В ходе возведения жилых и административных зданий, промышленных и бытовых комплексов, теплотрасс широко применяются стандартные железобетонные перекрытия. Их актуальность обусловлена набором высоких эксплуатационных характеристик в области надежности, прочности, долговечности, безопасности и огневой стойкости. При этом строительные элементы имеют различную массу, которую необходимо учитывать при нагрузках на стены и основание, при проектировании и возведении построек и сооружений на этапе выбора плит.
Масса, габариты и объем железобетонных плит перекрытий зависит от назначения изделий. В настоящее время рынок строительных материалов располагает широким выбором продукции, который может быть использован при возведении стен, перекрытий, строительства подвалов, чердаков, применения при сооружении малоэтажной и многоэтажной недвижимости. При этом необходимо помнить, что плиты перекрытия рассчитаны на определенную величину нагрузок, представляя собой элементы строительной конструкции, которые, помимо всего прочего, формируют жесткость всего здания и упрочняют его. Вне зависимости от габаритов на прочностные свойства и несущие возможности оказывает непосредственное влияние применяемый при производстве материал в виде бетонной смеси. Также плиты классифицируются по конструктивным особенностям, которые отражаются на технических характеристиках и их стоимости. В связи с этим для экономической эффективности строительных работ рационально произвести правильный выбор железобетонных плит, исходя из их размера, назначения и величины испытываемых нагрузок.
Такой разный вес бетона в 1 м3: таблица для расчёта массы раствора и готовых конструкций
В процессе расчёта несущей способности конструкций, либо непосредственно на стройплощадке бывает острая необходимость узнать вес 1м3 железобетона например, демонтированных конструкций.
В общем случае для среднеармированного тяжелого бетона определяют объем изделия в м3, умножают на плотность 2,5 т/м3, и получают значение в тоннах. Так выглядит упрощенный расчет веса бетона. Но это не универсальная формула, т. к. разновидностей данного строительного материала существует большое количество. Вот о них и поговорим.
Что такое объемная масса и где ее взять
Вес 1 м3 вещества без пустот называют его истинной плотностью.
Там можно найти характеристики:
Единица измерения у всех одинакова — это т/м3 либо кг/м3. Конечно, вдаваясь в тонкости и относительности — они не равны между собой. Но, если речь не идёт о строительстве в космосе, то чтобы узнать, сколько весит 1 м3 бетона, можно пользоваться любой из этих величин.
Тем более — для грубых подсчетов на стройплощадке, или укрупненного сбора веса для смет или грузоперевозок.
На заметку: если указано безразмерное значение, например, как в паспорте к ЖБИ, то нужно смотреть на количество знаков. То есть, если это 3-х или 4-значное число (500, или 2400 как на картинке выше) — единица измерения будет кг/м3. Если значение маленькое и дробное (0,5 или 2,4) — оно указано в т/м3.
Вес по видам бетона
В зависимости от плотности выделяют виды:
Фундаменты обычно закладывают из тяжелого армированного бетона, а для стен всё чаще применяют газобетон, керамзитобетон и прочие, относящиеся к ячеистым и другим видам. Строительство атомных электростанций, бункеров для хранения ядерных отходов ведут из особо тяжелых бетонов. А особо легкие — используют для теплоизоляции. Объемный вес для каждого вида будет сильно отличаться.
На заметку: Иногда требуется узнать, сколько весит литр бетона. Всё просто: нужно перевести литры в кубометры, и умножить на справочное значение объемной массы. 1л равен 0,001м3. Аналогично подсчитывается и сколько весит ведро бетона 10 литров. Соответственно 10л — это 0,01 м3
В зависимости от марки и вида, вес кубометра можно определить по таблице:
Калькулятор объема бетона
В литературе можно встретить данные по удельному весу, в зависимости от его вида и заполнителя:
Марка и класс бетона, в чем разница?
Марка бетона означает предел прочности на сжатие в кгс/см², и является основным показателем его крепости. Класс чаще используют профессиональные строители.
Показатели марка и класс схожие. Однако в последнем используется прочность с гарантированной обеспеченностью, а в марках — среднее значение прочности. Вес тонны бетона равен 1000 кг.
На заметку: класс В25 означает, что материал в 95% случаев выдержит давление в 25МПа. Что приблизительно соответствует марке М350. Вес 1 м3 бетона В25 равен 2502 кг.
Еще один способ как рассчитать вес бетона — использовать калькулятор веса бетона на нашем сайте. Он поможет быстро определить, сколько потребуется бетона для стяжки, строительства дома, гаража или дачи. Или понять, сколько весит тонна бетона.
Особенности применения и монтажа
Выбор и установка многопустотных плит ПК выполняют обязательно только в строгом соответствии проекту. По нему разрабатывается технологическая карта (ТК) производства работ, в которой обозначается состав бригады, план и схема установки конструкций, необходимые материалы и оборудование.
Обязательные условия монтажа плит ПК:
- Размер опирания ПК на несущие элементы выбирается по материалу стен: железобетон от 80 до 150 мм; кирпич от 80 мм до 160 мм; легкие бетонные блоки от 100 до 160 мм; железные конструкции — 70 мм.
Не допускается при любых разновидностях стен увеличивать длину опирания свыше 200 мм, поскольку плита станет работать, как защемленная балка, и нагрузки себя будут вести не так, как расчетные. - Не допускается закрывать 1-ой плитой одновременно три стенки. Поскольку в ней будут возникать напряжения, которые не учтены расчетами и выбранным армокаркасом, из-за чего плита вероятно просто треснет.
- Пустоты заделывают бетоном на глубину опирания плит, чтобы усилить эту зону от дополнительных напряжений вызванных вновь образованными нагрузками от защемления, кроме того это также защитить конструкцию от попадания в нее воды.
Расчет состава бетона
Легкие бетоны
Такой стройматериал обладает очень пористой структурой, или в нем используют ячеистые наполнители. В состав легких бетонов может входить порядка 600 кг песка на 1 м3. Его используют чаще всего в виде готовых блоков. Вес 1 м3 легкого бетона до 1800 кг.
Таблица веса бетона в зависимости от технических характеристик и назначения приведена ниже.
На заметку: применение легких бетонов в строительстве выгодно. Они позволяют повысить акустические и теплотехнические характеристики, снизить стоимость строительства и уменьшить массу постройки.
Тяжелые бетоны
Это обычные армированные стальными прутьями бетоны с наполнителями из щебня и песка. Тяжелые бетоны используют для всех видов строительства, в том числе транспортного и гидротехнического, устройства дорожных и аэродромных покрытий и оснований. Вес кубометра тяжелого бетона может быть от 1800 до 2500 кг, а особо тяжелого до 3000 кг.
На заметку: в опорных участках конструкций и на стыках — обычно высокий процент армирования (до 10%). Соответственно, вес конструкции в этом месте больше. Ведь металл — тяжелее камня. В свою очередь, промежуточные участки будут иметь средний процент армирования (3-5%). Малый (порядка 1%) — на ненагруженных областях.
Таблица: вес тяжелого бетона:
Название | Неармированный или слабоармированный | Среднеармированный | Сильноармированный |
Объемный вес, т/м3 | 2,4 | 2,5 | 2,6 |
Данный стройматериал чаще всего используется для сооружения различных основных железобетонных конструкций.
Бутобетон
Это монолитный бетон, в котором в качестве заполнителя используют бутовый камень — не менее 40%.
Его можно использовать для возведения заборов и различных ограждений.
На заметку: в бутобетоне не получится произвести армирование из-за формы камня, но можно делать армирующие пояса. При этом следует устроить защитный бетонный слой не менее 3 см до арматуры.
Главные преимущества такого фундамента:
Чтобы определить вес бутобетона, можно воспользоваться таблицей:
Материал фундамента | Удельный вес, кг/м3 |
Бутовый камень | 1600-1800 |
Бутобетон, кирпич | 1880-2200 |
Железобетон | 2200-2500 |
Сухой бетон
В случае, когда место для хранения составляющих бетона и проезд спецтехники к стройплощадке организовать сложно, а объем работ предполагается небольшой — целесообразнее использовать готовые сухие бетонные смеси. Из них легко сделать раствор, просто добавив определенное количество воды согласно инструкции.
