Бордюр дорожный: виды, маркировка, применение и производство

Строительство дорог применительно к населенным пунктам можно считать законченным, если установлено разграничение между тротуаром и проезжей частью, которое производится с помощью бордюра дорожного. Также в комплекс строительных мероприятий по созданию транспортной инфраструктуры входит создание ландшафтного дизайна, включающего в себя озеленение придорожных территорий.

Функции

Под бордюром дорожным следует понимать изделие, разделяющее тротуар и проезжую часть, что позволяет обеспечить:

  • безопасность пешеходов;
  • формирование границ дорожного полотна;
  • возможность облицовки тротуаров плиткой или их асфальтирования;
  • декоративное оформление дорожек в парковых зонах города и на придомовых территориях частных землевладений.

Для изготовления рассматриваемого изделия используют прочные материалы, например, применяют бетонную смесь, а конечному продукту придают стандартизированные размеры и формы.

Основные критерии выбора

Для того, чтобы понять, как выбрать бордюр, необходимо в первую очередь определиться, для какой цели будет использоваться бордюрное ограждение. Если оно будет ограждать тротуар, тогда можно приобрести поребрик, который более тонкий и меньший по размерам. Это надежный и долговечный стройматериал с повышенной морозостойкостью, который применяют для разграничения пешеходных, велосипедных и садовых дорожек.

Если необходимо отделить тротуар от проезжей части, рекомендуется использовать дорожный бордюр или бортовой камень. Этот стройматериал отличается от поребрика большими габаритами. Масса пролета тротуарного бордюра – 33 кг, а дорожного – 100 кг. В любом случае надо выбирать бордюр, соответствующий вашему основному тротуарному или дорожному полотну.

Важная информация! Бордюр с закругленной верхней частью предотвращает появление не эстетичных сколов и увеличивает срок службы плитки или дорожного покрытия.

Стоимость тротуарного бордюра – около $2 за 1 м стройматериала, а цена дорожного – $5 за 1 погонный метр. Перед покупкой бордюра любого типа рекомендуется потребовать у продавца предъявить документ качества. В нем должна быть следующая информация: вид производства, размеры изделия и соответствие принятым ГОСТам.

Материал должен иметь сертификат соответствия российского образца, выданный федеральным агентством по метрологии и техническому регулированию. Следует проверить, не истек ли срок действия документа. Сертификат подтверждает, что аккредитованная в данном агентстве лаборатория произвела испытания бордюра, вследствие чего специалисты установили, что характеристики стройматериала соответствуют российским стандартам.

Важная информация! Отсутствие у продавца российского свидетельства о регистрации – это серьезное нарушение. В этом случае неизвестны характеристики материала – износостойкость, отсутствие радиационного излучения, морозостойкость, прочность на излом.

Полезный совет! При покупке бордюра в любом объеме необходимо прибавить погрешность 5-10% на случай повреждений стройматериала при установке.

Применение бордюра

  1. Дорожный, характеризуемый как бетонный сборный, – продукт серого цвета, имеющий шероховатую поверхность. Лицевая сторона данного бордюра отличается тем, что на ней нанесена своеобразная ватерлиния, которая служит ограничительной чертой подъема сточных вод. В соответствии с ГОСТом 6665-91 дорожный бордюр должен иметь длину 1 000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм.
  2. Магистральный – бортовой камень с наклонным профилем, что позволяет коммунальным службам производить уборку проезжей части более комфортно. Обычно такой бордюр укладывается в населенных пунктах, но не редки случаи его использования при строительстве магистралей за городом. Длина магистрального бордюра составляет – 1 000 мм, ширина – 180 мм, ширина – 300 мм.
  3. Радиусный – находит свое применение на тех участках дороги, где проезжая часть закругляется без превышения радиуса в 10 м. Длина изделия может доходить до 1 000 мм при условии, что она не будет меньше 780 мм, ширина – 300 мм, высота – от 300 до 320 мм.
  4. Имеющий скошенный профиль – бордюр, устанавливаемый в местах заезда транспортных средств на тротуары, а также там, где наличествуют парковки.

Нормативное регулирование по ГОСТ

Производственные характеристики бетонных и железобетонных бордюров должны соответствовать ГОСТ № 6665 от 1991 года, гранитные — ГОСТ № 32018 от 2022 года, а в части безопасности дорожного движения ГОСТ № 52289 от 2004 года.

В указанных нормативных документах определяются условия производства, транспортировки, хранения и монтажа дорожных камней, а также их маркировка.

