Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке


Асфальтовое покрытие является самым востребованным материалом для строительства автомобильных дорог во всем мире. Кроме дорог, трасс и автомагистралей, асфальтовое покрытие используется при строительстве аэродромов, паркингов, придомовых территорий, пешеходных зон и многого другого.

Перед тем, как начать строительство, необходимо определиться с выбором асфальтовой смеси. От правильности выбора будет зависеть качество полотна, срок его службы, расход материалов и финансовая нагрузка. Мы расскажем вам, как выбрать асфальтовое покрытие, что нужно учесть при выборе, каким может быть асфальт, а также некоторые особенности дорожного строительства.

Категории нагрузок на асфальтовое покрытие

Тип нагрузкиРасшифровка
МалаяТолько пешеходные зоны: тротуары, тропинки, придомовые территории, дворовые площадки и т.д.
НебольшаяЛичные стоянки для легковых автомобилей, подъездные пути, гаражи, паркинги и т.д.
СредняяАвтомобильные дороги, по которым будет двигаться только легковой транспорт
ВысокаяАвтомобильные дороги, по которым будет двигаться легковой и грузовой транспорт
Очень высокаяСкоростные автомагистрали, федеральные трассы, аэродромы и т.д.

Для площадей с малой нагрузкой можно обустраивать асфальтовое покрытие с низким расходом материала, а также с составом из бюджетной категории – этого будет вполне достаточно. Для объектов с высокой и очень высокой нагрузкой требуется использовать больше асфальтобетона с наилучшими характеристиками.

Подведем итоги

Марку нельзя использовать в качестве единственного параметра для выбора, ведь под одной маркировкой находятся смеси с абсолютно разным назначением. Одинаковая отметка может стоять как на прочном материале, основой которого служит щебень, так и на песчаном асфальтобетоне, не предназначенном для больших нагрузок.

Всего различают три марки асфальта, описывающих 4 характеристики материала: его состав, плотность и пористость, условия во время дорожных работ и тип в зависимости от компонентов. Каждая марка отражает уровень качества смеси, используемой по назначению, ведь существуют высокопрочные смеси для трасс и менее прочные – для пешеходных дорожек.

Основные виды асфальтовых смесей

В первую очередь асфальтовые смеси можно классифицировать по температуре и методу укладки. Таким образом, выделяются 3 основные разновидности асфальтобетона:

  • Горячий асфальт;
  • Холодный асфальт;
  • Литой асфальт;

Горячий асфальт

наиболее востребован в дорожном строительстве, так как обладает высокими эксплуатационными характеристиками, совмещенными с умеренной стоимостью. При укладке смесь должна быть разогрета до 110-130°C (поэтому ее и называют горячей), а температура воздуха не должна быть ниже +5°C. Эти требования обусловлены наличием в составе вязкого битума.

Такое асфальтовое покрытие получается достаточно прочным, твердым, износостойким и долговечным. Именно из горячего асфальта построена львиная доля автомобильных дорог. При этом горячий асфальтобетон может использоваться и для личных нужд, строительства пешеходных зон, а также для ямочного ремонта.

Холодный асфальт

обладает более низкими физико-механическими характеристиками, чем горячие смеси. Отличительной особенностью является то, что такой асфальт производится в готовом для укладки виде. Другими словами, данную смесь не нужно разогревать, а можно сразу укладывать. Температура воздуха при укладке может быть минусовой.

Однако из-за относительно невысоких характеристик холодный асфальт не используется для строительства автомобильных дорог. При этом такой асфальтобетон подходит для ямочного ремонта и использования в пешеходных зонах. Уложить такую смесь можно без привлечения тяжелой спецтехники.

Литой асфальт

представляет собой жидкую смесь, не требующую уплотнения, в отличие от холодного и горячего асфальта. Перед асфальтированием смесь должна разогреваться до 190-230°C. Литые смеси обладают максимальной плотностью, а после укладки набирают прочность в процессе охлаждения, за счет чего и не требуется их уплотнять.

Литой асфальтобетон обладает самыми высокими эксплуатационными характеристиками, превосходящими горячие и холодные смеси. Однако из-за высокой стоимости используется не так часто, как горячий асфальт.

Для укладки литого асфальтобетона требуется специальное оборудование и спецтехника. Однако, так как смесь не требует уплотнения, использование дорожных катков или ручного инструмента для трамбовки также не нужно.

Особенности асфальтирования дорожек и тротуаров

Общая схема укладки асфальта достаточно универсальна. Она остается одинаковой для всех случаев его использования. Поэтому мы не будем ее подробно разбирать.

Если вам нужны пошаговые инструкции, советуем ознакомиться с соответствующими статьями на нашем сайте:

  • Технология укладки срезки асфальта
  • Технология укладки горячего асфальта
  • Технология укладки холодного асфальта

Здесь же мы остановимся на основных нюансах, которые нужно учитывать при проведении работ.

