Хоть и хочется жителям загородных поселков быть ближе к природе, без определенных элементов благоустройства обойтись не получится. В данном случае речь идет о дорожках, которые могут быть удобными и функциональными. Кроме того, они способны облагородить весь поселок.
На своем участке вы можете использовать вымостку из натурального камня, но для общих улиц все же подойдут дорожные плиты, размеры которых регламентируются государственными стандартами. Эти изделия довольно активно применяются девелоперскими фирмами и кооперативами.
Предназначение
Железобетонные плиты — это поистине уникальный материал, который идет на изготовление дорог. Они способны претерпевать высокие нагрузки. Назначение изделий самое разное. Сюда следует отнести возведение временных дорог и создание постоянных подземных путей. В первом случае дороги предназначаются для объектов строительства, во втором — пути ведут к предприятиям, а также малонаселенным пунктам в сельской местности, которые удалены от основных дорог на внушительное расстояние.
Технология укладки позволяет строить дороги в любой местности и эксплуатировать их довольно активно. На поверхности плит допускается монтаж асфальта, который способен защитить материал и продлить срок эксплуатации полотна. Приятной особенностью использования железобетонных изделий является возможность их повторной эксплуатации, если плита имеет характеристики, которые не были утрачены. Это позволяет экономить. Из плит получается соорудить качественное дорожное покрытие, которое будет использоваться временно.
Преимущества технологии
- Методика строительства дорог из плит имеет ряд неоспоримых достоинств, среди которых:
- высокая скорость укладки полотна, представляющего собой поверхность готовых железобетонных изделий;
- прочность и надежность покрытия, изготовление которого осуществляется в заводских условиях;
- предельно высокий срок службы, который обусловлен качеством изготовления ЖБИ;
- простота укладки, для которой используется крановое оборудование;
- сниженные требования к подготовке основания под ЖБИ;
- универсальность технологии. Дорожное покрытие, выполненное из плит на основе железобетона, является не требовательным к климатическим условиям и может эксплуатироваться без разрушений в диапазоне температур от -50 до + 55 градусов;
- возможность демонтажа временных дорог, а также неиспользуемого полотна, с возможность повторного применения ЖБИ, не выработавших свой ресурс прочности.
Размеры по государственным стандартам и некоторые конструктивные особенности
Описываемые изделия — это плоские прямоугольные железобетонные плиты, толщина которых варьируется от 14 до 18 см. Плиты изготавливаются на базе напряженной или ненапряженной арматуры. Рабочая поверхность обладает рифлением. По торцевым граням имеются монтажные петли, но плиты могут сооружаются и без петлевых захватов. Петли находятся в формованных углублениях, чтобы исключить попадание на внешнюю поверхность.
Размеры дорожных плит могут быть подобраны индивидуально с учетом предпочтений. В качестве связующего вещества выступает бетон. Он придает жесткость изделию и устойчивость к механическим и атмосферным воздействиям. Чем выше марка бетона, тем более внушительные нагрузки способна принять на себя конструкция. Вес плиты обычно составляет 2200 кг минимум. Бетон может иметь плотность в пределах от 2200 до 2500 кг на метр.
Особенности монтажа дорожных плит
Процесс возведения дороги из этих конструкций состоит из нескольких этапов:
- выравнивания поверхности почвы;
- подготовки траншеи для водного обмена;
- укладки слоя щебня (толщина материала — до 10 см);
- уплотнения грунта при помощи виброплиты;
- укладки дорожных плит;
- обработки стыков.
После этого грунт уплотняется при помощи виброплит. Для крупных площадей специалисты используют каток. Уровень просадки грунта осуществляется при помощи нивелира. Завершающий этап — укладка дорожных плит, конструкции располагают последовательно. Натянутый шнур — основной ориентир для первого ряда дорожных плит. В зависимости от технологии, укладка дорожных плит может осуществляться с зазором или стык в стык. После этого швы засыпают песком, гран отсевом или же заливают битумом. Во избежание образования трещин швы расширяют при помощи влажного раствора.
Это интересно: Как сделать укладку на средние волосы 2019 год
Для большей прочности монтажные петли сваривают между собой. Существенный плюс заключается в том, что данная конструкция может служить в качестве надежной платформы для дорожного покрытия. Для обустройства такой дороги рекомендуется выбирать качественные бетонные плиты от производителя. Железобетонные изделия, выполненные в соответствии с основными требованиями, прослужат длительный срок. Такая дорога будет отличаться надежностью, долговечностью, а также повышенной устойчивостью к различным негативным факторам.
