ВСН 15-95 Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит

Асфальтобетон современный надежный материал, который применяется для благоустройства городских и частных территорий. Используют асфальт для тротуаров, укладки подъездных дорожек, дорожного полотна, детских площадок и т.п. Покрытия из асфальтобетона характеризуются высокими показателями качества, крепости и долговечности.

При укладке тротуаров из асфальтобетона особое значение отводится выбору материала, проектированию работ и технологии постройки тротуара. В итоге, при соблюдении всех правил и требований получится удобное и безопасное покрытие, которое сохранится долгие годы.

Ниже мы подробно рассмотрим типовые конструкции тротуаров из асфальтобетона, узнаем их преимущества и недостатки, а так же разберем технологию укладки тротуаров своими руками.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ПЕШЕХОДНОЙ ЗОНЫ. УЗЛЫ, КОНСТРУКЦИИ.


Мы свяжемся с вами в течении 10 минут!
ЗАКАЖИТЕ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Асфальтобетонное покрытие пешеходной зоны устраивается на цементобетонных основаниях, а также в форме цементобетонных монолитных и сборных покрытиях.

Асфальтобетонные покрытия на цементобетонных основаниях представляют собой двухслойное асфальтобетонное покрытие с суммарной толщиной 13 см, устраиваемое на основании из бетона класса В15 из жестких укатываемых бетонных или литых смесей или В12,5 с увеличением расчетной толщины цементобетонного основания. Трещиностойкость асфальтобетонного покрытия повышается укладкой высокомодульной полиэстровой армирующей сетки по нижнему слою асфальтобетона (по всей площади).

При этом над швами в бетоне дополнительно предусматривается укладка арматурных

Конструкции из асфальтобетона принципиально можно разделить на два вида :

  • конструкция, предназначенная для устройства покрытий тротуаров до 3,0 м и рассчитанная на автомобильную нагрузку с давлением на ось до 5,5 т;
  • конструкция, предназначенная для устройства тротуаров 3,0 м и более и рассчитанная на автомобильную нагрузку с давлением на ось 7,0 т.

КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ИЗ АСФАЛЬТОБЕТОНА

Конструкция асфальтобетонного покрытия при ширине пешеходного тротуара до 3,0 м, рассчитанная на автомобильную нагрузку с давлением на ось до 5,5 т.

Толщина слоя песка определяется расчетом в зависимости от грунта см. Таблица 1

Конструкция асфальтобетонного покрытия при ширине пешеходного тротуара от 3,0 м и более,

рассчитанная на автомобильную нагрузку с давлением на ось до 7,0 т.

Конструкция тротуара, рассчитанная на автомобильную нагрузку с давлением на ось до 16,0 т.

Узел сопряжения асфальтобетона и бетонной тротуарной плитки

(плитки из натурального камня)

1. В случае сопряжения асфальтобетонного покрытия с бетонной плиткой возможно использовать

в качестве разделителя бетонную брусчатку.

2. Конструкции дорожных одежд рассчитываются из расчета ожидаемой нагрузки на проектируемую поверхность.

3. Толщина слоя песка определяется расчетом в зависимости от грунта (см. Таблица 1).

Узел схема устройства сопряжения асфальтобетонного покрытия и газона

Узел устройства водоотводного лотка в асфальтобетон с примыканием к бортовому камню

Толщин песчаного слоя для одежд пешеходных зон и тротуаров без устройства дренажа

Источник: АЛЬБОМ ТИПОВЫХ РЕШЕНИЙ (СТАНДАРТОВ) КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ «ВЫЛЕТНЫХ» МАГИСТРАЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) — комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства комплекса работ по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием в жилой застройке, с шириной пешеходной части тротуара 1,5 м.

Рис.1. Конструкция тротуара с асфальтобетонным покрытием

1.2. В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

— заводские инструкции и технические условия (ТУ);

— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК — описание решений по организации и технологии устройства тротуара с асфальтобетонным покрытием с целью обеспечения их высокого качества, а также:

— сокращение продолжительности строительства;

— обеспечение безопасности выполняемых работ;

— организации ритмичной работы;

— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

— унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием.

Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ во II-й дорожно-климатической зоне.