Обустройство дорожек и тротуаров имеет такие особенности:

  • Толщина асфальтобетонного слоя Если вы обустраиваете дорожку на своем участке или в саду, то укладывать толстый слой материала не нужно – достаточно будет 3-4 см (5-6 см до тр амбовки). На центральных городских улицах толщину увеличивают до 6 см – на случай, если по тротуару будет ездить уборочная техника и другой легкий транспорт. А на участках с особо интенсивным движением асфальт кладут в два слоя, по 4-6 см каждый. Такая схема, например, применяется в Москве.
  • ОборудованиеДорожные асфальтоукладчики на тротуаре не развернутся, поэтому их укладывают при помощи малогабаритной техники – небольших самоходных или ручных катков либо виброплит. Если вы делаете дорожку из холодного асфальта или асфальтовой крошки, то ее можно утрамбовать вручную. Но такой вариант работает только в теплую погоду и занимает больше времени. На крайний случай можно укатать покрытие колесами автомобиля. Но так труднее добиться равномерного уплотнения.
  • Технологические свойства асфальтобетонных смесейЭтот пункт вытекает из предыдущего. Поскольку тяжелая техника для таких работ не используется, асфальт должен быть пластичным и уплотняемым. Не берите для обустройства дорожек АБС с высоким содержанием щебня (типы А, Б) или крупную (больше 20 мм в диаметре) асфальтовую крошку. С ними будет очень сложно работать.

Еще один момент, который здесь актуален – это внешний вид дорожек. Ведь владельцам частных домов обычно хочется, чтобы их участок выглядел опрятно и радовал глаз. Но асфальт на городских улицах часто кажется серым, тусклым и унылым. Можно ли сделать так, чтобы он «заиграл»? Давайте остановимся на этом подробнее.

Какой состав может иметь асфальтовое покрытие

Состав асфальтобетона напрямую влияет на качество и другие характеристики, которыми будет обладать асфальтовое покрытие. Кроме набора компонентов важную роль также играют и их пропорции. Поэтому лучше всего обращаться в дорожно-строительную компанию, которая имеет собственное производство асфальтобетона.

Состав асфальтовой смеси будет изменяться при добавлении хотя бы одного компонента, однако на сегодняшний день существуют 3 основных варианта:

  • 1. Песчаный асфальт;
  • 2. Асфальтовая крошка;
  • 3. Щебеночно-мастичный асфальт;

Асфальтовое покрытие из песчаного асфальтобетона

обладает достаточно однородной структурой, а основным его компонентом выступает песок. Является бюджетным вариантом, подходит для обустройства пешеходных зон, подъездных путей, стоянок для личного транспорта. Также может использоваться для дорог местного назначения, на которых планируется небольшая или средняя нагрузка.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон

является наиболее качественным вариантом, отлично подходящим для асфальтирования территории с любой нагрузкой: от малой до очень высокой. В состав входят твердые горные породы (70-80%), создающие надежный каменный «скелет» дорожного полотна.

Также в составе присутствуют специальные волокна целлюлозы, препятствующие растеканию битума. Из-за высоких характеристик асфальтовое покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона является основным на территории многих стран мира.

Асфальтовая крошка

представляет собой дробленый асфальт, за счет чего данный материал обладает бюджетной стоимостью. Однако это не значит, что такое асфальтовое покрытие будет низкого качества. Если крошка была получена, например, из щебеночно-мастичного асфальтобетона, то ее качество будет достаточно высоким. Подходит для пешеходных зон, подъездных путей, парковок и дорог с небольшой или средней нагрузкой.

Классификация асфальтобетонных смесей по техническим характеристикам и составу

Для упрощения выбора асфальт разделяют на марки и типы. Основные марки асфальтобетона:

  • Марка 1. К этой группе относятся АБ разного состава и плотности, которые объединяет общее качество – высокая прочность. Основное применение этих материалов, содержащих щебень, кварцевый песок, битум, минпорошки, – создание нижнего слоя дороги. Среди АБ марка 1 отличается наиболее высокой стоимостью.
  • Марка 2. Эти материалы, технические характеристики которых немного ниже параметров АБ марки 1, отличаются бюджетной стоимостью и универсальностью применения. Они востребованы в широком перечне дорожных работ – при строительстве и ремонте автодорог общего пользования, благоустройстве частных территорий, городских парков и скверов.
  • Марка 3. Плотный, но малопрочный материал, в составе которого отсутствует щебень. Такие АБ изготавливаются на базе песка и минеральных порошков. Они востребованы при ремонте и устройстве покрытий, не запланированных для восприятия серьезных нагрузок. Марка 3 – это тип асфальтобетона, предназначенный для устройства пешеходных дорожек, тротуаров, аллей в садах и парках, организации площадок возле частных домов и во дворах лечебных или образовательных учреждений. Также он часто применяется при «ямочном» ремонте дорожного покрытия.

