Степень вязкости и температура укладки
Компонент, отвечающий за вязкость — это битум. Чем его больше в составе материала, тем более пластичен асфальт. Но битум остается пластичным только при высокой температуре. Остывание приводит к затвердению. Поэтому такие смеси называются горячими. К достоинствам такого асфальта причисляется доступная цена, хорошие эксплуатационные характеристики. То есть он прочный и дешевый. Поэтому является бесспорным фаворитом. У горячего асфальта есть один существенный недостаток — с ним нельзя работать при температуре ниже 10 градусов, а также противопоказанием является дождь и туман.
Холодный асфальт можно укладывать в любую погоду. В его составе те же компоненты, что и в горячих смесях, но дополнительно присутствует большая часть полимеров и пластификаторов. Они не позволяют битуму застывать. Смесь остается пластичной при низких температурах. Однако такой материал не демонстрирует высокой прочности, а также довольно дорог. Это обусловило его сферу применения — экстренный ремонт дорог.
Описание материала, его виды и марки
Асфальт – устойчивый материал для создания ровных дорог. По ним автомобили движутся бесшумно, производят в атмосферу меньше вредных выбросов, потребляют намного меньше топлива. Асфальт делают из битума, камней, песка, гравия и других наполнителей. Существует множество типов асфальта.
Холодный
Холодный асфальт используют как всепогодную смесь, в основном для ремонта дорог. Работы с ним максимально упрощены. Из старого покрытия убирают все загрязнения, обрамляют края ямы и насыпают холодную смесь в яму. После чего ее утрамбовывают и посыпают цементной пылью или песком, с той целью, чтобы избежать прилипания при проезде первых машин. Все работы производятся вручную.
Преимущества холодного асфальта:
- Можно проводить ремонт дорог при низких температурах.
- Имеет длительный срок хранения.
- Не нужны специальные механизмы для ремонта.
- Имеет высокую адгезию, гидроизоляционные свойства, повышенную устойчивость.
Хранится и транспортируется холодный асфальт в специальных мешках или картонных бочках-контейнерах. Он полностью готов к использованию, без предварительного разогрева и подготовки.
На видео — холодный асфальт :
Горячий
Горячий асфальт является традиционной и все еще очень распространенной технологией укладки, для которой требуется трамбовочная техника. Горячую асфальтовую смесь готовят из камней, содержание которых доходит до 95%, песка или гравия.
Их связывают друг с другом асфальтовым цементом и продуктами сырой нефти. Компоненты насыпают в агрегат, смешивают и нагревают, после чего грузят в самосвалы. Асфальт выливается на дорогу и прессуется с помощью тяжелого ролика.
Литой
Этот вид асфальтобетона популярен в Европе. У нас в стране он менее распространен из-за дороговизны смеси и оборудования для укладки. С помощью литого асфальта можно легко и быстро построить трассу, устранить повреждения с глубиной до 50 мм в окружности строительства трасс, обустроить тротуарные и велосипедные дорожки.
Литой асфальт имеет одинаковый состав с обычным, и отличается от него лишь иным количеством компонентов и способом укладки.
Литой асфальт разогревают до 250?С, при такой высокой температуре он становится очень текучим и равномерно распределяется по поверхности. Каток для уплотнения не требуется.
Преимущества литого асфальта:
- Продается готовым к использованию, упакованным в специальный контейнер.
- Можно использовать круглогодично.
- Можно легко и быстро отремонтировать практически любые поверхности.
- Имеет большую устойчивость к деформации.
- Обладает большой водонепроницаемостью.
- Не чувствителен к соли и химикатам.
- Экологичен и безвреден.
- Долговечен.
Укладка литого асфальта
Природный
Природный асфальт получается из нефти. Поднимаясь на поверхность, нефтяные углеводородные соединения испаряются. Вследствие чего накапливаются смолисто-асфальтеновые вещества, которые окисляются и уплотняются, и превращаются в более твердые, легко плавящиеся асфальтовые массы. В природных асфальтах содержится от 25 до 50% масел, некоторые из них обогащены серой — до 10 и более процентов.
