Сохранность любого автомобиля в гараже зависит от разных факторов. Наличие прочных стен, крепкой, не протекающей крыши и надежных ворот – только часть из них. Последним и, пожалуй, главным является надежный и твердый пол в гараже. От его типа, способа изоляции, примененных материалов и конструкции, зависит долговечность. Создать или отремонтировать пол в гараже можно и своими руками, как это видно на фотографиях.
Главные требования к полу в гаражном помещении
Создавая пол в гараже своими силами, необходимо знать характеристики и особенности того или иного типа пола, а также ориентироваться на конкретные требования, определяющиеся спецификой места или эксплуатации. К критериям выбора типа пола относятся:
- устойчивость к химическим продуктам (масла, бензин, растворители и т.д.);
- устойчивость к механическим нагрузкам;
- пожаробезопасность и влагоустойчивость;
- высокий уровень прочности поверхности;
- простота конструкции и её обустройства;
- срок службы (долговечность).
Виды полов
Наиболее всего перечисленным критериям отвечают следующие виды полов:
- керамическая плитка или керамогранит;
- бетонный пол;
- заливные полимерные полы.
Следует отметить, что довольно часто встречаются и деревянные полы. Однако их соответствие требованиям по надежности, пожароопасности, долговечности и прочности в качестве напольного основания в гараже приближается к нулю. По этой причине мы не будем рассматривать их.
Основные причины деформации бетонного основания
Главная причина образования трещин и других дефектов, конечно же, заключается в неравномерном распределении нагрузки и чрезмерном проникновении влаги внутрь напольного покрытия гаража. В связи с этим владельцы предпочитают использовать в качестве материала для заливки полов – бетон.
Он имеет низкую стоимость и простой способ заливки, что обуславливает легкость эксплуатации и малый размер затрат на восстановление.
Если владельцу важна эстетическая сторона вопроса, чтобы пол можно было показать на фото для продажи или просто похвастаться новым гаражом перед друзьями, то на строительном рынке имеется огромное количество различных облицовочных материалов и смесей.
Правда, существуют определенные факторы, влияющие на эксплуатационные характеристики пола.
Чтобы ремонт пола в гараже не потребовался, стоит избегать:
- проникновения влаги во внутреннюю структуру. Бетон при постоянном контакте с влажным грунтом может напитываться водой, разбухать и разрушаться;
- уровень покрытия может изменяться в зависимости от сезонного движения грунта и перепадов температуры. Это может привести к образованию трещин в бетонном основании;
- механическое давление на бетонный пол может привести к образованию сколов и выбоин. Стоит минимизировать ударное воздействие на поверхность, которого не избежать при проведении ремонтных работ в гараже.
Если провести осмотр бетонного основания своевременно и правильно, то можно самостоятельно избавиться от имеющихся проблем, а также обезопаситься от появления новых. Стандартная процедура устройства бетонного пола подразумевает, что на предварительно разровненную земляную основу будет насыпан слой крошеного гравия толщиной около 1 дециметра. Следующим слоем наносится песок с той же толщиной.
Далее производится укладка гидробарьера, для которого можно использовать рубероид и толстый полиэтилен. Теперь необходимо произвести монтаж армированной сетки и залить ее бетонным раствором. Поверх полученного бетонного основания рекомендуется уложить цементную стяжку с добавлением керамзита. Таким образом, владелец может и самостоятельно произвести устройство пола в гараже по грунту, естественно со строгим соблюдением инструкций и рекомендаций.
Необходимость в ремонте старого бетонного пола в гараже
Возможно вам покажется это нецелесообразным, но я хотел бы привести несколько аргументов в пользу покраски. Во первых, бетонный пол в процессе своей эксплуатации – пылит. Примерно 7 гр/ м2, перемножив эту цифру на площадь вашего пола, вы с удивлением поймёте сколько пыли летает в воздухе вашего, например гаража. И ведь эта пыль оседает не только на пол, но и на все поверхности и на машину в том числе, не говоря уже о том, что вам приходиться дышать этим воздухом. Бетонный пол хоть и прочен, но поверхностный слой очень не прочный.
Это собственно и заставляет пылить бетонные полы в процессе эксплуатации. Во-вторых, бетон имеет пористую структуру, которая очень хорошо впитывает различные жидкости и мелкие частицы. А значит попавшие на пол древесная пыль , моторное масло или просто грязь занесённая с улицы будут накапливаться в этих самых порах, делая ваш пол грязным и неопрятным. В-третьих, опять же в связи с вышеперечисленными причинами, бетонные полы очень трудно убирать. Буквально через короткое время, пыль лежит ровным слоем, а какие то пятна от жидкостей и грязи остаются в бетонном полу навечно. Как же решить все эти проблемы? Правильно, покрасить поверхность бетонного пола!