Вес бетона В15 равен 2432 кг. На заметку: применение готового раствора из сухой смеси ничем не отличается от обычного бетона. Он может использоваться как для отлива изделий, так и в качестве монолитного бетона.
Преимущества сухого бетона:
Расход составляет 90 —100 кг на 1 м2 при толщине слоя 50 мм. В их состав входит портландцемент с высокой маркой прочности (мин. М400), заполнители, различные добавки. К каждому виду бетонной смеси производителем разрабатывается инструкция по применению. Подробнее узнаете, посмотрев видео в этой статье.
На заметку: вес сухого бетона определяется его составом, обычно он указан на упаковке. На рынке представлен большой ассортимент в зависимости от производителей. Все они расфасованы в различной таре, например в мешках. Вес бадьи с бетоном должен быть указан на упаковке в зависимости от марки и наполнителей.
Сухая бетонная смесь подходит для индивидуального строительства и ремонта. Она не требует сложных условий транспортировки, хранения и применения и обладает всеми полезными качествами готового продукта, не уступает ему ни в прочности, ни в надежности.
Требования к изделиям в зависимости от места применения
Расчетчик, зная вес панели, сможет укомплектовать нагрузки, чтобы определить несущую способность стен и фундаментов.
Пустотные перекрытия предназначены разделять внутреннее пространство на этажи, в строящемся здании. Эти элементы используют, чтобы установить на фундамент и отделить погреб в частном доме от комнат, расположенных сверху.
В этом случае ЖБИ будет служить полом, который покроют доской или ламинатом. Монтаж конструкции на последнем этаже перед чердаком, образует потолок. В каждом случае минимальный вес перекрытия обеспечит снижение нагрузки на точки опирания.
Требования к весу перекрытия на фундамент варьируется между 500 кг и 1.7 тоннами, зависит от типа основания, при этом:
- толщина изделия не меньше 22 см;
- диаметр круглых отверстий может колебаться в пределах 140-203 (мм);
- модификации заливают тяжелым бетоном.
Вес чердачных и межэтажных перекрытий не отличается между собой, к ним предъявляются одинаковые требования, они должны быть легкими, но прочными. При этом, подобные конструкции несмотря на сквозные проемы, выпускают весом от 0.9 до 6.0 тонн.
Расчет допустимых усилий на несущие стены, перегородки, выполняют с учетом веса ЖБИ. В каком бы месте ни происходила установка, поверхность должна оставаться ровной, не прогибаться под массой установленных предметов.
Сколько весит железобетон
Это строения или отдельные готовые изделия, выполненные из бетона с рабочей и конструктивной арматурой (армированные). Имеют высокую огнестойкость и устойчивость к негативному влиянию отрицательных температур. В них расчетные усилия от всех воздействий должны быть восприняты бетоном и рабочей арматурой (п.3.8 СП 63.13330.2012).
По типу изготовления конструкции различают:
Сборные конструкции
Их изготавливают из заранее подготовленных элементов (железобетонных изделий), монтаж которых производится на стройплощадке согласно проекту. К сборным ЖБИ относятся фундаментные блоки, сваи, различные плиты, ригели. Чтобы узнать вес железобетонных конструкций, нужно обратиться к документации на конкретное изделие.
На заметку: все ЖБИ, изготавливаемые на заводе, подлежат маркировке.
Монолитные железобетонные конструкции
Особенность данного типа производства работ заключается в том, что конструкции изготавливаются непосредственно на месте строительства путем укладки смеси в опалубку. Это позволяет возвести здание или сооружение сложной формы и нестандартных планировочных решений в кратчайшие сроки.
Процесс создания монолитных конструкций включает в себя применение арматуры, которая служит для равномерного распределения напряжений и деформаций.
В зависимости от формы и назначения конструкции, марки бетона, а также от выбранной схемы армирования, вес монолитного железобетона будет отличаться. Имеет значение количество прутьев и их сечение.
Количество арматуры в теле железобетона принято брать справочно. Её вес определяется по таблице:
Как же рассчитать вес бетона? Рассмотрим на примере ленточного фундамента из монолитного железобетона марки М350, армированного стержнями диаметром 12 мм.
Объем, занимаемый арматурой в кубометре железобетона, рассчитывается по формуле:
π·r 2 ·L = 3,14·(0,006) 2 ·16 = 0,0018 м3, где:
Данные берем из таблицы, представленной выше.
Получается, бетон занимает 0,9982 м3.
Таким образом, получаем вес м3 железобетона: 14,13+2497,50=2511,63 кг.
Пример: необходимо рассчитать вес бетонной стяжки толщиной 5 см классом В20. Из таблицы, размещенной ранее, определяем, что удельный вес 1 м3 бетона В20 — 2348 кг/ м3. Площадь комнаты 15 м2. Получаем вес 15*0,05*2348 = 1761 кг — вес бетонной плиты для данной комнаты.
Сборно-монолитные конструкции
Они состоят из сборных железобетонных изделий и монолитного бетона, который связывает всю конструкцию воедино. Главную роль в этой технологии играет качество сцепления сборных элементов с монолитными. Такие конструкции сочетают в себе достоинства сборного и монолитного строительства.
Вес в данном случае будет зависеть от составляющих сборно-монолитной конструкции.
Поэтому, чтобы его определить необходимо:
На заметку: технология возведения сборно-монолитных построек допускает применение блоков и плит из различных видов бетона, в зависимости от назначения. Монолитные участки выполняют из бетона не ниже М100 с мелкозернистым наполнителем. Вес 1 м3 бетона М 100 составляет 2494 кг, а вес бетона В20 1 м3 — 2348 кг.
Маркировка
Плитами перекрытия называют горизонтальные конструктивные элементы здания прямоугольной формы, которые делят пространство на этажи. Помимо несущей функции, такие плиты являются частью «скелета» сооружения, отвечая за жесткость всего здания. В их основе лежит бетон, поэтому они обладают рядом преимуществ: прочностью, долговечностью, огнестойкостью, стойкостью к атмосферным воздействиям. К минусам можно отнести: относительно высокую массу, наличие собственных напряжений, высокую тепло- и звукопроводность.
С целью упрощения проектирования и строительства габариты перекрытий привели к определенному стандарту. Теперь застройщику не нужно знать все тонкости технологии производства, достаточно уметь расшифровывать маркировку. Под маркировкой понимается зашифрованная информация о размерах, основных прочностных и конструктивных показателях.
Она выполняется согласно ГОСТ 23009 и подразделяется на 3 группы, которые разделяются дефисом. Первая группа включает данные о типе панели, во второй геометрические характеристики (длина/ширина). В третьей группе указываются прочностные показатели, класс стальной арматуры и вид бетона. Разберем расшифровку ПК-48.12-8Ат-V-т, где:
- ПК – панель пустотная;
- 48 – длина 48 дм (4,8 м);
- 12 – ширина 12 дм (1,2 м);
- 8 – под равномерно распределенную нагрузку 800 кг на м2;
- Ат-V – напрягаемая арматура (класс Ат-V);
- т – вид бетона тяжелый.
Высота элемента 220 мм не указывается, так как она является стандартной для данного типа изделия. В зависимости от способа производства плиты подразделяют на:
- сборные (заводские);
- монолитные.
Вторые изготавливаются непосредственно на строительной площадке.
Процесс состоит из сборки опалубки, монтажа арматурных стержней и сеток, укладки бетона и демонтажа опалубки. Исходя из конструктивного решения, железобетонные плиты могут быть такими.
- Сплошные (полнотелые). Панель плоская, обладающая высокой прочностью, низкой звуко- и теплоизоляцией. Достаточно просты в изготовлении, но более материалоемки. Обладают внушительным весом (600-1500 кг) при небольших размерах. Чаще всего используются как межэтажные перекрытия высотных сооружений.
- Ребристые (П-образные панели). Их отличительная черта заключается в чередовании утолщенных и более тонких элементов, за счет чего достигается необходимая устойчивость на изгиб. Чаще используются при возведении промышленных сооружений, так как в жилищном строительстве такая конфигурация плохо поддается отделке. (Р2)
- Пустотные. Являются самым распространенным типом бетонных изделий. Они представляют собой параллелепипед с цилиндрическими пустотами, благодаря которым плита хорошо работает на изгибающий момент, выдерживает большие нагрузки, позволяет перекрывать большие пролеты (до 12 метров), облегчает прокладку коммуникаций.
