Самым популярным методом покрытия дорог и тротуаров, отвечающим современным понятиям о качественном покрытии и цена которого, к тому же, сравнительно невысока, можно назвать асфальтирование. Но помимо самой смеси надёжность и эффективность укладки примерно, на 50% зависит от подготовительных работ, то есть от подушки, служащей черновым основанием для лицевого слоя.
Ниже мы поговорим о технологии данного производства, а также обратим внимание на демонстрацию тематического видео в этой статье, касающегося нашей темы.
Укладка асфальтобетонного покрытия асфальтоукладчиком
Когда можно класть асфальт?
Согласно последним правилам (редакция 2012 года), асфальт можно класть в сухую погоду при температуре от +5 градусов весной и летом и от +10 градусов осенью.
Интересные материалы:
Как сделать срез в гугл таблице? Как сделать ссылки в содержании Word? Как сделать ссылку на андроид? Как сделать ссылку на человека в WhatsApp? Как сделать ссылку на Донат в DonationAlerts? Как сделать ссылку на DonationAlerts? Как сделать ссылку на Эксель? Как сделать ссылку на файл в Яндекс диске? Как сделать ссылку на файл в проводнике? Как сделать ссылку на группу в Вайбере в инстаграме?
Асфальт на дороге
Примечание. Название происходит от греческого ἄσφαλτος что подразумевает горную смолу, где 60%-75% битума смешаны с минералами. В искусственном варианте битум ограничен количеством от 13% до 60%, а наполнителем служит гравием/щебнем, песком и минеральным порошком.
Этапы производства
- В первую очередь технология укладки асфальтобетонной смеси, впрочем, как и другие строительно-монтажные работы, зависит от планировки, следовательно, перед началом производства должен быть составлен технический проект и финансовая смета. Затем следует разметка с привязкой к особенностям рельефа данной местности, чтобы обеспечить возможность отвода сточных вод и проходящих вблизи подземных и наземных коммуникаций. Кроме того, большое значение имеет наличие больших деревьев с развитой корневой системой — при необходимости их вырубают, чтобы в дальнейшем не возникало проблем.
- По окончании подготовительных работ снимается верхний, влажный слой грунта с помощью экскаватора или бульдозера, где глубина, в первую очередь, будет зависеть от эксплуатационного назначения данного участка. Например, для асфальтирования тротуара или садовых дорожек вполне достаточно 10-25 см глубины, но для проезжей части этого, конечно, недостаточно — чем больше планируемая нагрузка, тем глубже придётся закладывать основание.
- Кроме того, технология укладки асфальтобетона подразумевает обязательное устройство дренажной системы — вода не должна скапливаться ни на покрытии, ни под ним. В связи с этим очень важно убрать весь грунт, который был снят при подготовке основания, чтобы в период дождей его не размыло, и он не забил дренажную систему.
- После окончания проведения земляных работ возможна укладка асфальта на бетонное основание (жёсткая подушка) или на щебневое (гравийное) с песком (нежёсткая подушка) и это опять-таки зависит от будущей степени нагрузки при эксплуатации участка по СНиПу 06.03-85. Например, для пешеходных дорожек высота песочно-щебневой подушки может составлять всего 5-10 см, но если это проезжая часть с малой интенсивностью движения (подъезд к дому или воротам), то здесь уже высота составит от 10 см и более. Причём, при условии, что во время эксплуатации предвидятся большие нагрузки, подушка укладывается по слоям — вначале гравий (фракция 40-60 мм), затем, щебень (фракция 20-40 мм), а поверх них — крупный речной песок.
Примечание. Для того чтобы ускорить усадку подушки перед укладкой асфальта, её обильно поливают водой. Когда подсыпка усаживается, она, к тому же, приобретает дополнительную прочность. Утрамбовка производится виброплитами, катками, а в домашних условиях это можно даже делать своими руками с помощью какой-либо биты.
Бетонные плиты для основания
- В тех случаях, когда на проезжей части предусматривается очень интенсивное движение и, следовательно, большая механическая нагрузка, тогда для основания применяется бетонирование или укладка железобетонных плит, как это показано на верхнем фото. В связи с высокой стоимостью такого типа покрытий в нашей стране их делают крайне редко и по большей части такие конструкции ограничиваются применением для взлётно-посадочных полос или испытательных полигонов.
