Устройство асфальтобетонного покрытия – как должны делаться хорошие российские дороги

Beton-House com

Сайт о бетоне: строительство, характеристики, проектирование. Соединяем опыт профессионалов и частных мастеров в одном месте


Процесс укладки асфальтобетонного покрытия

СНИП устройство асфальтобетонного покрытия 3.06.03-85 вышел еще в 80-е года прошлого столетия. Но и сегодня большая часть этого документа остается актуальной.

В 2012 году выпущен новый свод правил под номером 78.13330.2012, который актуализировал упомянутый ранее документ под современные требования. Именно его мы и разберем в сегодняшней статье, чтобы узнать, что такое асфальтобетон и как его правильно нужно укладывать.

  • Устройство земляного полотна
      Разработка насыпей, выемок и создание основания
  • Работы по укреплению земельного полотна
  • Устройство основания и покрытия из асфальтобетона
      Приготовление смесей
  • Как производится укладка асфальтобетона
  • Как устроено асфальтовое покрытие на дорогах?

    Верхняя часть покрытия дороги – это асфальт. Он постоянно подвергается воздействию со стороны внешних факторов, поэтому укладывая его важно следовать четкой инструкции, чтобы он прослужил долгий промежуток времени. Качественное основание – залог успеха. Не менее важное значение несет и толщина слоя асфальта. Если территория будет готова к работам по укладке асфальта, то он будет положен качественно, а это значит, что срок службы материала увеличится.

    Используемое оборудование


    Отсутствие тяжелой дорожной техники при ручном ремонте или обустройстве новых дорог предполагает, что в ходе выполнения работ будет использовано специализированное оборудование для дорожного строительства.

    К наиболее часто используемому оборудованию при ручной строительно-ремонтной технологии можно отнести:

    • Заливщики швов. Этот тип оборудования преимущественно применяется для заливки карт и швов битумными материалами во время выполнения ямочного ремонта. Установки обеспечивают плавление, перемешивание и нагрев смесей, и выполнение заливки со строгим контролем количества используемого материала.
    • Швонарезчики. Удобная и мобильная техника обеспечивает быструю и качественную нарезку карт.
    • Гудронаторы. Небольшие ручные установки обладают достаточной производительностью для того, чтобы выполнить равномерное нанесение ВБЭ на щебенчатый слой при подготовке основания и в полость карты на ремонтируемом участке.
    • Виброплиты. Одним из наиболее важных этапов при подготовке основания, прокладке покрытия и восстановлении поврежденных зон является качественное уплотнение, достигаемое за счет использования виброплит. В отдельных случаях, например, при ремонте небольших участков, виброплиту может с успехом заменить вибротрамбовка.
    • Тепловое копье. Этот тип установок применяется для очистки и просушки карт и трещин перед проведением ремонта.
    • Ручной дорожный инструмент. При закладке АБС вручную часто применяется вспомогательный инструмент: тележки для транспортировки литого асфальта, грабли для распределения и выравнивания материала и прочее.

    Представленный спектр оборудования и инструментов, а также различные материалы для дорожного строительства можно по выгодным ценам купить у ведущей компании-. Мы предлагаем клиентам широкий ассортимент высококачественных товаров и осуществляем отправку заказов во все регионы России.

    Какую роль играет основание?

    Основание – это база, которая в первую очередь будет обеспечивать дренаж вод, дождевых и грунтовых. Другая функция основания – распределение давления на асфальт, при этом должно быть задействовано как можно больше территории. Нельзя не сказать и о том, что основание – это отличный способ выровнять все неровности (сюда относятся ямы, бугры), чтобы верхняя поверхность ложилась ровнее. Помимо выравнивания основание помогает предотвратить появление этих самых неровностей после укладки асфальта.

    Что использовать для основания? Материалов существует огромное количество, ниже представлены самые распространенные:

    1. Щебень.
    2. Бетон.
    3. Кирпичный бой.

    Толщина слоя асфальта, безусловно, будет зависеть от материала, взятого за основание. Также толщина зависит и от условий эксплуатации, которые зачастую бывают суровыми. К примеру, толщина асфальтового покрытия должна быть больше, если в основании кирпичный бой или щебень. Это обусловливается тем, что вышеуказанные материалы не такие жесткие, как тот же бетон. Из этого следует вывод, что, используя бетон, асфальт может быть меньше по толщине.

    Асфальтобетонное покрытие: общие сведения

    Асфальтобетонное покрытие: общие сведения

    Первые асфальтобетонные покрытия были построены в Вавилоне за 600 лет до Нашей эры. Строительство покрытий с применением битума возобновилось только в XIX веке в Западной Европе, а затем в США. Первый участок асфальтобетонного покрытия в России был построен на Волоколамском шоссе в 1928 году.

    Асфальтобетонное покрытие имеет ряд положительных свойств и высоких транспортно-эксплуатационных показателей: медленное изнашивание под действием тяжелых транспортных средств; сравнительно высокая прочность и устойчивость к воздействию климатических факторов и воды; гигиеничность (не пылит и легко очищается от пыли и грязи); простота ремонта и усиления покрытия.

