Дорожный бордюр: размеры и вес 1 шт, технология установки. Сколько весит поребрик длиной 1 м? Укладка по ГОСТу и высота, виды бордюров


Дорожные бордюры – это изделия заводского изготовления, обладающие определёнными техническими характеристиками, согласно действующим нормативам и стандартам.
Чтобы корректно рассчитать нагрузку, а также грузоподъёмность техники для разгрузки и монтажа изделий, требуется знать все физико-механические параметры бортового камня.

Вес дорожного бордюра зависит от ряда критериев и указывается в паспорте качества, прилагаемому к каждой партии реализуемой продукции.

СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м . Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .

Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни.

Отличие бордюра от поребрика

Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?

Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка

Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.

Для чего нужно знать массу поребрика?

Вес дорожных бордюров – это важнейший показатель, который позволяет достичь следующих результатов:


  • Расчёт прочности грунтового основания для принятия решения об организации его усиления.

  • Определение общей массы паллеты для возможности разгрузки транспорта, по прибытии продукции на объект.
  • Выбор способа установки бордюров в проектное положение.
  • Выбор нужного грузового автотранспорта для перемещения изделий, в случае самовывоза.

Одной из главных причин, почему нужно контролировать вес бетонного или гранитного бордюра является проверка качества продукции. Если при контрольном взвешивании, масса изделия оказывается меньше, чем заявлена по паспорту, это означает нарушение рецептуры при замесе бетона, либо использование менее прочного и плотного камня вместо гранита.

Что говорят толковые словари

Большой толковый словарь русского языка. под ред. С.А. Кузнецова утверждает, что:

«ПОРЕБРИК

:
1.
Окаймление края тротуара, отделяющее проезжую часть от пешеходной дорожки;
бордюр
(2 зн.).
2.
Орнаментальная кирпичная кладка, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены».

А «БОРДЮР

:
1.
Цветная полоска, обрамляющая края чего-либо.
2.
Окаймление края тротуара, дороги и т.п.;
поребрик
(1 зн.)».

Солидарен с вышесказанным и толковый словарь Т.Ф. Ефремовой. Это значит, что употребление обоих слов нормативно, ни одно из них не имеет пометки «диалектное»!

А что об их значении скажут ГОСТы?

Фото сделано в мае 2013 г.

Виды бордюров по стандарту

Вообще, правильно говорить о видах бортовых камней. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров, пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона или железобетона (армированный бетон), которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По стандарту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от погодно-климатических условий. Как ни странно, но для среднеюжных районов требуется более высокая марка, чем для северных. Дело в том, что более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. В таком климате за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Так что минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые: БР — рядовые;
  • БУ — с уширением;
  • БУП — с прерывистым уширением;
  • БЛ — с лотком;


    Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи (профили)

  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.
  • По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

    Условные обозначения

    В маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.


    Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

    Пример маркировки и ее расшифровка:

    • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
    • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

    Размеры бордюров по ГОСТу

    Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.


    Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

    Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

    МаркировкаДлина , ммШирина , ммВысота, мм
    БР 1001000300150 и 180Есть еще БР 100.20.80 – с шириной 20 см и высотой 80 см, его обычно называют садовый
    БР 3003000300 и 450 и 600150 и 180 и 200
    БР 6006000300 и 450 и 600150 и 180 и 200
    БУ 3003000290 и 320300Ширина в маркировке проставляется по “подошве”
    БУП 3003000290 и 320300Ширина измеряется в самой широкой части
    БУП 600.30.326000320300
    БЛ 3003000680 и 930 и 1180320Ширина измеряется в самой широкой
    БВ 1001000150 и 180300
    БК 1001000180 и 200300Радиус скругления для БК 5 – 5000мм для БК 8 – 8000мм для БК 12 – 12000мм для БК 15 – 15000 мм

    Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

    Вес бордюрного камня

    Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.


