Организация удобной дороги важна в строительстве любого масштаба. Для сооружения подъездных путей проще всего использовать железобетонные дорожные плиты, размеры которых можно выбрать по условиям использования. Разбираемся, как классифицируются ЖБИ, и как их укладывают в тех или иных случаях.
Монтаж дорожных плит Источник demontazhnik.com.ua
Изготовление, конструкция и параметры
Качественные бетонные изделия изготавливают в промышленных условиях с использованием следующей технологии:
- Подготовка. Заливочную форму очищают от остатков бетона предыдущего цикла. Внутреннюю поверхность металлической формы покрывают смазкой. Слой смазки уменьшает адгезию бетонной смеси и облегчает извлечение готового изделия.
- Армирование. В форму устанавливают каркас (основная и вспомогательная арматурная сетка). Каракас может быть напряженным (собранным из предварительно натянутых стержней) или ненапряженным (из проволоки или арматуры). Когда каркас сформирован, его фиксируют, чтобы сохранить заданные расстояния.
- Заливка бетона. На разных предприятиях бетон заливают двумя способами: на стенде (в небольших цехах) или на конвейерной линии.
- Тепловая обработка. Подготовленные формы помещают в термические камеры. Здесь заготовку обрабатывают горячим паром, до тех пор, пока плиты не наберут прочность 60%. Процесс занимает 8-12 часов.
- Извлечение. Когда изделия схватятся, убирают крепежные элементы. Плиты извлекают, проверяют качество, наносят маркировку.
Металлоформы для изготовления ЖБИ Источник aerodorstroy.ru
На характеристики плит влияют свойства используемых бетонных смесей. Для повышения износостойкости и прочности применяют смеси с различной водонепроницаемостью и устойчивостью к морозу. Также используется арматура разного диаметра, с различными показателями сопротивления разрыву, разных марок стали. Для формирования ж/б изделий выбирают преимущественно рифленую арматуру.
Связывающим веществом служит бетон. Чем выше марка бетона, тем прочнее конструкции, тем лучше она будет сопротивляться нагрузкам. У некоторых видов плит поверхность имеет рифление, что позволяет держаться сверху асфальту или другому покрытию. Для удобства монтажа на торцевых сторонах некоторых плит предусмотрены петли, погруженные в специальные углубления.
Государственные стандарты предполагают базовую классификацию по параметрам следующим образом:
- Изделия с габаритами 300х175 см (длина, ширина).
- Изделия с габаритами 350х275 см
- Для изделий длиной 600 см ширина бывает разной: 175, 187, 350, 375 см.
Монтажные петли в конструкции ЖБИ Источник ubet39.ru
Возможны и промежуточные габариты. Готовая продукция обладает следующими параметрами:
- Толщина дорожной плиты колеблется в рамках 140-180 мм.
- Масса достигает 4-5 тонн, часть ее составляет арматура. Например, в плите марки ПДН-14 весом 4105 кг на бетонную часть приходится 4032 кг, на арматуру – примерно 73 кг. Для марки ПДН-18 весом 5284 кг соответственно, 5184 и примерно 100 кг.
Общие сведения
Вес дорожной плиты, как правило, не превышает показателя в 2,2 тонны, а толщина составляет приблизительно 200 мм. Если надо определить допустимую нагрузку, которую может выдержать железобетонное изделие, необходимо знать марку бетона, из которого оно было произведено. К основному преимуществу дорожной плиты относится то, что она имеет превосходные технические данные. К тому же работать с этим изделием удобно.
Такие плиты можно демонтировать в случае необходимости, поэтому их разрешено использовать повторно. Однако важно знать: при хранении их допустимая высота сложенных плит должна составлять не более двух метров, а между рядами следует делать деревянную перекладку.
Классификация
Рабочие характеристики плитного строймата описываются в ГОСТ 21924.0-84 (Плиты железобетонные для покрытий городских дорог). Продукцию удобно разделить на следующие категории:
- ПДП (плита дорожная плоская). Универсальный, и потому востребованный продукт; рассчитанный на морозы до – 50°С. Подходят для сооружения временных и постоянных дорог, может использоваться повторно. Материал выдерживает среднюю нагрузку: 10-30 т (зависит от марки бетонной смеси).