Технологическую карту следует применять на следующие объёмы работ:

— установка бетонных бортовых камней марки

— песчаный подстилающий слой

— основание из щебня М 600

— покрытие из мелкозернистой асфальтобетонной смеси

— площадь асфальтобетонного покрытия 1,5х100 м

Технология укладки асфальта (дорожного покрытия)

Благоустройство территории – дело серьезное. И хотя почти наверняка заниматься укладкой асфальта у вас во дворе или на производстве будут специалисты-асфальтировщики, вам как хозяину-заказчику будет полезно знать основные принципы и этапы работы по благоустройству с тем, чтобы оценить профессиональный уровень ваших подрядчиков и чтобы просто ориентироваться в процессе.

Итак, начинается все с разметки или разбивки территории – нужно определить, где будет лежать асфальт, где будут стоять бордюры, где и как будет устроен сток и сбор дождевых вод. Нужно также с самого начала определиться с составом асфальтобетонного покрытия. В зависимости от предстоящего режима эксплуатации выбирается толщина щебеночного основания и количество слоев асфальта. Если на благоустраиваемой территории ожидаются лишь пешеходные нагрузки и эпизодическое движение легкового транспорта (тротуары, дворовые территории, парковки), то можно ограничиться щебеночным основанием толщиной 10 – 15 см и одним слоем асфальта 4 – 5 см. Если же движение транспорта будет систематическим и возможно даже движение тяжелых грузовиков (участки автодорог, АЗС, промышленные территории), то щебеночное основание должно быть 25 – 35 см, асфальт в 2 – 3 слоя.

Непосредственно работы начинаются с устройства, так называемого земляного корыта. Новое асфальтобетонное покрытие, как правило, должно быть на одном уровне со всей остальной поверхностью, поэтому все слои щебня и асфальта должны уйти вглубь. Поэтому по всей территории осуществляется выбор грунта на глубину, равную совокупной толщине будущего покрытия. После того, как был выбран грунт, дно корыта желательно уплотнить, для этого пройтись по нему катком дорожным или виброплитой.

Следующим этапом благоустройства является устройство щебеночного основания. Если у вас основание будет 10 – 15 см, то для него обычно берут щебень фракции 20-40 мм. Более серьезное основание рекомендуется сделать двух- трехслойным. Для нижнего слоя берется крупный щебень фракции 40-70 мм. Функция этого слоя – дренаж воды в случае подъема грунтовых вод. Для второго слоя берется щебень фракции 20-40 мм, он служит для более равномерного распределения нагрузки на основание. Для третьего слоя щебеночного основания необходим щебень фракции 5-20 мм. В зависимости от толщины, он выполняет ряд функций. Если его толщина 2-5 см, то здесь можно говорить о расклинцовке верхней части. При толщине третьего слоя до10 см речь идет уже не только о расклинцовке, но и опять же о равномерном распределении нагрузки на все основание. При укладке каждый слой щебня необходимо тщательно уплотнять катком. По одному месту каток должен пройти 5-6 раз.

В случае устройства асфальтобетонного покрытия, предназначенного для высоких нагрузок, для уплотнения основания, а затем и асфальтобетона, нужно использовать катки 6-10 т и выше. Для меньших нагрузок достаточно катков 2-4 т. Следует помнить, что у современных катков функция вибрации значительно повышает способность к уплотнению (примерно в 3-4 раза!). Также в труднодоступных местах для уплотнения возможно применение виброплит, вибротрамбовок. Для повышения качества уплотнения основание следует увлажнять. На крупных объектах для этого используют поливальные машины.

На этапе устройства основания по всей асфальтируемой территории должен быть задан уклон в том направлении, где планируется сбор дождевой воды. Обычно задают уклон 5-10 мм на 1 м. Для выведения уклона, контроля толщин слоев щебня и асфальтобетона используют нивелиры.

Перед укладкой асфальта необходимо также, если предусмотрено, установить бордюры, провести ливневую канализацию, построить или отремонтировать канализационные или дренажные колодцы, установить или поднять люки и пр.

После того, как подготовительные работы проведены, можно приступать непосредственно к асфальтированию. Толщина асфальтобетонного покрытия так же, как и толщина щебеночного основания, зависит от интенсивности планируемой эксплуатации. Для придомовой территории обычной жилой многоэтажки, где движение фур не планируется, можно прекрасно обойтись одним слоем мелкозернистого асфальта толщиной 4-5 см. Для более серьезных условий необходимо уложить два слоя асфальта – нижний слой из крупнозернистого асфальтобетона толщиной 4-5 см, а верхний – из мелкозернистого тоже 4-5 см. Третий слой асфальта снимет все вопросы о прочности будущего покрытия (конечно, случай взлетно-посадочных полос мы сейчас не рассматриваем).