    Вес бордюра зависит от его размеров

    Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

    Марка бордюраМасса, кгМарка бордюраМасса, кгМарка бордюраМасса, кг
    БР 100.30.15100БР 600.20.-А-IV (A-V)760БЛ300.32.1181690
    БР 300.30.15320БР 100.20.840БВ 100.30.15100
    БР 600.30.15-A-IV640БУ 300.30.29400БВ 100.30.18120
    БР 100.30.18120БУП 300.30.29340БК 100.30.18.5 БК 100.30.18.8 БК 100.30.18.12 БК 100.30.18.15120
    БР 300.30.18380БУ300.30.32470БК 100.30.21.5 БК 100.30.21.8 БК 100.321.12140
    БР 600.30.18-A-IV770БУП300.30.32410Камень-аппарельпо проекту
    БР 300.45.18580БУП300.30.32-A-IV790
    БР 600 45.18-A-IV (A-V)1170БЛ300.32.681050
    БР 300.60.20880БЛ300.32.931370

    Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

    Принцип расчета

    Для расчета веса бордюра из гранита используется простая формула. Понадобится несколько данных:


    1. длина изделия;

    2. ширина;
    3. высота (толщина);
    4. удельный вес камня.

    Удельный вес гранита от 2700 до 3000 кг/ м3. Точные данные зависят от породы камня (месторождения).

    ля расчета можно взять усредненное значение — 2900 кг/ м3. Остается перемножить все четыре значения и получить нужный результат.

    Например, длина бордюра 1000 мм, ширина 300 мм, высота 150 мм, удельный вес 2900 кг/ м3. Расчетная масса изделия = 130,5 кг. Это приблизительное значение, ведь в расчет взят усредненный показатель удельного веса. Для примера — камень Куртинского месторождения имеет удельный вес 2640 кг/ м3. В результате умножения получим 118,8 кг.

    В случае расчета бетонного бордюра вместо удельного веса нужно знать плотность бетона. Если нужны данные по железобетонному бордюру, то дополнительно понадобится знать вес арматуры.

    Формула содержит 3 параметра:

    • тип используемой арматуры;
    • плотность бетона;
    • форма.

    Расход арматуры на изделие — величина справочная и указывается в нормативных документах.

    Для типовой прямоугольной формы:

    m=l х b х c х p+ma

    Где:

    1. l — длина;
    2. b — ширина;
    3. h — высота;
    4. p — плотность бетона и ma — это вес арматуры.

    Пример: Размеры бордюра 1000х300х180, плотность 2400(кг/м3). В результате получим вес = 129,6 кг. Если есть арматура, то следует прибавить справочное значение массы.

    Тротуарный бордюр

    При выборе тротуарного бордюра необходимо обращать внимание на технические показатели.

    Физические характеристики

    К ним относятся:

    1. Марка прочности. Бетон должен иметь марочную прочность М400 и выше.
    2. Класс бетона. Рекомендуется класс бетона В30 (прочность бетона 39,29 МПа).
    3. Морозостойкость. Бордюрный камень должен выдерживать от 200 до 300 циклов.
    4. Срок эксплуатации. Производители гарантируют долговечность изделия и срок службы до 20 лет.

    Преимущества тротуарного бордюра

    Достоинства бетонного бордюрного ограждения:

    • долговечность;
    • морозостойкость;
    • влагостойкость;
    • износостойкость;
    • устойчивость к механическим повреждениям;
    • эстетичность;
    • простота установки.

    Пластиковый бордюр — доступный аналог камню

    Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.

    Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке

    Преимущества:

    • Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.
    • Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.
    • Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.
    • Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.
    • Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.

    Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.

    Если говорить о недостатках, нарекания вызывают такие нюансы:

    • Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.
    • Материал хорошо горит.
    • Сомнительная экологическая безопасность.

    Типовые размеры и монтаж

    Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28 сантиметров, толщина: 0.5-2 мм.

    Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.

    Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.

    Подготовительные работы по укладке бордюра своими руками. Какие инструменты потребуются?

    Как установить тротуарный бордюр правильно? Для начала нужно подготовить необходимые материалы и инструменты.

    Для установки бордюров своими руками потребуются следующие материалы:

    • лопаты – совковая и штыковая;
    • нивелир (уровень);
    • бетономешалка для замешивания раствора;
    • мастерок для разравнивания бетонной смеси и заделки стыков;
    • резиновая киянка для корректировки положения бордюра;
    • оборудование для резки бордюра (например, болгарка).

    Из материалов вам потребуется:

    • сухой цемент;
    • песок;
    • отсев или щебень;
    • и, собственно, бордюр.