В зависимости от объемов работ, монтаж дорожных плит занимает различное количество времени — от нескольких месяцев до полугода (в случае регулярных работ). На различных этапах укладки горизонтальность расположения плит специалисты контролируют при помощи уровня.
Из чего изготавливают
В основе довольно часто лежит бетон с морозостойкостью до W2 и F150. Дорожные плиты, вес и размер которых влияют на цену, имеют внутри стальные прутья. Благодаря им конструкция готова прослужить длительное время, сохраняя свои первоначальные свойства. Для напряженных плит используется арматура следующих классов:
- Ат-4.
- Ат-5.
- А-5.
Если перед вами ненапрягаемая плита, то в процессе ее производства используется арматура марок A-3C, А-3 и А-1, а также проволока Вр-1. Прутья защищены от воздействия солнечных лучей, атмосферных осадков и механических воздействий. При монтаже плиты возвращаются в исходное положение.
Напряжение, образующееся в штатном режиме, является минимальным. Что касается размеров дорожных плит, то они реализуются со следующими параметрами: длина в пределах от 1, 75 до 6 м. Ширина от 1, 5 м до 3, 75 м. Изделия укладываются в штабеля высотой не больше 2 м. При этом нижний ряд находится на плотном и выровненном основании. Каждое изделие укладывается на деревянные прокладки.
Конструктивные особенности и область применения
Технология укладки бетонных плит основывается на расчете нагрузки, действующей на полотно.
Плиты производят из различных марок бетона. Средний вес одной дорожной единицы составляет 2–2,3 тонны, а её толщина около 18–20 см.
Общепринятые размеры полотна:
- 1,75; 1,87;3–3,5–3,75 при общей длине настила до шести м;
- 2,76 имеет длину 3,5 м;
- 1,5 имеет длину 1,76 м.
Дорожное покрытие также подразделяют на 2 вида между собой:
- 1П – применяют на постоянной основе;
- 2П – временный автодорожный настил.
Складирование полотна разрешается высотой до двух м, а между рядами фиксируются деревянные перекладки. Плиты из железобетона зачастую применяют на приусадебных участках в качестве дорожек для пешеходов, благодаря простоте монтажных работ, замене и общей доступности материала.
Основные виды
Размеры дорожных плит — это еще не все, что следует знать об этих изделиях. Важно поинтересоваться еще и основными видами. Каждый из них определяет назначение. Плиты могут быть предназначены для постоянных работ и для временного дорожного покрытия. По форме плиты можно классифицировать на трапециевидные, шестиугольные и прямоугольные. Последние имеют один борт по длинной стороне или два борта по коротким. Плиты в виде шестиугольника могут обладать диагональной ориентацией, поперечной или шестигранной формой, которая делится пополам.
Если перед вами шестигранная форма, то она может быть разделена еще и пополам поперек. Размеры дорожных бетонных плит весьма разнообразны, как и их формы, но заводы обычно выпускают прямоугольные изделия для постоянных и временных автодорог. Поверхность способна выдерживать до 30 тонн. Взглянув на маркировку, вы увидите допустимый уровень нагрузки. Наиболее популярными плитами выступают те, что имеют внутри напряженную арматуру. Они обладают определенными ограничениями по нагрузкам при регулярном перемещении больших тяжелого автотранспорта, но для их укладки в домашних условиях это неактуально.