- ПДН (дорожная напряженная). Продукт обладает расширенными возможностями: не боится морозов до -55°C, благодаря усиленному армированию хорошо ведет себя на мягких почвах, справляется с увеличенными динамическими нагрузками. Подходит для использования в районах с суровыми зимами.
Габариты дорожных ЖБИ Источник amazonaws.com
Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на проектировании и выполнении ландшафтных работ любой сложности
- ПАГ (аэродромная гладкая). Самые прочные и массивные (от 5 т) изделия. Подразделяются на два вида: с помощью ПАГ-14 обустраивают дороги для тяжелого автотранспорта, номенклатура ПАГ-18 предназначена для взлетно-посадочных полос. Рифленая продукция выдерживает морозы не ниже -35°С и нагрузки до 75 т.
Маркировка включает буквенную и цифровую часть. Буквенная маркировка дорожных плит сообщает о форме и способе использования; градация выгляди следующим образом:
- П (или 1П, 2П). Изделия стандартной формы.
- ПБ или ПББ. Изделия с одним или двумя совмещенными бортами.
- ПТ. Изделия трапецеидальные с небольшим рифлением.
- ПШ. Шестиугольные варианты. Могут иметь разные пропорции и способы совмещения, о чем свидетельствуют аббревиатуры ПШП и ПШД.
На способ применения ЖБИ для дорожного покрытия (постоянным оно будет или временным) указывает первая цифра; единица означает постоянное покрытие, двойка – временное. В последнюю очередь указываются размеры дорожных плит ЖБИ. Для каждой продукции указываются свои параметры (в дециметрах, с округлением до целого).
Полотно рассчитано на эксплуатацию в режиме высоких нагрузок Источник folksland.net
О плюсах и минусах технологии
Использование ЖБИ в строительства дорог выгодно по следующим причинам:
- Относительно небольшой бюджет, необходимый для укладки дорожных плит; приятное соотношение цена/качество.
- Качество. Плитный материал изготавливается в заводских условиях, имеет строго регламентированные эксплуатационные характеристики.
- Долговечный результат. Дорога или площадка из дорожных плит, построенная с соблюдением технологии, прослужит 30-40 лет.
- Простая технология с высокой производительностью. Готовые ЖБИ укладываются с помощью автокрана или другого кранового оборудования. Скорость монтажа не влияет на качество покрытия.
- Высокие эксплуатационные характеристики. Покрытие дороги получается прочным, износостойким, устойчивым к динамическим нагрузкам и погодным факторам. В российских условиях особенно важна стойкость дорожного полотна к широкому температурному диапазону (от -50 до +55°C).
- Повторное использование. Временное дорожное полотно можно демонтировать и использовать вторично (если ЖБИ не выработали ресурс прочности).
Укладка плиты в полотно дороги Источник sevparitet.ru
Значимым недостатком считаются стыковочные швы между плитами. Если необходимо, чтобы поверхность была идеально ровной, сверху кладут слой асфальта, но это делает проект более дорогим. На дорогах небольшой протяженности швы заделывают строительным раствором.
Цена на устройство дороги из плит за м2
Наименование работ | Ед. изм | Цена за единицу | Количество | Цена за кв.м | |
1. | Разработка дорожного корыта | куб.м | 450 | 0,2 | 90 |
2. | Устройство основания из песка | куб.м | 1100 | 0,2 | 220 |
4. | Устройство покрытия из новых дорожных плит ПДП 3х1,75 ( с доставкой ) | кв.м | 1650 | 1 | 1650 |
Итого: | 1960 |
Технология монтажа постоянной дороги
Строительство дороги из ЖБИ выглядит несложным, однако, и в нем имеются значимые для результата тонкости. В любом проекте работы заканчиваются укладкой дорожных плит, но технология несколько отличается в зависимости от вида сооружаемой дороги.