Песчаный
Песчаный асфальт делается из смеси, в составе которой содержится рационально подобранный состав фракционного зернового отсева дробления щебня или песка, имеющего размер не более 5 мм. Из такого асфальта делают тротуары и пешеходные дорожки.
Основа любого асфальтного производства заключается в подготовке исходных компонентов, смешивании при высокой температуре и хранении в специальных подогреваемых бункерах.
Сульфированный
Сульфированный асфальт делают путем процесса сульфирования природного нефтяного асфальта. Его используют в буровой отрасли, где обрабатывают любые промывочные жидкости на водной основе. Сульфированный асфальт помогает заблокировать трещины ствола скважины, предотвратить осыпи и обвалы, а также загидратизировать глинистые сланцы.
Фрезерованный
Фрезерованный асфальт в последние годы становится популярным в России. Холодная фреза более востребована, чем горячая. С ее помощью снимают старое асфальтовое покрытие и делают его более текстурированным, чтобы уложить на этом месте новое полотно. Современные фрезы позволяют сразу смешивать старый материал с новым.
Цветной
Времена унылого серого асфальта заканчиваются. Благодаря современным технологиям дорожного строительства, многие производители стали предлагать цветной асфальт.
Цветной асфальт позволяет выделить места остановок общественного транспорта, велосипедных дорожек, парковок, пешеходных зон, территории образовательных учреждений.
Цветную асфальтобетонную смесь делают из осветленного битума, в который добавляют красящий пигмент. Красный асфальт является разновидностью цветного. Он широко распространен на дорогах ОАЭ, в местах, где требуется жесткое ограничение скорости. Такая система предупреждения водителей хорошо действует.
Сухой
Сухой асфальт продается в виде сухой порошковой смеси, упакованной в пластиковые ведра или мешки. Из него приготавливают сухой асфальт. Обычно в ведре бывает 30 кг смеси, а в мешке по 50 кг. Сухой асфальт предназначен для ямочного ремонта асфальтированных дорог.
Жидкий
Жидкий асфальт применяется при горячей и холодной укладке дорог и их ремонте. Также им часто заливают полы в производственных помещениях и обустраивают кровли.
Жидкий асфальт
Крупнозернистый
Крупнозернистый асфальт содержит в своем составе фракционный зерновой щебень, величиной свыше 20 мм. Его применяют для нижних и выравнивающих слоев дорожного покрытия. У данного покрытия достаточно жесткая структура.
Мелкозернистый
В мелкозернистой асфальтобетонной смеси содержится зерновой щебень размером до 20 мм. С помощью такой смеси обустраивают верхние слои дорожного покрытия.
Мягкий
Мягким асфальтом покрывают полы в производственных помещениях. Следует учитывать, что этот тип асфальта частично растворим в спирте.
Резиновый
Резиновые добавки в асфальте препятствуют попаданию воды внутрь асфальтированного участка, благодаря чему асфальт не разрушается и сохраняет твердость. И хотя покрытие с резиновой крошкой получается дороже обычного, оно долго служит и не требует частого ремонта. Это позволяет в долгосрочном периоде снизить затраты.
Наливной
С помощью наливного полимер-модифицированного холодного асфальта делают ремонт выбоин при любых погодных условиях. Этот продукт соответствует всем мировым стандартам. Главное при работе с ним – это провести правильную и тщательную подготовку.
Вторичный
Вторичный асфальт производят из асфальтовой крошки, которую получают в результате переработки старого асфальта. Снятый с дороги асфальт проходит через фрезмашину и становится сыпучим. Средняя стоимость этого асфальта получается намного ниже.
Данный дорожный материал очень популярен среди частных домовладельцев. С помощью его делают дорогу на любых видах грунта. Величина слоя в разрыхленном состоянии должна составлять не менее 12 см.
Штампованный
Штампованное асфальтовое покрытие выглядит очень привлекательно, оно прочное, препятствует скольжению.
Этапы технологии его производства:
- Асфальт разогревают до мягкого пластичного состояния, используя инфракрасное оборудование.