- ПК – самый востребованный тип ж/б перекрытия, внутри имеются отверстия диаметром 140 мм и 159 мм, толщина изделия 220 мм.
- ПНО – модернизированная модель, имеющая меньшую толщину в 160 мм. Она выдерживает большие нагрузки за счет более толстых стержней арматуры. Легче обычных многопустотных моделей, поэтому этот вариант более экономичен.
- ППС (пенополистирольные, БП) – панели стендовые, нового поколения, изготавливаются методом безопалубочного формования, что позволяет использовать застройщику свои размеры. Минусом же здесь является высокая стоимость.
Как вычислить вес бетонной плиты
Поделиться Твитнуть Pin Отпр. по эл. почте SMS
Плотность бетона в этом расчете = 2400 кг/м3
Если необходимо выполнить перевод м3 в кг для любого материала с любой плотностью, то смотрите универсальный калькулятор для перевода м3 в кг.
Плотность бетона имеет свойство меняться в зависимости от температуры и давления среды. Точные данные по плотности смотрите в справочниках.
Взаимосвязь объема и массы определяется простой математической формулой:
V – объем; m – масса; p – плотность.
Быстро решить эту простейшую математическую операцию можно с помощью нашей онлайн программы. Для этого необходимо в соответствующее поле ввести исходное значение и нажать кнопку.
На этой странице представлен самый простой онлайн переводчик единиц измерения кубических метров бетона в кг. С помощью этого калькулятора вы в один клик сможете перевести кг бетона в м3 и обратно.
Бетон — неотъемлемая часть ремонта или строительства. Он имеет высокие показателями прочности, легок в использовании и обеспечивает зданиям долговечность и надежность. Одна из главных технических характеристик — масса бетона в одном кубе. Ее значение дает возможность оценить состав, физические и механические свойства материала. Эта величина непостоянна, потому что в зависимости от специфики работ, бетон подразделяется на несколько видов, которые различны по соотношению компонентов, структуре, а главное — по удельному весу. Перед началом строительства нужно произвести тщательный расчет материалов, а еще часто встает вопрос, сколько в кубе бетона килограмм?
Разделение бетона по удельному весу.
Классификация бетона включает 4 группы с диапазоном веса 1 м 3 смеси:
1. Особо легкие – до 500 кг.
Также их называют ячеистые бетоны, в составе у них отсутствуют крупные наполнители. Состоит такой раствор из песка и бетона, туда же добавляется пенообразователь. Внутри раствора происходит образование воздушных пор (объем которых составляет 85%). Легкие бетоны обладают очень низким удельным весом: менее 500 кг. Наиболее часто эта группа применяется при производстве блоков и плит, которые в конструкциях выполняют функции утеплителей. Онлайн расчет состава цементного раствора.
2. Легкие – 500-1800 кг.
Для этого вида бетона в качестве наполнителей применяются различные пористые материалы: вспененный перлит, керамзит, отходы разных производств, вермикулит. Вес бетона снижается за счет пористости материала, поэтому его называют легким.
Вес 1 м 3 у этого вида колеблется от 500 до 1800 кг. Песок используется не во всех видах легких бетонов, но если он должен быть в наличии по рецетуре, тогда в 1 м 3 его масса составляет около 600 кг. Растворы из легкого бетона используются при заливке ограждений, стяжек, блочных изделий.
3. Тяжелые – 1800—2500 кг.
Эта группа бетонных растворов содержит в составе тяжелые и крупные наполнители (крупнозернистый песок, гравий, щебень). Вес 1 м 3 составляет от 1800 до 2500 кг. По рецептуре тяжелых бетонов видно, что именно наполнители занимают основной объем смеси.
Стандартная рецептура состоит из: щебень или гравий – 1200—1300 кг, песок – 600–700 кг, цемент – 250–450 кг, объем воды – 150– 200 л.
Данный вид бетонов считается классическим (традиционным), их широко применяют при различных строительных работах, например, заливают стяжки, несущие конструкции, ограждения.
4. Особо тяжелые – 2500—3000 кг.
Этот вид бетонов не применяют при возведении частных домостроений, чаще всего их используют в атомных реакторах как защитное сооружение. Масса 1 м 3 в таком бетоне составляет от 2500 до 3000 кг. Основной объем у них занимают крупные заполнители.
Характеристики пустотных плит
Пустотные плитные изделия получили наиболее широкое распространение, имея широкий ассортимент моделей, выполненных в различных размерах и исполнениях. Не случайно данный вид продукции востребован не только для реализации частных проектов малоэтажной недвижимости, но и при возведении многоэтажных жилых зданий и промышленных объектов, а также теплотрасс.
Плиты имеют гладкую и ровную поверхность, которая позволяет минимизировать отделочные работы, сократить расходы на выравнивание полов и формирование стяжки. Конструкция изделий предусматривает формирование внутренних полостей, которые могут иметь как круглое, так и полукруглое или овальное сечение. При этом полости позволяют снизить вес строительных элементов, не снижая их механическую прочность, позволяя иметь ряд существенных преимуществ, среди которых:
- экономия материала на стадии производства;
- снижение себестоимости;
- простота монтажа;
- высокие характеристики в области шумоизоляции и теплосбережения.
Пустотные плитные элементы по технологии изготовления делятся безопалубочные, облегченные и опалубочные. Процесс производства изделий включает в себя несколько этапов по размещении. Внутри опалубки или формы арматурной решетке, заливке бетонного раствора и его уплотнению. При этом изделия с облегченной конструкцией имеют на треть меньшую массу.
Длина плит перекрытий многопустотного типа, выполненных по регламенту стандарта ГОСТ 9561, находится в пределах от 1,5 до 9 метров, ширина изменяется от 1 до 1,8 метра. При этом масса изделий в зависимости габаритов составляет от 500 до 4000 кг. Для плит ПК масса изменяется в пределах от 610 до 1830 кг.
Для плит ПБ масса изменяется от 1910 до 3190 кг
Плиты облегченного типа имеют вес от 550 до 1700 кг
Пустотные плиты являются наиболее удобными и приемлемыми для строительства жилых зданий. Обеспечивая набор высоких эксплуатационных характеристик в области огнестойкости, прочности, теплопроводности, звукопоглащения, изделия позволяют удобно использовать каналы для прокладки электропроводки, обеспечивая максимальную экономию на стадии монтажных и отделочных работ.
Изменение рецептуры бетонного раствора.
Чтобы изменить рецептуру раствора, необходимо увеличить количество вносимого цемента и уменьшить объем вносимых наполнителей. Рецептура раствора в этом случае может быть следующей:
Цемент М300 — 350 кг.
Благодаря большому снижению объема щебня уменьшится вес бетона, а плотность увеличится. Не существует стандартных рецептов, позволяющих менять марку цемента более низкой или более высокой. В домашних условиях очень тяжело подгонять меняющуюся рецептуру под новую. Намного проще это сделать в заводских условиях, где специальные лаборатории занимаются этим. Поэтому рекомендуется пользоваться классическими рецептурами, в которых используются требуемые компоненты.
Расчет веса бетонных плит
С необходимостью узнать вес бетонной плиты или любого другого железобетонного изделия сталкиваются все строительные компании на том или ином этапе строительства. Данный вопрос возникает при необходимости транспортировки бетонных плит, а также непосредственно в процессе возведения здания.
Бетонные плиты при внешних идентичных параметрах могут существенно отличаться по своему весу. На массу изделия влияют такие факторы, как технология изготовления, состав бетонной смеси, какие наполнители использовались производителем.
Особенности веса бетонных плит
Прежде всего, нужно отметить, что существует два значения веса железобетонной плиты – это ее удельный и объемный вес.
Удельный вес бетонной плиты. Говоря об удельном весе, в идеале подразумевают однокомпонентный материал, обладающий 100% плотностью, с полным отсутствием пор. Однако бетонные изделия создаются из нескольких компонентов, в том числе из различных наполнителей, придающих плите структурность и неоднородность. Поэтому расчет удельного веса в данном случае производится путем складывания между собой удельного веса отдельных ингредиентов смеси, включая воду, принимавшую участие в приготовлении бетона.
