Подушка под тротуарную плитку укладывается всегда. При этом обеспечивается устойчивость, надежность и достаточная подвижность покрытия, что позволяет предотвратить его разрушение вследствие пучения грунта. Существуют разные виды оснований: песчано-гравийное, песчано-цементное. При обустройстве стоянки или дороги для автомобилей создается более прочное покрытие — из бетона.
Слева — песчаная подушка, справа — бетонное основание под тротуарку.
Подготовительные земляные работы
Дальнейшие действия зависят от того, какой вид основания выбран:
- песчаное покрытие;
- песчано-цементное;
- бетонное.
В первом случае песок трамбуется без применения вспомогательных материалов. Песчано-цементная смесь — более прочное покрытие. После соединения главных компонентов производится засыпка траншеи.
Цементный раствор не готовят при этом, а используют сухую смесь. Заливка водой осуществляется после укладки основания. Для создания бетонного покрытия замешивают цементный раствор. При этом создается опалубка, последовательность действий при подготовке к земляным работам будет уже другой.
Общий этап для формирования любого основания — выемка грунта на участке, где планируется укладывать плитку. Работу выполняют своими руками, т. к. в данном случае не нужно копать глубокий котлован, как под фундамент.
Толщина слоя почвы, который нужно удалить, определяется видом основания: песчаное, песчано-цементное или бетонное. Чем больше материалов при его обустройстве будет использоваться, тем толще слой удаляемого грунта.
Главные критерии, на которые следует ориентироваться, когда производится выемка почвы:
- площадка, формированная из плитки, должна быть вровень с поверхностью земли, при этом используют столько материалов, чтобы после усадки данное требование выполнялось;
- если верхний слой грунта рыхлый, допустимо обустраивать покрытие так, чтобы оно было ниже поверхности земли на 2-4 см.
В обоих случаях важно учитывать усадку применяемых сыпучих материалов и почвы. Когда обустраиваются садовые дорожки, тротуары, в большинстве случаев толщина слоя грунта, который снимают, составляет 20 см.
Чтобы сделать более прочным покрытие площадки, отведенной под парковку, дополнительно удаляют еще 8-10 см. В результате глубина небольшого котлована достигает 30 см. Расход материалов увеличится, т. к. в данном случае необходимо создать надежное основание, которое сможет выдержать легковые и грузовые автомобили.
Устройство песчано-гравийной подушки.
На этапе снятия слоя почвы удаляют сор, камни, сорную траву. Если поверхностный слой почвы плодородный, не рекомендуется разбрасывать его вдоль площадки, где ведутся строительные работы. Здесь будут прорастать сорняки. Такую почву лучше использовать для обустройства грядок и клумб.
После удаления сора и камней формируется уклон в направлении от строений (не более 3%). Дно траншеи утрамбовывается. Это позволит сделать будущее покрытие более прочным, т. к. снижается риск усадки грунта под весом используемых материалов. Устанавливается бордюрный камень.
Преимущества и недостатки
На небольшие участки покрытия тротуарной плиткой при монтаже основанием служит песок, который не набухает под действием атмосферных осадков (талые и ливневые воды проходят через подушку из песка и впитываются в грунтовые почвы). После дождя на поверхности не остаются водяные разводы, если материал уложен профессионально, а также дорожка не «дает растрескивания» при подвижках грунта.
К недостаткам подушки из песка под тротуарную плитку можно отнести:
- Превышение допустимых нагрузок на покрытие. Автотранспорт на дорожке из плитки может повредить полотно.
- Муравьи уносят песок из – под брусчатки в больших количествах. Чем лучше песчаная подушка утрамбована, тем сложнее насекомым выбивать песчинки из грунта, тем самым износостойкость тротуарного покрытия выше.
- Подмыв территории водой, если не обеспечена качественная укладка песчаной подушки.
- Выветривание песчинок из швов между плитками. Это приводит к расшатыванию камня.
Мытый песок (получают путем просеивания и промывания), речной и сеяный песок, – наиболее удачный вариант для укладки тротуарных плит.
Альтернатива песочной прослойке – искусственный отсев из щебня, гравия и сланца. Низкая себестоимость строительного материала, переработанного из горных пород, не обеспечивает высокие показатели эксплуатационной характеристики тротуарной плиты (слой отсева плохо переносит воздействие влаги). Улучшить износоустойчивость тротуарной плитки помогает утрамбовка слоя отсева, желательно в несколько подходов.