    Самостоятельная установка бордюра для тротуара

    Тротуарный бордюр удобен в установке, что является неоспоримым преимуществом данного вида продукции. Достаточно соблюдать такой порядок выполнения работ:

    • Проводится разметка территории с учётом особенностей ландшафта.
    • Согласно выполненной разметке вбиваются колышки, между которыми натягивается нить. Это будет уровень верхней части бордюра.
    • Затем формируется траншея по всей длине размеченной территории. Глубина составляет 1/3 от верхней точки камня, ширина – на 10 сантиметров больше размера блока.
    • Дно траншеи уплотняется, чтобы исключить проседание грунта.
    • Заливается цементно-песчаный раствор. Рекомендуемое соотношение материалов 1:3 для цемента и песка соответственно. Смесь должна иметь подвижность удобную для заливки, но не быть слишком жидкой.
    • Установить бордюр по уровню шнура. Камни выравнивают по высоте, подкладывая под низ раствор.
    • Стыки также заполняются раствором, установленные бордюры оставляют на 24 часа, чтобы раствор схватился.

    Затем свободное пространство траншеи заполняют грунтом, который необходимо тщательно утрамбовать. На завершающем этапе производится монтаж тротуара.

    Сколько весит бортовой камень?

    Учитывая широкий размерный ряд, тротуарные бордюры не могут иметь идентичного веса (см. таблицу выше). Здесь также придётся проводить разделение на группы. Выглядит это так:

    • Поребрики и газонные блоки. Вес изделий варьируется в пределах 18-36 килограмм.
    • Дорожные бордюры. Здесь масса продукции может варьироваться в пределах 95-150 килограмм.

    Вес вибролитых бордюров рассчитать сложно. Изделия обладают изменяемой геометрией, соответственно масса камня также будет меняться. Если говорить о средних значениях, вес изделия составляет порядка 100-120 килограмм.

    Последствия неправильного определения

    Для монтажа магистрального, дорожного или тротуарного бордюра значение массы очень важно. Если элементы устанавливаются для частного использования, то масса обычно признается владельцами участка второстепенным фактором. Однако, нужно знать какие последствия получаются при нарушении правил:

    • при неправильном монтаже камни продавливаются в грунт;
    • бордюр испытывает увеличение давления, в результате снижается прочность дорожного покрытия;
    • в основание проникает влага.

    Меньше требований предъявляется к газонным поребрикам, которые не подвержены сильным воздействиям окружающей среды.

    Производство бордюр и поребриков

    Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:

    1. Вибролитье.
    2. Вибропрессование.

    Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.

    Основные различия в характеристиках

    Разделительный элемент называют бортовым камнем. Этот материал делят на 3 вида в зависимости от сферы использования:

    • дорожный – для обрамления проезжей части;
    • тротуарный – для окаймления пешеходных зон;
    • декоративный – для обрамления клумб и других элементов ландшафтного дизайна.

    Есть отличия и в размерах. Самые большие камни используются для отделения проезжей части от других зон. У них важная функциональная задача. Дорожный камень защищает покрытие от быстрого износа и пешеходов от наезда автомобилей. Другими словами, такая конструкция должна иметь возможность затормозить машину, которая может вылететь на тротуар.

    Материал для обрамления пешеходных зон менее габаритный. Он нужен для уменьшения износа вымощенного плиткой участка. А также конструкция предотвращает разрастание растений. Иногда тротуарный камень даже заменяют декоративным и наоборот. Последний вид конструкции используется исключительно для ограждения и дополнительного украшения предметов ландшафтного дизайна.

    Поребрик различается в зависимости от формы верхнего ребра. Оно бывает:

    • квадратное (под прямым углом);
    • наклонное под определенным углом;
    • округлое с 1 или 2 сторон;
    • D–образное;
    • с плавными или резкими границами наподобие волны.

    Бордюр обычно имеет высоту в диапазоне 20–30 см, ширина зависит от сферы использования и колеблется в пределах 3–18 см. Поребрик обычно имеет длину 50 или 100 см. Иногда камни ломают перед установкой, чтобы получить мелкие элементы. Размер напрямую зависит от того, где будет устанавливаться материал. Разные блоки используются в зависимости от способа монтажа, вручную или с техникой.

    Бордюр и поребрик могут быть изготовлены из материала любого цвета и с различными свойствами. Это будет напрямую влиять на характеристики и сферу использования. Самых популярных вариантов несколько.

    Гранит. Материал имеет широкую цветовую палитру и относится к классу элитных. Обычно применяется в скверах и парковых зонах. А также такие камни приобретают для частных особняков.

    Технология производства бетонных плит может отличаться, но всегда соответствует ГОСТу. Предусмотрено 2 варианта.