- Наиболее выгодно использовать в качестве подсыпки строительный мусор — битый кирпич, камень, старые битые плиты, блоки и перекрытия, цементно-песочную штукатурку и так далее. Примечательно, что при достаточной трамбовке таких материалов они ничуть не уступают тому же щебню или гравию, при этом себестоимость подушки резко уменьшается — ведь мусор, вместо его утилизации, используют, как строительный материал. Но здесь, безусловно, значительно увеличивается трудоёмкость процесса — ведь такие отходы, как правило, имеют очень большую фракцию и из-за этого их сложнее утрамбовывать (приходится разбивать).
Примечание. Закладка основания (бетонной или песочно-щебневой подушки) подразумевает наличие отбортовки, которая выполняется из камней или специальных железобетонных бордюров — это позволяет формовать будущее покрытие. Кроме того, формовки также требует и укладка асфальта, следовательно, высота бордюра должна быть рассчитана на лицевое покрытие.
Технология укладки
Укладка асфальта на основание
В настоящее время укладка асфальта в Российской Федерации производится в согласии с ГОСТ 9128-2009 по асфальтобетонным дорожным и аэродромным смесям, причём инструкция, данная в этом документе применима и для укладки подобных покрытий в частном порядке (на дачных и загородных участках). Обычно асфальтобетон заказывают на ближайшем пункте его изготовления — это предпочтительнее кустарного производства.
Асфальтных заводов, в том числе и небольших, достаточно много, так что покупка готовой смеси обойдётся гораздо дешевле, нежели её самостоятельное изготовление, к тому же, пропорции Госстандартов проще соблюдать при поточном производстве, нежели при разовом изготовлении.
Важно учитывать, что температура воздуха на улице, должна быть не ниже 5ᶛC, причём производственный процесс должен осуществляться в сухую погоду — монтаж во время дождя категорически запрещён! При нарушении данных условий уже на следующий год после укладки будет наблюдаться растрескивание и эрозия покрытия, к тому же износостойкость асфальта значительно понизится.
Чтобы вычислить количество расходуемого материала на определённом объекте, вам нужно будет вычислить площадь участка и определиться с его толщиной — для слоя асфальта высотой 10 см и площадью 10м 2 понадобится одна тонна раствора.
Порядок укладки и уплотнение
Укладка асфальта на щебневую подушку
Технология укладки асфальта на бетонное основание или на песочно-щебневую подушку подразумевает выполнение работ без малейшего промедления после того, как самосвал с раствором прибыл на строительный участок — это одна из важнейших граней требований ГОСТов и СНиПов.
Для большого объёма, например, автомобильной дороги, при монтажных работах применяются специальные автоукладчики и большие самоходные катки, но при обустройстве тех же тротуаров приходится использовать лопаты и швабры. Кроме того, малые участки не всегда можно утрамбовать даже маленьким самоходным катком, поэтому, в таких случаях используются вибрационные плиты.
Если вы производите подобные работы на приусадебном участке, то вряд ли вы станете приглашать туда проектировщика, но, тем не менее, вам придётся придерживаться определённых параметров толщины покрытия. Поэтому, для садовых дорожек можете выдерживать слой высотой 3-4 см, в то время как для подъездных путей (если там не предусмотрена стоянка тяжёлых автотранспортных средств) потребуется толщина 5-7 см.
Современные методы укладки асфальтового покрытия
Асфальт относится к группе строительных материалов, предназначенных для покрытия дорожного полотна. Основное его предназначение – создание надёжных безопасных условий для организации пешего либо автомобильного движения.
Асфальтовое покрытие при правильной укладке выдерживает большие нагрузки, этому способствует марка асфальта, которую законодательно закрепляет ГОСТ 11-10-75: М1200 – для автодорог, М1000 – для тротуаров и дорожек.
Асфальт экологичен, имеет высокий показатель практичности и привлекательный внешний вид, несколько трудоёмок в изготовлении и использовании, не самый дорогой из дорожных покрытий.
