Ямочный ремонт покрытий из асфальтобетона и битумоминеральных материалов. Основные способы ямочного ремонта и технологические операции


Асфальтобетон используется для обустройства дорожного покрытия во многих странах мира, так как обладает высокими эксплуатационными характеристиками, которые отлично подходят для этих целей. Однако, как и большинство из существующих материалов, АБ разрушается под воздействием времени и внешних факторов, вследствие чего требуется ремонт асфальта.

«В зависимости от того, какого рода повреждения получило полотно, можно прибегнуть к локальному или же капитальному ремонту покрытия. Иногда достаточно просто заделать трещину, однако на срок службы дорожного полотна оказывают влияние масса факторов, из-за которых в некоторых случаях лучшим решением будет демонтировать существующий асфальт, чтобы произвести асфальтирование заново»

Ремонт асфальта позволяет быстро вернуть покрытию безопасное состояние, а также существенно продлить срок службы дорог и пешеходных зон. Также существуют профилактические методы, которые способны предотвратить серьезные повреждения.

Почему разрушается асфальт

На скорость износа асфальтового покрытия влияют как естественные факторы, так и человеческие. К естественным факторам можно отнести низкие и высокие температуры, а также температурные перепады. Кроме того, важным параметром является нагрузка на дорожное полотно – чем она выше и интенсивнее, тем быстрее покрытие будет изнашиваться, вследствие чего может потребоваться ремонт асфальта.

В целом, к причинам разрушения дорожного полотна можно отнести следующие:

  • Нагрузка на дорожное полотно и ее интенсивность;
  • Недостаточная толщина покрытия;
  • Низкие и высокие температуры, а также перепады;
  • Прочие климатические условия;
  • Некачественные материалы, из которых создано покрытие и его основание;
  • Несоблюдение технологии укладки асфальта;
  • некоторые другие факторы.

При этом, если производить ремонт асфальта, как только начинают появляться какие-либо дефекты, капитальный ремонт можно значительно отсрочить.

Преимущества

Правильный подход к разработке покрытия позволяет нам выполнять результативный ремонт. Каждому клиенту гарантируется осуществление заказа в нужные сроки. На все услуги гарантия 3 года. Ремонт выполняется без иных подрядчиков, что позволяет нам предложить заказчику низкие цены. ООО «Асфальт-дорога» — лидер по асфальтированию и ремонту дорог. Более 15 лет работы на рынке строительства, исполнены множество заказов на высоком уровне качества.

Проведем предварительную диагностику

Разработаем четкий план, который при необходимости корректируется

Подберем оптимальную технологию ремонта дороги

Заказчикам предустановлена программа лояльности

Скидки и бонусы!

Мы уже много лет занимаемся ремонтом дорог различной сложности. Имеется современный парк спецтехники для качественного капитального ремонта. Надежный ремонт дорожного покрытия необходим для комфортного передвижения владельцев автомобилей. «ООО Асфальт-дорога» работает только с качественными материалами от лучших брендов. В нашей команде работают только профессиональные квалифицированные кадры, каждый специалист имеет большой практический опыт.

Локальный ремонт асфальта

Ямочный ремонт асфальта самый распространенный способ, который используется для восстановления целостности покрытия. Несмотря на название, данный вид ремонта подходит для ликвидации не только ям, но и трещин, выбоин и прочего.

Можно выделить несколько типов локального ямочного ремонта:

  • Струйно-инъекционный способ;
  • Санация трещин;
  • Ремонт асфальта холодными смесями;
  • Ремонт горячим асфальтом;
  • Ремонт литым асфальтом.

Горячая смесь

Если рядом находятся асфальтобетонные заводы, выпускающие горячий асфальт, лучше произвести ямочный ремонт зимой именно им. При этом учитываются природные особенности климата, длительность зимы, глубина промерзания почвы, среднее значение зимних температурных показателей. Количество мерзлого грунта не должно быть больше 70%, его максимальная толщина не более 30 см. Расчетная высота земляного полотна при наличии морозов – не более 2,5 м.

Основное условие – поддержание в стройматериале +80 C° тепла. При подготовке колдобину требуется сначала обрезать, тщательно очистить и прогрунтовать, хорошо прогреть и только потом производить мощение. Соблюдение всех технологий обеспечивает более длительную последующую эксплуатацию дороги. Кроме того, в прохладное время остывание материала проходит быстрее, а значит, движение по этому участку восстановится уже примерно через полчаса.

