
- Покупать жидкий битум для кровли требуется в специализированных пунктах. У материала должны быть все необходимые документы. При этом продавцы проконсультируют перед покупкой материала.
- Перед нанесением кровлю очищают от мусора и пыли. Крышу требуется полностью просушить, хоть и не запрещено наносить данный вид материала на влажные поверхности. Старое кровельное покрытие можно не удалять, так как жидкий битум хорошо ложится и на дерево, и на металл, бетон, кирпич или черепицу. Такую универсальность тоже можно смело относить к преимуществам материала.
- Далее состав наносится на поверхность выбранным способом, которые описаны выше — все зависит от наличия нужного оборудования и определенных навыков.
- Покрытие проверяют на герметичность и после этого уже идут финишные работы. Жидкую кровлю можно окрасить краской на водной основе, за счет чего новая крыша станет более привлекательной.
Современный кровельный материал сочетает в себе высокое качество и неоспоримые преимущества в эксплуатации. Неприхотливость материала и легкость укладки делают его очень привлекательным покрытием для оформления крыш любого типа. Так что нет ничего удивительного в том, что и профессиональные мастера, и новички в строительстве все чаще отдают свое предпочтение жидкой резине для кровли.
Жидкие составы в строительстве
Битум для асфальта обычно имеет очень большую степень вязкости. Однако иногда при заливке покрытий используют и жидкие разновидности этого материала. Применяют их в основном для удлинения сезона дорожных работ. Жидкий битум в определенных пропорциях добавляют в вязкий. В результате покрытие при пониженных температурах не застывает слишком быстро. Изготавливают жидкие битумы из вязких путем добавления дистиллятных фракций.
При выполнении ремонтных работ используется также материал средней вязкости. Его применяют для обработки уже очищенной карты. Норма расхода битума при укладке асфальта в этом случае не слишком большая и составляет всего 0.5 л/м 2 .
Как избавиться от битума – житейские советы
Поскольку материал не растворяется в воде, пристает к любым поверхностям, имеет высокую твердость и способность пачкаться, работать с ним нужно предельно аккуратно. Следует помнить, что просто отстирать битум с одежды стиральными порошками не получится.
Если вам все же не повезло избежать битумных пятен в нежелательных местах, избавиться от них можно следующим образом:
- обработать уайт-спиритом – подходит для удаления битума с поверхности машины или инструмента. Преимущество уайт-спирита заключается в его медленном испарении. Битум успевает раствориться, после чего легко удаляется мягкой тряпкой. Перед удалением проверьте действие растворителя на краску на невидимых частях кузова. Совет: не используйте растворители, содержащие ацетон или этилацетат;
- дизельным топливом – подойдет для очистки резиновых изделий, таких как колеса автомобилей. Дизельные фракции не так агрессивны к синтетическому каучуку и не вызывают его набухания. В случае очень грязных колес лучше вообще ничего не делать – через 300-400 км налипшие частицы отскочат без постороннего вмешательства;
- легкие растворители (бензин-калоша или бензол) – подойдут для очищения пятен битума с тканей и одежды. Имейте в виду, что бензол довольно токсичный и, хотя он поможет оттереть битум, он так же легко растворяет и многие краски.
Чтобы удалить битум со строительной поверхности (бетон, кирпич), можно использовать любой углеводородный растворитель – бензин, дизельное топливо, керосин или уайт-спирит. Смыть остатки маслянистого дизтоплива можно ветошью, смоченной незначительным количеством бензина.
Удаление битума при помощи БИО растворителя CYTOSOL, который поможет легко очистить любую поверхность, включая кузов автомобиля
Битум и асфальтовые покрытия
В большинстве случаев битум используется при создании асфальтовых покрытий. Очевидно, что в данном случае появляется необходимость использования исключительно качественного битума, который на протяжении десятков лет будет сохранять свои начальные свойства. Однако не стоит забывать, что недостаточная прочность и низкая долговечность – основные недостатки жидкого битума.
Таким образом, в целом ряде случаев нужно тщательно следить за состоянием дорог, созданных с использованием битумов. В летний период данный материал активно плавится, и если по дорогам перемещаются габаритные транспортные средства, то битум постепенно стирается. Именно по этой причине на некоторых трассах запрещают передвижение грузовиков в дневное время суток. Однако и в зимний период также имеются некоторые ограничения. Зачастую они связаны с хрупкостью битумов при низких температурных показателях.