Маркировка должна наносится на упаковку или непосредственно на поверхность бордюрного камня, а также указываться в сертификатах на продукцию. Тип маркировки — буквенно-цифровой. Например, БР 300-45-18, означает — прямой рядовой камень с длиной -3 м, высотой — 0,45 м и шириной — 0,18м.

Расшифровка марки бордюра по ГОСТ:

  • Б — прямые;
  • Р — рядовые;
  • У – с уширением;
  • УП — с прерывающимся уширением;
  • Л — с лотком;
  • В — въездного типа;
  • К — криволинейной формы.

Из чего изготавливают дорожный бордюр

  1. Железобетон – в качестве основы берется арматура из стали и мелкозернистый бетон, польза применения которого заключается в целом ряде преимуществ: долговечность, устойчивость к воздействиям механического характера, а также малая восприимчивость к избыткам влаги и перепаду температур.
  2. Вибропрессованная бетонная смесь – при производстве используют виброформы, что гарантирует получение прочного изделия, находящего свое применение в городах, так как такой бордюр долговечен и способен минимально реагировать на перепады температур и влажность.
  3. Гранит – материал плотной структуры, обеспечивающий производство сверхпрочного бордюра, который практически не впитывает влагу, обладает предельной стойкостью к истиранию, способен выдерживать любые колебания температурного режима, но отличается высокой ценой.

Технические характеристики камней

Бортовой камень кроме требований должен обладать техническими характеристиками: их рекомендуется рассмотреть подробнее.

Экологичность

Бортовой камень для дорог или сада считается экологичным, так как изготавливается из чистых материалов. При эксплуатации изделия оно не выделяет вредных веществ в атмосферу поэтому считается абсолютно безопасным для человека.

При точном соблюдении технологии бетон является экологически чистым материалом и не представляет никакой опасности для здоровья человека. При его замешивании используется только вода, песок, щебень или дробленый камень, а также цемент. Ни один из этих материалов не вредит человеку.

Морозостойкость

В зависимости от вида бортового камня, его морозостойкость будет отличаться. Например, магистральный бордюр выдерживает 300 циклов размораживания и замораживания, так как его морозостойкость равна F300:


  1. Дорожный бордюр, который устанавливают на: городских дорогах, дворовых проездах и парковочных зонах имеет морозостойкость F200.

  2. Садовый бордюр, который подходит для частного благоустройства дворов и отделяет садовые дорожки от участков земли, также имеет морозостойкость F200.

Указанные характеристики будут соблюдены, если соблюдаются температурные условия эксплуатации бордюра.

Марка прочности

Марка прочности бортового камня соответствует марке прочности бетона, из которого он изготавливается. Дорожные и магистральные бортовые камни имеют прочность М400. Это означает, что они изготавливаются из бетона марки М400.

Такой материал имеет морозостойкость F200-300, высокие показатели водонепроницаемости, удельную плотность более 2400 кг на кубический сантиметр. У этой марки подвижность П4, что означает отличную удобоукладываемость, которая позволяет использовать такой бетон для заливки изделий с плотным армированием.

Садовые камни имеют марку прочности М300. Этот показатель говорит о том, что бетон более легкий по своему составу, но по прочности близок к тяжелым бетонам. У него также высокая устойчивость к воздействию влаги, хорошая пластичность и морозоустойчивость.

Влагостойкость

Чтобы бортовой камень был устойчив к воздействию влаги, в его состав добавляют различные примеси. Но даже с наличием добавок он способен впитать до 4% влаги. В маркировке такой показатель обозначается буквой W:

  • Для марки прочности М300 это будет показатель W5–W6. Это означает, что камень не пропустит воду при давлении 0,5-0,6 Мпа или при 5-6 атмосферах давления.
  • Марка прочности камня М400 имеет класс влагопроницаемости W6-W12. Этот показатель более серьезный, так, как и бетон для изготовления уже используется тяжелого типа.

На показатель влагостойкости влияет возраст бетона, из которого был сделан бордюр, условия эксплуатации в окружающей среде, а также используемые при изготовлении камня добавки.

Класс бетона


Если марка прочности поребриков равна М400, то его класс будет B30. Это говорит о том, что при изготовлении используется тяжелый бетон, который подходит для монолитных конструкций, применяемых при температурных перепадах и высоких нагрузках.
Также этот класс бетона используется для заливки железобетонных бордюров. Материал имеет повышенные параметры плотности — 2310 кг/м3.