Как выбрать качественный асфальт

Изготовлением асфальта занимаются специализированные предприятия, асфальтовые заводы. Наша компания за долгие год работы наладила партнёрские отношения со многими предприятиями Москвы. Мы покупаем качественный материал по оптовым ценам, выбирая производителя так, чтобы доставка до объекта занимала минимум времени.

Для асфальтирования по низкой цене можно использовать вторичный материал, асфальтовую крошку. Готовится крошка из старого покрытия. Куски снятого асфальта дробят до получения крошки нужного размера. Добавка битумной составляющей обеспечивает плотность и прочность будущей асфальтированной поверхности. Поверхность из асфальтовой крошки отлично справляется с умеренными нагрузками, идеально подходит для создания пешеходных путей, оформления дворов и придомовой территории на дачах, в загородных коттеджных посёлках и городах.

В зависимости от типа асфальтовых работ используется материал различного состава. Для дорожного полотна нужен прочный асфальт от М1200, для тротуаров достаточно марки М100. К покрытию пешеходных зон предъявляются специальные требования.

  • Асфальт должен обладать высокими показателями износостойкости, устойчивости к истиранию.
  • Необходим высокий уровень прочности и жёсткости.
  • Требуется шероховатая антискользящая поверхность, обеспечивающая надёжную сцепку с обувью.
  • Покрытие не боится влаги.
  • Не трескается при минусовых температурах.

Кроме технических требований важно получение ровного и однородного по цвету покрытия. Асфальтирование дорожек на даче или загородном участке силами нашей компании гарантирует получение эстетичного результата.

Какой должна быть толщина щебня под асфальт

Если говорить о дорогах, по которым ездят автомобили, в том числе и многотонники, а не о пешеходных дорожках, то технология подготовки перед укладкой асфальта гораздо сложнее. Если плодородный слой земли уже снят и уже утрамбована песчаная подушка, то следующим этапом будет настил из щебня. щебень потребуется разных фракций. Общий слой должен составлять 25-35 см. Первый слой щебня должен быть из фракции 40-70 мм. Он будет служить и в качестве дренажа от грунтовы вод. Он будет составлять около 20 см. Следующий слой из фракции 20-40 мм толщиной 5-10 см. Этот более мелкий щебень при укатывании дороги обеспечит равномерное распределение нагрузки. Многие строители ложат еще и третий слой из фракции 5-20 мм до 5 см толщиной. Теперь можно стелить асфальт.

Толщина подушки из щебня и асфальтового слоя зависит от предполагаемой нагрузки на дорожное полотно. Если асфальтированная дорожка для пешеходов, велосипедистов, то достаточно и толщины слоя из щебня (средней фракции) в 15 сантиметров, на который укладывается только один слой асфальта.

Как положить новый асфальт на старое покрытие?

Обновить старое покрытие легче, чем сделать новое. Если на месте предполагаемых дорожек уже есть асфальт, который пришел в негодность, уложить материал можно на него. Счищать для этого старый слой полностью не нужно. Достаточно очистить его от грязи и пыли. Перед укладкой нового покрытия асфальт нужно хорошенько просушить.

По краям всей территории наносится сплошной слой свежего битума. Потом укладывается асфальт по технологии, описанной выше.

Технология асфальтирования

Заключительным этапом является укладка асфальта, который тщательно перемешивают с мелким песком и мукой из камня. Эту смесь нагревают до нужной температуры и укладывают слоями. Каждый из них должен быть примерно семь сантиметров толщиной. В процессе укладки используют асфальтоукладчик. Эта серьезная техника оснащена множеством датчиков и собственным компьютером. По завершению процесса готовое покрытие снова поливается битумной эмульсией.

  1. Покрытия горячего типа. Их укладывают при температуре выше 140 градусов. Для этого необходима специальная техника. Горячее асфальтовое покрытие отличается высокой прочностью, поэтому его применяют для укладки дорог, городских улиц и площадей.
  2. Холодный асфальт. Этот тип смеси еще называют теплой, а готовят ее с использованием битумов, у которых понижена вязкость. Холодный материал укладывают при температуре от 80 до 120 градусов. Асфальтовые покрытия такого рода чаще всего используются во дворах, на детских площадках, тротуарах и других местах, которые не подвергаются большим нагрузкам.