Технология упрочнения поверхностного слоя бетона
Железнение (упрочнение) цементом применяется исключительно частными застройщиками и ремонтниками. На данный момент времени в продаже есть более эффективные и простые в использовании упрочняющие добавки промышленного изготовления. Тем не менее «старинная» технология упрочнения цементом востребована, и пользуется спросом.
- Только что залитую, утрамбованную и выровненную поверхность бетона, равномерно по всей площади, посыпают портландцементом марки М400 или М500. Толщина слоя – несколько миллиметров;
- При необходимости (очень «сухой» бетон), поверхность аккуратно сбрызгивают водой до полного смачивания цемента;
- Шпателем или строительным мастерком, круговыми движениями втирают цемент в бетон;
- Закрывают поверхность полиэтиленовой пленкой на 72 часа до полного схватывания.
Физический смысл данной операции следующий. Чистый цемент образует на поверхности бетона высокопрочную корку, которая надежно защищает основу от механических воздействий и вредных атмосферных факторов: перепадов температуры, дождя и снега. При этом так как цемент является вяжущим при приготовлении бетона, и высыпается на его еще не схватившуюся поверхность, обеспечивается его 100% адгезия к основанию.
Теперь рассмотрим так называемое «железнение» асфальта. В общем случае, асфальт – это смесь битума, щебня разных фракций, гранотсева и песка, нагретая до определенной температуры.
Вяжущим в этом случае выступает не цемент, а битум. Соответственно ни о какой адгезии высыпанного на поверхность асфальта цемента к основанию, не может быть и речи. Частички цемента прилипают к поверхности покрытия как обычная пыль, и априори не могут ее упрочнить.
Холодная укладка асфальта своими руками
Технология укладки холодного асфальта существенно легче и проще чем горячего. Смесь уже продается в готовом виде в удобных пакетах и ведрах. Для укладки потребуются следующие инструменты: ручной каток, виброплита или ручная трамбовка, швабра.
- Для начала нужно подготовить поверхность. Снять верхний слой земли 4-5 см и насыпать слой песка, затем щебени и все хорошо утрамбовать.
- Насыпать первый слой смеси, разровнять шваброй и прокатать ручным катком или виброплитой. Если у вас нет этих средств, то можно обойтись и ручной трамбовкой. Затем нужно выдержать паузу 10-15 минут и уложить таким образом второй слой. Хорошие показатели прочности показывают три слоя асфальта.
- Через 24 часа покрытие готово к использованию.
При укладке холодного асфальта важно качественно его утрамбовать, чтобы исключить попадание воды в щели и тогда такое покрытие будет долго служить.
Способы увеличить прочность асфальта
В начале статьи мы рассмотрели основные факторы, которые влияют на это свойство материала. Именно с ними работают производители и исследователи при проектировании составов АБС.
Можно выделить четыре группы способов:
- Использование оптимального сырья
- Увеличение адгезии смеси
- Увеличение плотности асфальтобетона
- Использование защитных покрытий
Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.
Использование оптимального сырья
Главный компонент асфальтобетона, который принимает на себя нагрузку от транспорта – это минеральный наполнитель: щебень и песок (отсев). Соответственно, прочность покрытия можно повысить, если взять для АБС материал с более высокими показателями.
ГОСТ 9128-2013 устанавливает такие требования к минеральным компонентам:
Показатель | Тип породы | Марка асфальта | ||
I | II | III | ||
Марка по дробимости (для щебня), не менее | Магматическая и метаморфическая | 800-1200 | 600-1000 | 600-800 |
Осадочная | 600-1200 | 400-1000 | 400-600 | |
Марка по прочности (для отсева), не менее | Любая | 600-1000 | 400-800 | 400-600 |
Для вашего удобства, ниже мы разместили ту же самую таблицу в виде картинки:
Также повысить прочность при высокой температуре можно путем использования оптимальной марки вяжущего. Она обозначает вязкость битума. Чем выше марка, тем быстрее материал размягчается, становится податливым.