Объемный вес плиты. Чаще всего значение имеет именно объемный вес изделия, поскольку данный показатель отражает физические свойства бетонной плиты. Важность расчетных данных сложно переоценить. Так, чем меньше объемный вес бетонной плиты, тем меньше требуется энергозатрат для ее установки, и тем меньше расходы на ее транспортировку. В то же время, показатель не должен быть менее допустимого минимального значения, чтобы плита могла выполнять возложенные на нее несущие функции.
Как рассчитать вес бетонных плит
Бетонные плиты СПб вы можете заказать у нашей компании, выбрав тип изделия, подходящий по своим характеристикам вашему проекту.
Расчет веса изделия из бетона можно произвести самым простым способом, путем взвешивания образца, например, одного кубического метра. Однако в случае с готовой бетонной плитой этот вариант неактуален, поэтому узнать вес можно на основании данных о типе бетона и об использованном наполнителе.
Допустимые нагрузки пустотелой плиты перекрытия
Точный расчет допустимых статических нагрузок на плиту перекрытия сложен и является темой отдельной публикации. В рамках этой статьи будет приведен пример укрупненного расчета допускаемой нагрузки на пустотную плиту перекрытия. В качестве примера рассмотрим изделие 2ПК24.10-5А-VС-С6.
Исходные данные:
- Изделие, имеющее маркировку 2ПК25.15-5А-VС-С6, вес которого рассчитан выше. Данная плита перекрытия допускает статическую нагрузку величиной 500 кг/м2.
- Суммарная нагрузка от мебели, домочадцев и другого оборудования 50 кг/м2.
- Нагрузка от собственного веса плиты составляет: 1863/(2,5х1,5)=496 кг/м2.
- Суммарная нагрузка на плиту составляет 496+50=546 кг/м2.
Вывод. Плита перекрытия 2ПК24.10-5А-VС-С6 не соответствует реальной нагрузке. Следует использовать плиту перекрытия, обладающую большей допускаемой нагрузкой.
Важное замечание! На основании практики возведения зданий и сооружений, строители разработали очень простой расчет толщины плиты перекрытия зависящий от длины пролета. Формула расчета: расстояние межу опорами (стенами) /32.
Пример. Расстояние между опорами (стенами) составляет 6 метров. Следовательно, толщина плиты перекрытия должна соответствовать 6/32=180 мм, не менее.
Плотность и вес
Значение плотности бетонной части можно определить по упрощенной методике. Обычно при составлении смеси задается вес каждого ее компонента. Сложив эти показатели и исключив из суммы воду (она постепенно испаряется при застывании), получают искомую плотность. Для приблизительных расчетов пользуются справочными данными в зависимости от марки бетона для изготовления ЖБИ. Характеристики и сфера использования классического тяжелого бетона приведены в таблице.
Бетон, марка | Средняя плотность, кг/м3 | Применение |
М200 | 2390 | Стяжка пола, отмостки, тротуарные дорожки, ленточные фундаменты для небольших сооружений, лестницы, подпорные стены |
М250 | 2397 | Монолитный фундамент, отмостки, заборы, лестницы, ненагружаемые перекрытия |
М300 | 2407 | Монолитные фундаменты, стены, плиты перекрытий |
М350 | 2412 | Все виды фундаментов, плиты перекрытия, колонны, балки, ригели, бассейны, взлетные полосы |
М400 | 2420 | Мосты, гидротехнические сооружения (в частном строительстве не используется) |
На оказывает влияние и схема армирования. В это понятие входит диаметр армирующих стержней либо проволоки, а также расстояния между ними (шаг). Вес металлического каркаса в 1 м3 железобетонных изделий невелик: это видно из справочной таблицы:
Вид ЖБИ | Диаметр прутьев, мм | Шаг ячейки арматурной сетки, см | Суммарная длина прутьев, м/м3 | Общий вес стальных деталей*в кубометре железобетона, кг |
Отмостка здания, бетонное покрытие дорожек | 8 | 20 | 16 | 6,5 |
Плитный и ленточный фундамент, горизонтальные плиты, опорные балки | 12-16 | 18 | 16 | 14-25 |
Перекрытия, безопорные балки (консоли) | 16-18 | 13 | 49 | 77-97 |
Несущие и ненесущие стены, колонны | 14-18 | 13 | 48 | 59-97 |
*Удельный вес арматурной стали – 7850 кг/м3.
Зная показатели плотности бетонной и стальной части, нетрудно определить итоговую плотность железобетонной конструкции. Для примера приводится схема расчета для перекрытия, изготовленного из бетона М350 с усилением из прутьев диаметром 18 мм. Во второй таблице берется суммарная длина стальных стержней – 49 м.
1. Определяется объем арматуры в 1 м3 железобетона по формуле:
После подстановки получается: V а = (3,14*0,018 2 /4)*49 = 0,012 м3.
2. Вычисляется объем бетонного компонента, который содержит железобетон: V б = 1-V а = 1-0,012 = 0,088 м3.
3. Масса арматуры вычисляется как произведение ее объема на удельный вес стали: m а = 7850 * 0.012 = 94.2 кг.
4. Масса объемной доли бетона составляет: m б = 2412 * 0,988 = 2384 кг.
5. Суммируются масса арматуры и бетона: 94,2 + 2384 = 2476,2 кг.
Железобетон при заданных условиях имеет плотность 2476,2 кг.
Зная, сколько весит 1 м3 ЖБИ, определяют общую массу конструкции, разложив ее при необходимости на составные элементы. Подобные расчеты обязательно выполняют во время проектирования сооружения: считают весовую нагрузку, чтобы выяснить, выдержит ли ее фундамент.
Удельный вес и общую массу ЖБИ желательно посчитать при закупке материалов для строительных работ, чтобы включить расходы на их приобретение и доставку в общую калькуляцию. При разборке железобетонных конструкций, исходя из веса разбираемых частей здания, определяется объем работ по демонтажу и вывозу строительного мусора. Обычно расчет выполняют специалисты специальных сервисных компаний по результатам замеров. Посчитать приблизительный вес мусора самостоятельно не составит труда. Плотность железобетонных изделий условно принимают за 2500 кг/м3 и умножают на объем – произведение измеренных габаритов всех узлов. Итоговый тоннаж перемножается на тарифы за разборку, погрузку, транспортировку, утилизацию соответствующих изделий.
Плитами перекрытия называют горизонтальные конструкции, которые выполняют функцию междуэтажных или чердачных перегородок, установленных между кровлей и последним этажом дома. В современном строительстве обычно прибегают к установке бетонных перекрытий, при этом абсолютно не важно, сколько уровней у строения. В этой статье мы рассмотрим типы и размеры плит перекрытия, которые применяются на строительных объектах чаще всего. Данные изделия составляют основную долю продукции, которая выпускается на заводах ЖБИ.
Допустимый вес нагрузки
Вначале распределяют ЖБИ на чертеже комнаты, соблюдая правило, что плиты будут опираться на 2-х сторонах.
Следует учитывать нижнюю армировку изделий, чтобы не допустить локальных перегрузов стойками, колоннами. Важен для расчета материал, из которого возведены стены. Предстоит определить геометрическую длину изделия по расчетным показателям, равным расстоянию между стенами. Следующим шагом необходимо начать собирать предполагаемые нагрузки.
Для этого на плане нужно указать, какие силы тяжести будут действовать на каждое перекрытие:
- стяжка;
- изоляция;
- покрытие на пол;
- перегородка.
P = (a+b+c) : N, где:
- P – уровень допустимой нагрузки;
- a+b+c – весовые категории всех усилий на панель;
- N – сумма перекрытий между стенами в комнате.
Сложив вес составляющих, разделив на количество перекрытий, получается предельно допустимая нагрузка на каждую пустотелую плиту.
Нельзя на коробку здания устанавливать критически максимальный вес, который может разрушить сооружение, поэтому проводят расчет оптимального значения.
К примеру, размеры ПК по длине, ширине и толщине равны – 6300х1500х220 (мм) Весит изделие 810 кг, и предназначено покрыть площадь 10 м2: 810 : 10 = 81 (кг) – максимально можно загрузить 1 м2. Вес предмета, для которого определялась нагрузка, равен 600 кг на м2: 600 – 81 = 519 кг на 1 м2.