При марке прочности М300, класс бетона бортового камня будет B22,5. Это тяжелый и легкий бетон, часто его называют универсальным. Также может применяться для железобетонных изделий, армированного бортового камня. Плотность такого изделия составит 1600-1900 кг/м3.

Вес

Масса бортового камня часто зависит от его размеров и типа. Если изделие было произведено из тяжелого бетона, то его масса будет выше.

Например, изделие с габаритами 500x200x80 мм будет весить 20 кг, тогда как камень с размерами 800x300x150 мм уже весит 85 кг. Самым тяжелым будет изделие с параметрами 3000x600x200 мм. Его вес составит 880 кг.

Определенный тип камней имеет определенный вес:

  • магистральный – 120-190 кг;
  • дорожный – около 90 кг;
  • садовый – 18-36 кг.

Эти показатели стоит учитывать при подборе оборудования и техники для установки изделий.

Размеры

Габариты бортового камня также зависят от его типа. Например, есть три типа изделий:

  1. Магистральный. Его размеры 1000х300х180 мм, 1000х450х150мм или 1000х450х180 мм.
  2. Дорожный. Его параметры 1000х300х150 мм.
  3. Садовый. Его габариты составляют 1000х200х80 мм или 500х200х80 мм.

Также стоит выделить и другие размеры (значение в миллиметрах):

  • 500x200x80;
  • 800x200x80;
  • 800x300x150;
  • 1000x600x180;
  • 1500x300x150;
  • 3000x300x150.

Последние варианты нередко применяются при масштабном строительстве.

Срок службы

Средний срок эксплуатации бордюров составляет от 3 до 20 лет. Нередко владельцы садовых участков задаются вопросом – как часто нужно менять бортовой камень? Ответ прост – все зависит от условий эксплуатации.

На долговечность изделия влияет:

  1. температурный режим и перепады;
  2. непогода;
  3. наличие механического воздействия, а также воздействия влаги.

Еще один фактор – правильность установки. Если изделие было монтировано с нарушениями, то со временем это приведет к непригодности: камень расшатается в бетоне, будет перекос и он просто выпадет из «бетонного замка».

Прочность

На показатель прочности также влияет масса факторов:

  1. класс бетона;
  2. марка прочности;
  3. плотность.

Например, у бетона М300, который применяют для изготовления садовых камней для борта, прочность составит 295 кгс/см2 или 28,9 Мпа. В то же время, у класса бетона B30 этот показатель будет равен 393 кг/см2 или 38,35Мпа.

Укладка

При строительстве дорог укладка шоссейного бордюра производится с помощью специальной техники. Что касается частного землевладения в виде тех же садовых участков, то здесь установка бордюра зачастую производится силами самих хозяев. Для понимания этого процесса разобьем его на несколько основных этапов:

  • произвести разметку территории с помощью колышков и веревки, натягиваемой вдоль лини будущей установки бордюра;
  • выкопать траншею, глубина которой должна быть не многим больше высоты бордюра при соблюдении ширины от 300 до 400 мм;
  • утрамбовать дно траншеи, уложить песок в один слой и снова повторить утрамбовку;
  • подготовить смесь цемента, песка, мелкого щебня и воды с соблюдением пропорции 1:2,5:2:2;
  • произвести укладку готовой смеси на дно траншеи и установить бордюр.

Плитка и мозаика

Блоки можно дополнительно украсить мозаикой. Для этого их покрывают строительным раствором, вдавливают в него осколки кафеля или кусочки цветного стекла и ждут застывания.

А можно и просто выложить бордюр для клумбы интересной плиткой, купленной специально для этого или оставшейся после ремонта.

Стоимость

Стоимость бортового камня, имеющего такие размеры, как 1000x300x150, зависит от его вида. При этом средние цены за одно изделие по Москве следующие:

  • бортовой бетонный – 215 руб.;
  • дорожный – 240 руб.;
  • радиальный – от 255 до 280 руб.

Содовые образцы данной продукции можно купить за 240 руб. с учетом того, что они будут несколько меньше: 1000x200x80 – по сравнению с вышеприведенным примером.

Покупать как сам бордюр, так и бордюрный камень рекомендуем у производителей. Например, бордюрный камень от можно заказать на странице https://plifort.org/bordyur-dorozhnyj/.

Как правильно выбрать?

Согласно градостроительному законодательству, все дорожные покрытия: магистральные, городские и внутриквартальные и его элементы должны устанавливаться согласно проекту, в ходе которого выбирается тип бордюра.