Классификация
Изготовление дорожных железобетонных плит осуществляется по нормативным требованиям стандарта ГОСТ 21924.0-84, в соответствии с которым предусмотрен градация изделий на три основных категории:
- ПДП – самые популярны и широко распространенные железобетонные плиты универсального типа, которые находят применение в случаях необходимости сооружения постоянных и временных дорог со средним уровнем нагрузки – не более 6 тонн на одно колесо. Изделия могут использоваться вторично после демонтажных работ. Нагрузочная способность их составляет 10 – 30 тонн и зависит от марки примененного при изготовления бетона. ЖБИ рассчитаны на эксплуатацию в условиях сильных морозов – до – 50 °С;
- ПДН – изделия, выполненные на основе железобетона с предварительно напряженной арматурной конструкцией. Имея повышенные нагрузочные характеристики, размеры ЖБИ составляют 6000 мм в длину и 2000 в ширину при массе 4200 кг. Благодаря прочности корпуса, обусловленной жесткостью арматурного каркаса, изделия рекомендованы для применения в условиях пучинистых и мягких типов грунта;
- ПАГ – наиболее прочный аэродромный тип плит. Масса единицы изделия в среднем составляет 5 тонн. ЖБИ ориентированы на строительство дорог для тяжелых видов транспорта, а также возведения взлетно-посадочных полос для авиации (ПАГ-18, а также ПАГ-14). Конструктивно элементы могут иметь гладкую или рифленую поверхность, обеспечивая различное сцепление с колесами транспорта. При производстве изделий применяется бетонный раствор с марками от М350 до М400. Максимальная нагрузка достигает 75 тонн. Изделия могут эксплуатироваться при температурах до -35 °С.
Дополнительно о размерах
Размер дорожной плиты 2п30 18 представлены в 2 вариантах: 3 x 1, 75 и 6 x 2 м. Раньше выпускались панели с параметрами 3 x 1, 5м. В настоящее время они не производятся и стоить могут дороже, чем изделия со стандартными параметрами. Рассматривая размеры дорожной плиты 2п30 18 30, вы сможете отметить для себя, что толщина изделия составляет 18 см. Это верно для первой из упомянутых панелей. Для второго размера толщина может составить 14 или 18 см.
Изготовление плит возможно в 2 вариантах армирования: предварительно напряженная и без предварительного напряжения. Первые изделия вы сможете узнать по маркировке, взглянув на которую увидите дополнение AtV. Рабочая поверхность должна быть рифленой, что обеспечивает лучшее связывание с накладываемым асфальтом.
Особенности укладки
Если вы решили уложить дорожные плиты, то предварительно необходимо подготовить основание. Монтаж на почву недопустим. Сначала следует подготовить ложе для патио или дорожки. Верхний слой почвы для этого удаляется, поверхность после этого необходимо разровнять и убрать все неровности.
По разметке выкапывается 25-см траншея. На глинистых почвах и суглинках в низинах глубина траншеи не должно быть меньше 0, 5 м. На дно застилается нетканый материал, в качестве которого можно использовать геотекстиль. Он будет исключать произрастание сорняков и вымывание песчано-гравийного основания.
Технология укладки дорожного полотна
Сооружение дорог из плит представляет собой несложный технологический процесс, который состоит из ряда этапов:
- для укладки необходима ровная поверхность, для чего, как правило, срезается верхний слой грунта;
- чтобы обеспечить отток дождевых, а также талых и грунтовых вод, на поверхности выкапывается небольшая траншея, глубиной 25 – 50 см;
- с целью предотвратить разрушение дороги вследствие вымывания, а также появления нежелательных растений, поверхность для укладки застилается полотном на основе геотекстиля;
- на приготовленной поверхности формируется подушка, шириной 20-25 см, состоящая из щебня и песка, которая хорошо смачивается водой и уплотняется перед укладкой плит;
- для ровной укладки плит используется направляющая линия в виде натянутого шнура. Железобетонные изделия укладываются последовательно при помощи крана. Работа выполняется силами одной бригады рабочих с крановщиком и стропальщиком, осуществляющим зацепку плит за монтажные петли;
- готовые плиты могут уплотняться при подгонке вручную при помощи слесарного инструмента;
- с целью обеспечить неподвижность ЖБИ в зафиксированном положении, боковые монтажные петли могут использоваться для соединения элементов между собой при помощи стальных прутов и электрической сварки.
Подготовительный слой
Размеры дорожных плит по ГОСТ вам теперь известны, однако это — не все знания, которыми следует обладать перед началом монтажа. На следующем этапе необходимо засыпать в траншею щебень. Для садовой дорожки будет достаточно 5 см, для подъездного пути или автостоянки — 10 см. Далее идет 10-см слой песка. Его уплотняют и поливают водой. Песок лучше использовать карьерный, так как он не столь пылевой и ползучий, как речной, да и трамбовать его гораздо легче.
Затем песок уплотняется с помощью виброплиты. Если таковой нет, можно использовать виброкат, но стоимость укладки плит по этой технологии намного дороже. Трамбовка должна контролироваться нивелиром или веревочным маяком. После завершения трамбовки поверхность должна получится идеально ровной, ведь по ней будут укладываться железобетонные плиты.