Шлифование стяжки перед пропиткой
На тот случай, если обустройство пола в гараже не позволяет поднимать уровень поверхности еще выше, существует метод шлифования. Шлифовальная машинка предназначена для обработки поверхности. С ее помощью можно снять дефектный слой бетона и тем самым выровнять пол без нанесения спецсредств. Конечно же, если имеются углубленные выбоины, необходимо будет использовать герметик или смолу, чтобы сделать покрытие идеально ровным.
При обнаружении трещин потребуется дополнительная обработка поверхности. Стенки такой полости откалываются, чтобы открыть доступ к ее дну. Добравшись до нижнего края, следует ее погрунтовать, а затем заполнить цементной смесью с добавлением клея или специальных полимеров. Как только смесь застынет можно произвести выравнивание при помощи специальных инструментов.
Если же трещины образуют целую сеть или имеют несколько ответвлений, то проще всего будет выпилить содержащий их кусок бетона. Образованная полость зачищается и заливается соответствующим раствором, а после высыхания производится шлифовка бетонного пола, как это и полагается.
Как только отделка пола в гараже завершена, на поверхность можно нанести защитный слой полимера. Такой состав является жидкостью, которая используется в качестве пропитки для поверхностного слоя бетона. Он проникает на глубину около 5 миллиметров и повышает прочность, не изменяя при этом высоту покрытия.
Существует две основные разновидности пропиток:
- органические – жидкие растворы, включающие в свой состав акрил, полиуретан или эпоксидную смолу. Такое средство равномерно распределяется по порам бетонного основания, стягивая поверхность благодаря своей вязкости. Преимущество использования заключается в том, что повышается показатель отталкивания жидкости, образуется абсолютная устойчивость к агрессивным средам и химическим веществами, а также блокировка интенсивного пылеобразования, характерного бетону. Наиболее востребованными являются полиуретановые составы;
- неорганические – не проникают в поры основания, а трансформируют растворимые молекулярные соединения, входящие в состав бетона. Как следствие, такие вещества становятся нерастворимыми и придают бетонному покрытию такие же характеристики, как и в случае использования органических пропиток.
Способы устранения недостатков бетонного пола
При соблюдении перечисленных условий изменение уровня бетонного пола в гараже происходит в крайне редких случаях. Если обнаружены незначительные перепады высоты до 2 см, то можно использовать выравнивающую смесь. В подобные смеси добавлены специальные пластификаторы, чтобы предотвратить появление трещин даже при небольшом слое покрытия. При этом способе ремонта в гараже своими руками не только выравнивается поверхность, но и закупориваются все выбоины и дефекты.
Процесс шлифовки стяжки перед нанесением пропитки
В случае, когда нежелательно поднимать высоту пола, можно использовать шлифовальный метод выравнивания. Шлифмашинку можно взять напрокат и обработать всю поверхность, снимая верхний поврежденный слой. Особо проблемные выщербленные места придется заполнить герметизирующей мастикой или эпоксидной смолой. Если вы обнаружили трещины, придется произвести более углубленное исправление ситуации. У небольших трещин следует долотом и молотком отколоть стенки, чтобы добраться до нижнего края трещины и выявить скрытые нарушения структуры бетона. Потом вся поверхность разлома покрывается специальной грунтовкой и заполняется смесью из цемента и клея ПВА или купленной смесью из цемента и полимерных добавок. После высыхания поверхность выравнивается с помощью абразивных приспособлений.
Технология укладки бетонного пола в гараже
При наличии заметных разветвленных трещин при ремонте гаража своими руками поступают более радикально – выпиливают часть бетона вдоль трещины, чтобы удалить деформированный участок. Тем, более, если бетон частично провалился, следует отремонтировать не только сами трещины, но и задевать прилегающую область в радиусе 30 см, которая снимается на несколько миллиметров абразивным приспособлением. Очищенная пустота внутри бетона и прилегающая поверхность заливается соответствующим по марке раствором и после высыхания шлифуется.
После выравнивания и шлифовки поверхности при ремонте бетонного пола можно нанести защитный полимерный состав. Полимерные пропитки проникают на глубину до полусантиметра и повышают поверхностную прочность бетона, при этом позволяя не поднимать высоту пола. Основные виды пропиток представлены двумя группами:
- Пропитки на органической основе – жидкие составы из таких компонентов, как акрил, полиуретан, эпоксидные смолы. Они действуют, заполняя бетонные поры вяжущим веществом, таким образом повышаются водоотталкивающие свойства, возникает инертное отношение к воздействию химических средств и происходит обеспыливание бетона. В результате бетонное покрытие меньше крошится и загрязняет окружающую обстановку. Полиуретановые пропитки имеют самый широкий спектр решаемых задач, поэтому более востребованы.
- Неорганические пропитки – не заполняют поры бетона, а преобразуют растворимые молекулярные соединения в нерастворимые, придавая бетону новые свойства, среди которых и прочность, и водоустойчивость, и обеспыливание.