    • Вибролитье. Так делают прочные камни, при изготовлении материал получает мелкопористую структуру. Бетонные плиты получаются правильной формы и размера. Верхняя часть всегда имеет облицовочную и внутреннюю стороны.
    • Вибропрессовка. Камни получаются менее опрятными, могут иметь сколы и небольшие трещины. Внутри образуются пустоты, из-за этого материал более подвержен внешним воздействиям и имеет низкую прочность. Единственным преимуществом можно считать небольшую стоимость таких изделий.

    Бордюр и поребрик могут быть изготовлены путем вибролитья или вибропрессования. Любой бортовой камень имеет 1 из 3 маркировок.

    • БкР – форма имеет радиус. Применяется для дорожного полотна на поворотах.
    • БкУ – форма предназначена для обрамления пешеходных и велосипедных зон.
    • БкК – особая конусовидная форма.

    Заказывайте товар в «СтройДомИнвест»

    Независимо от того, какой вам нужен бордюр: садовый, тротуарный или рядовой, в нашей компании вы купите нужный товар. Мы гарантируем его соответствие установленным государством нормам. А чтобы сотрудничать с нами было выгоднее, предлагаем:

    • изделия в любых вариантах исполнения и в любом количестве;
    • невысокие цены, возможность получить дополнительную скидку;
    • услуги по установке садового бордюра и тротуарной плитки.

    Будьте уверены, закупая товар в «СтройДомИнвест», вы останетесь довольны результатами сотрудничества, сможете выбрать любой необходимый тип, цвет и размеры бордюрного камня.

    Разновидности

    Характеристики бордюрного камня четко определены в стандартах, действующих на территории Российской Федерации. Наша фабрика использует высококачественное оборудование для производства бетонных изделий, что позволяет создавать продукцию в четком соответствии с действующими нормативами.

    В нашем ассортименте представлены бордюры таких разновидностей:

    • магистральные (ГОСТ 6665-91). Отличаются наибольшими размерами, их длина составляет 1 метр, высота – 300 или 450 мм, а ширина – 150 или 180. Масса в зависимости от размеров колеблется от 120 до 190 килограмм. Они наилучшим образом подходят для обустройства междугородних трасс или автомобильных мостов;
    • дорожные. Весят 96 кг, длина и ширина такого бордюрного камня составляет 1000 и 300 мм соответственно. Изготавливаются по тем же нормативам, что и магистральные;
    • садовые. Согласно ГОСТ 6665-91 могут быть метровыми или полуметровыми, вес составляет 18 или 36 кг. Широко используются в частном строительстве.

    Все эти разновидности представлены в ассортименте нашей компании. Связавшись с представителями нашей компании, вы узнать все подробности о нашей продукции и получить бесплатную консультацию по их применению. Мы поможем подобрать наиболее подходящее изделие для достижения заданных клиентом целей, и предоставим транспортные слуги и помощь квалифицированных специалистов, способных произвести необходимые монтажные работы.

    Садовые бордюры

    Они предназначены для оформления садового участка. Клумбы и грядки, искусственные пруды и альпийские горки невозможно представить без бордюрных ограждений.

    В чем преимущество садовых бордюров?

    Помимо декоративной функции бортовые камни:

    1. Снижают рост сорной травы на окультуренной территории.
    2. Сдерживают почву, не давая расползаться при поливе.
    3. Способствуют более рациональному уходу за культурными растениями.

    Садовые бордюры придают эстетичность и ухоженный вид грядкам и клумбам. Они могут быть выполнены из дерева, пластика, камня, бетона и подручных материалов.

    пластиковый садовый бордюр

    Инструкция по установке

    Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку. Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик. То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.


    Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

    Порядок работ

    Итак, вот какой порядок установки бордюра:

    • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
    • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
    • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.
      Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками
    • Далее на выровненное и уплотненное дно насыпаем щебень. Слой — около 10-15 см. Его тоже ровняем и трамбуем пока на нем не будет виден след от вашей ноги.
    • Берем колышки и веревки. Набиваем колышки и протягиваем веревку. Высота веревки — верхушка поребрика. Горизонтальность нити проверяем строительным уровнем. Она будет служить ориентиром при выставлении бордюра по высоте.
    • Замешиваем песко-цементный раствор марки М300 или выше. Выкладываем его под ниткой продолговатой горкой. На подготовленную подушку устанавливаем бордюр, выравниваем его по натянутой нитке. Нижний край должен быть утоплен в бетон не менее чем на 5 см. Если такой слой не получается, добавляем бетон по бокам с обеих сторон.

    Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

    Особенности и тонкости

    Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.


    Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

    Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

    Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

    Нюансы монтажа

    Чтобы правильно установить дорожный бордюр, нужно знать нюансы используемой технологии укладки. Работа подразумевает использование техники, способной поднимать и перемещать камни весом 100 кг. При отсутствии техники используют железные крюки.

    Работу не выполняют в одиночку – как минимум, этим занимаются двое.

    После этого вырывают траншею. Ее ширина, согласно общепринятой технологии монтажа, должна составлять 40 см (в 2 раза больше тротуарного, гораздо больше пластикового аналога). Глубина траншеи должна быть больше высоты бортового камня. Дно вырытой траншеи трамбуют, выкладывают слоями песок и щебень. Насыпь выравнивают, повторно уплотняют, после чего заливают раствором бетона.

    Затем определяются с высотой бордюра. Для этого используют строительный уровень и веревку, фиксируя ее на кольях, на идентичном расстоянии от асфальта. Высота бордюра покажет место прохождения внешней части дорожного бордюра. По окончании данного этапа занимаются установкой бордюра.

    Камни ставятся по линии-разметке вдвоем, поднимая и перемещая одновременно с обеих сторон. Бордюр углубляют в раствор бетона, используя по необходимости резиновый молоток. Инструмент помогает регулировать высоту. Им ровняют бордюр по 2-м плоскостям. Вместо него можно использовать деревянную доску и железный молоток.

    Если в ходе монтажа получаются щели между камнями, а также иные пустоты, их заливают подготовленным раствором. Время от времени необходимо следить за тем, чтобы бордюры, до застывания раствора, не заваливались в разные стороны. Пока они еще не запечатаны, необходимо исправлять их положение.

    После завершения монтажа занимаются обустройством тротуаров или дороги. Для того чтобы ограждение стояло долго, не деформировалось и не ломалось, до начала работ осматривают сам камень. Нельзя монтировать его в том случае, если на его поверхности заметны крупные трещины и воздушные полости.

    Нельзя игнорировать подготовку основания. Иногда укладчики не используют щебень. Однако если грунт не песчаный, обойтись без него не получится. Он обязательно нужен, если почва глинистая, имеет суглинок. В этом случае игнорирование технологии подготовки приведет к тому, что весной бордюры полезут в разные стороны.

    Нельзя использовать вместо щебня строительный мусор или бой кирпича. При использовании такого «материала» бордюры очень быстро просаживаются. Что касается глинистой и черноземной почвы, она топит гравий. В этом случае не обойтись без укладки геотекстиля.

    Правильная укладка бордюра для криволинейных дорожек

    При установке бордюров для криволинейных дорожек нужно следовать стандартной технологии. Однако имеются и свои нюансы.

    • Если повороты дорожки плавные и незначительные, то поребрики устанавливают по форме дорожки, заполняя зазоры между ними песчано-цементной смесью.
    • В случае, когда изгибы и повороты садовой дорожки достаточно крутые, без резки бордюрного камня не обойтись.
    • Для резки бордюров используют болгарки или углошлифовальные машины с алмазным кругом по бетону. Также можно использовать специальные гильотины, предназначенные для раскола изделий из искусственного или натурального камня.

    Перед тем, как установить бордюр своими руками, мы рекомендуем ознакомиться с представленными на нашем сайте видеоматериалами. Грамотная укладка бордюрного камня исключит ремонт тротуарного полотна в ближайшие годы.

    Прочтений: 6637 Распечатать

    Действительно качественный элемент ландшафтного дизайна прослужит не один сезон, а потому к его покупке следует подходить с особой ответственностью.

    плитка кварцвиниловая плитка керамическая виброплита бордюр тротуарный плитка тротуарная плитка ковровая плитка фасадная плита дорожная плита парапетная плита анкерная плита гипсовая плитка ПВХ плитка жидкая содержание дорог укладка плитки тротуарной плитка дорожная плитка облицовочная плитка мраморная мытье тротуатов, дорожек

    28.03.2017 | Стройка.ру

    Разнообразие конфигураций

    Полимерные материалы получаются путём отливки, что порождает возможность создания изделий практически любой конфигурации. Это касается и пластиковых садовых бордюров. Рассмотрим наиболее распространенные варианты конфигурации.