Чтобы немного улучшить ситуацию, очень часто в асфальт добавляют различные пластификаторы. Кроме того, применяется твердый битум, который лучше взаимодействует с асфальтовым покрытием.
Жидкий же битум практически незаменим при ремонте дорожного полотна. Чаще всего речь идет о мелком ремонте латками, во время которого нужны немалые объемы жидкого битума. Учитывая, что этот материал используется на верхнем слое дорожного полотна, к нему существуют особые требования.
Роль и применение битума в дорожно-строительной отрасли
Битум и продукты на его основе являются одним из ключевых компонентов современной дорожно-строительной отрасли. Работы по улучшению качества асфальтированных дорожных покрытий в значительной степени базируются на разработке и внедрении новых типов высококачественных дорожных битумов и полимербитумных материалов. Улучшение свойств битума (органического вяжущего) является одним из главных методов повышения качества асфальтобетонных смесей применяемых для асфальтирования дорог. В большинстве случаев под улучшением свойств битумного вяжущего подразумевают повышение его адгезионных свойств и повышение устойчивости к температурным колебаниям.
Нефтяные дорожные битумы (БНД)
Нефтяные дорожные битумы разделяются на вязкие и жидкие. Вязкий битум используется при производстве горячих асфальтобетонных смесей для асфальтирования и проведения других дорожных работ в теплое время года. Жидкий битум используется при производстве холодных асфальтобетонных смесей и в отличии от вязкого содержит растворители, которые испаряются на открытом воздухе переводя битумную массу в твердое состояние. Таким образом, жидкие битумы предназначены для удлинения сезона дорожно-строительных работ. Жидкие битумы получают смешением вязких битумов с дистиллятными фракциями-разжижителями (растворителями).
Основной функцией дорожного битума при производстве асфальтобетона, является связывание между собой частиц минерального материала, ослабление возникающих температурных и деформационных напряжений и равномерного смачивания и обволакивания частиц минерального материала. От качества битума используемого при подготовке асфальтобетонной смеси зависит качество и долговечность асфальтируемого покрытия. Помимо производства асфальтирующих смесей, нефтяной дорожный битум используется при производстве битумных эмульсий применяемых для подгрунтовки и поверхностной обработки конструктивных слоев дорожной одежды.
Полимер-битумные композиты (ПБК)
Стремительный рост числа большегрузных автомобилей на дорогах и, как следствие, увеличение осевых нагрузок на дорожное покрытие, способствует развитию деформаций асфальтобетонных дорог созданных на основе обычных битумов. Качество битума, являясь ключевым фактором при производстве различных типов асфальтобетонных смесей, в конечном итоге определяет качество асфальтированного дорожного покрытия и срок его службы.
Важнейшим условием получения высококачественной асфальтобетонной смеси является хорошее сцепление битума с минеральными материалами, которое обеспечивается, прежде всего, хорошим обволакиванием и химическим взаимодействием активных компонентов битума с минеральным наполнителем. В последние годы, в силу разных причин, качество дорожного битума заметно ухудшилось, но с другой стороны стали разрабатываться и активно применяться различные модифицирующие добавки для битума и полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), которые позволяют улучшить характеристики асфальтобетонного покрытия.
Модификация битума — процесс введения сторонних веществ, при котором происходит изменение конечных физико-механических свойств битума. К наиболее часто используемым в качестве модификаторов битума относят высокомолекулярные соединения следующих типов:
- Блоксополимеры дивинила и стирола (СБС, ДСТ)
- Термопласты (полиэтилен, полистирол, эпоксидная смола, этиленвинилацетат)
- Эластомеры (синтетические каучуки).
- Реактопласты (карбомидные, полиэфирные, синтетические).
Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) — современный композиционный материал, получаемый путем смешения и гомогенизации вязких дорожных битумов с блоксополимерами типа СБС (стирол-бутадиен-стирол); пластификаторами и ПАВ. Полимерно-битумное вяжущее является новым дорожно-строительным материалом, превосходящим по многим характеристикам обычные нефтяные дорожные битумы. Как следует из названия, полимерно-битумное вяжущее, выполняет функцию связывания при производстве асфальтовых смесей для асфальтирования, ремонта, реконструкции и строительства дорог. ПБВ в сравнении с обычными дорожными битумами увеличивает срок службы покрытия в 2–3 раза, повышая устойчивость дорожного покрытия к деформациям при высоких нагрузках, снижая вероятность колееобразования, а также позволяя проводить дорожно-строительные работы при температуре −10 °С. Полимерные битумы характеризуются большим диапазоном рабочих температур (разница между температурой размягчения и температурой хрупкости) — до 100 °С (в то время как у обычных битумов — до 60 °С).
В Украине при строительстве магистральных дорог общего пользования Государственной службой автомобильных дорог установлены требования, которые регламентируют устройство верхних слоев дорожного покрытия только из асфальтобетонных смесей на основе полимерных битумов.
Еще одним способом повышения эксплуатационных характеристик асфальтированного дорожного покрытия, является внесение в битум или полимерно-битумное вяжущее различных адгезионных добавок. Адгезионные добавки улучшают сцепление дорожных битумов и полимерно-битумных вяжущих с минеральным наполнителем, замедляют процесс старения битумов при высоких температурах, повышают водостойкость и коррозионную стойкость, морозо- и теплостойкость дорожного покрытия, позволяют продлевать дорожно-строительный сезон.
Расчет расхода мастики
Расход материала зависит от нескольких факторов:
- тип мастики;
- температура воздуха;
- способ нанесения;
- процент летучих веществ в составе.
При холодном способе нанесения необходимо учитывать остаток сухой массы. Чем выше показатель, тем меньше расход состава. Горячий битум не дает усадки, поэтому толщина слоя не изменяется. Рекомендуемая толщина покрытия фундамента составляет 2 мм, что соответствует двум слоям гидроизоляции. Второй слой намазывают только после высыхания первого. Средний расход состава – 2 кг/кВ. м. Обычно изготовители указывают точные данные на упаковке, поэтому высчитав площадь поверхности фундамента можно определить общий объем обмазочной гидроизоляции.
Основные свойства БНД
Помимо вязкости, битум для асфальта характеризуется такими свойствами, как:
Дуктильность. Этот показатель определяется расстоянием, на которое битум можно вытянуть в нить без ее разрыва. Чем он больше, тем выше прилипаемость смеси. Дорожные битумы обычно имеют степень дуктильности больше 40 см. Требования по этому показателю для БНД устанавливаются при температуре 0 градусов С.
Деформативные характеристики. При определении пригодности битума для изготовления асфальта обращают внимание и на такие его свойства, как упругость, ползучесть, пластичность, хрупкость и т. д. Именно они определяют деформативные характеристики этого материала. При нагреве битума последние не должны изменяться слишком сильно.
Срок эксплуатации битумных покрытий
В данном материале много раз упоминалось, что битум имеет целый ряд слабых мест, которые, к сожалению, не делают битум практичным современным строительным ресурсом.
Однако если следовать всем тонкостям технологии нанесения битума на поверхность, можно получить достаточно долговечный слой гидроизоляции.
Если мы говорим о создании защитного слоя для кровли, то зачастую срок эксплуатации в данном случае не превышает 5 лет. Если же битум используется для повышения характеристик фундамента, то здесь материал будет без всяких проблем служить на протяжении десятков лет.
В остальных случаях обновлять битумный слой необходимо каждые несколько лет, так как материал стремительно теряет свою эффективность.
Нанесение битума на кровлю
Зачастую хозяева используют битум для повышения характеристик кровли. Многие люди считают, что этот материал уже изжил себя, однако на самом деле все немного не так. Жидкий битум активно применяется в тех случаях, когда многие аналоги обходятся хозяевам слишком дорого. Да и в плане эффективности этот строительный ресурс зачастую не уступает современным аналогам.
Учитывая, что жидкий битум – это недорогой вариант для оснащения кровли, можно не бояться его повредить, а при необходимости можно легко провести повторное нанесение материала на поверхность.