Струйно-инъекционная схема

Подходит для ремонта небольших дефектов. Это могут быть ямы, трещины или выбоины. Перед началом восстановления поврежденный участок необходимо очистить от грязи, пыли и мусора, что можно сделать воздушным напором. Также рекомендуется просушить область ремонта перед ликвидацией повреждений.

После этого поврежденная область обрабатывается водно-битумной эмульсией, засыпается мелким щебнем, после чего снова обрабатывается водно-битумной эмульсией. После укладки щебень необходимо качественно уплотнить, чтобы обеспечить достаточные эксплуатационные характеристики заплатки.

Ремонт асфальта струйно-инъекционным способом подразумевает использование щебня из твердых горных пород, размер фракций – 0,5-1 см. Такой тип ремонта может производиться в разные сезоны, так как требуемая температура воздуха составляет от -15 до +40°C.

Для такого ремонта используется специальная машина-ремонтер. Она способна как качественно очистить область ремонта даже от твердой грязи (воздухом под давлением), так и нанести эмульсию и засыпать щебень. Уплотнение производится ручным оборудованием.

Где используется струйно-инъекционный ремонт асфальта:

  • парковки;
  • тротуары;
  • другие пешеходные зоны;
  • зоны с небольшой транспортной нагрузкой.

Для дорог общего пользования способ не подходит, так как подобная заплатка не выдержит давления тяжелого транспорта.

Как отремонтировать небольшие выбоины и трещины

Иногда кажется, достаточно просто засыпать пустую яму щебнем или новым асфальтом. Такой метод часто используют неопытные строители. Но это лишь временная мера, выбоина почти наверняка появится снова, и область между старым и новым покрытием станет самым слабым участком дороги.

Чтобы правильно отремонтировать выбоину, выполняют несколько шагов. Они могут разниться в зависимости от размера дефекта. Рабочим предстоит:

  • Очистка. Ямку можно легко очистить вручную или простыми инструментами –лопатами и граблями. Сначала удаляют маленькие куски камня, асфальта и прочего мусора. Мелочь убирают водой, песком или воздухом, подаваемыми под давлением. Тщательная очистка гарантирует надежность сцепки наполнителя со старым материалом.
  • Измерение глубины, длины и ширины выбоины. Это дает хорошее представление о том, сколько асфальта потребуется и нужно ли другое оборудование.
  • Заливка асфальтовой смеси. При наличии трещин в целях экономии герметика предварительно может укладываться подкладная штанга. Она призвана усилить конструкцию и снизить расходы основного материала. Стержень-подложка должен быть несжимаемым, безусадочным и неабсорбирующим, а также иметь более высокую температуру плавления, чем смесь, используемая для заполнения трещины.

Санация трещин

Некоторые специалисты не относят санацию трещин к категории ямочного ремонта, так как данные манипуляции производятся еще до появления крупных повреждений. Однако нет существенной разницы, как классифицировать такой ремонт асфальта, главное его результативность.

Санацией трещин называют способ, при котором швы и трещины обрабатываются и герметизируются полимерными или битумными составами. Это позволяет предотвратить дальнейшее разрушение полотна, ликвидируя разрушения на начальном этапе их формирования. При своевременной обработке подобный способ позволяет продлить срок службы участка дороги до 5-7 лет.

Перед началом процедуры необходимо очистить трещину от пыли, грязи, мусора и влаги, как требует любой ремонт асфальта. Делается это напором воздуха, а также тепловым копьем.

Существует 2 основных способа санации трещин:

  • метод заливки;
  • метод заполнения.

Метод заливки

подходит для небольших трещин шириной до 50 мм. Подразумевает удаление поврежденного слоя покрытия на всю глубину вдоль образовавшейся трещины, чтобы придать объекту ремонта правильную геометрическую форму. Для этого используется специальное оборудование – раздельщик швов и трещин.

После этого образовавшийся резервуар заполняется герметизирующим материалом, от качества которого будет зависеть и качество заплатки. Процесс заливки герметика осуществляется с помощью плавильно-заливочных машин.

Метод заполнения

используется для более крупных трещин шириной более 50 мм. Также подходит для разветвленных сложных трещин, и не требует разделки поврежденного участка (не нужно расширять и придавать правильную геометрическую форму).

В остальном процесс схож с заливкой – после очистки и просушки полость необходимо заполнить герметизирующим материалом, в роли которого выступают битумные мастики.

Данный метод подходит как для дорог общего пользования, так и для пешеходных зон.

Преимущества и недостатки технологии применения холодных смесей

При использовании горячего асфальта, его выработка должна производиться в сжатые сроки. При этом используется специальная техника. Холодные смеси сохраняют свои характеристики при хранении открытым способом на протяжении двух месяцев. В упаковке материал можно складировать в течение 8 месяцев.