Материалы и инструменты
Для самостоятельной укладки тротуарной плитки необходимо приобрести шнур (бечевка), и колышки для разметки территории, строительный уровень, киянку, мастерки, «болгарку» с алмазным кругом, автоматическую или ручную трамбовку, пластмассовые крестики, цемент М 500 и купить песок разных фракций.
В «мировой паутине» можно найти видео мастер классов или советы специалистов на форумах по мощению тротуаров.
Важно! Если грунт заболоченный и глинистый, необходимо провести дренажные работы (формирование уклона и монтаж дренажных труб для стока воды). На сухих почвах достаточно уложить плитку под уклоном под градусом 2 или 3 % по направлению к бордюру.
Расчет площади покрытия
При измерении сложной укладки тротуарной плитки рекомендуется рассчитать сначала небольшие фрагменты покрытия с учетом погрешности + — 5 % (укладка, подрезы). А затем суммируют. При настиле сложной конфигурации рисунка погрешность составит от 10 до 20 %.
Песчаный слой под плиткой, как правило, составляет от 3 до 5 сантиметров. При использовании щебня умножают площадь дорожек и площадок на толщину слоя подложки (5–10 см).
Количество бордюрного обрамления вычисляют по длине периметра площадки за вычетом мест стыковки плитки.
Бордюрные камни рассчитываются по длине дорожки. Величина умножается на два, а после полученной суммы итог делится на длину одного бордюра. Продаются поштучно. В итоге получается значение, необходимое для приобретения необходимого количества ограждающих элементов.
Дренажная подушка из гравия
Завершается этап подготовки дна траншеи. Поверх него можно уложить геотекстиль. Его главная задача — предотвращение усадки используемых сыпучих материалов. Кроме того, геотекстиль задерживает рост сорной травы в траншее, дно которой он закрывает.
Для укладки тротуарной плитки и участков дороги, на которые не оказывается существенной нагрузки, используют щебень. Средний размер фракций материала составляет 5-20 мм. Рекомендованная толщина слоя — 15 см. Этого достаточно при монтаже покрытия тротуара.
При обустройстве дренажной подушки используют материал с фракцией 5-20 мм.
Если обустраивается площадка под машину, важно не только тщательно утрамбовать и выровнять грунт, нужно еще и использовать достаточное количество насыпных материалов. В данном случае слой щебня составит 30 см. Средний его размер — до 40 мм.
Сверху формируется более тонкий слой из мелкофракционного щебня толщиной не более 5 см. Средний размер фракций в данном случае составляет 5-20 мм. Нельзя использовать только мелкофракционный или крупнофракционный щебень. При этом может произойти усадка либо нарушится дренаж.
Сверху укладывают слой песка. Его толщина варьируется от 4 до 15 см, что зависит от параметров основания. Чтобы сделать слой песка прочным, его нужно залить водой в умеренных количествах. После этого производится трамбовка.
Особенности заливки жидкого раствора
Если вы хотите подготовить надежное парковочное место и в качестве основы выбрали бетонный монолит, то необходимо учесть несколько нюансов:
- Высота бетонного основания должна быть на 5-10 см выше, чем цементно-песчаная смесь.
- Для монолита также потребуется «подушка», но в этом случае вам понадобится меньше песка (высота слоя порядка 2-3 см).
- Так как бетонный монолит не будет пропускать влагу, придется обеспечить дренажную систему. Для отверстий, отводящих воду, подойдут трубы длиной порядка 20 см (длина зависит от высоты основания). На каждый м2 потребуется по одному куску трубы.
- Жидкий раствор состоит из песка, цемента (М 150-200), пластификаторов или гашенной извести и воды. Готовый раствор должен быть достаточно жидким, чтобы его можно было выровнять правилом.
- Если по тротуарной плитке будут ездить большегрузные машины, то основание необходимо армировать. В этом случае высота монолита увеличится на 3-5 см.
Гидроизоляция основы
На участках с высокими грунтовыми водами гидроизоляция прокладывается между гравием и песком.
Поверх песчаного слоя можно проложить геотекстиль. Это экологичный материал, который не только защищает основание от сорной травы, а покрытие — от проседания, но еще и позволяет правильно организовать гидроизоляцию верхнего покрытия. Геотекстиль укладывают одним слоем внахлест.