    Все пластиковые садовые бордюры изготавливаются из материалов, которые обладают свойствами, необходимыми для эксплуатации на открытом воздухе. Специальные присадки уменьшают чувствительность пластика к ультрафиолету и перепадам температур.

    Цветовая палитра предлагаемой продукции весьма широка. Производители предлагают изделия черного, белого, кирпичного и терракотового, зеленого, синего и других цветов.

    Ленточные

    Конструкция данного типа бордюров в полной мере соответствует их названию. Они представляют собой пластиковую ленту толщиной до 20 мм. Один из краев оснащается небольшим изгибом под прямым углом для фиксации в грунте, второй – утолщением ленты или профильным элементом круглого, квадратного или произвольного сечения для обеспечения структурной прочности.

    Ширина ленты Кантри со всеми конструктивными элементами колеблется от 110 до 150 мм. Чаще всего поставляется в бухтах по 10 метров, но возможны и варианты. Ассортимент цветовых решений зависит от производителя и может варьироваться.

    «Садовый лабиринт»

    Блоки такого ограждения имитируют древние бордюры, сложенные из плоских камней. Такие в свое время служили для отметки границ полей в Европе и других частях мира. Пластиковая вариация на тему отличается предельной простой монтажа – каждый блок оснащен отверстиями, которые совмещаются для фиксации соседних элементов при помощи специального якоря.

    Подобный способ монтажа не требует дополнительных работ, ввиду того, что блоки устанавливаются непосредственно на поверхность земли. С демонтированием и переносом ограды проблем также не возникнет.

    «Старый камень»

    Ещё одна имитация натурального материала – каменных блоков определенных размеров. Представляет собой отливки с текстурой камня, которые крепятся к зеле при помощи пластиковых же штифтов, а между собой – соединением с пазами.

    Как правило, выпускаются в размерах 150×300 и 300×300 мм. Для монтажа также не потребуются дополнительные работы. Но при необходимости можно выкопать небольшой приямок для более надежной фиксации блоков.

    Садовый конструктор

    Бордюр, собранный из отдельных частей с гибкими соединениями и установочным штифтом на каждой. Отличается высокой надземной частью (до 210 мм) и возможностью создавать ограждения разнообразной конфигурации. Отлично подходит для устройства песочниц, одноярусных и многоярусных клумб любой необходимой конфигурации с неограниченной длиной бордюра.

    Декоративный кирпич

    Пластиковый бордюр, имитирующий традиционные кирпичи, прикопанные под углом в 45 градусов, гораздо легче монтируется. Каждый элемент снабжается якорем для фиксации в земле и набором элементов для соединения с соседними.

    В отличие от собственно кирпичей пластик не разрушается под действием атмосферных факторов и не теряет цвет в процессе эксплуатации. Возможность устройства поворотов и изгибов бордюра весьма ограничена.

    Б300.8,5.4,5

    Материал с такой маркировкой представляет собой укрепленный ленточных бордюр, используемый при устройстве дорожек. Нижний край ленты с утолщением в верхнем снабжается опорными элементами, расположенными под прямым углом к основному полотну. Треугольные площадки служат для надежной фиксации бордюра под садовыми дорожками из тротуарной плитки или бетона.

    Такая лента устанавливается в подготовленное под дорожку углубление, а опорная часть фиксируется штифтами в земле. После производится монтаж собственно дорожки так, чтобы опорная часть ленты находилась непосредственно под бетоном или плиткой. Переносить или изменять конфигурацию такого бордюра не получиться, поэтому лучше планировать все заранее.

    Таким образом, пластиковые садовые бордюры это доступный материал для отметки границ частей участка различного функционального или декоративного назначения. Они производятся в массе вариантов всех возможных цветов. Для транспортировки легких пластиковых изделий не понадобится много усилий, также как и для монтажа. Все работы можно выполнить собственноручно даже без помощников.

    В случае самой сложной установки потребуется выкопать вдоль периметра будущего бордюра траншею в 10 см глубиной. В остальных – просто разместить блоки на грунте в необходимом порядке, закрепить при помощи штифтов-якорей из пластика или оцинкованного металла.

    Вес и таблица размеров тротуарного бордюра

    Тротуарный бордюр готового образца выпускается по ГОСТу, в разных весовых категориях и размерном ряде. В заводских условиях бортовые камни из железобетона производятся по ГОСТ 6665-81, имеют классификацию БР (рядовой), БУ (рядовой уширенный), БУП (рядовой уширенный прерывистый), БЛ (прямой с лотком), БВ (въездной), БК (радиальный, радиус кривизны 5-15 м).

