Срок службы асфальтового покрытия (асфальта)

И в дорожном, и в бытовом строительстве потребителей асфальта одинаково волнует один вопрос: сколько проживет мое покрытие? Через сколько лет его придется ремонтировать и заменять? Ведь асфальтобетонные смеси стоят не так уж дешево. И берут их именно из расчета на долгий срок службы.

Если посмотреть на ситуацию с отечественными дорогами, которые ремонтируют чуть ли не каждый год, то прогноз как будто бы неутешительный. Значит ли это, что асфальт сам по себе – материал недолговечный? Давайте разбираться.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

  • Почему в России так часто ремонтируют дороги
  • Нормативные сроки службы дорожных покрытий
  • Сколько прослужит асфальт во дворе дома
  • Как можно продлить срок службы асфальта

Остановимся на каждом из них подробнее.

Почему в России так часто ремонтируют дороги

Шутки про российские дороги уже прочно вошли в народный фольклор. Одни ругают дорожников и ставят им в пример дороги в Европе и США, которые спокойно лежат без ремонта по 20, а то и 30 лет. Другие возражают, что наш асфальт ничем не уступает зарубежному, а всему виной – суровый климат. Правда, как это обычно бывает, где-то посередине.

Можно выделить 4 основные причины частого ремонта:

  1. Климатические условия
  2. Рост нагрузок на дорожные покрытия
  3. Устаревшие стандарты дорожного строительства
  4. Нарушения технологии укладки

Давайте поговорим о каждой из них немного подробнее.

Климатические условия

На территории России представлены 4 из 7 существующих климатических поясов: арктический, субарктический, умеренный и субтропический. То есть разнообразие погодных условий в нашей стране огромно. И в каждом регионе есть свои особенности, которые влияют на эксплуатацию дорог.

Вот какие климатические факторы оказывают разрушающее воздействие на асфальт:

  • Низкие температурыПри замерзании до -15-20°С битум в составе асфальта становится хрупким и подверженным растрескиванию. Между тем во многих регионах нормальными считаются зимние температуры около -30°С и ниже.
  • Высокие температурыПри температуре воздуха около 30-40°С битум размягчается, и покрытие легко деформируется и проседает под колесами тяжелого транспорта. Такие цифры в последнее время не редкость даже в зонах более мягкого климата, не говоря уже о южных регионах.
  • Частые циклы заморозки-оттаиванияКаждый раз, когда напитанный водой асфальт замерзает и отогревается, он немного теряет прочность. А за год такой процесс повторяется десятки раз.
  • Слабые грунты В России повсеместно встречаются грунты, которые отличаются низкой несущей способностью: переувлажненные, глинистые, торфяники. Дороги на них дают усадку и деформируются.
  • Морозное пучение земляного полотнаЭта проблема связана с предыдущей. Грунты низкого качества при замерзании расширяются в объеме и деформируют верхние слои дорожного пирога.
  • Обильные осадкиДождевая и талая вода просачиваются в поры асфальта и снижают его структурную прочность. А выпадение снега почти всегда сопровождается использованием реагентов, которые тоже агрессивно действуют на покрытия дорог.

Как видите, климатический фактор при строительстве дорог действительно очень важен. Но ситуация им не ограничивается.

Рост нагрузок на дорожные покрытия

С каждым годом в России интенсивность дорожного движения увеличивается на 10-20%. А развитие промышленности приводит к тому, что на дороги выезжает все больше тяжелого грузового транспорта.

Для наглядности, приведем несколько примеров того, как изменилась ситуация в дорожной отрасли за последние 30 лет:

ПоказательВ 1990-1991 гг.В 2020-х
Количество легкового транспортаОколо 17 млнБолее 45 млн
Протяженность транспортной сетиОколо 455 тыс. кмБолее 1,5 млн км
Средняя интенсивность движенияОт 200 до 6000 авт./сут.От 1000 до 14 000 авт./сут.
Объемы грузооборота автомобильным транспортомОколо 150 млрд т*кмБолее 270 млрд т*км

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Динамика поистине впечатляющая. При этом качество дорожного строительства за эти же 30 лет особо не изменилось. Это значит, что покрытия, которые в СССР могли спокойно служить не одно десятилетие, в современных условиях «убиваются» всего за несколько лет.

Устаревшие стандарты дорожного строительства

До недавнего времени основным документом, который нормировал требования к асфальтобетонным смесям (АБС) и асфальтобетону, был ГОСТ 9128. Первая версия этого стандарта была принята в 1959 году, а последняя – в 2013.

За эти 50 лет ГОСТ капитально не пересматривался. Да, вводились новые требования, упразднялись устаревшие классификации, ужесточались рамки допустимых значений по отдельным показателям. Но сам подход к проектированию составов смесей и их испытанию оставался неизменным.