    Асфальтобетонное покрытие укладывают на дорогах с продольным уклоном до 60 промилей. Поперечный уклон назначают в пределах 15-20 промилей.

    Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями непрерывно изменяются в связи с тем, что транспортные нагрузки и интенсивность движения постоянно увеличиваются. Еще 20-30 лет назад двухслойные асфальтобетонные покрытия толщиной 10-12 см на щебеночном основании 18-25 см применяли на дорогах высоких категорий. Теперь такие конструкции пригодны только для дорог низших (IV и V) категорий, а на дорогах II и I категорий конструкции стали более мощными, в основании, все чаще применяется тощий (укатываемый) бетон толщиной 20-35 см, а суммарная толщина укладываемого асфальта равна 18-25 см.

    Сроки службы асфальтобетонных покрытий зависят не только от качества асфальтобетона, но и от конструкции дорожной одежды. Одинаковое по качеству асфальтобетонное покрытие по-разному работает на различных основаниях. Так, в асфальтобетонных покрытиях, уложенных на основания из монолитного цементобетона, появляются трещины из-за теплофизической несовместимости материалов покрытия и основания, т. е. швы и трещины в цементобетонных основаниях повторяются в асфальтобетонных покрытиях.

    Щебеночные основания лишены этого недостатка, однако, они подвержены неравномерным усадкам, происходящим из-за взаимного перемещения зерен щебня под влиянием многократных воздействий транспортных нагрузок.

    Применительно к выбранной конструкции дорожной одежды необходимо выбрать тип асфальтобетонной смеси. Покрытия из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку асфальта (асфальтировку) следует производить при температуре окружающего воздуха не ниже +5oC. Укладка асфальта (асфальтировка) может производиться как механизированным способом, при помощи асфальтоукладчика, так и ручным способом.

    Отсыпка и восстановление дорог к дачным поселкам и гаражным кооперативам, дорог с неоживленным движением, асфальтовой дорожной крошкой являться прогрессивным методом восстановления дорог. За счет невысокой стоимости и более высокой устойчивостью к разрушению чем, щебень, песок. Асфальтовая дорожная крошка обладает более высокой плотностью, насыщена битумом, служащим дополнительным связующем звеном и уплотняющим элементом, что позволяет дороге прослужить значительно дольше.

    Лучшим материалом для отсыпки дорог внутри дачных поселков и гаражных обществ, является асфальтная крошка. Преимущество асфальтной крошки в том, что она укладывается гораздо плотнее, чем песок и щебенка. Крошка из асфальта после отсыпки, укатывается колесами автомобилей до такой степени, что становится похожей на асфальт. Дорога, отсыпанная асфальтной крошкой, более устойчива к размытию и другим разрушениям под воздействием воды. Битум присутствующей в крошке, служит дополнительным связующим и уплотняющим элементом, что позволяет дороге прослужить значительно дольше, чем дороге отсыпанной из песка и щебня.

    Технология отсыпки и восстановления, грунтовых дорог:

    Перед укладкой асфальтной крошки, проводят разравнивание, с помощью автогрейдера сбивая неровности дороги, профилируя основание, добиваясь необходимой ровности. После того как достигнут ровный слой основания, производят разравнивание дорожной крошки по всей дороге, профилируют откосы. Добиваясь ровности покрытия одинаковой толщины слоя. На заключительном этапе производят уплотнение с помощью дорожного катка, тем самым, добиваясь высокой плотности и устойчивости к размыву и другим разрушениям под воздействием воды.

    После того как дорожный каток уплотнил покрытие новая дорога готова к эксплуатации.

    Перед устройством основания неоходимо установить бортовые камни и поребрики. Основания под асфальтобетонные покрытия тротуаров устраивают из щебня, шлака, кирпичного боя, а также других отходов, полученных от разборки зданий и сооружений. В качестве материала для основания используют также дробленый старый асфальтобетон (асфальтная крошка). Толщину основания обычно назначают 10-15 см в зависимости от свойств подстилающих грунтов. Материал основания разравнивают слоем требуемой толщины и затем уплотняют катками с рассыпкой каменной или шлаковой мелочи для расщебенки и расклинцовки.

    Толщину асфальтобетонного покрытия обычно принимают 3-4 см. На въездах в кварталы и во дворы толщину слоя асфальтобетона поднимают до 5 см и более. Для устройства покрытий тротуаров используют песчаные или мелкозернистые асфальтобетонные смеси. Для уплотнения асфальтобетона используют виброплиты или катки малого класса.