Нанесение полимерной пропитки на стяжку для укрепления
Органические пропитки полностью безопасны для здоровья человека и реализуются по приемлемой стоимости. Цветные пропитки для бетона могут заменить покраску, поскольку проникают вглубь на несколько миллиметров и удерживают цветовую текстуру довольно продолжительное время. Поверх цветной пропитки тоже наносят укрепляющую или водоотталкивающую пропитку.
Существует несколько правил нанесения полимерных пропиток при строительстве и ремонте:
- если вы сделали свежую цементную стяжку или нанесли выравнивающую смесь, то нужно подождать до полного высыхания не менее двух недель;
- все пропитки наносятся в температурном диапазоне от +5˚C до +40˚C, в ином случае не только пропитка может лишиться заявленных качеств, но и пострадает бетонное основание;
- воспользуйтесь мощным водяным пылесосом, чтобы удалить как можно большее количества грязи и пыли с поверхности бетонного основания перед нанесением пропитки.
Важно! Несмотря на наличие гигиенических сертификатов, при нанесении в жидком виде пропитки имеют резкий неприятный запах, поэтому лучше в целях предосторожности использовать при обращении с ними перчатки и респиратор.
Гидроизоляция из бетона в гараже.
Гидроизоляция в гараже достаточно важный момент в построение стяжки. Это не мало важный вопрос, который уж точно не стоит обходить мимо. Как известно бетон не боится ни влаги не перепадов температур. Но стоит учесть, что повышенная влажность в гараже принесёт вред вашей машине, точнее ее кузову, а также остальным предметам в помещении.
Чтобы правильно подобрать материал для гидроизоляции в гараже необходимо учесть, как далеко находятся подземные воды и как высоко они могут подняться в дождливый период. Если они находится высоко, тогда необходимо застелить песок плотной полиэтиленовой плёнкой, плотность которой должна быть от 250 микрон, можно выбрать армированную плёнку. В таком случаи она будет защищать песок от влаги. А также стоит отметить, что необходимо использовать хорошие и плотные материалы для гидроизоляции. В любом случае плёнка будет наслаиваться друг на друга примерно на 15 сантиметров, это поможет предотвратить проникновение воды.
Материалы для подсыпки.
Следующем этапом необходимо выбрать материалы для подушки под основания. Это не мало важный этап, ведь чем все будет прочнее сделано, тем это будет качественнее и долговечнее. Поэтому если уж делать то делать хорошо. Для хорошего покрытия лучше используйте щебень, гравий для такой работы не подходит, так его будет сложно уплотнить. Поэтому покупаем и засыпаем щебнем средней и мелкой фракции. Среднего должно быть где-то 60-70% все остальное это мелкий щебень.
Песок важно чтобы был без глиняных примесей, иначе вы нарушите технологическую инструкцию и это может повлечь за собой в последствии возникновение трещин и выбоин. И конечно же просейте песок перед тем как засыпать.
Армирование.
Пол в гараже как известно будет сильно нагружаться, по этому для предотвращения разрушения, появления трещин и ям, бетонное полотно армируют. Используется готовая сетка, где ячейка должна быть 15×15, сетки крепятся между собой внахлёст одна на другую на одну клетку. Не укладывайте сетку на плёнку, она должна быть в толще бетона, чтобы не создавать коррозии, поместить ее необходимо на глубине не менее 3 сантиметров. Для этого используйте кирпичи, которые положите под сетку тем самым вы ее приподнимите примерно на 6 сантиметров, но учтите, что сетка не должна прогибаться.
Следующие, что делаем это рассчитываем слои ПГС.
Теперь вы имеете котлован и нулевой уровень пола и на этом этапе вам необходимо просчитать какой толщины должны быть слои, чтобы выйти на этот уровень пола. И конечно же сверить нужные параметры с тем, что уже имеете и в случаи чего доработать.
- Первое на что стоит обратить внимание это какая машина будет стоять в гараже. Если это легковой автомобиль, то оптимальная толщина бетонной подушки должна быть не менее 10 сантиметров. Такой основной слой уж точно справиться с нагрузкой и будет служить долго.
- Слой щебня толщиной также в 10 сантиметров.
- Слой песка не менее 5-ти сантиметров.
И тогда в итоге выходит, что ваш котлован должен быть глубиной не менее чем 25 сантиметров и это без учёта покрытия пола. Если бетонную стяжку вы не планируете покрывать плиткой к примеру, а просто пропитаете или покрасите, то 25 сантиметров глубины вам будет достаточно.
Теперь вы с лёгкостью можете рассчитать сколько вам необходимо песка и щебня. В случаи если вдруг у вас котлован вышел больше, вы можете на дно засыпать и утрамбовать грунт, в ином случи если не достаточная глубина выкопайте еще.
А также не забудьте отметить на стенах высоту вашего пола. И приступайте к следующему шагу.