Где взять асфальт

В домашних условиях изготовить асфальт практически невозможно, несмотря на простоту технологии и несложный состав материала. Лучше это дело предоставить специализированным предприятиям, имеющим специальные производственные возможности и соответствующее оборудование для этих целей.

Поэтому рациональней будет заказать в этих предприятиях готовый асфальт соответствующего типа и, кроме того, продукт доставят к пункту назначения и вам останется только его распределить по месту укладки, раскатать и утрамбовать.

Есть еще один вариант приобретения асфальта ‒ это использование бэушного материала. С одной стороны он будет стоить еще дешевле, но с другой сам процесс реанимации старого сырья займет больше времени и усилий.

Для справки: одна тонна мелкозернистого асфальта тип 3 в Москве стоит около 3 000 руб/т. За доставку придется доплачивать отдельно или можно осуществить самовывоз.

Технологии дорожных работ

Пропорции и нормы изготовления регулируются ГОСТ, но многие производители игнорируют такое правило и используют дешевые заменители. На качестве асфальтной смеси это отображается не лучшим образом, поэтому предпочтительней заказывать этот товар у действительно проверенных компаний, например, представительств .

  1. Покрытия первого класса. Используются для укладки трасс, способны выдерживать большие нагрузки. Технология предусматривает применение минерального наполнителя размером до четырех сантиметров. Такие покрытия выдерживают вес груженого транспорта и интенсивное использование.
  2. Покрытия второго класса. Применяются для асфальтирования площадей, тротуаров и пешеходных дорог. Самые крупные включения асфальтовой смеси достигают 25 мм.
  3. Покрытия третьего класса. Приоритетом в этом случае будет пластичность смеси. Минеральные частички минимального размера (до 15 мм), что позволяет получить плотное прилегание состава. Таким покрытием оснащают места бестранспортного использования (частные дворы, территории учреждений, спортивные площадки).

Укладка асфальта

Как только вам выполнят доставку асфальта самосвалом необходимо сразу же приступить к его укладке. Для этих целей вы можете использовать асфальтоукладчик. Узкие дорожки забрасывают асфальтом при помощи лопаты, а потом утрамбовывают его с помощью вибрационной плиты. Исходя из толщины асфальта, сразу после его распределения по поверхности, следует немедленно начинать его уплотнение самоходными или ручными устройствами.

2. Подготовка основы для укладки асфальта. Для того, чтобы сделать хорошую укладку асфальта своими руками, нужно заложить прочное основание. Основание для дорожного покрытия бывает жестким (дорожные плиты) и нежестким (песок, щебень или гравий). В случае, если нагрузка на покрытие будет невысокой с малой интенсивностью движения вам подойдут такие параметры основания. В области подъезда к дому насыпьте гранитный щебень фракции 40 – 60 мм. (толщина слоя 15 см.). Для пешеходных дорожек и зон достаточно будет насыпи 5-10 см. Щебень требует трамбовки и уплотнения, а также равномерного распределения. Важно отметить, что укладка большего слоя нецелесообразна. После укладки крупного щебня следом идет укладка гранитного щебня более мелкой фракции 20 – 40 мм. Ее толщина составляет около 10 см., последним слоем является речной песок. Весь настил желательно пролить водой, чтобы он осел и стал более прочным.

Подготовительный этап

Перед началом строительных работ по укладке асфальтобетона определяются размеры тротуара, его границы и место, где он будет проходить. Важно, чтобы на месте будущих работ не росли крупные деревья, так как их корни в будущем могут повредить покрытие.

Выбранное место тщательно очищается, кустарник и деревья (при наличии) выкорчевываются, убирается весь мусор. Затем размечаются границы дорожки.

Подготовка основания

В пределах указанных границ тротуара необходимо вырыть «ванну». Для этого снимается верхний слой грунта толщиной примерно в 30 см, и тщательно утрамбовывается.

Следующим шагом станет установка боковых бордюров. Бордюры имеют два основных предназначения – эстетически оформить границы тротуара и удержать раствор асфальтобетона от расползания во время укладочных работ.

Процесс установки бордюров:

  • С двух сторон дорожки выкопать параллельные траншеи;
  • Натянуть контрольную нить, по которой будут укладываться элементы бордюра;
  • Уложить кирпичи или другие выбранные материалы на цементный раствор.