    Асфальтирование спортивной площадки

    Асфальтовое основание строят для специального спортивного покрытия на теннисных кортах, волейбольных, баскетбольных и других спортивных площадках. Устройство такого основания включает комплекс работ:

      Земляные работы (подготовка «корыта»). Выемка и вывоз грунта на необходимую высоту, как правило, на высоту щебёночного основания. Планировка, разравнивание грунта внутри корыта;Установка бортовых камней, поребриков и системы водоотвода по периметру площадки;Устройство песчаного основания толщиной 10-20 см, если грунт содержит глину;Устройство щебёночного основания толщиной 15-18 см. Из фракций щебня 40х70 и 20х40. Можно применить, вместо щебня фр. 40х70, черный щебень, а на верхний слой — мелкую асфальтную крошку. Желательно, для увеличения надёжности щебёночного основания, выполнить дополнительную расклинцовку отсевом.Установка закладных деталей для стоек;Верхний слой выполняется из мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа “Г”, общей толщиной 8 см. Асфальт укладывается двумя слоями по 4см. Для отвода воды с поверхности корта основанию необходимо задавать уклон 0,5 – 1 ‰ по короткой стороне;В связи со спецификой технологии укладки асфальта, невозможно достичь идеальной ровности основания. Поэтому перед укладкой спортивного покрытия необходимо выровнять основание специальными смесями.

    Укладка в насыпь и уплотнение грунта выполняются при планировочных работах, возведении различных насыпей, обратной засыпке траншей, пазух фундаментов и др. Уплотнение производится с целью увеличения несущей способности грунта, уменьшения его сжимаемости и снижения водопроницаемости. Уплотнение может быть поверхностным и глубинным. В обоих случаях оно осуществляется механизмами.

    Существует уплотнение грунтов укаткой, трамбованием и вибрированием. Наиболее предпочтителен комбинированный метод уплотнения, заключающийся в одновременной передаче на грунт различных воздействий (например, вибрирование и укатка), или объединение уплотнения с другим рабочим процессом (например, укатка и движение транспортных средств и др.).

    Для обеспечения равномерного уплотнения отсыпанный грунт разравнивают бульдозерами или другими машинами. Наибольшее уплотнение грунта с наименьшей затратой труда достигается при определенной оптимальной для данного грунта влажности. Поэтому сухие грунты должны увлажняться, а переувлажненные — осушаться.

    Грунт уплотняют участками (захватками), размеры которых должны обеспечивать достаточный фронт работ. Увеличение фронта работ может привести к высыханию подготовленного к уплотнению грунта в жаркую погоду или, наоборот, к переувлажнению в дождливую.

    Наиболее трудным является уплотнение грунта при обратной засыпке пазух фундаментов или траншей, так как работы ведутся в стесненных условиях. Во избежание повреждения фундаментов или трубопроводов прилегающий к ним грунт на ширину 0,8 м уплотняется с помощью виброплит, пневматических и электрических трамбовок слоями толщиной 0,15…0,25 м. Более производительные способы, например самопередвигающиеся виброплиты и другие, применяются при уплотнении засыпки под полы.

    Насыпи, имеющие большую площадь, рекомендуется уплотнять прицепными или самоходными гладкими или кулачковыми катками, а также трамбующими машинами по замкнутому кругу.

    Проходки грунтоуплотняющих машин делаются с небольшим перекрытием во избежание пропусков неуплотненного грунта. Число проходок по одному месту и толщина слоя задаются в зависимости от вида грунта и типа грунтоуплотняющей машины или устанавливаются опытным путем (обычно 6…8 проходок).

    Насыпи, к которым не предъявляются высокие требования по плотности грунта, можно уплотнять транспортными средствами в процессе отсыпки грунта. Схема работы составляется так, чтобы груженый транспорт перемещался по отсыпанному слою грунта.

    В отличие от обычного бетона, цементно-щебеночные смеси содержат значительно меньше цемента и могут уплотняться статическим воздействием самоходных катков с гладкими вальцами. Основание из тощего бетона устраивают по технологическому слою из уплотненного щебня, цементогрунта или песчано-гравийной смеси толщиной 10—15 см. По основанию из тощего бетона на магистралях с тяжелым транспортным движением укладывают двухслойное асфальтобетонное покрытие общей толщиной 8—12 см, на остальных проездах и дорогах по слою тощего бетона укладывают однослойное асфальтобетонное покрытие толщиной не менее 10 см. Укладывают тощий бетон в основание бетоноукладчиком, щебнеукладчиком или с помощью средств малой механизации. Смесь распределяют слоем до 20 см и сразу же уплотняют сначала легкими, а затем тяжелыми катками до полного исчезновения следов укатки.

    Устройство асфальтобетонного покрытия по тощему бетону можно производить после его уплотнения или по истечению 2—3 сут. В последнем случае поверхность основания следует обработать битумной эмульсией в два слоя. Общий расход эмульсии 0,7 кг на 1 м2 основания. Устройство оснований из тощего бетона значительно снижает трудовые затраты, а также сроки начала укладки асфальтобетона. В основаниях из тощего бетона устраивают температурные поперечные швы. Расстояние между ними принимают от 20 до 40 м в зависимости от температуры воздуха при укладке бетонной смеси, марки тощего бетона и типа асфальтобетонного покрытия. Швы нарезают специальными нарезчиками или устраивают с помощью закладки в основание еловых или сосновых досок.

    Армирование асфальта как способ повышения его долговечности

    Вопрос армирования дорожного покрытия отнюдь не праздный, поскольку основная масса автодорог и улиц покрыта асфальтобетоном, а его зачастую плачевное состояние и быстрое, в течение нескольких лет, разрушение знакомо каждому, кто движется на своих или муниципальных колесах.