Среди недостатков этих государственных стандартов можно назвать такие:

  • Требования к характеристикам асфальта не учитывают климатические условия его эксплуатации и уровень транспортной нагрузки
  • Стандартные методы испытания (ГОСТ 12801-98) не отражают нагрузок, которым асфальт подвергается в покрытии
  • Не нормируется ряд важных эксплуатационных показателей (например, износостойкость и глубина колеи)

Для решения этой проблемы в 2019-2020 годах начали принимать новые стандарты, в основу которых легла американская система Superpave («Суперпейв»). В нее входят требования к качеству применяемого сырья и схема проектирования составов АБС под конкретные условия эксплуатации.

Эти стандарты представлены следующими сериями нормативов:

  • ГОСТ Р 58401
  • ГОСТ Р 58402
  • ГОСТ Р 58406
  • ГОСТ Р 58407

Предполагается, что все дорожные службы перейдут на них к 2023 году. А до тех пор при строительстве дорог допускается использовать как новые правила, так и привычный ГОСТ 9128-2013.

Нарушения технологии укладки

Не могло обойтись в этом деле и без человеческого фактора. Действительно, частенько асфальт приходит в негодность просто потому, что дорожники пренебрегают правилами обустройства дорог и тротуаров.

В сезон строительных и ремонтных работ можно наблюдать такие недочеты:

  • Укладка асфальта в холодную погоду, дождь или снег, на мокрое основание
  • Использование дешевых отходов (битый кирпич, строительный мусор) вместо прочного щебня для обустройства основания
  • Долгие простои самосвалов с асфальтобетонной смесью, в ходе которых материал остывает
  • Укладка асфальта прямо на щебень без пропитки его битумной эмульсией
  • Укладка покрытия недостаточной толщины

Решить эту проблему можно только путем жесткого контроля за качеством проводимых работ. Нелишним будет и корректировка бюджетов, выделяемых на строительство и содержание дорог. Ведь именно нехватка средств часто толкает подрядчиков на использование дешевого сырья и привлечение неквалифицированных рабочих.

Мы поговорили о том, как обстоят дела с российскими дорогами на практике. Теперь давайте обратимся к документам и посмотрим, как они оценивают долговечность асфальта.

Основание и толщина асфальта

Мы уже знаем, что нужно учитывать не только материал основания, но и не забывать о нагрузке. Так, если выполнить основание из бетона, то 6-ти сантиметрового слоя асфальта хватит для создания качественного дорожного полотна, которое рассчитано на малые и средние нагрузки. Если использовать в качестве основания щебень или бой кирпича, то нижний порог высоты асфальтового слоя варьируется от 12 до 18 см: в зависимости от того, простая это дорога или же автомобильная трасса (в последнем случае основание должно быть не менее 30 см).

Слой асфальта, толщиной от 18 до 30 см способен выдержать нагрузку и на оживленных автомобильных трассах, в таком случае в качестве материала основания выступает бетон или щебень 4-5 разных фракций. Учитывайте данные нормы при планировании строительства и бюджета, и тогда покрытие прослужит вам долго, а вы потратите на материал ровно столько, сколько требуется.

Нормативные сроки службы дорожных покрытий

Все те причины, которые мы рассмотрели выше, приводят к тому, что покрытия на дорогах ремонтируют каждые 2-3 года, а на улицах с высоким трафиком – еще чаще. Общий же срок их эксплуатации часто не превышает 10 лет.

Но на бумаге ситуация выглядит иначе.

В нормативных документах можно встретить такие понятия:

  • Гарантийный срок
  • Межремонтный срок

Давайте разберемся, в чем между ними разница и какие требования к ним предъявляют.

Гарантийный срок службы асфальта

Это срок, в течение которого подрядчик обязан безвозмездно устранить дефекты, обнаруженные в покрытии. Он отсчитывается с момента сдачи дороги в эксплуатацию после строительства или ремонта.

Гарантийный срок ничего не говорит о реальной долговечности покрытия. По сути, это термин чисто юридический. Подрядчики имеют право устанавливать его по своему усмотрению в контрактах на осуществление работ.

Однако существуют типовые условия контрактов, введенные Приказом Минтранса от 05.02.2019 N37.

В них устанавливаются минимальные гарантийные сроки на дорожные одежды:

Слой дорожной одеждыГарантийный срок, лет
Земляное полотно и основание (при строительстве и реконструкции)8
Земляное полотно и основание (при ремонте, в том числе капитальном)6
Нижний слой покрытия5
Верхний слой покрытия и слой износаДо 1000 авт./сут.8
1000-2500 авт./сут.7
2500-5000 авт./сут.6
5000-10 000 авт./сут.5
10 000-20 000 авт./сут.4
От 20 000 авт./сут.2

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Для защитных слоев и поверхностных обработок устанавливаются такие сроки:

  • При интенсивности движения менее 2500 авт./сут. – 1,5-2 года
  • При интенсивности движения более 2500 авт./сут. – 1 год

Гарантийный срок выполняет очень важную функцию. Он мотивирует подрядчиков ответственно подходить к укладке асфальта. Ведь если новая дорога покроется ямами и трещинами через год после сдачи в эксплуатацию, то нерадивым строителям придется все переделывать за свой счет.

