Ямочный ремонт дорог и асфальтированных территорий


Ямочный ремонт— процесс восстановления дорожного покрытия, подразумевающий точечные ремонтные работы. В зависимости от ситуации могут применяться разные методы, к примеру, нанесение пневмонабрызгом, струйно-инъекционный и другие.
  • Конструкция машин для ямочного ремонта
  • Машина БЦМ-24.5, технические характеристики и принцип действия
  • Преимущества использования машин
  • Заключение
  • Но во всех случаях принцип похожий — подготовка ямы, ее заполнение специальным составом и ожидание застывания (выравнивание). Для ускорения процесса применяются машины, позволяющие существенно оптимизировать рабочий процесс. Ниже остановимся на технологии и особенностях работы более подробно.

    Ямочный ремонт, в каких случаях к нему прибегают

    Потребность в ямочном ремонте дорог возникает при износе покрытия и появления на нем разного рода дефектов. Причиной повреждения может быть некачественный асфальт, низкий уровень ответственности подрядчика, тяжелые условия эксплуатации и иные факторы. Наиболее разрушительное воздействие на асфальт оказывает тяжелый транспорт, который быстро разбивает имеющиеся дефекты.

    Во избежание таких проблем на дорогах устанавливаются знаки, которые ограничивают массу автомобилем. Но они не всегда работают. Правила соблюдают далеко не все компании, ведь главной задачей является получение прибыли.

    По этой причине тоннаж почти всегда превышен, а маршруты прокладываются по наиболее коротким участкам, которые и разбиваются больше всего. Еще одной причиной повреждения является низкое качество применяемых материалов и недостаточное уплотнение.

    Ямочный ремонт покрытия проводится на определенных участках с наибольшими дефектами. Цель выполнения работы в предотвращении дальнейшего разрушения дороги и продление ее срока службы. Популярность этого метода обусловлена следующими факторами:

    1. Сравнительно низкая стоимость работ.
    2. Доступность исходных материалов для ремонта.
    3. Наличие нескольких технологий восстановления.
    4. Возможность применения специальных машин, что ускоряет процесс ремонта.
    5. Проведение работ с привлечением минимального количества людей.
    6. Восстановление участка дороги после прокладки / ремонта подземных коммуникаций.

    Благодаря ямочному ремонту, можно устранить локальные повреждения и избежать капитальных работ по восстановлению или полной замене дорожного покрытия.

    Процесс укладки

    Во время ямочного ремонта литым асфальтом не всегда обязательна подгрунтовка вырезанных ям. Сама технология заливки предельно проста. После доставки стройматериала необходимо проконтролировать её температуру. С помощью лотков выгрузить прямо в карту, затем выровнять вручную с использованием лопат и гладилок, дать затвердеть. Движение на участке возможно уже через час, а в холодный период года даже ранее.

    При выкладке учитывают повышенную пластичность материала, в результате чего выровненный слой приобретает четкий горизонтальный контур. Чтобы на поверхности не собиралась вода, до полного затвердения с гладилкой делают уклон.

    В отличие от ямочного ремонта холодным асфальтом, который может проводиться при любой наружной температуре, даже при небольшом минусе, жидкое вещество требует к себе более пристального внимания и специального оборудования, но при этом обеспечивает больший срок эксплуатации трассы. Оно служит для временного выравнивания маленьких ям или тротуаров. Для оживленных загруженных магистралей абсолютно непригодно из-за своей неспособности долго противостоять большим транспортным нагрузкам.

    Технологии ямочного ремонта

    В зависимости от ситуации, финансовых возможностей, состояния дороги и имеющегося оборудования выбирается технология ямочного ремонта.

    Важно

    При выполнении работ главная задача — устранить трещины и провалы на асфальтном покрытии, убрать имеющиеся ямы и неровности.

    Ниже рассмотрим основные методы восстановления, которые применяются после прокладки инженерных коммуникаций, окончании ресурса дорожного покрытия, точечного повреждения и наличия других проблем, затрудняющих эксплуатацию дороги.

    Ямочный ремонт пневмонабрызгом

    Один из наиболее удобных методов ямочного ремонта, позволяющая устранить имеющиеся повреждения на дороге с помощью специальных машин. Работа проводится в несколько этапов:

    • Продувка места повреждения под высоким давлением воздуха. На этом этапе яма полностью очищается от мусора и других видов загрязнений перед дальнейшей обработкой.
    • Распыление битумной эмульсии на стенки и днище.
    • Впрыскивание состава с каменной эмульсией.
    • Подготовка щебня и его смешивание с эмульсией с последующей подачей в углубление дорожного покрытия. Перемешивание происходит непосредственно в кавитаторе.

    Подача более мелкого щебня для отделки верхнего слоя отремонтированного покрытия. В результате на поверхности формируется шероховатый слой, отличающийся повышенной устойчивостью к механическим воздействиям.