Особенность монтажа постоянной дороги состоит в том, что процедура подготовки грунтового основания занимает больше времени, чем монтаж самого полотна. Именно нижний слой ответственен за устойчивость дороги и ее будущую прочность. Поэтому, после разметки полотна, основание под дорожные плиты готовится следующим порядком:
- Выравнивание. Плитам нужна ровная поверхность, поэтому формируют дорожную траншею, срезая по разметке 25-30 см грунта.
- На дно помещают геотекстиль; он будет разделять слои и армировать всю конструкции. Дополнительно дно траншеи будет защищено от эрозии.
Использование геотекстиля в строительстве дорожного полотна Источник bazagbi.ru
- Создают дренажный слой: проводят отсыпку из щебня (гравия) и, выше, из песка. Подушку смачивают водой и трамбуют: в готовом виде ее толщина достигает 20-25 см.
- Проводят финишное выравнивание основы, используя нивелир.
На подготовленную основу укладывают ЖБИ, маркировка которых начинается с двойки. Для работы характерны следующие особенности:
- Правильность монтажа дорожных плит (ровность укладки) контролируют натянутым шнуром.
- Для работы привлекается бригада; для перемещения плит используется подъемный кран. Квалификация крановщика поможет минимизировать повреждения плитного материала в ходе работ.
- Кроме крановщика работают стропальщики, которые фиксируют плиты за монтажные петли. ЖБИ укладывают последовательно, согласно проекту, на подготовленную основу, и подгоняют вручную.
- Важно неподвижно зафиксировать ЖБИ, Для этого их жестко сваривают через монтажные петли, используя металлические пруты. Оставшиеся пустоты заполняют бетоном.
Уплотнение основания виброинструментом Источник avkproekt.ru
Как правильно укладывать дорожные плиты. Основные стадии укладки.
Изначально нужно правильно подобрать материал, которым будет выполнять кладка. Этопозволит предотвратить быстрый износ материала. Важно, чтобы толщина плиты была не
менее 14 см, внутренность обязательно должна быть покрыта арматурой, иначе плита выйдет из строя очень скоро. Плотность изделия должна находиться на уровне 2,2 — 2,5 т/м. Форма может подбираться любая.
Для дорог желательно, чтобы плита имела небольшую рифленость, это обеспечит лучшее сцепление с поверхностью даже в гололед. Для гусеничного транспорта отлично подойдет гладкая поверхность.
Качество бетона при изготовлении плит играет первостепенное значение, так как он выступает главным материалом плит, что должен выдерживать сильную нагрузку.
Для России считается оптимальным показателем бетон с классом устойчивости к низким температурам F150. Монтажные петли необходимы не только для монтажа, но и дальнейшего устранения покрытия.
Не только качество материала имеет ключевую роль, но и способ монтажа. Выполняя укладку необходимо придерживаться инструкции, и создавать правильную платформу для плит. Это обеспечит максимальную долговечность и минимальный износ плит.
Изначально выполняется подготовка грунта для монтажа плит:
- Сразу необходимо удалить верхний слой почвы;
- Далее все разравнивается под один уровень при помощи дорожной техники;
- При помощи спецтехники вырывается траншея с глубиной порядка 30 — 50 см, все зависит от несущих способностей грунта и техники, что будет использовать это покрытие;
- Чтобы предотвратить появление на дороги сорняков, а также устранить риск размывания почвы под низ траншеи монтируется геотекстиль;
- Поверх материала выполняется насыпь щебня глубиной в 10 см;
- Сверху насыпается еще 20 см песка;
- Далее подушку из песка заливают водой;
- Теперь выполняется тщательная трамбовка поверхности. Для этого может быть использована спецтехника или ручная виброплита. Для больших площадей лучше использовать каток. В процессе трамбовки нужно контролировать уровень грунта, чтобы предотвратить смещение плит.
Только после тщательной подготовки поверхности может выполняться монтаж плит.
Для этого исходя из размеров и веса покрытия нужно иметь специальную подъемную технику, ее можно взять в аренду.