    Качество асфальтирования и срок службы асфальтобетона зависит как от качества основания, на которое он уложен, так и от свойств, присущих самой природе асфальтобетонного покрытия.

    Асфальтобетонные покрытия, обладающие хорошей сопротивляемостью кратковременным нагрузкам, имеют невысокую прочность на растяжение при изгибе и недостаточную распределяющую способность при многократном приложении нагрузки. Поэтому возникающие в процессе эксплуатации асфальтобетонного покрытия усталостные и отраженные трещины, интенсивно развиваясь, приводят к его преждевременному разрушению.

    Уже давно во всем мире, срок службы асфальтобетонного покрытия повышают путем его армирования геосетками. Сегодня на рынке существуют геосетки из стекловолокна, полиэстера, из базальтовых волокон и ряд других.

    По результатам многочисленных лабораторных исследований и опыту эксплуатации, к армирующим геосеткам предъявляются следующие требования:

      модуль упругости армирующего материала должен быть больше модуля упругости асфальтобетона для того, чтобы воспринять растягивающие усилия аналогично тому, как это происходит в железобетоне;сцепление между асфальтом и армирующим материалом должно быть очень хорошим для того, чтобы распределить растягивающие напряжения в материале армирования в смежные участки асфальтобетонного покрытия. При этом должны быть учтены два важных фактора, влияющие на прочность этого сцепления:разница между коэффициентами температурного расширения асфальтобетона и армирующего материала должна быть как можно меньше, так как при перепадах температур возникают вторичные локальные напряжения в месте их соединения, которые могут превысить предельные значения, и система перестанет работать как единое целое. Примером может служить отличное поведение железобетона, где сталь и бетон имеют одинаковые коэффициенты температурного расширения;модуль упругости материала армирования не должен на несколько порядков превышать модуля упругости асфальтобетона. Это объясняется тем, что, являясь упруго-пластичным материалом, асфальтобетон под транспортной (динамической) нагрузкой ведт себя как упругий материал, воспринимает напряжения и перераспределяет нагрузку на большую площадь нижележащих слоев совместно с армирующим материалом. Если применить слишком жесткое армирование, основная часть растягивающих напряжений будет воприниматься именно им. Эти напряжения должны передаваться в слои асфальта через силы сцепления и потребовалась бы очень большая площадь заделки армирования в асфальт, чтобы напряжения не превысили сил сцепления армирования с асфальтом.
    Характеристики некоторых материалов и готовых изделий
    Наименование Модуль упругости, Н/мм2
    Асфальт 1000 – 7000
    Бетон 20000 – 40000
    Сталь 200000 – 210000
    Стекловолокно 69000
    Полиэстерное волокно 12000 – 18000
    Пряди геосетки Хателит из полиэстера 7300
    Пряди геосетки из базальта 35000

    Анализируя приведенные данные с изложенных выше позиций, можно понять, почему такие материалы, как стекло, сталь или базальт работают в паре с асфальтобетоном хуже, чем полиэстер.

    Разница между модулями упругости стекловолокна, стали, базальта, с одной стороны, и асфальтобетона — с другой, вызывают проблемы с прочностью сцепления между ними. Армирование упомянутыми материалами было бы возможно, если бы армирующий материал простирался на всю ширину проезжей части и по ее краям было бы обеспечено достаточное их закрепление. В противном случае армирование будет просто выдернуто из асфальтобетона.

    Имеются примеры применения стеклосеток для армирования асфальтобетона при недостаточной длине заделки сетки в асфальтобетоне. Допускаемые силы сцепления между сеткой и асфальтобетоном оказываются превышенными, происходит расслоение между сеткой и асфальтобетоном, и под влиянием динамических транспортных нагрузок появляются относительные перемещения между сеткой и асфальтом, которые приводят к полному разрушению стеклянных волокон. Это было выяснено при взятии кернов, когда от стеклосетки остался только белый порошок после нескольких лет эксплуатации.

    На материал армирования не должны влиять динамические нагрузки от движущихся транспортных средств, иначе армирование будет плохо работать в договременной перспективе. Проведенные исследования показали, что стеклосетки плохо переносят динамические нагрузки. Разрывное усилие испытанных стеклосеток упало до 20–30 % от первоначального значения после 1000 циклов нагружения, и ни одна из них не выдержала 5000 циклов нагружения, в то время как Хателит успешно выдержал 6000 циклов.

    Исследования армирующей сетки из стекловолокна показали неутешительные результаты при различных условиях. На двух различных усчастках дорог исследовалось поведение асфальтобетона, армированного стеклосеткой, и неармированного, в течение четырех лет.

    На первом участке покрытие, армированное стеклосеткой, имело гораздо больше трещин на проезжей части, чем неармированное.

    На втором участке окончательный осмотр показал отсутствие трещин в переходной зоне как армированного, так и неармированного покрытия. В то же время стеклосетка не предотвратила появления трещин в зоне пересечения со старыми железнодорожными путями.