Следующий этап состоит из сбора всех деталей, которые предстоит загружать на этаж. Если примерно они весят 100 кг на м2: 519 – 100 = 419 на м2.
Хозяин должен знать сколько человек будет посещать комнату, какую мебель расставят, плюс вес отделки, итого еще 150 кг: 419 – 150 = 269 кг – оптимальная нагрузка на перекрытом панелями этаже. Дополнительно проектировщики рассчитывают уровень максимального изгибающего момента.
Инструкция по работе с калькулятором
Данный онлайн-калькулятор поможет вам рассчитать:
Шаг 1: Первое — задайте размеры фундаментной плиты — ее длину, ширину и высоту. Далее, заполните параметры для расчета арматуры и опалубки. При расчете арматуры необходимо указать размеры (длину и ширину) ячейки, из которых состоит один пласт (ряд) арматуры, и количество таких рядов (секций) в арматурном каркасе. А также диаметр арматурного стержня. Для опалубки укажите размеры заготовленных досок.
Шаг 2: При расчете бетона имейте ввиду, что количество цемента, требуемое для изготовления одного кубического метра бетона различное в каждом конкретном случае. Это зависит от марки цемента, желаемой марки получаемого бетона, размеров и пропорций наполнителей. Значения по умолчанию для пропорций и количества цемента, песка и щебня даны справочно, так, как обычно рекомендуют производители цемента. Вы можете изменить эти значения в соответствии с вашими требованиями.
Шаг 3: При расчете стоимости стройматериалов, обратите внимание, что стоимость песка и щебня в калькуляторе указывается за 1 тонну. В прайсах же поставщиков цена чаще всего объявляется за кубический метр. Так что пересчитывать цену за тонну песка и щебня вам придется самостоятельно или уточнять у продавцов. В любом случае, расчет все же поможет вам узнать ориентировочные расходы на строительные материалы для заливки фундамента.
При планировании, не забудьте еще про проволоку для вязки арматуры, гвозди или саморезы для опалубки, доставку строительных материалов, расходы на земляные и строительные работы.
Понятие о массе
Массу стандартных ЖБ панелей можно узнать в строительном справочнике или в СНиП. Производители передают на продажу ЖБ изделия с сопроводительными документами, где указаны основные параметры:
- марка плиты;
- длина;
- ширина;
- толщина;
- масса в кг/м2.
Пустотная плита после монтажа опирается на стены и удерживает собственную массу, при этом на площади не должно быть деформаций – провисаний с прогибами. Собственные килограммы служат нагрузкой для перекрытия, которое изделие испытывает совместно с влиянием статистических и динамических усилий.
Переменные силы образуются от людей, когда они перемещаются по этажам. Постоянные усилия на плиту создают:
- Изоляционные и отделочные материалы.
- Потолочное покрытие с напольной стяжкой.
- Меблировка с оборудованием и перегородками.
- Коммуникационные проводки, светильники.
Нагрузки, распределенные, сосредоточенные или точечные, вместе с собственным весом оказывают влияние на безопасную эксплуатацию. Эти параметры расчитывают, чтобы использовать в конкретном проекте, определенный вид пустотной плиты. Определяют показатель допустимой нагрузки, он не должен превышать несущую способность перекрытия.
Монолитные конструкции
Предыдущий и данный виды панелей имеют одинаковую сферу применения и устанавливаются там, где есть необходимость создать крепкую постройку, способную выдержать сверхнагрузки. Такая перегородка не содержит полостей и создается непосредственно на стройплощадке по имеющимся точным расчетам, поэтому она может принимать любую конфигурацию и размеры, ограниченные лишь площадью возводимого объекта.
В статье мы подробно описали, какие бывают виды панелей перекрытия, какими стандартными размерами они обладают и где применяются чаще всего, поэтому вы сможете выбрать необходимые изделия для предстоящего строительства и получите прочную долговечную конструкцию, способную прослужить вам не менее столетия.
Бетон — неотъемлемая часть ремонта или строительства. Он имеет высокие показателями прочности, легок в использовании и обеспечивает зданиям долговечность и надежность. Одна из главных технических характеристик — масса бетона в одном кубе. Ее значение дает возможность оценить состав, физические и механические свойства материала. Эта величина непостоянна, потому что в зависимости от специфики работ, бетон подразделяется на несколько видов, которые различны по соотношению компонентов, структуре, а главное — по удельному весу. Перед началом строительства нужно произвести тщательный расчет материалов, а еще часто встает вопрос, сколько в кубе бетона килограмм?
Последствия неправильного определения массы
Строители и инженеры при расчетах, когда устанавливают ЖБИ, учитывают паспортные данные изделия.
Производители точно указывают в технических характеристиках сведения о конструкции. Расчет нагрузок ведется с учетом условий и показаний, насколько по максимуму допускается загружать этаж.
Если берут плиты после демонтажа строений, перед их применением в других постройках нужно высчитать вес каждого предмета. Ошибки дорого обойдутся, здание может сложиться как карточный домик.
Перекрытие – это один из основных конструктивных элементов в строительстве. Плита, уложенная между проемами стен, служит регулятором для распределения сил действующих на опоры, разделяет межэтажное пространство и создает жесткость зданию.
Вес перекрытий позволяет сделать расчет всех конструктивных элементов будущего здания. А наличие пустот в перекрытии облегчает вес и снижает нагрузки на несущие стены, перегородки, на которые опирается плита.
От чего зависит вес кубического метра бетона
На этот вопрос никто не даст однозначного ответа, не задав прежде несколько уточняющих вопросов. Вес бетона — величина, которая зависит от сочетания таких показателей, как:
В зависимости от указанных выше факторов выделяют следующие виды бетона, отличающиеся друг от друга своим удельным весом, то есть массой кубического метра:
Особо легкие
Чаще всего это цементные растворы, заполненные мелкими пузырьками воздуха либо кусочками перлита, вермикулита и других легких минералов. Используют их как теплоизоляторы, при герметизации различных швов, стыков, для устранения трещин. Для изготовления несущих конструкций они непригодны. В этом случае вес куба бетона не превышает 500 кг.
Легкие, имеющие марку М 100 или 150
Заполнителями в них служат пористые материалы, например, туф, керамзит или ракушечник. Существуют виды строительных растворов, не содержащих в своем составе ни тяжелых, ни легких камней. Их малый вес объясняется наличием пор в самом цементном растворе. К ним относят пено- и газобетоны. Кубометр таких смесей может иметь массу от 500 до 1800 килограмм. Значительную долю в них занимает песок, которого в кубе готового раствора может быть до 600 кг. Используют такие бетонные смеси для изготовления стеновых блоков.
Тяжелые, марок М 200, 250, 300
Это классические бетоны, в которых в роли заполнителей выступают гравий или щебень. Их готовят, пользуясь пропорцией 1:2:4:0,5 или 1:3:5:0,5, где первая цифра — объемное содержание вяжущего компонента — цемента, а остальные — соответственно песок, щебень и вода.
Например, на приготовление кубометра такого бетонного раствора необходимо будет затратить от 250 до 400 кг цемента в зависимости от его марки, 600 — 700 кг песка, 1200 — 1300 кг гравия или щебня и залить эту смесь 170 — 200 литрами воды.
Каким бывает?
Пустотные плиты выпускают разные по технологии изготовления, отчего они получаются:
- Облегченными с толщиной 160 мм.
- Стандартными – 220 мм.
Проектировщики, когда создают проект здания, вес плит берут из сводных таблиц и нормативно-технических справочников. Масса изделия также находится в транспортной характеристике конкретного типа ЖБИ. Для самостоятельного определения веса пустотных плит необходим параметр удельной плотности бетона и размеры технологических отверстий.
Подобные расчеты понадобятся при покупке старых б/у плит, так как в новых вес указан в сопроводительной документации. При этом у классических ЖБ изделий, маркировка начинается с букв ПК.
ПБ – это более легкие пустотные плиты, но современного производства, без опалубочного. На заводах производят пустотные плиты по ГОСТу 26434-2015.