Как еще классифицируется асфальтобетон

Помимо температуры укладки, требований к уплотнению и состава, асфальтовые смеси можно подразделить по:

  • зернистости;
  • пористости;
  • марке;
  • цвету;

Помимо песчаного асфальта, смеси можно разделить на мелко- и крупнозернистые.

Мелкозернистый асфальтобетон включает в себя фракции от 5 до 20 мм, тогда как крупнозернистый – до 40 мм. При укладке асфальта используются оба варианта: сначала укладывается крупнозернистый асфальт, а поверх него мелкозернистый. Это нужно, чтобы асфальтовое покрытие обладало высокой плотностью.
Асфальт по пористости
принято подразделять на 3 категории:

  • плотный (до 1,5%);
  • пористый (от 5 до 12%);
  • высокопористый (от 12 до 18%);

Качественная асфальтовая смесь обладает низкой пористостью, т.е. является плотной.

Марка асфальтобетона

указывает на процентное содержание основного компонента, например, щебня. На сегодняшний день выделяют 5 марок: А, Б, В, Г и Д.

МаркаСодержание щебня
Аот 50% и выше
Б40-50%
В30-40%
Г и ДПесчаные смеси без щебня

Также асфальтовое покрытие может быть разного цвета.

Это достигается включением в состав следующих компонентов:

  • красящие пигменты;
  • вяжущее вещество (на замену битума);
  • минеральный наполнитель (не все наполнители подходят);

На сегодняшний день можно получить асфальтовое покрытие любого цвета по шкале RAL. Однако только при условии, что в качестве вяжущего будет выступать специальное бесцветное вещество. Если же вяжущим компонентом остается, например, нефтяной битум, можно получить только некоторые темные оттенки.

Цветной АБ имеет более высокую стоимость, чем аналогичный по составу серый или черный асфальт, однако, благодаря широкому выбору расцветок, такой асфальтобетон довольно востребован.

Что может включать одна марка асфальта?

К одной марке асфальтобетона могут относиться две абсолютно разные по характеристикам смеси. Приведем два варианта материала с одинаковой маркировкой.

Асфальт высокого качества, содержащий не менее 50-60% плотных материалов, таких как щебень или другие горные породы. Также в нем могут быть специальные модификаторы, увеличивающие качество и долговечность смеси. Такой асфальтобетон применяется для строительства трасс, на которые оказывается колоссальная нагрузка в виде большого потока машин.

Асфальт, основой которого является не каменный наполнитель, а песок. Подобный материал не используется ни для строительства, ни для ремонта автомобильных дорог. Причина заключается в том, что он не способен выдерживать большие нагрузки. Песчаная смесь обычно используется только для строительства тротуара и других пешеходных участков.

Очень важно изучить основные классификации асфальта прежде, чем заказывать дорожные работы – такая подготовка поможет выбрать максимально подходящую для конкретной задачи смесь асфальтобетона.

Как нагрузка влияет на толщину асфальта

Тип нагрузкиТолщина асфальтобетона
Малая3 сантиметра
Небольшая6 сантиметров
Средняя~12 сантиметров
Высокая~18 сантиметров
Очень высокаядо 30 сантиметров или больше

Стоит обратить внимание, что при укладке нескольких слоев асфальтобетона друг на друга требуется уплотнение каждого слоя. Если этим пренебречь, асфальтовое покрытие будет деформироваться, а также потеряет свои физико-механические свойства.

Как основание влияет на качество дорожного полотна

Также при строительстве дорог важную роль играет основание дорожного полотна – оно должно быть выполнено в полном соответствии технологии дорожного строительства, для чего специалисты дорожно-строительной компании обязаны учесть массу факторов.

Если «дорожная подушка» будет возведена с нарушениями в технологическом процессе, то даже качественное асфальтовое покрытие в несколько слоев в скором времени деформируется. Поэтому внимательно подходите к выбору подрядчика.

Как возводится дорожное основание:

  • 1. В первую очередь нужно провести разведку местности и геодезические исследования.
  • 2. Производятся все необходимые расчеты, составляет план работ.
  • 3. Подготавливается местность: площадь для проведения работ расчищается, устраняются преграды, переносятся коммуникации и т.д.
  • 4. Далее следует подготовка грунта: снимаются верхние слои, местность выравнивается, при необходимости отсыпается, после чего уплотняется спецтехникой.
  • 5. Укладывается геотекстиль.
  • 6. Отсыпается песчаный слой, который должен быть уплотнен.
  • 7. Укладывается геосетка.
  • 8. Отсыпается щебень разных фракций (сначала крупные, затем мелкие), после чего щебеночный слой уплотняется тяжелыми дорожными катками.