Характеристики битумов разных марок такие:
Показатель | Марка | ||||
БНД 200/300 | БНД 130/200 | БНД 90/130 | БНД 60/90 | БНД 40/60 | |
Температура размягчения, °C | 35 | 40 | 43 | 47 | 51 |
Температура хрупкости, °C | -20 | -18 | -17 | -15 | -12 |
Для вашего удобства, ниже мы разместили ту же самую таблицу в виде картинки:
Вы можете заметить, что оба показателя – температуры размягчения и хрупкости – растут по мере уменьшения марки. Это значит, что асфальт на вязком битуме хорошо сохраняет прочность в жару, но легко трескается в мороз. Но ведь в России бывают и холодные зимы, и высокие температуры летом, причем часто – в одних и тех же регионах. И как тогда быть?
Для решения этой проблемы обычный битум модифицируют добавками полимеров – например, искусственного каучука (СБС). Получившееся полимернобитумное вяжущее сохраняет свои качества как при высоких, так и при низких температурах.
Увеличение адгезии смеси
Под этим подразумевается способность вяжущего плотно прилипать к зернам наполнителя. Если сцепление компонентов низкое, то битум оказывается неспособен удержать минеральные частицы в покрытии. Следовательно, асфальт быстро теряет свою прочность.
Увеличить сцепление можно такими способами:
- Частично или полностью заменить природный песок отсевом
- Использовать активированный минеральный порошок
- Добавить адгезионную присадку (ПАВ)
Отметим, что адгезия битума к минеральном у наполнителю влияет не только на прочность асфальта. Повысив ее, можно улучшить еще целый ряд показателей.
К ним относятся:
- Водостойкость
- Морозостойкость
- Химическая стойкость
- Сдвигоустойчивость
Подробнее о них вы можете прочитать в соответствующих статьях на нашем сайте.
Увеличение плотности асфальтобетона
Чем больше пустот в материале, тем ниже его прочность. Кроме того, высокая пористость отрицательно сказывается и на других характеристиках асфальта – в первую очередь, на водо- и морозостойкости.
Получить более плотное покрытие можно такими способами:
- Спроектировать смесь с высоким содержанием мелких зерен
- Увеличить содержание асфальтовяжущего – смеси битума с минеральным порошком
- Использовать более тяжелую технику для укатки АБС
Отметим, что первый вариант далеко не универсален. Мелкий щебень и песок действительно хорошо трамбуются, между ними образуется минимум пустот. Но они не образуют такого жесткого каркаса, как крупная щебенка.
Наилучший результат достигается тогда , когда вышеописанные способы применяются одновременно. Хотя на практике это не всегда реализуемо – все-таки бюджет на дорожное строительство не резиновый.
Технология уплотнения асфальта
В процессе уплотнения асфальта важнейшим требованием является выполнение данной процедуры при максимально возможном нагреве асфальта.
- Повышенная температура порядка 100 – 140оС приводит к уменьшению вязкости, катком прилагаются усилия, ориентированные по касательной, превышающие сопротивляемость образованию сдвига. Для уплотняющего воздействия эти условия наиболее подходят.
Твердость битумного вяжущего растет с остыванием смеси, отчего повышается необходимое усилие для уплотнения. Если смесь имеет температуру 70оС, по ней приходится втрое больше раз пройтись катком. Приходится преодолевать как трение песка и камня, так и силы, сцепляющие камни с битумом.
- Наличие спецтехники с рабочими органами, обеспечивающими уплотнение, позволяет машинам самостоятельно выполнять уплотнительные работы. При этом получается максимально ровное покрытие.
- Вид применяемых катков определяется в соответствии с конструкцией асфальтоукладчика и с усилием, с которым было выполнено предварительное укатывание. Обычно дополнительного уплотняют 5-6-тонными катками либо машинами на пневматическом ходу.
- Время, требуемое на проведение процедуры, определяется толщиной слоя, типом асфальта и погодой, при которой выполняются работы. Если работа приводится в мороз при -10оС и ниже, она займет несколько минут.
- наименование объекта и его сокращенные характеристики;
- характеристики применяемого асфальта;
- условия, в которых выполнялось уплотнение – температурные показатели асфальта и окружающей среды;
- параметры асфальтоукладчика;
- скорость укатывания и количество проходов;
- результаты исследований в лаборатории, замеры размеров покрытия, плотности и коэффициент уплотнения.