Подготовка песчанно-щебневой подушки

После прокладки бордюров начинается работы по формированию щебневой подушки.

  • На подготовленное основание засыпается слой песка, его толщина должна составлять 15 см. Песок разравнивается (ровность можно проверить строительным уровнем) и тщательно утрамбовывается;
  • На слой песка высыпается слой щебня крупной фракции и хорошо утрамбовывается;
  • На полученное основание прокладывают гидроизоляцию;
  • Поверх гидроизоляционного слоя засыпается щебень мелкой фракции или гравий, разравнивается;
  • Слои заливаются водой и утрамбовываются, вода обеспечит плотное прилегание слоев друг к другу.

Требуется заранее соорудить дренажные отверстия, чтобы дождевая вода не скапливалась на тротуаре.

Асфальтирование двора частного дома: подробнее о процессе

Когда основание готово для асфальтирования, асфальтовую массу необходимо высыпать в несколько небольших куч. Это делается для равномерного распределения по асфальтируемой площади двора. Далее массу нужно раскидать лопатой и равномерно распределить со всех сторон: в толщину 5 см во дворе и пешеходных дорожках, 10 см – в местах автомобильных проездов.

К примеру, если готовится площадь около дома под парковку и заезд автомобиля, то асфальтировать необходимо в два слоя, причем щебеночное основание должно достигать от 25 см до полуметра. А в асфальтировании пешеходных дорожек не придется строить серьезное основание, достаточно щебня – только 10 см, поэтому асфальтовые дорожки обойдется в разы дешевле.

Процесс асфальтирования тротуарных дорожек

Технология укладки асфальта тротуарных и пешеходных дорожек ничем не отличается от асфальтирования дорожного полотна. Специалисты применяют два вида асфальтобетона:

  • Горячий асфальт – используется для укладки нового полотна.
  • Холодный асфальт – чаще всего его применяют для ремонтных работ.

Работы с холодным асфальтобетоном можно проводить в любую погоду и любое время года. Холодный асфальт можно приобрести в магазине и выполнить ямочный ремонт самостоятельно.

Работы по асфальтированию проводятся в несколько этапов. Для наилучшего результата, необходимо строго соблюдать правильную последовательность действий.

  • Разметка участка;
  • Подготовка основания;
  • Установка бордюров;
  • Создание песчанно-щебневой подушки;
  • Обработка эмульсией;
  • Укладка асфальта.

Дороги во дворах многоквартирных домов: кто должен ремонтировать

Не секрет, что государственные и муниципальные органы власти в России работают крайне медленно, и зачастую ремонт дорожного покрытия затягивается на месяцы, а то и больше. Бывает, что ваше требование отремонтировать дорогу, направленное в компетентный орган, и вовсе проигнорируют.

Итак, сперва нужно найти субъект, в чьей собственности находится дорога, участок которой нуждается в ремонте. В случае если дорога входит в придомовую территорию, то она относится к общей долевой собственности дома, т.е. за ее эксплуатацию, а значит и ремонт, будет отвечать управляющая компания (см. Постановление Правительства РФ №491).

Технология укладки асфальта (дорожного покрытия)

В случае устройства асфальтобетонного покрытия, предназначенного для высоких нагрузок, для уплотнения основания, а затем и асфальтобетона, нужно использовать катки 6-10 т и выше. Для меньших нагрузок достаточно катков 2-4 т. Следует помнить, что у современных катков функция вибрации значительно повышает способность к уплотнению (примерно в 3-4 раза!). Также в труднодоступных местах для уплотнения возможно применение виброплит, вибротрамбовок. Для повышения качества уплотнения основание следует увлажнять. На крупных объектах для этого используют поливальные машины.

Итак, начинается все с разметки или разбивки территории – нужно определить, где будет лежать асфальт, где будут стоять бордюры, где и как будет устроен сток и сбор дождевых вод. Нужно также с самого начала определиться с составом асфальтобетонного покрытия. В зависимости от предстоящего режима эксплуатации выбирается толщина щебеночного основания и количество слоев асфальта. Если на благоустраиваемой территории ожидаются лишь пешеходные нагрузки и эпизодическое движение легкового транспорта (тротуары, дворовые территории, парковки), то можно ограничиться щебеночным основанием толщиной 10 – 15 см и одним слоем асфальта 4 – 5 см. Если же движение транспорта будет систематическим и возможно даже движение тяжелых грузовиков (участки автодорог, АЗС, промышленные территории), то щебеночное основание должно быть 25 – 35 см, асфальт в 2 – 3 слоя.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуара.