Плиты толщиной 220 мм, имеют вес, который зависит от их размеров по длине и ширине:
- 4 х 1.0(м) – 0.8 т;
- 7 х 1.2 (м) – 1.0 т;
- 3,0 х 2.4 (м) – 2.2 т.
Если рассматривать производство пустотных плит в соответствии со стандартами, в таблице указаны выборочно самые популярные изделия:
Марка плиты | Длина (м) | Ширина (м) | Вес (т) |
1ПК24.12 | 2.4 | 1.2 | 0.9 |
1ПК 27.18 | 2.7 | 1.8 | 1.4 |
1ПК 30.18 | 3.0 | 1.8 | 1.7 |
1ПК 30.30 | 3.0 | 3.0 | 2.8 |
1ПК 48.36 | 4.8 | 3.6 | 5.4 |
1ПК 51.12 | 5.1 | 1.2 | 1.9 |
1ПК 63.18 | 6.3 | 1.8 | 3.5 |
1ПК 66.18 | 6.6 | 1.8 | 3.7 |
1ПК 66.30 | 6.6 | 3.0 | 6.2 |
От веса, важной характеристики плиты перекрытия, зависит расчет распределительных нагрузок, доставка на стройплощадку, монтаж панели. А также выбор крана с достаточной грузоподъемностью.
Виды плит и их особенности
Перекрытие в сооружении служит для того, чтобы отделять друг от друга по горизонтали этажи, а также жилые помещения от чердаков и подвалов, закрывать доступ к коммуникациям. Помимо разделительной и ограждающей функции оно играет защитную роль, придавая конструкциям жесткость. Производство регламентируется ГОСТом 23009-78, который устанавливает и систему буквенно-цифровых обозначений. Указывают тип изделия, марку раствора, линейные параметры и дополнительные сведения. Вес в маркировку не входит, он в меньшей мере определяется видом бетона и в большей – габаритами.
Перекрытие этого типа имеет большой удельный вес, поскольку полости внутри него не предусмотрены. Стандартные чаще всего отливают из тяжелого бетона. Они будут гораздо массивнее при использовании высокой марки. На вес плит перекрытий влияют и линейные размеры. В зависимости от толщины делятся на два вида:
Облегченная 120-миллиметровая плита требует обустройства тепло- и звукоизоляции. После проведения соответствующих работ перекрытие будет весить несколько больше (суммируется масса изделия, утеплителя, шумоизолятора).
Согласно ГОСТ 19570-74, полнотелые панели для помещений допускается изготавливать из автоклавного ячеистого бетона (марка прочности 25-150, объемный вес – 800-1200 кг/м3) и использовать их при влажности не более 75 %. Длина – от 0,6 до 6,0 м, ширина – до 1,5 м при толщине 200 или 250 мм. Стандартное перекрытие этой группы марки П60.12-3,5Я (6х1,12х0,25 м из М35) весит 1,1 т.
Отдельный вид – доборные элементы, позволяющие собрать конструкции стандартного размера. Эти ЖБИ подбирают по длине, она равна соответствующему параметру обычной плиты (1,8-5 м). Ширина невелика, а вес составляет не более 1,5 т.
Благодаря специальным технологическим отверстиям, весовая нагрузка, которую оказывает пустотелая панель на фундамент и стены, оказывается менее существенной. В зависимости от числа и конфигурации ячеек бывают трех видов:
За счет отверстий уменьшается рабочая площадь сечения, объем и вес, снижается несущая способность. Среди преимуществ стоит отметить улучшенные тепло- и звукоизоляционные свойства. Изделие с внутренними камерами обычно используют, чтобы сформировать цокольное или межэтажное перекрытие. Вес пустотных плит длиной 6 м в зависимости от марки прочности бетона составляет 2,8-3 т. Чтобы усилить эффект теплоизоляции и не слишком увеличить вес, можно набить целлюлозой, минеральной ватой, пенопластом.
Представляют соединенные между собой балки, залитые бетоном. Имеют П-образное сечение, отличаются высокой несущей способностью и сопротивляемостью изгибающим напряжениям. На изгиб работают не только цельнолитые ребра, но и армирующие металлические элементы. Мощное железобетонное перекрытие подходит для чердаков, промышленных зданий, особенно для «горячих» цехов и химического производства. В жилых сооружениях их используют редко: в этом случае панель придется обязательно покрывать облицовкой, а это требует дополнительных затрат.
Вес плиты стандартного размера (3х6 м) может быть разным. Это зависит от материала, из которого она изготовлена:
4. Из полистиролбетона.
Облегченные типы, изготавливаемые прямо на строительной площадке из смеси вспененного полистирола, портландцемента и кварцевого песка. Перекрытие обеспечивает качественную теплоизоляцию и огнезащиту, поглощает шумы, имеет высокий индекс морозоустойчивости. На протяжении всего срока эксплуатации материал сохраняет свою структуру неизменной. По сравнению с ж/б менее выносливы, хотя при нормативных показателях прочности 400-500 кГс/см2 они вполне справляются со своими функциями.
Перекрытие с полимерной добавкой помогает решать проблему снижения нагрузки на несущие стены и фундамент. Куб армированного полистиролбетона весит примерно 1 т – это примерно в 2 раза меньше, чем удельная масса классических монолитных плит из тяжелого бетона (хотя несколько больше, чем пустотных). Панели с полистиролом пригодятся для реконструкции и капремонта зданий со слабым фундаментом.
Цена зависит от качественных показателей материалов, задействованных в производстве, отдаленности завода-изготовителя от строительного объекта. При покупке массивных изделий можно попытаться снизить расходы: узнать условия оптовых поставок, ознакомиться с акционными и бонусными программами. Чтобы сэкономить, покупают облегченные пустотные варианты. Цены на перекрытия в Московском регионе.
Вес бетона — величина, очень важная как при строительстве, так и при демонтаже бетонных зданий. От нее будут зависеть особенности конструкции фундамента и перекрытий дома. Этим же показателем пользуются, чтобы определить количество и грузоподъемность транспорта, необходимого для вывоза обломков, когда здание разрушают. Как же определить, сколько весит куб бетона?
Плиты дорожные
Плиты дорожные железобетонные — это элементы, входящие в комплекс функционально связанных искусственных инженерных сооружений, предназначенные для создания покрытия городских автомобильных дорог различной проходимости в целях обеспечения безопасного движения транспортных средств в течение длительного времени. В современном строительстве дорожные плиты применяются в устройстве городских дорог, трамвайных или железнодорожных путей, взлетных полос на аэродромах, дорог, по которым должен передвигаться транспорт большого тоннажа, а также в строительстве скоростных магистралей.
В можно заказать плиты дорожные, а так же проконсультироваться с нашими специалистами и подобрать требуемые конструкции жби. В нашем отделе продаж можно узнать заранее уточнить цену плит дорожных и рассчитать общую стоимость заказа. Купить дорожные плиты и проконсультироваться по общим вопросам закупки и доставки Вы можете позвонив по телефонам компании ГК БЛОК: Санкт-Петербург: (812) 309-22-09, Москва, Краснодар. Режим работы компании: Пн-Пт с 9-00 до 18-00. Компания ГК БЛОК осуществляет доставку железобетонных плит дорожных по всей России прямо до объекта заказчика или на строительную площадку, если позволяет инфраструктура.