Акт пробного уплотнения
Это акт является одним из видов технической документации, которая разрабатывается при строительстве дорог. Такой акт составляется, когда проведены исследования, и включает в себя:
Составляют акт сотрудники лаборатории и представители производителя.
Процесс укладки асфальта
Выполненное асфальтовое покрытие должно отвечать условиям стандартов. При отклонениях на любой стадии дорожное полотно начнет быстро разрушаться, и потребуются расходы на выполнение ремонта. Основные этапы работ по укладке асфальтового покрытия
- геодезические исследования – определение состава грунта, глубины залегания вод и другие;
- подбор оптимального вида асфальта, учитывающий особенности грунта и предъявляемые к дорожному полотну требования;
- подбор требуемого оборудования;
- определение времени введения в эксплуатацию;
- укладка дорожного полотна.
Необходимое оборудование
Строительство дороги начинается с выполнения подготовительных работ. Прежде всего, снимается верхний грунт, убираются корни растений, способные разорвать асфальт, формируется дренажная система. Следующий этап работ – закладка основания. Им может служить монолитный бетон, но это существенно увеличивает стоимость дорожного строительства. Обычно в качестве основания используют щебень, закладываемый в несколько слоев. Самым нижним укладывается крупный щебень с размерами камней до 70 мм. Его назначение – отведение грунтовых вод. Целью среднего слоя, состоящего из камней размером до 40 мм, является равномерное распределение нагрузки. Верхний слой, размеры камней в котором не больше 20мм, повышает плотность верхнего слоя покрытия дороги. Сама укладка асфальта выполняется с помощью асфальтоукладчика. Это гусеничный или тракторный агрегат с закрепленным на нем утрамбовывающим брусом или выглаживающей плитой, которая может быть статической или вибрирующей. Смесь загружается с доставившего ее грузовика прямо в принимающий бункер, из которого она шнеками распределяется равномерно на ширину укладки асфальта. Асфальтоукладчики бывают разной производительности и мощности, так что для разных строительных условий можно использовать различные агрегаты. Использование машин на гусеничном ходу гарантирует получение ровного покрытия, а для узких городских улиц более пригодны модификации на колесах. Ширина укладываемой поверхности – важная техническая характеристика, с увеличением которой возрастает экономичность асфальтирования. Чтобы выполнить окончательное уплотнение асфальта, могут выбираться разнообразные механизмы, соответствующие типу асфальта. Это легкие катки весом до 4 тонн, средние – до 6 тонн, тандемы и вибрационные плиты.
Выводы
Срок набора прочности для асфальтобетонных смесей будет зависеть от того, какая разновидность асфальта используется. В данном случае нас интересует способ испарения углеводородов (разжижения битума) – путем разогрева или добавления растворителей в состав смеси.
Таким образом, по данному параметру можно выделить 2 вида асфальта:
- 1. Горячий – нужен разогрев;
- 2. Холодный – не нужен разогрев.
Горячие смеси
обладают более высокими характеристиками, и именно из них делаются автомобильные дороги и большинство других покрытий. После укладки асфальта горячего типа нужно выждать
24 часа
.
Холодные смеси
не имеют таких же высоких характеристик, поэтому дорожно-строительные компании используют их только для ямочного ремонта дорог. Так как смесь не нужно разогревать, применение материала возможно даже при минусовой температуре. Движение можно запускать
практически сразу
после проведения работ.
Требования к прочности асфальта
Из всех перечисленных выше показателей в ГОСТ 9128-2013 нормируются два: предел прочности при сжатии и предел прочности на растяжение при расколе. Последний используется для характеристики трещиностойкости.
Ниже мы рассмотрим, какие допустимые значения приводятся в документе. Но сначала давайте вспомним две классификации асфальта: по остаточной пористости и качеству.
По пористости материалы делятся на:
- Высокоплотные (остаточная пористость от 1% до 2,5%)
- Плотные (от 2,5% до 5%)
- Пористые (от 5% до 10%)
- Высокопористые (от 10% до 18%)
Как мы уже отмечали, с увеличением пористости – содержания воздушных пустот – падает прочность дорожного покрытия.
По качеству асфальтобетоны делятся на три марки:
- Марка I
- Марка II
- Марка III
Об этих и других классификациях вы можете подробнее прочитать в статье Виды асфальта.