Преимущества такого материала:
- неподверженность гниению, разложению;
- длительный период службы;
- высокая прочность.
Кроме того, благодаря геотекстилю снижается вероятность скопления воды под брусчаткой. Если нет возможности использовать такой материал, применяют полиэтиленовую пленку.
Ее складывают вдвое, но даже это не обеспечит надежной защиты покрытия от воды. Пленка быстро деформируется.
Укладка брусчатки
После устройства песчаной подушки приступают к укладке брусчатки. Тротуарная плитка укладывается в направлении «на себя» с зазором между изделиями в 2-3 мм. Для укладки брусчатки и её корректировки по месту используется мастерок и резиновая киянка. Подрезку плитки производят также своими руками болгаркой с диском-сухорезом, позволяющим не только резать бетон, но и подтачивать его своей боковой поверхностью.
Схема укладки брусчатки
При укладке тротуарной плитки через каждый погонный метр кладки проверяют соблюдение уклона и профиля поперечного сечения покрытия. Правильно формировать выпуклость профиля дорожки позволяет периодическое прикладывание к покрытию изготовленного своими руками шаблона из фанеры.
Песчаная подушка
Способов обустройства основания множество, в каждом из них применяется песок. Слой этого материала может формироваться под щебневой подушкой, поверх нее. Кроме того, в процессе укладки плитки тоже используется песок. Он выступает в качестве уплотняющего материала. Если укладывать брусчатку непосредственно на геотекстиль или щебень, надежность покрытия снизится.
Финишный песчаный слой формируется после того, как будет выполнена гидроизоляция. Материал должен быть просеян. Причем наилучшим вариантом является речной песок. Толщина несущего слоя зависит от параметров основания, в большинстве случаев она составляет 7 см. В процессе укладки плитка частично погружается в песчаное основание.
Материал нужно постоянно трамбовать. Для этого используется специальное оборудование. Можно выполнять работы своими руками, в данном случае песок смачивают водой. Перед монтажом брусчатки слой этого материала выравнивают штукатурным правилом.
Какой фракции песок нужен для укладки тротуарной плитки
Большинство людей знакомы с идеей, что тротуарная брусчатка должна быть уложена поверх слоя песка. В идеале этот песок должен быть грубым и зернистым. При уплотнении края будут шлифоваться вместе, фиксируя слой песка на месте, что помогает предотвратить эрозию или движение.
Бетонный песок работает очень хорошо, но вместо этого иногда используют каменный песок. Однако ни один из этих видов песка не подходит для заполнения швов тротуарной плитки. Сыпучий песок смывается со временем или при сильных дождях. Из-за этого для швов тротуара был разработан полимерный песок, чтобы сохранить его форму и устранить подвижность.
Тротуарная плитка должна быть уложена на песок. Он должен быть грубым и зернистым.
В последние годы был разработан новый тип песка для тротуара, который размягчается при намокании. Хотя считается, что это обеспечивает большую гибкость, это также может вызвать проблемы с эрозией и может потребовать повторного нанесения песка.
Полимерный песок – это просто гранулированный песчаный материал, который помещается в трещины и стыки между каменной брусчаткой, чтобы фиксировать блоки и сохранять красоту и целостность брусчатки. Активируемый водой полимер вводится в песок.
После нанесения материала на вымощенную поверхность песок опрыскивают водой, что приводит к затвердеванию полимеров. Это закрепляет песок на месте. Полимерный песок не нуждается в замене, даже при воздействии экстремальных погодных условий.
Полимерный песок – это песчаный материал, который помещается в трещины и стыки между каменной брусчаткой.
Песчано-цементное основание
Принцип формирования финишного слоя в данном случае такой же, что и в случае с песчаным основанием. Только вместо чистого песка готовится смесь компонентов. Это позволит сделать покрытие монолитным. Смешивают песок и цемент в соотношении 3:1. После того как будет сформирован финишный слой, его выравнивают. Трамбовать песчано-цементную смесь необязательно.
Если правильно выполнить подготовительные работы по укладке щебнево-песчаной подушки, поверхностный слой сыпучих материалов можно просто сформировать на поверхности геотекстиля.