Где можно заказать строительство дороги из дорожных плит?
Большое количество недобросовестных компаний укладывают дорожные плиты на очень тонкий слой песка. За счет этого у них получается сэкономить приличную сумму. Но плиты на такой подушке не могут полноценно эксплуатироваться. Такая дорога начнет разрушаться после первой же зимы.
Наша компания дорожит своей репутацией. Именно поэтому мы выполняем все работы согласно с нормами и стандартами. Нет ни одного негативного отзыва о работах, которые проводила наша компания. Все наши клиенты остаются довольными и рекомендуют наши услуги другим.
Мощение дорожки
Размеры дорожной плиты ПАГ (плита аэродромная гладкая) были упомянуты выше. Для успешного результата важно ознакомиться еще и с тем, как осуществляется мощение. Например, важно знать, что при обустройстве маршрута не следует увлекаться резкими поворотами и виражами. Абсолютно прямые дорожки тоже не являются вариантом, который смотрится естественно. Ширина подбирается с учетом логики передвижения по территории. Важно увязать этот параметр с габаритами уборочной техники, которой вы планируете использовать при обслуживании. Ширина дорожки, которая будет эксплуатироваться в домашних условиях, обычно равна 1,5 м. Если вы планируете мостить пешеходные дорожки, то можно обойтись и шириной до 80 см.
Укладывать твердое покрытие можно сухим или мокрым способом. В первом случае изделия подгоняются плотно друг к другу. Зазор при этом составляет около 3 мм. Швы заполняются песком и проливаются водой. Размеры дорожных плит (ПД) регламентируются государственными стандартами. При покупке важно обратить внимание на эту характеристику. Нужно учитывать еще и то, какая технология укладки плит вам подойдет. Она может быть мокрой и предусматривать использование цементно-песчаного раствора. Благодаря этому покрытие хорошо схватывается с гравийным основанием.
В домашних условиях можно рассмотреть промежуточный вариант. При этом плиты располагаются на сухой цементно-песчаной смеси, а после покрытие проливается водой. Камни и подстилающий слой после этого схватываются между собой.
Вы же можете поступить следующим образом. Плиты можно расположить последовательно. Вдоль края дорожки необходимо натянуть шнур, который будет использоваться для ориентира при кладке первого ряда. 1-я плита поднимается, а после в 5 точках на песок необходимо нанести раствор, после плита возвращается обратно. Ее осаживают с помощью доски и кувалды. Остальные плиты можно уложить по тому же принципу. Между элементами укладываются деревянные дощечки толщиной в 8 мм. Горизонтальность кладки можно контролировать строительным уровнем.
Плиты можно укладывать не только встык, но и с некоторым промежутком, который после заполняется камнем, цементным раствором и песком. Для того чтобы исключить царапание плит, швы сшиваются влажным раствором. Предварительно изделия можно защитить клейкой пленкой. Дощечки необходимо вынуть после завершения работ, а раствор высохнет через 2 дня. В промежутке между железобетонными изделиями высаживаются семена.
Что нужно проделать для прокладки новой дороги? Технология укладки плит.
Перед строительством дороги необходимо определить выделяемый бюджет и только тогда составлять смету. Вот, к слову, ознакомьтесь- дорожные плиты размеры ГОСТ.
Чтобы на новом месте проложить новую дорогу нужно проделать следующие действия:
1. Решите, какой ширины будет дорога:
— для проезда двух машин, чтобы была возможность им разминуться на малой скорости движения достаточно 2, 0 – 2,2 м ширины легкового автомобиля и 2,5 – 2,7 м для грузового автомобиля. Поэтому минимальной шириной самой простой дороги должна быть ширина 4,5 м и по 30 – 50 см ширина обочины из щебня с каждой стороны твердого полотна.
2. Проложить на местности главную ось дороги.
3. Отмерить от оси по обе стороны по 2,75 м и поставить метки – деревянные колышки.
4. Удалить из размеченной зоны плодородный грунт на глубину не менее 40 – 55 см. Делают это бульдозером или скрепером (на большом строительстве). Удаленный грунт складируют в стороне для дальнейшего использования. Если грунт на территории будущей дороги не плодородный, то его можно (или нужно) вывезти для засыпки, например, начала оврага или в другое место.
