Ямочный ремонт важная услуга. Каждый день дороги переносят серьезную нагрузку и находятся под влиянием окружающей среды. Они начинают терять свои свойства и со временем разрушаются. Причиной всему этому является рост нагрузок от автомобилей на асфальтовое покрытие, который превышает норму. Появление трещин и ям является следствием неверной эксплуатации дороги.
На состояние дорог также влияет климатический фактор. Гидрологические особенности территории, а также расположение подземных, грунтовых вод. Каждый из этих нюансов по своему влияет на качество и долговечность дорожного полотна. Ямочный ремонт дорог в Москве может проходить без перекрытия движения автомобильного транспорта. Важность поддержания автодорог в отличном состоянии невозможно переоценить, ведь от этого зависит безопасность дорожного движения.
Востребованная услуга — ямочный ремонт в Москве
Ямочный ремонт является наиболее распространенным видом ремонта дорог, это одна из разновидностей ремонта автодорог посредством заделки ям и других дефектов с помощью асфальтобетонных смесей. Данный вид ремонта автомобильных дорог дает возможность устранить существенную часть повреждений на дороге, не превышающих 25 кв. метров. Выполняют его тогда, когда капитальный ремонт дорожного покрытия по каким-либо причинам невозможен. Именно за этот метод ремонта автолюбители зачастую ругают дорожных рабочих, считая его малоэффективным.
Одним из главных преимуществ ямочного ремонта является возможность устранения повреждений на дороге самой наименьшей площади. Нередко в этой ситуации используется такой способ, как укладка горячего варианта асфальтобетонной смеси. Качество подобного ремонта непосредственно зависит от соблюдения его технологии, которая, к слову, никак не отличается от той, что используется при дорожном строительстве. Состав смеси для ямочного ремонта подбирается под каждый участок индивидуально, что обеспечивает высокое качество и прочность.
Способы ямочного ремонта асфальта
Асфальт имеет очень широкую сферу применения. Им покрывают как автомагистрали с высоким трафиком, так и частные дворы. А значит, и методы ямочного ремонта есть разные: для каждой задачи – свой.
Они выбираются исходя из таких критериев:
- Погодные условия (температура воздуха, наличие осадков, влажность)
- Сложность и стоимость ремонтных работ
- Необходимость привлечения специализированной техники
- Качество и долговечность заплаты
- Возможность сразу открыть движение по ремонтируемому участку
Например, для ремонта федеральной трассы необходимо выбирать такие способы ремонта, которые обеспечат максимально надежный результат. Потому что заплата низкого качества просто не выдержит высоких нагрузок и быстро разрушится. А вот на придомовом участке, где нет постоянного потока машин, на первый план выходит денежный фактор.
Ремонтировать ямы можно:
- Щебнем
- Срезкой асфальта (асфальтовой крошкой)
- Методом рециклинга
- Холодным асфальтом
- Горячим асфальтом
- Литым асфальтом
- Струйно-инъекционным методом
Давайте остановимся на каждом из них немного подробнее.
Ремонт ям щебнем
В этом случае выбоина просто засыпается мелкой щебенкой, которая затем трамбуется. Главное преимущество такого метода – это низкая стоимость работ. Причем иногда щебень могут заменять еще более дешевыми материалами – например, боем кирпича или бетона.
У такого ремонта есть целый ряд недостатков:
- Зерна щебня не связаны между собой и легко выносятся из ямы колесами автомобилей
- В яме скапливается вода, которая при замерзании расширяется и давит на окружающее покрытие, разрушая его
- Щебеночная засыпка имеет неровную поверхность: по ней неудобно ездить и ходить
Этот способ сложно назвать полноценным ремонтом. Он никак не предотвращает дальнейшее разрушение асфальта. Щебень используется только как временная мера. Это, например, если погодные условия не позволяют качественно положить асфальт , а устранить яму надо срочно, чтобы не создавать опасность на дороге.