Минимально допустимые значения прочности варьируются в зависимости от этих двух характеристик. Например, высокоплотный асфальт марки I считается материалом высшего качества. Он используется при прокладке сильнонагруженных трасс и магистралей, покрытий на мостах и путепроводах. Естественно, требования к нему будут жесткие. А вот для пористых асфальтобетонов, которые обычно берут на тротуары, высокая прочность не так принципиальна.
Для горячих асфальтобетонных смесей ГОСТ устанавливает такие нормы:
Показатель | Вид | Марка | |||
I | II | III | |||
Предел прочности при сжатии, МПа, не менее | при 50°C | Высокоплотные | 1,0-1,2 | – | |
Плотные | 0,9-1,6 | 0,8-1,5 | 0,8-1,2 | ||
Плотные и высокоплотные | 0,7 | 0,5 | – | ||
при 20°C | Пористые и высокопористые | 2,5 | 2,2 | 2,0 | |
при 0°C | 9,0-13,0 | 10,0-13,0 | 10,0-13,0 | ||
Предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0°C | МПа, не менее | Плотные и высокоплотные | 3,0-4,0 | 2,5-3,5 | 2,0-3,0 |
МПа, не более | 5,5-6,5 | 6,0-7,0 | 6,5-7,5 |
Для вашего удобства, ниже мы разместили ту же самую таблицу в виде картинки:
Для холодных смесей показатели приводятся ниже. Это связано с тем, что они в капитальном дорожном строительстве не применяются. Такой асфальт берут либо для срочного ремонта ям, либо для укладки тротуаров и пешеходных дорожек.
Требования к нему такие:
Показатель | Марка | ||
I | II | ||
Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С, МПа, не менее | Сухой асфальт | 1,5-2,0 | 1,0-1,5 |
Водонасыщенный асфальт | 1,1-1,8 | 0,7-1,2 | |
После длительного водонасыщения | 0,8-1,5 | 0,5-0,9 |
Для вашего удобства, ниже мы разместили ту же самую таблицу в виде картинки:
Остальные показатели не нормируются в общем ГОСТе, но могут учитываться в более специфичных рекомендациях и инструкциях.
В заключительном разделе статьи мы поговорим о том , как при производстве асфальтобетонных смесей улучшаются их прочностные свойства.
Уход за покрытием из асфальтобетона
Если вы хотите, чтобы готовое дорожное покрытие имело долгий срок эксплуатации и не пришлось заново все бетонировать, то придется следовать некоторым рекомендациям по уходу.
Нельзя, чтобы на новом асфальте ездила тяжелая техника либо автомобили. Категорически не допускается на нем движение гусеничной техникой. Из-за своих свойств, данное покрытие слишком мягкое для такого транспорта, а траки и вовсе оставят повреждения на поверхности. В дальнейшем эти вмятины будут провоцировать разрушение и асфальту придется проводить ремонт ли асфальтировать снова.
Особенно данный запрет актуален при высокой температуре окружающей среды. Происходит это по причине, того, что в жаркое время асфальт еще больше размягчается и гораздо сильнее подвержен отрицательному воздействию техники. Если на поверхности обнаружены дефекты, трещины либо другие повреждения, их следует как можно быстрее заделать, дабы предотвратить дальнейшие разрушение дорожного покрытия.
Уплотнение покрытия дорог
Уплотнение представляет собой завершающий этап образования поверхностного слоя дороги. В зависимости от марки асфальта, температуры укладываемой смеси, содержания в ней битума и от используемого оборудования может изменяться эффективность проведения процесса укладки. Смеси, в которых содержится большое количество дробленого песка, с большим трудом поддаются процедуре уплотнения, хотя эта операция является важнейшей: именно по причине плохого уплотнения асфальта происходит 50% разрушений автодорог.
Технология укладки однослойного асфальтового покрытия
В этой статье описывается технология укладки однослойного асфальтового покрытия.
Когда целесообразно использование однослойного асфальтового покрытия. Подготовительные работы, механизированная укладка.
Укладка однослойного асфальта при проведении ремонтных работ
Укладка однослойного асфальта включает в себя несколько этапов работ.