Цена на ямочный ремонт в Москве с использованием холодных смесей оказывается ниже стоимости работ с использованием горячего асфальта. Модифицированный битум и специальные присадки расширяют диапазон климатических условий, позволяя асфальтировать при температуре до -10ºС. Более того, фасованная органоминеральная смесь:

  • Не требует специальной техники (кроме газовой горелки для разогрева поверхности);
  • Может укладываться в выбоины без х предварительной разделки;
  • Отсутствие специальных требований к транспортировке;
  • Не требует особой квалификации рабочей силы.

С другой стороны уложенная и утрамбованная органоминеральная смесь отличается низким сопротивлением сдвигу, что не позволяет укладывать её в местах торможения транспорта. Совокупность цены и качеств материала характеризирует его как средство для оперативного устранения выбоин, когда наступает зима, то есть вне традиционного сезона дорожных работ и средства предотвращения увеличения повреждений в зимний период.

Инжекторный или струйно-инъекционный метод – частный случай работы с холодным асфальтобетонными смесями. Соответствующие установки (к примеру, УЯР-1 или зарубежные аналоги) позволяют оперативно выполнять ремонт небольших и средних повреждений дорожного покрытия даже без разделки. Единственный агрегат выполняет все подготовительные и основные этапы ремонта, а дополнительное уплотнение не требуется ввиду нанесения смеси под давлением.

Ямочный ремонт асфальтобетоном

К этому типу ремонта мы отнесем ремонт асфальта привычным асфальтобетоном. Подобный ремонт асфальта подходит как для автомобильных дорог, так и для пешеходных зон. Для дорог II и I категории используется горячий или литой асфальт, а для обычных дорог подойдет и холодный асфальтобетон.

Процедура может производиться следующими типами асфальтовых смесей:

  • холодные;
  • горячие;
  • литые.

Каждый из типов асфальтобетона имеет свои особенности, как по составу, так и по технологии ремонта, и по температуре воздуха в момент проведения работ.

Ремонт асфальта холодными смесями

достаточно простой способ ликвидации ям и выбоин, который может производиться даже в холодную погоду. Еще одним преимуществом данного вида асфальтобетона является то, что он не требует разогрева перед укладкой. Однако холодная смесь имеет более низкие характеристики, чем горячий или литой асфальт.

Ремонт асфальта горячими смесями

может производиться при температуре воздуха от +5°C, а смесь должна быть разогрета до 110-130°C или хотя бы до 100°C. Горячий АБ обладает более высокими физико-механическими характеристиками, чем холодный.

Технология ремонта холодным и горячим асфальтом:

  • Очистка области ремонта от мусора, грязи, пыли и влаги и прочего;
  • Выравнивание краев поврежденного участка;
  • Обработка области жидким битумом из расчета 0,5 л/ 1м2;
  • Укладка мелкого щебня с последующим уплотнением (если глубина повреждения более 20 см);
  • Укладка асфальта (на 2 см выше нужного уровня);
  • Уплотнение асфальтового слоя.

Уровень следует взять выше, так как после уплотнения он понизится. Уплотнение производится ручным оборудованием или дорожными катками.

«Разница в технологиях ремонта

двумя этими смесями заключается в том, что второй вариант более механизированный, его применение требует использования спецтехники. Первый же вариант может производиться только с участием ручного оборудования»

Ремонт асфальта литыми смесями

существенно отличается от двух предыдущих вариантов. Во-первых, литой асфальт имеет более высокие эксплуатационные характеристики, чем предыдущие варианты, однако и его стоимость будет выше. Во-вторых, литой асфальт имеет жидкую консистенцию, и не требует уплотнения, так как самостоятельно набирает плотность и твердость в процессе остывания.

Технология ремонта литым асфальтом

отличается от технологии с применением горячих и холодных смесей только тем, что литой асфальт не требует уплотнения. В остальном все то же самое: подготовить область ремонта, после чего залить ее литой смесью.

Капитальный ремонт асфальта

Капитальный ремонт асфальта может быть двух видов:

  • 1. Полное 100% восстановление дорожного полотна, включающее замену основания, а иногда и восстановление земляного полотна.
  • 2. Снятие верхнего слоя асфальтового покрытия, чтобы уложить новый асфальт.

Первый вариант более радикальный, и используется при неудовлетворительном состоянии всего дорожного полотна. Однако в большинстве случаев, если говорить о современных автомобильных дорогах, такого масштабного вмешательства не требуется.