- На участок привозятся плиты и подгоняется необходимая спецтехника;
- Далее натягивается шнур, который должен создать правильный уровень для укладки плит, его нужно натягивать вдоль обочины. Использование шнура обязательно для создания ровного покрытия;
- С помощью техники поднимается плита, а рабочие направляют ее и укладывают вдоль шнура;
- Далее укладывается еще одна плита и стыкуется с предыдущей. Важно выполнять последовательную укладку покрытия. Монтаж может подразумевать использование зазоров или иметь цельную конструкцию;
- В щели, что появились между элементами, засыпают песок, чтобы предотвратить активный рост сорняков и создать подушку между плитами для более прочного монтажа;
- Для предотвращения образования трещин выполняется расширение при помощи влажного раствора, а на плиты наносится пленка;
- В случае необходимости большой прочности дороги, возможно по ней будет передвигаться тяжелая техника или трасса предназначена для грузовиков, выполняется усиление покрытия. Самый простой способ увеличить жесткость заключается в замене песчаной подушки на цементный раствор. Альтернативный вариант — сваривание монтажных петель между плитами для устойчивости конструкции.
Применять полученное покрытие можно для самых разных задач:
- Обустройства пешеходных дорожек;
- Формирования стоянок;
- Создания нагруженных трас;
- Замены постоянной дороги, на временную до момента выполнения работ на центральной;
- Для движения спецтранспорта;
- Формирования подъездной дороги к предприятию.
Технология укладки временного дорожного полотна (на песок)
Технология, предусматривающая создание гравийно-песчаной подушки, встречается и в частном строительстве. С ее помощью на приусадебной территории создают подъездные дорожки и стоянки для автомобиля. При обустройстве не отказываются от геотекстиля: он не дает сорным травам прорасти в межплиточных швах.
Нередко для обустройства садовых дорожек выбирают малогабаритные бетонные плиты, прямоугольного или шестиугольного формата. Вариант допустим для пешеходной дорожки (или площадки) с небольшой ожидаемой нагрузкой.
В этом случае укладка бетонных плит производится по упрощенной схеме, на песчаную подушку, желателен и слой геотекстиля. Чтобы зафиксировать края дорожки, используют бетонный бордюр.
Способ подходит, если дорога – временное решение, или ее загрузка будет невысокой или непериодической. Для временной дороги разрешается использовать материал б/у, делать упрощенную (песчаную) подушку и не соединять плиты друг с другом.
Упрощенный подход снижает стоимость работ в 2-3 раза, без большой разницы в качестве (уменьшается только срок предполагаемой эксплуатации).
Укладка плит для дороги местного значения Источник demontazhnik.com.ua
Характеристика временных дорог
Временные дороги представляют полноценную трассу для автомобильного движения, на которой отсутствует постоянное покрытие. Они востребованы при проведении строительных работ, организации добывающих приисков, осуществлении лесозаготовок.
Временные дороги предназначены для проезда:
- тяжелых грузовых машин,
- специальной строительной техники;
- личного автотранспорта рабочих и инженеров;
- машин для вывоза мусора;
- легковых и грузовых машин традиционного трафика (в том случае, если основная трасса закрыта на ремонт).
Чтобы обеспечить проезд автотранспорта в обоих направлениях, временные трассы делают шириной не менее 3 метров. Если на территории не планируется интенсивного движения техники, то возможно строительство однополосной дороги.
Коротко о главном
Дорожные бетонные плиты – удобный проверенный материал, если надо быстро изготовить качественную дорогу или площадку. Плитные изделия классифицируются согласно нормативным документам по предназначению, а также по габаритам и форме. Для изготовления ЖБИ применяют бетон разных марок, армирующим элементом служит стальная сетка из прутьев с рифленой поверхностью.
Технология строительства постоянной и временной дороги имеет отличия. Дорожки и площадки на загородном или дачном участке строят по упрощенному варианту, что обеспечивает достаточное качество и одновременно уменьшает бюджет.
Вывод
Дорожные плиты — это одно из самых перспективных направлений в обустройстве дороги
благодаря множеству преимуществ. Учитывая долговечность покрытия обеспечивается высокий уровень экономии средств на обслуживании. Для формирования прочного покрытия необходимо следовать технологиям изготовления и монтажа. Для каждого типа материала присутствуют собственные нормативные документы, что описывают их свойства и содержат требования к установке.