5. Получившуюся широкую и мелкую траншею засыпать слоем щебня или гравия, толщиной не менее 150 – 200 мм и разровнять. Сверху засыпать слой песка такой же толщины. После разравнивания песок полить водой и утрамбовать вибродоской или трамбовкой.
6. Восстановить разметку главной оси дороги. Для этого лучше использовать отрезки арматуры.
7. Уложить плиты выбранного размера с помощью подъемного крана, максимально плотно. При этом грузоподъемный механизм может заезжать на уже уложенные плиты и тем самым уплотнять их посадку.
Это интересно: Укладка рулонного газона цена за м2 2022 год
8. Чтобы плиты при эксплуатации не разошлись вправо-влево, используйте отрезки арматуры с главной оси дороги. С их помощью сварите петли соседних плит.
9. Приготовить цементно-песчаный раствор (в соотношении 1 : 3) и заполняя пустоты плит в зоне петель мелким гравием, забетонировать их вровень с поверхностью плиты. Заполнять только продольные швы. Поперечные швы предназначены выполнять роль термокомпенсаторов и должны заполняться битумной мастикой или другим эластичным материалом.
10. Обочины дороги – зону между плитой и краем «котлована» дороги следует заполнить щебнем или гравием. Если поблизости есть песчано-каменистый грунт или карьер, то заполнитель можно привезти оттуда. Заполнение должно быть с небольшим запасом на усадку.
Дорога построена, пользуйтесь до следующего переезда.
Расшифровка аббревиатуры 2П30.18-30
Размеры дорожных плит по ГОСТ вам теперь известны. Наверняка вы хотите знать, что обозначает аббревиатура в названии. Размер этого изделия равен 3000х1750х170 мм. Его стоимость составляет 7500 руб. Если в маркировке имеется цифра 2, она обозначает, что плита предназначена для временных дорог. Если вы хотите приобрести изделия для постоянных дорог, следует обращать внимание на те, что имеют в маркировке цифру 1.
Буква П указывает на форму плиты — прямоугольная. Ее номинальная длина в дециметрах составляет 30. Допустимая нагрузка в тс/м равна 30. Номинальная ширина в дециметрах — 18.
Такая плита используется повсеместно при строительстве дорожного покрытия любой направленности, при строительстве дорог в сложном климате Севера, так как данный тип изделия демонстрирует великолепные эксплуатационные характеристики даже в условиях вечной мерзлоты. Сроки строительства благодаря таким плитам удается значительно сократить. Масса плиты составляет 2200 кг.
Виды дорожных плит
Дорожные плиты, подразделяются в зависимости от своих характеристик на такие виды:
- 2П 30 — преимущественно используют при обустройстве временного покрытия, поскольку эти плиты, способны выдержать нагрузку не больше чем в 30 тонн;
- ПДП 3 — данный вид дорожных плит является универсальным. Он может использоваться как при обустройстве постоянных покрытий, так и для устройства временного основания.
- 1П30 плиты используются для строительства постоянных дорог.
Кроме того, существует специальный вид дорожных плит, маркируемый буквенным обозначением — ПДН.
Данные плиты имеют сверхпрочных каркас, а их основное предназначение, это строительство дорожных покрытий в крайне сложных условиях.
Технология укладки дорожных плит
Следует знать, что укладка дорожных плит, подразумевает определённый этап подготовки основания для этих целей, поскольку класть ЖБ плиты просто на землю нельзя. Для устройства основания, сначала снимается верхний грунт, затем производится разравнивание участка предназначенного под дорогу.
После этого, посредством спецтехники, разрывается траншея на глубину не менее чем в 30 см. Чтобы предотвратить в дальнейшем подмывание дорожных плит водой, на дно траншеи расстилается геотекстильная плёнка. Затем на геотекстиль укладывается подушка под дорожные плиты, состоящая на 10 см из слоя щебня и на 20 см из слоя речного песка.
Это интересно: Укладка феном на средние волосы 2022 год
Далее песчаную подушку обильно проливают водой и тщательным образом утрамбовывают с помощью виброплит или катка. Это очень важный этап устройства основания под дорожные плиты, во время которого постоянно производится контроль уровня грунта.
Укладка железобетонных плит может быть выполнена вплотную, либо же с некоторым зазором. Если выбран именно второй способ, то имеющиеся щели между плитами, после окончания всех работ, необходимо засыпать песком.