- С помощью специальных гибких штампов придают поверхности асфальта нужную фактуру.
- Готовый штамп очищают и грунтуют.
- Окрашивают поверхность износостойким полимерным составом.
Технология выполнения декоративного штампованного асфальта:
Пластиковый
Пластиковый асфальт получается в результате добавления в обычный 20 процентов переработанного пластика. По внешнему виду покрытие схоже с традиционным, но него есть масса преимуществ, в первую очередь экологических. Выгоден он и с экономической точки зрения, на производство пластикового асфальта требуется значительно меньше энергетических затрат.
Асфальт марка 2 тип б
Асфальт тип В марки 2 делают из мелкозернистой асфальтобетонной смеси, в которой содержание щебня может доходить до 40 процентов. Этот «среднестатистический» асфальт имеет обширную сферу применения. Имеет чаще всего серый окрас.
Статья расскажет про особенности применения асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта
Пористость асфальта
Пористый асфальтобетон получают тогда, когда используют крупнозернистый минеральный наполнитель (фракция от 20 мм и выше). Такой материал образует поверхность, которая отличается упругостью, но вместе с тем не имеет очень гладкую поверхность. Поэтому пористый асфальт идеально подходит для нижнего слоя дороги. В качестве верхнего слоя укладывают высокоплотный асфальт. Он делает поверхность идеально ровной и гладкой.
Различают асфальтобетон 4 типов:
- высокоплотный;
- плотный;
- пористый;
- высокопористый.
Технические характеристики и свойства
Технические характеристики и свойства асфальта зависят от количества и вида наполнителя и других примесей. Все искусственные асфальтовые смеси подразделяются на пластиковые, щебеночные, гравийные, песчаные и другие, а также на виды приготовления – холодные, горячие и теплые. Все они могут плотными, пористыми или высокопористыми и иметь различные качества и показатели.
ГОСТ
Каждый вид асфальта имеет свой ГОСТ, в котором прописаны все его технические стандарты. Укладку асфальта проводят также в соответствии с требованиями ГОСТ 9128 2009.
Удельный и объемный вес
Удельный и объемный вес асфальта примерно равны. Измеряют их в кг/м3 в системе МКГСС.
Сколько весит куб асфальта
При асфальтировании дорог важно знать, сколько весит куб асфальта, чтобы не перерасходовать материал. Масса кубометра варьируется в зависимости от типа используемого состава. Чтобы определить точный вес, следует прибегнуть к специальным таблицам или связаться с заводом-производителем, представители которого обязаны предоставить всю необходимую информацию. Приближенно один кубометр весит 1,2 тонны.
Плотность
Плотность природного асфальта составляет 1,1 г/см?. кг. Плотность искусственного асфальта – асфальтобетона зависит от его состава и уплотненности, у мелкозернистого она будет самая высокая, после литого.
Коэффициент уплотнения асфальтового покрытия должен составлять через 10 суток после проведения работ не менее 0,93%.
Толщина
Нагрузка на дорожное покрытие определяет толщину асфальта и вид смеси. Поэтому перед укладкой смотрят на специфику дороги и учитывают предполагаемую интенсивность движения по ней. В среднем новое асфальтовое покрытие имеет толщину 9 см, при этом толщина нижнего – выравнивающего составляет 5 см, и 4 см – верхнего.
Дорожно-климатические зоны
География, которая определяет климатические условия, также важна. От данных условий зависит, как долго будет служить асфальтовое покрытие, и как будет переносить перепады температур и морозное пучение почвы.
Существует 5 климатических зон:
- Тундра, которая характеризуется вечномерзлыми грунтами.
- Лесная зона, где грунты характеризуются избыточным увлажнением.
III. Лесостепная зона, где грунты бывают увлажненными в отдельные периоды.
- Степная зона, которая характеризуется сухостью грунтов.
- Пустынно-степная зона с засоленными грунтами.
Чем выше показатели морозного пучения, тем более пластичным должен быть асфальт. Это поможет избежать образование трещин. Там, где грунты очень влажные, укладывают асфальт, способный противостоять водонасыщению. В засушливых регионах рекомендуется использовать асфальт со специальными добавками, которые продлевают срок службы полотна.