    К плюсам этого метода стоит отнести высокую производительность, небольшую цену ремонта и возможность выполнения всего комплекса работ с помощью одной машины. В дополнительном уплотнении с помощью катка нет необходимости, и сразу после застывания можно ездить по дороге.

    Метод укладки литого асфальта

    Суть технологии ямочного ремонта подразумевает применение специальной смеси, нагретой до температуры 190-250 градусов Цельсия. При ее достижении материал достигает необходимого уровня текучести и представляет собой мастику. Вяжущие качества снижают или, наоборот, увеличивают способности минерального порошка. При таком способе эксплуатация дорожного покрытия доступна через 12 часов.

    Суть методики в том, что щебень диаметром 0,5-1 см засыпается в предварительно налитый в яму состав, после чего производится ручное выравнивание. При использовании материалов с высокой степенью вязкости такой вид разравнивания не подходит и применяются специальные машины.

    Доставка литого асфальта осуществляется с помощью специального транспорта — термос-миксера. В случае применения специального транспорта для укладки асфальта, материал из кохера направляется в бункер.

    К плюсам технологии стоит отнести применение литого бетона на неровных участках, на поверхности со сложной конфигурацией или на старом дорожном покрытии. При ямочном ремонте используются специальные термосы-миксеры, которые предназначены для подготовки и укладывания готового состава. При этом трамбовать обработанный участок не нужно.

    Что представляет собой жидкий (холодный, литой) асфальт

    Эта разновидность асфальтового покрытия создается путем загрузки в емкости компонентов с последующим их смешиванием и разогревом до +220℃. Уплотнение происходит само по себе после заливки на подготовленное полотно. Материал широко известен в странах Европы как наиболее прочный и качественный. В нашей стране он пока не получил особого распространения, поскольку дорог, его производство, перевозка и выкладка требует применения специальных технологий и оборудования.

    Если при создании обыкновенного асфальта важны пропорции применяемых компонентов, то при приготовлении жидкого основная роль отдается вяжущему компоненту, состоящему из битума и различных минеральных добавок, которые упрощают заливку и способствуют уплотнению по мере остывания.

    Машина БЦМ-24.5, технические характеристики и принцип действия

    К наиболее востребованной технике относится машина для ямочного ремонта БЦМ 24.5, представляющая собой комплект оборудования для устранения повреждений, восстановления дорог / тротуаров и иных объектов. Технические характеристики оборудования:

    • вес — 3,6 т;
    • размеры — 4.76х2.5х2,13 м;
    • колея — 2.19 м;
    • тип рамы — сварная;
    • тормозной механизм — барабанный, привод на пневматическом и гидравлическом принципе;
    • ручник — механический;
    • мотор — ММЗ Д-243, 4 цилиндра, дизель;
    • аккумулятор — 6СТ-77А, напряжение — 12 В, 77 А*ч;
    • емкость бака — 91 л;
    • производительность компрессора — 0.15 куб. м/мин;
    • емкость ресивера — 20 л.

    Отдельного внимания заслуживают основные системы транспорта по подаче:

    • Воздуха. Осуществляется с помощью воздуходувки с производительностью в 21.5 куб. м/минуту и предельной температурой в 82 градуса Цельсия. При этом создается рабочее давление в 0.08 МПа.
    • Материала. Процесс происходит с помощью эжекторной / гравитационной технологии с применениемэлектро-пневматического управления.
    • Битумной смеси. Подается под давлением 0.6 МПа из цистерны емкостью в 1000 л. Размер люка для загрузки составляет 40 см. Также предусмотрен нагревательный элемент на 3 кВт (2х1,5 кВт), работающие от напряжения 220 В. Температура контролируется и поддерживается на уровне 43-82 градусов Цельсия.

    Кроме того, в состав машины для ямочного ремонта дорог БЦМ 24.5 входят следующие элементы:

    • Выгрузочный шланг диаметром 9 см.
    • Система промывки с применением растворителя в виде дизтоплива. Бак для хранения этого материала имеет объем в 36 л. Сам материал подается насосом с производительностью в 11.36 литров/минуту.
    • Стрела. Имеет шарнирную конструкцию с тремя секциями и радиусом работы в 5,185 м.
    • Датчики. В машине предусмотрен контроль напряжения, давления масла, температуры горючего, загрязнения фильтрующего элемента и т. д.