Трамбовка выполняется в процессе монтажа брусчатки. Когда используется цементно-песчаная смесь, важно выполнять работу в сухую погоду при условии, что влажность воздуха не превышает нормального уровня. При контакте с влагой цемент начинает затвердевать. Это приводит к снижению качества покрытия.
Как делается
Рассмотрим, как сделать подушку под тротуарную плитку максимально качественным образом. Берётся песок, обязательно чистый, просеянный, без примесей. Поверхность разравнивается, его ровность проверяется при помощи уровня. Ровным слоем насыпается песок. Натягивается уровень из бечёвки, по которому покрытие выравнивается.
Можно выравнивать при помощи обычных граблей.
Чем ровнее выравнивается, тем лучше. Затем первый слой увлажняется шлангом или лейкой. Не стоит прилагать слишком большое усилие или давать излишне большой напор, иначе всё может размыть.
Когда материал уложен, выкладывается щебень, укладываемый почти по такому же принципу. Он также разравнивается максимально равномерно, выкладка осуществляется ровная. Его нужно немного утрамбовывать, иначе нужной горизонтальности не достичь. Когда щебень доведён до нужной ровности, немного ждут, пока поверхность подсохнет. Далее выкладывают брусчатку. Её укладка осуществляется обычным образом, так же как она укладывалась бы и без защитного промежутка.
Бетонное основание
Такой вариант выбирают при монтаже парковочной площадки или участка дороги, на который будет оказываться повышенная нагрузка.
Плитка поверх такого покрытия укладывается с помощью клеящего состава. Перед заливкой бетона формируется дренажная подушка.
Пример бетонного основания под укладку тротуарной плитки.
Основание нужно усилить, для чего используют армирующие прутья. В основе такой подложки под плитку — гидроизоляция.
Благодаря применению влагонепроницаемого материала бетон защищается от воздействия влаги, что позволит увеличить срок службы покрытия.
Опалубка
Составляется схема будущей площадки. Определяются ее размеры, параметры каждого слоя сыпучих материалов. После заливки бетоном изменить их будет невозможно, поэтому важно правильно установить опалубку. Она позволяет придать нужную форму раствору, если поверхность дорожки выше уровня почвы.
При монтаже опалубки используют дерево: щиты, доски. Подойдет и щитовой пластик, ДСП. Одна сторона изделий должна быть плоской. Их фиксируют с помощью предварительно установленных кольев.
Армирование
На дне траншеи формируется песчано-гравийная подушка. Вышеописанный принцип выполнения таких работ можно взять за основу и при укладке плитки на бетон. Поверх слоя щебня располагают армирующий каркас.
При этом используют металлические прутья диаметром 6 мм или готовую сетку, размер ячеек которой составляет 10х10 см. Когда применяют прутья, их необходимо скрепить между собой под прямым углом с помощью проволоки. Метод сварки использовать нельзя.
Маяки
Перед заливкой бетона важно определить границу, выходить за которую нельзя. Это позволит создать ровное покрытие. В качестве маяков применяют металлический профиль. Его располагают вдоль всей площадки. Можно использовать профили для гипсокартона.
Они выполнены из оцинкованного металла, отличаются существенной длиной. Крепятся маяки с помощью небольшого количества цементного раствора. Профили располагают параллельно друг другу на некотором расстоянии (не больше длины штукатурного правила).
Заливка бетона
Применяют цемент М400 или М500. Перед заливкой ребром устанавливают листовой материал любого вида, его толщина не должна превышать 4 мм. Когда цементный раствор затвердеет, листы убирают, в результате получают компенсаторные швы, благодаря которым покрытие не деформируется при перепадах температур.
Раствор готовится с помощью строительного миксера. Сначала смешивают сухие компоненты. После получения равномерной смеси постепенно добавляют воду. Нужно контролировать, чтобы в массе бетона при заливке траншеи не было пустот.
Почему брусчатка набирает популярность
Брусчатка набирают популярность с каждым годом. Это прекрасный и прочный способ проложить дорожку или создать элегантную лестницу. Брусчатки также преображают дворики. Брусчатка привносит богатство в обычное пространство и неизмеримо увеличивает стоимость недвижимости.
В современном мире домовладельцы все чаще предпочитают использовать брусчатку. Ее типы могут быть гораздо более экономичными и выдерживать высокое давление, оказываемое на них современными машинами. Это делает их популярными для проездов, подъездов и тротуаров.