Ремонт ям срезкой асфальта (асфальтовой крошкой)
Срезка – это старое дорожное покрытие, снятое в ходе ремонтных работ и раздробленное на мелкие зерна. От обычного щебня она отличается тем, что уже содержит в себе все компоненты асфальтобетона: щебень, песок, битумное вяжущее и минеральный порошок. Но продается при этом материал по цене в 3-4 раза меньше, чем новая смесь с завода.
Метод ремонта похож на описанный выше: крошка засыпается в яму и трамбуется. Разница в том, что за счет наличия битума материал в жаркую погоду плавится и схватывается. Получается настоящая заплата. Но ее качество тоже оставляет желать лучшего. Ведь срезка асфальта – это материал вторичный, который не проходит проверок на качество. Ее часто получают из уже разрушенного асфальта.
Этот способ сгодится для ям на тротуарах, пешеходных и садовых дорожках, проездах и дорогах с низкой нагрузкой. Но на автомагистралях он не применяется совсем , а на обычных городских дорогах – только в качестве временной меры.
Метод рециклинга
В этом случае для заделки ямы тоже используется асфальтовая крошка. Ее получают методом холодного фрезерования – то есть срезанием покрытия без нагрева.
Затем материал загружают в портативную установку – рециклер. Это барабан для перемешивания, оснащенный горелкой. В нем старый асфальт топят и перемешивают до состояния однородной массы. При необходимости к нему добавляют битум, щебень или песок. На выходе получается смесь, по своим свойствам похожая на горячий асфальт.
Себестоимость ремонта получается очень низкой, а сама процедура – безотходной. Ведь для заделки ямы используется само старое покрытие с минимальными добавками нового материала.
Но для проведения таких работ требуется дорогое оборудование: фрезы, рециклеры. Так что этот способ используют только дорожные службы и строительные компании со своим парком техники.
Ремонт ям холодным асфальтом
Холодный асфальт – это готовая асфальтобетонная смесь (АБС), в состав которой входит мелкий щебень или песок и жидкое вяжущее: битумная эмульсия или обычный битум, разжиженный с использованием растворителей (керосина, бензина и других).
Холодный асфальт остается пластичным даже при низких температурах (до -5-10°C). Его можно укладывать поздней осенью и зимой, при высокой влажности и наличии осадков. А движение по отремонтированному участку можно открывать сразу , не дожидаясь полного высыхания и затвердевания заплаты.
Но качественные показатели у холодного асфальта очень скромные. Он имеет низкую прочность и высокое водонасыщение – то есть впитывает в себя много воды. При средней и высокой транспортной нагрузке он служит не больше 1-2 лет.
Зато такой материал хорошо подходит для латания небольших ям на тротуарах, площадках и во дворах, где нагрузки на покрытие небольшие.
Ремонт ям горячим асфальтом
Горячим асфальтом называют смесь щебня или песка с вязким битумом, которую укладывают при температуре не ниже 100°C. Это самый универсальный материал – он применяется как при строительстве, так и при ремонте дорог.
Заплаты из горячих АБС получаются прочными и долговечными. И по своим качественным характеристикам они максимально приближены к покрытию в целом. А значит, на стыках между старым и новым материалом не будут появляться слабые места.
Но при работе с горячим асфальтом нужно соблюдать ряд правил:
- Ремонт проводится при температуре воздуха не ниже -5°C, в сухую погоду
- Нельзя класть асфальт на грязное или мокрое основание
- Нельзя допускать охлаждения смеси до температуры ниже 90-100°C при укладке
- Нежелательно открывать движение легкового транспорта по участку раньше, чем через 8 часов после окончания ремонта (а для грузового транспорта срок и того больше – 1-2 дня)
Последний пункт обусловлен тем, что разогретый асфальт пластичен и может деформироваться колесами машин.
Ремонт горячим асфальтом востребован на дорогах, поскольку обеспечивает наилучший результат за сравнительно небольшие деньги. Но для частных территорий этот вариант не всегда подходит. Такой материал производят крупными партиями – от 1-2 тонн. Если площадь повреждений небольшая, то такие объемы вам не нужны. А отложить излишки про запас не получится – после охлаждения смесь становится бесполезной.