Наполнители асфальтобетона
Как и большинство стройматериалов, изготовленных искусственным путем, асфальтобетон располагает сложной структурой. В основном он состоит из минерального материала в виде щебня или песка, а также битума – органического вяжущего элемента. В зависимости от состава и размеров этих параметров могут изменяться параметры итогового продукта и области его использования.
По происхождению минеральной составляющей асфальтобетоны могут быть трех видов:
Начнем рассматривать асфальтобетоны с щебеночных разновидностей.
Обычные щебеночные наполнители
Дорога, как пирог, состоит из нескольких слоев. Самый нижний слой является стабилизирующим, а верхний выполняет защитную функцию. Этот дорогой и плотный слой предохраняет нижние слои от проникновения в них влаги, которая способна нарушить прочностные свойства дороги. На работоспособность этого слоя влияет как прочность камня, пошедшего на его создание, так и величина его зернистости.
Виды щебня используемые для асфальтобетона:
- получаемый путем раздробления пород вулканического либо метаморфического происхождения, он может применяться при производстве асфальтобетонов, как высокоплотных, так и пористых;
- получаемый из пород осадочного типа, являющихся менее прочными;
- изготовленный из отходов металлургического производства, из которых невозможно получить высокоплотные виды асфальтобетона;
- гравийный щебень применяется для асфальтовых покрытий пористого и высокопористого типов.
Для декоративного оформления дорожек и тротуаров, получения дорожной разметки применяется щебень различных цветов диаметром зерен до 5 мм.
Щебеночно-мастичные наполнители
Щебеночно-мастичного типа асфальт представляет собой усовершенствованную разновидность щебеночного асфальта. Он обладает повышенной упругостью и устойчив против расслаивания, поскольку он плотнее и имеет в своем составе ингредиенты, обеспечивающие стабилизацию. Состав его регламентируется стандартом ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетоны щебеночно-мастичные» и не похож на обычный асфальт. В него входят:
- 70-80% щебня исключительно кубической формы (с малой лещадностью), что повышает устойчивость наружного слоя к износу: такой асфальт способен выдерживать высокую нагрузку не менее двадцати лет;
- песок, получаемый как отсев в процессе раздробления горной породы, добавляется для уменьшения трения;
- битум, процент содержания которого повышен до 5,5 – 7,5%, обеспечивающий повышенную влагоустойчивость и морозостойкость;
- стабилизирующие добавки Габбро, Виатоп, ПБВ-60 и другие.
Процедура уплотнения щебеночно-мастичного асфальта должна выполняться с особым вниманием. Так, чтобы исключить возможность соприкосновения зерен щебня, при укладке запрещается использовать вибрацию. Катки на пневматических шинах тоже не рекомендуется использовать: асфальт можно укладывать только катками с гладкими вальцами.
Щебеночно-мастичный асфальт отличен от простого щебеночного еще и тем, что обеспечивает шероховатость наружной поверхности, с которой при повышенной влажности покрышки автомобилей вступают в плотный контакт. Поскольку техника получения кубовидного щебня до недавнего времени была не отработана, щебеночно-мастичные асфальты распространились лишь в последнее время, хотя по цене они занимают среднее место.
Категория автодороги
Чем больше нагрузки предполагается на дорогу (наличие грузового транспорта, оживленное движение), тем более высокая марка по истираемости нужна для приготовления асфальтобетонной смеси. Также имеет значение для прочности происхождение минерального компонента. Наиболее высокие показатели прочности имеет гранитный щебень. В то время, как вторичный и известняковый щебень демонстрирует самые низкие показатели прочности.
Качество и долговечность зависит от минеральной составляющей
Различают такие виды асфальтобетонных смесей:
- песчаные — отсутствует щебень, что делает поверхность гладкой, но не очень прочной (хорошее решение для пешеходных дорожек);
- полимерно-битумные — присутствует высокая доля полимеров и битума, что увеличивает срок службы покрытия (используется для паркингов, устройства дорог разного предназначения);
- щебеночно-мастичные — характеризуются долговечностью, устойчивостью перед растрескиванием (применяется там, где предполагается интенсивный транспортный поток);
- резино-битумные — упругая поверхность (служит для беговых и велосипедных дорожек).
