Что такое плотность асфальтобетона, и от чего она зависит


Плотность асфальтобетона варьируется в зависимости от разновидности материала, и оказывает прямое влияние на определенные физико-механические характеристики покрытия. Для большинства асфальтобетонов высокая плотность означает более высокую прочность, однако есть и исключения. При этом укладка асфальта всегда должна сопровождаться качественным уплотнением.

«Для тех асфальтобетонных смесей, которые имеют в составе каменистый наполнитель (щебень или гравий) высокая плотность коррелируется с высокой прочности и некоторыми другими показателями. Однако для песчаного асфальта это правило не действует – несмотря на очень высокую плотность, его качественные характеристики будут уступать асфальтобетонам на каменной основе»

Плотность асфальтобетона в уплотненном состоянии выражается в показателе «остаточная пористость» – чем она меньше, тем выше плотность покрытия. А плотность неуплотненной смеси определяется исходя из массы на кубический метр.

В асфальтовых смесях на каменной основе могут использоваться различные фракции камней. Таким образом, мелкозернистые смеси имеют более высокую плотность, чем крупнозернистые. При этом пустоты между фракциями заполняются специальными наполнителями, а также битумным вяжущим.

Категории остаточной пористости асфальтобетона

«Остаточная пористость – процентный показатель объема пор по отношению к общему объему уплотненного асфальтобетона»

КатегорияОстаточная пористость, %
Высокоплотныеот 1 до 2,5
Плотныеот 2,5 до 5
Пористыеот 5 до 10
Высокопористыеот 10 до 18

Как упоминалось, на сегодняшний день выделяют 4 категории, исходя из остаточной пористости материала.

Более пористые крупнозернистые

асфальтобетоны применяются для устройства подстилающего слоя покрытия. Они способствуют амортизации, а также способствуют стабилизации.

Плотные мелкозернистые

асфальтовые смеси укладываются в качестве верхнего слоя, так как имеют высокие показатели прочности, износостойкости и влагоизоляции.

Признание качества

Отзывы и благодарственные письма от клиентов и партнеров


Арусанов С.В.Генеральный директор ООО «ОСЗ»


Буболев В.А.Генеральный директор ООО «ПИК «Терминал» Моспромстрой»


Степанян Ш.Г.Генеральный директор АО «Моспромстрой»


Царикаев А.Р.Глава управы района Лефортово


Казаков В.Ю.Коммерческий директор АНО ДПО «УЦ ИТЦ Эксперт»

Плотность асфальтобетона в виде удельного веса на кубический метр

На плотность асфальтобетона, помимо размера фракций каменного наполнителя, может влиять еще несколько факторов, например, вид и доля основного компонента или разновидность битумного вяжущего. За счет этого различные виды асфальтобетонных смесей обладают разной плотностью.

Например, современный щебеночно-мастичный асфальтобетон будет плотнее классических асфальтовых смесей на 90-100%. Это связано с тем, что раньше производство асфальта осуществлялось без добавления прочного щебня, современных модификаторов, а также с использованием обычного нефтяного битума.

Преимущества «АСФАЛЬТСТРОЙ»

  • Репутация надежного партнера с 1949 года
  • Высоко- квалифицированный персонал
  • Современные установки производства Германии
  • Аттестованная испытательная лаборатория
  • Качественные материалы и сырье
  • Контроль качества продукции на всех этапах производства
  • Сертифицированная продукция
  • Удобное логистическое местоположение завода
  • Круглосуточный режим работы 24/7

Плотность асфальтобетона на 1 м3

НаименованиеПлотность на куб
Классические смеси~1100-1500 кг на м3
Щебеночно-мастичный асфальтобетон ~2560-2570 кг на м3
Крупнозернистые смеси ~2380-2450 кг на м3
Мелкозернистые смеси ~2400-2460 кг на м3
Песчаный асфальтобетон ~2340-2450 кг на м3
Асфальтовая крошка ~1500-1900 кг на м3

Актуально только для неуплотненных асфальтобетонных смесей. Как правило, производители асфальтобетонных смесей указывают плотность материала в сопровождающих документах или на упаковке (при наличии).