Ремонт ям литым асфальтом
Горячие и холодные АБС представляют собой сыпучие материалы. Но литой асфальт – это пластичная масса, которая по консистенции больше похожа на мастику. Это обеспечивается высоким содержанием битума и минерального порошка (до 30%) в ее составе.
За счет этого литая смесь легко укладывается и уплотняется под собственным весом, не требуя применения катков. А поскольку она разогревается до очень высоких температур (вплоть до 260°C), укладывать ее можно даже при минусовых температурах (до -10°C). Заплата из этого материала получается абсолютно водонепроницаемой, что тоже большой плюс.
Но из-за высокого расхода битума и минерального порошка литой асфальт стоит дорого. А для его производства и транспортировки нужно специальное оборудование. Поэтому сфера его применения ограничена. Такие смеси используют для ремонта автомагистралей и скоростных дорог, а также покрытий мостов и путепроводов. Но для частных работ их не берут.
Струйно-инъекционный метод
Этот метод активно применяется в США и странах Европы (там он называется spray patching), но в России он еще только набирает популярность.
Для заделки выбоин используются специальные машины – ремонтеры, оснащенные контейнерами и системой подачи материала через рукав. При помощи установки яму продувают воздухом и очищают. Затем ее заливают вяжущей эмульсией и засыпают щебнем, обработанным битумом. Поскольку материал подается под давлением, он сразу трамбуется и образует прочную заплату.
Основные преимущества такого метода – это эффективность и возможность проводить ремонт при температуре до -15°C , то есть почти круглый год. А поскольку вся работа осуществляется одной машиной, то для этого не нужно перекрывать движение по дороге.
Но есть у него и ограничения. Во-первых, таким образом можно латать только неглубокие ямы и выбоины. Во-вторых, он не подходит для дорог с высокими нагрузками: с интенсивностью движения свыше 1000 автомобилей в час или предназначенных для движения тяжелого грузового транспорта. А для ремонта отдельных ям на частной территории его использовать нецелесообразно.
Теперь вы имеете представление обо всех основных методах локального ремонта асфальта.
Стоимость ямочного ремонта за м2 в Москве и Московской области
Наименование работы | Толщ., см. | Ед. Изм. | Цена Руб. |
Ямочный ремонт — мелкозернистый асфальтобетон | 4-5 | м2 | 400 |
Ямочный ремонт — песчаный асфальтобетон | 4-5 | м2 | 460 |
Ямочный ремонт — крупнозернистый асфальтобетон | 4-5 | м2 | 500 |
Ямочный ремонт — щебеночно-мастичный асфальтобетон | 4-5 | м2 | 600 |
Чтобы ознакомиться с ценами на все услуги перейдите в раздел Цены на все услуги
Недорогой и быстрый способ заделки ям на дороге.
Весной, после схода снега, жители России сталкиваются со значительным количеством ям на подъездных дорогах к небольшим населённым пунктам и посёлкам, образовавшихся ввиду некачественного основания дороги либо из-за отсутствия правильного отвода воды от дорожного полотна. И многие задаются вопросами: «Как произвести ямочный ремонт дороги самим?» или «Как заделать дырки на дорогах своими силами?» Пока местные власти решат, что нужно сделать, не один десяток покрышек и колёсных дисков превратится в мусор.
Яма в асфальте.
Повреждение колес из-за ям на дорогах
обычная картина на наших дорогах
Очень часто на всей протяженности дороги подобных ям образуется всего лишь несколько, в самых проблемных местах. Доставка такого малого количества асфальта для ямочного ремонта не имеет никакого экономического смыла. Да и на заводе никто не станет отгружать такое количество асфальта. Заказ дорожной техники или оборудования — достаточно дорогостоящее мероприятие, как и обращение в специализированную дорожную компанию. Часто для нормального проезда по местным дорогам достаточно заделать всего 2-3 ямы.
Решение проблемы с ямами на дороге
Ввиду этого нами был разработан способ ямочного ремонта дорог, который был неоднократно нами опробован, является крайне эффективным и очень дешевым. Большим достоинством данного способа является доступность «оборудования». Совковая лопата, пара кирпичей и веник – это всё необходимое оборудование!))