Марки асфальтобетона
Понятие «марки» асфальтобетона достаточно обширно. Главное требование ко всем маркам асфальтобетонных покрытий — используемые при изготовлении материалы должны соответствовать ГОСТу 9128 — 2013.
Сложность процесса состоит в том, что для определения марки используется большое количество физических и химических факторов. Для различных компонентов асфальтобетонных смесей параметры отличаются.
Например, асфальтобетон с высокой плотностью, изготовленный из горных пород, содержит более высокие и качественные показатели, чем асфальтобетонное покрытие, изготовленное из щебня. Но несмотря на различие в полученном качестве, взятые материалы относятся к марке I, но отличаются лишь плотностью и устойчивостью к разному виду воздействий.
Асфальтобетон с высокой плотностью, изготовленный из горных пород, содержит более высокие и качественные показатели, чем асфальтобетонное покрытие, изготовленное из щебня. Но несмотря на различие в полученном качестве, взятые материалы относятся к марке I, но отличаются лишь плотностью и устойчивостью к разному виду воздействий…
Марка асфальтобетона разделяет используемые материалы на:
- 1. Имеющие высокие показатели для камня и битума.
- 2. Материалы, обладающие усредненными параметрами. В основном такие материалы пригодны для строительных работ всех видов.
- 3. Материалы, использование которых невозможно в условиях с суровым климатом, при повышенной нагрузке.
Читайте также:
Выгодное средство борьбы с гололедом
Виды марок
Литой асфальт
При изготовлении асфальтобетона существуют три основные марки:
- Номер I.
- Номер II.
- Номер III.
Первая марка включается в себя достаточно большое количество дорожных материалов. К ней относятся высокоплотные и высокопористые материалы. Такое покрытие изготавливается на основе гравия, песка. Данные смеси показывает высокое качество, разработанное для особых условий. В составе присутствует битум, кварцевый песок, горные породы. Асфальтобетонное покрытие данной марки достаточно широко используется при строительных работах. Марка I гарантирует высокое качество покрытия.
Данная марка содержит высокоплотные, пористые песчаные типы. По сравнению с первой маркой, покрытие второй марки отличается способностью выдерживать различные климатические условия и нагрузки. Данные параметры у второй марки немного ниже. Но несмотря на это, вторая марка распространена чаще, чем асфальт марки I. Покрытие применяется при строительстве городских улиц, большинства дорог.
В данной марке отсутствует щебень, но содержатся минеральные вещества. Плотность данной марки находится на относительно высоком уровне, но прочность значительно ниже, по сравнению с покрытием на основе камня. Данное покрытие используется для строительства дорог, не предполагающих большой нагрузки. Так же используется для «ямочного ремонта».
Холодный асфальт
Вывод
Для увеличения прочности асфальтобетонного покрытия требуется использование асфальта наивысшей марки истираемости, гранитного щебня, достаточного количества битума пластификаторов. На особенно ответственных участках приветствуется двухслойное асфальтирование — нижний слой делают крупнозернистым, верхний — мелкозернистым.
Также имеет значение тип почвы и климатическая зона. Необходимо адаптировать бетонную смесь под особенности грунта. Учитываются такие свойства бетона: пластичность, устойчивость к перепадам температур, водонасыщение.
Плюсы и минусы полов из асфальта
Отношение к асфальтобетонным полам бывает разным: кто-то хвалит их за надежность и удобство в эксплуатации, а другие, наоборот, ругают. В конце концов, абсолютно идеальных стройматериалов в природе не существует.
Асфальт имеет такие преимущества:
- Материал быстро укладывается
- Покрытие можно эксплуатировать уже через 1-2 дня после укладки
- Достаточно высокая прочность, если заказывать качественную асфальтобетонную смесь (АБС)
- Низкая стоимость, если брать асфальтовую крошку
- Покрытие обладает гидроизоляционными свойствами за счет наличия битума
- Старое покрытие можно повторно использовать для благоустройства территории – например, отсыпать проход или садовую дорожку асфальтовой крошкой
Впрочем, есть у этого материала и недостатки.