    Таким образом, основываясь на результатах исследований не рекомендуется использовать стеклосетку в качестве трещинопрерывающего армирования.

    Наиболее серьезный подход к выбору армирования асфальтобетонных покрытий следует проявлять при сооружении взлетно-посадочных полос аэродромов с асфальтобетонным покрытием. Ведь выбоины в асфальте на проезжей части заставляют водителей снижать скорость и лишь иногда ведут к повреждению подвески автомобиля. Нарушение же целостности асфальтобетона на взлетно-посадочной полосе — прямой путь к катастрофе с человеческими жертвами.

    Наиболее оптимальным выбором для армирования асфальтобетона по сравнению со стеклосеткой является армирующая сетка типа Хателит. Данный тип сетки имеет достаточно высокие технико-экономические показатели:

      значительное снижение толщины асфальтобетона;повышение его трещиностойкости в 3 раза и более;увеличение ресурса покрытия и снижение эксплуатационных затрат на его содержание.

    Применение же армирующих сеток из стекловолокна не дало положительного эффекта в силу их невысоких физико-механиеских характеристик и неспособности эффективно препятствовать развитию трещин в асфальтобетоне.

    Несмотря на то, что постоянно разрабатываются новые виды армирующих сеток из стекловолокна, их эффективность и договечность остается значительно ниже, чем у полиэстерных сеток типа Хателит.

    Наиболее эффективными геосетками являются сетки Хателит С по следующим показателям:

      армирующие нити сеток выполнены из полиэстера и по сравнению с нитями из стекловолокна хорошо воспринимают не только напряжения в горизонтальной плоскости, но и напряжения от многократных вертикальных нагрузок. Нити из полиэстера устойчивы к воздействию от вертикальных напряжений и деформаций. Нити из стекла не воспринимают вертикальных деформаций и напряжения;уже в заводских условиях сетка обработана битумом, что обеспечивает хорошее сцепление с асфальтобетоном;является композиционным материалом. Помимо армирующих нитей сетки имеют геотекстильную основу, что обеспечивает при укладке проектное положение сетки без дополнительных операций;размеры ячейки армирующих сеток дожны быть равны удвоенному размеру наибольшей фракции щебня. Для мелкозернистого асфальтобетона оптимальный размер ячейки сетки 40х40 мм.

    Также следует отметить, что при динамических испытаниях образцов на изгиб при максимальных значениях растягивающих напряжений, равных 10 МПа, количество циклов до разрушения у образца с Хателитом С в 13 раз выше, чем у образца с базальтовой сеткой. При трехкратном прохождении уплотняющего катка базальтовая сетка потеряла почти 50 % прочности (Хателит С — 10 %), а при 5 проходах — 60 % (Хателит С — 13 %). Таким образом, очевидна тенденция потери базальтовой сеткой своей прочности, снижения способности к деформациям и разрушения при увеличении количества циклов уплотнения или просто проходов тяжелого автотранспорта при дорожных работах. Для сравнения, у Хателит С коэффициент механических повреждений даже при 5-ти кратном уплотнении оставался в пределах допустимого — не превышал 1,15.

    Исследования на сдвигоустойчивость показали, что для керна с Хателит С она равна 34 кН/м (вследствие хорошей битумной пропитки, оплавления и уплотнения нетканого материала, нанесенного на сетку), а для керна с базальтовой сеткой сдвигоустойчивость составила 6 кН/м при минимально допускаемой величине 15 кН/м.

    Кроме того, расход 70 % битумной эмульсии при укладке сетки Хателит С составляет 0,3–0,5 л/м. кв., а при укладке сетки из базальта — 1,0–1,2 л/м. кв.

    В конце требуется отметить, что геосетка Хателит С сертифицирована в России и Украине. Кроме того в Украине существует «Технологический регламент использования сетки Hatelit 40/17 C для армирования асфальтобетона».

    Армирование дороги: Геосетка Хателит С в рулонах:
    Геосетка Хателит 40/17 С: Укладка асфальта поверх геосетки Хателит 40/17 С:

    Если вы добираетесь на дачу на собственной автомобиле, то рано или поздно вам надоест ставить его просто возле крыльца дома. Вы задумаетесь о том, что пора бы построить для своего «железного коня» стационарную парковку, защищающую его во время вашего дачного отдыха от жарких солнечных лучей и атмосферных осадков. Самой легкой и быстрой в исполнении является стоянка для машины на даче в виде площадки с навесом. Давайте поговорим о том, как построить подобную стоянку и подберем материалы для нее.

    Выбор месторасположения стоянки

    Место для «отдыха» вашей машины должно располагаться на ровной площадке. Косогор для стоянки категорически не годится, так как вам впоследствии придется постоянно ставить автомобиль на ручной тормоз, укладывать под колеса камни или кирпичи, да и просто нервничать, что машина, несмотря на ваши старания, уедет без вашего позволения. Однако, несмотря на это, небольшой уклон для площадки предусмотреть необходимо. Так машине будет проще заехать на стоянку. Предусмотрите также, чтобы площадка находилась не в низине, а чуть выше уровня земли. Тогда здесь не буде застаиваться дождевая вода и снег.