Дорожное строительство ведет свою историю с самых древних времен. Так, самые первые дороги, состоящие из наложенных друг на друга перекладин из древесных пород ясеня, дуба и липы с дубовым настилом на них, появились еще в XXXIX веке до нашей эры на территории современной Британии и на востоке — в Месопотамии. Первые мощеные дороги, покрытые известняковыми плитами толщиной до 15 см, найдены на острове Крит и датируемы III тысячелетием до нашей эры. В то же время в древней Индии появляются первые дороги, мощенные кирпичом. Мощным толчком для развития дорожного строительства послужило появление вьючного и колесного транспорта: развитым государствам древнего мира, заинтересованным в исследовании и завоевании новых земель, освоении торговли, было необходимо осуществлять быстрые передвижения войск и торговых караванов. Постепенное совершенствование транспорта и начало технического прогресса в XVI—XVII веках нашей эры привели к необходимости улучшения дорожной сети. Появились экипажи с кузовом, подвешиваемым на ремнях, деревянных рессорах, а позднее — на стальных, для которых существующие дороги из крупных камней с неровным покрытием и отсутствием водоотвода были неудобны. К концу XVIII века для дорожного покрытия стали применять «пакеляж» — камни в форме усеченной пирамиды, которые устанавливались вплотную друг к другу основанием корпуса на песчаное и грунтовое основание. При пакеляже проезд повозок обеспечивал уплотнение основания. В конце XIX века, в связи с появлением автомобильного транспорта, ситуация в дорожном строительстве кардинально изменилась. В качестве твердого дорожного покрытия стал применяться асфальт — разогретый в котлах щебень из природных известняков или песчаников, который пропитывался битумом (твёрдые или смолоподобные продукты, представляющие собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных), а затем уплотнялся на каменном основании. На данный момент асфальтовые дороги являются самым популярным средством в дорожном строительстве. Но технический прогресс не стоит на месте. Новой вехой в развитии дорожного строительства стало применение железобетонных плит покрытия автодорог.
Первые дорожные покрытия, выполненные из ЖБИ, в качестве эксперимента были уложены 1909 году в Детройте, США. Задача эксперимента состояла в том, чтобы выявить, как бетон будет справляться с физическими и климатическими нагрузками. Прочный бетон показал отличные результаты, и на сегодняшний день в США на смену асфальтовым дорогам приходят бетонные покрытия. И это неудивительно, бетонные дороги имеют множество преимуществ по сравнению с асфальтовыми: у бетонных дорог срок службы составляет более 40 лет, в то время как асфальтированные дороги изнашиваются в течение 10 лет. При этом асфальту требуется частый ремонт (каждые три-четыре года). Несмотря на то, что укладка асфальта в финансовом плане дешевле, чем мощение бетонной дороги, а в практическом – быстрее (асфальт быстрее засыхает), в перспективе финансовых и временных затрат на техобслуживание и ремонт бетон становится более экономичным и целесообразным способом укладки дорожного полотна. К тому же, как показала практика, бетон более устойчив к физическим воздействиям извне, будь то масса проезжающего по дороге транспорта или проявления агрессивных атмосферных осадков (ливни, чрезвычайно низкие или высокие температуры воздуха). Стоит также заметить, что бетон экологичнее асфальта: при укладке асфальта происходит сильное загрязнение воздуха, а транспортные средства во время движения по бетонной дороге потребляют меньше топлива, так как бетон не деформируется под колесами тяжелой техники. В нашей стране, где преобладает непостоянный климат, очевидна актуальность введения дорожных покрытий из бетона вместо асфальтовых дорог.
Железобетонные плиты дорожные представляют собой монолитные или сборные плиты различных размеров и конфигурации. Плиты бывают прямоугольной, шестиугольной или трапециевидной формы. Рабочая поверхность плит, которая должна контактировать с колесами транспортных средств, имеет рифление. Рифление поверхности дорожной плиты получают путем применения поддона формы листовой рифленой стали по ГОСТ 8568-77 с ромбическим рифлением. Глубина рифа при этом должна быть не менее 1 мм, для аэродромных покрытий – не менее 1,2 мм. Рифленая поверхность дорожной плиты должна иметь четкий рисунок рифления без околов граней канавок. Шероховатость рабочей поверхности плит достигается за счет обработки поверхности капроновыми щетками или брезентовой лентой после уплотнения бетонной смеси.
По назначению железобетонные дорожные плиты делятся на:
- дорожные плиты для постоянного использования. Такие дорожные плиты изготавливаются из бетона с предварительно напряженной арматурой. Они являются универсальными, так как позволяют в минимальные сроки создавать дороги, подходящие для движения различных видов транспорта, включая тяжелую технику, и их можно использовать в тяжелых климатических условиях;
- дорожные плиты для временного использования. Изготавливаются без предварительного напряжения арматуры. Как правило, применяются, для временных автомобильных дорог строящихся и действующих промышленных предприятий;
- ранее использованные плиты дорожные. Одной из главных особенностей железобетонных дорожных плит является возможность использовать их неоднократно. Бетонное дорожное покрытие можно легко и быстро демонтировать, при этом оно сохраняет первоначальные технические характеристики и может быть применено снова. Ранее использованные плиты жби используют при обустройстве стройплощадок, временных дорог, военных городков. Очевидное преимущество в применении б/у плит – значительная экономия, как ресурсов, так и средств при возведения временных дорог.
По типу конфигурации железобетонные дорожные плиты бывают:
- П (1П, 2П, ПД) — прямоугольные дорожные плиты;
- ПБ — плиты прямоугольные с одним совмещенным бортом;
- ПББ — плиты прямоугольные с двумя совмещенными бортами;
- ПТ — плиты трапецеидальные;
- ПШ — плиты шестиугольные;
- ПШД — плиты шестиугольные осевые диагональные;
- ПШП — плиты шестиугольные осевые поперечные;
- ДПШ — диагональная половина шестиугольной плиты;
- ППШ — поперечная половина шестиугольной плиты;
- ПАГ — плиты аэродромные гладкие;
- ПДС – плиты для эксплуатации в районах с расчетной температурой воздуха ниже -40°С;
- ПДН — плиты для эксплуатации в местах со сложными грунто-гидрологическими и климатическими условиями;
- П — сборная плита;
- ПУ — сборная плита усиленная;
- ПЖ — плиты железнодорожные;
- ПЖУ — плиты железнодорожные усиленные.
- МП — монолитное покрытие цементобетонное;
- МПа — монолитное покрытие армобетонное.
Железобетонные плиты дорожные изготавливаются в соответствии с ГОСТ 21924.0-84 «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Технические условия». Дорожные плиты для аэродромных покрытий изготавливаются согласно с нормами, указанными в ГОСТ 25912-2015 «Плиты железобетонные предварительно напряженные для аэродромных покрытий. Технические условия». Технические условия для изготовления сборных дорожных плит указаны в сериях 3.503.1-91 «Дорожные одежды с покрытиями из сборных железобетонных плит для автомобильных дорог в сложных условиях» и 3.503.1-93 «Дорожные одежды с покрытиями из сборных железобетонных плит для временных автомобильных дорог промышленных предприятий». Монолитные и сборные дорожные и железнодорожные плиты для покрытия проездов и рабочих площадок портовых территорий изготавливаются по серии 3.504.1-20 «Покрытия проездов и рабочих площадок портовых территорий».
Плиты дорожные изготавливаются только из тяжелого бетона марок М400 — М800 средней плотности с ненапряженной или предварительно напряженной стальной арматурой. Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости принимают для плит, предназначенных для постоянных дорог в районах со среднемесячной расчетной температурой наиболее холодного месяца (согласно СНиП 2.01.01), соответственно: до -5°C — F 100 и W 2; ниже -5°C до -15°C — F 150 и W 4; ниже -15°C — F 200 и W 4. Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости для плит, предназначенных для временных дорог в районах со среднемесячной расчетной температурой наиболее холодного месяца: до -5°C — F 75 и W 2; ниже -5°C до -15°C — F 100 и W 2; ниже -15°C — F 150 и W 2.
Для увеличения срока службы в бетон дорожных плит добавляют наполнители из гранитного или известнякового щебня, а также пластифицирующие и воздухововлекающие (газообразующие) добавки.
В качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных дорожных плит следует применять стержневую термомеханически упрочненную арматурную сталь классов Ат-V, Ат-IV и Ат-IVC и горячекатаную классов А-V и Ат-IV.
В качестве ненапрягаемой арматуры должна применяться арматурная проволока класса Вр-I и стержневая арматурная сталь классов Ат-IIIC, А-III и А-I.
Для аэродромных покрытий (по ГОСТ 25912-2015) армирование дорожных плит производят следующим образом: в продольном направлении плиты дорожной устанавливается напрягаемая арматура, в поперечном – ненапрягаемая.
В качестве напрягаемой арматуры плит применяют стержневую арматурную сталь классов А800 и А600, арматурные канаты типов К7 и К7Т с временным сопротивлением не менее 1770 Н/мм². Напрягаемую арматуру следует применять в виде целых стержней или прядей без стыков.