Чаще всего для нанесения битума на кровлю используют небольшую хитрость. Она заключается в добавлении в материал топлива (моторного, дизельного). Можно также использовать нефтяные растворители. По мнению многих экспертов, подобные решения существенно повышают качество создаваемой гидроизоляции крыши. При этом нужно понимать, что зачастую битум не является основным гидроизолирующим слоем. Чаще всего вышеуказанный материал служит всего лишь посредником между перекрытием и непроницаемым кровельным материалом. В том случае, если кровля повреждается, слой битума способен с легкостью снизить пагубное влияние влаги или даже большого объема воды. В любом случае, сильно надеяться на положительные свойства жидкого битума – не стоит.
В отдельных ситуациях хозяева не рискуют добавлять в битум какие-то модификаторы. И именно в этом заключается большая ошибка. Суть в том, что в своем естественном состоянии битум имеет целый ряд проблемных сторон. Самой серьезной проблемой может стать низкая прочность созданного гидроизоляционного слоя. Например, после большого ливня битум может сильно повредиться. Нередко получается и так, что под действием высоких температур слой битума начинает стремительно растрескиваться. Очевидно, что в дальнейшем использовать такую гидроизоляцию нельзя.
Соответственно, имеет смысл использовать различные добавки, которые повышают не только прочность, но и долговечность жидкого битума. Выбор тех или иных дополнений к составу битума зависит только от конкретных условий, в которых находится жилище.
Чаще всего для создания кровли используется жидкий битум и рубероид. Параллельно можно задействовать и различные мастики, которые успешно противостоят влиянию высоких температур и атмосферных осадков.
При соблюдении всех технологических тонкостей, такая кровля способна прослужить без ремонта до 10 лет.
Самое важное в данном процессе – это качественно наносить битум на нужные участки поверхности. Если на стыке между полосами кровли не нанесен битум – проблем не избежать. В самом начале, возможно, ничего плохого происходить не будет, но немного позже влага будет проникать в помещение, а потом гидроизоляционный материал и вовсе начнет деформироваться и трескаться.
Если ошибки при создании кровли обнаружены сразу же после основного процесса, необходимо немедленно их исправить. С большой вероятностью в будущем никаких проблем быть не должно.
Нормативы для битума
Битум это нефтяной продукт, из которого делается строительная и кровельная гидроизоляция. Строительный битум должен соответствовать ГОСТу 6617-76 от 2002 года. В соответствии с ГОСТом строительный битум используют для гидроизоляции подземной части дома или фундаментов, для ремонта кровельного покрытия и замазки протечек в строениях. Современные гидроизоляционные обмазочные или оклеечные материалы на основе строительного битума имеют полимерные добавки. Так, например битумная мастика Технониколь, которая получила множество положительных отзывов от пользователей.
По ГОСТу кровельный битум и строительный выпускается несколько видов:
Кровельный:
- Как исходное покрытие битума и для пропитки БНК 45-190
- Для пропитки БНК 40-180
- Для покрытия гидроизоляции рулонного типа БНК 90-30.
Строительный битум:
- БН 50-50
- ББН 70-30
- БН 90-30
В соответствии с ГОСТом строительный и кровельный битум имеет технические характеристики:
- Температура горения — 220-300 0С,
- Самовоспламенение 386 0С (Горючее вещество по ГОСТу 12.1.044).
- 4 класс опасности по ГОСТу 12.1. 007. (Не токсичен, не испаряет ядовитых паров, но попав на кожу или слизистую может вызвать термический ожег).
Для того чтобы обезопасить себя при обмазки битумом, нужно одеть специальную защитную одежду, а при внутренних работах обеспечить вытяжку и хорошую вентиляцию.
Для обмазочной гидроизоляции используют материалы на основе строительного битума:
- Жидкий битум БН3,БП5, DН-1V;
- Твердый БН-3,4,5.
- Битумная полимерная мастика.
- Битумном-каучуковая гидроизоляция.
Герметики на битумной основе
На сегодняшний день битумные герметизирующие составы активно используются при проведении различных работ, связанных с обеспечением гидроизоляции. Прежде всего, такие средства позволяют избавиться от протечек. Их также применяют в ходе монтажа мансардных окон, герметизации элементов водосточной системы, герметизации швов между трубой дымохода и кровельным покрытием, а также заделки трещин в бетонных покрытиях и других минеральных поверхностях. Битумные герметики не нужно прогревать перед нанесением. Для нанесения материала используется монтажный пистолет. После того как все растворители, которые входят в состав герметика, испаряются, его консистенция становится резиноподобной.