    Устройство площадки

    Устройство площадки начинается со снятия в выбранном месте слоя грунта толщиной 10-20 см. В этот небольшой котлован насыпают и утрамбовывают песчаную или щебневую подушку.

    Бетонная стяжка

    Если почва на участке достаточно устойчива и не подвержена сезонным смещениям, то можно остановиться на бетонной стяжке, укрепленной арматурой. Для этого по периметру площадки устанавливается деревянной опалубка из обрезной доски необходимой высоты. Поверх песка заливается слой бетона толщиной около 5 см, на который сразу же, не дожидаясь застывания, кладется арматурная сетка. Сверху она вновь заливается бетоном.

    Толщина бетонной площадки должна быть не менее 10 см, если же автомобиль большой и тяжелый, то лучше эту цифру увеличить. Несмотря на то, что бетон схватится уже через 2-3 дня (в это время уже можно будет убирать опалубку), эксплуатировать ее еще нельзя. Подождите еще месяц, пока бетон не наберет окончательную прочность – тогда он сможет выдержать вес машины.

    Тротуарная плитка

    В том случае, если грунт подвержен вспучиванию, то уже через год бетонную поверхность площадки может взломать, поэтому нужно предпочесть другой вариант. Хорошим выбором может стать тротуарная плитка, которая, за счет зазоров между собой, позволит влаге лучше испаряться с поверхности земли и основание стоянки будет меньше коробиться.

    Такая плитка бывает совершенно разной фактуры и цвета – стилизованная под определенный сорт дерева или камня. Для автомобильной стоянки лучше использовать плитку «под гранит».

    Укладывается тротуарная плитка очень легко – на утрамбованную щебневую подушку или же на слой песка и цемента. Никаких других связующих, например, клея не требуется. Плитка прибивается к поверхности специальным резиновым молоточком и плотно сцепляется с основанием. После того, как плитка будет уложена, желательно по ее границам установить бордюрный камень. Вместо плитки в качестве облицовки площадки можно использовать брусчатку, натуральный камень, клинкерный кирпич.

    Щебневая отсыпка

    В случае вспучиваемых грунтов для поверхности площадки можно использовать и обычный щебень. Достаточно засыпать в вырытую ямку слой щебня и площадка для стоянки готова.

    Газонная решетка

    А это уже вариант для любителей экологически чистых покрытий, идеально вписывающихся в природный ландшафт. Экопарковка – это особая жесткая пластиковая решетка, создающая основу для почвы, в которую высеивается газонная трава.

    Полимерная решетка равномерно распределит вес машины по всей площадке, поэтому на траве не образуются колеи от колес и газон всегда будет выглядеть ухоженно. Достоинства экопарковки – долговечность (до 25 лет), водоотведение, морозоустойчивость. Решетка не потребует никакого ухода в период всего срока использования, однако отличается относительной дороговизной.

    Навес над площадкой

    Независимо от того, какое покрытие для своей стоянки вы предпочли, нежелательно оставлять ее открытой для осадков и солнечных лучей. Современный строительный рынок предлагает огромный выбор навесов для стоянок автомобилей. Большой популярностью пользуется навес, представляющий собой легкую конструкцию из стального каркаса и крыши – покрытия из поликарбоната, шифера, металлочерепицы, профнастила.

    Такие конструкции продаются уже в готовом виде или же их можно заказать по частям. Если есть желание, то подобный навес можно изготовить самостоятельно. Для этого потребуются опорные и поперечные металлические трубы, из которых с помощью сварки или болтов сооружается каркас. Сверху крыша покрывается деревянными досками, шифером или рубероидом – смотря, что у вас есть в наличии.

    Таким образом, стоянка под машину на даче может иметь самый разнообразный вид –от откровенно урбанистической (с площадкой из бетона и навесом из поликарбоната) до максимально естественной (экопарковка с деревянным навесом). Главное, чтобы она смогла защитить автомобиль от внешних негативных факторов и вписалась в общий стиль вашего участка.

    Получить текст

    От чего зависит толщина асфальта?

    Как уже было сказано выше, толщина асфальта зависит от материала, который был положен в основание, точнее от жёсткости этого материала, но это не всё. Помимо основания большую роль играет и нагрузка на асфальтовое покрытие.

    Один слой

    В один слой асфальт укладывают на дорожки, предназначенные для пешеходов, а также на стоянки у небольших магазинов, на которые не так часто заезжают автомобили. Также один слой асфальта кладётся на дороги, в основании которых бетон. Что касается нагрузки, то учитывается, какие автомобили будут ездить по определенной дороге. Если только легковые, то асфальт в один слой уложить можно.

    Читать по теме: Технология укладки холодного асфальта

    Два слоя

    Асфальт в два слоя укладывается тогда, когда в качестве основания был использован щебень или же кирпичный бой. Также учитывается нагрузка. Два слоя асфальта – норма, которая подходит для дорог, по которым движутся легковые машины. Два слоя асфальтового покрытия кладут на стоянках возле крупных зданий. Если асфальт накладывается на бетон, то дорога из такого покрытия сможет вынести большие нагрузки, поэтому легкие грузовики или же автобусы могут передвигаться по таким дорогам без препятствий. Так как толщина слоя асфальта тогда достигает необходимых норм.