Факторы, которые учитываются при выборе бордюрного камня:


  • климатические характеристики района застройки;

  • характеристики грунта;
  • геология;
  • нормативная нагрузка автотранспорта;
  • размеры дорожной сети;
  • габариты бордюрного камня;
  • профиль сечения;
  • материал бордюрного камня;
  • долговечность для городских дорог не менее 20 лет, для магистральных — выше 30 лет;
  • изгибы трассы.

Производство

Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.

Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:

  • готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
  • добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
  • разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
  • запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
  • после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
  • готовые бордюры извлекаются из форм.

Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.

Бетонные блоки

Раздобыть достаточное количество натурального камня нелегко, значительно проще соорудить бордюр для клумбы из остатков строительных материалов. Прекрасная мысль ― использовать бетонные блоки, особенно выигрышно смотрятся цветные и фигурные.

Но даже из обычных прямоугольных блоков можно соорудить оригинальное ограждение, сделав его многоярусным, хаотичным или раскрасив в разные цвета. Главное достоинство блочных бордюров ― возможность высадить растения прямо внутри, что выглядит очень эффектно.

Старые шины

Использование отживших свое покрышек в ландшафтном дизайне ― идея избитая и сомнительная с точки зрения вкуса и стиля, но по-прежнему удивительно популярная среди дачников.

Кто-то срезает протекторы с нескольких одинаковых шин и протягивает ленту по границе цветника, фиксируя ее проволочными скобами. А кто-то окрашивает резину под глиняный горшок и вырезает из нее фигурные бордюры для клумб.

Из огромной покрышки, снятой с грузовика, или нескольких старых шин от легкового автомобиля, сложенных стопкой, легко соорудить самостоятельный цветничок.

Возможные ошибки в работе

Ошибок при выставлении поребриков может быть не много. Например, если не учесть пропорции бетонной смеси и отмерять компоненты на глаз, то бетон получится не таким прочным, и при малейших нагрузках может раскрошиться или дать трещину.

Проблема может быть также при неправильной последовательности работ. Некоторые сначала кладут плитку, а потом выставляют бордюр, в результате чего линия по краю отмостки может получиться кривой и бордюр не удастся установить ровно (либо удастся поставить ровно, но тогда будет разный зазор между покрытием и поребриком).

Вывод: сначала выставляется бордюр, затем укладывается или заливается покрытие.

Бывает, что в процессе работы не хватает бордюров, хотя они заказывались исходя из расчётов. Важно учесть, что несколько поребриков могут попасться бракованными, несколько элементов могут упасть и разбиться либо быть испорченными из-за неопытности. Поэтому, материала нужно заказывать не просто исходя их общей длины отмостки, а прибавить к этому числу 10% (на возможные ошибки и повреждения).

Кирпич

Теперь обратимся к кирпичу. У многих хозяев самостоятельно построенных частных домов он остается в запасе, и тогда будет отличным решением возвести кирпичные бордюры для клумб.

Необязательно строить монументальную стену, достойно выглядят и символические заграждения из сложенных в одну линию кирпичей или вкопанных в землю под наклоном.

Видео описание

Об установке бордюра в следующем видео:
Бордюрные изделия в обязательном порядке подлежат маркированию, в котором указываются габариты и вид изделия, а также могут содержаться дополнительные параметры (например, радиус кривизны для криволинейного бордюрного камня). Покупая бордюрный камень, цена которого зависит в основном от показателей прочности, обращают внимание на характеристики, заявляемые производителем. В число последних входят:

  • Габариты. В продаже представлены материалы для сада длиной 0,5, 1 и 3 метра. Высота находится в пределах 20-60 см, ширина — 6-15 см. Бордюрные камни, превышающие в длину пять метров, подлежат армированию.
  • Популярный размер. Наибольшим спросом пользуется стандартный садовый бордюр с размерами 1000х200х80 (длинна — высота — ширина в мм). Он несложен в установке и оптимально подходит для отделки цветочных клумб и краев дорожек.
  • Материал. По способу производства, предлагается вибролитые и вибропрессованные изделия.


Бордюр под цвет полотна дорожки Источник besplatka.ua

Шифер и профнастил

Завершая тему остатков со стройки, вспомним о кровельных материалах и металлических листах. Если у вас завалялась черепица или шифер, просто вкопайте эти фрагменты в землю на желаемую глубину. Высокие шиферные бордюры для клумб лучше дополнительно укреплять с внешней стороны.

Неизрасходованный профнастил после возведения изгороди на участке можно нарезать на куски и тоже вкопать в почву по границе цветника. А если нужно сделать высокие клумбы, бордюры лучше тоже укрепить, например проволочным каркасом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]