Подготовительные работы
- Согласовать ремонт с ГИБДД и ОАТИ.
- После согласования установить дорожные знаки, предупреждающие о ремонте и показывающие маршруты движения и объезда.
- Выставить ограждение.
- Если ремонт продлится больше одного дня, подготовить бытовку.
- Проинструктировать рабочих о технике безопасности при выполнении работ.
- Более подробно о мерах по обеспечению безопасности описано в СНиП.
- Нарезка карт. При проведении ямочного ремонта поврежденный асфальт вырезают(вырубают) прямоугольными кусками(картами), расположенными параллельно или перпендикулярно направлению дороги. Такая форма является оптимальной для ремонта. Карта должна полностью перекрывать ямы и выбоины не менее чем на 15 см в любую сторону. Если несколько небольших ям расположены неподалеку друг от друга, имеет смысл объединить их в одну карту. Карта размечается мелом. Для нарезки карты используют различные виды грунторезов и отбойные молотки. Глубина нарезки карты не должна превышать 5 сантиметров – толщину одного слоя асфальта или асфальтобетона.
- Ликвидация старого асфальта в карте. Старый асфальт, после снятия с дорожного покрытия с помощью отбойных молотков, можно как вывести на свалку, так и использовать для заливки карт. Для приготовления литого асфальта из старого, необходима специальная техника(кохеры), разогревающая до расплавления битума и перемешивающая готовую смесь. Правильно приготовленный литой асфальтобетон по своим эксплуатационным свойствам не уступает катаному асфальтобетону.
- Очистка карт. После удаления поврежденного асфальта, необходимо очистить карту. Для этого применяются различные воздуходувы, как ручные, так и на механизированном ходу. Они очищают карты от пыли и грязи, выдувая их потоком воздуха.
- Подготовка карт. Нарезанные и очищенные карты необходимо тщательно пролить битумом или паймером. Это позволит улучшить сцепление нового асфальта со старым дорожным покрытием, и предотвратит расслоение. При заделке карт литым асфальтом обработка битумом или праймером не нужна.
При ямочном ремонте карты обрабатывают битумом или праймером.
Рабочие лопатами раскидывают асфальтобетонную смесь по всей площади карты и утрамбовывают виброплитами.
- Очистка старого асфальта перед укладкой нового асфальтового покрытия после выполнения ямочного ремонта.
- Очистка воздуходувами. Весь выделенный для укладки нового асфальта участок дороги, необходимо тщательно очистить от воды, пыли и грязи. Для этого используются ручные и механизированные воздуходувы.
- Просушка. При необходимости, поверхность дорожного полотна должна быть просушена газовыми горелками. Недопустимо стелить асфальт на мокрую или влажную поверхность. Такой асфальт быстро выйдет из строя.
- Обработка битумом и праймерами. В России технология литого асфальта распространена намного меньше традиционной укладки АБС. Поэтому необходимо тщательно пролить старое дорожное асфальтовое покрытие жидкими битумами или праймерами. Это улучшит сцепление старого и нового слоев асфальта, сократит вероятность расслоения и растрескивания верхнего слоя. Расплавленный битум связывается с битумами нижнего покрытия, а после укладки верхнего слоя, под воздействием высоких температур, связывается так же и с ним.
Механизированная укладка однослойного асфальтового покрытия
- Разметка полос для укладки асфальта. При невозможности полностью перенаправить поток автотранспорта по другим маршрутам, для асфальтирования выделяют одну или две полосы, по возможности. Эти полосы отгораживают сигнальными конусами, барьерами или иными доступными средствами. Так же размечают и заранее устанавливают бордюры и ограждения.
- Доставка АБС. АБС доставляют на самосвалах, по возможности приняв меры к сокращению теплопотерь. Не допускать охлаждения горячей АБС ниже температуры 130 градусов – в этом случае качество готового асфальта будет гораздо хуже ожидаемого. По возможности следует наладить логистику доставки АБС таким образом, чтобы время ожидания выгрузки в бункер асфальтоукладочной машины не превышало 10 минут.
Доставка АБС для укладки однослойного асфальтового покрытия происходит с помощью самосвалов.