Только после этого можно приступать к укладке асфальтобетона, чтобы сформировать готовое асфальтовое покрытие. На данном этапе, как и на всех предыдущих, важно соблюсти технологию дорожного строительства, а также качественно уплотнить дорожное полотно спецтехникой. Если же речь идет об асфальтировании пешеходных зон или стоянок для личного транспорта, технология асфальтирования упрощается. Однако потребность в качественном уплотнении никуда не пропадает. Исключением будет являться только случаи с использованием литого асфальтобетона. Если вы хотите узнать, насколько качественно было уплотнено дорожное полотно, можно воспользоваться расчетом коэффициента уплотнения асфальта. Данный тест проводится в лабораторных условиях, и позволяет определить соответствие фактической плотности, которой обладает асфальтовое покрытие, нормам ГОСТ.

— Показатель уровня плотности или пористости готового асфальта

Данная характеристика описывает пористость асфальта, образовавшуюся после окончательного уплотнения. Чтобы определить такой показатель, из готовой дороги вырезается небольшой образец. Существуют следующие степени плотности/пористости асфальтобетона:

  • высокоплотный – 1-1,2% пор;
  • плотный – 2,5-5%;
  • пористый – 10%;
  • высокопористый – 10-18%.

В большинстве случаев самыми прочными материалами считаются те, в которых минимальный уровень пористости и максимальная плотность. Тем не менее, такие характеристики могут ввести в заблуждение, ведь высокий уровень плотности не всегда гарантирует прочность. К примеру, остаточная пористость песчаной смеси составляет всего 1%, однако ее прочность гораздо ниже щебневого асфальтобетона.

Какими преимуществами обладает асфальтовое покрытие

Как упоминалось в начале, асфальтовое покрытие является самым востребованным материалом для обустройства различных дорожных покрытий. Популярность достигается исключительно за счет высоких эксплуатационных характеристик и умеренной стоимости асфальтобетона.

К основным преимуществам, которыми обладает асфальтовое покрытие, относятся:

  • Высокая прочность;
  • Хорошая твердость;
  • Сопротивление деформации;
  • Износостойкость;
  • Влагоустойчивость;
  • Длительный срок службы;
  • Стойкость к высоким температурам;
  • Стойкость к низким температурам;
  • Невосприимчивость к перепадам температур;
  • Ремонтопригодность;
  • Безопасность для экологии, несмотря на использование битума;
  • Асфальтовое покрытие получается ровным и гладким;
  • Такое покрытие не пылит и не стирается;
  • Вариативность цветовой гаммы;
  • Умеренная стоимость;

Все эти преимущества делают асфальт оптимальным вариантом для обустройства покрытия, причем во множестве сфер применения. Также к преимуществам можно отнести то, что асфальтобетон имеет множество разновидностей под любые нужды и бюджет.

Благодаря этому нет необходимости покупать дорогой щебеночно-мастичный асфальтобетон для строительства, например, садовой дорожки. Достаточно приобрести бюджетную асфальтовую крошку или песчаный асфальт, чтобы удовлетворить потребность.

Если требуется отремонтировать асфальтовое покрытие, то можно использовать холодный асфальт в мешках, за счет которого можно провести ямочный ремонт без специальных навыков и использования спецтехники.

Содержание:

  1. Виды асфальта 1.1. Холодный 1.2. Горячий 1.3. Литой 1.4. Природный 1.5. Песчаный 1.6. Сульфированный 1.7. Фрезерованный 1.8. Цветной 1.9. Крупнозернистый 1.10. Мелкозернистый 1.11. Резиновый 1.12. Пластиковый 1.13. Штампованный
  2. Как выбрать подходящий асфальт


При строительстве дорог используется асфальтобетон. Это искусственный строительный материал, получаемый при смешивании и уплотнении подобранных в правильных пропорциях асфальтобетонной смеси (АБС), битума, песка, щебня и минеральных составов. Все компоненты соединяют в нагретом состоянии, за счет чего они надежно сцепляются друг с другом и образуют плотный дорожный пласт после утрамбовки и укатки.
Заказчики строительных фирм обычно хотят, чтобы при реализации их проекта использовался лучший асфальт в мире. Но сразу оговоримся, что назвать какой-то один вид асфальтобетона идеальным нельзя. Чтобы понять, какой состав будет оптимальным для решения конкретных задач, необходимо учесть расположение, назначение и загруженность будущей дороги.

Поэтому не нужно искать самый лучший асфальт. Вместо этого следует разобраться, какой из доступных видов покрытия больше остальных подойдет конкретно в вашей ситуации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]