Чаще всего люди жалуются на:
- Образование колей под колесами машины в гараже. Это справедливо в первую очередь для покрытий из АБС низкого качества или уложенных с нарушением технологии.
- Невозможность ремонтировать автомобиль с использованием домкрата, потому что он продавливает покрытие
- Разъедание пола керосином, бензином , моторным маслом и другими органическими растворителями битума
- Неприятный запах после укладки и в жару из-за выделения летучих углеводородных соединений
Последний пункт – это, кстати, одна из основных причин, почему в наши дни асфальт не используется в жилых помещениях. Хотя стяжки из него еще можно увидеть в старых домах времен СССР.
Давайте подытожим. Если вы планируете использовать свой гараж в качестве личной автомастерской, то стоит отдать предпочтение более прочным материалам – например, бетону. Он обойдется дороже асфальта и будет требовать особого ухода после заливки. Но зато такой пол простоит долго, и случайные разливы масла ему будут не страшны.
Если вы используете гараж только как место для хранения машины, велосипедов, инструмента и прочего, то асфальтирование – это хороший способ быстро и легко обустроить пол. А для сарая, склада или хозяйственной постройки будет выгодно использовать асфальтовую крошку.
В продолжении статьи мы поговорим о том, какие виды асфальта лучше всего подойдут для конкретных построек.
Преимущества и недостатки асфальта
У популярного асфальтного покрытия имеются как плюсы, так и минусы. Одно из основных преимуществ асфальта – возможность использования техники с целью асфальтирования обширных площадей. Строительный бетон, в отличие от более востребованного асфальтного материала чаще укладывают вручную. Это более трудоемки процесс, на которое затрачивается больше времени.
Основной недостаток асфальта – это неприятный запах. По технологии в процессе изготовления асфальтной смеси используются битумные смолы. А битум вследствие нагревания на солнце выделять довольно неприятный запах. Этот факт может создавать некомфортные условия, если укладка асфальта происходит в жилой зоне
При выборе оптимально дорожного покрытия необходимо учитывать много факторов. Основной недостаток обычного асфальта – непереносимость материалом высоких температур. В жаркий летний сезон он понемногу плавится, вследствие чего дорога расслаивается. Поэтому современные производители разработали асфальты с разными добавками, которые выигрывают по эксплуатационным качествам.
Классификация асфальтных материалов
Асфальтные смеси также классифицируются по максимальному размеру зерен входящих в их состав минеральных компонентов. Сегодня различают 3 категории материалов для асфальта:
– Крупнозернистый. Максимальный размер зерен данной категории – 40 мм. Крупнозернистая смесь используется для асфальтирования разных загородных трасс, которым свойственна значительная пропускная способность автопотока. За счет наличия крупных зерен, дорожное покрытие может выдерживать вес грузовых машин.
– Среднезернистый. Асфальтный материал этого типа содержит зерна, размер которых около 25 мм. Смесь данной категории широко применяется для асфальтирования площадей, бульваров и городских улочек.
– Мелкозернистый. Размер частиц этого асфальтного материала 5-15 мм. В процессе укладки частицы мелкой фракции плотно прилегают, за счет этого после утрамбовки покрытия получается идеально ровная, гладкая поверхность. Мелкозернистый асфальт используется для обустройства спортплощадок и придомовых территорий.
Литой асфальт
Один из самых популярных видов асфальтирования дорог, применяемый в Европе. В нашей стране особого распространения не получил, так как смесь и оборудование необходимое для его укладки стоит довольно дорого. Хотя это с лихвой компенсируется его эксплуатационными характеристиками. Так, например, использование литого асфальта позволяет в кратчайшие строки построить трассу, обустроить велосипедные дорожки или тротуар. Кроме того он устойчив к деформациям, водонепроницаем, устойчив к химикатам и солям, безвреден и долговечен.