Ненапрягаемая арматура должна быть из арматурной стали классов В500С, А500С, А400, А240 и арматурной проволоки класса Вр-1.
Согласно ГОСТ 21924.0-84 марка дорожной плиты состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных дефисом.
Первая группа содержит обозначение типа плиты дорожные, где:
- 1 – плита для постоянных дорог,
- 2 – плита для временных дорог;
- П — прямоугольная,
- ПБ — прямоугольная с одним совмещенным бортом,
- ПББ — прямоугольная с двумя совмещенными бортами,
- ПТ — трапецеидальная,
- ПШ — шестиугольная,
- ПШД — шестиугольная осевая диагональная,
- ПШП — шестиугольная осевая поперечная,
- ДПШ — диагональная половина шестиугольной плиты,
- ППШ — поперечная половина шестиугольной плиты.
Далее указывают номинальные размеры в дециметрах (с округлением значений до целого числа):
- для прямоугольных плит — длину и ширину;
- для трапецеидальных плит — длину;
- для шестиугольных плит — диагональ.
Во второй группе приводят значение нагрузки, на которую рассчитана плита.
Для предварительно напряженных плит во второй группе марки приводят также класс напрягаемой арматурной стали.
Марку плит, изготовляемых с пазами для беспетлевого монтажа или с отверстиями для цангового захвата (вместо монтажных петель), дополняют буквой Б.
В соответствии с ГОСТ 25912-2015 плиты дорожные обозначают марками, состоящими из буквенно-цифровых групп, разделенных дефисом.
Первая группа содержит сокращенное наименование плиты:
- ПАГ — плита аэродромная гладкая.
Во второй группе приводят толщину плиты в сантиметрах и характеристику напрягаемой арматуры.
В третьей:
- индекс «1» ставится в случае применения 10 напрягаемых стержней в плитах ПАГ;
- индекс не ставится в случае применения 12 напрягаемых стержней в плитах.
В четвертой группе приводят:
>цифровой индекс, обозначающий диаметр применяемых напрягаемых стержней (канатов), количество которых определяется конструкцией плит, например:
- индекс «-1» — в случае применения предварительно напрягаемой арматуры Ø12 мм;
- индекс «-2» — в случае применения предварительно напрягаемой арматуры Ø16 мм;
- индекс не приводят при применении предварительно напрягаемой арматуры Ø14 мм.
Обозначение марок серии 3.503.1-91 состоит из буквенно-цифровых групп, где:
- ПДН — плита дорожная напряженная, изготавливаемая в форме с откидными бортами;
- ПДНм — плита дорожная напряженная, изготавливаемая в матричной форме (со скосом бортов);
- Далее следуют цифры, обозначающие ширину и длину соответственно, округленные до целого числа, в метрах;
- А-V – класс напрягаемой арматуры — А-V.
Маркировка серии 3.503.1-93 состоит из буквенно-цифровых групп, где:
- ПД — плита дорожная;
- Для плит, предназначенных для эксплуатации в районах со средней температурой воздуха наиболее холодной пятидневки ниже -40°С, в маркировку включен буквенный индекс «С».
- Далее следуют числа, указывающие геометрические размеры плиты по длине и ширине в дециметрах;
- Через дефис после геометрических параметров указывается нагрузка на колесо в тс (тона-сила).
В соответствии с серией 3.504.1-20 плиты дорожные маркируются буквенно-числовыми значениями, где:
- П — плита сборная;
- ПУ — плита сборная усиленная;
- ПЖ — плита сборная железнодорожная;
- ПЖУ — плита сборная железнодорожная усиленная.
- МП — монолитное покрытие цементобетонное;
- МПа — монолитное покрытие армобетонное.
Числа после букв, разделенные точками, обозначают габариты плит (длину, ширину и толщину), указанные в дециметрах.
В соответствии с серией 3.503-17 плиты, армированные с учетом условия эксплуатации их при расчетных температурах не ниже -40°С должны иметь маркировку:
- плиты 150х175х18 см, при нагрузке на колесо 6 и 9,5 т — соответственно ПД 1-6 и ПД 1-9.5;
- плиты 150х300х18 см, при нагрузке на колесо 6 и 9,5 т — соответственно ПД 2-6 и ПД 2-9.5;
- плиты 150х300х22 см, при нагрузке на колесо 16 и 23 т — соответственно ПД 3-16 и ПД 3-23.
Буквенный индекс обозначает “плита дорожная”, первая цифра после индекса — типоразмер плиты, цифра после тире — нагрузка на колесо.
В марках плит, предназначенных для эксплуатации при расчетных температурах ниже -40°С, добавляется буквенный индекс С.
Требования к точности изготовления дорожных плит определяет ГОСТ 21924.0-84.
Значения предельных фактических отклонений от линейного размера дорожных плит не должны превышать (в скобках даны значения для временных дорог):
При длине и ширине плиты:
- до 2,5 м: ±6 (10) мм;
- от 2,5 до 4 м: ±8 (12) мм;
- от 4 м: ±10 (15) мм.
Отклонения от прямолинейности профиля верхней поверхности плиты в любом сечении на всей длине или ширине (в скобках даны значения для временных дорог):
При длине и ширине плиты:
- до 2,5 м — 4 (6) мм;
- от 2,5 до 4,0 м — 5 (8) мм;
- св. 4,0 м — 6 (10) мм;
Размеры раковин и местных наплывов на рабочей поверхности плиты дорожной не должны превышать:
- по диаметру или наибольшему размеру раковин — 15 мм;
- по глубине раковин и высоте местных наплывов — 10 мм.
Размеры раковин на нерабочей поверхности и боковых гранях плиты не должны превышать по диаметру или наибольшему размеру 20 мм.
Околы бетона ребра (при их суммарной длине на 1 м ребра до 100 мм) не должны превышать 10 мм по глубине, измеряемой по рабочей поверхности плиты, и 20 мм — по нерабочей поверхности плиты.На поверхностях плит допускаются поверхностные усадочные и технологические трещины шириной не более 0,1 мм и длиной не более 50 мм в количестве не более пяти на 1,5 м² поверхности плиты.
Приемку плит по показателям прочности бетона (классу по прочности на сжатие, отпускной и передаточной прочности), расположения арматуры и натяжения напрягаемой арматуры, соответствия арматурных изделий, прочности сварных соединений, толщины защитного слоя бетона до арматуры, точности геометрических параметров, качества поверхностей следует проводить по результатам приемосдаточных испытаний и контроля.
Приемку шестиугольных плит по показателям прочности бетона на растяжение при изгибе проводят по результатам приемосдаточных испытаний, а прямоугольных и трапецеидальных плит — по результатам периодических испытаний не реже одного раза в месяц.
Хранение и транспортирование плит должно производиться в рабочем (горизонтальном) положении. Плиты дорожные следует хранить на складах грузоотправителей и грузополучателей в штабелях, рассортированными по маркам и партиям. Высота штабеля должна быть не более 2,0 м. Нижний ряд плит в штабеле следует укладывать по плотному, тщательно выравненному основанию на подкладки, расположенные у мест подъема плит. Толщина подкладок должна быть при грунтовом основании не менее 100 мм, а при жестком основании — не менее 50 мм. При хранении в штабеле, а также при транспортировании дорожные плиты необходимо укладывать на поперечные прокладки толщиной не менее 25 мм, расположенные строго по вертикали одна над другой у мест подъема плит. При этом следует обеспечивать возможность захвата каждой плиты жби краном и свободный подъем ее для погрузки на транспортные средства и монтажа. Погрузка, транспортирование и разгрузка плит должны производиться с соблюдением мер, исключающих возможность повреждения плит.
Как рассчитать массу кубического метра бетона
Все приведенные выше параметры регламентированы стандартами СНиП №II-3, установленными еще в 1979 году. В данном документе указаны и более точные значения для бетонов с использованием конкретных заполнителей (все значения в кг/кубометр):
Определить массу кубометра готового бетона можно и исходя из его марки. Величины удельного веса бетона в кг/кубометр приведены ниже:
Таблица «Удельный вес бетонов (1м3) различных марок»
Если же вам нужны данные именно для вашего бетона, а не усредненные показатели, произвести расчеты можно самостоятельно. Для этого нужно знать содержание и марку каждого компонента смеси.