    1000х200х80

    Бордюр тротуарный, марка БР100.20.8, вес 40 кг. Садовый поребрик, используемый для ограждения газонов и тротуаров.

    500х200х30

    Бордюр малый садовый тонкий, вес 6,65 кг. Используется для разграничения садового участка и придомовой территории.

    500x200x70

    Бордюр садовый вибролитой марки БР 50.20.7, вес 15 кг. Изготавливается методом вибролитья, используется при оформлении парковых зон и пешеходных дорожек.

    500х200х80

    Бордюр садовый марки БР 50.20.8, вес 18 кг. Применяется при оформлении пешеходных зон и игровых площадок.

    500х200х60

    Бордюр тротуарный марки БР 50.20.6, вес 16 кг. Применяется при ограждении тротуарных дорожек в парковых зонах.

    Виды и назначение стандартных блоков

    Тротуарный бордюр – это одна из разновидностей железобетонных изделий, которые устанавливаются на отмостках тротуаров. Нужно отметить, что в продаже имеется 4 категории продукции:

    • Поребрик. Это наиболее распространённый вид камня, применяемый для разграничения газонов, пешеходных зон и велосипедных дорожек.
    • Вибролитые бордюры. Такие изделия сразу привлекают внимание необычной формой и цветов. Продукция может выпускаться в форме ступенек, волн или дуг. Привычный серый цвет бетонных бордюров изменяется добавлением красителей и пластификаторов. Вибролитиевые камни обычно используются в качестве архитектурных украшений.
    • Газонные блоки. Это разновидность поребрика, которая обычно обрамляет газоны, чтобы предотвратить расползание плодородного слоя почвы.
    • Дорожный камень. Эту разновидность можно считать тротуарным бордюром с большой натяжкой. Их используют для сохранения целостности дорожного полотна, поэтому изделия имеют массивные габариты, при изготовлении обязательно выполняется армирование.

    Технология производства тротуарных бордюров подразумевает использование тяжёлого бетона марки М 300 или М 500. Это обязательное условие, чтобы конструкция обладала высоким запасом прочности и устойчивостью к динамическому сжатию.

    Дороги автомобильные общего пользования КАМНИ БОРТОВЫЕ Технические требования

    Издание официальное

    Москва

    Стенда ртмнформ

    Предисловие

    Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

    Сведения о стандарте

    1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Смоленск-ДорНИИ-Проект»

    2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

    3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. No 46)

    За принятие проголосовали:

    Краткое наименован не строим по МК (ИСО 31бв> 004- 97Код страны
    по МК (ИСО 3166)004-97
    Со крошен мое наименование национального органо по стандартизации
    АрменияAMМинэкономики Республики Армения
    БеларусьBYГосстандарт Республики Беларусь
    КазахстанК 2Госстандарт Республики Казахстан
    КиргизияKGКыргызстандарт
    РоссияRUРосстандарт
    УзбекистанU2Уэстандарт

    4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2022 г. Nv 1161 -ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961—2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2022 г.

    Технология монтажа и установки

    Техника установки бордюрного камня предусматривает проведение ряда строительных операций, предусмотренных регламентом. В настоящее время существует две технологии укладки бортовых бетонных и железобетонных элементов на щебеночную или песчаную подушку. В ходе проведения комплекса работ для монтажа проводятся следующие технологические операции:

    • выемка грунта и формирование траншеи для размещения бортовых камней с обязательным уплотнением грунта в основании;
    • обустройство при помощи фракционного щебня или песка выравнивающего слоя на дне траншеи;
    • устройство основания с применением мелкозернистого бетонного раствора. Как правило, для этой цели используются бетоны марки М200, класса В15;
    • размещение бортовых камней при помощи грузоподъемных механизмов на бетонном основании;
    • усиление конструкции посредством дополнительной укладки бетонного раствора с нижней и боковой части борта бордюр;
    • установка камня в рабочее положение посредством его осаждения до обозначенной в проекте отметки;
    • бетонирование швов между соседними бордюрами при помощи цементного раствора с проведением расшивки;
    • проведение работ по устройству мощения или отсыпки почвы на газонах с тыльной стороны бортового камня.

    Работы по установке бордюр производятся в соответствии с типовой технологической картой.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]