- Укладывание АБС. Асфальтоукладочные машины наносят асфальт ровным слоем, и обеспечивают предварительное уплотнение.
- Уплотнение. После укладывания и предварительного уплотнения, асфальт необходимо уплотнить катками. Для уплотнения однослойного асфальтового покрытия используют легкие одно и двух вальцовые катки.
Уплотнение однослойного асфальтового покрытия с помощью катка.
- После укладки всего дорожного покрытия, и его полного остывания, необходимо нанести разметку, снять ограждения и временные дорожные знаки. После чего установить согласованные с ГИБДД постоянные дорожные знаки.
Для укладки однослойного асфальтового покрытия необходимо четко соблюдать все правила и инструкции.
Нанесение разметки и знаков
Нанесение линий и знаков термопластиком или краской позволит разметить асфальтовое покрытие и указать необходимые предупреждения. Например, на площадке перед домом нужно разметить парковочные места для машин. Или нанести предупреждающий знак об опасности для водителей. Для этих целей наиболее оптимально подходит термопластик так как он износостоек, имеет хорошую агдезию с асфальтом и у него длительный срок эксплуатации. Наносить термопластик нужно с помощью специального оборудования, так как требуется постоянно поддерживать высокую температуру в котле и тщательно перемешивать пластичную массу.
Если нет возможности использовать специализированное оборудование, то нужно соблюдать следующие рекомендации:
- Асфальтовая поверхность должна быть сухой и чистой, тогда пластик будет надежно держаться на покрытии.
- Температура плавления пластика находится в диапазоне от 140 до 180 ºС. После того как пластик расплавился его нужно постоянно перемешивать, чтобы избежать появления сгустков.
- Для нанесения термопластика нужно использовать готовые формы которые позволят пластичной массе застыть на асфальте.
- Время остывания термопластика составляет всего несколько минут.
Мы рассмотрели два способа укладки асфальта благодаря которым можно получить качественное и прочное покрытие. Первый способ выгоден при асфальтировании больших площадей. А второй — для обустройства приусадебного хозяйства. В любом случае, правильно уложенное асфальтовое покрытие выдержит большие нагрузки и будет очень долго служить.
Способы уплотнения
Увеличить плотность асфальта можно несколькими способами, которые выбираются из условия экономических показателей и выгоды и требуемых объемов дорожной работы. Укатывание заключается в перекатывании по поверхности асфальта металлического барабана или накачанной воздухом шины. Остаточное деформирование в слое при уплотнении устремляется к нулевому показателю. Слой получается крепким и плотным. Степень уплотнения после укатки исключает доуплотнение слоя под действием движущихся автомашин. Укатывание выполняется специальными механизмами – асфальтоукладчиками. Вибрирование – воздействие на асфальт колебаний, частота которых совпадает с его собственной. Применяются вибромашины.
Наилучший итог достигается при правильной температуре, которая на 60оС больше температуры размягчения применяемого вяжущего. Средняя температура равняется 105–120оС.
Горячая и холодная укладка асфальта
Самым распространенным способом является горячая укладка, так как такой способ обеспечивает надежное и прочное покрытие, которое может выдерживать нагрузку вплоть до 15 тонн без деформации, чего не могут гарантировать другие виды дорожных покрытий. Также такой метод считается самым выгодным по затратам, если брать в расчет большие объемы.
Стоит отметить, что технология горячей укладки подразумевает работу со смесью высокой температуры до 120 °С, что в бытовых условиях довольно опасно!
Высокая температура необходима для приготовления однородной смеси, в противном случае надежность такого покрытия будет некачественным. Среди плюсов следует отметить долговечность, ввиду высокой степени устойчивости к воздействию внешней среды. Среди недостатков — в сильную жару асфальт может деформироваться и становится экологически опасным.
Набирает популярность холодный асфальт который представляет из себя смесь на основе полимерно-каучуковых битумов. В основном применяется для ремонта ям, трещин и выбоин на дорогах, а также для облагораживания приусадебных участков. Является экологически чистым материалом так как не содержит растворителей и пластификаторов. Широкий температурный диапазон позволяет использовать его в сильную жару до +40 ºС и сильный мороз до -20 ºС.
Ниже мы рассмотрим как правильно укладывать асфальт своими руками.