2.2. Работы по устройству тротуара, выполняют в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

где 0,06 — коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов, а также время, связанное с подготовкой к работе и проведение ЕТО, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машинистов строительных машин и рабочих — 10 мин через каждый час работы.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуара входят следующие технологические операции:

— геодезические разбивочные работы;

— отрывка корыта под устройство основания и уплотнение грунта основания;

— установка бортовых камней;

— устройство песчаного, подстилающего слоя;

— устройство основания из щебня;

— подгрунтовка основания жидким битумом;

— устройство асфальтобетонного покрытия.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

, (объем экскаваторного ковша 0,48 м , объем челюстного погрузочного ковша 1,0 м )
самоходный, тротуарный, вибрационный, тандемный каток DМ 02
(рабочая скорость до 8,0 км/час, масса эксплуатационная 1,5 т);
поливомоечной машины ПМ-3У
(объем цистерны 6000 л);
автогудронатор ДС-39Б
(объем цистерны 4000 л);
тротуарный асфальтоукладчик VOGELESUPER BOY
(ширина полосы укладки от 1,2 до 3,1 м, масса асфальтоукладчика 4,7 т, рабочая скорость 20 м/мин, объем приемного бункера 5,0 т) в качестве ведущего механизма.

Рис.1. Рабочая зона экскаватора-погрузчика JCB 3CX m

— Максимальная глубина копания — 5,97 м; — Максимальный вылет ковша от оси заднего моста — 7,87 м; — Максимальный вылет ковша от оси поворотной колонки — 6,52 м; — Вылет ковша от оси поворотной колонки при максимальной высоте подъема — 3,66 м; — Максимальный вылет ковша от оси машины при повороте стрелы на 90° — 7,09 м; — Максимальная высота подъема ковша — 6,35 м; — Максимальная высота разгрузки — 4,72 м; — Высота выгрузки — 2,74 м; — Высота горизонтального днища — 3,20 м; — Высота оси шарнира ковша — 3,45 м; — Вылет оси шарнира ковша — 0,36 м; — Вылет кромки ковша на уровне земли — 1,42 м; — Максимальный вылет поднятого ковша — 1,20 м; — Вылет поднятого ковша при выгрузке — 0,83 м; — Глубина копания (толщина срезаемого слоя) — 0,10 м; — Угол запрокидывания ковша — 45°; — Угол выгрузки — 43°; Ширина раскрытия челюстей — 0,95 м

Рис.2. Габаритные размеры экскаватора-погрузчика JCB 3CX m

— Габаритная длина — 5,62 м; — Колесная база — 2,17 м; — Расстояние от оси поворотной колонки до задней оси моста — 1,36 м; — Дорожный просвет от опор — 0,37 м; — Дорожный просвет от поворотной колонки — 0,52 м; — Высота центра рулевого колеса — 1,94 м; — Высота крыши кабины — 2,87 м; — Габаритная высота — 3,61 м; — Габаритная ширина по раме опор — 2,36 м; — Ширина ковша погрузчика — 2,35 м

Рис.3. Каток тротуарный DM 2

Какая толщина асфальта должна быть во дворе

Далее производят подготовку основания, для чего используют соответствующий толщине слоя щебень (при слое в 10-15 см, к примеру, применяют щебень 20-40мм фракции). При подготовке достаточно серьезного основания применяют многослойный способ укладки — нижний слой настилают щебнем фракции 40-70 мм, верхний — более мелким, для правильного и равномерного распределения нагрузок по всему основанию. Для третьего слоя используют мелкий щебень, фракции 5-20 мм. Каждый слой требуется тщательно уплотнять асфальтным катком, прогоняя его по каждому участку по 5-6 раз.

Технология укладки асфальта подразумевает также использование и различных катков — для покрытия, рассчитанного на высокие нагрузки, применяют катки массой 6-10 тонн, для покрытия с меньшими требованиями выносливости вполне достаточно катка в 2-4 тонны. Также не стоит забывать о современных катках, оборудованных функцией вибрации, которая повышает эффективность уплотнения в несколько раз.