Материалы тоже нехитрые: (из расчета на 1м2 ямы глубиной 10 см):
- Битумная мастика 1 ведро (20 литров) – можно купить на любом строительном рынке. Средняя стоимость 300-350 рублей;
- Мелкий известковый щебень фракции 5-20 или 20-40мм. или меньше в объеме 1 тачка;
- Песок ½ тачки.
Итак, перейдем к описанию данного способа заделки ям на дорогах:
- Сперва стоит очистить яму от воды, грязи и мусора – обычная метла вам в помощь!));
- После чего засыпать яму мелкофракционным известковым щебнем до уровня асфальтового полотна. Обращаю Ваше внимание, что лучше всего подойдет именно мелкий известковый щебень. Гравийный или гранитный щебень для данной процедуры не подходит! Также не стоит применять для этого дроблёный бетон, битый кирпич и прочее…
- После отсыпки щебнем, его стоит любыми подручными средствами утрамбовать. Например, можно раз 6-7 проехать по нему машиной;
Разогреваем битумную мастику
- После трамбовки необходимо соорудить из 2-х блоков или кирпичей подставку под металлическое ведро битумной мастики и под ведром соорудить костер;
- Мастику необходимо разогревать на костре, примерно 20-30 минут, периодически помешивая палкой. По истечении 20-30 минут мастика должна приобрести жидкую консистенцию;
- После нагрева мастики, её необходимо равномерно вылить на щебень, чтобы не было пустых мест. Особое внимание стоит уделить краям примыкания к старому асфальту — эти места стоит пролить особенно тщательно;
выливаем битумную мастику на щебень
выливаем битумную мастику на щебень
Выливаем битумную мастику на щебень, чтобы не было пустых мест
- Затем на получившуюся «черную» поверхность необходимо насыпать песок слоем в 2-3 см. Песок должен покрывать всю поверхность нашей бывшей ямы, чтобы мастики не было под ним видно. Это делается для того, чтобы проезжающие автомобили вмяли песок, смешанный с мастикой, в пустоты между фракциями щебня и заодно не пачкали колеса о горячую битумную мастику. Песок жалеть не стоит… всё лишнее очень быстро растащат машины и ветер.
Отсыпаем песок
- После отсыпки песком, по бывшей яме можно сразу смело начинать ездить на автомобилях. В этом нет ничего страшного, даже, наоборот, это способствует лучшему утрамбовыванию нашей заплатки. Песок под весом автомобилей смешивается с битумом и просачивается между щебнем, что способствует лучшему склеиванию заплатки. Данный пункт является крайне важным и именно его исполнение обеспечит целостность заплатки на долгие годы.
- На приведенном ниже фото Вы видите заплатку, сделанную вышеописанным способом, которой уже минуло 2 года. Обратите внимание, что заплатка стоит как камень. Асфальт вокруг нее уже давно подвергся растрескиванию, а заплатка стоит как новая. Так что данный метод в долгосрочной перспективе оказывается крайне действенным и дешевым. А самое главное, подобные работы может выполнить любой человек, даже не имея такого опыта.
Старая заплатка
Кстати, рекомендуем кроме ям также проливать горячей битумной мастикой с песком трещины в асфальте. Мастика их склеит и не даст воде попадать внутрь трещин. Так как именно попавшая в трещины вода, в результате изменения своего агрегатного состояния, разрушает дороги.
Если Вам необходима консультация по дорожному и сопутствующему строительству — обращайтесь к нам. Мы знаем всё о дорожном строительстве и о самых выгодных решениях в этой области. Работаем по Москве и Московской области. Подходим к решению поставленных задач с акцентом на понятие «цена-качество».
Подготовка участка при ямочном ремонте
Главный упущением недобросовестных работников, год из года восстанавливающих одни и те же места, является ремонт только верхнего слоя повреждённого участка, в то время как технология ямочного ремонта подразумевает возобновление и нижележащего слоя.