    Также имеются системы промывки, подачи эмульсия и управления. Принцип действия стандартный:

    • Очистка ямы с помощью воздушной струи, которая подается под большим давлением и формируется компрессором.
    • Обработка ямы с помощью подготовленной битумной эмульсии. Осуществляется за счет давления, создаваемого дизельным компрессором.
    • Подача щебня в подготовленную выбоину. Выполняется с помощью воздуходувки, работающей от четырехцилиндрового мотора ММЗ с жидкостным охлаждением.
    • Нанесение верхнего слоя более мелкого щебня.
    Технические харакетеристикиЗначения
    Вес, т3,6
    Геометрические размеры (ДхШхВ), м4.76х2.5х2,13
    Колея, м2,19
    Тип рамысварная
    Тормозной механизмбарабанный
    Ручной тормозмеханический
    ДвигательММЗ Д-243, 4 цилиндра, дизель
    Аккумулятор, напряжение, В / емкость, Ахч6СТ-77А, 12 / 77
    Емкость бака, л91
    Емкость ресивера, л20
    Производительность воздуходувки, куб. м/мин21,5
    Емкость битумной цистерны, л1000
    Мощность нагревательного элемента, кВт3
    Температура битума, град43 — 82
    Радиус работы шарнирной стрелы, м5,185

    Емкость для хранения эмульсии имеет большой загрузочный люк, с помощью которого можно с легкостью загружать материал. Он позволяет подготовить свыше 15 тонн щебня, чего хватает для ведения ямочного ремонта в течение рабочей смены без дозаправки. Периодически проводится очистка системы подачи с помощью дизельного топлива.

    Температура эмульсии контролируется и поддерживается, благодаря встроенному обогревателю. Он питается от 220 В и обеспечивает нагрев до нужного уровня. Возможности машины БЦМ 24.5 позволяют использовать щебень разной фракции — от 0,5 до 1,3 см в зависимости от размера повреждения. Наличие большой 5-метровой стрелы позволяет выполнять ремонт больших площадей без необходимости перемещения транспорта.

    При этом контроль процесса находится под надзором оператора. Последний с помощью пульта регулирует подачу щебенки, очистку шлангов / сопел и т. д. Сам распылитель отличается большим ресурсом и обеспечивает равномерность распределения рабочего состава по поверхности.

    Какие нагрузки разрушают бетон

    Чтобы лучше понимать природу разрушений, вызванных эксплуатационными нагрузками, выделим основные их типы:

    • статические. Промышленное оборудование, груженые стеллажи на складах постоянно давят на эксплуатируемый пол. В результате статических нагрузок на нем появляются трещины;
    • динамические. Движение пешеходов и транспорта, ударные нагрузки ведут к образованию сколов и трещин;
    • абразивные. Трение провоцирует разрушение поверхности пола;
    • вибрационные. Как правило, вибрационные нагрузки исходят от токарного и слесарного оборудования, также грозящего развитием трещин;
    • химические. Применение едких чистящих средств и шоковых методов очистки, воздействие на основание агрессивных жидкостей приводит к нарушениям структуры и постепенному разрушению поверхностного слоя.

    Преимущества использования машин

    Применение транспорта для ямочного ремонта асфальтового покрытия имеет ряд неоспоримых преимуществ. К основным стоит отнести:

    • Выполнение ремонтных работ только в тех местах, где это действительно необходимо и без замены всего покрытия.
    • Возможность восстановления на большом участке без перемещения техники.
    • Безопасность ямочного ремонта для оператора, который находится вне области разбрызгивания рабочего состава.
    • Периодическая промывка рабочих элементов, что способствует повышению срока их службы.
    • Удобное управление процессом с пульта управления.
    • Возможность проведения работ даже на влажном покрытии.
    • Отсутствие необходимости применения катка.
    • Реальная экономия материалов и, соответственно, денег на выполнение точечного ремонта.
    • Возможность выполнения восстановительных работ без перекрытия движения.
    • Существенное продление срока службы асфальта.

    Как оценить состояние пола и нуждается ли он в ремонте

    Для оценки состояния бетонных полов используются два метода: визуальный осмотр и инструментальное обследование.

    Проблемы, обнаруженные в результате обследования, также можно разделить на две категории:

    • дефекты из-за ошибок, допущенных на стадии строительства (усадочные трещины, трещины, образовавшиеся в результате технологических и конструкционных ошибок, расслоения, проседание грунта, смещение бетонной плиты);
    • разрушения, возникшие в ходе эксплуатации (истирание, трещины, сколы, ямки, выбоины).

    Заделка сколов

    Ремонт сколов бетона выполняется по тому же принципу, что и заделка трещин. Предварительно участок скола нужно зачистить и затем наложить на него цементный раствор.

    Если откололся угол от конструкции, на одну из сторон можно наложить доску, которая позволит сформировать ровную поверхность. По сути, она будет выполнять роль опалубки. Как правило, таким способом осуществляется ремонт бетонной стены.

    Обратите внимание! Раствор должен располагаться выше уровня бетона, так как при высыхании он даст усадку.

    Если же скол разрушил защитный слой бетона и проглядывает арматура, то процесс восстановления поверхности немного сложней.

    Порядок действий в этом случае следующий:

    • Поврежденный участок надо углубить до ребра арматуры и зачистить края скола.
    • Затем следует зачистить саму арматуру и обработать антикоррозионным средством.
    • После этого на поверхность скола наносится адгезионный состав.
    • Далее скол заполняется раствором.

    Обратите внимание! Если выполняется ремонт бетонного покрытия на улице, то необходимо оградить заделанный участок от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

    Поврежденная поверхность бетона

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]