Второй вариант выполняется методом фрезерования

, с использованием специальных дорожных фрез. Изначально использовался метод горячей фрезеровки, который подразумевал предварительный разогрев покрытия перед его снятием. Такое покрытие было довольно просто срезать, однако у метода было несколько недостатков, в числе которых более сложный процесс и невозможность повторного использования срезанного асфальта.

На сегодняшний день используется метод холодного фрезерования

. Ремонт асфальта данным способом более технологичный, а также позволяет прямо на месте производить из снятого покрытия асфальтовую крошку, которая может повторно использоваться.

Делается это за счет превращения срезанного слоя в асфальтогранулят, причем с возможностью задать размер фракций. Также с помощью современных дорожных фрез можно регулировать глубину фрезерования.

Технология холодного фрезерования:

  • 1. Дорожная фреза срезает асфальтовое покрытие на заданную глубину, перерабатывая его в гранулят для последующего использования;
  • 2. Поверхность по необходимости очищается от пыли, грязи и влаги;
  • 3. Происходит обработка битумными эмульсиями;
  • 4. Производится укладка свежего асфальта с помощью асфальтоукладчиков;
  • 5. Далее следует уплотнение дорожными катками, если используется горячий асфальтобетон.

Такой способ ремонта асфальта позволяет не только обновить покрытие, но и укрепить его. Перед укладкой нового асфальтобетона можно уложить геосетку, которая выступит в качестве армирующего материала, повышая прочность дорожного полотна.

Этапы работ

Выполняется с разделкой существующего слоя либо без нее. В первом случае необходимо удалить старое покрытие, пришедшее в негодность. При выполнении работ соблюдается следующая технология:

  • В первую очередь монтируются временные знаки, ограничивающие движение транспорта по ремонтируемому участку.
  • Удаляются все загрязняющие покрытие элементы, а также лед, снег и пыль.
  • Места, подлежащие ремонту, размечаются. После чего составляется карта ремонта.
  • Используя специальные фрезы, выполняется нарезка контуров дефектных участков дороги.
  • Поверхность полученных контуров очищается от грязи и мусора.
  • Стены и дно выбоин разогреваются газовым оборудованием и обрабатываются специальным составом на основе органических веществ.
  • Холодная асфальтовая смесь укладывается в выбоину слоями, с обязательным трамбованием каждого слоя.
  • Контроль качества ремонта каждой ямы.
  • Складирование мусора и вывоз его за пределы ремонтируемой полосы, а также восстановление движения.

Выводы

Ремонт асфальта может потребоваться как по естественным причинам типа износа или сурового климата региона, так и из-за нарушений технологии асфальтирования или же использования некачественных материалов. Однако в любом случае асфальтовое покрытие можно восстановить.

В некоторых случаях, когда повреждения находятся на начальном этапе формирования, можно существенно продлить срок службы полотна с помощью санации трещин

, а небольшие повреждения пешеходных зон ликвидируются
струйно-инъекционным способом
.

Более крупные локальные повреждения полотна можно исправить с помощью ямочного ремонта асфальта

, который может производиться различными видами асфальтобетона.

Также существует ремонт асфальта методом фрезерования

, используемый при более масштабном ремонте полотна. Способ подразумевает срезание верхнего слоя покрытия с помощью дорожной фрезы, а также последующую укладку свежего асфальтобетона.

В крайнем случае, можно полностью отремонтировать дорожное полотно, начиная от самого основания, однако такой способ требуется не часто.

Почему сложно ремонтировать выбоины в холодное время

Снег, лед и вода естественным образом скапливаются в рытвинах, что затрудняет их устранение. Временным решением проблемы могут стать заплатки, но они должны плотно прилегать к краям покрытия и укладываться на хорошо высушенную поверхность. В противном случае, оставшаяся влага расширится при замерзании, что приведет к появлению трещин.

Латки эффективны только тогда, когда правильно установлены. Зимой они не успевают остывать, пристают к шинам и вытаскиваются ими наружу, вымываются дождями и паводками, разрушаются из-за растирениия скопившейся воды.

Лучшие условия асфальтных работ – когда температура достигнет 20-22 C°. Но даже, если вам не нравиться идея начала их в декабре или январе, в ряде случаев не стоит ждать, ведь это может спровоцировать:

  • Дополнительный ущерб, вызванный циклом замораживания / оттаивания
  • Опасность травм пешеходов или повреждений авто.
  • Возможность просачивания воды под асфальт
  • Отказ клиентов пользоваться парковками или автомагистралями.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]