Современные методы укладки асфальтового покрытия

Асфальт относится к группе строительных материалов, предназначенных для покрытия дорожного полотна. Основное его предназначение – создание надёжных безопасных условий для организации пешего либо автомобильного движения.

Асфальтовое покрытие при правильной укладке выдерживает большие нагрузки, этому способствует марка асфальта, которую законодательно закрепляет ГОСТ 11-10-75: М1200 – для автодорог, М1000 – для тротуаров и дорожек.

Асфальт экологичен, имеет высокий показатель практичности и привлекательный внешний вид, несколько трудоёмок в изготовлении и использовании, не самый дорогой из дорожных покрытий.

Преимущества и недостатки асфальтного покрытия

Асфальтное покрытие завоевало большую популярность благодаря большому списку положительных качеств, среди которых можно выделить следующие:

  • Доступная цена – все материалы можно приобрести в магазине и самостоятельно изготовить раствор;
  • Быстрота укладки и высыхания покрытия – работы проводятся в короткий срок, полное высыхания асфальта наступает спустя пару дней;
  • Простота ремонтных работ – достаточно удалить деформированную часть и уложить на его место холодный асфальт и тщательно утрамбовать;
  • Внешний вид – покрытие ровное и гладкое, есть возможность выбрать необходимый цвет или оттенок;
  • Прочность и стойкость к деформации;
  • Водостойкость.

Главным недостатком покрытия из асфальтобетона для тротуаров является неприятный запах от битумных испарений, который может появиться в жару.

Виды и состав асфальта

Для покрытия дорог применяются два вида асфальта: холодный и горячий. Состав любого вида будет одинаковый, отличие заключается в процентном соотношении компонентов.

Составляющими асфальта являются:

Процентное соотношение составляющих зависит от того, на дороге какого назначения будет укладываться покрытие.

ГОСТ 11-10-75 рекомендует холодный способ укладки применять для ремонта основных дорог, на дворовых территориях, для устройства тротуаров.

Укладка асфальта горячим способом – это способ, которым формируют новое дорожное покрытие, успевая укатать смесь, прежде чем она застынет.

Устройство тротуаров из асфальта и асфальтобетона

Асфальтобетон современный надежный материал, который применяется для благоустройства городских и частных территорий. Используют асфальт для тротуаров, укладки подъездных дорожек, дорожного полотна, детских площадок и т.п. Покрытия из асфальтобетона характеризуются высокими показателями качества, крепости и долговечности.

При укладке тротуаров из асфальтобетона особое значение отводится выбору материала, проектированию работ и технологии постройки тротуара. В итоге, при соблюдении всех правил и требований получится удобное и безопасное покрытие, которое сохранится долгие годы.

Ниже мы подробно рассмотрим типовые конструкции тротуаров из асфальтобетона, узнаем их преимущества и недостатки, а так же разберем технологию укладки тротуаров своими руками.

Возможные дефекты асфальтового покрытия

Работы по укладке асфальта на основных дорогах могут сопровождаться некоторыми дефектами, появляющимися на покрытии, если нарушаются правила асфальтирования.

При использовании асфальтоукладчика могут появляться короткие волны на покрытии. В этом случае надо следить за равномерной подачей горячей смеси. Длинные волны будут свидетельствовать о том, что не соблюдается температура массы или каток движется неравномерно.

На полотне могут образовываться разрывы, которые будут следствием неправильной работы выглаживающей плиты. Она нарушит коэффициент уплотнения из-за несоответствующей температуры массы и присутствия в ней посторонних включений. В этом случае надо строго контролировать работу укладывающего оборудования, единичные небольшие разрывы можно устранить сразу.

Температура выше нормы, утвёрждённая СНиПом, может привести к растрескиванию или неравномерной текстуре поверхности из-за резкого контраста между основанием и горячей массой.

Появляющиеся на поверхности битумные пятна являются следствием нарушения процентного состава смеси. Они сделают покрытие скользким. Точное соблюдение пропорций предотвратит этот дефект.

Некачественные швы являются правила укладки. Чтобы их избежать, холодный край разогревается газовыми горелками, и только потом укладывается горячая смесь.

Следствием неправильной работы асфальтоукладочной машины может стать разная толщина слоёв или продольные трещины, поэтому оборудование должно хорошо регулироваться.

Чем отличается асфальт от асфальтобетона?

Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом.

Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер.

Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума.

Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг.

Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших.

Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]