Межремонтные сроки дорог

Это срок с момента сдачи покрытия в эксплуатацию до следующего текущего или капитального ремонта. Он используется для расчета средств, выделяемых из бюджета на капитальный и текущий ремонт дорог.

Их устанавливают:

  • Для дорог федерального значения – Правительство РФ
  • Для дорог регионального или межмуниципального значения – Правительства субъектов (республик, областей, краев и так далее)
  • Для дорог местного значения – администрации муниципальных образований (районов, округов, городов, сел)

Актуальные сроки ремонта дорог федерального значения были приняты Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2022 г. N658.

В нем приводятся такие цифры:

  • Для дорог I-IV категорииКапитальный ремонт – 24 года Текущий ремонт – 12 лет
  • Для дорог V категории (городские проезды, сельские дороги)Капитальный ремонт – 10 лет Текущий ремонт – 5 лет

Это постановление пришло на смену более старому, принятому в 2015 году. Что характерно, в предыдущей редакции межремонтные сроки не превышали 10-12 лет для капитального ремонта и 4-6 – для текущего. Предполагается, что увеличение их в два раза должно было повлечь за собой улучшение качества дорог. Но пока что покрытий, реально отвечающих требованиям, в стране совсем немного.

Для дорог регионального, межмуниципального и местного значения цифры варьируются от области к области и от города к городу.

Обычно они не превышают таких значений:

  • Капитальный ремонт – 10-12 лет
  • Текущий ремонт – 4-6 лет

Узнать точные цифры для своего субъекта или населенного пункта вы можете в актуальных нормативах затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог.

Мы рассмотрели основные моменты, связанные с эксплуатацией асфальтобетонных покрытий. Но этот материал применяется не только в дорожном, но и в бытовом строительстве. На какую долговечность можно рассчитывать в этом случае?

Возможные дефекты асфальтового покрытия

Работы по укладке асфальта на основных дорогах могут сопровождаться некоторыми дефектами, появляющимися на покрытии, если нарушаются правила асфальтирования.

При использовании асфальтоукладчика могут появляться короткие волны на покрытии. В этом случае надо следить за равномерной подачей горячей смеси. Длинные волны будут свидетельствовать о том, что не соблюдается температура массы или каток движется неравномерно.

На полотне могут образовываться разрывы, которые будут следствием неправильной работы выглаживающей плиты. Она нарушит коэффициент уплотнения из-за несоответствующей температуры массы и присутствия в ней посторонних включений. В этом случае надо строго контролировать работу укладывающего оборудования, единичные небольшие разрывы можно устранить сразу.

Температура выше нормы, утвёрждённая СНиПом, может привести к растрескиванию или неравномерной текстуре поверхности из-за резкого контраста между основанием и горячей массой.

Появляющиеся на поверхности битумные пятна являются следствием нарушения процентного состава смеси. Они сделают покрытие скользким. Точное соблюдение пропорций предотвратит этот дефект.

Некачественные швы являются правила укладки. Чтобы их избежать, холодный край разогревается газовыми горелками, и только потом укладывается горячая смесь.

Следствием неправильной работы асфальтоукладочной машины может стать разная толщина слоёв или продольные трещины, поэтому оборудование должно хорошо регулироваться.

Срок службы асфальтового покрытия на придомовой территории

Сразу скажем, что требований к долговечности асфальта во дворах частных и многоквартирных домов нет. Это обусловлено тем, что нагрузки там ни в какое сравнение не идут с дорожными. И любая мало-мальски качественная разновидность материала их спокойно выдерживает.

Примерные сроки службы асфальта будут такими:

  • Для отмостки – 15 лет
  • Для тротуаров, дорожек, площадок – 10-12 лет
  • Для проездов и парковок – 8-10 лет

Эти цифры носят ориентировочный характер. Если асфальт уложен по правилам и в ходе эксплуатации не особо нагружается, то он может спокойно пролежать и 20, и 30 лет. И наоборот – если покрытие выбиралось из расчета на движение пешеходов, а на практике по нему постоянно катаются грузовики, то ни о какой долговечности не может быть и речи.

Повлиять на срок «жизни» асфальта вполне реально, если правильно за ним ухаживать.