Для этого сначала следует отделить испорченный участок от неповреждённого покрытия. Вырубить нужный квадрат ровно возможно только с помощью дорожной фрезы. Лишь при использовании данного инструмента стенки квадрата останутся ровными и будут обладать равной глубиной. Более комфортными в этом плане считаются навесные фрезы, располагаемые на стреле мини-погрузчика или в заднем свесе. Уже после очищения дефектного сектора от крошек и пыли его днище и кромки обрабатываются разогретым битумом или жидкой битумной эмульсией, и только после этого заливается асфальтобетонная смесь.
Утрамбовка дорожного покрытия
На вооружении большинства коммунальных служб стоят массивные катки массой выше 8 тонн. Для того, чтобы делать ямочный ремонт асфальтированных дорог эта техника совершенно непригодна. Вы же не будете сносить стену, чтобы заменить форточку. Поэтому целесообразнее всего применять вибрационные плиты ручного типа. Эта практика используется только последние лет десять. Раньше для этих же целей брали вибрационные или тротуарные катки, что тоже было слишком “масштабно” для подобного типа работ. Особых навыков такая техника “топтания” не требует. Для ямочного ремонта обычно используют виброплиты массой до 150 кг. Качество их работы напрямую зависит от мощности двигателя. Чем он мощнее, тем быстрее и надежнее “ляжет” в яму заплатка.
Читать по теме: Образование колеи на дороге
После этого заплату обычно заливают сверху битумом. С одной стороны это считается пережитком прошлого, если заплата идеально подогнана под уровень остального дорожного покрытия, то и необходимости в таком выравнивании и очерчивании ее границ нет. Но при резком перепаде температур, если речь идет об использовании горячей асфальтобетонной смеси, старый асфальт может дать трещины через некоторое время. И здесь дело вовсе не в том, что “залили неправильно”, это обычный побочный эффект, реакция материала на изменение температуры. Битум, нанесенный поверх заплатки, поможет избежать образования таких трещин и продлит срок службы асфальта.
Совет: по результатам ямочного ремонта можно легко проверить на “вшивость” коммунальную службу. Если заплатки легли отлично, а вот остальное дорожное покрытие начало интенсивно разрушаться, то здесь наблюдается явное желание “сэкономить” на полном ремонте дороги. Соответственно и повреждено далеко не менее 12-15%, которые заявлены по ГОСТУ.
Рекомендации по применению
Перед использованием дорожной мастики необходимо определить класс повреждения покрытия. Сюда относятся трещины температурного, отражённого, стыкового и силового профиля. Кроме того, это может быть комплексная деструкция верхних слоёв асфальта. Для её устранения потребуется использовать карты с эмульсией, холодный асфальт или провести полную замену покрытия. В случаях, когда ширина трещины превышает глубину, рациональнее будет применить литую асфальтобетонную смесь, а не мастику.
При заливке трещин дорожной мастикой глубина камеры повреждения должна быть равной ширине. Перед заделкой необходимо обработать края на предмет сколов, выбоин, а также проверить на наличие бокового разрушения. Во время заливки рекомендуется проливать материал за пределы границы трещины. Таким образом обеспечивается дополнительная изоляция.
Технологический процесс ямочного ремонта
Подобный ремонт довольно простой и состоит из нескольких этапов: разметка участка, вырубка и чистка ямы, асфальтирование выбоин.
Подготовительные работы:
- Сначала размечают участки повреждения, для этого составляют схематическую карту для ремонта ям. Выделяют прямоугольными фигурами площади поврежденного участка дороги, где нужна замена асфальта.
- Затем производят вырубку и чистку размеченных прямоугольников на глубину до 15 см при помощи отбойных молотков и резчиков швов. В случаях, если повреждение обширное применяется техника, предназначенная для этих целей.
- После вырубки проверяется качество укладки покрытия, возможно, главная причина разрушения в некачественно уложенной основе или ее полном отсутствии. Когда основа есть, то просто досыпают щебень и утрамбовывают. В случае отсутствия «подушки» из щебня, выбоину вычищают от грязи и делают основу заново. Перед заделыванием выбоин их края обрабатывают битумом для лучшего скрепления старого слоя асфальта с новым. Если повреждена обширная площадь дороги вырубку и демонтаж производят при помощи экскаватора.