Из брусчатки можно вложить дорожку или оформить участок необычными узорами.
Плюсы и минусы покрытий из брусчатки
Основные преимущества покрытия из брусчатки:
- Наиболее экономически эффективны. Асфальтовые плитки изготавливаются либо внутри страны, либо из любой точки мира, следовательно, нет наценки за экспорт.
- Увеличенный допуск давления. В отличие от обычных кирпичей, асфальтовые плиты имеют исключительную устойчивость к давлению, что делает их подходящими для специализированных применений.
- Разнообразие вариантов. Когда домовладельцы решают устанавливать тротуар, у них есть широкий выбор вариантов на выбор. Некоторые типы выглядят как обычный красный кирпич, а другие напоминают гранит.
- Равномерное производство. Поскольку тротуарные плиты производятся серийно, компоненты для замены легче найти, когда они необходимы.
- Лучший дренаж. Большинство тротуарных плиток изготавливаются таким образом, чтобы они могли способствовать более эффективному дренажу.
Плюсы брусчатки – экономна и красива, выдерживает большое давление в отличие от кирпича, огромный выбор вариантов оформления и материала.
Основные минусы покрытия из брусчатки:
- Процесс укладки тротуарной плитки на песок потребует больше времени, чем при обычной плитке.
- Это может быть дороже, чем другие варианты. Первоначальная стоимость установки тротуарной брусчатки может быть выше, чем в других вариантах, но в долгосрочной перспективе вы сэкономите деньги благодаря более простым и менее затратным методам обслуживания.
- Со временем рядом с такими плитками прорастают сорняки.
Минусы брусчатки – процесс укладки занимает много времени, стоимость может быть выше, чем в других вариантах, со временем между плитками прорастают сорняки.
Установка бордюров
Установка бордюров происходит по заранее сделанной разметке. Затем замешивается цементно-песчаный раствор в пропорции 1:3 и наносится на поверхность вдоль кладки блоков. Бордюры ставятся на скрепляющую смесь, подгоняются по уровню. Готовые плиты оставляют на 1 день, чтобы раствор скрепил элементы. В некоторых дизайнерских решениях укладка блоков проводится без бордюра.
Слой геотекстиля
Подготовка к монтажу плитки включает укладку гидроизоляционного слоя, который располагают над дренажом в качестве подложки. Так предотвращают попадание влаги к верхнему несущему слою, улучшают качество и целостность покрытия. Слой геотекстиля выстилается на дно и стенки земляной конструкции. Искусственный материал не гниет от длительного нахождения в воде, не разлагается даже при длительном использовании, обеспечивает дороге защиту от воды.
Кратко о главном
Итак, мы вам рассказали о том, как укладывать брусчатку своими руками с самого начала. Скажем прямо, все это кажется несложно. Но на самом деле процесс монтажа дорожного материала непростой. Требуется опыт, навыки работы со строительными инструментами. Но тот, кто решил попробовать свои силы, рекомендуем начать на небольшом участке где-нибудь в глубине двора. Если конечный результат вас не удовлетворил, то стоит пригласить мастеров.
Источник
Типичные ошибки
Размер и форма плитки оказывает влияние на качественную укладку. Большие элементы на маленьких территориях в остатке дают большое количество «обрезки», то есть отходов.
Использование воды при утрамбовке фундамента под тротуарный настил рекомендовано применять в сухой период времени (зависит от климатических условий). Технология обеспечивает быструю просушку и закрепление строительного материала.
В дождливый период укладка тротуарного покрытия не рекомендована. Песчаный настил будет поврежден влагой.
Техника безопасности
При облагораживании территорий плиткой, если Вы не профессиональный строитель, следует придерживаться ряда мер безопасности:
- При работе с «болгаркой» не безопасно пилить плитку на коленях. Лучше расположить ее на твердой поверхности.
- Для защиты от стружки органы дыхания защищают маской.
- Действия, не связанные с водой, осуществляют в матерчатых перчатках, это обезопасит от травматизма кистей рук.
При укладке тротуарной плитки не стоит пренебрегать элементарными техниками строительных работ. Соблюдение правил обеспечит долговечность и эстетическую привлекательность предполагаемых зон покрытия брусчаткой.