    Три слоя

    Асфальт в три слоя – это норма для трасс, находящихся между городами. Они достаточно мощные и способные выдержать как легковую машину, так и легкий грузовик. Но, три слоя асфальта не предназначены для передвижения тяжелых грузовиков. Также стоит упомянуть, что три слоя асфальта накладываются тогда, когда в основании либо щебень, либо кирпичный бой. Причем материал, используемый как база, должен быть уложен не менее 30-ти см., чтобы нормы были соблюдены. Такой асфальт будет достаточно крепким и прочным, способным выдержать нагрузки, конечно, только в том случае, когда он уложен правильно.

    Четыре слоя и больше

    Основанием асфальта, который укладывается в четыре слоя, может быть не только бетон, но и щебень 4-5 фракции. В данной ситуации и бетон, и щебень стоят на одном уровне. Сказать, что какой-то материал будет более выгодным – нельзя. Асфальтовое покрытие в четыре слоя уложено на трассах, которые постоянно используются, причем не важно, легковыми автомобилями или тяжелыми грузовиками.

    Тонкий слой – в каких случаях стоит выбрать такой вариант укладки асфальтового покрытия

    Укладывают асфальт в один тонкий слой во многих ситуациях, например:

    • для того чтобы отремонтировать асфальт, который уложен в достаточное количество слоев, но возникло какое-либо нарушение. Тонкий слой требуется для того, чтобы его скрыть, если сделать это тонким слоем не получается, то приходиться прибегать к другим действиям;
    • для дорожек, предназначенных для пешеходов. Тонкий асфальтовый слой отлично подходит для эксплуатации пешеходами, так как нагрузка на материал небольшая;
    • настил дорог на бетон, как уже говорилось, это прочное основание, на которое можно наложить всего один слой асфальта, чтобы легковые автомобили могли передвигаться по асфальтированной дороге без проблем.

    Читать по теме: Ремонт трещин в асфальтовом покрытии

    Как выполняется организация дорожных работ


    Технология устройства асфальтобетонной смеси – дворовая территория

    Помимо свода правил организация мероприятий по укладке асфальтобетонного покрытия должна соответствовать проекту на объект, проекту организации строительства и проекту производства работ.

    • Все подготовительные мероприятия следует проводить в установленные сроки и по очередности, установленной технической документацией.
    • Если дорога имеет одноуровневое пересечение с железнодорожными путями, то устройство последних выполняется в первую очередь – вот такой каламбурчик.
    • При строительстве временных дорог, в случае если проект предусматривает применение ГМ (геотекстильных материалов), нужно использовать армирующие рулонные геосинтетические изделия и геоматериалы

    Подготовка


    Технологическая карта устройства асфальтобетонного покрытия – геодезическая разбивка

    Свод правил 126.13330 определяет объем и состав разбивочной геодезической основы.

    • В первую очередь выполняется расчистка площади под будущее полотно. Если работа производится в условиях вечной мерзлоты, то зачистка от кустарника и леса может производиться на ширину дороги только в зимнее время года.


    Вырубка просеки для будущей дороги

    • Нарушение растительного слоя в пределах полосы отвода не допускается, ровно как и корчевание пней «в задел».
    • Если выполняется строительство дороги, спроектированной по принципу эксплуатации в основе полотна из оттаивающих грунтов, то расчистка полосы может производиться в любое время года.
    • Если под дорогу будет делаться насыпь не менее 150 сантиметров, то в основании допускается оставлять пни высотой до 10 сантиметров.
    • Земляные работы могут начинаться только после полного удаления с площадки отходов расчистки.


    Устройство асфальтобетонных покрытий – погрузка отходов расчистки

    • Перед разработкой грунтовых карьеров осуществляются мероприятия по закреплению границ отведенного под это участка.
    • Когда все подготовительные работы будут закончены, земли от временного отвода рекультивируются согласно проекту, и передаются пользователям.

    Одежда проезжей части – что это такое?

    Проезжая часть дороги имеет одежду. Как растолковать данное понятие? Одежда проезжей части – это слои из разных материалов, цель которых создать ровную поверхность. Понятно, что дороги постоянно эксплуатируются, а это значит, что за их состоянием нужно тщательно следить, чтобы не допустить появления каких-либо, угрожающих жизни, нежелательных условий.

    Дорожную одежду можно разделить на 2 слоя: верхний и нижний. Верхний больше подвергается нагрузкам, поэтому для его создания используются более прочные материалы, чем для нижнего. Благодаря нижнему слою, который обычно включает в себя недорогие материалы, стоимость дорог значительно уменьшается, при этом понижается и качество.

    Одежда для дороги может быть жесткой, сюда относят материалы, которые могут сопротивляться движению колёс, по-другому их называют цементобетонными. Другой вариант одежды – не жёсткая. Такая одежда обычно изготавливается из зернистых материалов, вяжущихся или практически несвязных. Обычно такие материалы подкрепляются добавками в качестве цемента или извести.