Из этого можно сделать вывод, что средняя плотность асфальтобетона (современного) составляет около 2,4-2,5 тонн на 1 кубический метр. Однако такие показатели будут лишь при том условии, что асфальтобетон будет соответствовать современным стандартам качества и требованиям нормативной документации. При нарушениях в производственном процессе характеристики материала, включая плотность, могут стать значительно ниже.

Кратко о процессе изготовления асфальтобетона

Стандарт качества на асфальтобетон – ГОСТ 9128 97 предполагает следующие этапы изготовления готовой смеси:

  • Первым этапом является оценка соответствия качества сырьевых компонентов, что является крайне важным. Ведь от этого во многом зависит качество будущей смеси, а, точнее, ее основные характеристики.
  • На следующем этапе производится обработка заполнителя. Он измельчается до нужной фракции.
  • Далее компоненты отправляются в бункер, оборудованный функцией подогрева. Там, под действием повышенной температуры, выпаривают лишнюю влагу и нагревают вяжущий компонент.
  • Следом все компоненты отправляются в смеситель, где тщательно перемешиваются. В процессе удаляются излишки воздуха и смесь приобретает необходимую консистенцию.
  • На последнем этапе готовый продукт подается в силосы, предназначенные для хранения.

Затем, готовый продукт подвергается контролю качества путем проверки его показателей.

Обратите внимание! При производстве асфальтобетонной смеси необходимо применение специализированного оборудования, поэтому изготовление своими руками не представляется возможным. Однако, при наличии небольшого бюджетного АБЗ, вполне можно организовать мелкий выпуск с целью последующей реализации. Цена на материал достаточно устойчива, поэтому прибыль будет гарантированной.

Как уплотнение влияет на плотность асфальтобетона

Даже если изначально асфальтобетонная смесь обладает высокой плотностью, неправильное или недостаточное уплотнение после укладки приведет к высокой пористости покрытия. Это, в свою очередь, повлечет за собой снижение физико-механических свойств материала, а также срока его службы.

Например, при строительстве автомобильных дорог используется принцип многослойной укладки асфальтовых смесей. В таком случае каждый из слоев должен быть отдельно уплотнен, иначе добиться высокой плотности не получится.

Какие показатели падают при некачественном уплотнении асфальта:

  • Прочность;
  • Износостойкость;
  • Сопротивляемость горизонтальной деформации;
  • Стойкость к образованию колеи;
  • Влагоизоляция;
  • Стойкость к высоким и низким температурам;
  • Срок службы.

Фактически, некачественное уплотнение асфальта приводит к преждевременному разрушению покрытия, что влечет за собой и другие негативные последствия.

Выводы

Что нужно знать о плотности асфальта:

  • Плотность уплотненного асфальта выражается в остаточной пористости – от 1 до 18% (чем меньше, тем лучше).
  • Плотность неуплотненной асфальтовой смеси выражается в массе на кубический метр – в среднем около 2,4-2,5 тонн на 1 м3

Разные виды асфальтобетона имеют различный уровень плотности. При этом плотность асфальтобетона является важным показателем, от которого зависит как ряд других эксплуатационных характеристик материала, так и срок его службы. Чтобы добиться высокой плотности, необходимо правильно подобрать асфальтобетонную смесь, а также произвести качественное уплотнение после укладки.

Основные методы контроля в соответствии с ГОСТ и правила приемки

Как и любой другой строительный материал, асфальтобетонные смеси подвергаются контролю и подчиняются определенным правилам приемки, которые мы и рассмотрим.

Приемка материала

Условия приемки партии товара – следующие:

  1. При приемке горячей смеси за партию принимается количество, не превышающее 1200 т. При этом партия должна иметь одинаковый состав. Изготовиться в одну смену и на одном оборудовании.
  2. Партия холодной смеси принимается за одну в количестве не более 300 т. Она также должна характеризоваться одинаковым составом и быть произведена в одну смену.
  3. Если смесь в последствии подлежит хранению, допускается ее перемешивание с продукцией того же состава.
  4. При отгрузке товара потребителю, за одну партию принимают продукцию, отгруженную одному покупателю за сутки.
  5. При транспортировке водным или железнодорожным транспортом, партией считают количество продукции, размещаемой в одном вагоне или барже.
  6. Взвешивание смеси производят при помощи весов.