Как нагрузка на полотно влияет на толщину асфальта

Для начала давайте посмотрим, какие нагрузки могут быть оказаны на асфальтовое покрытие:

  • На пешеходные дорожки и тротуары не оказывается серьезного давления.
  • Если речь идет о подъездных путях или местах стоянки автомобильного транспорта, то здесь нагрузка возрастает.
  • Если по автомобильной дороге передвигаются преимущественно легковые машины, то нагрузку также нельзя назвать максимальной.
  • Если имеет место частый проезд грузовых автомобилей, то влияние на дорожное полотно заметно возрастает.
  • Если же по трассе двигаются преимущественно большегрузы, то нагрузку однозначно можно классифицировать как высокую.

Как вы понимаете, по каждому пункту рекомендуется различная толщина асфальтового слоя. Если планируется устройство тропинки, дорожки или тротуара, асфальтирование площадки у дома (в общем, если по заасфальтированной территории не будут двигаться автомобили), то достаточно будет 1 слоя асфальта толщиной в 3 см. Если же речь идет о подъездных автомобильных путях, стоянках легкового транспорта, пригаражной территории и других подобных мест, то рекомендуем увеличить слой вдвое – до 6 см. Теперь переходим к автомобильным дорогам. Если на дорожное полотно предполагается средняя нагрузка, например, лишь движение легковых автомобилей, то можно укладывать трехслойных асфальт, общей толщиной в 12 см. Если же по дороге также будет проезжать и грузовой транспорт, то добавляем еще один слой – общая высота асфальта становится 18 см. Однако существуют и такие трассы, по которым движется интенсивный поток грузовиков. Здесь и 3-х слоев может быть недостаточно для полноценного качества и длительного срока службы. В таком случае асфальт можно делать хоть в 4, хоть в 5 слоев, однако, как правило, 30 см вполне достаточно. Как видите, расход материалов в различных случаях может изменяться в несколько раз. Кстати, с расценками на работы вы всегда можете ознакомиться на странице: «Укладка асфальта – цена за м2 в Москве». Если вы решили, что вам нужно более 1-го слоя асфальта, то рекомендуется склеивать слои битумом, что повысит их сцепление. Основание также нужно пролить жидким битумом, примерно 0,5-0,8 литра на кв.м.

Как продлить срок службы асфальта

Никому не хочется тратить деньги на обустройство покрытия, которое уже через 2-3 года придется менять. И чтобы такой ситуации не возникло, нужно подойти к асфальтированию своего участка с умом.

Для этого необходимо:

  • Правильно выбрать материал
  • Соблюсти правила укладки
  • Правильно ухаживать за покрытием

Давайте разберем каждый пункт подробнее.

Как выбрать асфальт

Мы не будем говорить о том, как проектируются составы асфальтобетонных смесей для дорожного строительства. Для этого существует множество нормативных и методических документов, где этот процесс расписан до деталей. А вот в сфере бытового применения асфальта такого жесткого нормирования нет. Зато есть большое разнообразие видов и марок материала. И потребителю часто непонятно, на что обращать внимание.

Вы можете воспользоваться таблицей ниже, чтобы выбрать разновидность материала под конкретную задачу:

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Для чего применяется асфальтКакие свойства материала важныРекомендуемые виды асфальта
ОтмосткаВодонепроницаемость Водонасыщение ВодостойкостьГорячий высокоплотный любого типа
Тротуар, дорожка или площадка, по которым не будут ездить машиныВодонасыщение Водостойкость МорозостойкостьГорячий плотный асфальт Холодный мелкозернистый или песчаный
Проезд во дворе, подъезд к домуПрочность Сдвигоустойчивость Трещиностойкость Водонасыщение Водостойкость МорозостойкостьГорячий высокоплотный или плотный типов А, Б Холодный мелкозернистый
Стоянка, пол в гаражеПрочность ПолзучестьГорячий высокоплотный или плотный типов А, Б

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Более подробно об этом мы пишем в статье Как выбрать асфальт.

Как уложить асфальт

Многие характеристики будущего покрытия закладываются на этапах укладки и уплотнения асфальтовой смеси.

Чтобы «выжать» из материала максимум, нужно соблюдать такие правила:

  • Проводить укладку в сухую и теплую (до +5°С) погоду
  • Перед укладкой дополнительно перемешать смесь, чтобы она была однородной
  • Если используется горячий асфальт, его нужно укладывать сразу после доставки – пока материал не остыл
  • Уплотнять горячий асфальт нужно как минимум виброплитой или ручным катком, а еще лучше – полноценным дорожным катком
  • Покрытие из холодного асфальта лучше всего уплотнять виброплитой
  • После укладки по горячему асфальту лучше не ездить 1-2 дня, чтобы дать ему остыть и затвердеть; у холодной разновидности таких ограничений нет

Правильная укладка позволяет получить прочное и долговечное покрытие.

Вы можете найти пошаговые инструкции по использованию разных видов асфальта в наших статьях:

  • Технология укладки горячего асфальта
  • Технология укладки холодного асфальта
  • Технология укладки срезки асфальта
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]