    Верхний слой

    Верхний слой дороги – это покрытие, которое подвергается нагрузки со стороны колес автомобиля, поэтому его функция – защитная. Такой слой всегда твердый, ведь он подвергается разрушениям, сдвигам и так далее. Верхний слой должен быть ровным настолько, насколько это возможно, потому что именно он обеспечивает сцепление поверхности дороги и колёс автомобиля. Сцепление можно улучшить, если нанести на верхний слой изнашивание, которое со временем меняют, чтобы цепкость была лучше.

    Виды одежды

    Существует несколько типов дорожной одежды, которые обычно выбираются в зависимости от следующих факторов:

    1. Категория дороги.
    2. Есть ли привозные материалы.

    Виды одежды отличить можно и по используемым материалам, к примеру:

    • грунт, в который добавляют зерновые добавки (щебень, песок);
    • материалы из крупного зерна (щебень, гравий);
    • материалы из колотых камней (гравий, камень или щебень);
    • местный грунт, который обрабатывается связующими веществами;
    • привозные материалы (бетонные плиты);
    • смесь материалов из камня с вяжущими материалами.

    Читать по теме: Как добиться ремонта дороги

    И щебень, и гравий – это достаточно рыхлые материалы, которые становятся прочными только после того, как они уплотнятся. Это происходит за счет того, что частицы трутся и связываются между собой с помощью связующего материала.

    Устройство основания и покрытия из асфальтобетона

    Основание под асфальтобетонное полотно может содержать дополнительные слои, предназначенные для защиты от морозов, дренажа и прочего. За описанием данных требований можете обратиться непосредственно к тексту документа, разделы 8, 9, 10 и 11. Мы же переходим к укладке дорожной одежды.


    Устройство тротуаров из асфальтобетона

    Приготовление смесей


    Инструкция на приготовление асфальта

    Асфальтобетонные смеси готовятся на соответствующих заводах, на установках непрерывного и периодического действия.

    • В качестве вяжущего вещества применяется битум. После нагрева до рабочей температуры, он должен быть использован в течение 5 часов. Если технологический процесс подразумевает более длительное хранение, то температуру жидкого битума снижают до 60 градусов, а вязкого – до 80. В таком виде они хранятся до 12 часов.
    • ГОСТ Р 52056 нормирует транспортировку и хранение полимерно-битумных вяжущих (ПБВ).
    • Температура компонентов, из которых готовится асфальтобетонная смесь (песок, щебень, вяжущее), а также готовой смеси, указывается в следующей таблице.


    Температурные показателей компонентов смеси

    • Технические данные асфальтобетонной установки определяют время на перемешивание холодных и горячих смесей. Для большей точности перед работой выполняются пробные замесы.
    • Готовая асфальтобетонная смесь выгружается либо в накопительный бункер, либо непосредственно в самосвал. Выгрузка производится в условиях, в которых расслоение смеси будет минимальным.
    • Время нахождения смеси в бункере не должно превышать 2 часа и ограничивается минимальной температурой смеси.
    • Асфальтобетонная смесь может транспортироваться только в самосвалах и асфальтовозах, которые оборудованы водонепроницаемыми пологами, которые можно быстро снять.


    Асфальтовоз в виде полуприцепа

    • Днища кузовов автомобилей, во избежание прилипания смеси, должны смазываться, но только веществами, не влияющими на качество асфальта.
    • Продолжительность транспортировки напрямую зависит от температурных показателей смеси, указанных в таблице выше.
    • ГОСТ 31015 устанавливает температурные показатели щебеночно-мастичных смесей асфальтобетона.
    • Литая горячая смесь должна транспортироваться в специальных машинах, которые оборудованы термосами, внутри которых установлены устройства принудительного перемешивания.

    Разделение дорожной одежды – какие существуют виды?

    Разделить всю одежду для дороги можно на три вида:

    1. Усовершенствованная.
    2. Низшая.
    3. Переходная.

    Усовершенствованный вид можно разделить ещё на две категории: капитальные (цементобетонные, асфальтобетонные) и облегченные (дегтебетонные, слои изнашивания, а также асфальтобетонные смеси).

    Переходные покрытия – это щебень, гравий, а также те местные материалы, которые не особо прочные.

    Низшие покрытия – это дерево, а также материалы из грунта, которые подкреплены и улучшены местными материалами.

    Выбрать материал несложно, если опираться на следующие факторы:

    1. Грунтовые условия.
    2. Климатические условия.
    3. Степень механизации работ.
    4. Наличие каких-либо местных материалов.

    Когда требуется замена слоя асфальта?

    Верхний слой, как уже было упомянуто, способен изнашиваться, поэтому периодически его заменяют новым. Происходит это тогда, когда появляются какие-либо неровности, впадины, истирания. Верхний слой очень часто трескается.

    Тонкий слой асфальта наложить можно на старую дорогу, тем более, если в основании жесткий бетон. В общем, главная причина замены верхнего слоя – это неполадки с прежним слоем, которые можно легко устранить заменой.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]