Для контроля качества проводятся периодические и приемо-сдаточные испытания.

Контроль проводится по следующим показателям:

  • Температура смеси;
  • Проверка зернового состава;
  • Влагонасыщение;
  • Прочность на сжатие;
  • Водостойкость (для горячей смеси);
  • Проверка содержания вяжущего компонента.

Повторно испытания проводятся в соответствии с необходимыми требованиями ГОСТ либо при изменении технологии или состава материала.

Периодические испытания включают в себя контроль:

  • Пористости минеральной части и пористость остаточная;
  • Водостойкость при долговременном насыщении;
  • Прочность на сжатие при продолжительном водонасыщении;
  • Показателя сцепления битума с минеральной частью;
  • Однородность материала.

Каждая партия должна сопровождаться паспортом качества, который содержит необходимую информацию.

Это:

  1. Наименование и место расположение изготовителя;
  2. Номер партии;
  3. Количество отгружаемого материала;
  4. Дата документа;
  5. Номер стандарта, регулирующего положения;
  6. Марка, тип, вид материала;
  7. Водостойкость;
  8. Слёживаемость;
  9. Прочность на сжатие;
  10. Эффективность радионуклидов;
  11. Остаточная пористость смеси.

Испытания асфальтобетона

Рассмотрим при помощи таблицы основные методы испытаний асфальтобетона.

Методы испытаний:

Наименование испытываемого показателяСущность метода контроля
Объемная масса (средняя плотность)
  • Метод основан на проверке плотности материала, с учетом содержащихся пор. Образцы при этом могут быть изготовлены в лабораторных условиях, либо изъяты из уже готового покрытия.
  • При проведении контрольных испытаний образцы подвергают несколько раз взвешиванию — до и после погружения в жидкость.
  • На основе полученных данных, образцы проверяют на показатель объемной массы и удельный вес минеральной части.
Удельный вес
  • Для проведения испытания понадобится колба и сушильный шкаф. Колба наполняется водой и взвешивается. После этого, взвешивание проводят повторно уже без учета жидкости.
  • В нее помещаются пробы асфальтобетона и отправляются в сушильный шкаф. Подогрев при этом не используют, воздействие производится под высоким давлением равным 2000 Мпа.
  • Давление постепенно снижают и, при достижении нормального, производят повторное взвешивание.
Пористость минеральной части состава
  • Задачей испытания является расчет объема пор минеральной части состава.
  • Контроль пористости производится после испытания истинной плотности минеральной части и средней.
  • Используется при этом расчетный метод.
Остаточная пористость
  • Определяется на основании числовых значений, полученных в результате контроля средней и истинной пористости.
Набухание
  • Данный показатель высчитывается на основании данных, полученных после проверки водопоглощения и плотности материала. Опять же, применяется расчетный метод.
Прочность на сжатие
  • Прочностные показатели тестируются при помощи пресса, под который помещается образец. На последний оказывается поступательная нагрузка, вплоть до момента разрушения образца.
  • За разрушающую нагрузку принимают максимальное значение измерителя.
Состав
  • Для контроля вяжущего используется патрон и растворитель. Последний провоцирует выход вяжущего.
  • Контроль минеральной части производят посредством просеивания, которому предшествует растирание и промывание.
Уплотнение
  • Уплотнение высчитывают как отношение плотности изъятых из покрытия образцов к плотности изготовленных в условии лаборатории.
  • Коэффициент уплотнения вычисляется отношением плотности образцов, которые были изъяты из покрытия к средней плотности образцов, переформованных в лабораторных условиях.
Модуль упругости асфальтобетона (динамический)Контролируется посредством оказания нагрузки на образец. При этом измеряют сопротивление и уровень деформации материала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]